Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5632

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

344 

История политических и правовых учений 

бой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и бла­
го), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед дру­
гими людьми (добро и зло). В учении о морали Гегель решает про­
блемы субъективной стороны правонарушений, вины как основа­
ния ответственности индивида. 

Третья, высшая, ступень осмысления права человеком —

 нрав­

ственность.

 В ней преодолевается односторонность формального 

права и субъективной морали, снимаются противоречия между ними. 
Согласно взглядам философа человек обретает нравственную сво­
боду в общении с другими людьми. Вступая в различные сообще­
ства, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим це­
лям. К числу объединений, формирующих нравственное сознание в 
современную ему эпоху, философ относил семью, гражданское обще­
ство и государство. 

Гегель рассматривает гражданское общество и государство как 

несовпадающие сферы общественной жизни. Оригинальность этой 
концепции состояла в том, что под гражданским обществом в ней 
понималась система материальных потребностей, обусловленных 
развитием промышленности и торговли. Философ относит образо­
вание гражданского общества к современной ему эпохе, а его чле­
нов называет по-французски "bourgeois" (буржуа). В "Философии 
права" подчеркивалось также, что "развитие гражданского обще­
ства наступает позднее, чем развитие государства". 

Отождествляя гражданский строй с буржуазным, Гегель изоб­

ражает его как антагонистическое состояние, как арену борьбы всех 
против всех (здесь им используются формулировки, применявшие­
ся Гоббсом для характеристики естественного состояния). По уче­
нию Гегеля, гражданское общество включает в себя отношения, 
складывающиеся на почве частной собственности, а также законы 
и учреждения (суд, полиция, корпорации), призванные гарантиро­
вать общественный порядок. В целом гражданское общество, счи­
тал Гегель, представляет собой объединение индивидов "на основе 
их

 потребностей

 и через

 правовое устройство

 в качестве сред­

ства обеспечения безопасности лиц и собственности". 

Гражданское общество, по Гегелю, делится на три сословия: 

землевладельческое (дворяне — собственники майоратных владе­
ний и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремес­

ленники) и всеобщее (чиновники). 

Вследствие различия интересов индивидов, их объединений, 

сословий гражданское общество, несмотря на имеющиеся в нем 
законы и суды, оказывается не способным урегулировать возникаю­
щие социальные противоречия. Для этого оно должно быть упоря­
дочено стоящей над ним политической властью — государством. 
Гегель осознавал, что социальные антагонизмы не могут быть устра-


background image

Гл. 16. Политико-правовые учения классиков немецкой философии 345 

нены одними правовыми средствами и предлагал решить проблему 
общественного согласия методами политики. В его учении госу­
дарство как раз и предстает таким нравственным целым (идейно-
политическим единством), в котором снимаются противоречия, име­
ющие место в правовом гражданском сообществе. Запутанность граж­
данского состояния, указывал философ, "может быть приведена в 
гармонию только с помощью покоряющего его государства". 

Гегель различает в государстве объективную и субъективную 

стороны. 

С объективной стороны государство представляет собой орга­

низацию публичной власти. В учении о государственном устройстве 
Гегель выступает в защиту конституционной монархии и критику­
ет идеи демократии. Разумно устроенное государство, по его мне­
нию, имеет три власти: законодательную, правительственную и 
княжескую власть (власти перечислены снизу вверх). Перенимая 
принцип разделения властей, Гегель в то же время подчеркивает 
недопустимость их противопоставления друг другу. Отдельные виды 
власти должны образовывать органическое, неразрывное единство, 
высшим выражением которого служит власть монарха. 

Законодательное собрание, по Гегелю, призвано обеспечить пред­

ставительство сословий. Его верхняя палата формируется по на­
следственному принципу из дворян, тогда как нижняя — палата 
депутатов — избирается гражданами по корпорациям и товарище­
ствам. 

Представительство граждан в законодательном органе необхо­

димо для того, чтобы довести до сведения правительства интересы 
различных сословий. Решающая роль в управлении государством 
принадлежит чиновникам, осуществляющим правительственную 
власть. Как считал Гегель, высшие государственные чиновники обла­
дают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем 
сословные представители. Восхваляя чиновничью бюрократию, 
Гегель называл ее главной опорой государства "в отношении закон­
ности". 

