ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 4968
Скачиваний: 49
не ранее IV-III вв. до н.э. (Кузнецова, 1989, с. 110, табл. 45,
15, 16).
В то же время в
Средней Азии они встречались и в памятниках бронзового века, продолжая быто-
вать вплоть до середины первого тысячелетия н.э. (Литвинский, 1978, с. 87-89;
Мандельштам, 1975, с. 117, табл. XXX, XXXV).
К четвертому типу зеркал относим встреченные в джетыасарских погребениях и
культурных слоях поселений зеркала с боковыми ручками-штырями, с выпуклым
валиком (часто довольно широким) по краю зеркального диска и с утолщением
("умбоном") в его центре (рис. 155,
10;
158,
1-3;
159,
3).
В специальной литературе
такой тип зеркал известен под именем "бактрийского" (Литвинский, 1978, с. 85).
Эти зеркала встречены в сарматских памятниках Поволжья и в материалах Северно-
го Кавказа с позднепрохоровского времени, распространившись в основном в пери-
од среднесарматской культуры (по А.М.Хазанову — в I—II вв., см. Мошкова, 1963,
табл. 28, с. 42-43; Хазанов, 1963, с. 64-65, рис. 1, тип VIII). Нередки находки их в
различных регионах Средней Азии, таких, как Северная Бавдрия, Согд, Хорезм, Чач
(Мандельштам, 1966, с. 115, табл. II; III, 5; Литвинский, 1978, с. 85 и ел.), в мате-
риалах со II в. до н.э. по первые века н.э., однако до сего времени они неизвестны в
Фергане (Горбунова, 1990, с. 48). В лесостепи Зауралья и юга Западной Сибири в
памятниках саргатскои и гороховской культур такие зеркала известны в материалах
II—I вв. до н.э. (Могильников, 19926, с. 305, табл. 126,
34;
он же, 1992а, табл. 119,
9).
В материалах джетыасарской культуры зеркала "бактрийского" типа встречены и
в погребальных инвентарях курганных захоронений, и в культурных слоях городищ.
Два зеркала найдены в культурных слоях городища Бедаик-асар: в раскопе IV, шурф
"А" на глубине 2,7 м (с внутренней стороны крепостной стены у пандуса), и в по-
мещении 3 раскопа 36, на центральной высокой площадке. Одно зеркало было в
помещении 14а раскопа I городища Томпак-асар. В погребальных сооружениях со-
хранилось пять таких зеркал: два — в инвентаре погребений в могильных ямах с бо-
ковыми нишками, два - в простых могильных ямах, одно - в подбойном захороне-
нии. По химическому составу одно зеркало данного типа изготовлено из столь ха-
рактерных для джетыасарских зеркал "чистых" бронз (из погребения кургана № 1
мог. Косасар 3), остальные относятся к бронзам "промежуточного" или даже "гряз-
ного" типа (Левина, Равич, 1995). Вышеупомянутое зеркало из кургана № 1 мог. Ко-
сасар 3 отличается относительно малыми размерами (диаметр его зеркального дис-
ка - 70 мм) и, вероятно, может быть причислено к данному типу с известной долей
условности. Диаметр зеркальных дисков остальных экземпляров "бактрийского" ти-
па зеркал колеблется от 105 мм (курган № 71 мог. Косасар 2) до 150 мм (погребе-
ние 2 кургана № 334 мог. Алтынасар 4в), в среднем - 127 мм. По крайней мере три
из зеркал четвертого типа можно датировать последними веками до н.э., четыре -
I—III вв. н.э., одно (из подбойного захоронения кургана № 334) - не раньше конца
IV в. (скорее, VB.) Н.Э.
К пятому типу зеркал из джетыасарских памятников мы отнесли крупные зерка-
ла с вертикальным бортиком и большой петлевидной ручкой в центре обратной сто-
роны зеркального диска (рис. 158,
7;
табл. 3). В нашей коллекции подобных зеркал
пока лишь два экземпляра: одно - из культурных слоев городища Бедаик-асар, вто-
рое - из погребения кургана № 324 мог. Алтынасар 4о. Такие зеркала считаются
наиболее ранними (первая половина VI в. до н.э.) для скифских памятников Север-
ного Причерноморья (Кузнецова, 1989, с. 109, табл. 45, /). Они известны в материа-
лах VII-VI вв. до н.э. у савроматов Приуралья (Смирнов, 1964, с. 155, рис. 9,
За;
72,
5;
Смирнов, Петренко, 1963, табл. 29,
Г).
