ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1421

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

19

Глава 1. Общие принципы анализа долгосрочного развития военно-политической обстановки

значение в условиях качественных перемен, про-
исходящих в ВПО в мире и отдельных регионах 
во втором десятилетии XXI века. Очевидное уси-
ление негативных тенденций в сценариях разви-
тия ВПО требует не только адекватной военно-
технической реакции со стороны России, что 

совершенно понятно, естественно и необходимо, 

но и новых попыток размыть политический фун-
дамент усиления конфронтации. Любые усилия 
в этом направлении (даже если они дают незна-

чительный видимый результат) представляются 

не просто желательными, но и обязательными.

Основу таких усилий может составить поиск 

общецивилизационных интересов (потребностей) 

народов Евразии вообще и Европы, в частности. 

На базе таких общих интересов возможно и не-
обходимо создание новых и активизации сущес-
твующих механизмов обеспечения безопасности 

при понимании того, что США и ряд их союзников 
вполне удовлетворены имеющимся механизмом 

НАТО

3

. Надо отчетливо понимать, что негативные 

сценарии развития ВПО набирают силу. Учитывая 
особое значение политических и международных 
факторов МО на формирование ВПО, важно из-
бегать недооценки политических, экономичес-

ких, гуманитарных и иных аспектов собственно 
военных факторов. Так, если вернуться к опыту 

оказавшейся в условиях холодной войны после-

военной Европы, можно признать, что:

 

в 1975 году, когда состоялось Совещание по 
безопасности и сотрудничеству в Европе, 
вопросы безопасности и  политики были 

«уравновешены» вопросами экономическо-

го и гуманитарного сотрудничества. Фак-

тически произошел размен: Запад признал 

принцип нерушимости границ, а СССР — 
необходимость руководствоваться «гумани-

тарной корзиной» с ее «сердцевиной» в виде 
формулы о правах человека;

 

в эти же годы был выдвинут комплекс «обще-

человеческих» (гуманитарных, экологических, 

биологических и пр. проблем) проблем, кото-

рые стали общей основой для политической 
и общественной дискуссии. В XXI веке таких 
проблем стало гораздо больше и разнообра-
зия в их понимании — не меньше;

 

в эти же годы стал актуальным тезис о про-

странственном измерении Европы «от Лис-
сабона до Владивостока». Надо понимать, что 

раздел Европы на «Европу» и «Россию» не вы-
годен России ни как государству, ни как нации, 
но этот раздел очень выгоден США и Велико-

британии. Поэтому в XXI веке целесообразно 

расширить понимание пространства Европы 
до пространства Евразии, что само по себе 
в известном смысле способно уравновешивать 
позиции США и стран ЕС участием быстро 
набирающих силу стран Азии.

При этом расширение «пространства без-

опасности» на другие регионы Евразии и мира 
отнюдь не должны ограничиваться указанным 

проектом. В XXI веке отчетливо просматривает-

ся тенденция распространения пространствен-

ных характеристик ВПО на Арктику, океанские 
акватории, космическое пространство. Очевид-
но, что уже к 2030 год любой сценарий развития 

ВПО будет предполагать глобальный пространс-
твенный охват. Наконец, очень важно понимать, 

что любой сценарий развития ВПО предполагает 

многовариантность и возможность реализации. 

Рис. 1.


background image

20

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

Это положение можно продемонстрировать уп-

рощенно на следующем рисунке (рис. 1).

Иными словами, в 2014 году мы не можем 

прогнозировать даже на краткосрочную пер-

спективу один–два сценария развития ВПО. 
Можно говорить о наиболее вероятных сцена-

риях развития ВПО и их вариантах, которые 
должны конкретизироваться в  зависимости 

от точного числа участников, времени, поли-
тической обстановки и  других, в  том числе 
субъективных факторов (отношений лидеров, 

готовности идти на риск и т. п.). В этой связи 

особое значение приобретает анализ и прогноз 
ответных действий, реакции на будущие вне-

шние и внутренние угрозы, прежде всего с точки 
зрения 

минимизации рисков

Это означает, что мы должны быть готовы 

к ответной и несимметричной реакции на мак-

симально большое число сценариев развития 
ВПО и их вариантов, разрабатывая наиболее 
адекватные универсальные средства и спосо-
бы, так как национальных ресурсов для ответа 

на все варианты всех сценариев ВПО не хватит. 

