Файл: Russkie_etnokulturnaya_identichnost.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3200

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

305

Материалы С.В. Фарфоровского «Свадьба и ея обычаи…»

приурочены к определенным обрядовым моментам и персонажу. 

Например, когда девушки шли к невесте, они пели: «Не скрипите 

полы тесовые. / Не гнитесь балки дубовые…» (текст № 36). Перед 

приходом гостей: «Земляничика ягода, / Зачем скоро расцвела?» 

(текст № 37). Если жених долго не приходил, запевали: «Долго ты, 

долго сокол не прилетал. / Долго ты, долго яшон не бывал» (текст 

№ 42). Когда жених появлялся с товарищами и родственниками, 

его встречали песней: «Ехал князь мимо нашего двора…» (текст 

№  41).  Наконец,  когда  все  гости  собирались  и  «чинно  и  важно 

рассаживались  по  степени  родства»  с  будущими  молодоженами, 

начинались величанья. Сначала величали жениха с невестой (с них 

денег  не  брали).  Им  пели:  «Сострой,  сострой,  тятенька,  /  Нову 

горницу  Аннушке…»  (текст  №  43).  Эта  песня  считалась  как  бы 

вступлением к величанию. Автор очерка отмечал: «величальных 

песен… очень много».

После величанья жениха с невестой пели священнику, если он 

присутствовал  на  застолье:  «На  батюшке-то  шапочка,  /  На  отце 

духовном бархатна…». (текст № 57) Затем переходили к величанию 

гостей. Персональные величания разделялись или по возрасту или 

по семейному положению (холостые, женатые, вдовые). Для общего 

величания гостей исполняли: «Уж вы гости ‒ бояре хорошие. / Уж 

вы князи, купцы пригожие» (текст № 58). Холостых величали пес-

нями: «А кто у нас моден? А кто деликатен?» (текст № 59, см. так-

же № 60–64). Молодым ребятам и подросткам пели: «Кудрявчик, 

кудрявый господин / А кто тебя породил?» (текст № 63 и 64). По-

сле них, «парнишек», величали вдовцов песней: «Наливай вина, 

приполнивай, / Поднеси вдовцу с поклонами» (текст № 65). Потом 

пели  женатым:  «У  голубя,  у  голубя  золотая  голова.  /  У  голубки 

позолоченная» (текст № 67, см. также № 68–70). Были величания 

для «солдат или ратников»: «На Михайле шапочка, / Есть четыре 

на  ней  яхонта»  (текст  №  71).  Если  кто-то  из  величаемых  давал 

больше  денег,  чем  обычно,  ему  пели  благодарственную  песню: 

«А сказали, что Сергей-то не богат, / А сказали свет Васильевич 

не  тароват»  (текст  №  72,  см.  также  №  73,  74).  Скупым  гостям, 

давшим  меньше,  чем  принято,  девушки  исполняли  «бранливые» 

песни:  «Как  по  жердочке,  да  по  тоненькой  /  Никто  не  хаживал, 

никого не важивал» (текст № 75). Когда заканчивалось угощение 

и  величания,  невеста,  проводив  гостей,  оставалась  с  подругами 

и снова начинала причитать: «Не брательника проводила, / Не брат-

ца родимого со двора спустила…» (текст № 76 и также № 77–79). 


background image

306

Т.С. Макашина

Подруги  оставались  ночевать  у  невесты,  о  чем  она  просила  их 

в причете «Вы, голубушки, сизокрылыя, / Вы, подружки любимыя» 

(текст № 79). Она пела: «Будем вместе горе горевати, / Горевати ‒ 

сильно плакати. / Я прошу вас, низко кланяюсь / Вы ночуйте у меня 

эту ночь / Из последних ночей девичьих». Всего было исполнено 

44 текста (№ 36–79). Из них 40 величальных песен и 4 причета 

(

Фарфоровский

 1903а: 19 об.-33 об.).

Баня 

Перед днем свадьбы невеста ходила в баню для того, как она 

говорила, чтобы «смыть девичью волю». Придя из бани, невеста 

за чаем обращалась к матери со словами причета: «Посмотри, 

родимая,  на  лице  мое  белое,/Как  цветок  с  морозу  блеклое» 

(№  80),  в  котором  сообщала,  что  потеряла  «красу  девичью». 

В этот вечер невеста надевала на шею жемчужную нитку. Этот 

жемчуг символизировал слезы и горе. К невесте приходили под-

ружки, и она прощалась с ними опять же словами причета: «Вы 

прощайте, мои милыя, / Подруженьки заветныя» (текст № 81). 

За время «бани» невеста исполнила 5 причетов (текст № 80–84) 

(

Фарфоровский

 1903а: 33 об.-35).

утро в доме невесты перед венчанием 

Обычно день венчания (свадьбы), как сообщал Фарфоровский, 

‒  «пригоняется»  к  какому-нибудь  празднику  или  к  воскресенью». 

