ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 482

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

41

сти  дезорганизованного  социума  перед  террором

Такие  произведения  свиде

-

тельствует об устойчивом стихийном расползании терророфонии

.

Восприятие терроризма в массовом сознании и в художественной литера

-

туре начала

 XXI 

в

характеризуется высокой степенью лабильности

всепрони

-

кающей  конвергентностью  и  включенностью  в  обыденную  жизнь

Своеобраз

-

ной чертой отечественного литературного процесса начала

 XXI 

в

стало раство

-

рение темы  терроризма  в повседневности

Если  известные  мастера  прозы  все

-

гда  пытаются  при  освещении  данной  темы  выйти  на  уровень  широких  фило

-

софских  размышлений  и  сильных  эмоционально-художественных  пережива

-

ний

то писатели среднего  звена

ориентирующиеся  на  массовые  потребитель

-

ские запросы

прибегают к ней по весьма прагматическим мотивам

видя в ней

просто символический бренд

В результате террор в таких  произведениях  ста

-

новится  событийным  фоном  и  своеобразным  симулякром

В  этом  случае  от

-

крытый информационный вызов террористического послания

первично преоб

-

разованный и мифологизированный СМИ

повторно кодируется в пространстве

художественной культуры

вызывая равнодушное отношение к терроризму

что

приводит к снижению морально-нравственного иммунитета  к восприятию зла

,

к дегуманизации культуры

.

 В  литературно-художественном  освещении  терроризма  показательным

стало  появление  в  России  антитеррористических  художественных  текстов

.

К  их  числу  диссертант  относит

 «

Роман  о  любви  и  терроре

» 

Э

Тополя

роман

С

Минаева

 «“

Медиасапиенс

-2”. 

Дневник  информационного  террориста

», 

по

-

вести  С

Москвина  и  М

Шахова

У  Э

Тополя  истинными  героями  являются

не террористы

а мужественные люди из числа заложников и спасателей

забо

-

тившиеся в трагические моменты не о себе

а о других

Строгое следование ма

-

териалам  воспоминаний  заложников

внедрение  в  роман  мемуарной  полифо

-

нии

придает произведению убедительность

уводит читателя от односторонней

предвзятости

История любви героев книги убедительно показывает нравствен

-

ную  ущербность  террора

калечащего  души  его  сторонников

превращающего

их в фанатиков насильственного модуса бытия и жертвенной смерти

В романе

С

Минаева  разоблачается  провокационная  и  манипулятивная  роль  медиа  в

протеррористическом воздействии на общественное сознание и деструктивном
влиянии на самих журналистов

В романах С

Москвина и М

Шахова предпри

-

нята  попытка  на  художественном  уровне  привлечь  внимание  общества  к  дея

-

тельности силовых структур и внедрить в общественное сознание идею о воз

-

можности их успешной борьбы с терроризмом

.

Тема терроризма использовалась широким кругом российских писателей

.

Писать о терроризме стало модным

Мода на художественное изображение тер

-

рора  способствовала  многоаспектному  ее  рассмотрению  в  различных  литера

-

турных жанрах

Художественная литература аккумулировала в себе весь спектр

общественных  мнений  по  поводу  развития  террористической  угрозы  в  совре

-

менном обществе и ответила на информационный вызов терроризма соответст

-

вующей метарефлексией

Характер ее воздействия на социум

как видно из вы

-

ше  изложенных  примеров

может  быть  как  антитеррористическим

так  и  про

-


background image

42

террористическим

вызывая  различные  реакции  коммуникативного  напряже

-

ния

.

В  третьем  параграфе  третьей  главы

«Терроризм  в  зеркале  кинемато

-

графа

»

в  центр  внимания  выдвигаются  вопросы

о  влиянии  художественных

образов террористов

созданных  в игровом кино

на формирование их имиджа

в глазах общественного мнения

о кинодраматургической мифологизации само

-

го  явления  терроризма

о распространении  нигилизма  по отношению  к власти

через демонстрацию киносюжетов о терроре и др

..

