Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5793
Скачиваний: 125
Гл. 22. Социалист, и коммунист, полит.-прав. идеология во 2-й пол. XIX в. 439
ные, буржуазные, мелкобуржуазные, феодальные, утопические и
т. п. Активное неприятие и предвзято критический настрой ко всем
другим идеям и теориям опирались на незыблемую уверенность в
научности только собственной доктрины.
Однако марксизм, несмотря на все разногласия и расколы его
сторонников, избежал судьбы доктринерских и догматических тео
рий первой половины XIX в., ставших достоянием узких кружков
единомышленников. Распространению марксизма и становлению его
как влиятельного направления политико-правовой идеологии спо
собствовало участие Маркса и Энгельса в деятельности Междуна
родного Товарищества Рабочих (Интернационала). Через эту орга
низацию они получили возможность широкого для того времени
идейного влияния на растущее рабочее движение. Распростране
нию и росту авторитета марксизма содействовали находившиеся
под его прямым или опосредованным влиянием рабочие партии
Германии, после внушительных успехов на выборах в рейхстаг по
лучившие официальное признание.
Важную роль играло и то обстоятельство, что в политической
жизни Западной Европы марксизм выступал в окаймлении соци
ал-демократических идей. Суть дела в том, что партии, поддержи
вавшие марксистскую критику капитализма, соединяли ее с идея
ми социальной демократии и боролись за практическое улучшение
жизни наемных рабочих не в далеком будущем (после победы ком
мунистической революции), а уже в современном им обществе, при
капитализме. "Манифест коммунистической партии" не утратил
значения программного документа, однако стремление сторонни
ков марксизма опереться на социал-демократическое движение при
вело к тому, что марксистскую теорию стали называть "научным
социализмом", особенно после опубликования работ Энгельса "Ан
ти-Дюринг" (1878 г.) и "Развитие социализма от утопии к науке"
(1880 г.).
В борьбе за влияние на рабочее движение немалое значение
имела также теоретическая и публицистическая деятельность Мар
кса и Энгельса, особенно опубликование первого тома "Капитала",
считавшегося последним словом политической экономии.
Основным предметом ожесточенных дискуссий в Международ
ном Товариществе Рабочих с анархистами и в немецком рабочем
движении с лассальянцами была идея политической революции и
диктатуры пролетариата. Марксизм сближала с анархистами идея
отмирания государства, но анархисты отрицали политическую борьбу
и пролетарское государство. С лассальянцами общим было при
знание необходимости политической деятельности, особенно борь
бы за избирательное право, но лассальянцы были противниками
насильственных политических революций и диктатуры.
440
История политических и правовых учений
§ 3. Политике-правовое учение и программа
социальной демократии
Идеология социальной демократии сложилась из ряда идей и
стремлений первой половины XIX в. Еще тогда зародилась идея
государства, помогающего трудящимся осуществить глубокий обще
ственный переворот. Для этого государство должно стать демокра
тическим, со всеобщим избирательным правом, без каких бы то ни
было имущественных цензов. Такое государство, как предполага
лось, окажет помощь наемным рабочим в организации производст
венных мастерских, коопераций, объединений, которые постепенно
вытеснят буржуазию из всех сфер экономической деятельности.
Немалую роль в распространении идей социальной демократии
играло неверие их сторонников в возможность насильственного,
принудительного создания социалистического строя.
Наиболее ярким теоретиком социальной демократии второй по
ловины XIX в. был публицист и адвокат
Фердинанд Лассаль
(1825—
1864). Его усилиями была создана в 1863 г. первая рабочая социали
стическая партия "Всеобщий германский рабочий союз".
Талантливый агитатор и пропагандист, Лассаль называл себя
учеником Маркса. Он так активно и широко пропагандировал идеи
Маркса в немецком рабочем движении, что после гибели Ласса-
ля Маркс счел необходимым на первой же странице "Капитала"
(1867 г.) заявить о своем авторстве идей, распространенных Ласса-
лем.
Однако теория Лассаля и ее практические приложения, как там
же писал Маркс, отличались от марксизма. Лассаль не хотел звать
рабочий класс к насильственной коммунистической революции, он
не верил в ее успех. Лассаль не желал повторения "ужасов июнь
ских дней" (жестокого подавления восстания парижского пролета
риата в 1848 г.), он стремился к тому, чтобы инициатива решения
социального вопроса явилась результатом науки и согласия, "а не
ненависти и дикой санкюлотской ярости".
