ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 487

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31

вой инфраструктуры

требуют применения нетрадиционных подходов к анали

-

зу феномена терроризма

Однако насколько адекватно мы относимся к инфор

-

мационным  материалам

репрезентирующим  террористические  сайты

Не  по

-

падаем ли мы в ловушку их психологических расчетов

Не  усугубляем ли эф

-

фективность их информационного воздействия

Не вносит ли сформированная

террористами виртуальная реальность иллюзорное представление о всемогуще

-

стве сил терроризма

Чтобы ответить на эти вопросы

нужно отказаться от ма

-

гикоподобных представлений о природе нового информационного терроризма

,

вспомнить  о  феномене

 «

виртуального  разбухания

» 

организационных  масшта

-

бов  терроризма

искажающих  истинные  конфигуративные  очертания  террора

,

пристальнее взглянуть на хакерские атаки исламистских кибертеррористов

ко

-

торые

в большинстве случаев

при взломе сайтов ограничиваются размещени

-

ем на них лозунгов и призывов

уподобленных простым граффити

.

Опираясь на безграничные манипулятивные возможности Интернета

по

-

рождающие идеальные фантомные объекты

террористы создали Большой Миф

о джихаде как основе ислама и Малый Миф о себе как об обладателях и храни

-

телях  совершенной  истины

исходящей  от  Создателя

Оба  мифа  обращены

,

прежде всего

к мусульманской аудитории и рассчитаны на коренное изменение

традиционного  исламского  мировоззрения

сформировавшегося  и  укрепивше

-

гося в течение нескольких последних столетий

Будучи сравнительно немного

-

численным течением

объединяющим экстремистски настроенных людей

адеп

-

ты  исламистского  террора

тем  не  менее

являются  достаточно  пассионарной

социально-политической  силой

бросившей  вызов  современному  миру

Стре

-

мясь  объединить мусульман на  основе  джихадистской  концепции  ислама

они

используют Интернет в качестве аккумулятора и транслятора информационных
угроз

направленных против

 «

неверных и лицемеров

», 

а также в качестве инст

-

румента  социокультурной  дифференциации  внутри  мусульманского  мира

.

Смоделированная ими картина мира исходит из еще одного искусственно соз

-

данного мифа

 – 

столкновения двух цивилизаций

западной и восточной

между

которыми

по их мнению

пролегает целая пропасть неразрешимых противоре

-

чий

При этом  умышленно игнорируется  реальная  мультикультуральность  как

западных

так  и  мусульманских  форм  мироощущения  и  этносоциальных  сте

-

реотипов поведения

Сходная модель была предложена С

Хантингтоном в его

концепции  столкновения  цивилизаций

1

Подобные  суждения

диаметрально

раскалывающие  мир

служат  главным  аргументом  исламистов  в  пользу  неиз

-

бежности и закономерности джихада

Так создается  мифологическое обрамле

-

ние информационного вызова исламистского терроризма

Один миф порождает

другой  и  воплощается  в  следующем

И  в  этих

архетипически  обусловленных

трансформациях

можно  видеть  определенные  перспективы  противодействия

терроризму

.

Вполне  очевидно

что  предпринимаемые  административно-огра

-

ничительные

цензурные  и  законодательные  запрещающие  меры  борьбы

1

 Хантингтон С

Столкновение цивилизаций

. – 

М

., 2003.


background image

32

с информационным терроризмом в Интернете в условиях начала ХХ

в

не сра

-

батывают  и  обречены  на  провал

поскольку  Интернет-пространство  очень

сложно регулировать и контролировать

Закрытие террористических сайтов на

-

носит террористам минимальный ущерб

вследствие их регенерирующих и ми

-

микрирующих  способностей  самовоспроизводства

Также  неудачен  опыт  уго

-

ловного  преследования  специалистов  в  области  информационных  технологий

,

которые  помогали  или  помогают  террористам

а  также  администраторов  сай

-

тов

подозреваемых в причастности к терроризму

Исходя из указанных объек

-

тивных обстоятельств

поиск наиболее эффективных методов противодействия

терроризму в Интернете следует сосредоточить в идеологической

контрпропа

-

гандистской сфере

в неформальных сетевых сегментах  глобального  информа

-

ционного  пространства

Огромную  роль  в  этом  может  сыграть  экзистенцио

-

нальное понимание  мифологической  обусловленности  функционирования тер

-

рористической пропаганды в Интернете

о которой говорилось ранее

Противо

-

действие может проявляться  в  трех  основных  сценариях  воздействия

: 1) 

