Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5569

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 15. Полит, и правовые учения в России во 2-й половине XVIII в. 329 

щения, ниспровергающего сложившийся общественный порядок, 
Радищев подразумевал установление в обществе деспотической 
власти и рабства или крепостничества, противных человеческому 
естеству. Революция, в его представлении, есть вполне естествен­
ная реакция на эти вреднейшие явления общественной жизни. 

При этом Радищев не считал революцию эффективным и дос­

таточным средством излечения общества от пороков самовластья и 
рабства. Он знал, что народные восстания, происходившие в исто­
рии человеческого общества и в том числе в русской истории, вы­
ливались, как правило, в простое и грубое мщение тем людям, ко­
торые имели в глазах народа репутацию злых тиранов или господ-
злодеев. "Приведите себе на память прежние повествования, — 
обращался Радищев к читателям книги "Путешествие из Петер­
бурга в Москву". — Даже обольщение колико яростных сотворило 
рабов на погубление господ своих! Прельщенные грубым самозван­
цем, текут ему вослед и ничего толико не желают, как освободить­
ся от ига своих властителей; в невежестве своем другого средства 
к тому не умыслили, как их умерщвление. Не щадили они ни пола, 
ни возраста. Они искали паче веселие мщения, нежели пользу со­
трясения уз". 

Радищев понимал, что даже если революция победит, низверг­

нет тирана и восстановит свободу, состояние народного правления 
и вольности не будет прочным и долгим. Новая власть опять станет 
тиранической и уничтожит свободу. "Таков есть закон природы: из 
мучительства рождается вольность, из вольности — рабство...", — 
такой вывод сделал русский мыслитель из опыта английской рево­
люции. Тем не менее Радищев благосклонно относился к последней. 
В чем же он видел ее благо? Ответ на этот вопрос дает двадцать 
третья строфа оды "Вольность". Радищев обращается здесь к вож­
дю английской революции О. Кромвелю со словами порицания за 
то, что он, "власть в руке своей имея", "твердь свободы сокрушил", 
называет его за этот поступок "великим мужем, коварства полным", 

"ханжой", "льстецом", "злодеем". Вместе с тем Радищев отмечает 
в действиях Кромвеля и нечто положительное — по его словам, 
вождь английской революции научил всех, "как могут мстить себя 
народы": он "Е^арла на суде казнил". 

Необходимым условием такого преобразования общества, в ре­

зультате которого народное правление и свобода утвердятся на 
прочном фундаменте, Радищев считал просвещение людей, откры­
вающее им глаза на подлинное состояние общества. В посвящении 
А. М. К. (А. М. Кутузову. —

 В.

 Т.), предваряющем основной текст 

книги "Путешествие из Петербурга в Москву", он заявлял, что бед­
ствия человека происходят от человека, "и часто от того только, 
что он взирает непрямо на окружающие его предметы". Целью своей 
книги Радищев полагал снятие завесы "с очей природного чувство-


background image

330 

История политических и правовых учений 

вания" у других людей. Понимая в полной мере вред крепостниче­
ства для русского общества, он стремился внушить это понимание 
всем помещикам. Причем старался действовать не только на их 
разум, но и на чувства. Он обращался к разуму помещиков, когда 
задавал вопрос, в котором уже содержался совершенно определен­
ный ответ: "Может ли государство, где две трети граждан лишены 
гражданского звания, и частию в законе мертвы, казаться блажен­
ным?" Он обращался к чувствам помещиков, когда писал: "Но ве­

даете ли, любезные наши сограждане, коликая нам предстоит ги­
бель, в коликой мы вращаемся опасности. Загрубелые все чувства 
рабов, и благим свободы мановением в движение не приходящие, 

тем укрепят и усовершенствуют внутреннее чувствование. Поток, 
загражденный в стремлении своем, тем сильнее становится, чем 
тверже находит противустояние. Прорвав оплот единожды, ничто 
уже в разлитии его противиться ему не возможет. Таковы суть бра­
тия наши, во узах нами содержимые. Ждут случая и часа. Колокол 
ударяет. И се пагуба зверства разливается быстротечно. Мы узрим 
окрест нас меч и светочу. Смерть и пожигание нам будет посул за 
нашу суровость и бесчеловечие. И чем медлительнее и упорнее мы 
были в разрешении их уз, тем стремительнее они будут во мщении 
своем". 

Призрак народного восстания или революции вызывается Ра­

дищевым в рассматриваемой книге не потому, что он верит в бла­
гие последствия такого способа разрешения общественных конф­
ликтов, но для того, чтобы внушить читателям чувство опасности 
сохранения в России крепостничества и произвола государствен­
ной власти. В "Опыте о законодавстве" Радищев признавал, что 
Англия пришла к свободе и процветанию постепенно. "К блажен­
ству ея, — отмечал он, — возник в сердцах ея сограждан дух воль­
ности от стеснения меры превосходящего. Поставив себе первым 
предметом блаженнаго общежития вольность деяний, все обраща­
ло на его подкрепление, и сие составило наконец собрание законов, 
коим разсудок дивится, а человеколюбие радуется". Радищев под­
разумевал в данном случае большую роль общественного мнения в 

достижении свободного состояния общества. В записке "О законо­
положении" он прямо заявлял, что "общее умонастроение" облада­
ет столь большой силой, что "клонит и нагибает во стезю свою са­
мые законы и власть, действия их нередко бывают тщетны". 

