Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5789
Скачиваний: 125
444
История политических и правовых учений
социал-демократической партии в связи с опубликованием "Кри
тики Готской программы" утверждалось: "Немецкие социал-демо
краты не являются ни марксистами, ни лассальянцами, они — со
циал-демократы".
§ 4. Политико-правовая идеология анархизма
В противоположность теориям государственного социализма и
коммунизма анархизм выступал за социальную революцию не при
помощи государства, а против государства. Государство — центра
лизованную иерархию чиновников и военных — анархизм считал
не менее жестоким, чем буржуазия, угнетателем и эксплуататором
трудящихся.
Анархизмом называется отрицание государственной власти,
замена ее общественным самоуправлением. Первым крупным тео
ретиком этого направления социалистической идеологии XIX в. был
Пьер Жозеф Прудон
(1809—1865).
Известность Прудону принесла его книга "Что такое собствен
ность? Или исследование о принципе права и власти", опубликован
ная в Париже (1840 г.). "Хотя я большой приверженец порядка, —
писал Прудон в этой книге, — тем не менее я в полном смысле
слова анархист". Под анархией им понимались упразднение всех
форм угнетения человека, замена "политической конституции",
выгодной только господствующему меньшинству, "социальной кон
ституцией", соответствующей справедливости и природе человека.
Сущность социальной революции XIX в. Прудон видел в глу
боком экономическом перевороте. В ряде работ он различал две
стадии развития социалистических теорий — "утопическую" и "на
учную". Социализм становится научным, опираясь на экономичес
кое обоснование. Это обоснование Прудон стремился построить на
категориях политэкономии, социологии и гегелевской философии.
Естественной формой жизни людей, считал Прудон, является
общество, основанное на разделении труда, равенстве людей, их
взаимном обмене услугами и результатами труда, договорах, тру
довой собственности, свободных объединениях трудящихся. Это
"социальная конституция", поддерживающая в равновесии и со
гласующая индивидуальные интересы людей и экономические силы
общества. Такая конституция, основанная на свободе и равенстве,
должна установиться в результате глубокого социального перево
рота.
Важной задачей и составной частью социального переворо
та является упразднение "политической конституции", государства
и права. "Управление людей людьми есть рабство, — писал Пру
дон. — ...Власть фатально стремится к деспотизму".
Гл. 22. Социалист, и коммунист, полит.-прав. идеология во 2-й пол. XIX в. 445
Прудон относился к тем социалистам, которые ставили отно
шения власти и управления в один ряд с отношениями эксплуата
ции человека человеком. "Авторитет, правительство, власть, госу
дарство, — подчеркивал Прудон, — все эти слова обозначают одну
и ту же вещь. Каждый видит в них средство для подавления и
эксплуатации себе подобных". Класс людей, обладающих политичес
кой властью, не занят производительным трудом и не может суще
ствовать, не эксплуатируя общество. Учреждая для себя различ
ные привилегии, правящие стремятся обосновать их авторитетом
религий. Всякий авторитет имеет сверхъестественное, религиозное
происхождение и направлен на подавление личности.
Не меньший вред обществу, по мнению Прудона, приносит пра
во, так как законы издаются для защиты разнообразных интересов,
которые бесчисленны и бесконечны, изменчивы и подвижны; не
удивительно, что законодательство непрерывно растет — декреты,
указы, законы, эдикты, постановления, нередко противоречивые и
взаимоисключающие, градом сыпятся на бедный народ.
Государство не только эксплуатирует общество, но еще и осу
ществляет тотальный надзор за всеми действиями людей, опутыва
ет их множеством законов, подавляет силой малейшее сопротивле
ние и недовольство властью. Все преступления, вместе взятые, при
чиняют обществу меньше зла и вреда, чем угнетение государством.
Прудон дал основательную критику современного ему государ
ства: "Что представляет собой конституционный образ правления?
Конфедерацию буржуа против рабочих и короля". При помощи
государства буржуазия сохраняет ренту и прибыль, умножает свою
собственность. Буржуазное государство поддерживает несправед
ливый обмен, который, утверждал Прудон, являлся главным изъя
ном тогдашнего общества.
Прудон доказывал бесполезность и даже вредность политичес
ких преобразований для реального освобождения трудящихся. Глав
ным должен стать экономический переворот, орудиями которого
Прудон считал справедливое распределение, прямой обмен резуль
татами труда, бесплатный кредит, народный банк.