Описывая события этого дня, собиратель приводит множество при-

четов,  с  помощью  которых  невеста  общалась  с  окружающими  ее 

людьми, а также тексты причетов, исполняемые ее матерью, под-

ругами и родными. Ранним утром мать будила дочь словами: «Вста-

вай, доченька, поднимайся. / От крепкаго сна пробуждайся» (текст 

№ 85). На слова матери невеста отвечала: «Встану я младешенька 

среди горницы» (текст № 86). Собиратель замечает: «Обращаясь 

к матери, невеста говорит ей, собственно полуговорит, полупоет, 

медленнее обыкновенного». В причетах невеста описывала все, что 

происходило в это утро в ее селе. С их помощью переговаривалась 

с сестрами и братьями, просила их поучаствовать в ее приготовлениях 

к венцу, помочь ей умыться, снарядиться, оседлать коня и отвезти ее 

«ко честной ранней заутрени» (см. причеты № 89–96). Мать так же 

в причете хвалила дочь за ее богомольность (текст № 94).

По дороге в церковь, если путь был долгим, невеста успевала 

петь не только причеты, но и песни (см. тексты № 97, 98).


background image

307

Материалы С.В. Фарфоровского «Свадьба и ея обычаи…»

После заутрени невеста шла на могилы проститься с умершими 

родственниками и там, по словам Фарфоровского, «вопила». Опи-

сывая  происходящее  на  могилах,  автор  отмечал  особую  манеру 

исполнения этих причетов. «К сожалению, я этого вопля (на моги-

лах ‒ 

Т. М.

) в данном случае совершенно не мог расслышать, вслед-

ствие очень оригинальной манеры его произношения; это именно 

вопление неразборчивое, неясное. Вопление представляет, как мне 

говорили, импровизацию и не имеет таких более или менее твердо 

установленных форм, как приводимые здесь песни. Переспрашивать 

невесту после я не решился, чтобы не портить ей веселого свадебного 

настроения, да, собственно говоря, ей было не до моих расспросов».

Из этих пояснений следует, что песни-причеты, которые невеста 

и ее женское окружение исполняли все время, начиная с «пропоев» 

и до свадебного стола, имели постоянный, устойчивый текст в от-

личие от «воплей»-импровизаций на могилах (тексты № 85–102) 

(

Фарфоровский

 1903а: 35–39 об.).

В это утро жених через дружку посылал невесте в знак особого 

расположения к ней подарки. Войдя в избу невесты, дружка переда-

вал их и произносил импровизированный монолог, в котором просил 

невесту собираться к «Божьему суду», т. е. к венчанию. Тексты его 

обращений могли меняться. Например: «Князь молодой тебе, княжна, 

кланяется, / О здоровьице твоем беспокоится…» или «В вашей горнице 

есть ли палати ‒ класть мои подарки…». Невеста, услышав о скором 

венчании, начинала «выть о своих умерших родственниках» (тексты 

№ 103–110). При этом невеста-сирота пела: «Ты, родимый мой, род-

ной братец…» (текст № 106) или «Вы найдите, тучи грозныя…» (текст 

№ 107). Она причитала так же и о брате, если он был «в солдатах»: 

«Все  собралися,  все  родимые,  и  родные  и  двоюродные…»  (текст 

№ 109). После этого невеста обращалась к своей матери и упрашивала 

ее не позволять свахе после свадьбы (венчания) расплетать ее косу 

девичью и «разорять волю девичью». Она причитала: «Ты взойди, 

моя матушка, / Ты взойди, сердешная, в мой высок терем…» (тексты 

№ 103–110) (

Фарфоровский

 1903а: 40–42 об.).

Пока в доме невесты происходили эти события, жених посещал 

родных и знакомых, приглашая их к себе на свадьбу. Это пригла-

шение так же облекалось в особую поэтическую форму. Например, 

войдя в избу, он говорил: «Иван Васильевич, заходи сегодня по-

гостить ко мне, к батюшке моему Ивану Михайловичу и к матушке 

моей  Прасковье  Егоровне,  хлеба-соли  кушать,  пирог  рушить, 

с законным браком поздравлять…».  После  этого в  доме жениха 


background image

308

Т.С. Макашина

составляли «женихов поезд». Он состоял из провожающих жениха 

на венец родных и знакомых, которым в зависимости от степени 

близости родства к жениху давались свадебные «чины». Эти чины 

сохранялись за ними на протяжении всей свадьбы. Мужчины име-

новались «боярами» или «малыми боярами», а женщины ‒ «бояры-

нями». Среди бояр первое место принадлежало свату ‒ «великому 

боярину»,  среди  боярок  ‒  свахе.  Главным  распорядителем  был 

«дружка» и его помощник ‒ «подружка». Еще их называли старший 

шафер и его помощник. Их обвязывали по поясу или через плечо 

вышитым полотенцем.

С момента вступления в должность дружка разговаривал только 

присловиями (в особой поэтической манере). Еще в «поезде» были 

тысяцкий, им был один из друзей жениха, постельничьи, отвечаю-

щие за постель молодых и т. д. Перед отправкой поезда к невесте 

«поезжане» «закусывали». Дружка торопил их: «за стол садитесь, 

на иконы молитесь, скоро к княгине ехать, князя провожать…». 

