Файл: Russkie_etnokulturnaya_identichnost.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3103

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

15

Виды идентичности русских

значение.  Они  трансформировались  в  исторические  знания  о 

родстве и становились основанием для той или иной идентичности 

(

Малыгина

 2005: 254-255). Среди всех форм идентичности именно 

этнокультурная  идентичность  (

этничность

)  обладает  устойчиво-

стью, т.к. человечество пока не выработало «внеэтнического языка 

и внеэтнических форм поведения» (

Арутюнов

 1995: 8).

На рубеже средних веков и Нового времени на стадии форми-

рования наций появились новые идентификационные основания, 

но уже другого характера. Тогда интенсивно шло структуирование 

обществ.  Этот процесс  в  своем  многовековом  развитии,  по  мне-

нию некоторых исследователей, привел к утере этнокультурной 

сущности нации как государственного образования современного 

типа. Национальный тип идентичности «таит» в себе культурную 

унификацию полиэтничных обществ-государств, нивелирует тра-

диционные  типы  идентичности,  особенно  этническую  или 

этно

-

культурную

 (

Рыбаков

 2001: 31-34). Другая точка зрения на этот 

процесс состоит в том, что новая форма социальной идентичности 

(

национальная

) явилась синтезом, напластованием традиционных 

и инновационных компонентов. Национальная идентичность сохра-

няет и старую сущность (по родству), и этнокультурные основания 

консолидации,  преломляя  их  «через  призму  унифицированной 

гражданской идентичности». Она может выступать в самых разных 

формах в зависимости от того, какое основание консолидации в 

данный момент может исчезнуть, раствориться (

Малыгина 

2005: 

256-257).  И  в  отечественной  научной  традиции  понятие  нацио-

нальной  идентичности  стало,  подобно  этничности  (

народности

как качества, характеристики этноса, таковым же, но уже нации, 

и этим термином (

национальность

) обозначают этническую при-

надлежность, тем самым сводят ее к этнокультурной основе нации. 

В современной трактовке «национальность» обнаруживает себя в 

двух значениях:1) как 

гражданственность

, и это связано с суще-

ствованием государственности; 2) как 

этничность

, этнокультурная 

характеристика  того  или  иного  индивида  или  в  целом  народа 

(

Тишков

 2013: 9-10, 18, 22, 61, 229).

В настоящее время в нашем обществе началось обсуждение 

важнейших проблем, связанных с характером идентичности росси-

ян. Среди этих проблем остро поставлен «русский вопрос» с точки 

зрения самосознания русских, так же как и других народов России. 

Что происходит с русскими, кто они сейчас, возвращаются ли к 

своим корням, или отрываются от них – вот те вопросы, которые 


background image

16

И.В. Власова

очерчивают  явления  нашей  действительности.  Для  выяснения 

динамики в самоопределении русских надо обратиться к истокам 

его формирования.

Понятия  «русское»,  «российское»,  за  которыми  скрываются 

соответственно  общерусская  (

этническая

)  и  общероссийская 

(

гражданская

)  идентичности,  возникли  исторически  в  ходе  фор-

мирования русского и других наших народов и становления рос-

сийской государственности. Названия 

Русь

Русская земля

 стали 

известны  с  древнерусского  периода  и  постепенно  приобрели 

двоякое значение. Первоначально в более узком смысле «Русь» 

соответствовала только юго-восточной части восточнославянской 

территории – Среднему Поднепровью, т.е. Киевской, Черниговской, 

Переяславской и Северской землям и населявшему их древнерус-

скому народу (

Флоря 

1993: 43; 

Ульянов 

1994: 341-342).

С XIII – XIV веков эти понятия ассоциировались с Северо-Вос-

точной Русью и ее центром Владимирским княжеством. В это время 

шло расширение этнотерритории славян на Восточноевропейской 

равнине, и «Русская земля» включала в себя всю восточнославян-

скую территорию от низовьев Дуная до Ладожского и Онежского 

озер, от верховьев Западной Двины до Волго-Окского междуречья 

включительно, т.е. область расселения древнерусской народности 

XI – XIV веков. Именно в этот период множатся контакты славян с 

иноэтничными соседями и идет конфронтация с некоторыми из них, 

но еще сохранялось представление о Руси как этнополитическом 

единстве всех восточных славян и о «русском языке» как 

особом 

народе

, включающем всех этих славян (

Флоря

 1993: 64). Природа 

«русскости» имела множество истоков. Уже по русским летописям 

видно, «из какой разноплеменности выкристаллизировалась Русь». 

