Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5571

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 16. Политико-правовые учения классиков немецкой философии 339 

щее устройство Германии представлялось ему в виде конституци­
онной монархии. 

Обсуждая способы перехода к идеальному государству, фило­

соф категорически отверг путь насильственной революции. Право­
вого состояния общества, подчеркивал он, невозможно достичь про­
тивоправными средствами. Казнь Карла I в Англии PI суд над Лю­
довиком XVI во Франции вызывали у него "чувство полного нис­
провержения всех правовых понятий". В связи с этим Кант дока­

зывал необходимость "подчинения ныне существующей власти, 

каково бы ни было ее происхождение", и призывал добиваться пре­
образований в государственном строе мирным путем, с помощью 
постепенных законодательных реформ. Теория Канта обосновыва­
ла проведение буржуазной революции легальными методами. 

Будущее развитие человечества мыслитель связывал с обра­

зованием мировой конфедерации правовых республиканских госу­
дарств. С этой точки зрения, его доктрина предвосхитила основную 
тенденцию политического развития в XIX в. — переход к парла­
ментским формам правления при сохранении института монархии. 
Сам Кант, впрочем, был далек от того, чтобы рассматривать обра­
зование правового государства как ближайшую перспективу. "Со­
вершенное правовое устройство у людей — это вещь в себе", — 

указывал он. 

Учение Канта о праве и государстве явилось первой крупной 

политической доктриной, созданной с учетом итогов и под непос­
редственным впечатлением Французской революции. Кант соеди­
нил политическую программу либерализма с идеями наиболее 
радикальных и популярных течений того времени и придал им 
форму глубоко продуманной теоретической системы, которая с тру­
дом поддавалась критике. Кантовскую философию называют иног­
да немецким вариантом оправдания Французской революции. 

В учении о международном праве Кант выдвинул проект ус­

тановления вечного мира. Философ мечтал о мире без захватниче­
ских войн, о создании международно-правового порядка, основанного 
на принципах равенства народов и невмешательства во внутренние 
дела государств. Призывы Канта признать за людьми "права все­
мирного гражданства" намного опережали свое время. 

§ 3. Учение Гегеля о государстве и праве 

Философское учение

 Георга Вильгельма Фридриха Гегеля 

(1770—1831) представляет собой высшую ступень в развитии клас­
сического немецкого идеализма. 

Гегель родился в Штутгарте в семье финансового чиновника. 

Окончив богословский факультет Тюбингенского университета, он 


background image

340 

И с т о р и я политических и правовых учений 

отказался от карьеры пастора и занялся углубленным изучением 
философии. В 1818 г. Гегель получил кафедру в Берлинском уни­
верситете. Основные его произведения — "Феноменология духа" 
(1807 г.), "Наука логики" (1812—1816 гг.), "Энциклопедия философ­
ских наук" (1817 г.). Главное произведение мыслителя по вопросам 
государства и права — "Философия права" (1821 г.). 

Исходным методологическим принципом его доктрины явилось 

положение о том, что истинное (абсолютное) знание может быть 
достигнуто лишь в рамках философской системы, раскрывающей 
содержание всех своих категорий и понятий в их логической взаи­
мосвязи. "Истинное действительно только как система", — подчер­
кивал философ. Целостность такой системы призвана была обеспе­
чить диалектика — метод исследования структуры теоретических 
понятий и переходов между ними. Как полагал Гегель, диалектика 
позволяет построить научную теорию путем последовательного раз­
вития мысли от одного понятия к другому. Философ называл диа­
лектику единственно истинным способом познания. 

Гегель создал грандиозную философскую систему, которая ох­

ватывала всю совокупность теоретических знаний того времени. 
Основными частями гегелевской философии являются: логика, фи­

лософия природы и философия духа. Каждая из них в свою оче­
редь делится на несколько учений. 

Государство и право были отнесены теоретиком к предмету 

философии духа. Последняя освещает развитие сознания человека, 
начиная с простейших форм восприятия мира и кончая высшими 
проявлениями разума. В этом поступательном развитии духа Ге­
гель выделил следующие ступени: субъективный дух (антрополо­
гия, феноменология, психология), объективный дух (абстрактное 
право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, рели­
гия, философия). Право и государство философ рассматривал в 
учении об объективном духе. 

