ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1421
Скачиваний: 2
19
Глава 1. Общие принципы анализа долгосрочного развития военно-политической обстановки
значение в условиях качественных перемен, про-
исходящих в ВПО в мире и отдельных регионах
во втором десятилетии XXI века. Очевидное уси-
ление негативных тенденций в сценариях разви-
тия ВПО требует не только адекватной военно-
технической реакции со стороны России, что
совершенно понятно, естественно и необходимо,
но и новых попыток размыть политический фун-
дамент усиления конфронтации. Любые усилия
в этом направлении (даже если они дают незна-
чительный видимый результат) представляются
не просто желательными, но и обязательными.
Основу таких усилий может составить поиск
общецивилизационных интересов (потребностей)
народов Евразии вообще и Европы, в частности.
На базе таких общих интересов возможно и не-
обходимо создание новых и активизации сущес-
твующих механизмов обеспечения безопасности
при понимании того, что США и ряд их союзников
вполне удовлетворены имеющимся механизмом
НАТО
3
. Надо отчетливо понимать, что негативные
сценарии развития ВПО набирают силу. Учитывая
особое значение политических и международных
факторов МО на формирование ВПО, важно из-
бегать недооценки политических, экономичес-
ких, гуманитарных и иных аспектов собственно
военных факторов. Так, если вернуться к опыту
оказавшейся в условиях холодной войны после-
военной Европы, можно признать, что:
—
в 1975 году, когда состоялось Совещание по
безопасности и сотрудничеству в Европе,
вопросы безопасности и политики были
«уравновешены» вопросами экономическо-
го и гуманитарного сотрудничества. Фак-
тически произошел размен: Запад признал
принцип нерушимости границ, а СССР —
необходимость руководствоваться «гумани-
тарной корзиной» с ее «сердцевиной» в виде
формулы о правах человека;
—
в эти же годы был выдвинут комплекс «обще-
человеческих» (гуманитарных, экологических,
биологических и пр. проблем) проблем, кото-
рые стали общей основой для политической
и общественной дискуссии. В XXI веке таких
проблем стало гораздо больше и разнообра-
зия в их понимании — не меньше;
—
в эти же годы стал актуальным тезис о про-
странственном измерении Европы «от Лис-
сабона до Владивостока». Надо понимать, что
раздел Европы на «Европу» и «Россию» не вы-
годен России ни как государству, ни как нации,
но этот раздел очень выгоден США и Велико-
британии. Поэтому в XXI веке целесообразно
расширить понимание пространства Европы
до пространства Евразии, что само по себе
в известном смысле способно уравновешивать
позиции США и стран ЕС участием быстро
набирающих силу стран Азии.
При этом расширение «пространства без-
опасности» на другие регионы Евразии и мира
отнюдь не должны ограничиваться указанным
проектом. В XXI веке отчетливо просматривает-
ся тенденция распространения пространствен-
ных характеристик ВПО на Арктику, океанские
акватории, космическое пространство. Очевид-
но, что уже к 2030 год любой сценарий развития
ВПО будет предполагать глобальный пространс-
твенный охват. Наконец, очень важно понимать,
что любой сценарий развития ВПО предполагает
многовариантность и возможность реализации.
Рис. 1.
20
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
Это положение можно продемонстрировать уп-
рощенно на следующем рисунке (рис. 1).
Иными словами, в 2014 году мы не можем
прогнозировать даже на краткосрочную пер-
спективу один–два сценария развития ВПО.
Можно говорить о наиболее вероятных сцена-
риях развития ВПО и их вариантах, которые
должны конкретизироваться в зависимости
от точного числа участников, времени, поли-
тической обстановки и других, в том числе
субъективных факторов (отношений лидеров,
готовности идти на риск и т. п.). В этой связи
особое значение приобретает анализ и прогноз
ответных действий, реакции на будущие вне-
шние и внутренние угрозы, прежде всего с точки
зрения
минимизации рисков
.
