ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1483
Скачиваний: 2
9
Военное планирование в Российской Федерации —
составная часть военных мер орга-
низации обороны Российской Федерации, заключающаяся в определении порядка и способов
реализации целей и задач развития военной организации, строительства и развития Вооружен-
ных Сил, других войск, воинских формирований и органов, их применения и всестороннего
обеспечения. Посредством военного планирования определяется последовательность действий
по достижению целей планируемых процессов — ведения обороны, военного строительства,
обеспечения обороны, информационного противоборства и управления обороной Российской
Федерации.
Военно-политическая обстановка (ВПО) —
состояние мировой военно-политической сис-
темы в определенный период времени, характеризуемое составом субъектов военной политики,
их состоянием и особенностями военно-политических отношений между ними. ВПО оценива-
ется совокупностью результатов действий одних субъектов военно-политических отношений
в отношении других.
Военно-политические отношения —
процесс взаимодействия субъектов военной политики во
внешнеполитической, военной, социально-политической, экономической, идеологической и других
сферах, в ходе которого проявляются их национальные, государственные, коалиционные и иные
интересы. Военно-политические отношения в каждой сфере взаимодействия представляют собой
определенную совокупность акций, мероприятий, проводимых субъектами военной политики
в целях реализации своих интересов, достижения определенного их баланса, соотношения. Про-
цесс взаимодействия субъектов военной политики имеет определенные фазы (этапы) развития,
различающиеся степенью напряженности военно-политических отношений.
Государственная программа Российской Федерации —
система мероприятий (взаимоувя-
занных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной поли-
тики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение
приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития
и безопасности, определенных в концепции долгосрочного социально-экономического развития
или Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Государственная программа субъекта Российской Федерации —
увязанный по ресурсам,
исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленный на наиболее эф-
фективное решение задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
10
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
Государственное прогнозирование —
регламентируемая законодательством Российской
Федерации деятельность федеральных органов государственной власти, органов государствен-
ной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с участием
общественных, научных и иных организаций по разработке научно обоснованных представлений
о возможных рисках социально-экономического развития и угрозах национальной безопасности
Российской Федерации, направлениях и результатах социально-экономического развития Россий-
ской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Государственное стратегическое планирование —
деятельность органов государственной
власти, с участием общественных, научных и иных организаций направленная на решение стра-
тегических задач.
Государственное стратегическое планирование (стратегическое планирование в Россий-
ской Федерации) —
регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность
федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, общественных, научных и иных организаций по государс-
твенному прогнозированию, программно-целевому планированию и стратегическому контролю,
направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской
Федерации и укрепления национальной безопасности.
Документ государственного стратегического планирования —
документированная инфор-
мация, разрабатываемая, рассматриваемая и утверждаемая органами государственной власти
и иными участниками государственного стратегического планирования в соответствии с требо-
ваниями, установленными нормативными правовыми актами.
Задача социально-экономического развития —
ограниченный по времени комплекс взаи-
мосвязанных мероприятий в рамках направления достижения цели социально-экономического
развития.
Качественные показатели —
субъективные показатели, не поддающиеся количественным
измерениям, либо являющиеся производными от таких измерений.
Количественные показатели —
физические, экономические, социологические, математические
и иные показатели, предполагающие количественное измерение.
Концепция (Стратегия) долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации —
документ государственного стратегического планирования, определяющий систему
научно обоснованных представлений о долгосрочных целях, внешних и внутренних условиях
социально-экономического развития Российской Федерации.
Корректировка документа государственного стратегического планирования —
частичное
изменение текста документа без изменения периода, на который разрабатывался документ госу-
дарственного стратегического планирования.
Критическое (пороговое) значение показателя обеспечения национальной безопасности —
количественная характеристика угрозы национальной безопасности.
Метод оценки критериев и показателей —
психофизический метод оценки степени уверен-
ности (5–7) эксперта в правильности того или иного критерия или показателя.
Методическое обеспечение государственного стратегического планирования —
требова-
ния и рекомендации по разработке документов государственного стратегического планирования.
11
Понятийный аппарат
Методологическая база военного планирования в Российской Федерации —
разработан-
ная (уточненная) в ходе подготовки к очередному этапу военного планирования совокупность
процедурных знаний, применяемых для обоснования (прогнозирования) на определенный
временной период процессов ведения и обеспечения обороны, военного строительства, ин-
формационного противоборства и управления обороной Российской Федерации, системы
обеспеченных ресурсами мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защите
Российской Федерации.
Мировая военно-политическая система (ВПС) —
совокупность субъектов военной политики,
взаимосвязь между которыми осуществляется посредством военно-политических отношений.
В структуре мировой ВПС могут выделяться региональные ВПС и внутригосударственные ВПС.
Мониторинг реализации документов государственного стратегического планирования —
деятельность по комплексной оценке основных показателей, а также бюджетных обязательств.
Облик военной организации государства —
совокупность количественных и качествен-
ных параметров (показателей), характеризующих возможности, состав, структуру, численность,
техническую оснащенность, а также системы управления и всестороннего обеспечения военной
организации.
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на средне-
срочный период —
документ государственного планирования, определяющий задачи социаль-
но-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности
на среднесрочную перспективу.
Отраслевой документ государственного стратегического планирования
— документ, в кото-
ром определены цели, приоритеты и задачи развития и обеспечения национальной безопасности,
в соответствующей отрасли или сфере социально-экономического развития Российской Федерации.
