Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3335

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Введение

10

10

щие

 

образа

 

«инородца»

 

и

 

«иноверца»

 

и

 

по азав

 

механизмы

 

формирова-

ния

 

и

 

трансформации

 

этих

 

составляющих.

 

При

 

этом

 

о азалось,

 

что

 

сте-

реотипы

 

являются

 

не

 

толь о

 

основой

 

для

 

восприятия

 

образа

 

«ч жо о»,

но

 

и

 

для

 

е о

 

«схематичес о о»

 

(«формально о»)

 

описания.

Работы

 

наших

 

предшественни ов

 

по азывают,

 

что

 

в

 

традицион-

ной

 

народной

 

льт ре

 

образ

 

любо о

 

этничес и

 

или

 

онфессиональ-

но

 

«ч жо о»

 

может

 

быть

 

описан

 

при

 

помощи

 

стандартной

 

схемы

(

Bystroń

 

1980:

 

314–334;

 

Stomma

 

1986:

 

15–45

;

 

Jastrz bski

 

1989:

 

38–41).

Выделяется

 

ряд

 

лючевых

 

позиций,

 

по

 

оторым

 

опознается

 

«ч жой»

среди

 

«своих»:

 

это

 

внешность,

 

запах,

 

отс тствие

 

д ши,

 

сверхъесте-

ственные

 

свойства

 

(способности

   

оборотничеств ,

 

ма ии

 

и

 

олдов-

ств ,

 

чаще

 

вредоносном ),

 

«неправильное»

 

с

 

точ и

 

зрения

 

носителя

местной

 

традиции

 

поведение

 

(об словленное

 

«ч жими»

 

и,

 

следова-

тельно,

 

неправильными,

 

реховными,

 

демоничес ими

 

рит алами

 

и

обычаями),

 

язы .

С

 

помощью

 

этих

 

призна ов

 

может

 

быть

 

составлен

 

достаточно

 

ис-

черпывающий

 

фоль лорно-мифоло ичес ий

 

портрет

 

«ч жо о»,

 

на-

пример

 

для

 

славянс ой

 

льт ры

 

 

немца,

 

поля а,

 

цы ана,

 

еврея,

т р а,

 

а

 

та же

 

обобщенный

 

портрет

 

«ч жо о»

 

народа

 

(см.:

 

СД

 

2:

173–176,

 

414–418;

 

СД

 

3:

 

367–370).

 

При

 

этом

 

выделяются

 

наиболее

значимые

 

для

 

традиционной

 

льт ры

 

омпле сы

 

представлений,

оторые

 

фи сир ются

 

более-менее

 

равномерно

 

по

 

всем

 

пространст-

в

 

славянс о о

 

мира.

В

 

ачестве

 

примера

 

приведем

 

«сводн ю»

 

схем ,

 

оторая

 

с мми-

р ет

 

омпле с

 

предрасс д ов

 

и

 

с еверных

 

представлений

 

при

 

со-

ставлении

 

«портрета»

 

толь о

 

одно о

 

этничес о о

 

соседа

 

 

еврея

 

(см.

та же

 

СД

 

2:

 

173–176)

 

и

 

оторая,

 

а

 

нам

 

представляется,

 

может

быть

 

приложена

 

и

   

др

им

 

«ч жа ам».

Ита ,

 

со ласно

 

традиционным

 

представлениям,

 

евреи

рождаются

 

слепыми;

рождаются

 

необычным

 

образом

 

после

 

аномально

 

проте ающей

беременности;

 

них

 

нет

 

д ши;

выделяются

 

особенностями

 

внешности

 

 

т.

 

ч.

 

зооморфными

призна ами

 

 

хвост,

 

рож и);

обладают

 

специфичес им

 

запахом;

их

 

жизнь

 

сопровождается

 

«неправильными»

 

(или

 

нелепыми),

 

с

точ и

 

зрения

 

славян,

 

обрядами:

 

женятся

 

на

 

м сорной

 

че,

мирают

 

не

 

своей

 

смертью,

 

их

 

хоронят

 

сидя;

они

 

связаны

 

с

 

нечистыми

 

животными

 

(ср.