Так, невозможно для России участвовать в войне 

на отдаленных ТВД или готовиться к войне со 
всеми странами НАТО в одиночку, полагаясь 

только на обычные вооружения. Таким образом, 
общие условия и принципы анализа и долго-
срочного прогноза развития сценариев ВПО 

должны включать достаточно значимые огра-
ничения, включая ресурсные, быть «привязаны» 
максимально к конкретным социально-полити-

ческим, научно-техническим, экономическим 

и геополитическим реалиям, которые миними-
зировали бы их абстрактность до прикладного 
практического уровня.

1.1. Взаимосвязь сценариев развития международной 

и военно-политической обстановки

3

… нужно достоверно и полноценно просчитать потенциальные угрозы

военной безопасности. На каждую из них должен быть найден достаточный адекватный ответ

4

.

В. Путин,

Президент России

«Евразийская» идея порочна прежде всего потому, что создает иллюзию

полезности «контроля» над большими сухопутными территориями

5

.

В. Иноземцев,

политолог

Проблема взаимосвязи развития сценариев 

МО и ВПО поднималась и описывалась уже не 

раз в этой и предыдущих работах автора доста-

точно подробно

6

. В данном разделе рассматрива-

емые конкретные сценарии развития ВПО и их 

варианты основываются (теоретически и мето-
дологически) на этой взаимосвязи и непосредс-

твенно вытекают друг из друга. Это означает, что 
существующие и будущие конкретные сценарии 

и их варианты развития ВПО являются логи-

ческим следствием развития соответствующих 

конкретных сценариев МО, их естественной, со-

ставной частью, а также следствием развития 
одного из сценариев человеческой цивилизации. 

Это означает, что анализ существующих 

сценариев развития ВПО в мире и их прогноз 

на период до 2030 и 2050 годов предполагает 
изначально попытку систематизации таких 

сценариев (по аналогии с систематизацией по 

группам и подгруппам сценариев МО), в силу 
их огромного количества и выделения из их 

числа наиболее вероятных вариантов. Без такой 

систематизации и логической привязки коли-

чество сценариев и их вариантов становится не-

ограниченным, а значит бессмысленным с точ-

ки зрения анализа и прогноза. Кроме того, как 
уже говорилось выше, необходимо выделить 
условия и принципы, в соответствии с кото-
рыми выдвигаются эти сценарии, делающие их 
более конкретными и практическими, то есть 
более вероятными.

Подобные анализ и прогноз логично пред-

полагают увязку существующих сценариев раз-
вития ВПО с уже существующими и прогноз-
ными сценариями развития международной 

обстановки (МО) и человеческой цивилизации 
(ЧЦ)

7

. Ибо и развитие сценариев ВПО, и вари-

анты стратегической обстановки (СО), и вся 


background image

21

Глава 1. Общие принципы анализа долгосрочного развития военно-политической обстановки

военная политика государства формируются 
под прямым непосредственным и  сильным 
влиянием конкретных сценариев МО. Послед-
ние формируют такие же конкретные внешние 
политические, военные, экономические и иные 
условия существования государств и еще более 
конкретные внешние и военные угрозы

8

Так, например, развитие ВПО на Украине 

и в Европе зависит от многих политических, 

финансовых, экономических и иных факторов, 

которые необходимо учитывать при формиро-
вании собственно военной политики. В част-
ности, сложившейся в 80-е и 90-е годы XX века 
продовольственной зависимости России от 
Запада. «Обмен санкциями» как политический 
инструмент в данном случае должен учитывать 
эти реалии, хорошо отображенные на инфогра-

фике РБК (Рис. 2).

И наоборот, конкретные военные и военно-

политические условия формирования сценария 

ВПО могут и часто оказывают обратное влияние 

на развитие сценария МО в ту или иную сторону. 