Княжеская власть объединяет государственный механизм в еди­

ное целое. В благоустроенной конституционной монархии, по сло­
вам философа, правит закон, и монарху остается только добавить к 
нему субъективное "я хочу". 

С субъективной стороны государство является духовным сообще­

ством (организмом), все члены которого проникнуты духом патри­
отизма и сознанием национального единства. Основанием такого го­
сударства Гегель считал народный дух в форме религии. Мы долж­
ны, писал он, почитать государство как некое земное божество. 
Государство — это шествие Бога в мире; "его основанием служит 
власть разума, осуществляющего себя как волю". 


background image

346 

История политических и правовых учений 

В связи с этим подчеркнем, что взгляды Гегеля на соотношение 

права и государства существенно отличались от кантовских. Было 
бы совершенно неверно, отмечал мыслитель, рассматривать госу­
дарство исключительно как правовое сообщество. Государство — 
это не только организация власти на основе конституции, но и ду­
ховный, нравственный союз людей, осознающих себя единым наро­
дом. Как указывал философ, "государство представляет собой раз­
витие и осуществление нравственности". 

Политический идеал Гегеля отражал стремление немецкого бюр­

герства к компромиссу с дворянством и установлению консти­
туционного строя в Германии путем постепенных реформ сверху. 

В учении о внешнем государственном праве (международном 

праве) Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира. 
Придерживаясь в целом прогрессивных взглядов на отношения 
между государствами, проводя идеи необходимости соблюдения 
международных договоров, Гегель в то же время оправдывает воз­
можность решения споров международного характера путем вой­

ны. К этому он добавляет, что война очищает дух нации. В такого 
рода представлениях Гегеля сказалась его положительная оценка 
войны Германии с наполеоновской Францией. 

Характеризуя положение в стране после наполеоновских войн, 

философ отмечал:

 "Германию

 прошли из одного конца в другой 

победоносные французские войска, но немецкая национальность 
свергла с себя этот гнет. Важнейшим моментом в Германии оказы­
ваются законы права... Личные обязательства отменены, принципы 
свободы собственности и личности стали основными принципами... 
Государством управляет мир чиновников, и над всем этим стоит 
личное решение монарха". 

Учение Гегеля оказало огромное влияние на развитие полити­

ко-правовой мысли. Содержащиеся в нем прогрессивные положе­
ния послужили теоретической основой развития либеральных и 
радикальных концепций, в том числе младогегельянского движе­
ния, и дали им мощный толчок. Вместе с тем в учении Гегеля была 
заложена и возможность его консервативной интерпретации. 

§ 4. Заключение 

Политико-правовые доктрины Канта и Гегеля до сих пор оста­

ются предметом пристального внимания, изучения, обсуждения, 
дискуссий. 

С философией Канта связан ценностный подход к праву и к 

человеку. Разумеется, конкретные правовые взгляды Канта не вы­
ходили за пределы его эпохи, да и тогда не могли считаться самыми 
радикальными. Тем не менее к проблемам аксиологии разработан-


background image

Гл. 16. Политико-правовые учения классиков немецкой философии 347 

ный Кантом этический подход к праву имеет самое прямое отно­
шение. 

"Две вещи наполняют нашу душу всегда новым удивлением и 

благоговением, — писал Кант. — И они подымаются тем выше, чем 
чаще и настойчивее занимается ими наше размышление.

 Это

 — 

звездное небо над нами и моральный закон в нас".

 На человека 

должно смотреть, как на цель, потому, что каждый человек, будучи 
носителем свободной воли и нравственного закона, столь же велик 
и неисчерпаем, как космос. Отсюда и взгляд на право как на усло­
вие общественного бытия автономных и ценных по своей сущности 
личностей, способ обеспечения равной для всех свободы. 

Не эти ли положения философии Канта обусловили ее попу­

лярность во второй половине XIX в., когда стали распространяться 
социологические концепции, подчиняющие личность социальным 
общностям и закономерностям? 

