Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5632
Скачиваний: 125
344
История политических и правовых учений
бой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и бла
го), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед дру
гими людьми (добро и зло). В учении о морали Гегель решает про
блемы субъективной стороны правонарушений, вины как основа
ния ответственности индивида.
Третья, высшая, ступень осмысления права человеком —
нрав
ственность.
В ней преодолевается односторонность формального
права и субъективной морали, снимаются противоречия между ними.
Согласно взглядам философа человек обретает нравственную сво
боду в общении с другими людьми. Вступая в различные сообще
ства, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим це
лям. К числу объединений, формирующих нравственное сознание в
современную ему эпоху, философ относил семью, гражданское обще
ство и государство.
Гегель рассматривает гражданское общество и государство как
несовпадающие сферы общественной жизни. Оригинальность этой
концепции состояла в том, что под гражданским обществом в ней
понималась система материальных потребностей, обусловленных
развитием промышленности и торговли. Философ относит образо
вание гражданского общества к современной ему эпохе, а его чле
нов называет по-французски "bourgeois" (буржуа). В "Философии
права" подчеркивалось также, что "развитие гражданского обще
ства наступает позднее, чем развитие государства".
Отождествляя гражданский строй с буржуазным, Гегель изоб
ражает его как антагонистическое состояние, как арену борьбы всех
против всех (здесь им используются формулировки, применявшие
ся Гоббсом для характеристики естественного состояния). По уче
нию Гегеля, гражданское общество включает в себя отношения,
складывающиеся на почве частной собственности, а также законы
и учреждения (суд, полиция, корпорации), призванные гарантиро
вать общественный порядок. В целом гражданское общество, счи
тал Гегель, представляет собой объединение индивидов "на основе
их
потребностей
и через
правовое устройство
в качестве сред
ства обеспечения безопасности лиц и собственности".
Гражданское общество, по Гегелю, делится на три сословия:
землевладельческое (дворяне — собственники майоратных владе
ний и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремес
ленники) и всеобщее (чиновники).
Вследствие различия интересов индивидов, их объединений,
сословий гражданское общество, несмотря на имеющиеся в нем
законы и суды, оказывается не способным урегулировать возникаю
щие социальные противоречия. Для этого оно должно быть упоря
дочено стоящей над ним политической властью — государством.
Гегель осознавал, что социальные антагонизмы не могут быть устра-
Гл. 16. Политико-правовые учения классиков немецкой философии 345
нены одними правовыми средствами и предлагал решить проблему
общественного согласия методами политики. В его учении госу
дарство как раз и предстает таким нравственным целым (идейно-
политическим единством), в котором снимаются противоречия, име
ющие место в правовом гражданском сообществе. Запутанность граж
данского состояния, указывал философ, "может быть приведена в
гармонию только с помощью покоряющего его государства".
Гегель различает в государстве объективную и субъективную
стороны.
С объективной стороны государство представляет собой орга
низацию публичной власти. В учении о государственном устройстве
Гегель выступает в защиту конституционной монархии и критику
ет идеи демократии. Разумно устроенное государство, по его мне
нию, имеет три власти: законодательную, правительственную и
княжескую власть (власти перечислены снизу вверх). Перенимая
принцип разделения властей, Гегель в то же время подчеркивает
недопустимость их противопоставления друг другу. Отдельные виды
власти должны образовывать органическое, неразрывное единство,
высшим выражением которого служит власть монарха.
Законодательное собрание, по Гегелю, призвано обеспечить пред
ставительство сословий. Его верхняя палата формируется по на
следственному принципу из дворян, тогда как нижняя — палата
депутатов — избирается гражданами по корпорациям и товарище
ствам.
Представительство граждан в законодательном органе необхо
димо для того, чтобы довести до сведения правительства интересы
различных сословий. Решающая роль в управлении государством
принадлежит чиновникам, осуществляющим правительственную
власть. Как считал Гегель, высшие государственные чиновники обла
дают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем
сословные представители. Восхваляя чиновничью бюрократию,
Гегель называл ее главной опорой государства "в отношении закон
ности".
