Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6314

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ченное в штат и получивший ранг в административной иерархии.
Сюда относятся работники центральной государственной админист-

рации и администрации регионов, департаментов, коммун и их уч-
реждений. Они делятся на категории, ранги (классы) и ступени.

Направляющую роль в карьерном процессе играют категории, кото-
рых четыре: А, В, С и Д.

Служащим называют работника, основной деятельностью кото-

рого является участие в несении административной службы в пользу
государственного органа. Отсюда, все чиновники являются публич-
ными служащими, но не все служащие являются чиновниками.
Чиновник связан с публичной (государственной) службой на всю
профессиональную жизнь, тогда как служащие такого качества не
имеют. К ним относятся: почасовики (не более 120 часов в месяц),

контрактники (сроком до трех лет), помощники (для выполнения

временной работы) и чиновники-стажеры (сроком от шести месяцев
до двух лет).

• В ФРГ публичная служба означает деятельность в целях

выполнения общегосударственных задач управления. В нее включа-
ются публичные служащие (чиновники), служащие и рабочие. За-
кон устанавливает четыре уровня должностей публичной службы:

1) нижний (простая служба); 2) средний (средняя служба); 3) повы-

шенный (ответственная служба); 4) высший (высшая служба).

Публичным служащим (чиновникам) в пределах каждого уров-

ня присваиваются ранги. Всего их 16: А1—А5 — низшие ранги (вспо-
могательно-технический персонал); А6—А9 — средние ранги (пра-
вительственные секретари, обер-секретари, гаупт-секретари);
А10—А13 — высшие ранги I ступени (правительственные инспекто-
ра, регирунгс-амтсманы); А14—А16 — высшие ранги II ступени (выс-
шие правительственные советники).

Особую группу составляют политические и почетные чиновни-

ки. К первой группе относятся те, кто приходит и уходит со своих
постов вместе с правительством или отдельным министром. Ко вто-
рой — которых назначают на почетные должности без оплаты и пра-
ва претендовать на особое социальное обеспечение.

Для современной Германии характерно тесное взаимопроникно-

вение и переплетение политической и административной сфер. Это
нашло свое отражение и в законе о публичной службе, согласно ко-
торому чиновники имеют право участвовать в деятельности полити-
ческих партий и добиваться парламентской карьеры. В настоящее
время численность чиновников в Парламенте достигает более 40%
всего состава.

476


background image

• Гражданская служба Великобритании связана в основном

с работой министерств и исполнительных агентств («кванго»). Она
включает внутреннюю гражданскую службу и внешнюю (диплома-
тическую) службу.

Институт современной гражданской службы делится на стар-

ших, средних и младших администраторов. В группу старших вклю-
чается семь ступеней: 1-я ступень — постоянный секретарь, 2-я ступень —
заместитель постоянного секретаря, 3-я ступень — помощник секрета-
ря, 4-я ступень — исполнительный директор, 5-я ступень — ассистент
секретаря, 6-я ступень — старший принципал, 7-я ступень — принципал.
Группа средних администраторов также распределяется по ступеням.
В их числе главный исполнитель, старший исполнитель, стажер-ад-
министратор, исполнитель, помощник администратора. Сюда же
примыкает и группа научных работников и технических специали-
стов. В группу младших администраторов входит вспомогательный

научно-технический персонал, включающий делопроизводителей,
чертежников, канцелярских работников, выполняющих главным об-
разом исполнительскую работу.

и Государственная служба США делится на федеральную, 50 от-

дельных штатов и одного федерального округа, а также аппаратов
органов местного самоуправления. Основу организации федераль-
ной государственной службы составляют три части (сегмента) служа-
щих: «конкурсные», «патронажные» и «исключительные». Законо-
дательством выделяются следующие группы служащих: 1) карьерные,
продвигающиеся по службе в соответствии с «системой заслуг»; 2) на-
нимаемые на определенный срок (до трех лет); 3) нанимаемые на срок
действия чрезвычайных обстоятельств (но не более чем на 18 меся-
цев); 4) служащие на резервируемых должностях (что определяется
Управлением по делам государственной службы); 5) некарьерные
служащие (занимающие, главным образом, «патронажные» должно-
сти).

Профессиональные государственные служащие занимают долж-

ности, распределенные в иерархическом порядке по 18 категориям.
Первые четыре категории относятся к нижнему персоналу админи-
стративных учреждений, т.е. непосредственным техническим испол-
нителям (до 21% от общего числа служащих). Категории 5-8 охва-
тывают квалифицированных работников, требующих специальных
знаний. Это также исполнительский технический персонал, но выс-
шей квалификации, имеющий дипломы высших учебных заведений
(до 31%). Служащие 9—15-й категорий относятся к среднему руко-
водящему персоналу (до 46%). Высшим руководящим составом ап-

477


background image

парата государственных учреждений являются служащие 16—18-й
категорий (до 2%). Как правило, они возглавляют бюро и отделы.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой публичная служба Франции?

