Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5818

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

404 

История политических и правовых учений 

Исполнительную власть осуществляют министерства и губер­

нские, окружные, волостные управления. 

Для осуществления правосудия учреждаются волостные, ок­

ружные, губернские суды. "Сенат есть верховное судилище для 
всей империи". 

Особое место в системе высших государственных органов дол­

жен был занять Государственный совет, в котором "все действия 
части законодательной, судной и исполнительной власти в главных 
их отношениях соединяются и чрез него восходят к державной 
власти и от нее изливаются". Члены Государственного совета 
назначаются императором. 

По проектам Сперанского, государственной реформе подлежат 

не только учреждения высшей, центральной власти. Образование 
дум начинается с волости: каждые три года в каждом волостном 
городе (или селении) владельцы недвижимой собственности состав­
ляют

 волостную думу,

 которая выбирает членов волостного прав­

ления, заслушивает отчет о сборах и расходах и выбирает депута­
тов в окружную думу.

 Окружная дума

 каждые три года заслуши­

вает отчет о сборах и расходах, выбирает членов окружного совета, 
членов окружного суда, депутатов в губернскую думу.

 Губернская 

дума

 осуществляет такие же полномочия, избирая соответственно 

членов в Государственную думу. "Государственная дума составля­
ется из депутатов от всех свободных состояний (сословий) по изби-
ранию дум губернских". 

Предполагалось таким способом учредить по всей России сеть 

регулярно собирающихся представительных учреждений, облада­
ющих правом формирования местных бюджетов, избрания правле­
ний (советов), судей (соответствующего уровня). Думы были полно­
мочны также вносить в вышестоящие органы власти представле­
ния о волостных (окружных, губернских) общественных нуждах. 
Все это вместе взятое должно было упорядочить процесс законо­
творчества и обеспечить надлежащий контроль за исполнением 
законов. 

Если проведение общественных реформ (особенно уничтожение 

рабства в России) представлялось Сперанскому процессом про­
должительным, длящимся немало лет, то преобразование государ­
ственного строя по воле императора он считал делом близким, ско­
рым. Сперанский (в 1809 г.) предлагал назначить выбор депутатов 
из всех состояний под предлогом введения Гражданского уложе­
ния. Это собрание депутатов предлагалось назвать Государствен­
ной думой. "1-й день сентября, в новый год по старому русскому 

стилю, открыть Государственную Думу со всеми приличными обря­
дами". После обсуждения Гражданского уложения Думе предло­
жить Государственное уложение. В результате, писал Сперанский, 


background image

Гл. 20. Политико-правовые учения в России 1-й половины XIX в. 405 

"к 1811-му году, к концу десятилетия настоящего царствования, 

Россия воспримет новое бытие и совершенно во всех частях преоб­
разуется". 

Весной 1812 г. интриги придворных привели к отставке и ссыл­

ке Сперанского. Немалую роль в этом сыграла "Записка о древней 
и новой России" писателя и историка Н. М. Карамзина. 

§ 3. Охранительная идеология. 

Политико-правовые идеи Н. М. Карамзина 

Проекты Сперанского читали лишь царь и некоторые его при­

ближенные. Однако о содержании проектов и возможностях их 
осуществления ходили диковинные предположения среди придвор­
ных, тем более что Александр I осуществил некоторые идеи Спе­
ранского (создание Государственного совета, преобразование мини­
стерств и др.). Помещиков тревожили слухи об освобождении кре­
стьян, об уравнении сословий, отмене дворянских привилегий, о 
введении в России гражданского кодекса французского образца. 
Помимо того чиновное дворянство было возмущено попытками Спе­
ранского навести порядок в бюрократическом аппарате империи, 
особенно введением экзаменов для получения некоторых чинов. На­
строения основной массы дворянства, протест против каких бы то 
ни было либеральных реформ ярко выразил в "Записке о древней 
и новой России"

1

 автор "Истории государства Российского", "Бед­

ной Лизы" и других произведений

 Николай Михайлович Карамзин 

(1766—1826). 

В "Записке" критикуются реформы, проведенные по инициа­

тиве Сперанского, а также новшества, которые, как предполага­
лось, правительство намерено осуществить. 

