Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5793

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 22. Социалист, и коммунист, полит.-прав. идеология во 2-й пол. XIX в. 439 

ные, буржуазные, мелкобуржуазные, феодальные, утопические и 
т. п. Активное неприятие и предвзято критический настрой ко всем 
другим идеям и теориям опирались на незыблемую уверенность в 
научности только собственной доктрины. 

Однако марксизм, несмотря на все разногласия и расколы его 

сторонников, избежал судьбы доктринерских и догматических тео­

рий первой половины XIX в., ставших достоянием узких кружков 

единомышленников. Распространению марксизма и становлению его 
как влиятельного направления политико-правовой идеологии спо­
собствовало участие Маркса и Энгельса в деятельности Междуна­
родного Товарищества Рабочих (Интернационала). Через эту орга­
низацию они получили возможность широкого для того времени 
идейного влияния на растущее рабочее движение. Распростране­
нию и росту авторитета марксизма содействовали находившиеся 
под его прямым или опосредованным влиянием рабочие партии 
Германии, после внушительных успехов на выборах в рейхстаг по­

лучившие официальное признание. 

Важную роль играло и то обстоятельство, что в политической 

жизни Западной Европы марксизм выступал в окаймлении соци­
ал-демократических идей. Суть дела в том, что партии, поддержи­
вавшие марксистскую критику капитализма, соединяли ее с идея­
ми социальной демократии и боролись за практическое улучшение 
жизни наемных рабочих не в далеком будущем (после победы ком­
мунистической революции), а уже в современном им обществе, при 
капитализме. "Манифест коммунистической партии" не утратил 
значения программного документа, однако стремление сторонни­
ков марксизма опереться на социал-демократическое движение при­
вело к тому, что марксистскую теорию стали называть "научным 
социализмом", особенно после опубликования работ Энгельса "Ан­

ти-Дюринг" (1878 г.) и "Развитие социализма от утопии к науке" 

(1880 г.). 

В борьбе за влияние на рабочее движение немалое значение 

имела также теоретическая и публицистическая деятельность Мар­
кса и Энгельса, особенно опубликование первого тома "Капитала", 
считавшегося последним словом политической экономии. 

Основным предметом ожесточенных дискуссий в Международ­

ном Товариществе Рабочих с анархистами и в немецком рабочем 
движении с лассальянцами была идея политической революции и 
диктатуры пролетариата. Марксизм сближала с анархистами идея 
отмирания государства, но анархисты отрицали политическую борьбу 
и пролетарское государство. С лассальянцами общим было при­
знание необходимости политической деятельности, особенно борь­
бы за избирательное право, но лассальянцы были противниками 
насильственных политических революций и диктатуры. 


background image

440 

История политических и правовых учений 

§ 3. Политике-правовое учение и программа 

социальной демократии 

Идеология социальной демократии сложилась из ряда идей и 

стремлений первой половины XIX в. Еще тогда зародилась идея 
государства, помогающего трудящимся осуществить глубокий обще­
ственный переворот. Для этого государство должно стать демокра­
тическим, со всеобщим избирательным правом, без каких бы то ни 
было имущественных цензов. Такое государство, как предполага­
лось, окажет помощь наемным рабочим в организации производст­
венных мастерских, коопераций, объединений, которые постепенно 
вытеснят буржуазию из всех сфер экономической деятельности. 

Немалую роль в распространении идей социальной демократии 

играло неверие их сторонников в возможность насильственного, 
принудительного создания социалистического строя. 

Наиболее ярким теоретиком социальной демократии второй по­

ловины XIX в. был публицист и адвокат

 Фердинанд Лассаль

 (1825— 

1864). Его усилиями была создана в 1863 г. первая рабочая социали­

стическая партия "Всеобщий германский рабочий союз". 

Талантливый агитатор и пропагандист, Лассаль называл себя 

учеником Маркса. Он так активно и широко пропагандировал идеи 
Маркса в немецком рабочем движении, что после гибели Ласса-
ля Маркс счел необходимым на первой же странице "Капитала" 
(1867 г.) заявить о своем авторстве идей, распространенных Ласса-
лем. 

Однако теория Лассаля и ее практические приложения, как там 

же писал Маркс, отличались от марксизма. Лассаль не хотел звать 
рабочий класс к насильственной коммунистической революции, он 
не верил в ее успех. Лассаль не желал повторения "ужасов июнь­
ских дней" (жестокого подавления восстания парижского пролета­
риата в 1848 г.), он стремился к тому, чтобы инициатива решения 
социального вопроса явилась результатом науки и согласия, "а не 
ненависти и дикой санкюлотской ярости". 