Создатели  кино

снимающие  фильм  на  тему  терроризма

строят  сценар

-

ный сюжет

режиссерскую концепцию

операторское видение и актерскую ин

-

терпретацию  текста  основываясь

в  основном

на  опубликованных  материалах

СМИ или литературных произведениях

используя уже вторичную

преобразо

-

ванную  журналистами  или  писателями  информацию  как  основной  источник

.

СМИ  в  данном  случае  следует  рассматривать  как  промежуточный  буферный
кодификатор  информационного  массива

служащий  базой  концептуального

и художественного пространства  фильма

Перед  режиссером встает задача  ав

-

торского распознавания исходного текста

Он может пойти путем ретрансляции

предшествующего текста

усиливая те или иные контексты

может предложить

собственную  концепцию  и  оппозиционировать  предшествующему  тексту

Од

-

нако

в  любом  случае

он  будет  отдален  от  основного  субъекта  информации

о  терроризме  одним  или  несколькими  промежуточными  интерпретационными
слоями

изменяющими тональность или даже смысл текста

исходя из убежде

-

ний интерпретатора

.

В  то  же  время  между  терроризмом  и  кинематографом  пролегает  вирту

-

альная  сфера

парадоксальным  образом  сближающая  их  в  инструментальном

смысле  воздействия  на  социум

Это

 – 

драматургичность

зрелищная  театраль

-

ность

Длительная  эксплуатация

 «

эстетики  шокирующего

» 

в  кинематографе

привела к тому

что для многих обывателей

нередко помимо их воли

террори

-

стические события действительно стали зрелищем

.

Cимволическими  ментальными  конструкциями

побуждающими  терро

-

ристов  к  воплощению  семиотически  уже  предсказанного  события

выступают

виртуальные  образы  кино

подобные  картинам  разрушающихся  в  результате

терактов высотных сооружений

Обращает на себя внимание множественность

и  повторяемость  этих  фреймовых  ужасающих  эпизодов  в  западной  киноинду

-

стрии

Произошла некоторая кодификация данного образа в профессиональном

кинематографическом  сообществе

закрепившая  его  на  уровне  массового  соз

-

нания

Своеобразную  трактовку  ситуации  высказал  французский  философ

Ж

Бодрийяр

По его мнению

все дело в катарсисе

заключенном в созерцании

разрушения  символа  мировой  мощи

которыми  и  являются  башни  ВТЦ

Это

чувство порождено глубоким недовольством или даже ненавистью по отноше

-

нию к главному субъекту сосредоточения мировой власти и основному актору


background image

43

политики глобализации

В результате

, – 

считает Ж

Бодрийяр

, – 

возникло

 «

во

-

ображение терроризма

которое бессознательно живет во всех нас

»

1

.

Вера  в  воздействие  кинематографа  на  людей  оказалась  в  Америке  столь

сильна

что  многие  кинокомпании  приостановили  кинопроизводство  и  прокат

картин

в которых были сцены крушения зданий и теракты

чтобы не травмиро

-

вать психику соотечественников

Как утверждал

Г

Почепцов

эксперты Пента

-

гона  стали  активно  изучать  художественные фильмы о  терроризме

чтобы  по

-

пытаться посредством их анализа выяснить новые возможные цели и новые ви

-

ды инструментария терроризма

Через две недели после

 11 

сентября

 2001 

г

со

-

стоялась  встреча  представителей  Пентагона  и  Голливуда  с  целью  выработать
стратегию их совместной деятельности и поиска возможностей введения анти

-

террористических тем в будущие работы голливудских режиссеров и продюсе

-

ров

.

2

  Ярким  подтверждением  этой  тенденции стал  фильм

 «

Мировой  торговый

центр

», 

Оливера Стоуна

известного американского режиссера

неоднократного

обладателя премии

 «

Оскар

».

В

 2005 – 2006 

гг

автором диссертации было проведено социологическое

исследование с целью выяснить специфику восприятия в молодежной среде ху

-

дожественных фильмов с сюжетами

затрагивающими террористическую тему

.