Карамзин резко осуждает какие бы то ни было попытки учрежде­

ния конституции, в чем-то ограничивающей власть царя. Россия — 
большая страна: "Что, кроме единовластия неограниченного, может 
в сей махине производить единство действия?" Примерами исто­
рии Карамзин стремился доказать, что "Россия гибла от разновла-
стия, а спасалась мудрым самодержавием". Злые самодержцы бы­
вают крайне редко: "Мы в течение 9 веков имели только двух 
тиранов" (Иван IV и Павел I). И, тем не менее, пишет Карамзин, 
власть самодержца имеет границы. Александр может все, но не 

1

 Записка Карамзина "О древней и новой России в ее политическом и 

гражданском отношениях" (один из вариантов названия) написана в 

1811 г. по просьбе младшей сестры царя, вокруг которой группировались 

противники либеральных и реформистских идей. Вскоре "Записка" была 

прочитана Александром I. 

14 История политических и правовых 

учений 


background image

406 

История политических и правовых учений 

может законно ограничить свою власть, т. е. самодержец не имеет 
права упразднить самодержавие. Пределом самодержавной власти 
являются и привилегии дворянства. 

"Самодержавие есть палладиум (залог благополучия и процве­

тания. —

 О. Л.)

 России; целость его необходима для ее счастья; из 

сего не следует, чтобы государь, единственный источник власти, 
имел причины унижать дворянство, столь же древнее, как и Россия. 

...Права благородных суть не отдел монаршей власти, но ее глав­

ное, необходимое орудие, двигающее состав государственный", — 
утверждал Карамзин. 

Немалое место в "Записке" занимают рассуждения по поводу 

слухов, что "нынешнее правительство имело, как уверяют, намере­
ние дать господским людям свободу". Отмена господской власти над 
крестьянами приведет, утверждал Карамзин, к тому, что крестьяне 
станут пьянствовать и злодействовать. "...Теперь дворяне, рассеян­
ные по всему государству, содействуют монарху в хранении тиши­
ны и благоустройства: отняв у них сию власть блюстительную, он, 
как Атлас (Атлант. —

 О. Л.),

 возьмет себе Россию на рамена (пле­

чи. —

 О. Л.)

 — удержит ли?... Падение страшно". "Не знаю, хорошо 

ли сделал Годунов, отняв у крестьян свободу (ибо тогдашние обсто­
ятельства не совершенно известны), но знаю, что теперь им неудоб­
но возвратить оную. Тогда они имели навык людей вольных — ныне 
имеют навык рабов. Мне кажется, — заключает Карамзин, — что 
для твердости бытия государственного безопаснее поработить лю­
дей, нежели дать им не вовремя свободу, для которой надобно гото­
вить человека исправлением нравственным..." 

Карамзин был противником теории естественного права. Идее 

естественного равенства людей, свойственной Просвещению, Карам­
зин противопоставляет суждение — "в государственном общежи­
тии право естественное уступает гражданскому". Право, государ­
ство, сословный строй России он связывал с идеей самобытного 
народного духа. Высоко ценя Петра I, Карамзин порицал его за 

искоренение древних навыков и введение иностранных обычаев: 

"Русская одежда, пища, борода не мешали заведению школ". Идя 

по пути просвещения, власть не должна навязывать народу чуж­
дые ему законы и учреждения: "...Законы народа должны быть 
извлечены из его собственных понятий, нравов, обыкновений, мест­
ных обстоятельств". Понятия, нравы и обыкновения народа скла­
дываются веками; поэтому "для старого народа не надобно новых 
законов". 

Точно так же Карамзин протестовал против преобразования 

государственных учреждений. Главной ошибкой законодателей сво­
его времени Карамзин называл создание новых государственных 
учреждений — разных министерств, Государственного совета и пр. 


background image

Гл. 20. Политико-правовые учения в России 1-й половины XIX в. 407 

Умный Макиавелли советовал при переменах в государственных 
учреждениях сохранять для народа привычные названия; мы же, 
сетует Карамзин, сохраняем вещь, меняем имена. "Новости ведут к 
новостям и благоприятствуют необузданности произвола". 

В "Записке" Карамзина сформулированы основные принципы 

охранительной идеологии: "Перемены сделанные не ручаются за 
пользу будущих: ожидают их более со страхом, нежели с надеж­
дой, ибо к древним государственным зданиям прикасаться опасно. 
Россия же существует около 1000 лет и не в образе дикой Орды, но 
в виде государства великого, а нам все твердят о новых образова­
ниях, о новых уставах, как будто бы мы недавно вышли из темных 
лесов американских! Требуем более мудрости хранительной, неже­

ли творческой. Если история справедливо осуждает Петра I за из­
лишнюю страсть его к подражанию иноземным: державам, то оно в 
наше время не будет ли еще страшнее?" 

