Файл: Glava4_Etnokulturnye_varianty_deviantnogo_pove.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 360

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

важны для подбора наиболее эффективных способов психотерапевтического воздействия. Однако современные исследования в области теории и практи­ки психотерапии выявили существенную значимость транскультурного ас­пекта (Н. Пезешкиан).

Теоретической базой транскультурного подхода к психотерапии являются
представления о том, что практически любая психотерапевтическая методи-­
ка в первую очередь обращена к личности пациента (клиента), а личность
формируется в определенной этнокультурной среде, усваивая соответствую­
щее мировоззрение, традиции, паттерны осмысления действительности и
поведения, нормы психологического реагирования. Следовательно, апелли-­
рование в процессе психотерапии к личности девианта (даже если при этом
затрагиваются под- или бессознательные уровни) является опосредованным
воздействием на его «историко-культурную базу» (Ж. Лакан). По мнению
А. Айви, М. Айви, Л. Саймек-Дайнинг, в понятие историко-культурной базы
входят такие демографические показатели, как пол и возраст, значимость
которых определяется психологически обусловленными ценностными пред­
почтениями; расовой (национальной, этнической) специфичностью; веро-­
исповеданием и сексуальной ориентацией. Особый интерес в плане транс­
культурного подхода к психотерапевтической теории и практике представляют
аспекты, учитывающие роль этнокультурного (национального, расового) и
религиозного факторов, поскольку они в большей степени, чем другие,
связаны с базисными личностными установками, формирующими потенции-­
альные внутриличностные конфликты и требующими психологической кор-­
рекции. ^

По данным Н. Пезешкиана, именно социокультурные факторы, к кото­рым автор причисляет этнопсихологические параметры и религиозные пред­почтения, имеют принципиальное значение в формировании конфликтов, проблем, девиантных форм поведения, невротических и психосоматических симптомов. Проявлениями же вышеперечисленных параметров становятся актуальные (первичные и вторичные) способности человека. Под ними по­нимается следование таким психосоциальным нормам, как: пунктуальность, аккуратность, чистоплотность (опрятность), послушание, вежливость, чест­ность, верность, справедливость, бережливость, прилежание или успех в дея­тельности, надежность, точность, а также образец для подражания, терпение, время, общительность, сексуальность, доверие, уверенность в способностях партнера, вера, сомнение, уверенность и единство, понимаемое как цельность (Н. Пезешкиан). Невротический конфликт, требующий психотерапевтичес­кого исправления, видится автору в столкновении во взаимоотношениях меж­ду людьми (в семье между родителями и детьми, супругами, на работе между сотрудниками или начальником и подчиненными, в быту между со­седями) в несовпадении актуальных способностей, а также в несовпадении ожиданий от участников коммуникации с реальностью. Причем конфликт рассматривается как противостояние и противодействие двух или более не­допонимающих друг друга культур, традиций, верований, мировоззрений, стилей жизни.


168


ГЛАВА 4. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Проследить влияние культурных факторов на эффективность коррекции и терапии девиантных форм поведения можно на примере коррекции откло­няющегося поведения в виде злоупотребления алкоголем и невротических расстройств. В основе традиционной опосредованной психотерапии алкоголь­ного девиатного поведения и алкоголизма лежит комплекс запретительных мер, нацеленных на выработку у девианта опасения (и страха) неминуемых тяжких расстройств здоровья в случае возвращения к употреблению спирт­ных напитков. Считается, что подобный способ может оказаться эффектив­ным лишь в случаях совпадения психологических особенностей психотера­певтического воздействия и личностных свойств пациента, опосредованных этнокультурными факторами. В процессе рациональной психотерапии алко­голизма психотерапевт распределяет ответственность за эффективность те­рапии поровну между собой и больным.

Таким образом, принципиальная разница двух психотерапевтических под­ходов заключается в том, что при аверсивной психотерапии физиологичес­кая алкогольная зависимость заменяется психологической зависимостью от психотерапевта и страхом нарушения табу, в то время как при использовании рациональной психотерапии подобных зависимостей не формируется и па­циенту предоставляется достаточно большая свобода действий. Безоснова­тельно считается, что больному алкоголизмом (особенно на II и III стадиях заболевания) в силу изменений личности, то есть сформировавшихся субкуль­турных свойств, не показано применение «гуманистически-ориентирован­ных» психотерапевтических методик.

Сравнительный анализ эффективности двух принципиально различных психотерапевтических методик показывает, что результат зависит не только и не столько от стадии заболевания, сколько от культурных особенностей па­циентов, в первую очередь от ориентации на демократический или автори­тарный стили общения. Девиантам с демократической направленностью личности, в которую включаются такие психологические качества, как спо­собность выслушивать чужую точку зрения, находить компромиссы при об­щении с людьми, не показаны культурно чуждые им методы «кодирования». Тогда как пациентам с авторитарной направленностью личностных качеств в виде традиций требования от окружающих подчинения, непререкаемости, жесткости в общении, а значит, уважения силы малоэффективны психотера­певтические методики, апеллирующие к морально-нравственным ценностям.

Сходные выводы можно сделать и при выборе эффективных психотерапев­тических методик при коррекции и терапии невротических форм девиантного поведения. У тех пациентов, для которых результативной оказывается суггес­тивная психотерапия, отмечаются следующие личностные особенности, опо­средованные культурными факторами: потребность ориентироваться на пря­мые указания-советы, как разрешить конкретную ситуацию, или на внешнее снятие симптомов («стирание из памяти» психотравмируюших ситуаций). Если при классической (традиционной) психотерапии основной упор делается на снятие аффективных симптомов невротических расстройств с помощью сугге­стивных методов, то при позитивной психотерапии усилия психотерапевта на-


169


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

правляются на осознание пациентом потенциальных и актуальных внутрилич-ностных конфликтов. Позитивную психотерапию можно отнести к методикам психотерапии «здравым смыслом», использующим элементы рациональной психотерапии. Одним из наиболее важных тезисов позитивной психотерапии является транскультурный принцип, нацеленный на позитивное истолкование симптома или проблемы с помощью сравнения его со сходными феноменами, встречающимися в других культурах и не носящих оттенка патогенности. По­добный психотерапевтический прием предполагает использование метафор, историй, притч, пословиц и поговорок других народов и культур. Позитивная психотерапия оказывается эффективной лишь в тех случаях, когда пациент соглашается разделить ответственность за исход коррекции и терапии с психо­терапевтом, а также учиться на культурных различиях.

Можно утверждать, что социокультурные факторы немаловажны при вы­работке показаний для тех или иных методов и способов психотерапии, и предполагать, что эффективность некоторых мистических и нетрадиционных методов психотерапии (голотропное дыхание по С. Грофу, нейролингвистиче-ское программирование, терапия «первичным криком» и пр.) базируется на культурных особенностях, опосредованных социокультурными процессами.

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

1. Естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа пове-­
дения коллектив людей, существующий как энергетическая система (струк-­
тура), противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исхо-­
дя из ощущения комплиментарности, обозначается термином:

а) нация;

б) раса;

в) культура;

г) субкультура;

д) этнос.

2. Самооценку этнической или культурной группы отражает:

а) этнокультурный стереотип;

б) этнокультурный гетеростереотип;

в) этнокультурный автостереотип;

г) этнокультурный интеростереотип;

д) этнокультурный паттерн.

3. К аспектам этнокультурной психологии девиантного поведения отно-­
сят все нижеперечисленные, за исключением:

а) клинического;

б) коррекционно-терапевтического;

170