 

ле енд

 

о

 

превраще-

нии

 

еврейс ой

 

женщины

 

в

 

свинью);


background image

Введение

11

11

знаются

 

с

 

нечистой

 

силой

 

(евреев

 

похищает

 

демон

 

«хап н»,

 

их

обли

 

принимают

 

различные

 

демоничес ие

 

персонажи);

обладают

 

сверхъестественными

 

свойствами,

 

проявляют

 

способ-

ности

   

ма ии

 

и

 

ведовств ;

потребляют

 

ровь

 

в

 

обрядовой

 

и

 

рит альной

 

пра ти е;

мо

т

 

выст пать

 

а

 

податели

 

бла опол чия

 

и

 

бо атства

 

(симво-

ли а

 

встречи

 

с

 

евреем,

 

символи а

 

сновидений).

Перед

 

нами

 

вполне

 

мифоло изированный

 

образ,

 

отражающий

 

ам-

бивалентное

 

отношение

   

носителю

 

«ч жой»

 

льт ры,

 

аждый

 

эле-

мент

 

оторо о

 

приобретает

 

значение

 

самостоятельно о

 

символа

 

стереотипах

 

и

 

символах

 

подробнее

 

см.:

 

Benedyktowicz

 

2000:

 

85–

114).

 

Отметим,

 

что

 

мно ие

 

из

 

с еверных

 

представлений

 

относитель-

но

 

«ч жих»

 

восходят

   

нижной

 

льт ре

 

поздней

 

античности

 

и

ранне о

 

Средневе овья

 

и

 

являются

 

отражением

 

меж онфессиональ-

ной

 

полеми и

 

(Трахтенбер

 

1998,

 

Занемонец

 

2003,

 

Евсеен о

 

2003,

Дмитриев

 

2003,

 

Мочалова

 

2003).

Без словно,

 

эта

 

схема

 

в лючает

 

ма симальный

 

набор

 

призна-

ов,

 

не

 

все

 

из

 

оторых

 

прис тств ют

 

в

 

современных

 

массовых

 

представ-

лениях

 

об

 

этничес их

 

соседях.

 

В

 

полевых

 

материалах

 

последних

 

деся-

тилетий

 

по

 

сравнению

 

со

 

свидетельствами,

 

записанными

 

в

 

онце

XIX

 

 

начале

 

XX

 

в.,

 

наблюдается

 

трансформация

 

традиционных

мотивов,

 

из

 

оторых

 

не оторые

 

перестают

 

быть

  

частью

 

«обще о

 

зна-

ния»

 

о

 

«ч жих»,

 

но

 

появляются

 

и

 

новые

 

с еверия

 

относительно

«ч жа ов».

 

Именно

 

поэтом

 

в

 

этой

 

ни е

 

мы

 

намеренно

 

объединяем

фра менты

 

традиционных

 

верований

 

о

 

«ч жих»

 

с

 

элементами

 

«но-

вой

 

мифоло ии».

Динами а

 

представлений

 

о

 

«ч жих»

 

 

частности,

 

о

 

евреях)

 

во

мно ом

 

определяется

 

современной

 

этничес ой

 

сит ацией

 

в

 

ре ио-

нах,

 

де

 

прежде

 

имели

 

место

 

тесные

 

онта ты

 

славян

 

и

 

евреев.

 

По-

лиэтничес ое

 

и

 

поли онфессиональное

 

население

 

и рало

 

значитель-

н ю

 

роль

 

в

 

развитии

 

социальной

 

и

 

льт рной

 

жизни

 

местече

 

У раи-

ны,

 

Белор ссии

 

и

 

Польши.

 

В

 

начале

 

XX

 

в.

