Файл: Glava4_Etnokulturnye_varianty_deviantnogo_pove.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 359

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 4. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

торая в рамках этнокультурной специфичности расценивается как праведное поведение и ради которой представители народностей Кавказа готовы дол­гие годы строить свою жизнь и деятельность, объективно может расцениваться как криминальное (противоправное) деяние.

По мнению А. К. Байбурина, можно отметить два основных типа этниче­ской специфики в стереотипах поведения: 1) когда одним и тем же действиям придается различное содержание в разных этнических культурах и 2) когда одно и то же содержание находит различное выражение в поступках. В этно­графии и этнопсихологии их происхождение рассматривается лишь с соци­ально-психологической позиции. Для психологии девиантного поведения немаловажным представляется предположение, что любой стереотип пове­дения (в том числе этнокультурный) может иметь собственную нейрофизио­логическую базу (например, при патохарактерологическом и психопатологи­ческом типах отклоняющегося поведения), что косвенно подтверждается регистрацией фенотипических сходств в рамках определенных националь­ностей, этносов и культур.

Главная задача этнокультурных исследований в психологии девиантного поведения выяснить, какое влияние оказывают этнические, национальные, культурные особенности человека на механизмы возникновения и формиро­вания, клинические проявления и закономерности течения девиантных форм поведения, а также на особенности их коррекции, терапии и профилактики.

Можно выделить четыре аспекта современной этнокультурной психоло­гии девиантного поведения (рис. 18).

Диагностический аспект связан с выработкой и описанием строгих диаг­ностических критериев, отграничением психопатологической симптомати­ки от этнокультурных стереотипов поведения, традиционных верований, мировоззрения, паттернов мышления и речевой практики. Особое значение диагностический аспект приобретает в условиях межэтнических и межкуль­турных взаимодействий, когда диагност и пациент оказываются представи­телями различных культур, субкультур, вероисповеданий, рас, национально­стей или сексуальных сообществ. По мнению некоторых авторов (В. Б. Миневич, П. В. Морозов), многие клинические психологи и психиат­ры, получающие образование в Европе, сталкиваются с проблемой адекват-

Диагностическая

Этнопатогенная


ЭТНОКУЛЬТУРНОСТЬ

ДЕВИАНТНОГО

П ОВЕДЕНИЯ

Клиническая Коррекционно-

терапевтическая

Рис. 18. Аспекты этнокультурной психологии девиантного поведения


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ной диагностики и квалификации расстройств, встречающихся в их собствен­ных культурах. Вследствие чего неоправданным представляется расширение спектра психических расстройств у представителей традиционных культур, то есть диагностики заболеваний и девиаций на основе «научных» критериев представителей иной культуры.

В классификации психических и поведенческих расстройств десятого пе­ресмотра (МКБ-10), в частности, указывается, что культурно специфические расстройства, такие, например, как коро, амок, лата, в настоящее время не могут рассматриваться как самостоятельные. Предполагается, что они явля­ются культурно специфическими вариантами известных синдромов тревоги, депрессии, соматоформных расстройств или нарушений адаптации. Незна­ние нормативов в этнических стереотипах поведения способно привести к ошибочной диагностике девиантного поведения в тех случаях, когда его нет.

Этиопатогенетический аспект этнокультурных исследований в области психологии девиантного поведения направлен на оценку роли этнических и культурных особенностей человека в возникновении и развитии различных типов и клинических форм девиантного поведения. Ряд исследований по­следних лет и изменение ракурса анализа известных научных фактов приво­дит к мысли о том, что этнокультурные параметры могут выходить за рамки патопластических и способны создавать условия для возникновения и фор­мирования отклоняющегося поведения. Типичным примером могут служить традиции некоторых народностей употреблять наркотические вещества или стереотипы поведения членов определенных африканских племен, предпи­сывающие девушке совершать первый сексуальный контакт с собственным отцом в присутствии родственников.

