ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 360
Скачиваний: 1
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
важны для подбора наиболее эффективных способов психотерапевтического воздействия. Однако современные исследования в области теории и практики психотерапии выявили существенную значимость транскультурного аспекта (Н. Пезешкиан).
Теоретической
базой транскультурного подхода к
психотерапии являются
представления
о том, что практически любая
психотерапевтическая методи-
ка
в первую очередь обращена к личности
пациента (клиента), а личность
формируется
в определенной этнокультурной среде,
усваивая соответствую
щее
мировоззрение, традиции, паттерны
осмысления действительности и
поведения,
нормы психологического реагирования.
Следовательно, апелли-
рование в
процессе психотерапии к личности
девианта (даже если при этом
затрагиваются
под- или бессознательные уровни) является
опосредованным
воздействием
на его «историко-культурную базу» (Ж.
Лакан). По мнению
А.
Айви, М. Айви, Л. Саймек-Дайнинг, в понятие
историко-культурной базы
входят
такие демографические показатели, как
пол и возраст, значимость
которых
определяется психологически обусловленными
ценностными пред
почтениями;
расовой (национальной, этнической)
специфичностью; веро-
исповеданием
и сексуальной ориентацией. Особый
интерес в плане транс
культурного
подхода к психотерапевтической теории
и практике представляют
аспекты,
учитывающие роль этнокультурного
(национального, расового) и
религиозного
факторов, поскольку они в большей
степени, чем другие,
связаны
с базисными личностными установками,
формирующими потенции-
альные
внутриличностные конфликты и требующими
психологической кор-
рекции. ^
По данным Н. Пезешкиана, именно социокультурные факторы, к которым автор причисляет этнопсихологические параметры и религиозные предпочтения, имеют принципиальное значение в формировании конфликтов, проблем, девиантных форм поведения, невротических и психосоматических симптомов. Проявлениями же вышеперечисленных параметров становятся актуальные (первичные и вторичные) способности человека. Под ними понимается следование таким психосоциальным нормам, как: пунктуальность, аккуратность, чистоплотность (опрятность), послушание, вежливость, честность, верность, справедливость, бережливость, прилежание или успех в деятельности, надежность, точность, а также образец для подражания, терпение, время, общительность, сексуальность, доверие, уверенность в способностях партнера, вера, сомнение, уверенность и единство, понимаемое как цельность (Н. Пезешкиан). Невротический конфликт, требующий психотерапевтического исправления, видится автору в столкновении во взаимоотношениях между людьми (в семье — между родителями и детьми, супругами, на работе — между сотрудниками или начальником и подчиненными, в быту — между соседями) в несовпадении актуальных способностей, а также в несовпадении ожиданий от участников коммуникации с реальностью. Причем конфликт рассматривается как противостояние и противодействие двух или более недопонимающих друг друга культур, традиций, верований, мировоззрений, стилей жизни.
168
ГЛАВА 4. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Проследить влияние культурных факторов на эффективность коррекции и терапии девиантных форм поведения можно на примере коррекции отклоняющегося поведения в виде злоупотребления алкоголем и невротических расстройств. В основе традиционной опосредованной психотерапии алкогольного девиатного поведения и алкоголизма лежит комплекс запретительных мер, нацеленных на выработку у девианта опасения (и страха) неминуемых тяжких расстройств здоровья в случае возвращения к употреблению спиртных напитков. Считается, что подобный способ может оказаться эффективным лишь в случаях совпадения психологических особенностей психотерапевтического воздействия и личностных свойств пациента, опосредованных этнокультурными факторами. В процессе рациональной психотерапии алкоголизма психотерапевт распределяет ответственность за эффективность терапии поровну между собой и больным.
Таким образом, принципиальная разница двух психотерапевтических подходов заключается в том, что при аверсивной психотерапии физиологическая алкогольная зависимость заменяется психологической зависимостью от психотерапевта и страхом нарушения табу, в то время как при использовании рациональной психотерапии подобных зависимостей не формируется и пациенту предоставляется достаточно большая свобода действий. Безосновательно считается, что больному алкоголизмом (особенно на II и III стадиях заболевания) в силу изменений личности, то есть сформировавшихся субкультурных свойств, не показано применение «гуманистически-ориентированных» психотерапевтических методик.
Сравнительный анализ эффективности двух принципиально различных психотерапевтических методик показывает, что результат зависит не только и не столько от стадии заболевания, сколько от культурных особенностей пациентов, в первую очередь от ориентации на демократический или авторитарный стили общения. Девиантам с демократической направленностью личности, в которую включаются такие психологические качества, как способность выслушивать чужую точку зрения, находить компромиссы при общении с людьми, не показаны культурно чуждые им методы «кодирования». Тогда как пациентам с авторитарной направленностью личностных качеств в виде традиций требования от окружающих подчинения, непререкаемости, жесткости в общении, а значит, уважения силы малоэффективны психотерапевтические методики, апеллирующие к морально-нравственным ценностям.
Сходные выводы можно сделать и при выборе эффективных психотерапевтических методик при коррекции и терапии невротических форм девиантного поведения. У тех пациентов, для которых результативной оказывается суггестивная психотерапия, отмечаются следующие личностные особенности, опосредованные культурными факторами: потребность ориентироваться на прямые указания-советы, как разрешить конкретную ситуацию, или на внешнее снятие симптомов («стирание из памяти» психотравмируюших ситуаций). Если при классической (традиционной) психотерапии основной упор делается на снятие аффективных симптомов невротических расстройств с помощью суггестивных методов, то при позитивной психотерапии усилия психотерапевта на-
169
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
правляются на осознание пациентом потенциальных и актуальных внутрилич-ностных конфликтов. Позитивную психотерапию можно отнести к методикам психотерапии «здравым смыслом», использующим элементы рациональной психотерапии. Одним из наиболее важных тезисов позитивной психотерапии является транскультурный принцип, нацеленный на позитивное истолкование симптома или проблемы с помощью сравнения его со сходными феноменами, встречающимися в других культурах и не носящих оттенка патогенности. Подобный психотерапевтический прием предполагает использование метафор, историй, притч, пословиц и поговорок других народов и культур. Позитивная психотерапия оказывается эффективной лишь в тех случаях, когда пациент соглашается разделить ответственность за исход коррекции и терапии с психотерапевтом, а также учиться на культурных различиях.
Можно утверждать, что социокультурные факторы немаловажны при выработке показаний для тех или иных методов и способов психотерапии, и предполагать, что эффективность некоторых мистических и нетрадиционных методов психотерапии (голотропное дыхание по С. Грофу, нейролингвистиче-ское программирование, терапия «первичным криком» и пр.) базируется на культурных особенностях, опосредованных социокультурными процессами.
ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
1. Естественно
сложившийся на основе оригинального
стереотипа пове-
дения коллектив
людей, существующий как энергетическая
система (струк-
тура),
противопоставляющая себя всем другим
таким же коллективам, исхо-
дя
из ощущения комплиментарности,
обозначается термином:
а) нация;
б) раса;
в) культура;
г) субкультура;
д) этнос.
2. Самооценку этнической или культурной группы отражает:
а) этнокультурный стереотип;
б) этнокультурный гетеростереотип;
в) этнокультурный автостереотип;
г) этнокультурный интеростереотип;
д) этнокультурный паттерн.
3. К
аспектам этнокультурной психологии
девиантного поведения отно-
сят
все нижеперечисленные, за исключением:
а) клинического;
б) коррекционно-терапевтического;
170