Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5797
Скачиваний: 125
Г Л А В А 22
Социалистическая и коммунистическая
политико-правовая идеология
во второй половине XIX в.
§ 1. Введение
В период развития промышленного капитализма, которое вело
к росту численности и организованности класса наемных рабочих,
ряд влиятельных публицистов и теоретиков притязал на выраже
ние и защиту интересов этого класса. На основе таких притязаний
складывались доктрины, программная часть которых предусматри
вала коренное изменение общественного устройства, замену капи
тализма социальным строем без эксплуатации и угнетения народ
ных масс буржуазией. По мере распространения коллективистских
и коммунистических идей в массовом рабочем движении они стали
называться социалистическими идеями и теориями.
К середине XIX в. сложились, а во второй половине века окон
чательно оформились главные направления социалистической и ком
мунистической идеологии, имеющие программную определенность,
своеобразное теоретическое обоснование, многочисленных (сотни и
тысячи) сторонников. В ряде стран создаются социалистические
партии. В 1864 г. возникло "Международное Товарищество Рабо
чих" (I Интернационал). В 70—80-е годы XIX в. социалистические,
социал-демократические, рабочие партии были созданы в Австрии,
Венгрии, Дании, Франции, Швейцарии. Швеции, ряде других стран.
В 1889 г. социалистические партии образовали II Интернационал.
Политико-правовая идеология различных направлений социа
листической и коммунистической мысли противостояла буржуаз
ной политико-правовой идеологии.
§ 2. Политико-правовое учение марксизма
Марксизм сложился как самостоятельная доктрина во второй
половине 40-х годов XIX в. Маркс писал, что решающие пункты
нового мировоззрения были впервые научно изложены в работе
"Нищета философии" (опубликована Марксом в 1847 г.) и в "Мани-
Гл. 22. Социалист, и коммунист, полит.-прав. идеология во 2-й пол. XIX.B. 435
фесте коммунистической партии" (написан и опубликован Марксом
и Энгельсом в 1847—1848 гг.).
Политико-правовая теория Карла Маркса (1818—1883) и Фрид
риха
Энгельса
(1820—1895) складывалась в процессе формирова
ния марксистского учения в целом. Большое влияние на эту теорию
оказали идеи французских социалистов и коммунистов. Хорошо
известно, что французский социализм является одним из источни
ков марксизма. Социалистом (коммунистом) Маркс стал в Париже,
где он жил в 1843—1845 гг.
Знакомство с многочисленными и разнообразными политиче
скими учениями французских социалистов и коммунистов нало
жило отпечаток на политико-правовое учение Маркса, тем более,
что его основные интересы и научные изыскания относились к сфе
ре политэкономии. Дело не только в том, что уже начало "Ма
нифеста коммунистической партии" текстуально совпадает с состав
ленным сен-симонистами "Изложением учения Сен-Симона" при
непременной замене авторами "Манифеста" слова "эксплуатация"
термином "борьба". Это был, скорее всего, полемический прием,
призванный подчеркнуть активное, наступательное начало, лежа
щее в основе того варианта коммунистической идеологии, сторон
никами которого были Маркс и Энгельс. Важнее то, что многие
положения политико-правовой идеологии, которые порой считают
ся достоянием исключительно марксистской теории, были извест
ны и широко распространены во французской социалистической и
коммунистической литературе 20—40-х годов XIX в. Это положе
ния о буржуазной сущности государства и права того времени, о
неизбежности социальной революции, о необходимости диктатуры
на период перехода от капитализма к социализму или к коммуниз
му, а также идея отмирания государства при коммунизме. Все пе
речисленные положения, однако, были включены в систему логи
чески связной и достаточно оригинальной доктрины, разработан
ной Марксом и Энгельсом.
