ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3199
Скачиваний: 8
5
ПРЕДИСлОвИЕ
Настоящий сборник является продолжением ряда работ по
исторической этнографии, написанных сотрудниками отдела «Рус-
ские» Института этнологии и антропологии РАН в последние деся-
тилетия (Белорусско-русское пограничье 2005;
Будина, Шмелева
1989;
Власова
1984;
Дмитриева
2006; Мировоззрение и культура
2006;
Морозов, Слепцова
2004; На путях 1989; Очерки 2009; Расы
и культуры 1998; Русская народная 2011; Русские; Русский Север;
Савоскул
2001;
Чижикова
1988; Этнография 1987 и др.). В этот
сборник введено много новых материалов о культурном развитии
народа в предшествующие периоды и особенно о современном его
состоянии, в самые последние годы ХХI столетия. Статьи сборника
были нацелены на решение нескольких проблем. Основной из них
являлась проблема этнокультурной ситуации в разных регионах
страны. Изучение региональной культуры русских, ее развития и
судеб никогда не «сходит с повестки дня», поскольку русские по
своей численности и занимаемой этнотерритории являются са-
мым крупным народом России, имеют сложную этническую, со-
циальную историю и богатейшую культуру, в изучении которой
до сих пор выяснено далеко не все. Такое изучение проводилось
по нескольким направлениям:1) сложившися культурные ареалы
и современное этнокультурное развитие русских, 2) система со-
ционормативных представлений, трансформации в них в разные
исторические периоды, 3) формирование идентичности русских и
ее виды.
Задача исследований по первому направлению состояла в вы-
явлении существенного соотношения в народной культуре: обще-
русское – региональное (характерное для больших регионов) –
локальное (различные местные варианты). При этом обращалось
внимание на отражение народного сознания и его различных ви-
6
И.В. Власова
дов в культурном наследии русских. Речь шла, в первую очередь,
о географическом распространении форм народной культуры, об-
условленном ходом этнической истории. Проявление самосозна-
ния в этом процессе – одна из первостепенных задач в таком из-
учении. Немаловажной задачей было проследить и воздействие
различных факторов, влиявших на состояние культуры и степень
ее сохранности, а также на мировоззрение народа. Современное
этнографическое изучение русских и города, и села с характерной
для наших дней стандартизацией жизни особенно остро ставит
вопрос о важности духовных сторон народного быта. Они охваты-
вают, кроме явлений духовной культуры (обычаи, обряды, фоль-
клор, праздничную культуру, религиозную жизнь), отношение к
бытовым формам материальной культуры, а также представления
о нормах и идеалах во всех этих сферах. «Опредмеченная сторо-
на» народной культуры часто сохраняет многие черты этнической
специфики, и в ней отражено народное самосознание. Благодаря
ему, в первую очередь, формировались и сохранялись этнические
традиции, и в этом видна взаимозависимость, взаимосвязь куль-
туры и сознания.
По второму направлению велось изучение соционормативной
практики, главным образом правовой культуры народа в разных
сферах жизни, составляющую основу народного мировоззрения
и правосознания. Разработки авторов были направлены на вы-
явление тенденций, характера и динамики изменений норматив-
ных представлений людей на протяжении XIX – ХХ веков и до
настоящего времени. В рамках этой проблемы вполне оправдано
рассмотрение понимания русскими ценностей, правил и порядка
жизнеустройства, механизма социального контроля, индивиду-
альных и общественных регуляторах «нормального» социально-
го поведения человека. Для раскрытия таких аспектов авторы
обратились к вопросу о взаимопроницаемости границ между
религиозными, морально-нравственными, этическими и право-
выми нормами. Изучение правовой культуры важно в данный
момент для решения глобальных вопросов исторического, со-
циального, культурного развития русских и формирования их
идентичности.
Проблема самотождественности составила третье направле-
ние исследований, в которых рассматривались вопросы общерус-
ского самоопределения, регионального и локального сознания,
развития нескольких его видов как у народа в целом, так и у
7
Предисловие
отдельных групп, соотношения этих видов в разные исторические
периоды. В большинстве статей этого направления рассматрива-
лась проблема сохранения этнокультурной идентичности русских,
но не обойдена вниманием и такая важная сторона современного
развития, как состояние русской идентичности сейчас и формиро-
вание общероссийской гражданственности.
Новизна настоящего сборника состоит, во-первых, в поста-
новке его темы об этнокультурном типе и идентичности рус-
ских, недостаточно изученной в отношении населения многих
регионов и разных исторических периодов, особенно ХХ – XXI
вв. Во-вторых, в использовании оригинальных методов иссле-
дования, например, при рассмотрении различных видов народ-
ного сознания, и в частности правосознания, предполагающем
антропологический подход к изучению «картины мира» того или
иного сообщества, особого внимания к индивидуальному созна-
нию человека в контексте коллективного. Кроме того, выбор
направлений, обеспечивший решение затронутых проблем, их
совокупность и соотношение слишком мало применялись для эт-
нографических описаний.
Надо заметить, что не все статьи сборника можно отнести к
какому-то одному направлению, намеченному для изучения по-
ставленных проблем. Большинство из них затрагивают вопросы, от-
носящиеся к двум или всем трем выбранным направлениям. Многие
статьи посвящены непосредственно русской самотождественности,
но идентификационные возможности «предоставили» материалы
по этнокультурному типу того или иного населения.
