ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1483

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

9

Военное планирование в Российской Федерации — 

составная часть военных мер орга-

низации обороны Российской Федерации, заключающаяся в определении порядка и способов 
реализации целей и задач развития военной организации, строительства и развития Вооружен-
ных Сил, других войск, воинских формирований и органов, их применения и всестороннего 

обеспечения. Посредством военного планирования определяется последовательность действий 

по достижению целей планируемых процессов — ведения обороны, военного строительства, 

обеспечения обороны, информационного противоборства и управления обороной Российской 

Федерации.

Военно-политическая обстановка (ВПО) — 

состояние мировой военно-политической сис-

темы в определенный период времени, характеризуемое составом субъектов военной политики, 

их состоянием и особенностями военно-политических отношений между ними. ВПО оценива-

ется совокупностью результатов действий одних субъектов военно-политических отношений 

в отношении других.

Военно-политические отношения — 

процесс взаимодействия субъектов военной политики во 

внешнеполитической, военной, социально-политической, экономической, идеологической и других 

сферах, в ходе которого проявляются их национальные, государственные, коалиционные и иные 

интересы. Военно-политические отношения в каждой сфере взаимодействия представляют собой 

определенную совокупность акций, мероприятий, проводимых субъектами военной политики 

в целях реализации своих интересов, достижения определенного их баланса, соотношения. Про-
цесс взаимодействия субъектов военной политики имеет определенные фазы (этапы) развития, 
различающиеся степенью напряженности военно-политических отношений.

Государственная программа Российской Федерации — 

система мероприятий (взаимоувя-

занных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной поли-
тики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение 
приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития 
и безопасности, определенных в концепции долгосрочного социально-экономического развития 
или Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Государственная программа субъекта Российской Федерации — 

увязанный по ресурсам, 

исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленный на наиболее эф-

фективное решение задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.


background image

10

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

Государственное прогнозирование — 

регламентируемая законодательством Российской 

Федерации деятельность федеральных органов государственной власти, органов государствен-

ной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с участием 

общественных, научных и иных организаций по разработке научно обоснованных представлений 
о возможных рисках социально-экономического развития и угрозах национальной безопасности 
Российской Федерации, направлениях и результатах социально-экономического развития Россий-
ской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Государственное стратегическое планирование — 

деятельность органов государственной 

власти, с участием общественных, научных и иных организаций направленная на решение стра-

тегических задач.

Государственное стратегическое планирование (стратегическое планирование в Россий-

ской Федерации) — 

регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность 

федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной 

власти субъектов Российской Федерации, общественных, научных и иных организаций по государс-

твенному прогнозированию, программно-целевому планированию и стратегическому контролю, 

направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской 

Федерации и укрепления национальной безопасности.

Документ государственного стратегического планирования — 

документированная инфор-

мация, разрабатываемая, рассматриваемая и утверждаемая органами государственной власти 
и иными участниками государственного стратегического планирования в соответствии с требо-
ваниями, установленными нормативными правовыми актами.

Задача социально-экономического развития — 

ограниченный по времени комплекс взаи-

мосвязанных мероприятий в рамках направления достижения цели социально-экономического 
развития.

Качественные показатели — 

субъективные показатели, не поддающиеся количественным 

измерениям, либо являющиеся производными от таких измерений.

Количественные показатели — 

физические, экономические, социологические, математические 

и иные показатели, предполагающие количественное измерение.

Концепция (Стратегия) долгосрочного социально-экономического развития Российской 

Федерации — 

документ государственного стратегического планирования, определяющий систему 

научно обоснованных представлений о долгосрочных целях, внешних и внутренних условиях 

социально-экономического развития Российской Федерации.

Корректировка документа государственного стратегического планирования — 

частичное 

изменение текста документа без изменения периода, на который разрабатывался документ госу-
дарственного стратегического планирования.

