ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3209
Скачиваний: 8
300
Т.С. Макашина
в том же письме в Русское географическое общество собиратель
с сожалением писал: «Описание, надо сказать, не полное, много-
го я не успел и не мог записать, отложив до будущего лета»
(
Фарфоровский
1903б: 3).
Приведу краткое содержание присланных материалов.
сватовство
Как сообщал автор, сватовство обычно состояло из двух частей.
Сначала в дом невесты приходила сваха и вела переговоры с род-
ственниками девушки. Дальнейшее зависело от успеха первых пере-
говоров. Если дело было «на мази», то в дом невесты приезжали так
называемые «сватья’». Это были ближайшие родственники жениха ‒
его дядя, крестный отец и др. Помимо основных обрядовых действий
‒ прихода свахи, ее переговоров с родственниками невесты, приезда
сватьёв и их беседы, общей молитвы по завершении, и составления
«условия относительно подарков, приданого», подготовки проекта
описи и договоренности о времени проведения «смотрин невесты»,
‒ собиратель зафиксировал множество примет, поверий и магиче-
ских действий, сопровождавших весь процесс сватовства. Например,
он отметил обычаи, которых придерживались сватающие невесту:
для сватовства выбирали «легкий день недели» ‒ не понедельник
и не пятницу, чтобы «назад не пятиться», и вечернее время дня ‒
«преимущественно она (сваха. ‒
Т. М.
) выбирает вечер», а идя
сватать, никому не показывала своего лица «чтобы дело вышло
благополучно». Во время своего посещения сваха стояла у стола
и не садилась, «чтобы дело не село», и только получив необходимые
сведенья от родителей невесты, она соглашалась сесть.
В описании представлены тексты переговоров сватающих с род-
ными невесты. Они исполнялись в традиционной игровой свадебной
стилистике, с иносказаниями и «тонкой дипломатией». В них полу-
чили отражение этические и эстетические нормы, по которым оцени-
вались качества жениха и невесты. Так сваха, расхваливая жениха,
говорила о его красоте, физической силе, ловкости, а главное цело-
мудрии и трезвости. Вдохновенно при этом привирая, рассказывала
о будто бы реально случившемся с женихом происшествии: «Намедни
с ребятами расспорился, что воз с сеном остановит, да как хватит
за колесо-то, так лошадь ни тпру, ни ну, так и остановилась». Пове-
дав о происшествии добавляла: «Да что про это баять-то, а главное
с девками не возжается. И водки не пьет, не как другие… Такова
днем с огнем не сыскать». Расхваливая невесту, сваха говорила
301
Материалы С.В. Фарфоровского «Свадьба и ея обычаи…»
о том, какая она «работящая и смиренная, воды не замутит, листом
не шелохнёт». Комментарии собирателя подчеркивают серьезный
хозяйственный подход и особую тщательность при составлении про-
екта описи подарков и приданого, όпись составлялась «с мелкими
подробностями, до пуговицы включительно», ‒ писал он.
Перед тем как расстаться переговорщики уславливались «отно-
сительно времени смотрин невесты» (
Фарфоровский
1903а: 3 об).
смотрины
Смотрины обычно происходили в «ближайший праздник». Жених
с родителями и близкими родственниками приезжал в дом невесты.
На этой встрече присутствовала и сваха. Принимали их с подчеркну-
тым уважением: «Усаживали на почетное место в передний, красный
угол». Угощали водкой, которую подносила невеста. На этом этапе
свадебного обряда происходил окончательный «сговор» или как его
еще называли ‒ «малое рукобитье». Все три названия ‒ «смотрины»,
«сговор» и «рукобитье» действительно отражали те ритуальные
действия, которые совершались их участниками. Родители жениха,
«входя в роль покупателей», осматривали невесту, заставляли
«пройтись павой, ощупывали ее», смотрели на ее сложение, силу,
обращали внимание на ее работоспособность и т. д. На смотрах про-
исходила «окончательная выработка «описи» приданого и подарков
невесты родне жениха. Это обсуждение нередко происходило бурно
и даже доходило до ссор. Во время переговоров ‒ «пререканий»,
невеста начинала «петь» (причитать. ‒
Т. М.
): «Как ударят-то руку
об руку / Как заложат-то мою голову буйную…» (текст № 1), а ее
подруги подтягивали ей (по местному выражению «подвывали»).
