Файл: Russkie_etnokulturnaya_identichnost.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3197

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

10

И.В. Власова

тора в воспроизведении традиции, зависимости воспроизводимых 

практик от инициативы отдельных индивидов и малых групп. Эти 

закономерности  прослежены  автором  на  примере  праздников  и 

обрядов семейного цикла.

Несколько статей сборника посвящено непосредственно этно-

культурному развитию русских или населения какого-либо регио-

на. Так, в статье С.И. Дмитриевой рассматривается русский геро-

ический эпос (былины), в котором отразилась мировоззренческая 

основа  самосознания  народа.  Выбор  былин  для  такого  рассмо-

трения  не  случаен,  т.к.  в  них  содержатся  свидетельства  много-

вековой  исторической,  политической,  бытовой  народной  жизни. 

Автору удалось показать, в какой среде (природной, социальной) 

возник этот жанр устного поэтического творчества, его простран-

ственное и временное бытование, а в результате сделать вывод 

о значимости былин как интереснейшего источника для изучения 

различных  вопросов,  связанных  с  формированием  и  развитием 

русского  этноса,  его  самосознания  и  территориальной  группы  – 

севернорусского населения со специфическими культурными тра-

дициями.

  И.М.  Денисова  рассмотрела  мировоззренческую  и  психоло-

гическую  стороны  народного  самосознания  на  примере  сложно-

го  явления  культуры  –  восточнославянских  сказок,  которые  со-

ставляют ее древний слой. Сказки, как показала автор, связаны 

с мифологическими представлениями народа и с разными видами 

обрядности (похоронной, инициационной, свадебной), с социаль-

ными и бытовыми реалиями. Они являются одним из важнейших 

источников  при  конструировании  «картины  мира»  и  до  сих  пор 

одной из сложнейших задач исследований в этой области.

  Помещенная  в  сборнике  статья  Л.А.  Тульцевой  о  традици-

онном празднике Заговенья на Петров пост выполняет двоякую 

задачу. Во-первых, в рамках направления исторической этногра-

фии эта статья восполняет пробелы в недостаточной изученности 

предложенной темы, с чем автор справляется, используя свои об-

ширные оригинальные материалы и предлагая свою концепцию 

развития данной культурной традиции. Во-вторых, эти материалы 

помогают выявить и маркировать этнокультурную идентичность 

жителей изучаемых ею районов.

Т.С. Макашиной, работающей в рамках исторической этногра-

фии и фольклора, представлена статья об архивных материалах 

по  русской  свадебной  обрядности  начала  ХХ  в.  одного  из  соби-


background image

11

Предисловие

рателей этого материала во Владимирской губернии С.В. Фарфо-

ровского. Несмотря на то, что такие материалы свидетельствуют 

об «утраченной [во многом] культуре народа», автор отметила их 

большую научную и художественную ценность, поскольку благо-

даря им удается раскрыть богатство местной традиции, продемон-

стрировать функциональность каждого этапа и каждого участни-

ка свадебной обрядности и увидеть, что все это в совокупности 

говорит  об  общерусском  и  локальном  характере  народной  куль-

туры, сознания и самоопределения населения рассматриваемого 

региона. 

В  статье  И.С.  Слепцовой  рассматривается  формирование  ин-

дивидуального  самосознания  и  вхождение  во  взрослое  обще-

ство молодых поколений в процессе социализации. При этом, как 

подчеркивает автор, по мере взросления происходит получение 

детьми знаний о разных видах своей идентичности (половой, эт-

нической, локальной, религиозной, социальной и т.п.). Автор вы-

деляет особенности и доминанты каждого этапа этого процесса, 

отмечая влияние в нем сначала семьи, затем детского общества. 

Одним из инструментов социализации детей становится феномен 

дразнения, который сам по себе также проходит разные стадии 

развития. И.С. Слепцова показывает роль этого элемента как од-

ной из форм поведения, средства становления личности и ее са-

моопределения.

Литература:

Белорусско-русское пограничье 2005 – Белорусско-русское по-

граничье. Этнологическое исследование. М., 2005. 

Будина, Шмелева 1989 – Будина О.Р., Шмелева М.Н. Город и 

народные традиции русских (по материалам Центрального райо-

на РСФСР). М., 1989.

Власова  1984  –  Власова  И.В.  Традиции  крестьяского  земле-

пользования в Поморье и Западной Сибири в XVII – XVIII вв. М., 

1984. 

Дмитриева  2006  –  Дмитриева  С.И.  Традиционное  искусство 

русских Европейского Севера. Этнографический альбом. М., 2006. 

Мировоззрение и культура 2006 – Мировоззрение и культура 

севернорусского населения. М., 2006. 

Морозов, Слепцова 2004 – Морозов И.А., Слепцова И.С. Круг 

игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX 


background image

12

И.В. Власова

– XX вв.) М., 2004. 

На путях 1989 – На путях из земли Пермской в Сибирь. Очерки 

этнографии северноуральского крестьянства. М., 1989. 

Очерки 2009 – Очерки русской народной культуры. М., 2009. 

Расы и культуры 1998 – Ежегодник «Расы и культуры. Совре-

менные этнические и расовые проблемы». Вып. 25. М., 1998.

Русская народная 2011 – Русская народная одежда. Историко-

этнографические очерки. М., 2011.

