Файл: Levina_L_M_Etnokulturnaya_istoria_Vostochnogo_P.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 4983

Скачиваний: 49

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

тлена под головой погребенного) (Горелик, 1979, рис. 7, 6-8, 11, 22-25, с. 4 и ел.). Веро-

ятно, поверх войлока была пришита какая-либо ткань. Не исключено, что найденные в

единичных погребениях (например, в кургане №19 некрополя Томпакасар, в мо-

гильнике Алтынасар 4т) металлические обоймы и лунницы закрепляли и украшали

отвороты мужского головного убора.

Во многих погребениях найдены фрагменты невысоких кожаных сапог с мягкой

подошвой, орнаментированных геометрической формы вышивкой. Неоднократно

около щиколоток, с наружной стороны берцовых костей находили небольшие

бронзовые или серебряные пряжки. Очевидно, эти пряжки стягивали маленькие

ремешки сапог или нижних краев штанов. Вероятно, к украшениям внешнего шва

штанины или верха сапог можно отнести и металлические же лунничной формы

бляшки, обычно находящиеся в погребениях попарно у внешних сторон берцовых

костей чуть ниже колен (как, например, в курганах №50 некрополя Томпакасар,

№356 могильника Алтынасар 4л) (Левина, 1993а, рис. 36,

 6;

 52,

 10, 18).

Иначе обстоит дело с женскими одеяниями. Даже в разграбленных погребениях

во многих случаях сохранились обшивки металлическими бляшками, кожаными

полосками (изредка и бисером) наплечной женской одежды или же ее отпечатки на

глине в затечно-намывных заполнениях разграбленных в древности могил и камер

склепов. В тех случаях, когда внимание древних грабителей миновало погребения

или же лишь коснулось их, появлялась возможность думать о хотя бы частичной ре-

конструкции женской одежды.

Поясная одежда в погребениях практически нигде не сохранилась, хотя, безус-

ловно, по археологическим и этнографическим аналогиям длинные штаны могли

быть принадлежностью женского костюма. Надо напомнить хотя бы два фактора из

жизни носительниц джетыасарской культуры: во-первых, то, что в комплексном

хозяйстве джетыасарского общества ведущую роль играло скотоводство, где преоб-

ладало коневодство, а во-вторых, многочисленные случаи находок в женских захо-

ронениях кинжалов, наконечников стрел (например, курган №160 некрополя Ал-

тынасар 4д) и даже колчанов со стрелами, а также конской узды и седел (курганы

№№260, 261 могильника Алтынасар 4м). Вышесказанное свидетельствует о рас-

пространенности в этом обществе роли женщины в качестве воина-всадника. Одна-

ко лишь в единичных курганах удалось зафиксировать наличие коротких рядов

бронзовых полушарных бляшек с остатками нитей шерстяных или хлопчатобумаж-

ных тканей в районе щиколоток (например, в кургане №236 могильника Алтынасар

4л). Очевидно, речь идет об обшивках металлическими бляшками низа штанов, по-

добно обшивке золотыми бляшками низа штанов захороненных женщин в погребе-

ниях 1 и 2 могильника на городище Тилля-тепе в Афганистане (Сарианиди, 1989,

с. 50, 53, 56-57, рис. 13, 15, 17}.

Намного лучше сохранилась- наплечная одежда женщин. Многочисленные

фрагменты ткани и кожи и их отпечатки в глинисто-намывных заполнениях могил

и камер склепов, как и обрывки тканей и кожи в нетронутых погребениях, позво-

ляют думать, что наплечная одежда женщин представляла собой длинные платья и

относительно короткие кафтаны, надеваемые поверх этих платьев. Судя по отпечат-

кам на глине, нижний край платья доходил до щиколоток, реже до середины лоды-

жек. Платья часто имели длинные рукава, иногда достигающие середины кисти

(как, например, в погребениях 3 и 4 кургана № 276 могильника Алтынасар 4в). Вероят-

но, речь может идти о платьях, а не о кофтах и юбках, так как во всех погребениях,

где это удалось зафиксировать, на разных частях костяков были лишь однородные

ткани единой расцветки. Скорее всего, платья были нераспашными, хотя нередко

их ворот имел спереди вертикальный разрез, очевидно застегивающийся од-

ной-пятью (чаще тремя) пуговицами в виде очень крупных круглых или округ-

208


background image

ло-уплощенных янтарных, сердоликовых или же стеклянных бусин (рис. 108). По-

добные пуговицы-бусины найдены почти в сотне погребений, при этом вертикаль-

ное расположение их в верхней части центра грудной клетки (изредка до пояса, как

в кургане №163) свидетельствует о длине вертикального разреза.