После того, как опись была составлена и выговорены дары,
будущие родственники молились Богу, целовали хлеб и образ, и,
поцеловавшись друг с другом, спрашивали жениха: «люба ли ему
невеста?». А он отвечал. Тот же вопрос задавали невесте. Если она
отвечала утвердительно, то их заставляли поцеловаться. Проделав
это, невеста опять запевала, обращаясь к жениху: «Не честь, до-
брый молодец, / Не честь целовать меня при людях, обижать…»
(текст № 7), а закончив этот ритуал, и окончательно ударив руку
об руку», назначали время для проведения «пропоя». При проща-
нии невеста пела: «Не ключи-то стукнули, / Не замочки брякнули.
/ Не колечки звякнули. / Запоручили меня молоду / В чужу дальну
сторону. / По рукам ударили» (текст № 8). Всего за время смотрин
было исполнено 8 причетов (
Фарфоровский
1903а: 4–7).
302
Т.С. Макашина
пропои
Следующим этапом были «пропои». Еще его называли «большим
рукобитьем» или «окончательным сговором». А невесту после его
проведения именовали «сговорёнкой», что накладывало на ее
поведение особые требования. Она не должна была показывать
свое лицо посторонним мужчинам, выходить из дома как можно
раньше, чтобы не встречаться с людьми. Особенно должна была
«страшиться сглазу». Поэтому на всех последующих вечерах она
сидела «покрывшись платком или кисеёй». Пропои происходили
в доме жениха, без участия невесты. Невеста оставалась дома
и «созывала» к себе подруг. Они обсуждали жениха и пели песни.
Подруги всячески старались утешить «горюшу» (невесту. ‒
Т. М.
),
исполняя причеты. Так же в форме причетов происходил диалог
приехавшей с пропоев матери с дочерью. На просьбу невесты:
«Родимый батюшка, разродная матушка, / Уж нельзя ли моему горю
подсобити, меня замуж не выдавати?» (текст № 12) Мать отвечала,
и ее ответ свидетельствовал о решающем обрядовом значении
свершившегося акта ‒ «пропоя»: «Нельзя, нельзя, дитятко,/Нель-
зя, нельзя, милое. / Зелено вино все роспили. / По белым рукам
ударили. / Запоручили тебя дитятко, / За Сергея свет Иваныча».
(текст № 13). На пропоях в доме жениха родных невесты старались
угостить получше и напоить «допьяна», а те «угощались от души»,
«чтобы не даром дочь отдать ‒ кормили, ростили, заботились».
Всего за «пропои» было исполнено 5 причетов (
Фарфоровский
1904а: 7–8 об.).
Благословение
Благословение ‒ четвертый этап предсвадебного периода. Этот
этап иногда соединялся с другим вечером, например, с пропоями.
Делали это «для экономии». В отличие от предыдущих этапов,
носивших чисто семейный характер, в благословении участвовали
и посторонние лица, иногда приглашали священника. Обряд проходил
чинно и торжественно. Когда собирались все участники и важно уса-
живались по скамьям, вставали родственники жениха и невесты. Отцы
брали в руки иконы, предназначенные в подарок молодым (обык-
новенно это были иконы Спасителя, Николая Чудотворца и Божьей
Матери «Скорбящей») и хлеб-соль. Жених и невеста становились
перед ними на колени, получали благословение, потом целовали
образ, родителей и хлеб. Этому акту придавалось особое значение,
так как считалось, что «благословение родительское ни в воде не то-
303
Материалы С.В. Фарфоровского «Свадьба и ея обычаи…»
нет, ни в огне не сгорает, до смерти сопровождает». После этого
все садились обедать. В конце обеда жених наливал в рюмку вина и,
поднося невесте, спрашивал: «От кого вино берешь?» Она отвечала:
«От нареченного князя Сергея свет Ивановича» и выпивала «рюмку
до дна», чтобы «не оставить зла». То же проделывала и невеста.
Она с тем же вопросом подавала жениху рюмку вина, а он, выпив
рюмку, отвечал: «от нареченной княгини Аннушки свет Михайловны».
После этого они снова целовались. Иногда при благословении жених
и невеста менялись перстеньками под «песни» девушек (к «песням»
автор относит и причеты ‒
Т. М.
).
При благословении для невесты-сироты пелись особые песни.
