Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5797

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Г Л А В А 22 

Социалистическая и коммунистическая 

политико-правовая идеология 

во второй половине XIX в. 

§ 1. Введение 

В период развития промышленного капитализма, которое вело 

к росту численности и организованности класса наемных рабочих, 
ряд влиятельных публицистов и теоретиков притязал на выраже­
ние и защиту интересов этого класса. На основе таких притязаний 
складывались доктрины, программная часть которых предусматри­
вала коренное изменение общественного устройства, замену капи­
тализма социальным строем без эксплуатации и угнетения народ­
ных масс буржуазией. По мере распространения коллективистских 
и коммунистических идей в массовом рабочем движении они стали 
называться социалистическими идеями и теориями. 

К середине XIX в. сложились, а во второй половине века окон­

чательно оформились главные направления социалистической и ком­
мунистической идеологии, имеющие программную определенность, 
своеобразное теоретическое обоснование, многочисленных (сотни и 
тысячи) сторонников. В ряде стран создаются социалистические 
партии. В 1864 г. возникло "Международное Товарищество Рабо­
чих" (I Интернационал). В 70—80-е годы XIX в. социалистические, 
социал-демократические, рабочие партии были созданы в Австрии, 
Венгрии, Дании, Франции, Швейцарии. Швеции, ряде других стран. 

В 1889 г. социалистические партии образовали II Интернационал. 

Политико-правовая идеология различных направлений социа­

листической и коммунистической мысли противостояла буржуаз­
ной политико-правовой идеологии. 

§ 2. Политико-правовое учение марксизма 

Марксизм сложился как самостоятельная доктрина во второй 

половине 40-х годов XIX в. Маркс писал, что решающие пункты 
нового мировоззрения были впервые научно изложены в работе 

"Нищета философии" (опубликована Марксом в 1847 г.) и в "Мани-


background image

Гл. 22. Социалист, и коммунист, полит.-прав. идеология во 2-й пол. XIX.B. 435 

фесте коммунистической партии" (написан и опубликован Марксом 
и Энгельсом в 1847—1848 гг.). 

Политико-правовая теория Карла Маркса (1818—1883) и Фрид­

риха

 Энгельса

 (1820—1895) складывалась в процессе формирова­

ния марксистского учения в целом. Большое влияние на эту теорию 
оказали идеи французских социалистов и коммунистов. Хорошо 
известно, что французский социализм является одним из источни­
ков марксизма. Социалистом (коммунистом) Маркс стал в Париже, 
где он жил в 1843—1845 гг. 

Знакомство с многочисленными и разнообразными политиче­

скими учениями французских социалистов и коммунистов нало­
жило отпечаток на политико-правовое учение Маркса, тем более, 
что его основные интересы и научные изыскания относились к сфе­
ре политэкономии. Дело не только в том, что уже начало "Ма­
нифеста коммунистической партии" текстуально совпадает с состав­
ленным сен-симонистами "Изложением учения Сен-Симона" при 
непременной замене авторами "Манифеста" слова "эксплуатация" 
термином "борьба". Это был, скорее всего, полемический прием, 
призванный подчеркнуть активное, наступательное начало, лежа­
щее в основе того варианта коммунистической идеологии, сторон­
никами которого были Маркс и Энгельс. Важнее то, что многие 

положения политико-правовой идеологии, которые порой считают­
ся достоянием исключительно марксистской теории, были извест­
ны и широко распространены во французской социалистической и 
коммунистической литературе 20—40-х годов XIX в. Это положе­
ния о буржуазной сущности государства и права того времени, о 
неизбежности социальной революции, о необходимости диктатуры 
на период перехода от капитализма к социализму или к коммуниз­
му, а также идея отмирания государства при коммунизме. Все пе­
речисленные положения, однако, были включены в систему логи­
чески связной и достаточно оригинальной доктрины, разработан­
ной Марксом и Энгельсом. 

