ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1458
Скачиваний: 2
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
Структура сценариев развития ВПО —
последовательная совокупность действий элементов
и субъектов ВПО и эволюция их устойчивых взаимосвязей как единой системы, обеспечиваю-
щих ее целостность и сохранение основных свойств при самых различных вариантах изменения
внутреннего и внешнего характера.
Структура сценария —
последовательная совокупность действий (актов, сцен, сюжетов).
Субъекты военной политики —
государства, коалиции государств (военно-политические
союзы), вооруженные силы государств, вооруженные формирования, не имеющие международ-
ного правового статуса, способные вырабатывать свою политику и генерировать различные ме-
роприятия и действия, с помощью которых должны решаться политические задачи и достигаться
поставленные политические цели.
Сценарий —
детальный план (проект), существующий в виде документа (пакета документов)
или набора идей относительно долгосрочных политических и иных целей.
Сценарий развития военно-политической обстановки —
описание состояния ВПО как
составной части сценария развития МО и следствие одного из сценариев развития ЧЦ, которая
характеризует состояние всей системы человеческой цивилизации в определенный период времени
как совокупность взаимоотношений субъектов и последствий влияния внешних и внутренних
факторов развития.
Сценарий текущей и прогнозируемой ВПО —
существующий и будущий детальный план
с участием основных действующих субъектов развития ВПО.
Характер внешних угроз —
разновидность типов угроз, зависящих от сферы их возникно-
вения: политических, экономических, военных.
Характер войн и вооруженных конфликтов —
структура относительно устойчивых связей,
определяющих цели войн, средства достижения этих целей и масштабы военных действий.
Цель социально-экономического развития —
достижение состояния экономики, социальной
сферы, обороны и безопасности, которое определяется участниками государственного стратегичес-
кого планирования в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными
и (или) качественными показателями.
Человеческая цивилизация (ЧЦ)
— локализованное по времени и пространству современное
человеческое сообщество, объединяющее нации, государства и отдельные социумы. В данной
работе рассматриваются две основные формы ЧЦ:
глобальная ЧЦ
, как совокупная современная
общность людей проживающих на планете,
локальная ЧЦ
— часть современно глобальной ци-
вилизации, объединяющая цивилизационно близких людей.
Шкалы количественных и качественных показателей
— оценка того или иного показателя
для измерения его значения.
15
Анализ существующих и прогноз на дол-
госрочную перспективу будущих сценариев
развития ВПО является исключительно важ-
ной политической, экономической и военной
задачей, от решения которой во многом зависит
безопасность государства, его экономическое
и социальное благополучие. Более того, пред-
ставляется, что в XXI веке военная безопасность
предопределяет уже не только возможность
сохранения государственного суверенитета
и способность защищать национальные и го-
сударственные интересы в мире (как это было
прежде), но и сохранение национальной иден-
тичности и системы ценностей, существование
самой нации. Борьба в XXI веке перерастает из
межгосударственной в межцивилизационную,
ценностную плоскость, а собственно военная
победа и оккупация перестали быть главными
целями военных действий.
В настоящее время, если исходить из поли-
тической точки зрения, такой целью становится
превращение правящей элиты, нации и обще-
ства в послушное сообщество лишенных собс-
твенной идентичности, но готовой беспрекос-
ловно выполнять те правила и нормы, которые
ему предписывает победитель. Если же говорить
с точки зрения экспертной, то вполне определен-
но эту цель обрисовал профессор Трифкович, по
справедливому мнению которого «антагонизм
„Запада“ в основе своей не связан с текущим
политическим курсом Российской Федерации,
а
отражает глубокую враждебность западных
политических и медийных элит по отношению
к России как таковой.
Геополитически это выра-
жается в борьбе островных, морских империй
(Великобритании, а затем, после Второй миро-
вой войны — США) с континентальной (Рос-
сийской, олицетворяющей „хартленд“ Евразии),
которая происходит согласно заветам Маккин-
дера и Спайкмена. Культурный же антагонизм
заключается в желании западных элит не просто
влиять на российскую политику, а необратимо
изменить „режим“ и трансформировать Россию
по лекалам западного постмодернизма».
С бытовой точки зрения эту цель можно
описать следующим образом: Запад «разрешил»
России поселиться в общей квартире (на Земле)
на определенных условиях, а именно: можно хо-
дить в места общего пользования только с раз-
решения хозяина и тогда, когда это ему удобно.
