Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5628
Скачиваний: 125
354
История политических и правовых учений
Галлер отвергал идею общественного договора, ставящего че
ловеческий произвол на место вечного, установленного Богом по
рядка. Теория общественного договора, писал Галлер, противоре
чит историческим фактам. Люди всегда жили в обществе, они свя
заны рядом отношений без всяких договоров, поскольку их силы и
потребности не равны и они нуждаются друг в друге.
Предположение об общественном договоре порождает ряд не
разрешимых вопросов. Если общество создано договором, то участво
вали ли в его заключении женщины и дети (и где порог совершен
нолетия)? Если нет, то почему они члены общества? Если участво
вали, то какой смысл был вступать в общественный союз независи
мым хозяевам, беря на себя обязательство подчиняться большин
ству? Непонятно также, кому этим договором была вручена власть.
Сильнейшему? Но именно против него нужны были гарантии. Са
мому мудрому? Но как определить, кто мудр, а кто нет?
Общество — не искусственное образование, а естественное состо
яние человечества; равным образом государства возникают не из
теоретических построений, а историческим путем. Государство, ут
верждал Галлер, — такой же союз, как семья, дом, товарищество.
Из семейств возникли вотчинные княжества, которым Галлер
уделял особенное внимание. Основанием власти в вотчинном кня
жестве является поземельная собственность. Князь — независи
мый землевладелец, имеющий права верховенства, войны и мира,
назначения и смены служителей, издания законов, взимания пода
тей с согласия подданных. Этот перечень во многом совпадает с
определенными еще Боденом атрибутами суверенной власти; но
ряд прав вотчинного князя Галлер толкует по-своему.
Князь должен законодательствовать лишь в пределах своих
прав и силы, не нарушая прав подданных (их свободы и собствен
ность — прирожденные, Богом дарованные права). Поэтому князь
издает постановления, связывающие самого князя и его потомков, а
также инструкции для подчиненных ему служителей. Что касается
законов о правах подданных, то чем этих законов меньше, тем
лучше. Бумажные конституции вообще бесполезны, рассуждал Гал
лер. Законы большей частью не нужны, так как их положения само
собой понятны из естественного закона, "гражданские законы" пред
ставляют собой лишь запись (для сведения судей) договоров и обы
чаев, сложившихся в обществе.
Особенность взглядов Галлера на государственных служащих в
том, что они рассматриваются как слуги князя. Лишь при таком
подходе, пояснял Галлер, князь при учреждении должностей (ко
торые содержатся за его счет) ограничивается самой крайней необ
ходимостью, а не назначает особого чиновника для каждого дела,
как в современных государствах, что порождает бюрократизм и
невыносимую правительственную опеку.
Гл. 17. Реакционные и консервативные полит.-правовые учения... 355
Идеалом Галлера были мелкодержавный княжеский абсолю
тизм и феодальные институты, существовавшие в Средние века. Он
призывал возродить господство духовной власти над светской, на
зывал католицизм единственно истинной формой христианства (про
тестантизм революционен), свободу печати считал пагубным со
физмом.
§ 3. Традиционализм Э. Бёрка
С осуждением Французской революции и идей Просвещения
выступал английский парламентарий и публицист ирландец
Эд
мунд Бёрк
(1729—1797).
В 1790 г. Бёрк опубликовал книгу "Размышления о революции
во Франции", содержащую полемику с ораторами двух дворянских
клубов в Лондоне, разделявших идеи Просвещения и одобрявших
события во Франции. Книга была переведена на французский и на
немецкий языки и вызвала много откликов, из которых наиболее
известно сочинение Т. Пейна "Права человека" (см. гл. 14).
Бёрк порицал Национальное собрание Франции не только из-за
некомпетентности его состава, но и еще более за стремление отме
нить во Франции сразу весь старый порядок и "одним махом со
здать новую конституцию для огромного королевства и каждой его
части" на основе метафизических теорий и абстрактных идеалов,
выдуманных "литературными политиками (или политическими ли
тераторами)", как Бёрк называл философов Просвещения.