Так, безусловные военные успехи ополченцев 

на Украине весной–летом 2014 года вынудили 
Киев и  его союзников пойти на переговоры 

с представителями Новороссии, заключить пе-

ремирие и смягчить набирающие темпы опасную 
эскалацию развития сценария МО в кризисном 
направлении. При этом надо понимать, что вли-

яние происходящих в развитии сценариев ЧЦ 

и МО процессов более глубокое и фундамен-

тальное и более сильно сказывается, чем в сце-

нариях развития ВПО и СО. 

Случаи, когда изменения в сценариях раз-

вития ВПО радикально влияли на сценарии 

МО, в истории есть, но они немногочисленны. 

Так, Карл XII быстрым нападением и разгромом 

датчан вывел Данию из военно-политической 
коалиции России, Польши и Дании против Шве-
ции. Такую же попытку попытался осуществить 

А. Гитлер, освободив из заключения Муссолини. 

Но, надо признать, что эти немногочисленные 

примеры в конечном счете все равно подтверж-
дают общее правило: развитие сценариев ВПО 

следует из развития сценариев МО, а тех — из 
сценариев развития ЧЦ.

Надо признать, что специфические события 

и тенденции в развитии того или иного сценария 

ВПО оказывают частные, иногда значимые воз-

действия на события и тенденции в сценариях 
развития МО. В частности, война на Украине ста-
ла поводом для введения санкций против России 
на разработку месторождений нефти и газа в Ар-
ктике

10

, ограничений в добыче сланцевой нефти 

и газа, а в перспективе — на ее политику в Антар-
ктике и в других регионах. Это влияние иногда 
не очень заметно (как в отношениях с Японией), 
иногда только символично (как в отношениях 

с Индией), а иногда неожиданно сильно (как в от-

ношениях с Австралией). Поэтому такой «военно-

Рис. 2.

9


background image

22

Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО

политический реверс» должен внимательно отсле-
живаться. Особенно в тех случаях, когда он может 
привести к неприятным последствиям.

Конкретные сценарии развития ВПО, выте-

кающие даже из одного сценария развития МО, 
неизбежно будут отличаться друг от друга: даже 

если события развиваются в одно и то же время, 

в одном и том же месте, конкретные военно-
политические условия могут (и будут) разны-
ми. Прежде всего, зависящими от множества 

субъективных факторов, часть из которых была 

неизвестна и не учитывалась, а часть — только 

что появилась

11

. Поэтому нельзя просто экстра-

полировать сценарий развития МО на сценарий 

ВПО. Они могут отличаться, в том числе и серь-
езно, в ту или иную сторону.

В качестве примера можно использовать 

сценарий развития ВПО, сложившийся в Но-

вороссии в сентябре 2014 года после инициатив 

В. Путина и П. Порошенко о прекращении огня. 
Дальнейшее развитие событий после этого могло 

развиваться, как минимум, по трем сценариям

12

:

 

сценарий № 1, который привел в целом к пре-

кращению огня, мог «заморозить» конфликт 
на неопределенную перспективу;

 

сценарий № 2  – привести к  устойчивому 

миру;

 

сценарий № 3 как превращение со временем 
сценария № 1 сценарий войны.

Все эти потенциально возможные и даже 

вероятные сценарии ВПО существуют в рам-

ках одного сценария развития МО, который 
был описан выше как «сценарий войны чужими 
руками». Его реализация, судя по всему, была 
в сентябре 2014 (конкретное время) скоррек-
тирована событиями в Сирии и Ираке (кон-
кретными событиями в  конкретном месте), 
а именно: бомбардировками США исламских 
радикалов.

Таким образом, развитие конкретных вари-

антов конкретных сценариев ВПО происходит 
под влиянием самых разных внешних и внут-

ренних факторов внутри одного сценария раз-
вития МО или даже одного из вариантов тако-
го сценария. Это означает, что прогнозировать 

точно развитие того или иного сценария ВПО 

невозможно даже в рамках одного из сценариев 
развития МО, что требует достаточно универ-

сальных средств для ответной реакции. По сути 

дела, украинские сценарии и их варианты раз-
вития ВПО в августе–сентябре подтверждают 
этот вывод. Как средства, так и способы веде-
ния вооруженной борьбы при всех сценариях 

оставались одни и  те же: преимущественно 
артиллерийские системы, стрелковое оружие 

и бронетехника. Действия авиации, флота, по 
понятным причинам, фактически отсутство-
вали.