Приверженец идей не только Маркса, но и Гегеля, Лассаль
считал государство воплощением публичного интереса, противо
стоящего индивидуализму и социальному эгоизму. В книге "Про
грамма работников" он писал, что нравственная природа государ
ства, его истинное и возвышенное предназначение состоят в разви
тии рода человеческого по направлению к свободе. История челове
чества — это борьба с природой, нищетой, невежеством, бедностью,
бессилием, неволей всякого рода. "Постепенное преодоление этого
бессилия — вот развитие свободы, которое составляет история".
Организующим и объединяющим началом общества и его исто
рии является государство, утверждал Лассаль. Однако в современ-
Гл. 22. Социалист, и коммунист, полит.-прав. идеология во 2-й пол, XIX в. 441
ном обществе государство не соответствует своей идеальной сущно
сти, поскольку буржуазия подчиняет государство "грубой материи
денег". При помощи имущественного ценза буржуазия превращает
государство в своего слугу, охранника, "ночного сторожа".
Это определение "государство — ночной сторож" надолго ус
тановилось в публицистике и в научной литературе за буржуазным
государством, которое в соответствии с доктриной классического
либерализма осуществляло только охранительные функции и ни
каких социальных.
Для освобождения от эгоистического господства буржуазии и
восстановления подлинной идеальной сущности государства Лас
саль считал необходимыми отмену имущественного ценза и завое
вание всеобщего избирательного права. Это, подчеркивал Лассаль,
"единственное
средство улучшить материальное положение рабо
чего сословия".
Лассаль призывал все классы, особенно интеллигенцию, соеди
нить усилия для того, чтобы с помощью государственных мер по
мочь нуждающимся классам, "улучшить положение рабочего клас
са при помощи собрания, избранного всеобщей подачей голосов". Он
утверждал, что государство, основанное на всеобщем избиратель
ном праве, станет народным государством, помогающим рабочему
классу освободиться от материальной нужды и капиталистической
эксплуатации. Из государства — "ночного сторожа" оно превратит
ся в "социальное государство", посредством неограниченного кре
дита помогающее рабочим создавать производственные товарище
ства.
Лассаль призывал рабочий класс, интеллигенцию, все классы и
сословия к легальной политической борьбе за всеобщее избира
тельное право — к митингам, петициям, демонстрациям.
В борьбе за демократическое и социальное государство Лассаль
не чуждался компромиссов с властями: за моральную поддержку
инкорпорации в Пруссию Шлезвиг-Голштинии канцлер Бисмарк
обещал Лассалю учредить всеобщее избирательное право в Герма
нии (обе стороны выполнили свои обещания). В переписке с Бисмар
ком Лассаль даже рассуждал о возможности поддержки рабочим
классом монархии, если бы она в противоположность эгоизму бур
жуазного общества встала на подлинно революционный и нацио
нальный путь "и превратилась бы из монархии привилегированных
сословий в социальную и революционную монархию".
Лассаль опубликовал немало работ на философские, историчес
кие и политико-правовые темы. Большую известность получила его
речь "О сущности конституции" (1862 г.), особенно рассуждения о
различии между фактической и юридической конституциями госу
дарства. "Вопрос о конституции есть прежде всего вопрос силы, а
не права, — говорил Лассаль, — реальная конституция представ-
442
История политических и правовых учений
ляет собой действительные соотношения общественных сил стра
ны; писаная конституция только тогда имеет значение и долговеч
ность, когда является точным отражением этого соотношения". Рас
суждения Лассаля о различиях между реальной и писаной кон
ституциями, его определение конституции как соотношения обще
ственных (классовых) сил страны оказали долговременное влияние
на теоретическое государствоведение.
Рабочее движение Германии развивалось под сильным влия
нием лассальянских идей, воплощенных в программе "Всеобщего
германского рабочего союза". Под воздействием лассальянства вто
рая рабочая партия, созданная в г. Эйзенахе в 1869 г. ("эйзенахцы"),
взяла наименование "социал-демократическая", а также включила
в свою программу пункт о государственной помощи производствен
ным товариществам и назвала свою газету "Народное государство".