§ 5. Заключение 

Официальная идеология "просвещенного абсолютизма", поли­

тические и правовые идеи М. М. Щербатова и А. Н. Радищева пред­
ставляют собой три главных направления развития русской поли­
тической и правовой мысли в течение второй половины XVIII в. 


background image

Гл. 15. Полит, и правовые учения в России во 2-й половине XVIII в. 331 

Общей чертой рассмотренных в настоящей главе политических и 
правовых доктрин является то, что формировались они под боль­
шим влиянием западноевропейской просветительской философии. 
Более того, Екатерина II, Щербатов и Радищев часто использовали 
для своих теоретических построений материал одних и тех же  ф и ­

лософских произведений (например, все они обращались к тракта­
ту "О духе законов" Ш. Монтескье). Тем не менее выработанные 

ими доктрины оказались совершенно различными по своему содер­
жанию и духу. Данное обстоятельство свидетельствует прежде всего 
о том, что влияние западноевропейской просветительской филосо­
фии на русскую политическую и правовую мысль имело весьма ог­
раниченный характер. Но иначе и не могло быть. 

В 1774 г. Екатерина II говорила в беседе с гостившим у нее 

Д. Дидро: "Я вполне понимаю ваши великие начала: только с ними 
хорошо писать книги, но плохо действовать. Вы имеете дело с бу­
магой, которая все терпит, а я, бедная императрица, имею дело с 
людьми, которые почувствительнее и пощекотливее бумаги". Эти­
ми словами российская самодержица обозначила главную особен­
ность западноевропейской просветительской философии — ее умоз­
рительность, абстрактный характер, оторванность от реальной  ж и з ­
ни. В теоретических конструкциях русских мыслителей второй по­
ловины XVIII в. идеи иностранных философов-просветителей не 
имели поэтому самостоятельного значения, но применялись в каче­
стве связующих звеньев или аргументов при обосновании собствен­
ных выводов. 


background image

Г Л А В А  1 6 

Политические и правовые учения 

классиков немецкой философии 

конца XVIII — начала XIX в. 

§ 1. Введение 

Своеобразие немецкой идеологии на рубеже XVIII—XIX вв. оп­

ределялось спецификой развития общественных отношений в Гер­
мании. После религиозных и социальных движений XVI—XVII вв. 
в стране упрочились крепостнические порядки. Укрепление власти 
феодалов повлекло за собой усиление политической раздробленно­
сти, ослабление бюргерства и, как следствие, снижение темпов раз­
вития промышленности. 

Экономическая отсталость Германии со всей очевидностью об­

наружилась после Французской революции, особенно в ходе завое­
вательных войн Наполеона, когда часть немецких земель была от­
торгнута Францией. Угроза полной утраты независимости, навис­

шая над Германией, заставила правящую верхушку предпринять 
меры по ограничению крепостничества и преодолению феодальной 
раздробленности. В то же время немецкая буржуазия извлекла 
уроки из опыта Французской революции и, стремясь предотвра­
тить развитие аналогичных процессов в стране, добивалась комп­
ромисса с дворянством. Выгодные для себя преобразования она 
надеялась осуществить с помощью постепенных реформ сверху, 
путем частичных уступок со стороны монархической власти. Отра­
жением этой линии явилась примиренческая позиция немецкого 
бюргерства по отношению к правящим классам. 

Особенности немецкой идеологии XVIII —начала XIX в. опре­

делялись и тем, что в стране утверждались отношения веротерпи­
мости между католиками и протестантами. Религиозный плюра­
лизм в этнически однородной среде создавал благоприятные усло­
вия для развития теоретической мысли, поскольку освобождал 
философию от необходимости строго придерживаться догматов ре­

лигии и одновременно повышал требования к аргументации веро­
учений. Вследствие этого в общественном сознании на первый план 
выдвигались проблемы мировоззренческого порядка. 


background image

Гл. 16. Политико-правовые учения классиков немецкой философии 333 

Немецкая классическая философия сыграла плодотворную роль 

в развитии общественной теории. Критически переосмыслив пред­
шествующие доктрины, немецкие философы приступили к систе­
матической разработке методологии теоретического познания. Наи­
более полную реализацию эта тенденция получила в трудах пред­
ставителей классического немецкого идеализма. В философских кон­
цепциях И. Канта и Г. Гегеля были впервые поставлены проблемы 
активного, творческого характера сознания человека и специфики 
законов, действующих в обществе, по сравнению с законами при­
роды. Величайшим достижением классической немецкой филосо­
фии явилось учение Гегеля о диалектике. 

Программные требования в философских доктринах, как пра­

вило, не отличались последовательностью. Буржуазной политико-
правовой идеологии того времени свойственно сочетание прогрес­
сивных концептуальных представлений (например, теоретическое 
оправдание революции, принципов либерализма) с умеренными, а 
порой и консервативными практико-идеологическими установками. 

§ 2. Учение И. Канта о праве и государстве 

Иммануил Кант

 (1724—1804) — родоначальник классической 

немецкой философии и основоположник одного из крупнейших на­
правлений в современной теории права — был профессором Кениг-
сбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х 
годов XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра 
предшествующей философии. Свои социально-политические взгля­
ды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда 
вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском 
плане" и "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафи­
зика нравов" (1797 г.). 

В основе кантовской философии лежит противопоставление эм­

пирического (опытного) и априорного видов познания

1

Познание человеком окружающего мира всегда начинается с 

опыта, т. е. с чувственных ощущений. Однако эмпирические знания 
являются неполными, ибо они дают представление лишь о внешних 
признаках изучаемого предмета — его цвете, тяжести и т. п. Только 
с помощью разума можно распознать сущность предмета, опреде­
лить его внутренние свойства и причины. Этот вид познания Кант 
назвал априорным. "Познание разумом и априорное познание суть 
одно и то же", — писал он. 

1

 Латинский термин "a priori" дословно означает "из предшествующе­

го". В философской традиции так принято называть знания, которые пред­

шествуют опыту либо не зависят от него.