Не менее сильно влияние Канта на развитие идей правового 

государства. Сам этот термин появился позже, а идея основанного 
на правах и свободах режима, которому должно быть подчинено и 
государство, возникла задолго до Канта. Но никто, как Кант, не 
построил логическую цепь: нравственная свобода, составляющая 
сущность человека, требует внешних условий ее реализации, кото­

рые создаются равным для всех правом, обеспечивающим всеоб­
щую свободу, из необходимости права следует существование 

государства, не имеющего иной цели, кроме поддержания и охраны 
свободы и равенства людей. Из приведенных логических построе­
ний явственно следует, что если уж людьми нуж:но управлять, то 
пусть это делает не государство, а равное для всех право, которому 
должно быть подчинено и само государство. Не есть ли это один из 
путей к преодолению политического отчуждения? 

Глубоки и не исчерпаны последующим развитием политико-

правовой идеологии и другие теоретические построения Канта. Много 
говорилось об утопизме мечты Канта о "вечном мире", но осуще­
ствление этой мечты в наше время стало настоятельнейшей необ­
ходимостью, условием выживания человечества. Не до конца осмыс­
лены и пресловутый реформизм Канта, его осуждение революций. 
Так ли уж оппортунистически звучат его суждения о тупости пра­
вительств, медлящих с проведением назревших реформ, что и по­

рождает кровавый хаос революций? 

Еще более неисчерпаема философия Гегеля. При оценке его 

политико-правовой концепции часто обращалось внимание на про­
тиворечие между диалектикой Гегеля и системой его философии, 
построенной так, что она как бы завершает все развитие весьма 
умеренным политическим идеалом конституционной монархии ан­
глийского образца с сохранением ряда прусских учреждений. При 


background image

348 

История политических и правовых учений 

всем богатстве содержания "философия права" (учение об объек­
тивном духе) — не лучшая часть гегелевской философии; слишком 
обстоятельно и конкретно в ней выражены умеренные политиче­
ские взгляды великого философа. Но верно и то, что предпосланное 
всему содержанию "Философии права" знаменитое положение Ге­
геля: "Что разумно, то действительно; и что действительно, то ра­
зумно" — дает основания не только для консервативных, но и для 
прогрессивных выводов. 

Проблему политического отчуждения Гегель решал более в умо­

зрительном, чем в реальном плане. Эта проблема рассматривалась 
внутри концепции перехода самосознания в инобытие, представ­
ляющее собой "вещность", предметность. Примерами такого пе­
рехода в процессе социально-политической активности и труда на­
званы государство и частная собственность ("богатство"). Но сам 
Гегель не считал их проявлением враждебного людям отчуждения; 
это отчуждение преодолевается в сознании. 

Положения гегелевской философии не раз противопоставлялись 

этике Канта, утверждающей свободу, автономию и самоценность 
личности. Такое противопоставление обоснованно при сравнении 
почти противоположных исходных пунктов политико-правовых кон­
цепций: автономная личность — у Канта, мировой дух, осуществ­
ляющий себя как разум и свобода, — у Гегеля. Но не снимается ли 
это противопоставление в процессе встречного развертывания фи­

лософских категорий? У Канта и Гегеля суть истории, по существу, 

одна и та же, с той разницей, что у Канта полное осуществление 
идеалов свободы — в будущем, у Гегеля несвобода — в прошлом. 
По существу одинаковы идеалы Канта и Гегеля:

 "Величайшая про­

блема для человеческого рода, разрешить которую вынуждает его 
природа,

 — подчеркивал Кант, •—

 достижение всеобщего правового 

гражданского

 общества".

 Понятие гражданского общества, осно­

ванного на правовом равенстве людей, всесторонне исследовано 
Гегелем, рассматривавшим всемирную историю как применение 
принципа свободы к мирским делам: "Всеобщая история есть про­

гресс в сознании свободы — прогресс, который мы должны познать 
в его необходимости". 

Сама история в понимании Гегеля есть внедрение и проникно­

вение принципа свободы в мирские отношения. Правительство и 
государство не сразу организовались разумно, долгие века они не 
основывались на принципе свободы. В контексте гегелевской фило­
софии взгляд на историю как на поступь свободы содержит поста­
новку важнейшей проблемы: может ли быть свободен человек сре­

ди несвободных политических и общественных учреждений? 

Уже история XIX в. оставила позади представления Канта и 

Гегеля о конкретных политико-правовых идеалах (программах). Но