Русскость в ту пору имела «земельный» (территориальный) оттенок, 

т.к. определялась через принадлежность к земле: «…откуда есть 

пошла Русская земля» (

Миронов 

2011: 6; 

Столяров

 2012: 3). Тогда 

«русский язык» выступал как синоним понятию «народ». Это свиде-

тельство того, что языковое сознание является частью этнического 

сознания, вернее, какие-то определенные черты, свойства языка 

говорят об этнической тождественности. Социальные и культур-

ные  функции  языка  связаны  именно  с  такой  тождественностью 

(

Толстая

 1989: 280). Развитие языкового и этнического сознания в 

средневековый период вели к появлению этнонимов 

Русь

русь

, от 

которых образовались этнические определения 

русский

русьскыи 

с неограниченным употреблением и, прежде всего, 

Русьская зем

-


background image

17

Виды идентичности русских

ля

 (

Трубачев

 1995: 29). Есть одна языковедческая «версия», что 

слово «Русь» происходит от славянского и индоарийского корня 

«рукс-» и означает «белый», «светлый», «Белый свет», а «русы» 

(светлокожие, светловолосые) – «белый», «светлый народ», «на-

род Света», «племя белых людей» (

Миронова

 2008: 62-63). 

В период XII – XIV веков в славянском мире шло становление 

отдельных народов с их языками и развитие этнического созна-

ния каждого из них. В Киевской Руси все это также происходило 

на  фоне  оформления  институтов  феодального  общества,  углу-

бления  социальных  различий,  упрочения  экономических  связей, 

образования сословий, появления диалектов (территориальных и 

сословных), ослабления центральной власти Киева и распростра-

нения феодальной раздробленности (

Иванов, Литаврин

 1989: 5, 

7-8). Контакты с другими народами также оказывали влияние на 

развитие славян, их самосознания и языка. Помимо укрепления 

самосознания  и  появления  самоназваний  (для  Руси  этнонимы 

Русь

русь

русский

руський

), совершилось разобщение в целом 

славянского мира и возниковение на другом, нежели этничность, 

основании  двух  культурно-исторических  зон:  восточнохристиан-

ской (

православной

) и западнохристианской (

католической

). Это 

разделение в ряде случаев совпадало с политическими границами, 

но иногда было связано с культурно-историческими традициями. 

Шло параллельное становление средневековых языков, осознания 

принадлежности к своему культурному ареалу. Чертами культур-

ного сознания были христианское сознание в противоположность 

языческому и принадлежность к славянскому миру – отечеству и 

родному языку (

Толстая

 1989: 281).

Особенностью  православной  зоны  был  приоритет  древнесла-

вянского языка, а также использование церковнославянского – в 

церковной службе. Поэтому этническое сознание этого периода 

было уже нескольких уровней: и как единство этническое, и как 

единство  православных  христиан.  В  языковом  отношении  суще-

ствовала диглоссия, т.е. параллельное использование двух языков 

в различных функциях – в разговорной сфере древнеславянского 

как языка данной народности, в литургии и церковной книжности – 

церковнославянского. Многокомпонентность этнического сознания 

в  раннефеодальную  эпоху  была  выражена  осознанием  причаст-

ности к православному ареалу, к славянской языковоплеменной 

общности, а в период зрелого средневековья – принадлежности к 

конкретной славянской народности, как например, 

русские

, а так-


background image

18

И.В. Власова

же узколокальным отождествлением себя (например, 

новгородцы

ростовцы

суздальцы

  и  т.п.).  В  XII  –  XIV  веках  шло  укрепление 

компонента 

русская народность

 и ослабление локально-племенной 

осознанности. На это уже влияла развитая государственность или 

борьба за нее в условиях чужеземного гнета (для Древней Руси – 

золотоордынского ига) (

Иванов, Литаврин

 1989: 9-13).

