Файл: Levina_L_M_Etnokulturnaya_istoria_Vostochnogo_P.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 4968

Скачиваний: 49

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

не ранее IV-III вв. до н.э. (Кузнецова, 1989, с. 110, табл. 45,

 15, 16).

 В то же время в

Средней Азии они встречались и в памятниках бронзового века, продолжая быто-

вать вплоть до середины первого тысячелетия н.э. (Литвинский, 1978, с. 87-89;

Мандельштам, 1975, с. 117, табл. XXX, XXXV).

К четвертому типу зеркал относим встреченные в джетыасарских погребениях и

культурных слоях поселений зеркала с боковыми ручками-штырями, с выпуклым

валиком (часто довольно широким) по краю зеркального диска и с утолщением

("умбоном") в его центре (рис. 155,

 10;

 158,

 1-3;

 159,

 3).

 В специальной литературе

такой тип зеркал известен под именем "бактрийского" (Литвинский, 1978, с. 85).

Эти зеркала встречены в сарматских памятниках Поволжья и в материалах Северно-

го Кавказа с позднепрохоровского времени, распространившись в основном в пери-

од среднесарматской культуры (по А.М.Хазанову — в I—II вв., см. Мошкова, 1963,

табл. 28, с. 42-43; Хазанов, 1963, с. 64-65, рис. 1, тип VIII). Нередки находки их в

различных регионах Средней Азии, таких, как Северная Бавдрия, Согд, Хорезм, Чач

(Мандельштам, 1966, с. 115, табл. II; III, 5; Литвинский, 1978, с. 85 и ел.), в мате-

риалах со II в. до н.э. по первые века н.э., однако до сего времени они неизвестны в

Фергане (Горбунова, 1990, с. 48). В лесостепи Зауралья и юга Западной Сибири в

памятниках саргатскои и гороховской культур такие зеркала известны в материалах

II—I вв. до н.э. (Могильников, 19926, с. 305, табл. 126,

 34;

 он же, 1992а, табл. 119,

 9).

В материалах джетыасарской культуры зеркала "бактрийского" типа встречены и

в погребальных инвентарях курганных захоронений, и в культурных слоях городищ.

Два зеркала найдены в культурных слоях городища Бедаик-асар: в раскопе IV, шурф

"А" на глубине 2,7 м (с внутренней стороны крепостной стены у пандуса), и в по-

мещении 3 раскопа 36, на центральной высокой площадке. Одно зеркало было в

помещении 14а раскопа I городища Томпак-асар. В погребальных сооружениях со-

хранилось пять таких зеркал: два — в инвентаре погребений в могильных ямах с бо-

ковыми нишками, два - в простых могильных ямах, одно - в подбойном захороне-

нии. По химическому составу одно зеркало данного типа изготовлено из столь ха-

рактерных для джетыасарских зеркал "чистых" бронз (из погребения кургана № 1

мог. Косасар 3), остальные относятся к бронзам "промежуточного" или даже "гряз-

ного" типа (Левина, Равич, 1995). Вышеупомянутое зеркало из кургана № 1 мог. Ко-

сасар 3 отличается относительно малыми размерами (диаметр его зеркального дис-

ка - 70 мм) и, вероятно, может быть причислено к данному типу с известной долей

условности. Диаметр зеркальных дисков остальных экземпляров "бактрийского" ти-

па зеркал колеблется от 105 мм (курган № 71 мог. Косасар 2) до 150 мм (погребе-

ние 2 кургана № 334 мог. Алтынасар 4в), в среднем - 127 мм. По крайней мере три

из зеркал четвертого типа можно датировать последними веками до н.э., четыре -

I—III вв. н.э., одно (из подбойного захоронения кургана № 334) - не раньше конца

IV в. (скорее, VB.) Н.Э.

К пятому типу зеркал из джетыасарских памятников мы отнесли крупные зерка-

ла с вертикальным бортиком и большой петлевидной ручкой в центре обратной сто-

роны зеркального диска (рис. 158,

 7;

 табл. 3). В нашей коллекции подобных зеркал

пока лишь два экземпляра: одно - из культурных слоев городища Бедаик-асар, вто-

рое - из погребения кургана № 324 мог. Алтынасар 4о. Такие зеркала считаются

наиболее ранними (первая половина VI в. до н.э.) для скифских памятников Север-

ного Причерноморья (Кузнецова, 1989, с. 109, табл. 45, /). Они известны в материа-

лах VII-VI вв. до н.э. у савроматов Приуралья (Смирнов, 1964, с. 155, рис. 9,

 За;

 72,

5;

 Смирнов, Петренко, 1963, табл. 29,

 Г).