Но гораздо чаще эти зеркала находятся в
памятниках восточной части Великого пояса степей и близлежащих районов. Так,
они отмечены в материалах VII-VI вв. до н.э. Северного и Центрального Казахстана,
майэмирского времени на Алтае, в раннетагарских памятниках Южной Сибири
(Кадырбаев, 1966, с. 314, рис.5; Членова, 1967, с. 82, табл. 21,
2,
Руденко, 1960,
232
табл. XVIII,
3).
Подобные зеркала являются господствующей формой в курганных
погребениях VII-VI вв. до н.э. могильников Уйгарак и Южный Тагискен, принад-
лежавших сакским племенам бассейна древних южных протоков нижней Сырдарьи
в Восточном Приаралье, территориально наиболее близких местам расположения
джетыасарских памятников (Вишневская, 1973, с. 84-85, табл. II,
9,
V,
6;
XVI,
13).
Исследователи считают наиболее ранними крупные зеркала данного типа (так, на-
пример, диаметр зеркального диска уйгаракских зеркал колеблется в пределах
155-190 мм) и предполагают восточное, даже среднеазиатское их происхождение
(Вишневская, 1973, с. 85, см. сводку). Найденные в джетыасарских комплексах та-
кие зеркала несколько менее крупные (диаметры зеркального диска их - 138 и 130
мм) по сравнению с уйгаракскими, но одинаковы с тагискенскими. Найденное на
городище Бедаик-асар в помещении 14 раскопа II фрагментированное зеркало, без-
условно, относится к культурным слоям, которые могут быть датированы периодом
IV-II вв. до н.э., что в определенной степени заставляет вспомнить зеркала из кур-
ганов могильника Южный Тагискен, датированных V-IV вв. до н.э. В то же время
тождественное вышеупомянутым по типу, размеру, способу формовки зеркало из
погребения 2 кургана № 324 могильника Алтынасар 4о входит в состав погребально-
го инвентаря, который можно датировать лишь IV в. н.э., на что указывает присут-
ствие здесь керамики, характерной для этапа Джетыасар I (не позднее IV в. н.э., см.
Левина, 1971, рис. 15), и одновременно двухпластинчатой фибулы, обтянутой золо-
той фольгой и инкрустированной каменными и стеклянными вставками (Левина,
1994, табл. 158,
7),
подобной среднеевропейским фибулам и некоторым фибулам
Черняховской культуры и других культур Северного Причерноморья (см. Амброз,
1966, с. 77-82), в свою очередь датируемых не ранее III-IV вв. н.э.
Шестой тип зеркал джетыасарской коллекции представлен двумя зеркалами из
погребений курганов алтынасарских могильников. Это миниатюрные зеркала с тон-
кими петельками на оборотной стороне зеркального диска, изготовленные техникой
литья. Оба зеркала встречены в погребениях в могильных ямах с боковыми нишка-
ми для сосудов с заупокойной пищей (рис. 158,
8, 9).
Одно из них происходит из
погребения 2 кургана №98 могильника Алтынасар 4в (диаметр зеркального диска -
55 мм), другое - из кургана № 242 некрополя Алтынасар 4л. Диаметр зеркального
диска последнего - 50 мм, оно орнаментировано узором в виде трех рельефных
окружностей и радиально расходящихся от петельки рельефных же полосочек между
окружностями (рис. 158,
9).
Подобные зеркала в Средней Азии известны еще в эпо-
ху бронзы, но распространяются они лишь во II-IV вв. н.э. В настоящее время наи-
большая их концентрация характерна для Ферганы (Горбунова, 1990, с. 45-49,
рис. 18-20; Литвинский, 1978, с. 90 и ел.), но встречены они и в сарматских памятни-
ках Поволжья в II-IV вв. и одновременно на Северном Кавказе (Хазанов, 1963, с.
67-68, рис. 1, тип X; 5), с III в. проникают в районы Северного Причерноморья и
далее на запад вплоть до территории Венгрии и Австрии. Многие исследователи
связывают происхождение подобных зеркал и их орнаментацию с Китаем и Восточ-
ным Туркестаном, возводя их узоры к зеркалам ханьского времени (подробно см.