К основным положениям марксизма относится учение о базисе 

и надстройке. Базис — экономическая структура общества, сово­
купность не зависящих от воли людей производственных отноше­
ний, в основе которых лежит та или иная форма собственности; эти 
отношения соответствуют определенной ступени развития произ­
водительных сил. На базисе возвышается и им определяется юри­
дическая и политическая надстройка, которой соответствуют фор­
мы общественного сознания. Государство и право как части над­
стройки всегда выражают волю и интересы класса, который эконо­
мически господствует при данной системе производства. Маркс писал, 
что прогрессивными эпохами развития общества являются азиат­
ский, античный, феодальный и буржуазный способы производства, 
причем буржуазные производственные отношения — последняя 


background image

436 

История политических и правовых учений 

антагонистическая форма общественного производства. Одна обще­
ственно-экономическая формация сменяется другой в результате 
борьбы классов, социальной революции, которая происходит, когда 
постоянно развивающиеся производительные силы приходят в про­
тиворечие, в конфликт с устаревшей системой производственных 
отношений (базисом общества). После социальной революции про­
исходит переворот во всей громадной надстройке. 

Обосновывая необходимость и близость насильственной комму­

нистической революции, Маркс и Энгельс утверждали, что в 40-е 
годы XIX в. капитализм уже стал тормозом общественного разви­
тия. Силой, способной разрешить противоречие между растущими 
производительными силами и тормозящими их рост капиталистичес­
кими производственными отношениями, они считали нищающий 
пролетариат, который, осуществив всемирную коммунистическую 
революцию, построит новое, прогрессивное общество без классов и 
политической власти. 

Маркс и Энгельс всегда придавали большое значение раскры­

тию классовой сущности государства и права. "Современная госу­
дарственная власть, — писали они, — это только комитет, управ­
ляющий общими делами всего класса буржуазии". В книге "Проис­
хождение семьи, частной собственности и государства" (1884 г.) 
Энгельс доказывал, что государство возникло в результате раскола 
общества на классы с противоположными экономическими интере­
сами и само оно является "государством исключительно господст­
вующего класса и во всех случаях остается по существу машиной 

для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса". В той же 

работе Энгельс изложил типизацию государств по их классовой 
сущности (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое го­
сударства). 

По учению Маркса и Энгельса, право тоже носит классовый 

характер. В "Манифесте коммунистической партии", риторически 
обращаясь к буржуазии, они писали: "Ваше право есть лишь воз­
веденная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой 
определяется материальными условиями жизни вашего класса". 

Классовый подход к государству и праву в марксистской тео­

рии связан с идеей пролетарской коммунистической революции: 

"Пролетариат основывает свое господство посредством насильствен­

ного ниспровержения буржуазии". В "Манифесте коммунистичес­
кой партии" изложена программа пролетарской революции: "Пер­
вым шагом в рабочей революции является превращение пролета­
риата в господствующий класс, завоевание демократии. 

Пролетариат использует свое политическое господство для того, 

чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централи­
зовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролета-


background image

Гл. 22. Социалист, и коммунист, полит.-прав. идеология во 2-й пол. XIX в. 437 

риата, организованного как господствующий класс, и возможно бо­
лее быстро увеличить сумму производительных сил. 

Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи дес­

потического вмешательства в право собственности и в буржуазные 
производственные отношения". Там же перечислены конкретные 
мероприятия, необходимые для переворота во всем способе произ­
водства (отмена права наследования, высокий прогрессивный на­
лог, конфискация имущества эмигрантов и мятежников, монополи­

зация государственного банка, подчинение производства плану, 
учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия, 
и др.). 

В начале 50-х годов Маркс назвал политическую власть рабо­

чего класса диктатурой пролетариата, ссылаясь на О. Бланки. "Этот 
социализм, — писал Маркс о революционном коммунизме Блан­
ки, — есть объявление

 непрерывной революции, классовая дикта­

тура

 пролетариата как необходимая переходная ступень к

 унич­

тожению классовых различий вообще". 