разо

-

блачение  мифа  и  дискредитация  его  творцов

; 2) 

формирование  нового  мифа

,

переориентирующего  объект  влияния

; 3) 

контаминация  отдельных  элементов

террористической информационной системы со специально внедренными в нее
антитеррористическими элементами

Все три варианта базируются на принципе

информационной  интервенции  на  сайты  террористического  противника

Разо

-

блачение террористического мифа может осуществляться с помощью аргумен

-

тированной  критики

опирающейся  на  авторитетные  в мусульманской  аудито

-

рии источники

посредством широкого  распространения  новых сайтов религи

-

озного  содержания

акцентированных  на  ненасильственные  способы  разреше

-

ния  проблем

путем  создания  информационных  порталов-двойников

копи

-

рующих  лишь  внешние  конфигурации  ресурсов

но  с  иным  содержанием

за

-

пуска 

целенаправленной 

дезинформации

Формирование 

контртерро

-

ристического  мифа  призвано  переключить  агрессивную  энергию  потенциаль

-

ных  носителей  террористического  сознания  и сочувствующих  им  людей
на личностное самоусовершенствование

Наконец

контаминация и встраивание

дестабилизирующих  элементов  в  информационную  структуру  террористиче

-

ских сайтов позволит внести сумятицу в планы террорократической элиты и ра

-

зобщенность  в ряды  сторонников  террористических  действий

В целом  же ис

-

пользование

 «

мифологического  инструментария

» 

в  идеологической  борьбе

с терроризмом способно нанести серьезный удар по его диспозиции и имиджу

.

Таким  образом

антитеррористическая  пропаганда  посредством  Интернета  яв

-

ляется  необходимым  ресурсом  в  ослаблении  информационного  воздействия
терроризма на социум

.

В  третьей  главе

«Феномен  терроризма  в  контексте  художественной

рефлексии

»

  анализируется  отражение  темы  терроризма  в  произведениях  ху

-

дожественной литературы и игровом кино

Хронологические рамки предприня

-

того исследования охватывают два периода

конец

 XIX – 

начало ХХ вв

и конец

ХХ

 – 

начало

 XXI 

вв

.


background image

33

 Методологической  основой  к  пониманию  специфики  информационно

-

художественного  влияния  терроризма  на  отдельные  категории  населения
и на общество в целом послужили взгляды Х

Яусса

рассматривающего текст

,

как  своего  рода  подмостки  для  социально-культурного  диалога

Он  отчетливо

различал многообразие позиций читателей и трактовок текста

но допускал на

-

личие феномена авторского текста

оказывающего определенное воздействие на

читателя

Он указывал специфические методы

при помощи которых автор на

-

правляет и ориентирует читателя в тексте

Далее он утверждал

что в тексте ав

-

тор формирует

 «

горизонт ожиданий

», 

то есть набор  оценок

суждений  и пере

-

живаний

которые  предназначены  для  читателя

имеющего  свой  собственный

социально  и  психологически  обусловленный

 «

горизонт  ожиданий

». 

Завоевав

внимание и напряженный интерес читателя

автор

умело манипулируя

пытает

-

ся потрясти читателя

чтобы повлиять на его ожидания

Читатель же интерпре

-

тирует авторские знаки сообразно собственной системе эталонов

собственному

опыту

верованиям

ценностям и менталитету

.

1

Террористы через

 «

своих

» 

авторов художественных текстов создают опре

-

деленный

 «

горизонт  ожиданий

», 

ориентированный

с  одной  стороны  на  слой

сочувствующих и потенциальных сторонников

с другой стороны

 – 

на некото

-

рые круги либерально-демократической интеллигенции

Через последних путем

создания  новых  текстов  формируется  еще  один  вторичный

 «

горизонт  ожида

-

ний

», 

обращенный уже к более широкой аудитории

и имеющий целью закреп

-

ление за террористами имиджа непримиримых борцов за справедливость в мас

-

совом общественном сознании

Такой сценарий развития  художественного ос

-

мысления террора

по мнению диссертанта

является наиболее вероятным

.