 Но гораздо чаще эти зеркала находятся в

памятниках восточной части Великого пояса степей и близлежащих районов. Так,

они отмечены в материалах VII-VI вв. до н.э. Северного и Центрального Казахстана,

майэмирского времени на Алтае, в раннетагарских памятниках Южной Сибири

(Кадырбаев, 1966, с. 314, рис.5; Членова, 1967, с. 82, табл. 21,

 2,

 Руденко, 1960,

232


background image

табл. XVIII,

 3).

 Подобные зеркала являются господствующей формой в курганных

погребениях VII-VI вв. до н.э. могильников Уйгарак и Южный Тагискен, принад-

лежавших сакским племенам бассейна древних южных протоков нижней Сырдарьи

в Восточном Приаралье, территориально наиболее близких местам расположения

джетыасарских памятников (Вишневская, 1973, с. 84-85, табл. II,

 9,

 V,

 6;

 XVI,

 13).

Исследователи считают наиболее ранними крупные зеркала данного типа (так, на-

пример, диаметр зеркального диска уйгаракских зеркал колеблется в пределах

155-190 мм) и предполагают восточное, даже среднеазиатское их происхождение

(Вишневская, 1973, с. 85, см. сводку). Найденные в джетыасарских комплексах та-

кие зеркала несколько менее крупные (диаметры зеркального диска их - 138 и 130

мм) по сравнению с уйгаракскими, но одинаковы с тагискенскими. Найденное на

городище Бедаик-асар в помещении 14 раскопа II фрагментированное зеркало, без-

условно, относится к культурным слоям, которые могут быть датированы периодом

IV-II вв. до н.э., что в определенной степени заставляет вспомнить зеркала из кур-

ганов могильника Южный Тагискен, датированных V-IV вв. до н.э. В то же время

тождественное вышеупомянутым по типу, размеру, способу формовки зеркало из

погребения 2 кургана № 324 могильника Алтынасар 4о входит в состав погребально-

го инвентаря, который можно датировать лишь IV в. н.э., на что указывает присут-

ствие здесь керамики, характерной для этапа Джетыасар I (не позднее IV в. н.э., см.

Левина, 1971, рис. 15), и одновременно двухпластинчатой фибулы, обтянутой золо-

той фольгой и инкрустированной каменными и стеклянными вставками (Левина,

1994, табл. 158,

 7),

 подобной среднеевропейским фибулам и некоторым фибулам

Черняховской культуры и других культур Северного Причерноморья (см. Амброз,

1966, с. 77-82), в свою очередь датируемых не ранее III-IV вв. н.э.

Шестой тип зеркал джетыасарской коллекции представлен двумя зеркалами из

погребений курганов алтынасарских могильников. Это миниатюрные зеркала с тон-

кими петельками на оборотной стороне зеркального диска, изготовленные техникой

литья. Оба зеркала встречены в погребениях в могильных ямах с боковыми нишка-

ми для сосудов с заупокойной пищей (рис. 158,

 8, 9).

 Одно из них происходит из

погребения 2 кургана №98 могильника Алтынасар 4в (диаметр зеркального диска -

55 мм), другое - из кургана № 242 некрополя Алтынасар 4л. Диаметр зеркального

диска последнего - 50 мм, оно орнаментировано узором в виде трех рельефных

окружностей и радиально расходящихся от петельки рельефных же полосочек между

окружностями (рис. 158,

 9).

 Подобные зеркала в Средней Азии известны еще в эпо-

ху бронзы, но распространяются они лишь во II-IV вв. н.э. В настоящее время наи-

большая их концентрация характерна для Ферганы (Горбунова, 1990, с. 45-49,

рис. 18-20; Литвинский, 1978, с. 90 и ел.), но встречены они и в сарматских памятни-

ках Поволжья в II-IV вв. и одновременно на Северном Кавказе (Хазанов, 1963, с.

67-68, рис. 1, тип X; 5), с III в. проникают в районы Северного Причерноморья и

далее на запад вплоть до территории Венгрии и Австрии. Многие исследователи

связывают происхождение подобных зеркал и их орнаментацию с Китаем и Восточ-

ным Туркестаном, возводя их узоры к зеркалам ханьского времени (подробно см.

