Файл: Molchanov_Diplomatia_Petra_Pervogo-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, в Англии Петр приобретал еще более разнооб­разные впечатления и икания, чем в Голландии. Возникает вопрос: а не было ли слишком поверхностным и случайным знакомство Петра с Европой? Было ли достаточно серьезным это обучение Петра, да и самой России, еще мало подготовленных для восприя­тия и усвоения новейших достижений Европы? В качестве ответа на такой вопрос стоит упомянуть об эпизоде, относящемся именно к этому времени. Еще проезжая Германию, Петр оставил несколь­ких русских в Берлине для обучения артиллерийскому делу. В на­чале марта в Лондон пришло письмо сержанта Преображенского полка Корчмина из Германии, в котором он подробно докладывал, как идет учеба. Перечислив все, что уже было выучено, сержант сообщил: «А ныне учим тригонометрию». Прочитав письмо Корчмина, Петр в ответном послании, между прочим, спрашивал, как это Степан Пуженинов, один из его преображенцев, осваивает тон­кости математики, будучи совершенно неграмотным? Па этот вопрос Корчмин сообщал царю: «И я про то не ведаю: бог и слепых просвещает».

Если Петра поражала способность неграмотного солдата осваи­вать математику, то еще более поразительны гениальные способно­сти самого Петра, который извлек столь много из фрагментарного, крайне ограниченного во времени знакомства с достижениями европейской цивилизации. Не бог просвещал Петра, а пламен­ное желание сделать Россию сильной, сознание, что иначе она просто не выживет в неизбежном соперничестве с ушедшими да­леко вперед западными странами. Недостаточная даже по тем временам общая образованность Петра, краткость времени, естественно, жестко требовали отбора главного, самого необхо­димого из того огромного потока разнообразной информации, ко­торый обрушивался на русских. Поэтому предпочтение отдавалось всему, что прямо или косвенно относилось к решению неотлож­ной задачи укрепления военной мощи России, особенно к созда­нию флота.

По это не значит, что все остальное просто игнорировалось. Вопреки довольно распространенному мнению Петр вовсе не пре­небрегал вопросами общественно-политического или идеологиче­ского характера. Например, в Англии Метр охотно встречался и вел долгие беседы с епископом Бернетом — одним из образованнейших представителей англиканской церкви. Отнюдь не из праздного любопытства интересовался Петр церковными делами. Ему уже при­шлось столкнуться с противодействием русской церкви новатор­ским замыслам. Вспомним патриарха Иоакима и его красноречивое завещание, в котором он заклинал царя не знаться с иностранца­ми. Петр хорошо помнил о том, какую огромную часть народного труда поглощает паразитирующее монашествующее духовенство, сколько богатств захватила церковь. А он уже видел, как дорого будут стоить организация армии или строительство флота. С этой точки зрения Петра очень интересовали место и роль церкви в Анг­лии, где она была подчинена государству и не имела монастырских земельных владений. Вообще Петру импонировала идея «дешевой церкви» в протестантском течении христианства.


Во всяком случае в Лондоне распространились слухи, что рус­ский царь не слишком привержен к православию и очень интере­суется другими вероисповеданиями. Это породило иллюзии и на­дежды в умах воинствующих протестантов, что можно склонить Петра в пользу англиканства. Такая перспектива вдохновила архиепископа Кентерберийского, и это он направил Гильберта Бернета к Петру. Поскольку царь охотно слушал епископа и несколько раз подолгу беседовал с ним, то сначала он производил благопри­ятное впечатление. Сохранились, письма Бернета, в которых он да­вал весьма лестную характеристику Петру. Русский царь, писал Бернет, «обладает таким уровнем знаний, каких я не ожидал встре­тить у него... Царь или погибнет или станет великим человеком». Однако в конце концов он понял, что шансы на «обращение» Пет­ра равны нулю. В своих написанных позднее воспоминаниях Бер­нет говорил об отрицательных качествах Петра грубости, жесто­кости и т. д., проговариваясь, однако, о причинах изменения сво­его мнения, то есть о своей полной необъективности. Епископ пи­шет: «Он выражал желание уразуметь наше учение, но не казался расположенным исправить положение в Московии». В действи­тельности же вскоре Петр именно «исправит» положение, серьезно ограничивая паразитические тенденции духовенства, не говоря уже о пресечении любых поползновений на светское политиче­ское влияние церкви в духе патриарха Никона.

В своем отношении к религии Петр проявлял гораздо больше идеализма, в хорошем смысле этого слова, чем профессиональные священнослужители. Ограничивая государственные притязания церкви, он ценил нравственную роль религии. Крайне интересна в этом отношении история с квакерами. Эта христианская секта, полностью отвергая церковность и обряды, выступала и выступает (до сих пор существуют в США, Англии и других странах сотни тысяч квакеров) за всеобщее братство, за нравственное совершен­ствование человека, за миролюбие. Когда Петр жил в Дептфорде, он стал посещать молитвенные собрания квакеров. Об этом узнал Вильям Пэн, крупнейший организатор движения квакеров, основатель квакерских поселений в американских колониях (отсюда, в частности, пошло название американского штата Пен­сильвании).