Критическое (пороговое) значение показателя обеспечения национальной безопасности — 

количественная характеристика угрозы национальной безопасности.

Метод оценки критериев и показателей — 

психофизический метод оценки степени уверен-

ности (5–7) эксперта в правильности того или иного критерия или показателя.

Методическое обеспечение государственного стратегического планирования — 

требова-

ния и рекомендации по разработке документов государственного стратегического планирования.


background image

11

Понятийный аппарат

Методологическая база военного планирования в Российской Федерации — 

разработан-

ная (уточненная) в ходе подготовки к очередному этапу военного планирования совокупность 
процедурных знаний, применяемых для обоснования (прогнозирования) на определенный 
временной период процессов ведения и обеспечения обороны, военного строительства, ин-

формационного противоборства и управления обороной Российской Федерации, системы 
обеспеченных ресурсами мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защите 
Российской Федерации.

Мировая военно-политическая система (ВПС) — 

совокупность субъектов военной политики, 

взаимосвязь между которыми осуществляется посредством военно-политических отношений. 

В структуре мировой ВПС могут выделяться региональные ВПС и внутригосударственные ВПС.

Мониторинг реализации документов государственного стратегического планирования — 

деятельность по комплексной оценке основных показателей, а также бюджетных обязательств.

Облик военной организации государства — 

совокупность количественных и качествен-

ных параметров (показателей), характеризующих возможности, состав, структуру, численность, 

техническую оснащенность, а также системы управления и всестороннего обеспечения военной 
организации.

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на средне-

срочный период — 

документ государственного планирования, определяющий задачи социаль-

но-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности 
на среднесрочную перспективу.

Отраслевой документ государственного стратегического планирования 

— документ, в кото-

ром определены цели, приоритеты и задачи развития и обеспечения национальной безопасности, 
в соответствующей отрасли или сфере социально-экономического развития Российской Федерации.

План обороны Российской Федерации — 

комплекс взаимосвязанных документов военного 

планирования в Российской Федерации, разраба тываемый в целях обоснования и нормативного 
правового закрепления системы согласованных по срокам и обеспеченных ресурсами военных, 
правовых, политических, экономических и иных мер, реализация которых позволит обеспечить 

оборону и безопасность государства.

Планирование ведения обороны Российской Федерации — 

процесс определения военной 

организацией государства системы мер по стратегическому сдерживанию и предотвращению 

военных конфликтов, вооруженной защите жизненно важных интересов государства от внешних 
и внутренних угроз.

Планирование военного строительства в Российской Федерации — 

процесс определения 

системы мер по строительству и развитию военной ор ганизации государства, направленных на 

перевод органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Фе-
дерации, других войск, воинских формирований, органов, привлекаемых к выполнению задач 
в области обороны частей производственного и научного комплексов страны, в определенные 
качественные состояния, позволяющие в условиях планового периода обеспечить оборону и бе-
зопасность государства.

Планирование информационного противоборства Российской Федерации 

— процесс 

определения комплекса мер, осуществляемых военной организацией государства в интересах 
обеспечения национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере и дости-
жения политических, экономических, военных и иных целей.


background image

12

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

Планирование обеспечения обороны Российской Федерации 

— процесс выработки решений 

и разработки на их основе системы мер, определяющих цель, задачи, мероприятия обеспечения 
деятельности военной организации государства при выполнении ею задач по подготовке к воо-
руженной защите и вооруженной защите Российской Федерации.

Планирование управления обороной Российской Федерации — 

процесс определения основ 

управления деятельностью военной организации государства при выполнении ею задач обороны 
в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.

Показатели внутригосударственной военно-политической обстановки — 

данные, позволяю-

щие оценивать состояние и процессы, происходящие в военно-политической, военно-социальной, 
военно-экономической, научно-технической, технологической и иных областях жизни страны.

Показатели межгосударственной обстановки — 

данные, по которым можно судить о состо-

янии и перспективах развития международной ситуации и положения России в мире.