Хазанов, 1963, с. 67-68; Литвинский, 1978, с. 91-93). В связи с вышесказанным ин-

тересно отметить, что оба зеркала подобного типа обнаружены в захоронениях, для

погребальных инвентарей которых характерно присутствие "чужих" предметов, в

частности и керамики, а для погребений кургана № 98 и нетипичное для джетыа-

сарских погребений местоположение боковых нишек для сосудов с заупокойной

пищей, в торцовых стенках могильных ям.

Зеркала китайского происхождения объединены нами в седьмой тип зеркал из

джетыасарских памятников. Они представлены пятью экземплярами (рис. 160,

 1-4),

все - литые, дисковидные, с петелькой на оборотной стороне и рельефным орна-

233


background image

ментом. По качественной и технологической характеристике они резко отличаются

от остальных зеркал джетыасарской коллекции (по способу формовки сближаясь

лишь с зеркалами шестого типа). Эти зеркала представлены не менее чем тремя

"подтипами", или вариантами, судя по орнаментации и совокупности других дан-

ных. Одно из зеркал встречено в культурных слоях раскопа IV на второй площадке

городища Бедаик-асар (шурф "Б"), остальные относятся к погребальным инвента-

рям джетыасарских захоронений. Три зеркала из пяти принадлежат к китайским

зеркалам ханьского времени, так называемого типа TLV. Это зеркала из раскопа IV

городища Бедаик-асар, из кургана № 75 могильника Косасар 2 и кургана № 233

могильника Алтынасар 4л (рис. 160,

 3, 4).

 Подобные зеркала известны с территории

Южной Сибири (Лубо-Лесниченко, 1975, с. 12, рис. 6) и Средней Азии, прежде

всего в районах к востоку и северо-востоку от Сырдарьи (Заднепровский, 1960, с.

104, рис. 59, /). Они получают широкое распространение со II в. до н.э. по II—III вв.

н.э., однако для II—III вв. н.э. характерна более узкая орнаментальная полоса по

краю диска и отсутствие шишечек-"сосков" (Литвинский, 1978, с. 104). Китайские

зеркала TLV из джетыасарской коллекции безусловно относятся к ранним типам

подобных зеркал и, по определению Е.И.Лубо-Лесниченко, могли быть датированы

II—I вв. до н.э. Диаметры их зеркальных дисков: 145, 145 и 130 мм. Культурный слой

городища Бедаик-асар и погребальные инвентари курганов, где были найдены вы-

шеуказанные зеркала, не противоречат этой датировке

12

. Надо отметить также, что

оба кургана, где найдены эти зеркала, содержат простые могильные ямы, в инвента-

ре которых наряду с характерными джетыасарскими были и явно инокультурные

элементы (например, фрагменты котелка гуннского типа, погребение кургана

№ 233).

Ханьскими являются и зеркала из погребения кургана №2 могильника Косасар

2 и из погребения 2 кургана №321 могильника Алтынасар 4о (рис. 160,

 1, 2).

 Зеркало

из кургана №2 мог. Косасар 2 относится к характерным китайским зеркалам

"арочного типа", наиболее распространенным в памятниках восточной Средней

Азии (Бернштам, 1950; Кожомбердиев, 1963, с. 40, рис. 6; Gorbunova, 1986, pi. LVIII,

7; LXVI,

 10,

 Литвинский, 1978, табл. 23; 24; 25,

 2,

 с. 101 и ел.). Наибольшее число

аналогичных зеркал встречено в памятниках Таласской долины, Ташкентского

оазиса, но особенно много - в Фергане. В Фергане, где обнаружено 20 экземпляров

китайских зеркал, преобладают восьмиарочные зеркала, отливавшиеся в Китае в пе-

риод с I в. до н.э. по I в. н.э. (Горбунова, 1990, с. 46-47). Найденное в кургане №2

могильника Косасар 2 зеркало с арочным орнаментом, с диаметром зеркального

диска 96 мм, повторяет не только технологию изготовления и химический состав та-

ких китайских зеркал, но и их узор, отличаясь лишь числом "арочек" (их семь). Да-

тировке таких зеркал не противоречит и инвентарь погребения, где оно находилось.

