ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1458

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

Структура сценариев развития ВПО — 

последовательная совокупность действий элементов 

и субъектов ВПО и эволюция их устойчивых взаимосвязей как единой системы, обеспечиваю-
щих ее целостность и сохранение основных свойств при самых различных вариантах изменения 
внутреннего и внешнего характера.

Структура сценария — 

последовательная совокупность действий (актов, сцен, сюжетов).

Субъекты военной политики — 

государства, коалиции государств (военно-политические 

союзы), вооруженные силы государств, вооруженные формирования, не имеющие международ-

ного правового статуса, способные вырабатывать свою политику и генерировать различные ме-
роприятия и действия, с помощью которых должны решаться политические задачи и достигаться 
поставленные политические цели.

Сценарий — 

детальный план (проект), существующий в виде документа (пакета документов) 

или набора идей относительно долгосрочных политических и иных целей.

Сценарий развития военно-политической обстановки — 

описание состояния ВПО как 

составной части сценария развития МО и следствие одного из сценариев развития ЧЦ, которая 

характеризует состояние всей системы человеческой цивилизации в определенный период времени 
как совокупность взаимоотношений субъектов и последствий влияния внешних и внутренних 
факторов развития.

Сценарий текущей и прогнозируемой ВПО — 

существующий и будущий детальный план 

с участием основных действующих субъектов развития ВПО.

Характер внешних угроз — 

разновидность типов угроз, зависящих от сферы их возникно-

вения: политических, экономических, военных.

Характер войн и вооруженных конфликтов — 

структура относительно устойчивых связей, 

определяющих цели войн, средства достижения этих целей и масштабы военных действий.

Цель социально-экономического развития — 

достижение состояния экономики, социальной 

сферы, обороны и безопасности, которое определяется участниками государственного стратегичес-

кого планирования в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными 
и (или) качественными показателями.

Человеческая цивилизация (ЧЦ)

 — локализованное по времени и пространству современное 

человеческое сообщество, объединяющее нации, государства и отдельные социумы. В данной 

работе рассматриваются две основные формы ЧЦ: 

глобальная ЧЦ

, как совокупная современная 

общность людей проживающих на планете, 

локальная ЧЦ

 — часть современно глобальной ци-

вилизации, объединяющая цивилизационно близких людей.

Шкалы количественных и качественных показателей 

— оценка того или иного показателя 

для измерения его значения.


background image

15

Анализ существующих и прогноз на дол-

госрочную перспективу будущих сценариев 
развития ВПО является исключительно важ-
ной политической, экономической и военной 
задачей, от решения которой во многом зависит 
безопасность государства, его экономическое 
и социальное благополучие. Более того, пред-

ставляется, что в XXI веке военная безопасность 

предопределяет уже не только возможность 

сохранения государственного суверенитета 

и способность защищать национальные и го-

сударственные интересы в мире (как это было 

прежде), но и сохранение национальной иден-

тичности и системы ценностей, существование 
самой нации. Борьба в XXI веке перерастает из 
межгосударственной в межцивилизационную, 

ценностную плоскость, а собственно военная 
победа и оккупация перестали быть главными 
целями военных действий.

В настоящее время, если исходить из поли-

тической точки зрения, такой целью становится 

превращение правящей элиты, нации и обще-

ства в послушное сообщество лишенных собс-
твенной идентичности, но готовой беспрекос-

ловно выполнять те правила и нормы, которые 

ему предписывает победитель. Если же говорить 
с точки зрения экспертной, то вполне определен-

но эту цель обрисовал профессор Трифкович, по 

справедливому мнению которого «антагонизм 

„Запада“ в основе своей не связан с текущим 

политическим курсом Российской Федерации, 
а 

отражает глубокую враждебность западных 

политических и медийных элит по отношению 
к России как таковой. 

Геополитически это выра-

жается в борьбе островных, морских империй 
(Великобритании, а затем, после Второй миро-
вой войны — США) с континентальной (Рос-
сийской, олицетворяющей „хартленд“ Евразии), 
которая происходит согласно заветам Маккин-

дера и Спайкмена. Культурный же антагонизм 
заключается в желании западных элит не просто 
влиять на российскую политику, а необратимо 
изменить „режим“ и трансформировать Россию 
по лекалам западного постмодернизма».

С бытовой точки зрения эту цель можно 

описать следующим образом: Запад «разрешил» 
России поселиться в общей квартире (на Земле) 

на определенных условиях, а именно: можно хо-
дить в места общего пользования только с раз-
решения хозяина и тогда, когда это ему удобно. 

Вассалы Франции искусно поставлены в положение белки, 

долженствующей вертеть колесо милитаризма

1

.