Вассалы Франции искусно поставлены в положение белки,
долженствующей вертеть колесо милитаризма
1
.
А. Свечин,
военный теоретик
На основе данного документа («Основы политики Российской Федерации
в области развития оборонно-промышленного комплекса на период
до 2020 года и дальнейшую перспективу») и с учетом финансовых
возможностей страны разрабатывается национальная программа развитии
ОПК…
2
.
Б. Кузык, В. Кушлин, Ю. Яковец,
эксперты
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
Нужно сидеть в самой тесной комнате, окна ко-
торой выходят во двор или вообще могут быть
занавешены, не издавая никаких звуков, как
правило, прикованным к батарее и т. д. В случае
нарушения этих норм и правил «хозяин будет
наказывать — запрещать прогулки, перестанет
кормить, включит громкую музыку и т. п., а при
повторении нарушений — отключит свет, воду
и газ, а, может быть, и использует физическое
насилие. Защититься от такой политики некими
нормами международного права невозможно.
США неоднократно применяли военную силу,
ни разу не объявляя войны, и многократно иг-
норируя нормы ООН.
В этой связи можно говорить, что во вто-
ром десятилетии XXI века проблема прогноза
развития сценариев ВПО в будущем приобрела
особенно острый характер. Военные конфлик-
ты и войны на Ближнем и Среднем Востоке,
в Центральной Азии и, наконец, на Украине по-
казали, что в развитии ВПО в мире произошел
существенный перелом в направлении резкого
обострения существующих и появление новых
потенциальных и актуальных угроз. Это связано
с глобальными противоречивыми процессами,
которые ведут к дальнейшему обострению ВПО:
с одной стороны, к фактическому появлению
в начале XXI века новых центров силы и из-
менению соотношения сил в мире не в пользу
США, и к стремлению США во что бы то ни ста-
ло сохранить свое глобальное лидерство и спо-
собность влиять на развитие любых процессов
в мире, — с другой.
Это стремление проявляется, как минимум,
в двух основных формах:
—
во-первых, в политике США по укреплению
существующих и созданию новых военно-
политических и торгово-экономических
союзов и коалиций, ускоренному развитию
двусторонних связей и т. д. с тем, чтобы
консолидировать вокруг себя и под своим
контролем максимально возможные ресур-
сы — политические, экономические, воен-
ные, пространственные и т. п.;
—
во-вторых, в политике США по противо-
действию тенденции многополярности все
сильнее и заметнее становятся военно-си-
ловые аспекты, включая ставку на военно-
технологическое превосходство, расширение
спектра способов использования военной
силы (в том числе создания принципиально
новых концепций типа «глобального обезо-
руживающего удара и др.).
Наконец, объективное усиление целого ряда
государств и иных субъектов МО неизбежно ве-
дет к усилению роли и значения новых субъектов
ВПО. Если прежде, в начале XX века, характер
ВПО в мире определяли несколько крупных го-
сударств (в период Первой мировой войны —
Германия, Франция, Россия, Великобритания,
США, Австро-Венгрия, Италия, Турция и др.).
в середине XX века круг этих государств сузился
фактически до СССР, США, Германии, Японии
и Великобритании, то в начале XXI века необ-
ходимо констатировать, что на формирование
ВПО в мире и будущие сценарии его развития
влияют уже не только великие державы (среди
которых также произошло перераспределение
влияния), но и быстро развивающиеся государ-
ства:
—
новые военно-политические гиганты: Индия,
Индонезия, Бразилия, Вьетнам;
—
крупные, с точки зрения военно-политичес-
кой, государства: Египет, Турция, Иран, обе
Кореи и ряд других.
Наконец, необходимо констатировать
и признать, что на формирование ВПО в мире
оказывают все более сильное влияние «акторы
вне суверенитета» — транснациональные кор-
порации и банки, международные организации,
а так же общественные, политические и военные
негосударственные субъекты.
1
Цит. по:
Кокошин А. А.
Выдающийся отечественный военный теоретик и военачальник. А. А. Свечин. М.: МГУ, 2013.
С. 246.
2
Кузык Б. Н., Кушлин В. И., Яковец Ю. В.
Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программиро-
вание. М.: Экономика, 2011. С. 343.