Приверженец идей не только Маркса, но и Гегеля, Лассаль 

считал государство воплощением публичного интереса, противо­
стоящего индивидуализму и социальному эгоизму. В книге "Про­

грамма работников" он писал, что нравственная природа государ­
ства, его истинное и возвышенное предназначение состоят в разви­
тии рода человеческого по направлению к свободе. История челове­
чества — это борьба с природой, нищетой, невежеством, бедностью, 
бессилием, неволей всякого рода. "Постепенное преодоление этого 
бессилия — вот развитие свободы, которое составляет история". 

Организующим и объединяющим началом общества и его исто­

рии является государство, утверждал Лассаль. Однако в современ-


background image

Гл. 22. Социалист, и коммунист, полит.-прав. идеология во 2-й пол, XIX в. 441 

ном обществе государство не соответствует своей идеальной сущно­
сти, поскольку буржуазия подчиняет государство "грубой материи 
денег". При помощи имущественного ценза буржуазия превращает 
государство в своего слугу, охранника, "ночного сторожа". 

Это определение "государство — ночной сторож" надолго ус­

тановилось в публицистике и в научной литературе за буржуазным 
государством, которое в соответствии с доктриной классического 
либерализма осуществляло только охранительные функции и ни­
каких социальных. 

Для освобождения от эгоистического господства буржуазии и 

восстановления подлинной идеальной сущности государства Лас­
саль считал необходимыми отмену имущественного ценза и завое­
вание всеобщего избирательного права. Это, подчеркивал Лассаль, 

"единственное

 средство улучшить материальное положение рабо­

чего сословия". 

Лассаль призывал все классы, особенно интеллигенцию, соеди­

нить усилия для того, чтобы с помощью государственных мер по­
мочь нуждающимся классам, "улучшить положение рабочего клас­
са при помощи собрания, избранного всеобщей подачей голосов". Он 
утверждал, что государство, основанное на всеобщем избиратель­
ном праве, станет народным государством, помогающим рабочему 
классу освободиться от материальной нужды и капиталистической 
эксплуатации. Из государства — "ночного сторожа" оно превратит­
ся в "социальное государство", посредством неограниченного кре­
дита помогающее рабочим создавать производственные товарище­
ства. 

Лассаль призывал рабочий класс, интеллигенцию, все классы и 

сословия к легальной политической борьбе за всеобщее избира­
тельное право — к митингам, петициям, демонстрациям. 

В борьбе за демократическое и социальное государство Лассаль 

не чуждался компромиссов с властями: за моральную поддержку 
инкорпорации в Пруссию Шлезвиг-Голштинии канцлер Бисмарк 
обещал Лассалю учредить всеобщее избирательное право в Герма­
нии (обе стороны выполнили свои обещания). В переписке с Бисмар­
ком Лассаль даже рассуждал о возможности поддержки рабочим 
классом монархии, если бы она в противоположность эгоизму бур­
жуазного общества встала на подлинно революционный и нацио­
нальный путь "и превратилась бы из монархии привилегированных 
сословий в социальную и революционную монархию". 

Лассаль опубликовал немало работ на философские, историчес­

кие и политико-правовые темы. Большую известность получила его 
речь "О сущности конституции" (1862 г.), особенно рассуждения о 
различии между фактической и юридической конституциями госу­
дарства. "Вопрос о конституции есть прежде всего вопрос силы, а 
не права, — говорил Лассаль, — реальная конституция представ-


background image

442 

История политических и правовых учений 

ляет собой действительные соотношения общественных сил стра­
ны; писаная конституция только тогда имеет значение и долговеч­
ность, когда является точным отражением этого соотношения". Рас­
суждения Лассаля о различиях между реальной и писаной кон­
ституциями, его определение конституции как соотношения обще­
ственных (классовых) сил страны оказали долговременное влияние 
на теоретическое государствоведение. 

Рабочее движение Германии развивалось под сильным влия­

нием лассальянских идей, воплощенных в программе "Всеобщего 
германского рабочего союза". Под воздействием лассальянства вто­
рая рабочая партия, созданная в г. Эйзенахе в 1869 г. ("эйзенахцы"), 
взяла наименование "социал-демократическая", а также включила 
в свою программу пункт о государственной помощи производствен­
ным товариществам и назвала свою газету "Народное государство". 
В 1875 г. "Социал-демократическая рабочая партия Германии", ру­
ководство которой (Бебель, Либкнехт) сочувствовало идеям марк­
сизма, договорилось с "Всеобщим германским рабочим союзом" об 
объединении на съезде в г. Гота. Подготовленная к съезду програм­
ма содержала ряд идей Лассаля, которые Маркс подверг уничижи­
тельной критике в работе "Критика Готской программы". В этой 
работе Маркс, отвергая идею "свободного государства", подчерки­
вал значение революционной диктатуры пролетариата. Предметом 
полемики были и другие проблемы. 

