Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5865
Скачиваний: 125
Гл. 15. Полит, и правовые учения в России во 2-й половине XVIII в. 329
щения, ниспровергающего сложившийся общественный порядок,
Радищев подразумевал установление в обществе деспотической
власти и рабства или крепостничества, противных человеческому
естеству. Революция, в его представлении, есть вполне естествен
ная реакция на эти вреднейшие явления общественной жизни.
При этом Радищев не считал революцию эффективным и дос
таточным средством излечения общества от пороков самовластья и
рабства. Он знал, что народные восстания, происходившие в исто
рии человеческого общества и в том числе в русской истории, вы
ливались, как правило, в простое и грубое мщение тем людям, ко
торые имели в глазах народа репутацию злых тиранов или господ-
злодеев. "Приведите себе на память прежние повествования, —
обращался Радищев к читателям книги "Путешествие из Петер
бурга в Москву". — Даже обольщение колико яростных сотворило
рабов на погубление господ своих! Прельщенные грубым самозван
цем, текут ему вослед и ничего толико не желают, как освободить
ся от ига своих властителей; в невежестве своем другого средства
к тому не умыслили, как их умерщвление. Не щадили они ни пола,
ни возраста. Они искали паче веселие мщения, нежели пользу со
трясения уз".
Радищев понимал, что даже если революция победит, низверг
нет тирана и восстановит свободу, состояние народного правления
и вольности не будет прочным и долгим. Новая власть опять станет
тиранической и уничтожит свободу. "Таков есть закон природы: из
мучительства рождается вольность, из вольности — рабство...", —
такой вывод сделал русский мыслитель из опыта английской рево
люции. Тем не менее Радищев благосклонно относился к последней.
В чем же он видел ее благо? Ответ на этот вопрос дает двадцать
третья строфа оды "Вольность". Радищев обращается здесь к вож
дю английской революции О. Кромвелю со словами порицания за
то, что он, "власть в руке своей имея", "твердь свободы сокрушил",
называет его за этот поступок "великим мужем, коварства полным",
"ханжой", "льстецом", "злодеем". Вместе с тем Радищев отмечает
в действиях Кромвеля и нечто положительное — по его словам,
вождь английской революции научил всех, "как могут мстить себя
народы": он "Е^арла на суде казнил".
Необходимым условием такого преобразования общества, в ре
зультате которого народное правление и свобода утвердятся на
прочном фундаменте, Радищев считал просвещение людей, откры
вающее им глаза на подлинное состояние общества. В посвящении
А. М. К. (А. М. Кутузову. —
В.
Т.), предваряющем основной текст
книги "Путешествие из Петербурга в Москву", он заявлял, что бед
ствия человека происходят от человека, "и часто от того только,
что он взирает непрямо на окружающие его предметы". Целью своей
книги Радищев полагал снятие завесы "с очей природного чувство-
330
История политических и правовых учений
вания" у других людей. Понимая в полной мере вред крепостниче
ства для русского общества, он стремился внушить это понимание
всем помещикам. Причем старался действовать не только на их
разум, но и на чувства. Он обращался к разуму помещиков, когда
задавал вопрос, в котором уже содержался совершенно определен
ный ответ: "Может ли государство, где две трети граждан лишены
гражданского звания, и частию в законе мертвы, казаться блажен
ным?" Он обращался к чувствам помещиков, когда писал: "Но ве
даете ли, любезные наши сограждане, коликая нам предстоит ги
бель, в коликой мы вращаемся опасности. Загрубелые все чувства
рабов, и благим свободы мановением в движение не приходящие,
тем укрепят и усовершенствуют внутреннее чувствование. Поток,
загражденный в стремлении своем, тем сильнее становится, чем
тверже находит противустояние. Прорвав оплот единожды, ничто
уже в разлитии его противиться ему не возможет. Таковы суть бра
тия наши, во узах нами содержимые. Ждут случая и часа. Колокол
ударяет. И се пагуба зверства разливается быстротечно. Мы узрим
окрест нас меч и светочу. Смерть и пожигание нам будет посул за
нашу суровость и бесчеловечие. И чем медлительнее и упорнее мы
были в разрешении их уз, тем стремительнее они будут во мщении
своем".
Призрак народного восстания или революции вызывается Ра
дищевым в рассматриваемой книге не потому, что он верит в бла
гие последствия такого способа разрешения общественных конф
ликтов, но для того, чтобы внушить читателям чувство опасности
сохранения в России крепостничества и произвола государствен
ной власти. В "Опыте о законодавстве" Радищев признавал, что
Англия пришла к свободе и процветанию постепенно. "К блажен
ству ея, — отмечал он, — возник в сердцах ея сограждан дух воль
ности от стеснения меры превосходящего. Поставив себе первым
предметом блаженнаго общежития вольность деяний, все обраща
ло на его подкрепление, и сие составило наконец собрание законов,
коим разсудок дивится, а человеколюбие радуется". Радищев под
разумевал в данном случае большую роль общественного мнения в
достижении свободного состояния общества. В записке "О законо
положении" он прямо заявлял, что "общее умонастроение" облада
ет столь большой силой, что "клонит и нагибает во стезю свою са
мые законы и власть, действия их нередко бывают тщетны".
§ 5. Заключение
Официальная идеология "просвещенного абсолютизма", поли
тические и правовые идеи М. М. Щербатова и А. Н. Радищева пред
ставляют собой три главных направления развития русской поли
тической и правовой мысли в течение второй половины XVIII в.