17
Развитие будущих сценариев ВПО в мире, как
уже говорилось, происходит под влиянием трех
основных групп факторов и характера взаимоот-
ношений между ними. Прогноз их влиятельности
по существу и будет во многом предопределять
развитие ВПО в XXI веке. Речь идет об:
—
основных субъектах ВПО (государства) и во-
енно-политических союзах государств, их
коалициях;
—
негосударственных акторах ВПО (коалици-
ях, общественно-политических силах, сою-
зах, политических организациях и т. д.);
—
глобальных тенденциях политического, эко-
номического, научно-технического развития;
—
наконец, об отношениях между этими субъ-
ектами и о тенденциях ВПО, причем не толь-
ко военно-политических, но и гуманитар-
ных, экономических и др.
Анализ и стратегический прогноз различ-
ных сценариев развития ВПО до 2030 и 2050 го-
дов, таким образом, предполагает, что любой
из этих сценариев должен рассматриваться, как
минимум, «на пересечении» трех тенденций:
—
во-первых, как будут развиваться и выглядеть
субъекты ВПО в 2030 или 2050 годах с точ-
к
и зрения не только их государственной, но
и военной мощи, измеряемой не только с их
количественной стороны (ВВП, танки, само-
леты и т. д.), но и качественной. Речь идет об
анализе и оценке практически всех государств
и военно-политических коалиций по сотням
параметров. Это означает учет десятков и со-
тен тысяч находящихся в динамике и в про-
цессах качественных изменений факторов;
—
во-вторых, как будут изменяться роли не-
государственных субъектов ВПО, ныне
Долгосрочный сценарный прогноз развития ВПО и СО вытекает
из строго логической последовательности, которая не предполагает
исключения какого-либо предшествующего этапа
1
.
А. Подберезкин
18
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
наращивающих свое влияние и играющих
все более важную роль во внешних, внут-
ренних конфликтах и войнах;
—
в-третьих, как будут формироваться отно-
шения между всеми этими факторами, субъ-
ектами и тенденциями развития человечес-
ких и локальных цивилизаций.
Простейшая матрица, отображающая толь-
ко основные факторы, формирующие ВПО
в мире, может быть представлена, например,
следующим образом (табл. 1).
Из матрицы видно, например, что значение,
«доля» ВПО при формировании МО может быть
небольшой (или не быть вообще) ибо значитель-
ной. Так, состояние ВПО на Ближнем Востоке
во многом определяется МО, а именно уровнем
политических, экономических и военных отно-
шений России с Сирией и Египтом, а США —
с Турцией и Израилем. В любом случае ясно, что:
—
во-первых, сценарии развития МО и их вари-
анты во многом
предопределяют сценарии
и варианты развития ВПО
. Это означает,
что при негативном сценарии развития МО
не может быть в принципе позитивного сце-
нария развития ВПО. Он может быть либо
кризисным, либо враждебным;
—
во-вторых, сами по себе сценарии разви-
тия ВПО зависят как от общего состояния
международной обстановки (МО), так и от
основных факторов, определяющих эту об-
становку — политических, экономических,
дипломатических и пр. Это означает, что
уровень и качество развития невоенных
областей МО во многом влияют на воен-
ные области. И наоборот: военные области
могут оказывать позитивное влияние на дру-
гие области развития МО. Например, ВТС
безусловно укрепляет доверие;
—
в-третьих, анализ и прогноз ВПО носит су-
губо конкретный (временной, военно-тех-
нический, экономический и финансовый)
характер и не может быть универсальным.
Это означает, что нет какого-либо абстракт-
ного сценария развития ВПО, применимого
и к 2015, и к 2030 или 2050 годам, или ха-
рактеризующего не только каждую страну,
но сразу несколько стран или объединений;
—
в-четвертых, экстраполяция существующе-
го сценария развития ВПО на долгосрочную
перспективу может быть очень ограничена
в силу огромного числа факторов влияния во-
обще и переменных их величин, в частности.
Тем не менее, вывод о возможности и необ-
ходимости анализа существующих и прогноза
будущих сценариев и вариантов развития ВПО
не просто подтверждается, но и усиливает свое
Табл. 1. Матрица факторов, влияющих на формирование ВПО в мире
в конкретный период времени (2014 г.)
Область
формирования
международной
обстановки (МО)
и военно-полити чес-
кой обстановки (ВПО)
Факторы влияния
Государ
ственные
субъекты МО
Негосудар-
ственные
акторы
Глобальные
тенденции
мирового
развития
Отношения
между
субъектами
и факторами
Политические
отношения
Экономические
отношения
Военные отношения
Торговые отношения
Финансовые отношения
Гуманитарные
отношения
«Доля» ВПО
в отношениях при
формировании МО