Он утверждал, что совершенствование государственного строя
всегда должно осуществляться с учетом вековых обычаев, нравов,
традиций, исторически сложившихся законов страны. Задача силь
ных политических умов — "сохранять и одновременно реформиро
вать". Однако французские революционеры склонны в полчаса раз
рушить то, что создавалось веками. "Слишком сильно ненавидя
пороки, они слишком мало любят людей". Поэтому лидеры револю
ции, делал вывод Бёрк, стремятся разбить все вдребезги, смотрят
на Францию, как на завоеванную страну, в которой они, будучи
завоевателями, проводят самую жестокую политику, презирая насе
ление и рассматривая народ лишь в качестве объекта своих опытов.
"Парижские философы, — писал Бёрк, — в своих опытах рассматри
вают людей как мышей". "Честный реформатор не может рассмат
ривать свою страну как всего лишь чистый лист, на котором он
может писать все, что ему заблагорассудится".
Особенные возражения Бёрка вызывали дискуссия о правах
человека и само понятие "права человека".
Бёрк утверждал, что права людей нельзя определить априорно
и абстрактно, поскольку такие преимущества всегда зависят от
356
История политических и правовых учений
конкретных условий разных стран и народов, от исторически сло
жившихся традиций, даже от компромиссов между добром и злом,
которые должен искать и находить политический разум. К тому же
реально существующие права людей включают как свободу, так и
ее ограничения (для обеспечения прав других людей). "Но посколь
ку представления о свободе и ограничениях меняются в зависимо
сти от времени и обстоятельств, — писал Бёрк, — возможно беско
нечное количество модификаций, которые нельзя подчинить посто
янному закону, т. е. нет ничего более бессмысленного, чем обсужде
ние этого предмета".
Мысль Бёрка сводилась к тому, что и права человека, и госу
дарственный строй складываются исторически, в течение долгого
времени, проверяются и подтверждаются опытом, практикой, по
лучают опору в традициях.
Книга Бёрка стала одним из первых произведений консерва
тивного историзма и традиционализма, противостоявшего рациона
лизму и легисломании революционных политиков-идеалистов. Бёрк
утверждал, что право каждой страны складывается в результате
длительного исторического процесса. Он ссылался на конституцию
Англии, которая создавалась несколько веков; по его мнению, "Слав
ная революция" 1688 г. лишь закрепила государственный строй
Англии, права и свободы англичан, существовавшие задолго до
этой революции.
Защищая традиции и осуждая нововведения, Бёрк оправдывал
и те сохранявшиеся в Англии средневековые пережитки, которые
подвергались особенной критике со стороны английских радикалов
и либералов. Таковы идеи пэрства, рангов, политического и право
вого неравенства. Основой английской цивилизации Бёрк называл
"дух рыцарства и религию. Дворянство и духовенство сохраняли их
даже в смутные времена, а государство, опираясь на них, крепло и
развивалось".
"Благодаря нашему упрямому сопротивлению нововведениям и
присущей национальному характеру холодности и медлительности
мы до сих пор продолжаем традиции наших праотцов, — писал
Бёрк. — ...Руссо не обратил нас в свою веру; мы не стали учениками
Вольтера; Гельвеций не способствовал нашему развитию. Атеисты
не стали нашими пастырями; безумцы — законодателями... Нас
еще не выпотрошили и, подобно музейным чучелам, не набили со
ломой, тряпками и злобными и грязными бумагами о правах чело
века".
§ 4. Историческая школа права
В Германии первой половины XIX в. сформировалась новая
школа права — историческая. Представители этой школы высту-
Гл. 17. Реакционные и консервативные полит.-правовые учения... 357
пили с критикой школы естественного права — права идеального,
которое можно вывести из человеческого разума дедуктивным пу
тем. Они считали, что невозможно изменить исторически сложив
шееся право с помощью законов, созданных с претензией на вопло
щение в них универсальной человеческой разумности. Исторически
сложившееся и применяемое каждым народом право — результат
опыта прошедших времен, который необходимо признать самоцен
ностью, независимо от того, является это право разумным или нет.
К числу наиболее известных теоретиков исторической школы пра
ва принадлежат: Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи, Георг Фрид
рих Пухта.