Еще один вариант (точнее, вероятно, тип) китайских зеркал ханьского времени был

встречен в погребении 2 кургана №321 некрополя Алтынасар 4о. Это гораздо более

массивное зеркало, чем "арочное", с диаметром зеркального диска 96 мм, имело

утолщенный валик по краю и орнамент в виде концентрических поясов шишечек,

подтреугольных в плане выступов и волнистых линий. Наиболее близкие аналогии

на территории Средней Азии находим в погребениях Кенкольского могильника

(Кожомбердиев, 1963, с. 40, рис. 6,

 3).

 В погребении 2 кургана №321 зеркало лежало

непосредственно над бронзовым же зеркалом в виде гладкого диска почти того же

диаметра (рис. 158,

 21).

 Оба зеркала, очевидно, находились в одном матерчатом

футляре, от которого сохранились лишь мельчайшие фрагменты ткани. Возможно,

12

 В грабительском выбросе из погребения кургана №233 был бронзовый трехлопастной втульча-

тый наконечник стрелы IV-II вв. до н.э. (Левина, 1994, с. 240, рис. 120,4).

234


background image

обычай помещения в могилу двух зеркал для джетыасарских курганов не был еди-

ничным. Даже учитывая древние ограбления, представляется вероятным предполо-

жение, что не только в кургане №321 было по два зеркала в одном погребении. Так,

в подбойном погребении кургана №427 сохранились обрывки кожи от двух зеркаль-

ных футляров. Одно из зеркал представлено зеркалом (с диаметром зеркального

диска 80 мм) так называемого "пелопоннесского" типа, помещенным в кожаный

футляр с орнаментом в виде подтреугольных фестонов из позолоченной кожи. Вто-

рое зеркало не сохранилось, но, судя по футляру, не имело боковой ручки и было

значительно большего размера (диаметр диска — около 140 мм). Древние грабители

в числе прочих драгоценных для них предметов могли забрать и зеркало из больше-

го футляра, но внутри последнего помимо следов металла в виде зелени и зеленых

пятен сохранились и отпечатки-оттиски на коже рельефного орнамента, возможно,

зеркала, резко скошенный край которого аналогичен краю китайских зеркал с вось-

миарочным узором. Обрамленная восьмиугольной розеткой центральная часть от-

тиска представлена в виде своеобразного древа, в центре которого, вероятно, была

шишечка-ручка (рис. 106,

 12).

 Хотя такие отпечатки разрешают предполагать су-

ществование подобного зеркала, однако его отсутствие не позволило учитывать его в

наших исследованиях.

К восьмому типу зеркал из джетыасарских могильников условно отнесли два

зеркала, объединенных лишь наличием зооморфных изображений на помещенных

на оборотной стороне зеркального диска ручках. Обе ручки - горизонтальные, рас-

положенные по диаметру диска. Одно из этих зеркал, найденное в подбойном по-

гребении кургана №468 могильника Алтынасар 4т, с диаметром зеркального диска

85 мм, было снабжено горизонтальной ручкой (отлитой из свинца) в виде весьма

стилизованного изображения животного (рис. 159,

 5).

 Остатки разграбленного ин-

вентаря погребения позволяют датировать время возведения данного кургана не ра-

нее конца IV в., а скорее, V-VI вв. н.э. Второе зеркало (рис. 159,

 6)

 было обнаружено

также в разграбленном в древности погребении кургана №32 могильника Томпака-

сар. Оно имеет гораздо больший диаметр зеркального диска (143 мм), с лишь наме-

ченными закраинами, и большую горизонтальную ручку, идущую вдоль диаметра

диска, с бифигурным изображением голов коней. Наиболее близкие аналогии нахо-

дим в могильнике Джулсай в юго-восточной части Пянджского района, где после

строительных работ доследовались нарушенные погребения (Литвйнский, Седов,

1984, с. 101-103, рис.27). По найденным в могильнике монетам Б.уЧ.Литвинский

датирует и погребения с такими зеркалами второй половиной V в. ^Литвйнский,

1978, с. 97). Зеркало из кургана №32 могильника Томпакасар, также сбитой мас-

сивной ручкой, отличается от джулсайских и афрасиабских подобных зеркад прежде

всего гораздо большей реалистичностью изображения голов коней, большими раз-

мерами диска, отсутствием на стержне центрального валика. Характер погребения,

где найдено джетыасарское зеркало, остатки погребального инвентаря не позволяют

датировать его позднее конца IV — начала V в. н.э., так как именно в IV в. н.э. пре-

кращается жизнь не только на соседнем с могильником городище Томпак-асар, но

и во всем юго-западном микрооазисе Джетыасарского урочища (Левина, Галиева,

19936), кратковременные же обживания одного-двух помещений верхней площадки

городища, судя по керамике и характеру культурных слоев, происходили спустя

лишь небольшой промежуток времени после гибели крепости.