2. В чем специфика публичной службы ФРГ?
3. Каковы особенности гражданской службы Великобритании?
4. Что такое государственная служба США?
5. Каковы возможности адаптации зарубежного опыта публичной

(государственной) службы в России?

Рекомендуемая литература

Государственная служба (комплексный подход): учеб. пособие. М., 1999.

Василенко ИЛ.

 Административно-государственное управление в странах

Запада: США, Великобритании, Франция, Германия: учеб. посо-

бие. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2000.

Комментарий к федеральному закону «О государственной гражданской

службе Российской Федерации» и законодательству о граждан-
ской службе зарубежных государств / А.Ф. Ноздрачев и др. М.,
2005.

Комментарий к федеральному закону «Об основах государственной службы

Российской Федерации» и законодательству о государственной

службе зарубежных государств / отв. ред. Л.А. Окуньков. М., 1998.

Мэннинг

 #.,

 Парисон Н.

 Реформа государственного управления: междуна-

родный опыт / пер. с англ. М., 2003.


background image

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Аттестация гражданского служащего

 проводится в целях определения

его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Про-
водится один раз в три года.

Бюрократизм

 — это искаженная форма государственного управления,

система политического и социального руководства, основанная на
отрыве исполняющей власти от воли членов общества и направлен-
ная на удовлетворение своих корпоративных, узкокорыстных инте-
ресов.

Бюрократия

 — это прогрессивная технология государственных органов,

позволяющая значительно рационализировать процесс управления
и повысить эффективность государства.

Военная служба

 есть вид федеральной государственной службы, пред-

ставляющий собой профессиональную служебную деятельность
граждан на воинских должностях в Вооруженных силах РФ, других
войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осу-
ществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности го-
сударства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Генеральная прокуратура Российской Федерации

 есть единая феде-

ральная централизованная система органов, осуществляющих от
имени государства надзор (контроль) за соблюдением Конституции

РФ и исполнением законов, действующих на всей территории России.

Государственные должности

 Российской Федерации и субъектов Рос-

сийской Федерации — должности, учрежденные Конституцией РФ,
федеральными законами для непосредственного осуществления пол-
номочий Российской Федерации, федеральных государственных
органов, и должности, учрежденные конституциями, уставами, за-
конами субъектов Российской Федерации для непосредственного
осуществления полномочий субъектов Российской Федерации, го-
сударственных органов субъектов Российской Федерации.

479


background image

Гражданский служащий

 — это гражданин Российской Федерации в воз-

расте не моложе 18 и не старше 65 лет, владеющий государствен-
ным языком, имеющий профессиональное образование и исполня-
ющий обязанности по государственной должности гражданской
службы за денежное вознаграждение.

Гражданская служба как социальный институт

 сосредоточена на ис-

полнении двуединой цели: с одной стороны, она обеспечивает
политическим руководителям аппаратные услуги относительно ин-

формационных, организационных, технологических и других госу-
дарственных функций, с другой — оказывает разнообразные услуги
населению (справки, выписки, регистрации и пр.) и потому должна

«держать руку на пульсе», последовательно

 и

 вдумчиво изучать со-

циальные проблемы, настроения и потребности, доводить их до све-
дения своей политической власти.

Гражданская служба субъектов Федерации

 — это профессиональная

деятельность аппарата гражданских служащих по обеспечению ис-

полнения (политическими должностными лицами) и исполнению
полномочий региональных государственных органов.

Государственная гражданская служба

 — это вид государственной служ-

бы, представляющий собой профессиональную служебную деятель-

ность граждан на должностях государственной гражданской служ-

бы по обеспечению исполнения полномочий лиц, замещающих
государственные должности, и по исполнению полномочий государ-
ственных органов, которым присваиваются классные чины граждан-
ской службы.

Государственное решение

 — это альтернативный выбор социальной цели

и нормы, вырабатываемой субъектом управления для направленно-
го воздействия на объект управления. Основу всякого государствен-
ного решения составляет выбор управленческой цели и нормы при
решении какой-либо социальной проблемы.

Группы должностей гражданской службы:

 высшие, главные, ведущие,

старшие и младшие.

Два подхода к государственным управленческим решениям: норматив-

ный

 (количественный) и

 дескриптивный

 (качественный). При пер-

вом подходе преимущество отдается формализованным моделям уп-
равленческого решения, изучаемым формальными, преимущественно

экономико-математическими, инженерно-экономическими и компь-
ютерными методами. При втором — опора делается на качествен-
ном описании и анализе проблем технологий государственного

480