На мировоззрение представителей исторической школы права
оказала влияние теория Ш.Л. Монтескье. Тезис Монтескье, соглас
но которому: "Законы должны быть настолько свойственны народу,
для которого они созданы, что следует считать величайшей случай
ностью, если установления одной нации могут быть пригодны для
другой" — позволил теоретикам исторической школы права сде
лать вывод о том, что нет права вообще, а есть исторически сло
жившееся право того или иного народа, которое правоведам и сле
дует изучать. На эволюцию взглядов представителей исторической
школы права также оказали влияние идеи немецких философов
И. Канта и Ф. Гегеля.
Густав Гуго
(1764 —1844), профессор права Геттингенского уни
верситета, — основатель исторической школы права. К наиболее
известным работам Гуго относятся: "Учебник по истории римского
права", "Учебник естественного права, или философия позитивного
права" и др.
Юриспруденции как хронологической юридической летописи и
собранию поучительных примеров из прошлого Гуго противопоста
вил юриспруденцию, ориентированную на научное исследование
права. Правоведы должны изучать право того или иного народа как
исторически своеобразное право. Исследуя римское право, Гуго
пришел к выводу о том, что право исторически никогда не своди
лось лишь к законодательству, созданному верховной властью. Тем
самым он оспорил свойственное Просвещению представление о том,
что закон — это единственный или главный источник права. В
римском праве, до Юстиниана, отдельные институты права возни
кали независимо от законодательной власти.
Гуго различает право, самобытно развивающееся (обычное пра
во, преторское право, земское право, городское право), и право,
создаваемое законодателем. Во всем массиве правовых норм, дей
ствующих у того или иного народа, самобытно развивающееся пра
во занимает большую часть. Это право развивается подобно языку
и общественным нравам: "Большая часть правовых норм, действу-
358
История политических и правовых учений
ющих у данного народа, возникла стихийно, подобно тому, как воз
никли язык и нравы этого народа, или, скорее всего, являясь час
тью того и другого, возникла в результате привычки". Это право
развивается .само собою, вне приказов, но всегда сообразно с обсто
ятельствами.
Гуго отдает предпочтение формам самобытно развивающегося
права и критически оценивает законы как источник права. Формам
самобытно развивающегося права в высшей степени присущи та
кие качества, как известность и определенность предписаний. В
отношении же законов, созданных верховной властью, всегда оста
ется сомнение: насколько они будут применяться в действительно
сти? В подтверждение Гуго приводит пример, когда согласно поста
новлению властей города в Геттингене переименовывали улицы, а
жители продолжали пользоваться старыми, привычными названи
ями. Законы могут противоречить друг другу, выражать лишь ко
рыстные цели законодателя, требовать особого повода к принятию
и большой работы по внесению в них поправок, и, кроме того, —
многие граждане никогда не читают законов, — полагает Гуго.
Гуго — критик концепции естественного права и теории дого
ворного происхождения государства. Он считает неуместным опре
делять право в категориях разумности и справедливости, так как
любое право само по себе несовершенно. Не признает существова
ние естественного права, — лишь позитивное право (самобытно
развивающееся право и законодательство) является, по мнению
Гуго, правом. Ценность позитивного права заключается только в
том, что с его помощью можно добиться определенности в предпи
сании запретов и обязанностей, без чего невозможно обеспечить
общественный порядок. И потому он оправдывает правовой инсти
тут рабства, хотя и признает его лишь временную правомерность.
Если рабство утверждено положительным правом, то оно лучше,
чем свобода, — полагал Гуго.
Гуго относился критически и к теории договорного происхожде
ния государства. Он не мог себе представить, что миллионы людей
могут договориться о вечном подчинении учреждениям, о которых
они еще ничего не знают на момент заключения договора, а также
о повиновении еще не известным им правителям. Он пишет о вред
ности договорной теории происхождения государства, которая не
обеспечивает стабильность положения верховной власти. Напро
тив, он защищает абсолютный характер государственной власти,
"против которой никто не может иметь юридических притязаний".
Положения исторического правоведения были развиты
Фрид
рихом Карлом Савинъи
(1779 — 1861), профессором Берлинского
университета. Он является автором таких работ, как: "О призвании
нашего времени к законодательству и правоведению", "История