Об идее диктатуры пролетариата Маркс и Энгельс потом пи­

сали неоднократно. Существенные новшества, внесенные ими в эту 
идею, состояли в следующем. В работе "Критика Готской програм­
мы" (1875 г.) Маркс рассматривал две фазы коммунистического 
общества, на первой из которых "в обществе, основанном на на­
чалах коллективизма", сохранится "узкий горизонт буржуазного 
права" в связи с распределением по труду. На второй, высшей, 
фазе коммунизма, когда осуществится принцип распределения "по 
потребностям", отпадет надобность в праве и государстве. Упоми­
нание в этой работе и о диктатуре пролетариата, и о "будущей 
государственности коммунистического общества" впоследствии со­
здало ряд теоретических неясностей об исторических рамках дик­

татуры пролетариата и даже породило идею "общенародного госу­
дарства", против которой Маркс энергично возражал в той же са­
мой работе. 

Другие дополнения и уточнения идей коммунистической рево­

люции и диктатуры пролетариата состояли в суждениях о темпах и 
формах развития революции. В 70-е годы Маркс говорил о возмож­
ности мирного, ненасильственного развития пролетарской револю­
ции в Англии и США (предположительно сказано о Голландии), где 
не было развитого военно-бюрократического аппарата исполнитель­
ной власти. Энгельс в 90-е годы писал, что можно "представить 
себе" (чисто теоретически) мирное осуществление требований со­
циалистической партии в демократических республиках (Франция, 
Америка) или в таких монархиях, как Англия. 

Мысли о возможности "легальной" пролетарской революции 

подробно изложены в последней работе Ф. Энгельса — во "Введе­
нии" к "Классовой борьбе во Франции с 1848 по 1850 г." К. Маркса, 

15 История политических и правовых 

учений 


background image

438 

История политических и правовых учений 

переизданной по инициативе Энгельса в 1895 г. Не отвергая воз­
можности в будущем уличных боев пролетариата и протестуя про­
тив сокращения рассуждений об "уличных боях" в своем "Вве­

дении", опубликованном в газете "Форвертс", Энгельс пишет об 
успехах германской социал-демократии на выборах и замечает, что 
буржуазия и правительство стали бояться легальной деятельности 
рабочей партии больше, чем нелегальной, успехов на выборах го­
раздо больше, чем успехов восстания. Использование рабочим клас­
сом представительных учреждений и всеобщего избирательного 
права для борьбы против буржуазии тем более необходимо, считал 
Энгельс, что темп развития социальной революции оказался не 
таким, каким виделся в 1848 г., — история свидетельствовала, что 
тогдашний уровень экономического развития был недостаточен для 
устранения капиталистического способа производства. Мощная ар­
мия пролетариата еще и теперь (в 1895 г.), писал Энгельс, далека от 
того, чтобы добиться победы одним великим ударом — она принуж­
дена медленно пробиваться вперед, упорной борьбой отстаивая по­

зицию за позицией. Использование всеобщего избирательного пра­
ва и экономический переворот откроют широким массам рабочих 
путь к политическому господству. 

В ряде работ Маркс и Энгельс одобряли Парижскую коммуну 

1871 г. В работе "Гражданская война во Франции" Маркс высоко 

оценивал мероприятия Парижской коммуны. Отмечая ряд особен­
ностей Коммуны Парижа, свойственных ей как традиционному орга­
ну городского самоуправления, Маркс писал, что "Коммуна должна 
была быть не парламентарной, а работающей корпорацией... Она 
была, по сути дела, правительством рабочего класса... Она была 
открытой, наконец, политической формой, при которой могло со­
вершиться экономическое освобождение труда". 

Политико-правовое учение марксизма содержит идею отмира­

ния политической власти (государства) в коммунистическом обще­
стве, когда не будет классов с противоположными интересами. Эта 
идея особенно резко защищалась Энгельсом, называвшим государ­
ство злом, которое по наследству передается пролетариату, ставив­
шему задачу отправить в будущем обществе государство "в музей 

древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором". 

Маркс и Энгельс разрабатывали и распространяли свою теорию 

в бескомпромиссной и жестокой борьбе с другими социалистическими 

и коммунистическими учениями. Большая часть их произведений 
носит острополемический характер, посвящена разоблачению бур­
жуазной или мелкобуржуазной сущности иных социалистических 
и коммунистических теорий того времени. Уже в книге "Нищета 
философии" крайне резко критикуется доктрина Прудона, в "Ма­
нифесте коммунистической партии" все вообще социалистические 
и коммунистические теории той эпохи отвергаются как реакцион-