Это означает, что мы должны быть готовы
к ответной и несимметричной реакции на мак-
симально большое число сценариев развития
ВПО и их вариантов, разрабатывая наиболее
адекватные универсальные средства и спосо-
бы, так как национальных ресурсов для ответа
на все варианты всех сценариев ВПО не хватит.
Так, невозможно для России участвовать в войне
на отдаленных ТВД или готовиться к войне со
всеми странами НАТО в одиночку, полагаясь
только на обычные вооружения. Таким образом,
общие условия и принципы анализа и долго-
срочного прогноза развития сценариев ВПО
должны включать достаточно значимые огра-
ничения, включая ресурсные, быть «привязаны»
максимально к конкретным социально-полити-
ческим, научно-техническим, экономическим
и геополитическим реалиям, которые миними-
зировали бы их абстрактность до прикладного
практического уровня.
1.1. Взаимосвязь сценариев развития международной
и военно-политической обстановки
3
… нужно достоверно и полноценно просчитать потенциальные угрозы
военной безопасности. На каждую из них должен быть найден достаточный адекватный ответ
4
.
В. Путин,
Президент России
«Евразийская» идея порочна прежде всего потому, что создает иллюзию
полезности «контроля» над большими сухопутными территориями
5
.
В. Иноземцев,
политолог
Проблема взаимосвязи развития сценариев
МО и ВПО поднималась и описывалась уже не
раз в этой и предыдущих работах автора доста-
точно подробно
6
. В данном разделе рассматрива-
емые конкретные сценарии развития ВПО и их
варианты основываются (теоретически и мето-
дологически) на этой взаимосвязи и непосредс-
твенно вытекают друг из друга. Это означает, что
существующие и будущие конкретные сценарии
и их варианты развития ВПО являются логи-
ческим следствием развития соответствующих
конкретных сценариев МО, их естественной, со-
ставной частью, а также следствием развития
одного из сценариев человеческой цивилизации.
Это означает, что анализ существующих
сценариев развития ВПО в мире и их прогноз
на период до 2030 и 2050 годов предполагает
изначально попытку систематизации таких
сценариев (по аналогии с систематизацией по
группам и подгруппам сценариев МО), в силу
их огромного количества и выделения из их
числа наиболее вероятных вариантов. Без такой
систематизации и логической привязки коли-
чество сценариев и их вариантов становится не-
ограниченным, а значит бессмысленным с точ-
ки зрения анализа и прогноза. Кроме того, как
уже говорилось выше, необходимо выделить
условия и принципы, в соответствии с кото-
рыми выдвигаются эти сценарии, делающие их
более конкретными и практическими, то есть
более вероятными.
Подобные анализ и прогноз логично пред-
полагают увязку существующих сценариев раз-
вития ВПО с уже существующими и прогноз-
ными сценариями развития международной
обстановки (МО) и человеческой цивилизации
(ЧЦ)
7
. Ибо и развитие сценариев ВПО, и вари-
анты стратегической обстановки (СО), и вся
21
Глава 1. Общие принципы анализа долгосрочного развития военно-политической обстановки
военная политика государства формируются
под прямым непосредственным и сильным
влиянием конкретных сценариев МО. Послед-
ние формируют такие же конкретные внешние
политические, военные, экономические и иные
условия существования государств и еще более
конкретные внешние и военные угрозы
8
.
Так, например, развитие ВПО на Украине
и в Европе зависит от многих политических,
финансовых, экономических и иных факторов,
которые необходимо учитывать при формиро-
вании собственно военной политики. В част-
ности, сложившейся в 80-е и 90-е годы XX века
продовольственной зависимости России от
Запада. «Обмен санкциями» как политический
инструмент в данном случае должен учитывать
эти реалии, хорошо отображенные на инфогра-
фике РБК (Рис. 2).
И наоборот, конкретные военные и военно-
политические условия формирования сценария
ВПО могут и часто оказывают обратное влияние
на развитие сценария МО в ту или иную сторону.