Жениха благословляли отец и мать. После этого все рассаживались 

по своим повозкам с лошадями, убранными лентами, украшенными 

массой колокольчиков и бубенцов. Перед тем как сесть, дружка 

три  раза  обходил  вокруг  поезда  с  иконой  ‒  «от  сглазу».  Потом 

эту икону передавали мальчику, брату жениха, едущему в поезде 

на одной лошади с молодыми. Обойдя поезд, дружка останавли-

вался около молодого и обращался к присутствующим: «Старые 

старички ‒ дедушки, суседи дядюшки, молодые молодчики, братцы 

малые ребятцы, безпоясные, благословите нашему князю на Божий 

суд ехати, сужоную взяти, под злат венец поставити». Кто-нибудь 

ему отвечал: «Бог благословит добро творить». Все это дружка 

повторял два раза на две стороны. Следующие два раза он обра-

щался к женщинам: «Старые старушки беззубыя…». После этого 

он садился рядом с женихом и поезд трогался в строгом поряд-

ке ‒ «подвода за подводой» с женихом во главе. Дорогой дружка 

три раза останавливал поезд, проверяя ‒ «все ли бояре в сборе?» 

(

Фарфоровский

 1903а: 43–44).

Далее события перемещались в дом невесты. Когда поезд же-

ниха подъезжал к воротам невесты, их по ее просьбе закрывали. 

Свою просьбу она выражала причетом: «Ты, родимый мой батюшка, 

по кресту другой батюшка…» (т. е. крестный ‒ 

Т. М.

; текст № 111). 

Дружка начинал стучать и, произнося соответствующие приговоры, 

просил их открыть: «Во имя отца и сына и святого духа, отоприте. 

Лестницы витыя, столбы ‒ золотыя, кто бы нас попоил, покормил…» 


background image

309

Материалы С.В. Фарфоровского «Свадьба и ея обычаи…»

Ему отвечали в той же игровой манере: «У нас на дворе волки». 

Шли долгие переговоры с иносказаниями и шутками. В заключение 

этих переговоров дружке предлагали разгадать несколько загадок, 

вроде следующей: «кто такой, по полю гуляла, ключи теряла. Луна 

не подбирала, ‒ солнце находило?» ‒ «Роса матушка», ‒ отвечал 

дружка. В это время невеста плакала и просила не пускать жени-

ха: «Ты, родимая матушка, / По кресту ‒ друга матушка…» (текст 

№ 112) обращалась невеста к матери и крестной. Наконец дружку 

пускали в избу, но испытания жениха и дружки на этом не кончались. 

Дружка вел многочисленные переговоры, украшая их присловьями. 

Фарфоровский замечал: «Недаром его зовут за это «баюном». 

Жених направлялся в избу, но девушки его не пускали, прося 

выкуп, также в форме присловия: «Метем сени, починяем / Никого 

не пропускаем…» (текст № 114) и «Надо сватам догадаться / За 

кошель свой хвататься…» (текст № 115). Наконец дружка входил 

в  избу.  В  это  время  девушки  пели:  «Летит  голубь,  летит  сизый 

по городам и селам…» (текст № 113). Заплатив девушкам «за про-

ходные» жених и дружка щли в избу, где сидела невеста за столом. 

Около нее располагались брат и близкие «задушевныя» подруги. 

Они не давали жениху сесть рядом с невестой и требовали выкуп. 

Невеста в причете просила брата и подруг «не сдаваться… на речи 

ласковы, ни на злато, ни на серебро…». Девушки отчаянно торгова-

лись. И если сват не давал денег, уводили невесту. Тогда кто-нибудь 

из присутствующих говорил: «У нас девки храбрые, не пустят мо-

лоду княгиню. Ни на красно солнышко, ни на ясен месяц». Дружка, 

желая девушек припугнуть, брал кнут или палку, но потом как бы 

передумывал и решал лаской. В то время, когда дружка брал в руки 

кнут, ребята со стороны невесты хватались за ухваты. В результате 

этой перепалки дружка ставил бутылку вина и на нее клал деньги. 

Если он положил мало, девушки говорили ему: «Мы ведь не слепые, 

по миру не ходим, нищих не водим, мы люди не бедные, нам не на-

добны деньги медные, мы злато-серебро любим. ‒ Чего стоишь? 

Вина наливай, да денег нам подавай. Дай нам денежку ‒ выведем 

девушку…». Какое-то время к участникам торга присоединялась 

и невеста. Она, сидя за загородкой, обращалась к жениху с при-

четом: «Уезжай ты, добрый молодец, ничего не получишь тут…» 

(текст № 117). Обращаясь к отцу и матери, невеста просила их 

не пускать к ней «добра молодца» (текст № 118). С той же прось-

бой она обращалась и к подругам: «Вы послушайте, подруженьки, 

не скоро располагайтесь на речи на сладкие, да коварныя…» (текст