Предположительно некоторые платья имели простой ворот, но есть основание

считать, что в значительном числе случаев речь может идти и о стоячем воротнике,

спереди застегивающемся той же пуговицей или металлической застежкой в виде

круглой, овальной или прямоугольной в плане пластины с каменной или стеклян-

ной вставкой в обрамлении действительной или ложной зерни (рис. 119), подобно

найденным в погребениях курганов №№ 20, 44, 68, 141, 147, 153, 289, 355, 400 и др.

могильников Алтынасар 4а, 4л, 4о, 4р. Возможно, что часть их служила просто ук-

рашением ворота спереди и была пришита, а не закалывалась и не пристегивалась.

Очевидно, платья опоясывались тканевыми же поясами, завязывающимися спе-

реди или застегивающимися металлическими пуговицами и фибулами (рис. 108,

139, 140, см. Левина, 1993а, с. 172, 180, 181, рис. 53; 61, /; 62,

 9,

 она же, 1993а, с. 146,

189, рис. 49,

 10,

 86,

 2,

 она же, 1994, с. 277, 282-283, рис. 164,

 54-56;

 165,

 34-36).

 Всю-

ду, где это удалось проследить, фибулы и металлические пуговицы в районе пояс-

ничных позвонков перекрывались тканью или кожей от надетого поверх платья

кафтана. »

Ткани платьев представляют собой хлопок, шелк, шерсть. Все они имели розо-

вый (краситель - сафлор), красный (краситель - марена), изредка и карминный

(краситель - червец) цвет. Встречены также платья из полихромной ткани, где, од-

нако, основным фоном оставался розовый или красный.

Поверх платья надевались распашные кафтаны, изготовленные из шерсти,

хлопка, шелка, иногда и из тонкой кожи. Часто ворот и полы кафтанов обшивались

рядами серебряных и бронзовых полушарной формы полых бляшек (рис. ПО). Та-

кая обшивка зафиксирована в нескольких десятках погребений курганов практиче-

ски всех исследованных нами джетыасарских могильников (например, в курганах

№№11, 64, 80, 117, 143, 146, 153, 158, 163, 235, 236, 237 могильников Алтынасар 4 и

мн. др.), датируемых периодом от последних веков до н.э. по IV-V вв. н.э. и охваты-

вающих по крайней мере три типа подкурганных грунтовых погребений и два типа

кирпичных склепов.

Судя по металлической окантовке бортов кафтанов, длина последних обычно

доходила до бедер, но нередко была лишь немного ниже талии. Окантовка ворота и

бортов кафтана рядами полушарной формы металлических бляшек чаще была

сплошной, но иногда встречалась окантовка более разреженными рядами, когда

расстояние между отдельными бляшками достигало от 0,5 до 2 см.

Расстояние между вертикальными бортами кафтанов с металлической (и иной,

см. ниже) окантовкой было от 3,5 до 6 см. В качестве примеров вышеупомянутой

отделки ворота и пол кафтанов металлическими бляшками можно привести их

остатки в нескольких разновременных захоронениях: кургана №146 могильника 4в,

кургана №163 некрополя Алтынасар 4з (погребение в яме с боковыми нишками,

рис. 53), кургана №153 могильника 4в (погребение в подбое, рис. 57). Эти захороне-