Княжеская власть объединяет государственный механизм в еди
ное целое. В благоустроенной конституционной монархии, по сло
вам философа, правит закон, и монарху остается только добавить к
нему субъективное "я хочу".
С субъективной стороны государство является духовным сообще
ством (организмом), все члены которого проникнуты духом патри
отизма и сознанием национального единства. Основанием такого го
сударства Гегель считал народный дух в форме религии. Мы долж
ны, писал он, почитать государство как некое земное божество.
Государство — это шествие Бога в мире; "его основанием служит
власть разума, осуществляющего себя как волю".
346
История политических и правовых учений
В связи с этим подчеркнем, что взгляды Гегеля на соотношение
права и государства существенно отличались от кантовских. Было
бы совершенно неверно, отмечал мыслитель, рассматривать госу
дарство исключительно как правовое сообщество. Государство —
это не только организация власти на основе конституции, но и ду
ховный, нравственный союз людей, осознающих себя единым наро
дом. Как указывал философ, "государство представляет собой раз
витие и осуществление нравственности".
Политический идеал Гегеля отражал стремление немецкого бюр
герства к компромиссу с дворянством и установлению консти
туционного строя в Германии путем постепенных реформ сверху.
В учении о внешнем государственном праве (международном
праве) Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира.
Придерживаясь в целом прогрессивных взглядов на отношения
между государствами, проводя идеи необходимости соблюдения
международных договоров, Гегель в то же время оправдывает воз
можность решения споров международного характера путем вой
ны. К этому он добавляет, что война очищает дух нации. В такого
рода представлениях Гегеля сказалась его положительная оценка
войны Германии с наполеоновской Францией.
Характеризуя положение в стране после наполеоновских войн,
философ отмечал:
"Германию
прошли из одного конца в другой
победоносные французские войска, но немецкая национальность
свергла с себя этот гнет. Важнейшим моментом в Германии оказы
ваются законы права... Личные обязательства отменены, принципы
свободы собственности и личности стали основными принципами...
Государством управляет мир чиновников, и над всем этим стоит
личное решение монарха".
Учение Гегеля оказало огромное влияние на развитие полити
ко-правовой мысли. Содержащиеся в нем прогрессивные положе
ния послужили теоретической основой развития либеральных и
радикальных концепций, в том числе младогегельянского движе
ния, и дали им мощный толчок. Вместе с тем в учении Гегеля была
заложена и возможность его консервативной интерпретации.
§ 4. Заключение
Политико-правовые доктрины Канта и Гегеля до сих пор оста
ются предметом пристального внимания, изучения, обсуждения,
дискуссий.
С философией Канта связан ценностный подход к праву и к
человеку. Разумеется, конкретные правовые взгляды Канта не вы
ходили за пределы его эпохи, да и тогда не могли считаться самыми
радикальными. Тем не менее к проблемам аксиологии разработан-
Гл. 16. Политико-правовые учения классиков немецкой философии 347
ный Кантом этический подход к праву имеет самое прямое отно
шение.
"Две вещи наполняют нашу душу всегда новым удивлением и
благоговением, — писал Кант. — И они подымаются тем выше, чем
чаще и настойчивее занимается ими наше размышление.
Это
—
звездное небо над нами и моральный закон в нас".
На человека
должно смотреть, как на цель, потому, что каждый человек, будучи
носителем свободной воли и нравственного закона, столь же велик
и неисчерпаем, как космос. Отсюда и взгляд на право как на усло
вие общественного бытия автономных и ценных по своей сущности
личностей, способ обеспечения равной для всех свободы.
Не эти ли положения философии Канта обусловили ее попу
лярность во второй половине XIX в., когда стали распространяться
социологические концепции, подчиняющие личность социальным
общностям и закономерностям?