Прудон — сторонник мирной, ненасильственной социальной ре
волюции, делающей ненужными и лишними политические консти
туции. Просвещение само собой разрушает авторитет власти: "Власть
человека над человеком находится — в каждом данном обществе —
в обратном отношении к уровню умственного развития, достигну
того обществом".
Политическая организация общества, по теории Прудона, дол
жна быть заменена его экономической организацией. К этому ведут
распространение идей позитивной анархии, бесплатный кредит, за
мена собственности владением, соблюдение "равенства в средствах
446
История политических и правовых учений
производства и эквивалентности в обмене". Для связей между людь
ми, полагал Прудон, достаточно добровольных обязательств, осно
ванных на "взаимности" ("мютюэлизм"). Общество будет организо
вано как федерация свободных ассоциаций, сочетающих индивиду
альную и коллективную свободу.
Краеугольным камнем теории Прудона была идея автономии
личности, свободной от внешнего авторитета, навязывающего чуж
дые ей мысли, интересы, действия, образ жизни. Автономия лично
сти, по Прудону, не противоречит свободному объединению людей
в обществе. Цель социализма — освободить личность от эксплуата
ции, нищеты, угнетения, от порабощения буржуазией, государством,
церковью. Обоснование этой цели — существенная особенность уче
ния Прудона.
В середине XIX в. "социальность" нередко противопоставлялась
"индивидуальности", а социализм мыслился как противоположность
индивидуализму и буржуазному эгоизму. Прудон считал, что целью
и основой социализма должна стать "автономная личность в авто
номной общине", свободно определяющая свои отношения с дру
гими людьми независимо от внешнего авторитета ("авто-номия" —
"само-законие"). Социализм — единственно справедливый строй,
утверждал он. "Справедливость есть непосредственно чувствуемое
и взаимно охраняемое уважение к человеческому достоинству".
Прудон порицал коммунистическую теорию бабувистов. По его
мнению, обобществление имуществ существенно противоречит упот
реблению наших способностей. Прудон — против собственности ("соб
ственность есть кража"), но он за владение, основанное на личном
труде. "Собственность есть эксплуатация слабого сильным, ком
мунизм — эксплуатация сильного слабым... Коммунизм — это гнет
и рабство", — писал он в книге "Что такое собственность?". Идеа
лом Прудона был строй, основанный на свободе, независимости и
достоинстве личности, труде, справедливом обмене, на свободах
мысли, совести, слова, союзов, договоров, на самоуправлении и феде
рации. "Никаких партий больше, никаких авторитетов больше, нео
граниченная свобода людей и граждан: вот в трех словах все наше
политическое и социальное мировоззрение!" — писал Прудон в
книге "Исповедь революционера".
Социалистическое движение Франции и иных стран Европы
в середине XIX века развивалось под сильным влиянием идей Пру
дона. Прудонисты составляли большую часть делегатов (от
]
/
4
Д°
2
/
3
) на первых трех конгрессах (1866—1868 гг.) МТР — Междуна
родного Товарищества Рабочих (I Интернационала). Их усилиями
были приняты резолюции МТР об организации "Народного банка",
о бесплатном кредите и ряд других. Раскол среди прудонистов
(1868—1869 гг.) при обсуждении вопроса о коллективной собствен
ности на землю ослабил их участие в работе МТР.
Гл. 22. Социалист, и коммунист, полит.-прав. идеология во 2-й пол. XIX в. 447
Однако в те же годы в Интернационал вступил и начал актив
ную деятельность видный теоретик революционного анархо-кол-
лективизма
Михаил Александрович Бакунин
(1814—1876).
Анархистская теория Бакунина сложилась в середине 60-х го
дов. В работах "Кнуто-германская империя и социальная револю
ция" (1871 г.), "Государственность и анархия" (1873 г.) и ряде дру
гих Бакунин излагает историко-социологическое и философское
обоснование своей доктрины.
Последним словом науки Бакунин называл признание того, что
"уважение человеческой личности есть высший закон человечест
ва". Первым человеческим законом, по Бакунину, является соли
дарность, ибо только коллективная трудовая деятельность способ
на освободить человека от ига внешней природы и благоустроить
поверхность земли. Второй закон общества — свобода.