Так, безусловные военные успехи ополченцев
на Украине весной–летом 2014 года вынудили
Киев и его союзников пойти на переговоры
с представителями Новороссии, заключить пе-
ремирие и смягчить набирающие темпы опасную
эскалацию развития сценария МО в кризисном
направлении. При этом надо понимать, что вли-
яние происходящих в развитии сценариев ЧЦ
и МО процессов более глубокое и фундамен-
тальное и более сильно сказывается, чем в сце-
нариях развития ВПО и СО.
Случаи, когда изменения в сценариях раз-
вития ВПО радикально влияли на сценарии
МО, в истории есть, но они немногочисленны.
Так, Карл XII быстрым нападением и разгромом
датчан вывел Данию из военно-политической
коалиции России, Польши и Дании против Шве-
ции. Такую же попытку попытался осуществить
А. Гитлер, освободив из заключения Муссолини.
Но, надо признать, что эти немногочисленные
примеры в конечном счете все равно подтверж-
дают общее правило: развитие сценариев ВПО
следует из развития сценариев МО, а тех — из
сценариев развития ЧЦ.
Надо признать, что специфические события
и тенденции в развитии того или иного сценария
ВПО оказывают частные, иногда значимые воз-
действия на события и тенденции в сценариях
развития МО. В частности, война на Украине ста-
ла поводом для введения санкций против России
на разработку месторождений нефти и газа в Ар-
ктике
10
, ограничений в добыче сланцевой нефти
и газа, а в перспективе — на ее политику в Антар-
ктике и в других регионах. Это влияние иногда
не очень заметно (как в отношениях с Японией),
иногда только символично (как в отношениях
с Индией), а иногда неожиданно сильно (как в от-
ношениях с Австралией). Поэтому такой «военно-
Рис. 2.
9
22
Долгосрочное прогнозирование сценариев развития ВПО
политический реверс» должен внимательно отсле-
живаться. Особенно в тех случаях, когда он может
привести к неприятным последствиям.
Конкретные сценарии развития ВПО, выте-
кающие даже из одного сценария развития МО,
неизбежно будут отличаться друг от друга: даже
если события развиваются в одно и то же время,
в одном и том же месте, конкретные военно-
политические условия могут (и будут) разны-
ми. Прежде всего, зависящими от множества
субъективных факторов, часть из которых была
неизвестна и не учитывалась, а часть — только
что появилась
11
. Поэтому нельзя просто экстра-
полировать сценарий развития МО на сценарий
ВПО. Они могут отличаться, в том числе и серь-
езно, в ту или иную сторону.
В качестве примера можно использовать
сценарий развития ВПО, сложившийся в Но-
вороссии в сентябре 2014 года после инициатив
В. Путина и П. Порошенко о прекращении огня.
Дальнейшее развитие событий после этого могло
развиваться, как минимум, по трем сценариям
12
:
—
сценарий № 1, который привел в целом к пре-
кращению огня, мог «заморозить» конфликт
на неопределенную перспективу;
—
сценарий № 2 – привести к устойчивому
миру;
—
сценарий № 3 как превращение со временем
сценария № 1 сценарий войны.
Все эти потенциально возможные и даже
вероятные сценарии ВПО существуют в рам-
ках одного сценария развития МО, который
был описан выше как «сценарий войны чужими
руками». Его реализация, судя по всему, была
в сентябре 2014 (конкретное время) скоррек-
тирована событиями в Сирии и Ираке (кон-
кретными событиями в конкретном месте),
а именно: бомбардировками США исламских
радикалов.
Таким образом, развитие конкретных вари-
антов конкретных сценариев ВПО происходит
под влиянием самых разных внешних и внут-
ренних факторов внутри одного сценария раз-
вития МО или даже одного из вариантов тако-
го сценария. Это означает, что прогнозировать
точно развитие того или иного сценария ВПО
невозможно даже в рамках одного из сценариев
развития МО, что требует достаточно универ-
сальных средств для ответной реакции. По сути
дела, украинские сценарии и их варианты раз-
вития ВПО в августе–сентябре подтверждают
этот вывод. Как средства, так и способы веде-
ния вооруженной борьбы при всех сценариях
оставались одни и те же: преимущественно
артиллерийские системы, стрелковое оружие
и бронетехника. Действия авиации, флота, по
понятным причинам, фактически отсутство-
вали.