Основная масса зеркал из джетыасарской коллекции была подвергнута специ-

альному металлографическому исследованию И.Г. Равич (см. Левина, Равич, 1995,

с. 136 и ел.).

Результаты исследования состава и технологии изготовления горячекованых

джетыасарских зеркал с 20% олова позволили авторам вышеупомянутой работы

прийти к следующим выводам:

235


background image

1. Многочисленность коллекции (более 125 подвергнутых изучению экземпля-

ров сконцентрированы в окрестностях лишь трех городищ в затронутых раскопками

памятниках) и одновременно общность технологии и состава большинства изде-

лий — весьма редкое явление. Этот факт свидетельствует, вероятно, о том, что в

джетыасарских поселениях было налажено собственное производство зеркальных

бронз, которое существовало в течение многих веков.

2. Технологическое исследование показывало также, что джетыасарские кузнецы

ориентировались на достижения мастеров Юго-Восточной Азии (Таиланда, Индо-

незии), впервые освоивших изученную технологию: горячую ковку бронз с высоким

содержанием олова. Эта технология распространилась далее в районах Китая, Ин-

дии, Ирана и Средней Азии.

Учитывая, что наиболее ранние экземпляры подобных зеркал найдены в бли-

жайших к местам распространения джетыасарских памятников областях Восточного

же Приаралья (могильнике Южный Тагискен и на городище Баланды 1, памятни-

ках, синхронных ранним джетыасарским), можно предположить, что именно здесь

впервые было налажено производство зеркал в соответствии с "ковочной тради-

цией".

3. Несмотря на общность состава по основному легирующему компоненту -

олову (20% - среднее содержание олова в изученных зеркалах), по количеству и на-

бору примесей, И.Г. Равич удалось разделить джетыасарские зеркала на три группы:

"чистые бронзы" (самая многочисленная группа), "грязные бронзы" (наиболее мало-

численная группа), бронзы "промежуточного" состава. Сочетание примесей

(взаимосвязь висмута, свинца, мышьяка) обусловливало возможность применения

технологии горячей ковки бронз с 20% олова, и, следовательно, составы бронз вы-

бирались специально.

"Грязные бронзы" встречены в Северной Индии (с III-II вв. до н.э.), где из них

готовили горячекованую посуду, и, возможно, заготовки подобного состава или го-

товые изделия были наиболее ранними экземплярами, попавшими в Среднюю

Азию.

"Чистые" бронзы не характерны для Индии и Юго-Восточной Азии/й можно

думать, что эти бронзы сформировались на основе собственного зеркального произ-

водства в Средней Азии, возможно в районах распространения памятников джетыа-

сарской культуры. Основой производства была "чистая медь", характерная для ме-

дистых песчаников "МП" Урала, для районов Казахстана и Прибайкрлья. Откуда

именно поступала "чистая медь", пока сказать невозможно. Здесь стоит отметить,

что "чистые" меди Урала являлись предметом экспорта с III в. до н.э. noIII в. н.э.,

что подтверждается преобладанием изделий из подобной меди в коллекциях из

Притоболья и Приишимья (в памятниках саргатской культуры, см. Матвеева, 1993,

с. 120, табл. 41). Напомним, что тесные связи носителей саргатской и джетыасар-

ской культур фиксируются в материалах джетыасарских памятников по крайней ме-

ре с II—I вв. до н.э. (Левина, 19936, с. 77; она же, 1994, с. 84).

"Чистые бронзы" в производстве горячекованых зеркал находим у сарматов По-

волжья (II—I вв. до н.э.), где обнаружены и зеркала "бактрийского" типа, имеющие

точно такой же состав по олову и примесям, что и "чистые" зеркала из Средней

Азии. Может быть, начиная со 11—I вв. до н.э., "чистая медь" поступала с Урала и в

рассматриваемые районы.

О связи джетыасарских мастеров, а также кузнецов других регионов Средней

Азии с сарматским миром свидетельствует полное совпадение составов "грязных"

зеркальных бронз и технологий изготовления сарматских и среднеазиатских зеркал

(прежде всего джетыасарских).

Возможно, что зеркала "бактрийского" типа, известные из саргатских памятни-

ков Зауралья, могли попадать к ним через джетыасарский регион. Аналогичные по

236