Художественное творчество носителей протеррористического мировоззре

-

ния  имеет  широкие  потенциальные  возможности  социально-психологического
информационного  влияния  на  общественное  мнение

особенно  на  аудиторию

находящуюся в зоне усиленного терророфонического давления

.

Первый  параграф  третьей  главы

«Серебряный  век  русской  культуры

и терроризм

»

 посвящен проблеме отражения терроризма в русской художест

-

венной литературе серебряного века

которая рассматривается как информаци

-

онный  индикатор  ментальных  настроений  российского  общества  в  начале
ХХ в

.

Автор диссертации провел  параллель между эпохой  Ренессанса  и сереб

-

ряным веком русской культуры

отметив типологическую близость их социаль

-

ных  практик

когда  небывалый  подъем  культуры  сопровождался  усилением

разрушительных  тенденций  в социальных отношениях

ростом конфликтности

в  обществе

ухудшением  криминальной  обстановки

апологетикой  анархиче

-

ского авантюризма

падением морально-нравственных устоев

распространени

-

ем апокалипсических ожиданий

терроризма

.

1

Jauss H.R. Literaturgeschichte als Provocation der Literatur wissenschaft //H.R. Jauss. Lieratutgeschichte als

Hrovocation. Frankfurt, 1970. S. 175-185.


background image

34

Российская художественная интеллигенция конца

 XIX 

в

., 

признавая себя

выразителем оппозиционных настроений

выработала два  варианта поведения

:

1) 

либеральный

сочувствующий  революции  и

 2) 

политически-индиффе

-

рентный

демонстративно  отстраненный  от  политики

Оба  эти  варианта

не выражали нравственного отпора и противодействия терроризму

Тем самым

через  литературные  каналы  была  дана  моральная  санкция  российского  либе

-

рального общества на осуществление революционного террора

.

Представители  протеррористической  тенденции  героизировали  террори

-

стов

Нередко реальные личности адептов террора становились прототипами их

произведений

возводились  на  пьедестал  героев-борцов  с  самодержавием

Во

-

круг них создавался ореол свободной

сильной

независимой личности

Как ус

-

тановила М

Могильнер

сформировавшийся к этому времени в среде леворади

-

кальной  интеллигенции  мифологический  микрокосм  протеррористической  на

-

правленности

условно названный

 «

Подпольная Россия

», 

создавался на  основе

массовой  беллетристики  революционно-демократического  содержания

В  ре

-

зультате в сознании россиян закрепился миф об идеальном герое

 – 

революцио

-

нере-террористе

бесстрашном  борце  с  самодержавием

которое  воплощало

в себе все зло и несправедливость ненавистного окружающего мира

Заданный

стереотипный  канон  стал  воспроизводиться  в  геометрической  прогрессии

не

-

редко  уподобляя  реальную  жизнь  сюжетам  литературных  произведений

Так

миф

созданный  путем  художественной  рефлексии

стал вторгаться  в действи

-

тельность

переделывая ее под свой канон

.

Между  целевыми  установками  адептов  террора  на  устрашение  и  худо

-

жественно-мифологическим  преобразованием  террористических  образов  в  ли

-

тературе  существует  определенная  взаимосвязь

Это  в  большей  мере  касалось

тех писателей и поэтов

которые искали новые модернистские формы  художе

-

ственного  выражения

 (

Мережковский

Гиппиус

Брюсов

Волошин

Бальмонт

,

Блок

). 

Для  них  террористическая  идея  исподволь  врастала  в  идею  революции

и  радикалистской  оппозиции  самодержавию

выступала  наиболее  ярким  смы

-

словым и семиотическим  воплощением свободы

Их ментальным настроениям

соответствовало  оправдание  террористического  насилия  высокими  целями

.

Стремление  оправдать террор

придать  его  носителям легитимный статус бор

-

цов  за  справедливость

неизбежно  приводило  к  мифологизации  террористов

в  художественном  произведении

В  русской литературе серебряного  века есть

множество подтверждений этой закономерности

Это четко прослеживается на

примере поэзии

А

Блок

В

Брюсов

М

Волошин

К

Бальмонт

З

Гиппиус ока

-

зались  в  плену  мифологизированных  образов  революционеров-террористов

,

уже утвердившихся и канонизированных в интеллигентской среде

Романтизи

-

руя героев

 «

Подпольной России

» 

они ретранслировали не столько террористи

-

ческие  идеи

сколько  ментально-психологические  рефлексивы  их  носителей

.