ния, представленные тремя типами погребений, которые могут быть датированы в

пределах II-IV и IV-V вв. н.э., давшие захоронения как очень молодых (курган

№163), так и старых женщин (курган №146), подобно многим другим (из курганов

№№235, 236 и т.п.) демонстрируют один и тот же вариант женской наплечной оде-

жды, где поверх красного шелкового платья (много реже - шерстяного или хлопча-

тобумажного) был надет распашной кафтан из хлопчатобумажной ткани, ворот и

вертикальные борта которого были украшены рядами нашитых вплотную друг к

другу полусферических серебряных и бронзовых бляшек. Платье же было украшено

209


background image

вертикально расположенными двумя-тремя крупными халцедоновыми, янтарными,

хрустальными, стеклянными круглыми пуговицами, перепоясано пояском (вероят-

но, из такой же ткани), в свою очередь закреплявшимся бронзовыми, серебряными,

позолоченными пуговицами-палочками или фибулами. При этом металлические

бляшки, окаймляющие полы кафтанов, как правило, перекрывали эти металличе-

ские же пуговицы и фибулы (рис. 111, 113, ил. 25). Дополнительным украшением

обычно служили надетые поверх платьев и кафтанов парные браслеты и ожерелья,

как правило двойные: одно короткое, из разнообразных бус, второе - гораздо длин-

нее и часто довольно однородное по составу.

Аналогичная женская одежда зафиксирована и на захороненных в камерах кир-

пичных склепов. Так, например, в склепе кургана №27 некрополя Томпакасар уда-

лось расчистить нетронутое погребение молодой девушки не старше 14-15 лет

(рис. 42). Очевидно, во время древнего ограбления кирпичный свод обрушился и

перекрыл положенную на восточную лежанку захороненную девочку. Полностью

разграбив находившиеся в камере два других погребения, древние грабители

"пренебрегли" захоронением девушки. Завернутое в камышовую циновку тело по-

следней было положено на переплетенные стебли камыша, выстилавшие всю по-

верхность лежанки. В данном погребении удалось проследить наплечные одеяния:

платье и два кафтана, тканый и кожаный. Кафтан из хлопчатобумажной ткани розо-

вато-желтого цвета был обшит по вороту и вертикальным бортам полусферически-

ми бронзовыми и серебряными бляшками. Обшивка бортов строго вертикально

спускалась по линии позвоночника до уровня талии погребенной. На верхней части

кафтана, по обе стороны от вертикальных рядов бляшек на краю бортов частично

сохранился короткий параллельный им ряд бляшек (по 6 шт.). Металлические

украшения бортов плавно переходили наверху в обшивку горизонтального ворота,

но обшивали его лишь спереди на небольшом протяжении в обе стороны (по 7 бля-

шек влево и вправо). Также лишь спереди по краю ворота, наряду с полушарными

металлическими бляшками, прослежена двухслойная полоска (шириной 4 см) из

темно-красной хлопчатобумажной ткани, под которой лежала полоска тонкой кожи

черного цвета. Самую кромку ворота окаймляла сделанная из такой же хлопчатобу-

мажной ткани тесемка. Под розовой хлопчатобумажной тканью кафтана в местах

его металлических украшений удалось зафиксировать очень мелкие фрагменты

красного шелка, очевидно от платья. Последнее в талии перехватывалось поясом,

скрепленным двухпластинчатой фибулой и имевшим две подвески в виде круглых

бусин-амулетов из стекла египетского производства. Эти амулеты и фибулы пере-

крывались полами украшенного металлическими бляшками кафтана. Кожаный по-

яс темно-коричневого цвета закреплял кафтан в талии, а к верхнему краю пояса был

прикреплен "косметический набор", состоящий из серебряного кольца и отходящих

от него трех серебряных и бронзового стержней, с плоскими выступами на концах

(Левина, 1993а, рис. 65, /). На нижней части рукавов отмечены обшивки из крупно-

го темно-синего бисера, вероятно китайского происхождения (Левина, Довгалюк,

1995, с. 208, 216, табл. 7), расположенные в виде трех вертикальных параллельных

друг другу рядов по 10 бусин в каждом ряду. От самого верхнего наплечного одея-

ния - кожаного кафтана (халата, накидки?) сохранились лишь фрагменты тонкой

кожи и специальная кожаная же полоска от обшивки края.

Дополнительным украшением служили надетые чуть ниже локтя браслеты и ко-

роткое, носившееся лишь спереди ожерелье из бусин трех типов: цилиндрических

из розового коралла, златостеклянных многогранных и из стекла темно-синего

цвета (Левина, 1993а, рис. 63, 64).