3 апреля 1698 года И. Пэн отправился в Дептсрорд и встретился с Петром. Они долго беседовали на голландском языке, и Пэн подарил Петру несколько своих сочинений. После этой беседы царь продолжал посещать собрания квакеров в Дептфорде, вни­мательно наблюдал и слушал. Позже, через 16 лет, будучи в Север­ной Германии (Голштиния), Петр обнаружил молитвенный дом квакеров и посетил его с группой приближенных (Меншиков, Дол­горукий и др.). Поскольку его спутники не понимали, что про­исходит, царь время от времени переводил им смысл проповеди на русский язык. Выходя по окончании службы, Петр сказал: «Сча­стлив будет тот, кто сможет жить по этому учению».


Все это, на первый взгляд, выглядит каким-то парадоксом, несовместимым со многими чертами петровской власти. Однако говорят сами за себя неоднократные проявления явного интереса Петра к духовной жизни людей. Несомненно его известное отвращение к официальной церковности, которую он так беспощадно пародировал своим всепьянейшим и всешутейшим собором. Но бесспорно также его серьезнейшее отношение к нравственным принципам христианства, столь цинично попиравшимся офи­циальными церковными институтами, будь то православная, ка­толическая или англиканская церковь. Крайне противоречивый нравственный облик Петра, постоянный внутренний этический конфликт, в котором билась его натура, между самоотверженной добротой и жестокостью были и навсегда останутся загадкой. В. О. Ключевский, не отличавшийся благосклонностью к Петру, судивший его очень сурово, отразил эту загадку в своей формуле: «Но добрый по природе как человек, Петр был груб как царь».

Спрашивается, а какое отношение все это имеет к нашей теме, то есть к петровской дипломатии? Самое непосредственное. Возвы­шенная нравственно-этическая риторика дипломатии, лицемерные церемонии и формальности, то, что стало позднее называться протоколом. служили формой прикрытия предельного цинизма и не­ограниченного господства голого практического интереса, не счи­тающегося ни с какими нормами обыкновенной человеческой нравственности, сохраняющейся в большей или меньшей степени, в от­ношениях между частными лицами. Во взаимоотношениях госу­дарств, в дипломатии эти нормы исключены. Эту аксиому Петр с негодованием обнаруживает именно во время своего первого большого заграничного путешествия. И он, отвергая ее в отдельных эпизодах своего нравственного возмущения, должен будет в конце концов принять ее ради эффективности своих внешнеполитических действий. Такими оказались на деле те «добрые нравы» западной культуры, к которым Петр хотел приобщить своих пребывавших в «патриархальном варварстве» соотечествен­ников.

Не пренебрегал Петр и светскими общественными делами тог­дашней Англии. 2 апреля он наблюдал за совместным заседанием палаты лордов и палаты общин, проходившим в присутствии ко­роля. И в Голландии Петр также интересовался политическими учреждениями. Впрочем, знакомство с западными системами управления не могло порождать каких-либо иллюзий. В Англии парламент был формой правления аристократически-буржуазной олигархии; правом голосовать на выборах пользовалась ничтожная часть богатого населения. В Голландии штаты в бытность там Петра были, послушным орудием всевластного штатгальтера. Что касается континентальных монархических государств, то суть тамошних порядков по уровню деспотизма не отличалась от мос­ковских. А вот западный опыт более рациональных методов адми­нистративного управления Петр охотно использовал в своей после­дующей реформаторской деятельности. Часто приводят апокрифи­ческую фразу, будто бы сказанную Петром после посещения английского парламента: «Весело слушать, когда подданные открыто говорят своему государю правду; вот чему надо учиться у англичан». Если эти слова и действительно были сказаны, то они не противоречили склонностям самого Петра. Документально под­тверждается много раз, что окружавшие царя люди не только могли, но и говорили ему правду. В Лондоне, например, Петр по­лучил письмо от Ф. Ю. Ромодановского, в котором тот уличал царя в путанице и язвительно объяснял ее «великим запоем», в котором, видимо, царь оказался. Такие товарищеские отношения он завел в своей «компании».


Но от этого еще очень далеко до признания царем ценности какой-либо формы парламентаризма. Петровская практика госу­дарственного управления осуществлялась в прямо противополож­ном направлении. При нем и речи быть не могло о созыве, напри­мер, Земских соборов, к чему прибегали его предшественники. Если рассматривать все правление Петра как просвещенный дес­потизм, то знакомство царя с передовыми европейскими полити­ческими порядками ничуть не побудило его сделать это правление менее деспотичным, хотя оно, несомненно, стало более просвещен­ным. Собственно, сами англичане как бы стеснялись перед Петром демократических грехов своей системы. Когда он осматривал в Тауэре музей оружия, то ему намеренно не показали один весьма любопытный экспонат: топор, которым за пятьдесят лет до этого, во время революции, отрубили голову королю Карлу I.