 

доля

 

еврейс о о

 

населе-

ния

 

не оторых

 

местече

 

дости ала

 

80%,

 

и

 

именно

 

евреи

 

определяли

 

и

лад

 

жизни,

 

и

 

бла осостояние

 

жителей

 

о рестных

 

сел.

 

В

 

этом

 

он-

те сте

 

не

 

может

 

по азаться

 

пре величением

 

тверждение

 

о

 

том,

 

что

 

для

носителя

 

польс ой

 

традиционной

 

льт ры

 

«евреи

 

являлись

 

элементом

ниверс ма»

 

(

Jastrz bski

 

1989:

 

48).

 

Се одня

 

большинство

 

местече

превратилось

 

в

 

села

 

(посел и)

 

с

 

моноэтничным

 

славянс им

 

населени-

ем,

 

одна о

 

память

 

о

 

соседях-евреях,

 

во

 

мно ом

 

определявших

 

оло-

рит

 

данных

 

ре ионов,

 

жива.

 

Видимо,

 

для

 

мифоло изации

 

этниче-

с о о

 

соседа

 

необходимо

 

е о

 

прис тствие,

 

причем

 

массовое,

 

о да


background image

Введение

12

12

можно

 

с азать

 

безлично

 

 

«они»

 

 

и

 

с онцентрировать

 

во р

 

жи-

в щих

 

по

 

соседств

 

«ч жих»

 

с еверия

 

и

 

предрасс д и.

 

Но

 

и

 

отс тст-

вие

 

(исчезновение)

 

«ч жа ов»

 

о азывается

 

значимым:

 

при

 

сохране-

нии

 

традицией

 

стереотипов,

 

об словленных

 

архаичес ими,

 

мифоло-

ичес ими

 

представлениями,

 

в

 

оп стевшем

 

льт рном

 

пространстве

возни ает

 

«новая

 

мифоло ия»

 

об

 

шедшем

 

народе,

 

о

 

тех,

 

о о

 

нет…

Фоль лорный

 

материал

 

дает

 

достаточно

 

олоритн ю

 

артин

взаимных

 

представлений

 

славян

 

о

 

бытовом

 

ладе,

 

рели иозных

воззрениях

 

и

 

обрядности

 

их

 

этничес их

 

соседей.

 

На

 

всех

 

ровнях

мифоло изация

 

образа

 

«ч жо о»

 

сочетается

 

с

 

«бытовым»

 

знанием

о

 

соседях,

 

основанным

 

на

 

повседневном

 

общении,

 

но

 

при

 

этом

 

«ми-

фоло ичес ий»

 

аспе т

 

остается

 

без словно

 

преобладающим.

Кни а

 

состоит

 

из

 

пяти

 

лав.

 

В

 

первой

 

лаве

 

 

«Фоль лорная

 

эт-

ноло ия»

 

 

описываются

 

народные

 

представления

 

о

 

происхожде-

нии

 

различных

 

народов,

 

верования

 

о

 

«ч жих»

 

 

воинственных

противни ах

 

и

 

одновременно

 

льт рных

 

ероях,

 

заложивших

 

ос-

новы

 

местной

 

традиции.

 

С

 

точ и

 

зрения

 

«фоль лорной

 

антрополо ии»

рассматриваются

 

представления

 

о

 

физичес их

 

особенностях

 

инород-

цев

 

и

 

иноверцев,

 

а

 

приводимые

 

далее

 

«лин вистичес ие»

 

ле енды

рас рывают

 

народн ю

 

онцепцию

 

происхождения

 

разных

 

язы ов.

Вторая

 

лава

 

 

«Рели ия

 

и

 

вера»

 

 

посвящена

 

онцепт

 

«ч жой»

 

ве-

ры

 

в

 

народной

 

льт ре,

 

представлениям

 

о

 

разных

 

онфессиях

 

и

 

та-

ом

 

базовом

 

для

 

формирования

 

этно онфессиональных

 

стереоти-

пов

 

понятию,

 

а

 

рели иозный

 

навет.