Таким образом, предполагается, что сцена-

рии развития ВПО, которые являются производ-
ными от сценариев развития МО, могут иметь 

самые различные варианты в силу конкретных, 


background image

23

Глава 1. Общие принципы анализа долгосрочного развития военно-политической обстановки

в том числе субъективных условий, опаснос-

тей и угроз. Реакция на эти внешние и военные 
угрозы со стороны России, выражаемая в том 

числе в развитии военной организации стра-

ны, ее ВС и ВиВТ, должна быть адекватной, то 

есть в данном случае универсальной. В случае 

их переоценки, такая неадекватная реакция 
ведёт к излишним тратам национальных ресур-

сов, а иногда и экономическому изматыванию 

и внутриполитической дестабилизации. В слу-

чае недооценки внешних и внутренних угроз, 

вытекающих из анализа и прогноза развития 

сценариев МО и ВПО, — неизбежно ведет к по-
тере способности защищать свой суверенитет 

и проводить эффективную внешнюю и внут-
реннюю политику

13

.

Наконец, такой анализ и прогноз развития 

сценариев ВПО должны строиться не только 

на творческой фантазии, но, прежде всего, на 
научных методах анализа сценариев развития 

МО и ВПО, среди которых можно выделить не-

сколько обязательных и взаимодополняющих:

 

метод анализа национальных и групповых 
интересов (потребностей) и формируемых 
на их основе целей

 

метод анализа соотношения сил;

 

метод анализа последовательной и полной 
цепочки событий (ивент-анализа);

 

метод моделирования и количественного 
анализа;

 

метод контент-анализа и ряд других.

Думается, что достаточно широкий набор 

таких методов и методик позволит точнее сфор-
мулировать сценарии и варианты развития МО 

и ВПО, что является принципиально важным 
для подготовки долгосрочных ответных мер. 

Так, если основные выводы, тенденции и фак-

ты совпадают по нескольким методикам (а еще 
лучше, — десяткам методик), то можно гово-

рить о возможности построении долгосрочного 
прогноза развития того или иного вероятного 

сценария ВПО, вытекающего из сценария МО.

1.2. Проблема оценки развития военно-политической 

обстановки

Новая госпрограмма вооружений должна учитывать положения основных документов 

стратегического планирования в сфере обороны и безопасности, включая обновленную 

Военную доктрину, проект которой должен быть подготовлен к декабрю

14

.

В. Путин,

Президент России

США долгое время полагались на свое превосходство в ВиВТ… Для сохранения в будущем 

превосходства будет необходимо, чтобы военные разработали новые возможности 

совершенствования тактики, технологий и процедур, которые бы заменили те эффективные 

возможности, на которых основывалось превосходство США последние 20 лет…

15

.

Доклад научного Комитета МО США

Проблема адекватности оценки и прогноза 

того или иного сценария развития ВПО имеет 

исключительно важное значение в силу того, что 

субъективные факторы (предыдущий опыт, зна-

ния, материальная и иная заинтересованность 
и т. д.), всегда играющие важную роль в обще-

ственных, в том числе международных отноше-

ниях, абсолютизируются при рассмотрении их 
военно-политических аспектов.

Представляется, что даже возможности 

количественных оценок (количества ВиВТ, за-
трат, длительности и др.) нередко не оказывают 
влияния на процесс принятия решений, когда 

субъективно 

осознанный интерес

 становится 

главной движущей силой, мотивом и основным 

«аргументом». Не секрет, что многие политичес-

кие, экономические и военно-технические реше-
ния в СССР и России принимались именно при 
решающем влиянии субъективных факторов.

Можно сделать исключительно точные ана-

лизы и прогнозы, очень тщательные предложе-
ния в военно-политической области, которые 
будут перечеркнуты одним  — двумя субъек-
тивными политическими решениями. Именно 
в этом заключается главная трудность и опас-
ность анализа и стратегического прогноза — не 
попасть под влияние при подготовке и быть уч-
тенным при принятии решений.