В 1875 г. "Социал-демократическая рабочая партия Германии", ру
ководство которой (Бебель, Либкнехт) сочувствовало идеям марк
сизма, договорилось с "Всеобщим германским рабочим союзом" об
объединении на съезде в г. Гота. Подготовленная к съезду програм
ма содержала ряд идей Лассаля, которые Маркс подверг уничижи
тельной критике в работе "Критика Готской программы". В этой
работе Маркс, отвергая идею "свободного государства", подчерки
вал значение революционной диктатуры пролетариата. Предметом
полемики были и другие проблемы.
Политико-правовые идеи Лассаля и его последователей во мно
гом совпадали с программой Маркса и Энгельса. Главным отличием
лассальянства от марксизма было принципиальное отрицание фор
сированной замены капитализма социализмом при помощи насилия
и принуждения. Кроме того, значительно отличались от учения
Маркса и Энгельса о классовой сущности политической надстройки
взгляды Лассаля на сущность и формы государства. В области по
литико-правовой программы наиболее сложным было соотношение
взглядов лассальянцев и марксистов на всеобщее избирательное
право.
Здесь следует отметить, что взгляды Маркса и Энгельса на
всеобщее избирательное право не оставались неизменными. Под
завоеванием демократии в "Манифесте коммунистической партии"
понималось, по словам Энгельса, именно завоевание всеобщего из
бирательного права. В 40—50-е годы Маркс и Энгельс полагали, что
в таких странах, как Англия, всеобщее избирательное право непо
средственно дает политическую власть пролетариату, составля
ющему большую часть населения. Результаты революций 1848—
1849 гг. и последующее развитие представительной системы в
капиталистическом обществе привели к пересмотру ими прежних
взглядов. "Имущий класс господствует непосредственно при помо
щи всеобщего избирательного права..., — писал Энгельс в 1884 г. —
Гл. 22. Социалист, и коммунист, полит.-прав. идеология во 2-й пол. XIX в. 443
Всеобщее избирательное право — показатель зрелости рабочего
класса. Дать большее оно не может и никогда не даст в теперешнем
государстве". Однако эти и аналогичные суждения, отчасти про
диктованные потребностями полемики с лассальянством, были вновь
пересмотрены в 1895 г. Ссылаясь на результаты избирательной
реформы и успехи социал-демократов в рейхстаге, Энгельс писал,
что всеобщее избирательное право рабочие Германии "превратили
из средства обмана, каким оно было до сих пор, в орудие освобож
дения". По словам Энгельса, голосующие за социал-демократов
миллионы избирателей и члены их семей составляют решающий
"ударный отряд интернациональной пролетарской армии". Рост этого
"ударного отряда" ведет к тому, указывал Энгельс, что социал-
демократия в Германии гораздо больше преуспевает с помощью
легальных средств, чем с помощью нелегальных или с помощью
переворота.
Однако идеология социальной демократии не во всем совпадала
с марксизмом. Случилось так, что к концу XIX в. программные
документы немецкой социал-демократии содержали явные проти
воречия: их теоретическая часть в духе идей марксизма осуждала
капитализм и обосновывала его низвержение в результате проле
тарской революции; практические же требования программ не вы
ходили за пределы реформ, совместимых с развитием капитализма
и социализацией гражданского общества. Энгельса тревожило ув
лечение части руководства германской социал-демократии легаль
ной парламентской деятельностью, направленной на проведение
реформ, преувеличение надежд на государственную помощь рабо
чему классу. В 90-е годы Энгельс сетовал, что в Германии суевер
ная вера в государство проникла в сознание многих рабочих. "В
последнее время социал-демократический филистер опять начина
ет испытывать спасительный страх при словах:
диктатура проле
тариата,
— писал Энгельс. — Хотите ли знать, милостивые госу
дари, как эта диктатура выглядит? Посмотрите на Парижскую ком
муну. Это была диктатура пролетариата". Тогда же Энгельс счел
необходимым опубликовать работу Маркса "Критика Готской про
граммы", в которой Маркс, порицая "бесконечную демократичес
кую трескотню", утверждал, что Готская программа "сплошь от
равлена свойственным лассальянской секте верноподданническим
отношением к государству".
Руководство германской социал-демократии глубоко пережи
вало опубликование этой работы, содержащей резко отрицатель
ную оценку Лассаля и многих его идей. Старые члены партии, а
также огромное большинство более молодых ссылались на то, что
начатки социалистических знаний и первый восторг перед социа
лизмом они впитали из произведений Лассаля, учителя и передово
го борца немецких социалистов. В центральном органе германской