Не менее сильно влияние Канта на развитие идей правового
государства. Сам этот термин появился позже, а идея основанного
на правах и свободах режима, которому должно быть подчинено и
государство, возникла задолго до Канта. Но никто, как Кант, не
построил логическую цепь: нравственная свобода, составляющая
сущность человека, требует внешних условий ее реализации, кото
рые создаются равным для всех правом, обеспечивающим всеоб
щую свободу, из необходимости права следует существование
государства, не имеющего иной цели, кроме поддержания и охраны
свободы и равенства людей. Из приведенных логических построе
ний явственно следует, что если уж людьми нуж:но управлять, то
пусть это делает не государство, а равное для всех право, которому
должно быть подчинено и само государство. Не есть ли это один из
путей к преодолению политического отчуждения?
Глубоки и не исчерпаны последующим развитием политико-
правовой идеологии и другие теоретические построения Канта. Много
говорилось об утопизме мечты Канта о "вечном мире", но осуще
ствление этой мечты в наше время стало настоятельнейшей необ
ходимостью, условием выживания человечества. Не до конца осмыс
лены и пресловутый реформизм Канта, его осуждение революций.
Так ли уж оппортунистически звучат его суждения о тупости пра
вительств, медлящих с проведением назревших реформ, что и по
рождает кровавый хаос революций?
Еще более неисчерпаема философия Гегеля. При оценке его
политико-правовой концепции часто обращалось внимание на про
тиворечие между диалектикой Гегеля и системой его философии,
построенной так, что она как бы завершает все развитие весьма
умеренным политическим идеалом конституционной монархии ан
глийского образца с сохранением ряда прусских учреждений. При
348
История политических и правовых учений
всем богатстве содержания "философия права" (учение об объек
тивном духе) — не лучшая часть гегелевской философии; слишком
обстоятельно и конкретно в ней выражены умеренные политиче
ские взгляды великого философа. Но верно и то, что предпосланное
всему содержанию "Философии права" знаменитое положение Ге
геля: "Что разумно, то действительно; и что действительно, то ра
зумно" — дает основания не только для консервативных, но и для
прогрессивных выводов.
Проблему политического отчуждения Гегель решал более в умо
зрительном, чем в реальном плане. Эта проблема рассматривалась
внутри концепции перехода самосознания в инобытие, представ
ляющее собой "вещность", предметность. Примерами такого пе
рехода в процессе социально-политической активности и труда на
званы государство и частная собственность ("богатство"). Но сам
Гегель не считал их проявлением враждебного людям отчуждения;
это отчуждение преодолевается в сознании.
Положения гегелевской философии не раз противопоставлялись
этике Канта, утверждающей свободу, автономию и самоценность
личности. Такое противопоставление обоснованно при сравнении
почти противоположных исходных пунктов политико-правовых кон
цепций: автономная личность — у Канта, мировой дух, осуществ
ляющий себя как разум и свобода, — у Гегеля. Но не снимается ли
это противопоставление в процессе встречного развертывания фи
лософских категорий? У Канта и Гегеля суть истории, по существу,
одна и та же, с той разницей, что у Канта полное осуществление
идеалов свободы — в будущем, у Гегеля несвобода — в прошлом.
По существу одинаковы идеалы Канта и Гегеля:
"Величайшая про
блема для человеческого рода, разрешить которую вынуждает его
природа,
— подчеркивал Кант, •—
достижение всеобщего правового
гражданского
общества".
Понятие гражданского общества, осно
ванного на правовом равенстве людей, всесторонне исследовано
Гегелем, рассматривавшим всемирную историю как применение
принципа свободы к мирским делам: "Всеобщая история есть про
гресс в сознании свободы — прогресс, который мы должны познать
в его необходимости".
Сама история в понимании Гегеля есть внедрение и проникно
вение принципа свободы в мирские отношения. Правительство и
государство не сразу организовались разумно, долгие века они не
основывались на принципе свободы. В контексте гегелевской фило
софии взгляд на историю как на поступь свободы содержит поста
новку важнейшей проблемы: может ли быть свободен человек сре
ди несвободных политических и общественных учреждений?
Уже история XIX в. оставила позади представления Канта и
Гегеля о конкретных политико-правовых идеалах (программах). Но