В статье И.В. Власовой затронута тема идентичности русских,
ее становления и развития, начиная с самых ранних периодов
нашей истории и до нынешнего времени, ее проявлениях (ви-
дах) в разные эпохи. Такой аспект потребовал некоторого об-
ращения к вопросам этнической истории народа, в ходе кото-
рой кристаллизовалось русское самосознание. Не обошлось и
без внимания к проблемам культурного, языкового, сословного,
религиозного сознания. Все это вывело к рассмотрению совре-
менного самоопределения русских и тенденциям в намечающем-
ся формировании нашей общероссийской гражданственности и
российской национальности.
В статье С.С. Крюковой подняты вопросы особой важности
– правовая идентичность русского крестьянства второй полови-
ны XIX в. Они решаются автором на основании анализа право-
8
И.В. Власова
сознания и правоотношений в судебном процессе, выступающем
не только как юридический инструмент производства санкций, а
как культурное явление, когда видно «в лицах» исполнение его
участниками ситуативных «ролей». Это чисто антропологический
подход к изучению такого явления. Кроме того, автору удалось
показать его неоднозначность: с одной стороны, остаются неиз-
менными религиозные убеждения крестьян в априорности «гре-
ховной природы» человека, неизбежности людского и божьего
суда, а с другой, – поиск способов борьбы со всем неправедным.
При участии крестьян в судебных разбирательствах и решениях,
как показала С.С. Крюкова, у них формировались свои приорите-
ты, правовые притязания и интересы, что и повлияло на развитие
их правовой культуры и идентичности. Надо отметить, что многие
тенденции, отмеченные С.С. Крюковой, продолжают существо-
вать и сейчас.
Идентификацию населения русско-украинско-белорусского
пограничья предприняла Т.А. Листова на основании материа-
лов по обрядовой культуре, вернее, по современной похорон-
но-поминальной практике. В условиях, когда сейчас произошло
разрушение «сельского мира» и утрачены многие традиции, в
мировоззрении современников остаются некоторые представ-
ления о сути изучаемых автором обрядов, что позволило уви-
деть их местные особенности. В основе этой обрядности была
и есть религиозность. Сейчас при снятии запретов на ее прояв-
ления наблюдается рост православного мировосприятия людей
и его отражение в обрядовой практике. В сюжетах этой обряд-
ности Т.А. Листова видит идентификационные возможности в
отношении современного жителя села. В этой идентификации
автор находит аспекты: антропологический (самосознание лю-
дей, их представления о похоронно-поминальной культуре),
социальный (в организации похоронных действий), социально-
психологический (осмысление представлений о жизни и смер-
ти и др.). Идея последней занимает значительное место в этих
представлениях и в обрядовой жизни. Всё вместе в совокупно-
сти позволило судить об этнокультурной идентичности изучае-
мого автором населения.
Еще очень интересный аспект проблемы идентификации за-
тронут в статье П.С. Куприянова, посвященной русским загранич-
ным путешествиям в Италию в начале XIX в. С одной стороны,
автор показывает, в чем проявлялось самосознание итальянцев и
9
Предисловие
как оно предстало глазам путешественников, а с другой, – как эти
впечатления и знания содействовали по-иску своей русской/рос-
сийской идентичности. В материалах путешествий автору удается
найти определение «наблюдаемого пространства», при котором
возникает образ мира, народа, страны. Это видение создается с
помощью своего рода «идентификационного набора» для распоз-
навания характерных свойств и своих, и чужих. Сравнение и про-
тивопоставление себя с иными и ведет к самоопределению и тех,
и других. Как отметил автор статьи, в России в этот период шло
становление национального сознания, и такие путешествия были
одним из факторов, способствующих этому процессу, связанному
с определением грани между собой и другими.
Апелляция к материалам по историко-культурному своеобра-
зию одного из северных регионов – Нижнепечорья – позволила
Т.И. Дроновой решить вопрос об идентичности локальной группы
севернорусских староверов, живущих по рекам Пижма, Цильма и
в с. Усть-Цильма. На примере уникального явления традиционной
культуры – хороводного гулянья
горка
, этого, по определению
Д.С. Лихачева, «живого в старом», не механического подража-
ния, а продолжения его бытования, автору удалось доказать, на
чем зиждется идентичность цилёмов. Во-первых, это определе-
ние территории своего проживания, во-вторых, – этноконфес-
сиональное сознание староверов-носителей русских культурных
традиций. В современном процессе их национально-культурного
возрождения нет политической направленности, а существует
соотнесение себя с этноконфессиональной принадлежностью (с
русскими старообрядцами) и исконными традициями.
Способы трансформации и адаптации традиции в современ-
ной деревне и в условиях современного мегаполиса рассматри-
ваются в статье И.А. Морозова. Анализ современных обрядовых
и празднично-игровых практик показывает устойчивость многих
форм, которые можно назвать архетипическими. Трансформация
семантики праздника или обряда связана с сущностными измене-
ниями в мировоззрении и бытовом укладе. Но отдельные элемен-
ты, даже утрачивая непосредственную связь с предшествующей
традицией продолжают бытование в повседневных практиках, на-
ходясь в неактивном, «спящем» состоянии, могут вновь активиро-
ваться в определенных ситуациях, воспроизводя давно утрачен-
ные культурные формы. Приводимые И.А. Морозовым примеры
красноречиво свидетельствуют о важной роли личностного фак-