Хазанов, 1963, с. 67-68; Литвинский, 1978, с. 91-93). В связи с вышесказанным ин-
тересно отметить, что оба зеркала подобного типа обнаружены в захоронениях, для
погребальных инвентарей которых характерно присутствие "чужих" предметов, в
частности и керамики, а для погребений кургана № 98 и нетипичное для джетыа-
сарских погребений местоположение боковых нишек для сосудов с заупокойной
пищей, в торцовых стенках могильных ям.
Зеркала китайского происхождения объединены нами в седьмой тип зеркал из
джетыасарских памятников. Они представлены пятью экземплярами (рис. 160,
1-4),
все - литые, дисковидные, с петелькой на оборотной стороне и рельефным орна-
233
ментом. По качественной и технологической характеристике они резко отличаются
от остальных зеркал джетыасарской коллекции (по способу формовки сближаясь
лишь с зеркалами шестого типа). Эти зеркала представлены не менее чем тремя
"подтипами", или вариантами, судя по орнаментации и совокупности других дан-
ных. Одно из зеркал встречено в культурных слоях раскопа IV на второй площадке
городища Бедаик-асар (шурф "Б"), остальные относятся к погребальным инвента-
рям джетыасарских захоронений. Три зеркала из пяти принадлежат к китайским
зеркалам ханьского времени, так называемого типа TLV. Это зеркала из раскопа IV
городища Бедаик-асар, из кургана № 75 могильника Косасар 2 и кургана № 233
могильника Алтынасар 4л (рис. 160,
3, 4).
Подобные зеркала известны с территории
Южной Сибири (Лубо-Лесниченко, 1975, с. 12, рис. 6) и Средней Азии, прежде
всего в районах к востоку и северо-востоку от Сырдарьи (Заднепровский, 1960, с.
104, рис. 59, /). Они получают широкое распространение со II в. до н.э. по II—III вв.
н.э., однако для II—III вв. н.э. характерна более узкая орнаментальная полоса по
краю диска и отсутствие шишечек-"сосков" (Литвинский, 1978, с. 104). Китайские
зеркала TLV из джетыасарской коллекции безусловно относятся к ранним типам
подобных зеркал и, по определению Е.И.Лубо-Лесниченко, могли быть датированы
II—I вв. до н.э. Диаметры их зеркальных дисков: 145, 145 и 130 мм. Культурный слой
городища Бедаик-асар и погребальные инвентари курганов, где были найдены вы-
шеуказанные зеркала, не противоречат этой датировке
12
. Надо отметить также, что
оба кургана, где найдены эти зеркала, содержат простые могильные ямы, в инвента-
ре которых наряду с характерными джетыасарскими были и явно инокультурные
элементы (например, фрагменты котелка гуннского типа, погребение кургана
№ 233).
Ханьскими являются и зеркала из погребения кургана №2 могильника Косасар
2 и из погребения 2 кургана №321 могильника Алтынасар 4о (рис. 160,
1, 2).
Зеркало
из кургана №2 мог. Косасар 2 относится к характерным китайским зеркалам
"арочного типа", наиболее распространенным в памятниках восточной Средней
Азии (Бернштам, 1950; Кожомбердиев, 1963, с. 40, рис. 6; Gorbunova, 1986, pi. LVIII,
7; LXVI,
10,
Литвинский, 1978, табл. 23; 24; 25,
2,
с. 101 и ел.). Наибольшее число
аналогичных зеркал встречено в памятниках Таласской долины, Ташкентского
оазиса, но особенно много - в Фергане. В Фергане, где обнаружено 20 экземпляров
китайских зеркал, преобладают восьмиарочные зеркала, отливавшиеся в Китае в пе-
риод с I в. до н.э. по I в. н.э. (Горбунова, 1990, с. 46-47). Найденное в кургане №2
могильника Косасар 2 зеркало с арочным орнаментом, с диаметром зеркального
диска 96 мм, повторяет не только технологию изготовления и химический состав та-
ких китайских зеркал, но и их узор, отличаясь лишь числом "арочек" (их семь). Да-
тировке таких зеркал не противоречит и инвентарь погребения, где оно находилось.
Еще один вариант (точнее, вероятно, тип) китайских зеркал ханьского времени был
встречен в погребении 2 кургана №321 некрополя Алтынасар 4о. Это гораздо более
массивное зеркало, чем "арочное", с диаметром зеркального диска 96 мм, имело
утолщенный валик по краю и орнамент в виде концентрических поясов шишечек,
подтреугольных в плане выступов и волнистых линий. Наиболее близкие аналогии
на территории Средней Азии находим в погребениях Кенкольского могильника
(Кожомбердиев, 1963, с. 40, рис. 6,
3).