Что касается Петра, то его вряд ли шокировала бы подобная ре­ликвия. Еще в самом начале Великого посольства Петр купил за границей топор для отсечения голов преступникам и послал его в подарок начальнику страшного Преображенского приказа «на отмщение врагам». Ромодановекий, уведомляя о получении по­дарка, вскоре сообщил, что этим топором уже отрублено не­сколько голов. Словом, жадно перенимая в Европе технические знания, Петр не испытывал никакой склонности слепо подражать тамошним политическим и государственно-правовым институ­там, в которых он не обнаруживал каких-либо преимуществ. Он чувствовал глубокую социальную разницу в положении России и Европы.

Что касается дипломатической практики Запада, то здесь дей­ствительно можно было поучиться. Дипломатия передовых стран отличалась таким двуличием, коварством и лживостью, какие мо­сковским дипломатам и не снились. В этом отношении весь период Великого посольства оказался крайне поучительным. Потерпев в Голландии полную неудачу в своих попытках заручиться по­мощью для войны с Турцией, Петр в Англии официально не ставит перед собой конкретных дипломатических задач, стараясь лишь со­хранить нормальные русско-английские отношения. Вероятно, только этим царь и руководствовался в своих неоднократных встречах и беседах с королем Вильгельмом III. Главную цель пребывания в Англии Петр видел в овладении искусством кораб­лестроения. Поэтому он считал поездку в Англию не напрасной. «Навсегда остался бы я только плотником, — говорил Петр,— если бы не поучился у англичан».

Да и с точки зрения дипломатии время нельзя было считать полностью потерянным: гам можно было многое понять в тогдаш­них международных отношениях. Подходил к концу этап, который в истории международных отношений называют эпохой француз­ского преобладания. На смену ему медленно, но неуклонно в меж­дународной жизни выступало преобладание Англии.


Осенью 1697 года, когда Петр был в Голландии, именно там, вблизи Гааги, в Рисвике, состоялось подписание мирного дого­вора, завершившего войну между Францией и коалицией стран Аугсбургской лиги. В начале октября Великое посольство специ­ально ездило из Амстердама в Гаагу смотреть на празднества по поводу установления мира, отмечавшегося религиозными церемо­ниями, парадными увеселениями и фейерверками. Петр приехал тогда в Гаагу для встречи с штатгальтером Вильгельмом. Таким образом, русские дипломаты, давно уже внимательно следившие за переговорами в Рисвике, оказались непосредственными свиде­телями одной из самых интересных и сложных дипломатических комбинаций XVII века.

Война между Францией и Аугсбургской лигой (Голландия, Испания, империя. Савойя, Швеция, мелкие немецкие и итальян­ские княжества под эгидой папы Иннокентия XI) началась из-за захватнической политики Людовика XIV. Все новыми присоединениями за счет соседей «король-солнце» почти непрерывно ок­руглял территорию «Франции. Он даже создал специальные «при­соединительные палаты» для оформления захваченного. Общая опасность вызвала к жизни Аугсбургскую лигу, организатором и вдохновителем которой стал Вильгельм III. Новая коалиция по­чувствовала себя способной противостоять ранее непобедимому французскому королю после «славной революции» 1688 года в Англии. Вильгельм III, будучи штатгальтером Голландии, сделал­ся еще и королем Англии, что облегчило ее присоединение к лиге. Это оказалось тем более своевременным, что именно в 1688 году Людовик XIV снова направил свои армии в Германию, на этот раз в Пфальц. Страны Аугсбургской лиги ответили войной, развернув­шейся в Испании, Италии, Бельгии, на Рейне. Французы, воюя сразу на нескольких фронтах, действовали успению. Правда, они потерпели поражение от английского флота на море. И все же ка­залось странным, что Людовик XIV согласился заключить мир на этот раз не только без новых завоеваний, но даже уступив ряд занятых территорий в Испании, в Южных Нидерландах и в Герма­нии. Франция сохранила, правда, Страсбург, хотя престиж Людо­вика явно пострадал. В первый раз он возвращал завоеванное и ограничивался левым берегом Рейна. Неужели это конец поли­тики присоединений? К тому же оказался ослабленным сам прин­цип абсолютной монархии, ибо Франция пошла на признание английского конституционного королевства Вильгельма III.

Дело в том, что, соглашаясь на Рисвикский договор, Людовик XIV рассчитывал вскоре с лихвой вознаградить себя за все потерн. Явно доживал свои последние годы король Испании Карл II, который как бы олицетворял собой не только конец испанской династии Габсбургов, ибо у него не было потомства, но и закат Испании. Некогда саман могучая и богатейшая из евро­пейских держав переживала глубокий упадок. Господство ари­стократии и католической церкви душило живые силы страны. Уже в Тридцатилетней войне Испания потеряла 300 кораблей. К концу века от непобедимого, когда-то знаменитого флота оста­лось полтора десятка полусгнивших судов. Армия насчитывала всего семь тысяч человек. А между тем Испания со своими замор­скими владениями была самым обширным государством мира. Слабеющая власть Карла II кроме Испании распространялась на большую часть Италии, Южные Нидерланды, на необъятные территории Южной, Центральной и части Северной Америки, на важные земли в Африке, на крупные архипелаги в разных океанах: Филиппины, Канарские, Антильские, Каролинские острова.