"Наука о праве есть

 часть философии.

 Поэтому она должна 

развить из понятия идею, представляющую собой разум предмета, 
или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие 
самого предмета". Теория права, полагал Гегель, подобно другим 
философским дисциплинам, приобретает научный характер благо­
даря тому, что в ней применяются методы диалектики. Предметом 
же данной науки является идея права — единство понятия права и 
осуществления этого понятия в действительности. 

В противоположность Канту, трактовавшему идеи права и го­

сударства как сугубо умозрительные, априорные конструкции ра­
зума, Гегель доказывал, что истинная идея представляет собой тож­

дество субъективного (познавательного) и объективного моментов. 

"Истиной в философии называется соответствие понятия реально-


background image

Гл. 16. Политико-правовые учения классиков немецкой философии 341 

сти". Или в другой формулировке: идея есть понятие, адекватное 
своему предмету. 

Задачу философии Гегель видел в том, чтобы постигнуть госу­

дарство и право как продукты разумной деятельности человека, 
получившие свое воплощение в реальных общественных институ­
тах. Философия права не должна заниматься ни описанием эмпи­
рически существующего, действующего законодательства (это пред­
мет позитивной юриспруденции), ни составлением проектов иде­
альных кодексов и конституций на будущее. Философской науке 
надлежит выявить идеи, лежащие в основании права и государст­
ва. "Наше произведение, •— писал Гегель в "Философии права", — 
поскольку в нем содержится наука о государстве и праве, будет 
поэтому попыткой постичь и изобразить государство как нечто ра­
зумное внутри себя. В качестве философского сочинения оно долж­
но быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство, 
каким оно должно быть..." 

Свое понимание предмета и метода философии права Гегель 

выразил в знаменитом афоризме, который воспринимался многими 
последующими теоретиками как квинтэссенция его социально-по­
литической доктрины:

 "Что разумно, то действительно; и что 

действительно, то разумно". 

В политической литературе XIX в. это суждение Гегеля выз­

вало прямо противоположные интерпретации. Представители лево­
радикальных течений нередко использовали его при обосновании 
идей переустройства общества на разумных началах, тогда как 
идеологи консервативных сил усмотрели в нем принцип, позволяю­
щий оправдать существовавшие порядки. Совершенно иной смысл 
вкладывал в это положение сам Гегель. Под действительностью он 
понимал не все существующее в обществе, а лишь то, что сложи­
лось закономерно, в силу необходимости. Действительность, пояс­
нял философ, "выше существования". В произведениях Гегеля речь 
шла о том, что за всеми исторически преходящими и случайными 
общественными отношениями необходимо обнаружить их имманен­
тный закон и сущность. С постижением сущности государства мыс­

литель связывал и решение вопроса о разумном (должном) полити­
ческом строе. "Познание того, какими предметы должны быть, воз­

никает только из

 сущности,

 из

 понятия

 вещи". Гегелевское реше­

ние проблемы сущего и должного в социальных отношениях позд­
нее получило название эссенциализма (от лат. "essentia" — сущность). 

Перенесенный в сферу права, эссенциализм приводит Гегеля к 

отрицанию основополагающего принципа естественно-правовой 
школы — противопоставления естественного права положительно­
му. Право и основанные на нем законы, писал философ, "всегда по 
форме позитивны, установлены и даны верховной государственной 

12 История политических и правовых 

учений 


background image

342 

История политических и правовых учений 

властью". Гегель продолжал использовать термин "естественное 
право", однако употреблял его в особом значении — как синоним 
идеи права. В трактовке, предложенной мыслителем, естественное 
право оказывалось уже не совокупностью предписаний, которым 
должны соответствовать законы государства, а философским видени­
ем природы (сущности) правовых отношений между людьми. "Пред­
ставлять себе различие между естественным, или философским, 
правом и позитивным правом таким образом, будто они противопо­
ложны и противоречат друг другу, было бы совершенно неверным". 
Естественное право относится к положительному так, как правовая 
теория относится к действующему праву. 

