Файл: Glava4_Etnokulturnye_varianty_deviantnogo_pove.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 355

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Э ТНОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ

С пецифические

девиантные формы поведения

и психопатологические

расстройства


Структурно-динамические



особенности известных


Особые

девиантных форм поведения,


нозологические

психопатологических


формы

расстройств



Рис. 19. Влияние этнокультурных факторов на клинические проявления отклоняющегося поведения

Клинический аспект этнокультурного подхода в психологии девиантного поведения может быть разделен на три самостоятельных фактора (рис. 19).

В рамках первого следует обратить внимание на специфические поведен­ческие девиации и расстройства, встречающиеся исключительно в опреде­ленных этнических и культурных группах. Они достаточно широко известны и хорошо описаны в отечественной и зарубежной литературе. К ним относят, например, амок, коро, лата, меряченье, икота.

Амок, встречающийся в странах Азии и Океании, по клиническим прояв­лениям сходен с сумеречным расстройством сознания. В него включаются, как правило, четыре признака: продромальная тоска, гомицидные тенденции на базе психомоторного возбуждения, внезапное, без видимых причин, нача­ло и амнезия после восстановления расстроенного сознания. Считается, что амок встречается при реактивных психозах в рамках патологического аффек­та, а также у больных эпилепсией. Провоцирующим моментом для развития этого расстройства может стать прилюдное оскорбление человека, у которого отмечают такие специфические особенности характера, как обидчивость, ра­нимость по отношению к оценке его окружающими.

Симптомокомплекс коро представляет собой депрессивно-ипохондриче­ский синдром психотического уровня, сопровождающийся выраженными се-нестопатическими ощущениями. При этом отмечается убежденность чело­века в том, что у него резко изменяются в размерах половые органы (половой член у мужчин и большие половые губы у женщин): «сморщиваются, втяги­ваются в брюшную полость». На фоне выраженной тревоги и страха больные предпринимают отчаяные попытки удержать на прежнем месте половые орга­ны. Они пришивают или подвязывают их, пытаются удержать руками. В ли­тературе описаны эпидемии коро (в Сингапуре в 1967 году и в Бенгалии в 1982 году), когда одновременно неадекватный поведенческих стереотип (коро) возникал у большого числа людей.

Из описанных на основе изучения российских этнокультурных групп на­селения можно отметить поведенческую девиацию, названную меряченъем. Она проявлялась в массовом возникновении таких психопатологических симптомов, как эхолалия, эхопраксия, эхомимия, а также включало автома­тизированное выполнение приказаний окружающих при формально ясном сознании (В. М. Блейхер, И. В. Крук). На севере России (Архангельская и

162


ГЛАВА 4. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Мурманская области, Коми-Пермяцкий округ) среди местного населения стойко бытует мнение о постоянном присутствии в природе «злого существа икоты (икотки)», что в условиях фрустрации способно приводить к возник­новению девиантного поведения, названного икоткой (М. Д. Урюпина). Оно выражается в приступах насильственного говорения (нередко искаженным голосом) с убежденностью, что «говорящая икотка» поселилась в организме человека, овладела его голосом и мыслями.

Традиционным для русской культуры можно считать девиантное поведе­ние, обозначаемое как юродивое поведение (юродство). По мнению П. И. Си­дорова с соавторами, чертами такого поведения являются: отказ от мирского благополучия (добровольный отказ от своего имущества, аскетический и сми­ренный образ жизни), сочетающийся с сознательным асоциальным поведе­нием (буйствованием, странничеством, пародированием церковной службы и т. д.), дар пророчества, стремление обличать царящую в мире неправду, ис­ходя из норм христианской морали.

Второй параграф клинического аспекта этнокультурных влияний включа­ет анализ структурно-динамических особенностей проявления и распро­странения известных девиантных форм поведения и психопатологических рас­стройств. Многие ученые (Э. Крепелин, Т. Ламбо, Д. Амоако, Дж. Купер, Н. Сарториус) обратили внимание на то, что реактивные психозы чаще встре­чаются в Африке, чем в Европе; кататония преобладает в Индии и Африке; бред самообвинения встречается преимущественно у европейцев; в традици­онных культурах слуховые псевдогаллюцинации с позитивным содержанием встречаются чаще, чем в других, так же как истинные галлюцинации чаще, чем псевдогаллюцинации. По некоторым данным (Н. Клетт), отмечаются раз­личия даже по странам Европы: в Англии чаще отмечается бред величия, во Франции галлюцинаторно-параноидные психозы, в Германии тревож­но-депрессивные состояния, в Швеции какой-либо специфики не наблюда­ется. Однако, по мнению В. П. Самохвалова, в различных этносах при разном содержании психопатологических переживаний все же имеется базисное сход­ство психозов, что позволило автору выдвинуть гипотезу об историогенети-ческих корнях эволюции психозов.

Различные клинические формы девиантного поведения, так же как и пси­хопатологические расстройства, имеют специфические структурно-динами­ческие особенности. Отклоняющееся агрессивное поведение редко напрямую бывает обусловлено этнокультурными факторами, однако можно утверждать, что субкультурные параметры (например, криминальная среда, группы под­ростков) способны формировать готовность разрешать возникающие пробле­мы с помощью активности, направленной на соперника. Одной из важных этнокультурных составляющих агрессивного поведения считается предвзятая атрибуция враждебности (Р. Бэрон, Д. Ричардсон), под которой понимается готовность индивида принимать и оценивать непонятные действия окружа­ющих дурными намерениями.


