Файл: Glava4_Etnokulturnye_varianty_deviantnogo_pove.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 336

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

165


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

вители южноамериканских и африканских государств более экспрессивны и коммуникабельны, чем северяне. Вследствие этого диагностика аутистичес-кого поведения и гиперобщительности должна разниться в различных регионах мира. Отклоняющееся поведение на базе ревности нередко связано с этнокуль­турными взглядами на нормативность поведения (проявление верности) муж­чин и женщин. Большее значение в данном случае имеет структура обществен­ных отношений на уровне семьи. В культурах, построенных на авторитаризме, имеются одни (более жесткие) требования к верности и ревность носит более выраженный антисоциальный характер. При демократической структуре от­ношений критерии девиантности поведения на базе ревности кардинально иные. Специфика общественных отношений влияет на становление и такой коммуникативной девиации, как конформизм.

Отклоняющееся поведение в форме безнравственного, аморального и неэс­тетичного поведения больше других зависит от доминирующих этнокультур­ных традиций.

Механизм феномене-, симптомо-%и синдромообразования поведенческих аномалий, девиаций и расстройств представляет несомненный теоретический и практический интерес. В настоящее время можно усмотреть три подхода в оценке этого механизма: биологический, психологический и этнокультурный. Базируясь на биологическом подходе, клиническое разнообразие девиантных форм поведения предлагается рассматривать с позиции деятельности мозга, поражения определенных структур и областей которого, по мнению апологе­тов биологического подхода, ответственны за образование тех или иных осо­бенностей поведения. С позиции психологического подхода за этот процесс отвечают характерологические и личностные особенности. Этнокультурный подход основывается на том, что определенные культуры и этносы формиру­ют строго заданные ценностные ориентации, которые преломляются в лич­ности человека (девианта) и способствуют появлению определенных клини­ческих форм девиаций.

Как уже указывалось в предыдущих главах, одной из наиболее значитель­ных и убедительных транскультурных концепций в области психологии счи­тается дифференциально-аналитическая концепция Н. Пезешкиана. В ней, в частности, разработана схема приоритетных отношений человека и описа­ны кардинальные психологические, особенности двух культур: западной и восточной (см. более подробно в главе 2).

Можно предполагать, что отраженные выше результаты научных исследо­ваний, показывающие, что в разных регионах мира, у лиц различных куль­турных групп доминируют специфические формы девиантного поведения и психопатологические симптомокомплексы, основаны на культурных психо­логических традициях. Отметим, что для стран с выраженным «восточным типом культуры и ценностей» (государства Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки) характерными оказываются психи­ческие проявления, затрагивающие области «контактов» и «фантазии/буду­щего». Вследствие чего в клинической картине психических заболеваний пре­обладают религиозные, мистические темы, бред носит чувственный или


166


ГЛАВА 4. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

образный характер, часты обманы восприятия, девиантные формы поведе­ния выражаются этнокультурными способами реакции на стресс (например, алкоголизация). У представителей же регионов мира с типичной «западной культурой» доминирующими становятся систематизированные формы бре­да, ипохондрические мотивы в виде «паранойи здоровья», идеи ущерба, дис-морфоманические признаки, нарушения пищевого поведения, аутизация и одиночество, что может быть объяснено затронутостью приоритетных сфер «тело» и «деятельность».

Третий параграф клинического аспекта этнокультурного подхода в психо­логии девиантного поведения нацелен на оценку роли этнокультурных фак­торов в формировании особых нозологических форм психических заболева­ний. Из известных заболеваний лишь одно можно причислить к этой группе болезнь Жиля де ля Туретта. Оно проявляется в виде генерализованных ти­ков, захватывающих мышцы лица и нередко сопровождается насильствен­ной вокализацией (копролалией). По данным американских психиатров и неврологов, данная болезнь в подавляющем большинстве случаев регистри­руется у евреев из этничнеской подгруппы ашкенази (К. Видерхольт).

В рамках клинического аспекта особо выделяется раздел, изучающий этнокультурное влияние на формирование исходов (дефекта, изменений лич­ности и пр.) психических расстройств и поведенческих девиаций. Традици­онно анализу подвергаются отдаленные последствия шизофрении и алкого­лизма. Так, считается, что деградация личности при алкоголизме не напрямую связана с токсическим воздействием алкоголя на головной мозг. Некоторые авторы отмечают, что определенные культурные особенности человека спо­собны препятствовать или способствовать скорости нарастания изменений личности при алкоголизме. Этнокультурные влияния на формирование ал­когольных изменений личности сходны с подобными влияниями на выбор формы поведения в момент алкогольного опьянения. В этнических группах, нацеливающих своих членов на рефлексивный тип поведения, алкогольное опьянение не носит дезорганизующего и антисоциального характера.

Коррекционно-терапевтический аспект этнокультурной психологии деви­антного поведения включает в себя оценку влияния различных традиционных и приоритетных способов психологического воздействия (психокоррекции и психотерапии) на эффективность купирования поведенческих девиаций. Остановимся на этом подробнее.

Традиционным для психотерапии последних десятилетий считается выбор конкретных психотерапевтических способов и методов на основе клиничес­ких форм поведенческих девиаций и клинико-психологических особенностей пациента (клиента). Во главу угла при оценке показаний для психотерапии обычно ставится либо психологический феномен, либо психопатологичес­кий симптом, либо нозология, либо индивидуальные параметры больного (психофизиологические —тип темперамента, психологические направлен­ность характерологических черт, социально-психологические личностные свойства), либо специфические для отдельных психотехник характеристики, например внушаемость и гипнабельность. Подобные показания несомненно


167