В погребении 2 кургана №321 зеркало лежало
непосредственно над бронзовым же зеркалом в виде гладкого диска почти того же
диаметра (рис. 158,
21).
Оба зеркала, очевидно, находились в одном матерчатом
футляре, от которого сохранились лишь мельчайшие фрагменты ткани. Возможно,
12
В грабительском выбросе из погребения кургана №233 был бронзовый трехлопастной втульча-
тый наконечник стрелы IV-II вв. до н.э. (Левина, 1994, с. 240, рис. 120,4).
234
обычай помещения в могилу двух зеркал для джетыасарских курганов не был еди-
ничным. Даже учитывая древние ограбления, представляется вероятным предполо-
жение, что не только в кургане №321 было по два зеркала в одном погребении. Так,
в подбойном погребении кургана №427 сохранились обрывки кожи от двух зеркаль-
ных футляров. Одно из зеркал представлено зеркалом (с диаметром зеркального
диска 80 мм) так называемого "пелопоннесского" типа, помещенным в кожаный
футляр с орнаментом в виде подтреугольных фестонов из позолоченной кожи. Вто-
рое зеркало не сохранилось, но, судя по футляру, не имело боковой ручки и было
значительно большего размера (диаметр диска — около 140 мм). Древние грабители
в числе прочих драгоценных для них предметов могли забрать и зеркало из больше-
го футляра, но внутри последнего помимо следов металла в виде зелени и зеленых
пятен сохранились и отпечатки-оттиски на коже рельефного орнамента, возможно,
зеркала, резко скошенный край которого аналогичен краю китайских зеркал с вось-
миарочным узором. Обрамленная восьмиугольной розеткой центральная часть от-
тиска представлена в виде своеобразного древа, в центре которого, вероятно, была
шишечка-ручка (рис. 106,
12).
Хотя такие отпечатки разрешают предполагать су-
ществование подобного зеркала, однако его отсутствие не позволило учитывать его в
наших исследованиях.
К восьмому типу зеркал из джетыасарских могильников условно отнесли два
зеркала, объединенных лишь наличием зооморфных изображений на помещенных
на оборотной стороне зеркального диска ручках. Обе ручки - горизонтальные, рас-
положенные по диаметру диска. Одно из этих зеркал, найденное в подбойном по-
гребении кургана №468 могильника Алтынасар 4т, с диаметром зеркального диска
85 мм, было снабжено горизонтальной ручкой (отлитой из свинца) в виде весьма
стилизованного изображения животного (рис. 159,
5).
Остатки разграбленного ин-
вентаря погребения позволяют датировать время возведения данного кургана не ра-
нее конца IV в., а скорее, V-VI вв. н.э. Второе зеркало (рис. 159,
6)
было обнаружено
также в разграбленном в древности погребении кургана №32 могильника Томпака-
сар. Оно имеет гораздо больший диаметр зеркального диска (143 мм), с лишь наме-
ченными закраинами, и большую горизонтальную ручку, идущую вдоль диаметра
диска, с бифигурным изображением голов коней. Наиболее близкие аналогии нахо-
дим в могильнике Джулсай в юго-восточной части Пянджского района, где после
строительных работ доследовались нарушенные погребения (Литвйнский, Седов,
1984, с. 101-103, рис.27). По найденным в могильнике монетам Б.уЧ.Литвинский
датирует и погребения с такими зеркалами второй половиной V в. ^Литвйнский,
1978, с. 97). Зеркало из кургана №32 могильника Томпакасар, также сбитой мас-
сивной ручкой, отличается от джулсайских и афрасиабских подобных зеркад прежде
всего гораздо большей реалистичностью изображения голов коней, большими раз-
мерами диска, отсутствием на стержне центрального валика. Характер погребения,
где найдено джетыасарское зеркало, остатки погребального инвентаря не позволяют
датировать его позднее конца IV — начала V в. н.э., так как именно в IV в. н.э. пре-
кращается жизнь не только на соседнем с могильником городище Томпак-асар, но
и во всем юго-западном микрооазисе Джетыасарского урочища (Левина, Галиева,
19936), кратковременные же обживания одного-двух помещений верхней площадки
городища, судя по керамике и характеру культурных слоев, происходили спустя
лишь небольшой промежуток времени после гибели крепости.