Свобода человека состоит в познании и признании естествен
ных законов; эта свобода осуществляется лишь в обществе, которое
не ограничивает, но, напротив, создает свободу человеческих инди
видов. "Оно — корень, дерево, свобода же — его плод". Человек
свободен постольку, поскольку он признает равенство, свободу и
человечность всех людей, окружающих его, которые, в свою оче
редь, признают его свободу и человечность, утверждал Бакунин.
Эта свобода, являющаяся закономерностью и целью истории, до
сих пор нарушается.
История общества, согласно теории Бакунина, не была очело
вечена по той причине, что общественная жизнь основывалась "на
поклонении божеству, а не на уважении человека; на власти, а не
на свободе; на привилегиях, а не на равенстве; на эксплуатации, а
не на братстве людей". Любая власть создает привилегии для обла
дающих ею, стремится прежде всего увековечить себя. "Человек,
политически или экономически привилегированный, есть человек
развращенный интеллектуально и морально. Вот социальный за
кон, не признающий никакого исключения", — заявлял Бакунин.
Независимо от формы любое государство стремится поработить
народ насилием и обманом. Как считал Бакунин, "Макиавелли был
тысячу раз прав, утверждая, что существование, преуспевание и
сила всякого государства — монархического или республиканского
все равно — должно быть основано на преступлении. Жизнь каж
дого правительства есть по необходимости беспрерывный ряд под
лостей, гнусностей и преступлений против всех чужеземных наро
дов, а также, и главным образом, против своего собственного черно
рабочего люда, есть нескончаемый заговор против благосостояния,
народа и против свободы его". Государство — не меньшее зло, чем
эксплуатация человека человеком, и все, что делает государство,
тоже зло: "И даже когда оно приказывает что-либо хорошее, оно
обесценивает и портит это хорошее потому, что приказывает, и
448
История политических и правовых учений
потому, что всякое приказание возбуждает и вызывает справедли
вый бунт свободы, и потому еще, что добро, раз оно делается по
приказу, становится злом с точки зрения истинной морали... с точ
ки зрения человеческого самоуважения и свободы".
Государство, доказывал Бакунин, развращает и тех, кто обле
чен властью, делая их честолюбивыми и корыстолюбивыми деспо
тами, и тех, кто принужден подчиняться власти, делая их рабами. В
любом человеке обладание властью воспитывает презрение к на
родным массам и преувеличение своих собственных заслуг. "Если
завтра будут установлены правительство и законодательный совет,
парламент, состоящие исключительно из рабочих, — рассуждал
Бакунин, — эти рабочие, которые в настоящий момент являются
такими убежденными социальными демократами, послезавтра ста
нут определенными аристократами, поклонниками, смелыми и
откровенными или скромными, принципа власти, угнетателями и
эксплуататорами".
Бакунин звал к интернациональной анархической социальной
революции, которая уничтожит капитализм и государство:
"В на
стоящее время существует для всех стран цивилизованного мира
только один всемирный вопрос, один мировой интерес
—
полнейшее
и окончательное освобождение пролетариата от экономической
эксплуатации и от государственного гнета. Очевидно, что этот
вопрос без кровавой ужасной борьбы разрешиться не может".
Задачу революции Бакунин видел в том, чтобы открыть дорогу
осуществлению народного идеала, создать общую свободу и общее
человеческое братство на развалинах всех существующих государств.
При этом, настойчиво пояснял он, "свобода может быть создана
только свободою". "Свобода без социализма это — привилегия, не
справедливость... Социализм без свободы это рабство и скотство".
Будущее общество Бакунин представлял себе как вольную орга
низацию рабочих масс снизу вверх, федерацию самоуправляющих
ся трудовых общин и артелей без центральной власти и управле
ния: "Государство должно раствориться в обществе, организован
ном на началах справедливости".
Подробного и конкретного описания идеала анархии Бакунин не
излагал, поскольку, по его глубокому убеждению, никакой ученый
не способен определить, как народ будет жить на другой день после
социальной революции.
Бакунина крайне тревожили намерения ученых-социологов (по
зитивисты школы О. Конта и др.) и доктринеров-социалистов (мар
ксисты, лассальянцы, народники-лавристы) навязать пролетарским
народным движениям свои проекты, втиснуть жизнь будущих по
колений в прокрустово ложе абстрактных схем.
Бакунин писал, что наука, самая рациональная и глубокая, не
может угадать формы будущей общественной жизни. Изучая и обоб-