К основным положениям марксизма относится учение о базисе
и надстройке. Базис — экономическая структура общества, сово
купность не зависящих от воли людей производственных отноше
ний, в основе которых лежит та или иная форма собственности; эти
отношения соответствуют определенной ступени развития произ
водительных сил. На базисе возвышается и им определяется юри
дическая и политическая надстройка, которой соответствуют фор
мы общественного сознания. Государство и право как части над
стройки всегда выражают волю и интересы класса, который эконо
мически господствует при данной системе производства. Маркс писал,
что прогрессивными эпохами развития общества являются азиат
ский, античный, феодальный и буржуазный способы производства,
причем буржуазные производственные отношения — последняя
436
История политических и правовых учений
антагонистическая форма общественного производства. Одна обще
ственно-экономическая формация сменяется другой в результате
борьбы классов, социальной революции, которая происходит, когда
постоянно развивающиеся производительные силы приходят в про
тиворечие, в конфликт с устаревшей системой производственных
отношений (базисом общества). После социальной революции про
исходит переворот во всей громадной надстройке.
Обосновывая необходимость и близость насильственной комму
нистической революции, Маркс и Энгельс утверждали, что в 40-е
годы XIX в. капитализм уже стал тормозом общественного разви
тия. Силой, способной разрешить противоречие между растущими
производительными силами и тормозящими их рост капиталистичес
кими производственными отношениями, они считали нищающий
пролетариат, который, осуществив всемирную коммунистическую
революцию, построит новое, прогрессивное общество без классов и
политической власти.
Маркс и Энгельс всегда придавали большое значение раскры
тию классовой сущности государства и права. "Современная госу
дарственная власть, — писали они, — это только комитет, управ
ляющий общими делами всего класса буржуазии". В книге "Проис
хождение семьи, частной собственности и государства" (1884 г.)
Энгельс доказывал, что государство возникло в результате раскола
общества на классы с противоположными экономическими интере
сами и само оно является "государством исключительно господст
вующего класса и во всех случаях остается по существу машиной
для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса". В той же
работе Энгельс изложил типизацию государств по их классовой
сущности (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое го
сударства).
По учению Маркса и Энгельса, право тоже носит классовый
характер. В "Манифесте коммунистической партии", риторически
обращаясь к буржуазии, они писали: "Ваше право есть лишь воз
веденная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой
определяется материальными условиями жизни вашего класса".
Классовый подход к государству и праву в марксистской тео
рии связан с идеей пролетарской коммунистической революции:
"Пролетариат основывает свое господство посредством насильствен
ного ниспровержения буржуазии". В "Манифесте коммунистичес
кой партии" изложена программа пролетарской революции: "Пер
вым шагом в рабочей революции является превращение пролета
риата в господствующий класс, завоевание демократии.
Пролетариат использует свое политическое господство для того,
чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централи
зовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролета-
Гл. 22. Социалист, и коммунист, полит.-прав. идеология во 2-й пол. XIX в. 437
риата, организованного как господствующий класс, и возможно бо
лее быстро увеличить сумму производительных сил.
Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи дес
потического вмешательства в право собственности и в буржуазные
производственные отношения". Там же перечислены конкретные
мероприятия, необходимые для переворота во всем способе произ
водства (отмена права наследования, высокий прогрессивный на
лог, конфискация имущества эмигрантов и мятежников, монополи
зация государственного банка, подчинение производства плану,
учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия,
и др.).
В начале 50-х годов Маркс назвал политическую власть рабо
чего класса диктатурой пролетариата, ссылаясь на О. Бланки. "Этот
социализм, — писал Маркс о революционном коммунизме Блан
ки, — есть объявление
непрерывной революции, классовая дикта
тура
пролетариата как необходимая переходная ступень к
унич
тожению классовых различий вообще".