Русские – Русские (серия «Народы и культуры»). М., 1997. (Пе-

реиздания: М., 1999; 2001; 2004).

Русский Север – Русский Север: этническая история и народ-

ная культура. ХII – ХХ века. М., 2001. (Переиздание: М., 2004).

Савоскул 2001 – Савоскул С.С. Русские нового зарубежья. Вы-

бор судьбы. М., 2001.

Чижикова  1988  –  Чижикова  Л.Н.  Русско-украинское  пограни-

чье: история и судьбы традиционно-бытовой культуры (XIX – ХХ 

века). М., 1988.

Этнография 1987 – Этнография восточных славян. М., 1987. 


background image

13

И.В. Власова

вИДы ИДЕНтИчНОСтИ РУССКИх

Проблема идентичности как таковая носит междисциплинарный 

характер,  и  каждая  из  наук,  обращающаяся  к  ней,  имеет  нако-

пленные ею знания, разные по понятийному аппарату, методам 

изучения и т.п. Сопоставление результатов исследований бывает 

затруднительно. Но все же вполне реально выделить общие тенден-

ции, отражающие закономерности в развитии той или иной иден-

тичности. За термином идентичность стоит понимание феномена 

«социокультурного содержания и глубоких исторических корней». 

Любая эпоха сопровождается формированием определенных видов 

идентичности, каждый из которых отражает «присущее человеку 

(человеческой  общности,  народу  – 

И.В.)  стремление  увидеть  в 

картине  мира  отражение  себя,  а  исторические  формы  и  типы 

идентичности фиксируют способы адаптации и самоопределения 

исторического  человека  в  окружающем  его  мире»  (

Малыгина 

2005: 253)

Понятие идентичности (тождества) в современном его обосно-

вании в научной и публицистической литературе стало заменять 

традиционные  понятия  «самоопределения»  и  «самосознания». 

Идентификацией обозначают как этническую принадлежность (са-

мотождественность), так и механизмы самоопределения, скрытые 

под понятиями «подсознательное» и «безсознательное», более упо-

требимые сейчас в психоанализе. Тем не менее, понятие идентич-

ности не однозначно уже потому, что им оперируют представители 

разных наук (философии, социальной психологии, этнологии, соци-

ологии, антропологии и др.) и видят в нем и «процесс определения 

индивидуальных, социальных и культурных параметров личности» 

(или  всего  народа),  и  результат  этого  процесса  как  разработку 

феномена идентичности (

Малыгина 

2005: 252-253).

В этнологии в этом смысле чаще употребляются термины 

са

-

мосознание

самоопределение

, но их понимание суживается до 


background image

14

И.В. Власова

этнического  самосознания  и  определения.  В  обществоведении 

под ними скрыты более широкие понятия, ибо имеются ввиду не 

только этносознание, а и миропонимание (ощущение), осознание 

человеком/народом своего мировоззрения, образа жизни, характе-

ра, поведения, оценка себя и своего окружения, т.е. видение мира, 

представление о себе и своей роли в нем, о своих ценностных 

установках и нравственных ориентирах. Ясно, что виды народно-

го сознания (самосознания) различны: этническое, религиозное, 

коллективно-групповое,  семейно-родственное,  гражданское, 

правовое, социальное, городское, крестьянское и др. Любое со-

общество или отдельный человек может себя идентифицировать 

с тем или иным видом сознания или даже с несколькими его ви-

дами. Существуют исследования исторические, этнографические 

и другого профиля, посвященные выявлению того или иного вида 

самосознания у русских, как например, 

этнического

 – по проис-

хождению населения, 

этнокультурного

 – маркирующего этничность 

(

Власова

 2009а: 124; 

Вахтин, Головко, Швейтцер

 2004: 213, 253, 

258-259; 

Чижикова

 1988; Белорусско-русское пограничье 2005; и 

др.), 

сословно-крестьянского

  –  по  мировосприятию,  поведенче-

ским стереотипам (

Милов

 1998: 568-571; 

Власова

 2001: 127-130; 

Власова

 2009б: 113-196) и т.д. 

Трактовка  «идентичности»  соприкасается  с  теорией  этноса, 

разработанной отечественными учеными, и проблемой этничности, 

оформившейся в рамках западной конструктивисткой методологии 

(

Бромлей

 1983; 

Тишков

 2003). Согласно первой, этносы, этнические 

общества являются социальными общностями, связанными на заре 

своего возникновения кровным родством, что и консолидировало 

такие архаические образования. При разложении родоплеменных 

отношений такое родство переросло в «сакральное переживание 

социального  единства»,  которое  имело  уже  неродственные  при-

знаки: единые язык и культуру, одну территорию, общность реаль-

ного или мифологического происхождения и судеб (

Заринов

 2002; 

Рыбаков

 2000). По второй теории, именно на этапе исчезновения 

родов и племен возникает некое свойство у каждого сообщества 

– его «глубинная антропогенетическая характеристика». Она то и 

была признана западной историографией как научный конструкт 

– 

этничность

 (

Бромлей

 1983: 11, 16-18, 22; 

Тишков

 2003: 60, 116, 

141, 152, 536-537; 

Рыбаков

 2000: 11; 

Заринов

 2002: 7). На каждом 

новом историческом этапе из сознания народа (этноса) не исче-

зали представления о родстве, хотя они и теряли доминирующее