Изучение отклоняющегося поведения на базе невротических симптомов в современной клинической психологии справедливо обращается к таким слож­ным и многогранным психологическим образованиям, как личность и инди­видуальность. Анализу подвергаются их различные стороны: характерологи­ческие особенности, темперамент, способности, самосознание и самооценка, система ценностей ит.д. При этом нередко упускается из виду, что индивид, личность является составной и существенной частью этноса, и именно этни­ческие и культурные стереотипы поведения, выраженные в традициях, веро­ваниях, обычаях, обрядах, стиле мышления и ценностной организации жиз­ни, формируют базовые психологические особенности человека. В связи с этим высоковероятной представляется их роль в формировании девиантного поведения на базе невротических расстройств.

В последние годы психологами прицельно изучается такой психологичес­кий феномен, как антиципация. Под антиципацией понимается способность человека предвосхищать ход событий, прогнозировать поведение окружаю­щих и собственные реакции и поведение, строить вероятностный прогноз, основываясь на прошлом опыте (Б. Ф. Ломов, И. М. Фейгенберг). Следует признать, что антиципационные способности являются продуктом социали­зации и, следовательно, на их формирование существенное влияние оказы­вают этнические стереотипы поведения, нашедшие отражение в понятиях


160


ГЛАВА 4. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

«здравого смысла» и каузальной атрибуции (В. Д. Менделевич, Д. А. Авдеев, С. В. Киселев). На основании многолетних клинико-психопатологических и патопсихологических исследований нами была выдвинута и обоснована ан-тиципационная концепция неврозогенеза, суть которой заключается в том, что этиопатогенез невротических расстройств рассматривается как производ­ное от преморбидного несовершенства механизмов функционирования ан­тиципации и вероятностного прогнозирования. Как показал анализ резуль­татов исследований и экспериментов с больными неврозами и лицами с девиантным поведением на базе невротических развитии личности, суще­ственное патогенетическое значение для формирования невротических рас­стройств заболевания имеют преморбидные антиципационные способности человека. Именно они способствуют субъективному оцениванию жизненных событий как психотравмирующих в результате несовпадения прогноза веро­ятности ситуации с реально возникшей. Клинические наблюдения позволи­ли описать психологический тип «потенциального невротика».

Учитывая то обстоятельство, что антиципацию можно рассматривать в ка­честве этнокультурного феномена, научный интерес представляет анализ вли­яния этнических и культурных стереотипов поведения, в частности в россий­ских условиях, на процесс формирования отклоняющегося невротического поведения. Формированию антиципационных способностей лиц, заболевших неврозами, способствуют широко распространенные традиции, верования, предубеждения, оказывающиеся устойчивыми этнокультурными особеннос­тями и транслирующиеся в процессе воспитания. Они, как правило, закреп­лены в пословицах, поговорках и диктуют члену этноса строго очерченный стиль поведения, формируя «стереотипизацию опыта» (И. С. Кон). В усло­виях российского этноса существенными для процессов неврозогенеза ока­зываются традиции, по которым запрещено или не поощряется прогнози­рование человеком отрицательного исхода собственной деятельности и субъективно значимых событий, что формирует т. н. антиципационную не­состоятельность характерную черту личности «потенциального невроти­ка». Этнос накладывает табу на разновариантное прогнозирование, диктуя человеку необходимость экспектации лишь эмоционально положительных событий. Подобная традиция приводит к тому, что в условиях неспрогнози-рованности нежелательное событие оказывается психотравмирующим и спо­собствует формированию отклоняющихся невротических стереотипов пове­дения.

До настоящего времени продолжает дискутироваться вопрос о роли этно­культурных особенностей человека в этиопатогенезе психопатологического типа девиантного поведения, в частности при шизофрении. Несмотря на тот факт, что шизофрения причисляется к наследственно-конституциональным психическим заболеваниям, открытым остается вопрос о патогенетической значимости такого психологического и культурного фактора, как воспитание. Понятие «шизофреногенная мать» и воспитание, включающее «парадоксаль­ную коммуникацию», а также склонность к мифологическому стилю мышле­ния, привлекает исследователей.


161