Политико-правовые идеи Лассаля и его последователей во мно­

гом совпадали с программой Маркса и Энгельса. Главным отличием 
лассальянства от марксизма было принципиальное отрицание фор­
сированной замены капитализма социализмом при помощи насилия 
и принуждения. Кроме того, значительно отличались от учения 
Маркса и Энгельса о классовой сущности политической надстройки 
взгляды Лассаля на сущность и формы государства. В области по­
литико-правовой программы наиболее сложным было соотношение 
взглядов лассальянцев и марксистов на всеобщее избирательное 
право. 

Здесь следует отметить, что взгляды Маркса и Энгельса на 

всеобщее избирательное право не оставались неизменными. Под 
завоеванием демократии в "Манифесте коммунистической партии" 
понималось, по словам Энгельса, именно завоевание всеобщего из­
бирательного права. В 40—50-е годы Маркс и Энгельс полагали, что 
в таких странах, как Англия, всеобщее избирательное право непо­
средственно дает политическую власть пролетариату, составля­
ющему большую часть населения. Результаты революций 1848— 

1849 гг. и последующее развитие представительной системы в 

капиталистическом обществе привели к пересмотру ими прежних 
взглядов. "Имущий класс господствует непосредственно при помо­

щи всеобщего избирательного права..., — писал Энгельс в 1884 г. — 


background image

Гл. 22. Социалист, и коммунист, полит.-прав. идеология во 2-й пол. XIX в. 443 

Всеобщее избирательное право — показатель зрелости рабочего 
класса. Дать большее оно не может и никогда не даст в теперешнем 
государстве". Однако эти и аналогичные суждения, отчасти про­
диктованные потребностями полемики с лассальянством, были вновь 
пересмотрены в 1895 г. Ссылаясь на результаты избирательной 
реформы и успехи социал-демократов в рейхстаге, Энгельс писал, 
что всеобщее избирательное право рабочие Германии "превратили 
из средства обмана, каким оно было до сих пор, в орудие освобож­
дения". По словам Энгельса, голосующие за социал-демократов 
миллионы избирателей и члены их семей составляют решающий 
"ударный отряд интернациональной пролетарской армии". Рост этого 
"ударного отряда" ведет к тому, указывал Энгельс, что социал-
демократия в Германии гораздо больше преуспевает с помощью 
легальных средств, чем с помощью нелегальных или с помощью 
переворота. 

Однако идеология социальной демократии не во всем совпадала 

с марксизмом. Случилось так, что к концу XIX в. программные 
документы немецкой социал-демократии содержали явные проти­
воречия: их теоретическая часть в духе идей марксизма осуждала 
капитализм и обосновывала его низвержение в результате проле­

тарской революции; практические же требования программ не вы­
ходили за пределы реформ, совместимых с развитием капитализма 
и социализацией гражданского общества. Энгельса тревожило ув­
лечение части руководства германской социал-демократии легаль­
ной парламентской деятельностью, направленной на проведение 
реформ, преувеличение надежд на государственную помощь рабо­
чему классу. В 90-е годы Энгельс сетовал, что в Германии суевер­
ная вера в государство проникла в сознание многих рабочих. "В 
последнее время социал-демократический филистер опять начина­
ет испытывать спасительный страх при словах:

 диктатура проле­

тариата,

 — писал Энгельс. — Хотите ли знать, милостивые госу­

дари, как эта диктатура выглядит? Посмотрите на Парижскую ком­
муну. Это была диктатура пролетариата". Тогда же Энгельс счел 
необходимым опубликовать работу Маркса "Критика Готской про­
граммы", в которой Маркс, порицая "бесконечную демократичес­
кую трескотню", утверждал, что Готская программа "сплошь от­
равлена свойственным лассальянской секте верноподданническим 
отношением к государству". 

Руководство германской социал-демократии глубоко пережи­

вало опубликование этой работы, содержащей резко отрицатель­
ную оценку Лассаля и многих его идей. Старые члены партии, а 
также огромное большинство более молодых ссылались на то, что 
начатки социалистических знаний и первый восторг перед социа­
лизмом они впитали из произведений Лассаля, учителя и передово­
го борца немецких социалистов. В центральном органе германской