Аутоагрессивное поведение, так же как и агрессивное, может иметь этно­культурные корни и особенности. Известным является факт широкой рас-

163


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

пространенности суицидального поведения среди представителей угро-фин­ской этнической группы. На риск суицидального поведения влияет и фактор вероисповедания. В католических странах (Италия, Испания, Португалия) отмечается низкий процент самоубийств, так же как и в странах ислама. Уче­ные всего мира на протяжении многих лет пытаются проанализировать ли­дирующее положение Венгрии по показателю сиуцидального поведения. Од­ной из наиболее интересных версий представляется версия, связанная с понятием «венгерского характера», который включает такие качества, как смелость, чувство собственного достоинства, самонадеянность, избегание демонстрации собственной слабости, открытость и отсутствие выдержки (Г. Отто).

В литературе описаны такие этнокультурные варианты суицидального по­ведения, как сати и харакири. Они относятся к т. н. ритуальному суицидально­му поведению, отличающемуся от индивидуального стремлением достичь внешней гармонии с окружающим миром (а не внутренней, как при индиви­дуальном самоубийстве), отсутствием свободы в принятии решения об уходе из жизни и в выборе способа, средств, места и времени самоубийства, а также минимальным самовыражением личности в суицидальном акте (Л. 3. Трегу-бов, Ю. Р. Вагин). Сати это ритуальное самосожжение индийских вдов после смерти мужа, а харакири традиционный способ ухода из жизни японских самураев (наряду с суицидом в форме откусывания собственного языка), со­ответствующий их кодексу чести.

Девиантное поведение в виде злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние, имеет специфичные этнокультурные особенности. В случаях, когда таким веществом становится алкоголь, указывается на «тра­диции пития», паттерны алкогольного поведения, мотивы употребления спирт­ных напитков. При этом традиции употребления алкогольных напитков рассматриваются в связи со структурой личности, национального характера, способами совладания со стрессовыми ситуациями. Значимым диагностичес­ким культурно обусловленным параметром считается понятие «злоупотреб­ления» и его дифференциация с употреблением.' В традициях стран и наро­дов со «спиртовой культурой», в отличие от «винных и пивных культур», грань между патологией (или девиацией) и нормой алкогольного поведения край­не незначительна. Так, например, считается, что нормой является способность хорошо переносить большие дозы алкоголя («Чем больше, тем здоровее, нор­мальнее человек»). Нередко в таких культурах девиацией называют трезвен­нические установки и поведение, обосновывая это нетактичностью, нелюди­мостью, недружелюбностью отказывающегося от употребления спиртных напитков. Интересным представляется широкая платформа культурного оправдания или осуждения алкогольного поведения, сочувственного или не­гативного отношения к выпившему (пьяному).


Для оценки влияния этнических факторов на формирование тех или иных психопатологических синдромов и даже на частоту возникновения некото­рых психических заболеваний интересным представляется анализ факта мень­шей распространенности алкоголизма среди итальянцев и евреев (Р. Ф. Бейлз),

164

ГЛАВА 4. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ


чем среди других европейских этнокультурных групп. Э. Е. Бехтель считает, что зарегистрированный факт объясняется культурными традициями реаги­рования на стрессовые ситуации. В названных этнокультурных группах на фрустрирующую ситуацию принято реагировать не увеличением приема ал­коголя, а увеличением приема пищи.

Структура употребления наркотических веществ подвержена этнокультур­ному влиянию в меньшей степени. Однако известно, что в некоторых госу­дарствах употребление «легких наркотиков» (марихуаны) не расценивается как серьезная девиация и даже узаконено их использование медицине.

Нарушения пищевого поведения в виде нервной анорексии характерны для лиц с высоким культурным уровнем (У. Байер, Г. Брач, М. Пеланц, А. Вольф). Существенное значение для формирования девиаций пищевого поведения имеет значимость процесса питания. Для многих культур и стран с западным психологическим типом взаимоотношений еда не является ценностью (осо­бенно ее количество). В других же регионах мира (на Востоке) гостеприим­ство подразумевает обильное потребление пищи и угощение ею. Кроме того, разнятся стандарты красоты и внешней привлекательности, влияющие на способ приема пищи и пищевые стереотипы. Восточный тип красоты подра­зумевает полноту, западный худобу. Определенные личностные культурно обусловленные особенности выражаются и в таком нарушении пищевого по­ведения, как гиперфагическая реакция на стресс. Оно возникает вследствие невозможности найти правильный (непищевой) выход из конфликтной си­туации или использовать совершенные способы психологической защиты.

Считается, что сексуальные девиации и перверсии имеют существенную эт­нокультурную обусловленность. Их диагностика и оценка нередко всецело зависят от культурных традиций и верований. По мнению И. С. Кона, сек­суальное поведение это социокультурное, а не биологическое явление, и следовательно, оценка девиаций должна строиться лишь с учетом сексу­альной культуры индивида. Ярким доказательством социокультурной обус­ловленности сексуального поведения служит приобретение эрекцией знако­вого характера (признак агрессии или вызова).

Некоторые формы сексуальных отклонений поведения регистрируются чаще, чем другие. Так, гиперсексуальность более типична для представите­лей южных народов по сравнению с северными, выбору гомосексуального поведения нередко способствует стиль жизни, причастность к определенно­му субкультурному кругу людей («богеме»). Известно, что оценка сексуаль­ных девиаций может зависеть от конфессиональных регламентации.

Из сверхценных психологических и психопатологических увлечений лишь некоторые имеют этнокультурную специфику. Так, считается, что трудого-лизм присущ в большей степени выходцам из западной психологической куль­туры (немцам, американцам), а увлечение азартными играми (гемблинг) ха­рактерно для лиц с восточной психологией.

Возникновение коммуникативных девиаций, так же как и некоторых иных форм отклоняющегося поведения, зависит от этнокультурного понимания нормы коммуникации, в частности общительности. Известно, что предста-