Очевидно, украшения из нашитого на ткань бисера были также характерны для

женской одежды из джетыасарских погребений. К сожалению, такие обшивки на-

210


background image

много хуже сохраняются после ограблений по сравнению с металлическими бляш-

ками, и нам остается лишь констатировать значительное число бисера в отдельных

погребениях (например, в захоронении кургана №34 могильника Томпакасар их

было 640 штук).

В различных погребениях и склепах число серебряных и бронзовых нашивных

бляшек (рис. ПО) варьирует в пределах от нескольких десятков до сотни и более

штук

5

. Так, например, в погребении кургана №143 (могильника Алтынасар 4г) их

было 87 штук, в кургане №163 (могильника Алтынасар 4в) — 87 штук, в кургане

№235 (могильника Алтынасар 4л) - 105 штук, в кургане №235 (того же некропо-

ля) - 64 штуки, в кургане 460 (того же некрополя) - 98 штук, в кургане №34

(некрополя Томпакасар) - 329 штук и т.п. (Левина, 19936; она же, 1994, с. 73). Не-

редко такими металлическими бляшками расписывались узоры на груди и рукавах

платьев и кафтанов. Подобные нагрудные узоры в виде кругов и спиралей из разно-

великих полусферической формы серебряных и бронзовых бляшек, нашитых на

хлопчатобумажную ткань грубого плетения (рис. 106), найдены в нескольких погре-

бениях курганов могильников Томпакасар, Алтынасар 46, 4и, 4л, 4о. Так, например,

в разграбленном в древности погребении 1 кургана №460 могильника Алтынасар 4л

на верхней части костяка молодой женщины сохранилось не менее трех наплечных

одеяний. Поверх, очевидно, платья из тончайшего шелка типа тафты ярко-красного

цвета (краситель - марена) был надет кафтан из хлопчатобумажной ткани розового

цвета (краситель - сафлор), украшенный сдвоенными рядами нашитых без проме-

жутков между ними серебряных и бронзовых полусферических бляшек. Один из та-

кого сдвоенного ряда состоял из серебряных и бронзовых бляшек, а параллельный

ему - из чередующихся бляшек и удлиненно-цилиндрических стеклянных бусин

ярко-синего цвета, нанизанных на розовую же нитку и пришитых каждая отдельно

между металлическими бляшками (рис. 107). Эти сдвоенные ряды бляшек и стек-

лянных бусин трижды спирально огибали верхнюю часть рукавов и ниже плеч пере-

ходили на переднюю часть кафтана, плавно изгибаясь на груди и почти соединяясь

в районе пояса. Еще два параллельных ряда серебряных и бронзовых бляшек (без

бусин) зафиксированы также на плечах кафтана (рис. 115). Судя по остаткам крас-

ного шелка на нижней части орнаментированной фибулы, последняя (подобно по-

давляющему большинству рассматриваемых погребений) являлась застежкой пояса

платья, а не кафтана. Поверх же розового, расшитого металлическими бляшками и

стеклянными бусинами кафтана, безусловно, было еще одно наплечное одеяние,

возможно также типа кафтана, но из тонкой кожи. Многочисленные мелкие обрыв-

ки этой кожи черного цвета находились под лопатками и в районе плечевых костей,

над металлическими украшениями хлопчатобумажного кафтана

6

. Слева от позво-

ночника были обрывки полоски тонкой позолоченной кожи. Последние, предполо-

жительно (судя по их местоположению), могли окаймлять ворот, борта, пояс верх-

ней наплечной одежды или же образовывать какие-либо узоры на его передней

части

7

. Скорее всего, именно к поясу верхнего кожаного кафтана был привешен

бронзовый "косметический набор", подобно найденному в погребении 3 кургана

№27 некрополя Томпакасар, где также, очевидно, верхней одеждой была кожаная.

Дополнительным украшением к вышеописанной одежде женщины, захоронен-

ной в погребении 1 кургана №460, были богатые ожерелья (не менее двух, но, ве-

Необходимо напомнить, что практически все эти погребения, хотя и в разной степени, были

ограблены в древности.

К сожалению, малочисленность материала не позволила нам использовать в реконструкции

самую верхнюю кожаную одежду погребенной, как и условно зафиксировать низ матерчатого каф-

тана.