Основная масса зеркал из джетыасарской коллекции была подвергнута специ-
альному металлографическому исследованию И.Г. Равич (см. Левина, Равич, 1995,
с. 136 и ел.).
Результаты исследования состава и технологии изготовления горячекованых
джетыасарских зеркал с 20% олова позволили авторам вышеупомянутой работы
прийти к следующим выводам:
235
1. Многочисленность коллекции (более 125 подвергнутых изучению экземпля-
ров сконцентрированы в окрестностях лишь трех городищ в затронутых раскопками
памятниках) и одновременно общность технологии и состава большинства изде-
лий — весьма редкое явление. Этот факт свидетельствует, вероятно, о том, что в
джетыасарских поселениях было налажено собственное производство зеркальных
бронз, которое существовало в течение многих веков.
2. Технологическое исследование показывало также, что джетыасарские кузнецы
ориентировались на достижения мастеров Юго-Восточной Азии (Таиланда, Индо-
незии), впервые освоивших изученную технологию: горячую ковку бронз с высоким
содержанием олова. Эта технология распространилась далее в районах Китая, Ин-
дии, Ирана и Средней Азии.
Учитывая, что наиболее ранние экземпляры подобных зеркал найдены в бли-
жайших к местам распространения джетыасарских памятников областях Восточного
же Приаралья (могильнике Южный Тагискен и на городище Баланды 1, памятни-
ках, синхронных ранним джетыасарским), можно предположить, что именно здесь
впервые было налажено производство зеркал в соответствии с "ковочной тради-
цией".
3. Несмотря на общность состава по основному легирующему компоненту -
олову (20% - среднее содержание олова в изученных зеркалах), по количеству и на-
бору примесей, И.Г. Равич удалось разделить джетыасарские зеркала на три группы:
"чистые бронзы" (самая многочисленная группа), "грязные бронзы" (наиболее мало-
численная группа), бронзы "промежуточного" состава. Сочетание примесей
(взаимосвязь висмута, свинца, мышьяка) обусловливало возможность применения
технологии горячей ковки бронз с 20% олова, и, следовательно, составы бронз вы-
бирались специально.
"Грязные бронзы" встречены в Северной Индии (с III-II вв. до н.э.), где из них
готовили горячекованую посуду, и, возможно, заготовки подобного состава или го-
товые изделия были наиболее ранними экземплярами, попавшими в Среднюю
Азию.
"Чистые" бронзы не характерны для Индии и Юго-Восточной Азии/й можно
думать, что эти бронзы сформировались на основе собственного зеркального произ-
водства в Средней Азии, возможно в районах распространения памятников джетыа-
сарской культуры. Основой производства была "чистая медь", характерная для ме-
дистых песчаников "МП" Урала, для районов Казахстана и Прибайкрлья. Откуда
именно поступала "чистая медь", пока сказать невозможно. Здесь стоит отметить,
что "чистые" меди Урала являлись предметом экспорта с III в. до н.э. noIII в. н.э.,
что подтверждается преобладанием изделий из подобной меди в коллекциях из
Притоболья и Приишимья (в памятниках саргатской культуры, см. Матвеева, 1993,
с. 120, табл. 41). Напомним, что тесные связи носителей саргатской и джетыасар-
ской культур фиксируются в материалах джетыасарских памятников по крайней ме-
ре с II—I вв. до н.э. (Левина, 19936, с. 77; она же, 1994, с. 84).
"Чистые бронзы" в производстве горячекованых зеркал находим у сарматов По-
волжья (II—I вв. до н.э.), где обнаружены и зеркала "бактрийского" типа, имеющие
точно такой же состав по олову и примесям, что и "чистые" зеркала из Средней
Азии. Может быть, начиная со 11—I вв. до н.э., "чистая медь" поступала с Урала и в
рассматриваемые районы.
О связи джетыасарских мастеров, а также кузнецов других регионов Средней
Азии с сарматским миром свидетельствует полное совпадение составов "грязных"
зеркальных бронз и технологий изготовления сарматских и среднеазиатских зеркал
(прежде всего джетыасарских).
Возможно, что зеркала "бактрийского" типа, известные из саргатских памятни-
ков Зауралья, могли попадать к ним через джетыасарский регион. Аналогичные по
236