Например: «Не сырой дуб к земле клонится» (текст № 20) и «Уж
река, моя реченька» (текст № 21).
Собственно обряд «Благословения» начинался по окончании обе-
да. Тогда же девушки-подружки невесты гадали о своей судьбе. Для
этого они собирали обглоданные женихом корки хлеба, а вечером
клали их себе под подушку, чтобы увидеть во сне своего суженного.
Невеста тоже примечала, какая из подруг первой дотронется до ее
ложки. Это был знак того, что именно эта девушка выйдет замуж
первой, следом за невестой. Во время этапа под названием «Благо-
словение» было исполнено 4 причета и 4 свадебные песни (
Фарфо
-
ровский
1903а: 8 об.-12).
Всего за период от смотрин до благословения С. В. Фарфоровский
привел 21 текст песенного жанра (17 причетов ‒ № 1–17) и четыре
песни (№ 18–21).
После благословения наступал новый период, во время которого
происходили «девишники» и «мальчишники».
девишники и мальчишники
Как сообщил автор, мальчишники «ничего интересного не пред-
ставляют, происходит пьянство с товарищами, жених «нагуливается
вдосталь».
Что же касается девишников, то, по его словам, «они очень
интересны». Девишников бывало ‒ «три, четыре, пять, смотря
по состоянию девицы, у сироты меньше и с более тоскливым настро-
ением». В течение этого периода каждый день к невесте приходили
подруги, как говорилось, «шить приданое», но на самом же деле,
попеть песенок, полакомиться сладостями, пощелкать орехов…
Иногда девушки специально для себя стряпали кушанья и угоща-
лись красным вином». Парней на эти вечеринки не пускали. Даже
304
Т.С. Макашина
жениху не давали долго засиживаться и прогоняли со словами:
«Теперя еще воля не твоя, а девичья, погоди, она волю потеряет,
тогда и ходи, и распоряжайся».
В один из таких девишников совершался обряд «расставания
с красотой девичьей», т. е. девичьей волей. Олицетворением этой
красоты была молодая ёлочка, украшенная цветными лентами, бу-
сами. В то же время, собственно «красотой» называлась, и действи-
тельно была, лента из косы невесты. Иногда на верх елки-красоты
ставили куклу, цветом волос похожую на невесту. Елку укрепляли
на подставку или втыкали в «четвертную». Жених должен был
выкупить эту елку у девушек рубля за два-три. Совершалось это
следующим образом: елку ставили на стол, невеста в окружении
подруг садилась против нее и начинала причитать: «Отпустили
родимые матушки / Дорогих подруженек ко мне в гости, во бесе-
душку» (текст № 22). В другие девишники девушки вместе с неве-
стой распевали «хватающие за душу песни». При этом «плачут они
(девушки ‒
Т. М.
), плачет невеста, заливаются слезами пришедшия
посмотреть бабы и молодухи». С. В. Фарфоровский давал важное
пояснение, характеризующее исполнительскую манеру певиц: «Это
собственно говоря, не пение, а именно причитанья: поет или завы-
вает невеста, подруги поют, завывают ей в унисон». Вот эти песни:
«Вы цветы ли мои цветики, / Голубы цветы лазоревы…» (текст
№ 25) и т. д. (см. сн. 17). В ответ на песни подруг невеста отвечала
причетами: «Родимые подруженьки, / Уж вспомните меня бед-
ную,/На гуляньицах веселыех…» (№ 28). В какой-то из девишников
подруги обменивались с невестой подарками, обычно ленточками
на память. Все действия подруг и невесты, совершаемые в это вре-
мя, сопровождались пением причетов. Например, встречая подруг,
невеста пела: «Уж простите, вы подруженьки, / Что не вышла к вам
на широкий двор…» (текст № 34). Или благодарила за подарки:
«Спасибо вам, подруженьки, на подарочках…» (текст № 35) и т. д.
За все время девишников, судя по описанию С. В. Фарфоровского,
было исполнено 14 текстов (№ 22–35) причетов и песен (2 песни
и 12 причетов) (
Фарфоровский
1903а: 12–19 об.).
величания
В один из последних предсвадебных вечеров происходило
«величанье» гостей девушками. Каждый, кого величали, обязан
был заплатить девушкам деньги (три, пять, десять копеек). Надо
отметить, что все песни и в частности величанья были четко