Надо не перестраивать учреждения, писал Карамзин, а найти 

для управления Россией 50 умных и добросовестных губернаторов, 
которые "обуздают хищное корыстолюбие нижних чиновников и 
господ жестоких, восстановят правосудие, успокоят земледельцев, 
ободрят купечество и промышленность, сохранят пользу казны и 
народа". 

Для наведения порядка в правосудии, утверждал Карамзин, 

монарх должен быть строг и смотреть за судьями: "У нас не Анг­
лия; мы столько веков видели судью в монархе и добрую волю его 
признавали высшим уставом... В России государь есть живой закон... 
Не боятся государя — не боятся и закона!" Ссылаясь на Макиавел­
ли, Карамзин подчеркивал, что самым действенным побуждением 
из всех прочих является страх. "Сколько агнцев обратилось бы в 
тигров, если бы не было страха". Одно из важнейших государствен­
ных зол нашего времени — безбоязненность: "Везде грабят, а кто 
наказан?" 

Карамзин советует также возвысить духовенство, принижен­

ное, по его мнению, во времена Петра. По своем}' значению Синод 
должен быть поставлен рядом с Сенатом. "Не довольно дать России 
хороших губернаторов, — надобно дать и хороших священников, — 
утверждал Карамзин, — без прочего обойдемся и не будем никому 
завидовать в Европе. 

Дворянство и духовенство, Сенат и Синод как хранилище за­

конов, над всеми — Государь, единственный законодатель, един­
ственный источник властей. Вот основание Российской монархии..." 

"Записка" Карамзина, выражавшая настроение основной массы 

дворянства, сыграла решающую роль в отставке и опале Сперанского, 
в прекращении проектов либеральных реформ. Возражения Ка­
рамзина против каких бы то ни было перестроек в государственном 


background image

408 

История политических и правовых учений 

и общественном строе России и их аргументация были восприняты 
охранительной идеологией николаевской эпохи. 

§ 4. Политические и правовые идеи декабристов 

В декабре 1825 г. произошли вооруженное выступление на Се­

натской площади в Петербурге, а затем восстание Черниговского 
полка на Украине. Выступления были подготовлены тайными обще­
ствами; по времени этих событий их участники называются декаб­
ристами. 

Первое декабристское общество под названием "Союз истин­

ных и верных сынов Отечества" ("Союз Спасения") было создано в 

1816 г. Его цель — освобождение крестьян и введение в России 

конституционного правления. Статут общества (его численность не 
превышала 30 человек) был составлен в духе масонских форм (степе­
ней, ритуалов, клятв). В 1818 г. Союз Спасения преобразован в Союз 
Благоденствия, устав которого освобожден от масонских форм. В 

1820 г. на совещании Коренной думы (центральный орган) Союза 

Благоденствия по докладу Пестеля, согласованному с Н. М. Му­
равьевым, принимается решение о желательности для России рес­
публиканского строя. Из опасения провала в 1821 г. Союз был объяв­
лен распущенным. Радикально настроенные его участники в Петер­
бурге постановили создать Северное общество. В том же году ряд 
членов распущенного Союза Благоденствия на Украине образовал 
Южное общество. 

Оба общества имели следующие общие цели: 1) отмена крепо­

стного права; 2) ликвидация самодержавия; создание в России пред­
ставительных учреждений, республики или конституционной монар­
хии; 3) отмена сословного строя, введение всеобщего равенства пе­
ред законом, равных для всех гражданских прав и свобод, упразд­
нение дворянства; 4) план "военной революции" как средства дос­
тижения этих целей. Предполагалось, что члены тайных обществ — 
офицеры в назначенный день с помощью руководимых ими воин­
ских частей вынудят правительство к капитуляции. План был под­
сказан успехами военных революций в некоторых зарубежных стра­
нах (особенно в Испании). 

В рамках этой общей программы ряд конкретных целей и спо­

собов их достижения Северное и Южное общества представляли 
себе по-разному. 

В Северном обществе обсуждались проекты конституции

1

, ко­

торые составил

 Никита Михайлович Муравьев

 (1795—1843). 

1

 Первые два проекта сохранились в бумагах членов общества, третий 

был написан Н. М. Муравьевым в каземате крепости по требованию след­

ственного комитета.