Оно носило комбинированный характер

так как включало в себя рецензирова

-

ние  просмотренных  студентами  кинофильмов  и  интерьюирование  респонден

-

тов

Мониторингом  было  охвачено

 230 

студентов  технического  университета

второго  и  третьего  курса

Основным  методом  исследования  было  избрано  ин

-

тервьюирование

Студенты  были  разделены  на  семь  групп

которым  демонст

-

рировались  фильмы  с  террористическими  сюжетами

Интервью  проводились

анонимно

фиксировалось  в  письменной  форме

Обобщающему  анализу  были

подвергнуты  мнения  и  впечатления  респондентов  по  поводу

 9 

зарубежных

и  отечественных  фильмов

соответствующих  тематике  данного  исследования

.

Исследование молодежного восприятия фильмов М

Андерсона

 «

Меч Гедеона

»

и Д

Ирвина

 «

Четвертый ангел

» 

показало

что под их информационным воздей

-

ствием  у  аудитории  произошла  активизация  мстительных  настроений  и  мыс

-

лей

В контексте проблемы взаимосвязи терроризма и возмездия более сложной

была  реакция  студентов  на  фильм  С

Спилберга

 «

Мюнхен

». 

Концептуальное

влияние  данной  кинокартины

обратившей  внимание  зрителей  на  порочность

самого  принципа  талиона

воспроизводящего  террор  в  новом  акте  возмездия

,

выразилось в том

что отдельные студенты

придерживавшиеся первоначально

абсолютизации возмездия как средства борьбы с терроризмом

после просмотра

фильма С

Спилберга стали сомневаться в своих прежних убеждениях

.

В современном российском кинематографе обращение к теме терроризма

происходит  в  исторической  ретроспективе

Эта  тенденция  проявляется  в  двух

вариантах  воздействия  на  зрительскую  аудиторию

выраженных  в  рефлексив

-

ных  особенностях  художественных  фильмов

 «

Всадник  по  имени  смерть

»

(реж

К

Шахназаров

и

 «

Статский  советник

» (

реж

Ф

Янковский

). 

В  первом

1

 Ж

Бодрийяр

Дух терроризма

. ( “Le Monde”, 

Франция

). // 

Иносми

.Ru. 6 

ноября

 2001 

г

.

2

 Почепцов Г

Г

Психологические войны

М

., 2002. 

С

. 516, 521.


background image

44

случае  достигается  достаточно  высокий уровень демифологизации  терроризма
при  небольшой  популярности  картины

особенно  у  молодого  зрителя

Во  вто

-

ром  случае

наоборот

при  явном  коммерческом  успехе  фильма

свидетельст

-

вующем о его популярности

он способствует формированию мифологемы про

-

тивопоставления

 «

своих

» 

и

 «

чужих

» 

террористов

создает  психологическую

атмосферу  лояльности  и  романтического  восприятия  по  отношению  к  носите

-

лям протеррористического сознания

.

В  диссертации  подчеркивается

что  кинематограф

отражая  проблему

терроризма

является мощным средством информационного воздействия на со

-

циум

Кино  в  условиях  информационно-психологической  войны  способно  не

-

сти  миру  образы

контексты  и  интерпретации  фактов

предопределяя  реакции

социума на те или иные события

связанные с террористической угрозой

Влия

-

ние терроризма на общественное сознание посредством кино может осуществ

-

ляться опосредованно

так как

 «

важнейшим звеном здесь оказывается социаль

-

но-культурный  контекст  и глубинные  психологические  процессы

в  том числе

бессознательные

которые  управляют  поведением  людей

»

1

Действительно

,

в  терроризме  очень  сильны  его  биосоциальные  и  мифологические  основания

,

которые  могут  быть проявлены  через  виртуальные образы  игрового  кино

Яв

-

ляясь  выражением  коллективного  бессознательного  в  психике  человека

они

воспроизводят  ее  архаические  деструктивные  тенденции  и  катализируют  про

-

цессы социальной регрессивности

.