План обороны Российской Федерации —
комплекс взаимосвязанных документов военного
планирования в Российской Федерации, разраба тываемый в целях обоснования и нормативного
правового закрепления системы согласованных по срокам и обеспеченных ресурсами военных,
правовых, политических, экономических и иных мер, реализация которых позволит обеспечить
оборону и безопасность государства.
Планирование ведения обороны Российской Федерации —
процесс определения военной
организацией государства системы мер по стратегическому сдерживанию и предотвращению
военных конфликтов, вооруженной защите жизненно важных интересов государства от внешних
и внутренних угроз.
Планирование военного строительства в Российской Федерации —
процесс определения
системы мер по строительству и развитию военной ор ганизации государства, направленных на
перевод органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Фе-
дерации, других войск, воинских формирований, органов, привлекаемых к выполнению задач
в области обороны частей производственного и научного комплексов страны, в определенные
качественные состояния, позволяющие в условиях планового периода обеспечить оборону и бе-
зопасность государства.
Планирование информационного противоборства Российской Федерации
— процесс
определения комплекса мер, осуществляемых военной организацией государства в интересах
обеспечения национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере и дости-
жения политических, экономических, военных и иных целей.
12
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
Планирование обеспечения обороны Российской Федерации
— процесс выработки решений
и разработки на их основе системы мер, определяющих цель, задачи, мероприятия обеспечения
деятельности военной организации государства при выполнении ею задач по подготовке к воо-
руженной защите и вооруженной защите Российской Федерации.
Планирование управления обороной Российской Федерации —
процесс определения основ
управления деятельностью военной организации государства при выполнении ею задач обороны
в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.
Показатели внутригосударственной военно-политической обстановки —
данные, позволяю-
щие оценивать состояние и процессы, происходящие в военно-политической, военно-социальной,
военно-экономической, научно-технической, технологической и иных областях жизни страны.
Показатели межгосударственной обстановки —
данные, по которым можно судить о состо-
янии и перспективах развития международной ситуации и положения России в мире.
Потенциал государства
— совокупность материальных и духовных сил государства и об-
щества.
Принципы стратегического прогнозирования
— основные правила, объединяющие в дейс-
твительности известную совокупность идей, связанных со стратегическим прогнозированием.
Приоритет социально-экономической политики —
предпочтительные направления и способ
действий по достижению целей социально-экономического развития, исходя из целесообразности,
рациональности и эффективности.
Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный
период —
документ, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях
и ожидаемых результатах научно-технологического развития Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации в долгосрочной перспективе.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации —
документ, содер-
жащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах
социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе субъектов Российской
Федерации, на долгосрочный или среднесрочный период.
Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации —
документ
государственного стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных
представлений о направлениях и ожидаемых результатах социально-экономического развития
субъекта Российской Федерации на долгосрочный или среднесрочный период.
Прогнозирование социально-экономического развития —
деятельность по разработке
научно обоснованных представлений о направлениях и результатах социально-экономического
развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определению параметров
социально-экономического развития Российской Федерации, достижение которых обеспечивает
реализацию целей социально-экономического развития Российской Федерации и приоритетов
социально-экономической политики с учетом задач национальной безопасности.
Программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на сред-
несрочный период —
документ государственного стратегического планирования, определяющий
цели деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации на средне-
срочную перспективу и комплекс мероприятий по их достижению.
13
Понятийный аппарат
Программно-целевое планирование —
деятельность, направленная на определение целей
социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Фе-
дерации, приоритетов социально-экономической политики и национальной безопасности, а также
формирование комплексов направленных на достижение этих целей и приоритетов мероприятий
с указанием источников их финансового обеспечения.
Результат социально-экономического развития
— фактическое (достигнутое) состояние
экономики, социальной сферы, обороны и безопасности, которое характеризуется количествен-
ными и (или) качественными показателями.
Система государственного стратегического планирования
— совокупность участников
государственного стратегического планирования, взаимоувязанных документов государствен-
ного стратегического планирования, характеризующих приоритеты социально-экономического
развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, и нормативно-пра-
вового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения
государственного стратегического планирования.
Система документов государственного стратегического планирования —
совокупность
взаимосвязанных по стратегическим целям, задачам, срокам и источникам ресурсного обеспечения
документов государственного стратегического планирования.
Стратегическая обстановка
— вид военно-политической обстановки, представляющий собой
состояние мировой (региональной, внутригосударственной) ВПС в определенный период времени
в ходе военного конфликта между субъектами военной политики (фаза развития военно-полити-
ческих отношений — военный конфликт). Стратегическая обстановка характеризуется особен-
ностями, масштабами и ходом военных действий, возможностями и условиями их прекращения
или расширения, факторами, влияющими на их ход и результаты.
Стратегические национальные приоритеты —
важнейшие направления обеспечения на-
циональной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан
Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана
суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.
Стратегический прогноз рисков социально-экономического развития Российской Федера-
ции и угроз обеспечения национальной безопасности —
документ, содержащий систему научно
обоснованных представлений о возможных стратегических рисках социально-экономического
развития и угрозах национальной безопасности Российской Федерации.
Стратегическое сдерживание —
разработка и системная реализация комплекса взаимосвя-
занных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер,
направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государ-
ства — агрессора (коалиции государств) в интересах обеспечения военной безопасности страны.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
— документ государственного
стратегического планирования, определяющий стратегические национальные приоритеты, цели
и меры внутренней и внешней политики, характеризующий состояние национальной безопасности
и уровень развития государства на долгосрочную перспективу.
Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на дол-
госрочный период —
документ государственного стратегического планирования, определяющий
цели, приоритеты социально-экономической политики и задачи социально-экономического раз-
вития субъекта Российской Федерации в долгосрочной перспективе.