Об идее диктатуры пролетариата Маркс и Энгельс потом пи
сали неоднократно. Существенные новшества, внесенные ими в эту
идею, состояли в следующем. В работе "Критика Готской програм
мы" (1875 г.) Маркс рассматривал две фазы коммунистического
общества, на первой из которых "в обществе, основанном на на
чалах коллективизма", сохранится "узкий горизонт буржуазного
права" в связи с распределением по труду. На второй, высшей,
фазе коммунизма, когда осуществится принцип распределения "по
потребностям", отпадет надобность в праве и государстве. Упоми
нание в этой работе и о диктатуре пролетариата, и о "будущей
государственности коммунистического общества" впоследствии со
здало ряд теоретических неясностей об исторических рамках дик
татуры пролетариата и даже породило идею "общенародного госу
дарства", против которой Маркс энергично возражал в той же са
мой работе.
Другие дополнения и уточнения идей коммунистической рево
люции и диктатуры пролетариата состояли в суждениях о темпах и
формах развития революции. В 70-е годы Маркс говорил о возмож
ности мирного, ненасильственного развития пролетарской револю
ции в Англии и США (предположительно сказано о Голландии), где
не было развитого военно-бюрократического аппарата исполнитель
ной власти. Энгельс в 90-е годы писал, что можно "представить
себе" (чисто теоретически) мирное осуществление требований со
циалистической партии в демократических республиках (Франция,
Америка) или в таких монархиях, как Англия.
Мысли о возможности "легальной" пролетарской революции
подробно изложены в последней работе Ф. Энгельса — во "Введе
нии" к "Классовой борьбе во Франции с 1848 по 1850 г." К. Маркса,
15 История политических и правовых
учений
438
История политических и правовых учений
переизданной по инициативе Энгельса в 1895 г. Не отвергая воз
можности в будущем уличных боев пролетариата и протестуя про
тив сокращения рассуждений об "уличных боях" в своем "Вве
дении", опубликованном в газете "Форвертс", Энгельс пишет об
успехах германской социал-демократии на выборах и замечает, что
буржуазия и правительство стали бояться легальной деятельности
рабочей партии больше, чем нелегальной, успехов на выборах го
раздо больше, чем успехов восстания. Использование рабочим клас
сом представительных учреждений и всеобщего избирательного
права для борьбы против буржуазии тем более необходимо, считал
Энгельс, что темп развития социальной революции оказался не
таким, каким виделся в 1848 г., — история свидетельствовала, что
тогдашний уровень экономического развития был недостаточен для
устранения капиталистического способа производства. Мощная ар
мия пролетариата еще и теперь (в 1895 г.), писал Энгельс, далека от
того, чтобы добиться победы одним великим ударом — она принуж
дена медленно пробиваться вперед, упорной борьбой отстаивая по
зицию за позицией. Использование всеобщего избирательного пра
ва и экономический переворот откроют широким массам рабочих
путь к политическому господству.
В ряде работ Маркс и Энгельс одобряли Парижскую коммуну
1871 г. В работе "Гражданская война во Франции" Маркс высоко
оценивал мероприятия Парижской коммуны. Отмечая ряд особен
ностей Коммуны Парижа, свойственных ей как традиционному орга
ну городского самоуправления, Маркс писал, что "Коммуна должна
была быть не парламентарной, а работающей корпорацией... Она
была, по сути дела, правительством рабочего класса... Она была
открытой, наконец, политической формой, при которой могло со
вершиться экономическое освобождение труда".
Политико-правовое учение марксизма содержит идею отмира
ния политической власти (государства) в коммунистическом обще
стве, когда не будет классов с противоположными интересами. Эта
идея особенно резко защищалась Энгельсом, называвшим государ
ство злом, которое по наследству передается пролетариату, ставив
шему задачу отправить в будущем обществе государство "в музей
древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором".
Маркс и Энгельс разрабатывали и распространяли свою теорию
в бескомпромиссной и жестокой борьбе с другими социалистическими
и коммунистическими учениями. Большая часть их произведений
носит острополемический характер, посвящена разоблачению бур
жуазной или мелкобуржуазной сущности иных социалистических
и коммунистических теорий того времени. Уже в книге "Нищета
философии" крайне резко критикуется доктрина Прудона, в "Ма
нифесте коммунистической партии" все вообще социалистические
и коммунистические теории той эпохи отвергаются как реакцион-