Гл. 15. Полит, и правовые учения в России во 2-й половине XVIII в. 331
Общей чертой рассмотренных в настоящей главе политических и
правовых доктрин является то, что формировались они под боль
шим влиянием западноевропейской просветительской философии.
Более того, Екатерина II, Щербатов и Радищев часто использовали
для своих теоретических построений материал одних и тех же ф и
лософских произведений (например, все они обращались к тракта
ту "О духе законов" Ш. Монтескье). Тем не менее выработанные
ими доктрины оказались совершенно различными по своему содер
жанию и духу. Данное обстоятельство свидетельствует прежде всего
о том, что влияние западноевропейской просветительской филосо
фии на русскую политическую и правовую мысль имело весьма ог
раниченный характер. Но иначе и не могло быть.
В 1774 г. Екатерина II говорила в беседе с гостившим у нее
Д. Дидро: "Я вполне понимаю ваши великие начала: только с ними
хорошо писать книги, но плохо действовать. Вы имеете дело с бу
магой, которая все терпит, а я, бедная императрица, имею дело с
людьми, которые почувствительнее и пощекотливее бумаги". Эти
ми словами российская самодержица обозначила главную особен
ность западноевропейской просветительской философии — ее умоз
рительность, абстрактный характер, оторванность от реальной ж и з
ни. В теоретических конструкциях русских мыслителей второй по
ловины XVIII в. идеи иностранных философов-просветителей не
имели поэтому самостоятельного значения, но применялись в каче
стве связующих звеньев или аргументов при обосновании собствен
ных выводов.
Г Л А В А 1 6
Политические и правовые учения
классиков немецкой философии
конца XVIII — начала XIX в.
§ 1. Введение
Своеобразие немецкой идеологии на рубеже XVIII—XIX вв. оп
ределялось спецификой развития общественных отношений в Гер
мании. После религиозных и социальных движений XVI—XVII вв.
в стране упрочились крепостнические порядки. Укрепление власти
феодалов повлекло за собой усиление политической раздробленно
сти, ослабление бюргерства и, как следствие, снижение темпов раз
вития промышленности.
Экономическая отсталость Германии со всей очевидностью об
наружилась после Французской революции, особенно в ходе завое
вательных войн Наполеона, когда часть немецких земель была от
торгнута Францией. Угроза полной утраты независимости, навис
шая над Германией, заставила правящую верхушку предпринять
меры по ограничению крепостничества и преодолению феодальной
раздробленности. В то же время немецкая буржуазия извлекла
уроки из опыта Французской революции и, стремясь предотвра
тить развитие аналогичных процессов в стране, добивалась комп
ромисса с дворянством. Выгодные для себя преобразования она
надеялась осуществить с помощью постепенных реформ сверху,
путем частичных уступок со стороны монархической власти. Отра
жением этой линии явилась примиренческая позиция немецкого
бюргерства по отношению к правящим классам.
Особенности немецкой идеологии XVIII —начала XIX в. опре
делялись и тем, что в стране утверждались отношения веротерпи
мости между католиками и протестантами. Религиозный плюра
лизм в этнически однородной среде создавал благоприятные усло
вия для развития теоретической мысли, поскольку освобождал
философию от необходимости строго придерживаться догматов ре
лигии и одновременно повышал требования к аргументации веро
учений. Вследствие этого в общественном сознании на первый план
выдвигались проблемы мировоззренческого порядка.
Гл. 16. Политико-правовые учения классиков немецкой философии 333
Немецкая классическая философия сыграла плодотворную роль
в развитии общественной теории. Критически переосмыслив пред
шествующие доктрины, немецкие философы приступили к систе
матической разработке методологии теоретического познания. Наи
более полную реализацию эта тенденция получила в трудах пред
ставителей классического немецкого идеализма. В философских кон
цепциях И. Канта и Г. Гегеля были впервые поставлены проблемы
активного, творческого характера сознания человека и специфики
законов, действующих в обществе, по сравнению с законами при
роды. Величайшим достижением классической немецкой филосо
фии явилось учение Гегеля о диалектике.
Программные требования в философских доктринах, как пра
вило, не отличались последовательностью. Буржуазной политико-
правовой идеологии того времени свойственно сочетание прогрес
сивных концептуальных представлений (например, теоретическое
оправдание революции, принципов либерализма) с умеренными, а
порой и консервативными практико-идеологическими установками.
§ 2. Учение И. Канта о праве и государстве
Иммануил Кант
(1724—1804) — родоначальник классической
немецкой философии и основоположник одного из крупнейших на
правлений в современной теории права — был профессором Кениг-
сбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х
годов XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра
предшествующей философии. Свои социально-политические взгля
ды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда
вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском
плане" и "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафи
зика нравов" (1797 г.).
В основе кантовской философии лежит противопоставление эм
пирического (опытного) и априорного видов познания
1
.
Познание человеком окружающего мира всегда начинается с
опыта, т. е. с чувственных ощущений. Однако эмпирические знания
являются неполными, ибо они дают представление лишь о внешних
признаках изучаемого предмета — его цвете, тяжести и т. п. Только
с помощью разума можно распознать сущность предмета, опреде
лить его внутренние свойства и причины. Этот вид познания Кант
назвал априорным. "Познание разумом и априорное познание суть
одно и то же", — писал он.
1
Латинский термин "a priori" дословно означает "из предшествующе
го". В философской традиции так принято называть знания, которые пред
шествуют опыту либо не зависят от него.