Поэтическая  форма  придавала  их  художественным  текстам  эмоциональность
и большую убедительность

В конечном итоге

стихи

идеализирующие терро

-

ристов

расширяли границы информационного террористического воздействия

,

направленного

прежде  всего

на  молодежь  и  интеллигенцию

В  диссертации


background image

35

подчеркивается

что в лоне модернизма и декадентства

наряду с взлетами вы

-

сокого  искусства  и  творческой  мысли

развивались  тенденции

культивирую

-

щие насилие

деструктивизм

нагнетание страха

апокалипсические настроения

,

упадничество

мистицизм и террор

.

Протеррористическая  направленность  литературного  творчества  прояв

-

лялась и в прозе

В

 «

Рассказе о семи повешенных

» 

Л

Андреев создал ряд воз

-

вышенных и

в то же время

простых и непритязательных  образов революцио

-

неров

осужденных за попытку совершения теракта

Не случайно сюжетная ли

-

ния  повести  развивается  вокруг  поведения  социалистов

-

революционеров

в  тюрьме

судебного  процесса

и  описания  их  казни

Еще  со  времен  суда  над

Верой Засулич народнической интеллигенцией был выработан сценарий реаби

-

литации террористов в глазах общественного мнения в ходе судебного процес

-

са

Это стало эффективным средством пропаганды и распространения террори

-

стических  настроений

особенно  путем  ретрансляции  судебной  информации

в прессе

.

Антитеррористическая  тенденция  реализовывалась  в  творчестве  писате

-

лей-реалистов

романтиков  и  некоторых  символистов

 (

А

П

Чехов

А

Грин

,

А

Белый

). 

Их  объединяло  одинаковое  видение  террора  как  социального  зла

.

В  повести  А

П

Чехова

 «

Рассказ  неизвестного  человека

» 

удивительно  тонко

подмечено

как  революционные  террористические  настроения  могут  зарож

-

даться и гибнуть на почве любовных и семейных отношений в обществе

зара

-

женном  социально-политической  пропагандой

нацеленной  на  насилие  и  тер

-

рор

А

П

Чехову  удалось  отобразить  социально-психологическую  атмосферу

девальвации революционно-террористических настроений в обществе

Для него

уход  человека  от  терроризма  в  обычную  жизнь  через  любовь  есть  торжество
разума и утверждение истины

.

В  русской  литературе  нет  более  яркого  и  объективного  изображения

эсеров

чем  в  рассказах

 «

Шапки-невидимки

» 

и  примыкающих  к  ним  ранних

произведениях  А

Грина

Это  свидетельство  писателя

наблюдавшего  револю

-

цию и

 «

террористическую работу

» 

изнутри

глазами участника движения

Про

-

тотипом образа Яна в рассказе

 «

Марат

» 

послужил террорист Иван Каляев

Ма

-

нифестация  всеобщего  террора  в  рассказе  Грина  находится  в  противоречии
с жизнью и действиями других персонажей

также членов эсеровской организа

-

ции

 – 

они не просто думают иначе

они живут совершенно по другим законам

и  правилам

Для  них  Ян  предстает  кровавым  Тамерланом

Маратом

Талант

А

Грина раскрылся в лаконичном и емком показе этого противостояния жизни

и  смерти

где  смерть  самого  террориста  является  неизбежным  и  желанным

следствием  террора

Логическим  завершением  размышлений  писателя

о терроре является его рассказ

 «

Карантин

», 

имеющий автобиографические чер

-

ты

Главный герой рассказа Сергей осознал простую истину

что убийством не

-

возможно изменить мир в сторону социальной справедливости

как невозможно

через насилие сделать людей добрее

чище

счастливее

В этом преодолении се

-

бя и переосмыслении своей жизни заложен гуманистический потенциал

кото

-

рый  в  дальнейшем  найдет  отражение  в  романтической  прозе  А

Грина

Писа

-