Идеей права философ считал всеобщую свободу. Следуя тра­

диции, сложившейся в идеологии антифеодальных революций, Ге­
гель наделял человека абсолютной свободой и выводил право из 
понятия свободной воли. "Система права есть царство реализован­
ной свободы", — указывал он. Вместе с тем Гегель отверг концеп­
ции, определявшие право как взаимное ограничение индивидами 
своей свободы в интересах общего блага. Согласно учению филосо­
фа подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) 
воля. Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления 
индивида были подчинены нравственному долгу, права граждани­
на — соотнесены с его обязанностями перед государством, свобода 
личности — согласована с необходимостью. 

Гегель включал в понятие права гораздо более широкий круг 

общественных явлений, чем это было принято в философии и юрис­
пруденции начала XIX в. Особыми видами права у него выступают 
формальное равенство участников имущественных отношений, мо­
раль, нравственность, право мирового духа. Философия права Ге­
геля, по сути дела, являлась общесоциальной доктриной, в которой 
поднимался широкий круг вопросов относительно положения чело­
века в обществе. 

Процесс утверждения всеобщей свободы, по Гегелю, составляет 

содержание всемирной истории. На страницах "Философии пра­
ва" Гегель анализирует состояние свободы в современную ему эпо­
ху, т. е. в Новое время (историческое развитие свободы он просле­
живал в философии истории). Будучи теоретической наукой, фи­

лософия права освещает концептуальное (понятийное) содержание 
проблемы всеобщей свободы. В соответствии с принципами диалек­
тики развитие свободы до степени всеобщности рассматривается 
здесь как логическое развертывание самой идеи права, как восхо­
дящее движение мысли от абстрактных, односторонних понятий к 
конкретным — более глубоким и полным. Гегель при этом специ­
ально оговаривал, что ход теоретических рассуждений о праве не 
совпадает с хронологической последовательностью возникновения 
правовых образований в истории. 


background image

Гл. 16. Политико-правовые учения классиков немецкой философии 343 

Идея права, по мнению Гегеля, в своем развитии проходит три 

ступени: абстрактное право, мораль и нравственность. 

Первая ступень —

 абстрактное право.

 Свободная воля пер­

воначально является сознанию человека в качестве индивидуаль­
ной воли, воплощенной в отношениях собственности. На этой сту­
пени свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом 
владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими 
людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случае 
их нарушения (неправда и преступление). Абстрактное право, ины­
ми словами, охватывает область имущественных отношений и пре­
ступлений против личности. Его общим велением служит заповедь: 

"Будь лицом и уважай других в качестве лиц". 

Абстрактное право имеет формальный характер, поскольку оно 

наделяет индивидов лишь равной правоспособностью, предостав­
л я я им полную свободу действий во всем, что касается определения 
размеров имущества, его назначения, состава и т. п. Предписания 
абстрактного права формулируются в виде запретов. 

Основное внимание в этом разделе "Философии права" уделено 

обоснованию частной собственности. Признавая неограниченное гос­
подство лица над вещью, Гегель воспроизводит идеи, получившие 
закрепление в Кодексе Наполеона 1804 г. и других законодательных 
актах победившей буржуазии. Лишь благодаря собственности че­
ловек становится: личностью, утверждал философ. Одновременно с 
этим Гегель подчеркивает недопустимость обращения в собствен­
ность самого человека. "В природе вещей, — писал он, — заключа­
ется абсолютное право раба добывать себе свободу". 

Гегель отвергает платоновские проекты обобществления иму­

щества и критикует эгалитаристские лозунги. Уравнение собствен­
ности Гегель считал неприемлемым. 

Вторая ступень в развитии идеи права —

 мораль.

 Она является 

более высокой ступенью, потому что абстрактные и негативные 
предписания формального права в ней наполняются положитель­
ным содержанием. Моральное состояние духа возвышает человека 
до сознательного отношения к своим поступкам, превращает лицо в 
деятельного субъекта. Если в праве свободная воля определяется 
внешним образом по отношению к вещи или воле другого лица, то в 
морали — внутренними побуждениями индивида, его намерениями 
и помыслами. Моральный поступок поэтомз' может вступить в кол­
лизию с абстрактным правом. Например, кража куска хлеба ради 
поддержания жизни формально подрывает собственность другого 
человека, однако заслуживает безусловного оправдания с мораль­
ной точки зрения. 

На данной ступени свобода проявляется в способности инди­

видов совершать осознанные действия (умысел), ставить перед со-