Под костяком в области ребер и лопаток были обрывки кожи лишь черного цвета.

211


background image

роятно, и три низки), одетые поверх хлопчатобумажного кафтана, позднее скатив-

шиеся вниз и задержанные нашивным нагрудным узором (рис. 115). Верхнее корот-

кое ожерелье было лишь из цилиндрических коралловых бусин. Второе (возможно,

и третье) ожерелье состояло из крупных и средних по величине янтарных, халцедо-

новых, златостеклянных, пиритовых, стеклянных, фаянсовых, одноцветных и моза-

ичных бусин круглой, слегка уплощенной, рифленой, граненой, цилиндрической

формы (Левина, 1994, рис. 168, 66-93; Левина, Довгалюк, 1995).

Украшения наплечных женских одежд из джетыасарских могильников не огра-

ничивались узорами и окантовкой из металлических бляшек и стеклянного бисера.

Скорее, это лишь наиболее распространенный, "рядовой" вид украшений. Однако

среди сохранившихся отмечено и немало других орнаментальных приемов, таких,

как тканный узор и, вероятно, вышивка, аппликации, предположительно платьев и,

безусловно, кафтанов, прежде всего ворота и воротника, обшлагов, вертикальных

бортов, отделка позолоченной или расшитой кожей, но распространено было и

употребление одежд из полихромных тканей со сложными многоцветными компо-

зициями и необычайно яркими красками. О самих тканях говорилось выше. На-

помним, что в погребениях джетыасарских могильников сохранились фрагменты

как одноцветных (красных), так и полихромных шелковых тканей, тождественных

древним китайским, иранским, сирийским. Таковы, например, ткани из женских

погребений склепов кургана №1 могильника Бедаикасар, курганов №27, 50 некро-

поля Томпакасар, кургана №276 (погребение 3, 4) могильника Алтынасар 4в, из

женских грунтовых подкурганных погребений типа курганов №251, 260 некрополя

Алтынасар 4м и многих других.

Уникальна находка полихромной (ярко-красный, синий, желтые цвета) хлопча-

тобумажной ткани рукава кафтана из погребения кургана №265 могильника Алты-

насар 4р. Выше говорилось, что данная многослойная ткань соткана из хлопчатобу-

мажных нитей в технике древних драгоценных полихромных узорных шелков. На-

плечные женские одежды из таких шелков известны в упомянутых выше других

погребениях джетыасарских могильников (в частности, из погребений склепов

кургана №1 могильника Бедаикасар, кургана №27 некрополя Томпакасар).

В качестве примера вышивки по хлопчатобумажной ткани кафтана вспомним

находку из погребения 3 склепа кургана №276 некрополя Алтынасар 4а. На этой

розовой (краситель - сафлор) ткани простой полотняной структуры А.К.Елкиной

удалось проследить особую технику изготовления, предназначенную для счетной

геометрической вышивки, и обнаружить сохранившиеся пурпурные нити шитья.

Этот геометрический узор представляет собой квадраты с внутренними крестиками

в углах, обрамленные же более крупного размера квадратами (рис. 107). Аналогии

подобному шитью, но не орнаменту, известны по также исследованным А.К.Елкиной

материалам из пофебений Памирского могильника Пархар (Древности Таджикистана,

1985, с. 114, №315).

Вероятно, красота узора и яркость красок этих многоцветных шелковых и хлоп-

чатобумажных тканей были таковы, что позволяли в иных случаях обходиться без

дополнительного металлического, стеклянного, тканого или кожаного аппликаци-

онного обрамления изделия и ограничиться традиционным набором украшений в

виде парных браслетов и, как правило, разновеликих и разнокачественных ожере-

лий (как, например, в погребениях курганов №201 могильника Алтынасар 4и, №265

некрополя Алтынасар 4р, рис. 111).

Однако и наплечные одежды из полихромного шелка нередко имели дополни-

тельную отделку ворота, обшлагов, вертикальных бортов аппликациями другого ри-

сунка таких же тканей (см. погребение 3 кургана №1 могильника Бедаикасар), а

чаще - позолоченной тонкой кожей в виде скрученных простых полосок, ромбиков,

212