Дальнейшее  развитие  этнического  сознания  происходило  во 

второй половине XV в., когда создавалось единое Русское государ-

ство, собиравшее земли вокруг Москвы. Возможно, это еще не было 

сознание гражданское, но его становление уже наметилось. Далее 

в XVI – XVII веках, с освоением русскими евразийских территорий и 

сложением там постоянного русского населения, его этническое со-

знание выполняло консолидирующую роль, четко разделяя себя от 

окружающей человеческой среды, главным образом от иноязычного 

населения (представления мы/они, свое/чужое). В материальном 

выражении  это  были  представления  освоенного/неосвоенного 

пространства (

земли

), т.е. традиционное этнокультурное сознание 

стало  адаптироваться  к  реалиям  внешнего  мира,  «кристаллизо-

ваться» в каждой такой зоне и вырабатывать варианты, приспо-

собленные к конкретным локальным условиям (

Лурье 

1994: 52-54, 

58). Мало того, освоенные земли со всем населением в сознании 

людей  стали  восприниматься  как  территории,  принадлежащие 

своему Русскому государству, т.е. начиналась идентификация себя 

с принадлежностью к определенному государству. Политический 

(государственный) компонент в народном сознании выражался в 

преданности родине, отечеству, престолу и вере. Он не исключал 

этнического компонента, не замещал его. И тот, и другой были в 

том или ином соотношении друг к другу в разных исторических 

ситуациях (

Иванов, Литаврин

 1989а: 324).

О.Н.  Трубачев  определил,  что  коренным  понятием  русского 

самосознания с самого начала его становления стало слово «свой». 

Это обнаружено им при реконструкции древних славянских пред-

ставлений, лежавших в основе культуры жизнеобеспечения, семьи, 

государства, веры и выраженных в словах «Родина», «земля пред-

ков» – «своя», «здоровье», «счастье», «жизнь», «смерть», «древо» 

и др. Слово «свое» включало и веру, и родину, и единокровных 

людей, и свободу жизни по законам отцов (

Трубачев

 1994: 67-70; 

Миронова

 2008: 65-67).

Как видно, этническая идентичность русских складывалась ве-

ками из различных оснований (компонентов), которые проявлялись 


background image

19

Виды идентичности русских

по-разному в те или иные исторические периоды. Выше отмеча-

лось, что уже в раннем средневековье появился этноним 

русские

Это говорит о становлении этнического сознания древнерусской 

народности.  Укрепление  самосознания  отдельных  народностей 

в общем славянском мире проходило одновременно с разрывом 

христианских церквей (середина XI в.) на православную и като-

лическую ветви, что вело к разобщению славян в этих зонах. По 

мере христианизации восточных славян осознание принадлежности 

к православию (конфессионим 

православные

) все больше входило 

в этническое самосознание людей. На ранних этапах этническое 

превалировало  над  религиозным,  но  постепенно  и  этноним,  и 

конфессионим становились тождественными, либо взаимозаменяе-

мыми. В этих средневековых самоназваниях уже крылись многооб-

разные этносоциальные и религиозные процессы, происходившие 

в среде складывавшихся этнокультурных общностей. Этническая 

специфика, возникшая на этом этапе, сохранялась затем веками, 

временами  трансформируясь  под  действием  разных  причин,  но 

она проявлялась и в обозримое для нас время в культуре народа 

и в его языке, а в некотором отношении дожила до наших дней.

В период феодальной раздробленности в обществе росло со-

циальное  разделение,  а  наряду  с  этим,  появилось  и  разное  со-

знание у социальных слоев. Возникли сословные «перегородки» 

– феодальная верхушка и крестьянство. Последнее находилось в 

уделах и княжествах, иногда враждующих между собой, а иногда 

становившихся в опозицию к центральной власти. В таких условиях 

самосознание народности – комплекс этнических представлений о 

себе как членах этносоциального организма, с его этнической, со-

циальной и политической структурой – различалось у социальных 

верхов и у низов. Различия проявлялись в эмоциональной сфере, 

а значит и в культуре, которая с этого времени стала переживать 

дифференциацию (Русские 1997). Самосознание слоев, особенно 

политическое у верхов, определялось отношением к собственному 

и другим народам.

Итак, для самосознания славянского средневекового мира были 

характерны следующие компоненты: оформление самостоятельных 

языков каждой народности, ставших важным признаком этнического 

единства; социальная (сословная) обусловленность самосознания 

с особенностями внутри каждого социального слоя; возрастание 

вероисповедального фактора, ставшего признаком той или иной 

славянской общности. Что касается этносознания низов и их под-