А. Свечин,

военный теоретик

На основе данного документа («Основы политики Российской Федерации 

в области развития оборонно-промышленного комплекса на период 

до 2020 года и дальнейшую перспективу») и с учетом финансовых 

возможностей страны разрабатывается национальная программа развитии 

ОПК…

2

.

Б. Кузык, В. Кушлин, Ю. Яковец,

эксперты


background image

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

Нужно сидеть в самой тесной комнате, окна ко-
торой выходят во двор или вообще могут быть 
занавешены, не издавая никаких звуков, как 

правило, прикованным к батарее и т. д. В случае 
нарушения этих норм и правил «хозяин будет 
наказывать — запрещать прогулки, перестанет 
кормить, включит громкую музыку и т. п., а при 
повторении нарушений — отключит свет, воду 
и газ, а, может быть, и использует физическое 
насилие. Защититься от такой политики некими 
нормами международного права невозможно. 

США неоднократно применяли военную силу, 

ни разу не объявляя войны, и многократно иг-
норируя нормы ООН.

В этой связи можно говорить, что во вто-

ром десятилетии XXI века проблема прогноза 
развития сценариев ВПО в будущем приобрела 

особенно острый характер. Военные конфлик-
ты и  войны на Ближнем и  Среднем Востоке, 

в Центральной Азии и, наконец, на Украине по-
казали, что в развитии ВПО в мире произошел 

существенный перелом в направлении резкого 
обострения существующих и появление новых 

потенциальных и актуальных угроз. Это связано 

с глобальными противоречивыми процессами, 

которые ведут к дальнейшему обострению ВПО: 

с одной стороны, к фактическому появлению 

в начале XXI века новых центров силы и из-
менению соотношения сил в мире не в пользу 

США, и к стремлению США во что бы то ни ста-

ло сохранить свое глобальное лидерство и спо-

собность влиять на развитие любых процессов 

в мире, — с другой. 

Это стремление проявляется, как минимум, 

в двух основных формах:

 

во-первых, в политике США по укреплению 

существующих и созданию новых военно-

политических и  торгово-экономических 

союзов и коалиций, ускоренному развитию 

двусторонних связей и  т. д. с  тем, чтобы 
консолидировать вокруг себя и под своим 

контролем максимально возможные ресур-

сы — политические, экономические, воен-

ные, пространственные и т. п.;

 

во-вторых, в  политике США по противо-
действию тенденции многополярности все 

сильнее и заметнее становятся военно-си-

ловые аспекты, включая ставку на военно-
технологическое превосходство, расширение 

спектра способов использования военной 
силы (в том числе создания принципиально 

новых концепций типа «глобального обезо-
руживающего удара и др.).

Наконец, объективное усиление целого ряда 

государств и иных субъектов МО неизбежно ве-
дет к усилению роли и значения новых субъектов 

ВПО. Если прежде, в начале XX века, характер 
ВПО в мире определяли несколько крупных го-
сударств (в период Первой мировой войны — 
Германия, Франция, Россия, Великобритания, 
США, Австро-Венгрия, Италия, Турция и др.). 

в середине XX века круг этих государств сузился 

фактически до СССР, США, Германии, Японии 

и Великобритании, то в начале XXI века необ-
ходимо констатировать, что на формирование 

ВПО в мире и будущие сценарии его развития 

влияют уже не только великие державы (среди 
которых также произошло перераспределение 
влияния), но и быстро развивающиеся государ-

ства:

 

новые военно-политические гиганты: Индия, 
Индонезия, Бразилия, Вьетнам;

 

крупные, с точки зрения военно-политичес-
кой, государства: Египет, Турция, Иран, обе 
Кореи и ряд других.

Наконец, необходимо констатировать 

и признать, что на формирование ВПО в мире 

оказывают все более сильное влияние «акторы 

вне суверенитета» — транснациональные кор-
порации и банки, международные организации, 
а так же общественные, политические и военные 
негосударственные субъекты.

 Цит. по: 

Кокошин А. А.

 Выдающийся отечественный военный теоретик и военачальник. А. А. Свечин. М.: МГУ, 2013. 

С. 246.

 

Кузык Б. Н., Кушлин В. И., Яковец Ю. В.

 Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программиро-

вание. М.: Экономика, 2011. С. 343.


background image

17

Развитие будущих сценариев ВПО в мире, как 

уже говорилось, происходит под влиянием трех 

основных групп факторов и характера взаимоот-

ношений между ними. Прогноз их влиятельности 
по существу и будет во многом предопределять 
развитие ВПО в XXI веке. Речь идет об:

 

основных субъектах ВПО (государства) и во-
енно-политических союзах государств, их 

коалициях;

 

негосударственных акторах ВПО (коалици-
ях, общественно-политических силах, сою-
зах, политических организациях и т. д.);

 

глобальных тенденциях политического, эко-
номического, научно-технического развития;

 

наконец, об отношениях между этими субъ-

ектами и о тенденциях ВПО, причем не толь-

ко военно-политических, но и гуманитар-
ных, экономических и др.

Анализ и стратегический прогноз различ-

ных сценариев развития ВПО до 2030 и 2050 го-
дов, таким образом, предполагает, что любой 
из этих сценариев должен рассматриваться, как 
минимум, «на пересечении» трех тенденций:

 

во-первых, как будут развиваться и выглядеть 

субъекты ВПО в 2030 или 2050 годах с точ-

к

и зрения не только их государственной, но 

и военной мощи, измеряемой не только с их 
количественной стороны (ВВП, танки, само-
леты и т. д.), но и качественной. Речь идет об 
анализе и оценке практически всех государств 
и военно-политических коалиций по сотням 
параметров. Это означает учет десятков и со-

тен тысяч находящихся в динамике и в про-

цессах качественных изменений факторов;

 

во-вторых, как будут изменяться роли не-
государственных субъектов ВПО, ныне 

Долгосрочный сценарный прогноз развития ВПО и СО вытекает 

из строго логической последовательности, которая не предполагает 

исключения какого-либо предшествующего этапа

1

.

А. Подберезкин


background image

18

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

наращивающих свое влияние и играющих 
все более важную роль во внешних, внут-
ренних конфликтах и войнах;

 

в-третьих, как будут формироваться отно-
шения между всеми этими факторами, субъ-

ектами и тенденциями развития человечес-

ких и локальных цивилизаций.

Простейшая матрица, отображающая толь-

ко основные факторы, формирующие ВПО 
в мире, может быть представлена, например, 

следующим образом (табл. 1).

Из матрицы видно, например, что значение, 

«доля» ВПО при формировании МО может быть 

небольшой (или не быть вообще) ибо значитель-
ной. Так, состояние ВПО на Ближнем Востоке 
во многом определяется МО, а именно уровнем 
политических, экономических и военных отно-
шений России с Сирией и Египтом, а США — 

с Турцией и Израилем. В любом случае ясно, что:

 

во-первых, сценарии развития МО и их вари-
анты во многом 

предопределяют сценарии 

и варианты развития ВПО

. Это означает, 

что при негативном сценарии развития МО 

не может быть в принципе позитивного сце-
нария развития ВПО. Он может быть либо 
кризисным, либо враждебным;

 

во-вторых, сами по себе сценарии разви-

тия ВПО зависят как от общего состояния 

международной обстановки (МО), так и от 

основных факторов, определяющих эту об-
становку — политических, экономических, 

дипломатических и пр. Это означает, что 
уровень и  качество развития невоенных 

областей МО во многом влияют на воен-

ные области. И наоборот: военные области 
могут оказывать позитивное влияние на дру-
гие области развития МО. Например, ВТС 
безусловно укрепляет доверие;

 

в-третьих, анализ и прогноз ВПО носит су-
губо конкретный (временной, военно-тех-
нический, экономический и финансовый) 
характер и не может быть универсальным. 
Это означает, что нет какого-либо абстракт-
ного сценария развития ВПО, применимого 
и к 2015, и к 2030 или 2050 годам, или ха-
рактеризующего не только каждую страну, 
но сразу несколько стран или объединений;

 

в-четвертых, экстраполяция существующе-
го сценария развития ВПО на долгосрочную 
перспективу может быть очень ограничена 
в силу огромного числа факторов влияния во-

обще и переменных их величин, в частности.

Тем не менее, вывод о возможности и необ-

ходимости анализа существующих и прогноза 
будущих сценариев и вариантов развития ВПО 
не просто подтверждается, но и усиливает свое 

Табл. 1. Матрица факторов, влияющих на формирование ВПО в мире 
в конкретный период времени (2014 г.)

Область 

формирования 

международной 

обстановки (МО) 

и военно-полити чес-

кой обстановки (ВПО)

Факторы влияния

Государ

ственные 

субъекты МО

Негосудар-

ственные 

акторы

Глобальные 

тенденции

 мирового 

развития

Отношения 

между 

субъектами 

и факторами

Политические 
отношения

Экономические 
отношения

Военные отношения

Торговые отношения

Финансовые отношения

Гуманитарные 
отношения

«Доля» ВПО 
в отношениях при 
формировании МО