Если  рассматривать  терроризм  с  позиций  теории  Карла  Юнга  о  кол

-

лективном бессознательном

то его архетипическая обусловленность становит

-

ся неотъемлемой атрибутивной чертой данного социального явления

В рамках

кинематографа

как  и  любой  другой  информационной  системы

она  экстрапо

-

лируется в двух сценариях действия

: 1) 

провоцирование деструктивных дейст

-

вий  посредством  возбуждения  бессознательной  сферы  человеческой  психики
или

 2) 

усиление сопротивления сознания деструктивности

При первом сцена

-

рии кино может способствовать подражательной агрессивности

культивирова

-

нию мести

нарастанию ощущения неизбежной социальной катастрофы

апока

-

липсичности

распространению  нигилизма  и  анархизма  по  отношению  к  вла

-

сти

эскалации  религиозной  и  этнонациональной  вражды  и  провоцированию

экстремистских  настроений

При  втором  сценарии  происходит  формирование

элементов антитеррористического мировоззрения

.

В

Заключении

  диссертации  подводятся  итоги  исследования

формули

-

руются выводы и обобщения

:

1

 Разлогов К

Виновато ли кино в распространении терроризма

? // 

Свободная мысль

. 2001. 

 8. 

С

. 109.


background image

45

Основное содержание диссертации отражено

 в следующих публикациях

:

Статьи

опубликованные в изданиях

рекомендованных ВАК

:

1.

Интернет  как  фактор  информационного  воздействия  терроризма
на  социум

.// 

Свободная  мысль

 – XXI. – 2008.– 

 1.– 

С

. 169 – 180.

(1,0 

п

л

.)

2.

Информационный  вызов  терроризма  и  телевидение

. // 

Обсерватория

культуры

.– 2008.– 

1.– 

С

. 35 – 41. (1,0 

п

л

.)

3.

 Ницшеанство и мировоззрение  эсеровских террористов в начале  ХХ
века

. // 

Вопросы культурологии

. – 2008. – 

 8. –

С

. 25 – 28. (0,6 

п

л

.)

4.

О  мировоззренческих основах  терроризма

. // 

Вестник Оренбургского

государственного университета

. – 2006. – 

 12/

декабрь

.– 

Часть

 1. 

Гу

-

манитарные науки

. – 

С

. 205 -213. (0,5 

п

л

.)

5.

Проблема  терроризма  в  зеркале  современного  кинематографа

// 

Лич

-

ность

Культура

Общество

. – 2007. – 

Вып

.4. (39). – 

С

. 259 - 266.

(0,4 

п

л

.)

6.

Терроризм в информационно-семиотическом и мифологическом кон

-

тексте

.// 

Общественные науки и современность

. – 2008. – 

 3. – 

С

. 92

– 101. (0,8 

п

 .

л

.).

7.

Терроризм  как  форма  социокультурной  деструктивности

. //

Известия

Российского  государственного  педагогического  университета  им

.

А

И

Герцена

. – 

СПб

., –

 6, –, 

С

. 124 – 129. (1 

п

л

.).

Монографии

:

8.

Информационный  дискурс  терроризма  в  контексте  художественной
рефлексии

. – 

М

.: 

Издательство ЛКИ

, 2007. –208 

с

. (13,0 

п.л

.).

9.

Серебряный век русской культуры и терроризм

. – 

Ульяновск

УлГТУ

,

2006. – 128 

с

. ( 8,6 

п

л

).

Статьи и тезисы в прочих изданиях

10.

 Биосоциальные  и  мифологические  истоки  протеррористического
сознания

. //

Вестник российского философского общества

. – 2007 

г

. –

 2.(42).– 

С

. 88 – 92. (0,4 

п

л

.)

11.

 Деструктивная сущность терроризма

. // 

Россия и мир

история

куль

-

тура,регионоведение

сборник научных  трудов под ред

С

В

Осипо

-

ва

Т

В

Петуховой

. – 

Ульяновск

УлГТУ

, 2006 

г

. – 

С

. 33 – 38.

(0,3 

п

л

.)

12.

 Джихад  в  контексте  информационного  вызова  исламских  террори

-

стов

. // 

Ислам  в  современном  мире

Внутригосударственный  и  меж

-