Потенциал государства

 — совокупность материальных и духовных сил государства и об-

щества.

Принципы стратегического прогнозирования

 — основные правила, объединяющие в дейс-

твительности известную совокупность идей, связанных со стратегическим прогнозированием.

Приоритет социально-экономической политики — 

предпочтительные направления и способ 

действий по достижению целей социально-экономического развития, исходя из целесообразности, 
рациональности и эффективности.

Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный 

период — 

документ, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях 

и ожидаемых результатах научно-технологического развития Российской Федерации и субъектов 

Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации — 

документ, содер-

жащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах 
социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе субъектов Российской 

Федерации, на долгосрочный или среднесрочный период.

Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации — 

документ 

государственного стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных 
представлений о направлениях и ожидаемых результатах социально-экономического развития 

субъекта Российской Федерации на долгосрочный или среднесрочный период.

Прогнозирование социально-экономического развития — 

деятельность по разработке 

научно обоснованных представлений о направлениях и результатах социально-экономического 
развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определению параметров 

социально-экономического развития Российской Федерации, достижение которых обеспечивает 

реализацию целей социально-экономического развития Российской Федерации и приоритетов 

социально-экономической политики с учетом задач национальной безопасности.

Программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на сред-

несрочный период — 

документ государственного стратегического планирования, определяющий 

цели деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации на средне-

срочную перспективу и комплекс мероприятий по их достижению.


background image

13

Понятийный аппарат

Программно-целевое планирование — 

деятельность, направленная на определение целей 

социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Фе-

дерации, приоритетов социально-экономической политики и национальной безопасности, а также 

формирование комплексов направленных на достижение этих целей и приоритетов мероприятий 
с указанием источников их финансового обеспечения.

Результат социально-экономического развития 

— фактическое (достигнутое) состояние 

экономики, социальной сферы, обороны и безопасности, которое характеризуется количествен-
ными и (или) качественными показателями.

Система государственного стратегического планирования 

— совокупность участников 

государственного стратегического планирования, взаимоувязанных документов государствен-
ного стратегического планирования, характеризующих приоритеты социально-экономического 
развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, и нормативно-пра-
вового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения 
государственного стратегического планирования.

Система документов государственного стратегического планирования — 

совокупность 

взаимосвязанных по стратегическим целям, задачам, срокам и источникам ресурсного обеспечения 
документов государственного стратегического планирования.

Стратегическая обстановка 

— вид военно-политической обстановки, представляющий собой 

состояние мировой (региональной, внутригосударственной) ВПС в определенный период времени 

в ходе военного конфликта между субъектами военной политики (фаза развития военно-полити-

ческих отношений — военный конфликт). Стратегическая обстановка характеризуется особен-

ностями, масштабами и ходом военных действий, возможностями и условиями их прекращения 
или расширения, факторами, влияющими на их ход и результаты.

Стратегические национальные приоритеты — 

важнейшие направления обеспечения на-

циональной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан 

Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана 
суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.

Стратегический прогноз рисков социально-экономического развития Российской Федера-

ции и угроз обеспечения национальной безопасности — 

документ, содержащий систему научно 

обоснованных представлений о возможных стратегических рисках социально-экономического 

развития и угрозах национальной безопасности Российской Федерации.

Стратегическое сдерживание — 

разработка и системная реализация комплекса взаимосвя-

занных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, 
направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государ-

ства — агрессора (коалиции государств) в интересах обеспечения военной безопасности страны.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации 

— документ государственного 

стратегического планирования, определяющий стратегические национальные приоритеты, цели 

и меры внутренней и внешней политики, характеризующий состояние национальной безопасности 
и уровень развития государства на долгосрочную перспективу.

Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на дол-

госрочный период — 

документ государственного стратегического планирования, определяющий 

цели, приоритеты социально-экономической политики и задачи социально-экономического раз-
вития субъекта Российской Федерации в долгосрочной перспективе.