Таким образом, предполагается, что сцена-
рии развития ВПО, которые являются производ-
ными от сценариев развития МО, могут иметь
самые различные варианты в силу конкретных,
23
Глава 1. Общие принципы анализа долгосрочного развития военно-политической обстановки
в том числе субъективных условий, опаснос-
тей и угроз. Реакция на эти внешние и военные
угрозы со стороны России, выражаемая в том
числе в развитии военной организации стра-
ны, ее ВС и ВиВТ, должна быть адекватной, то
есть в данном случае универсальной. В случае
их переоценки, такая неадекватная реакция
ведёт к излишним тратам национальных ресур-
сов, а иногда и экономическому изматыванию
и внутриполитической дестабилизации. В слу-
чае недооценки внешних и внутренних угроз,
вытекающих из анализа и прогноза развития
сценариев МО и ВПО, — неизбежно ведет к по-
тере способности защищать свой суверенитет
и проводить эффективную внешнюю и внут-
реннюю политику
13
.
Наконец, такой анализ и прогноз развития
сценариев ВПО должны строиться не только
на творческой фантазии, но, прежде всего, на
научных методах анализа сценариев развития
МО и ВПО, среди которых можно выделить не-
сколько обязательных и взаимодополняющих:
—
метод анализа национальных и групповых
интересов (потребностей) и формируемых
на их основе целей
—
метод анализа соотношения сил;
—
метод анализа последовательной и полной
цепочки событий (ивент-анализа);
—
метод моделирования и количественного
анализа;
—
метод контент-анализа и ряд других.
Думается, что достаточно широкий набор
таких методов и методик позволит точнее сфор-
мулировать сценарии и варианты развития МО
и ВПО, что является принципиально важным
для подготовки долгосрочных ответных мер.
Так, если основные выводы, тенденции и фак-
ты совпадают по нескольким методикам (а еще
лучше, — десяткам методик), то можно гово-
рить о возможности построении долгосрочного
прогноза развития того или иного вероятного
сценария ВПО, вытекающего из сценария МО.
1.2. Проблема оценки развития военно-политической
обстановки
Новая госпрограмма вооружений должна учитывать положения основных документов
стратегического планирования в сфере обороны и безопасности, включая обновленную
Военную доктрину, проект которой должен быть подготовлен к декабрю
14
.
В. Путин,
Президент России
США долгое время полагались на свое превосходство в ВиВТ… Для сохранения в будущем
превосходства будет необходимо, чтобы военные разработали новые возможности
совершенствования тактики, технологий и процедур, которые бы заменили те эффективные
возможности, на которых основывалось превосходство США последние 20 лет…
15
.
Доклад научного Комитета МО США
Проблема адекватности оценки и прогноза
того или иного сценария развития ВПО имеет
исключительно важное значение в силу того, что
субъективные факторы (предыдущий опыт, зна-
ния, материальная и иная заинтересованность
и т. д.), всегда играющие важную роль в обще-
ственных, в том числе международных отноше-
ниях, абсолютизируются при рассмотрении их
военно-политических аспектов.
Представляется, что даже возможности
количественных оценок (количества ВиВТ, за-
трат, длительности и др.) нередко не оказывают
влияния на процесс принятия решений, когда
субъективно
осознанный интерес
становится
главной движущей силой, мотивом и основным
«аргументом». Не секрет, что многие политичес-
кие, экономические и военно-технические реше-
ния в СССР и России принимались именно при
решающем влиянии субъективных факторов.
Можно сделать исключительно точные ана-
лизы и прогнозы, очень тщательные предложе-
ния в военно-политической области, которые
будут перечеркнуты одним — двумя субъек-
тивными политическими решениями. Именно
в этом заключается главная трудность и опас-
ность анализа и стратегического прогноза — не
попасть под влияние при подготовке и быть уч-
тенным при принятии решений.