 

В

 

третьей

 

лаве

 

«Рели иозная

обрядность

 

„ч жих“

 

в

 

народной

 

интерпретации

 

славян»

 

 

речь

 

идет

о

 

рит альных

 

пра ти ах,

 

льтовых

 

местах

 

и

 

са ральных

 

предме-

тах,

 

пол чивших

 

своеобразное

 

отражение

 

в

 

верованиях

 

славян.

 

Гла-

ва

 

четвертая

 

 

«Праздни –обряд–рит ал»

 

 

объединяет

 

очер и

 

о

восприятии

 

„ч жих»

 

праздни ов

 

и

 

обрядов

 

и

 

о

 

в лючении

 

элементов

«ч жой»

 

обрядовой

 

льт ры

 

в

 

поле

 

«своей»

 

традиции.

 

Пятая

 

лава

 

«Из

 

народной

 

демоноло ии»

 

 

представляет

 

материалы

 

из

 

наиболее

проницаемой

 

для

 

меж

льт рных

 

онта тов

 

области

 

 

сферы

 

с е-

верных

 

представлений

 

о

 

пот сторонних

 

силах

 

и

 

народной

 

ма ии.

Мы

 

сочли

 

местным

 

снабдить

 

наше

 

исследование

 

приложением,

поместив

 

в

 

не о

 

про рамм -вопросни

 

«Этно

льт рные

 

стереотипы

в

 

народной

 

традиции:

 

славяне

 

и

 

их

 

соседи»,

 

составленн ю

 

специ-

ально

 

для

 

этнолин вистичес их

 

исследований

 

в

 

ре ионах

 

этно

ль-

т рных

 

онта тов

 

и

 

апробированн ю

 

во

 

время

 

полевых

 

сезонов

 

2003–

2005

 

.

 

на

 

территории

 

У раины

 

и

 

Белор ссии.

 

Наш

 

вопросни

 

по-

строен

 

на

 

основе

 

материалов,

 

зафи сированных

 

в

 

оп бли ованных

фоль лорно-этно рафичес их

 

сводах

 

по

 

исслед емым

 

ре ионам,

 

а

 

та -


background image

Введение

13

13

же

 

в

 

архивных

 

и

 

полевых

 

материалах

 

из

 

Полесья,

 

Подолии,

 

Запад-

ной

 

Белор ссии,

 

оторые

 

еще

 

жд т

 

выхода

 

в

 

свет.

 

При

 

составлении

вопросни а

 

мы

 

читывали

 

позиции,

 

по

 

оторым

 

была

 

пол чена

 

ин-

формация

 

о

 

«ч жих»

 

в

 

период

 

работы

 

Полесс ой

 

этнолин вистиче-

с ой

 

э спедиции

 

по

 

«Про рамме

 

Полесс о о

 

этнолин вистичес о о

атласа»

 

(см.:

 

ПЭС:

 

21–49),

 

а

 

та же

 

опыт

 

польс их

 

олле ,

 

собирав-

ших

 

материал

 

по

 

этно

льт рной

 

проблемати е

 

на

 

территории

Польши

 

(см.:

 

Cała

 

1992:

 

203–211,

 

вопросни

 

«

Obraz

 

kultury

 

żydow

skiej

 

w

 

świadomości

 

polskiej

 

wsi

»).

Автор

 

бла одарит

 

всех

 

сп тни ов

 

по

 

э спедиционным

 

исследо-

ваниям

 

и

 

всех

 

олле ,

 

предоставивших

 

для

 

п бли ации

 

свои

 

мате-

риалы,

 

сделавших

 

ценные

 

замечания

 

в

 

ходе

 

обс ждения

 

различных

сюжетов,

 

отраженных

 

в

 

ни е.

 

Большое

 

спасибо

 

Светлане

 

Михай-

ловне

 

Толстой,

 

на

 

протяжении

 

длительно о

 

времени

 

поб ждавшей

автора

   

разработ е

 

темы

 

«свой–ч жой»

 

в

 

народной

 

льт ре

 

славян,

бол арс им

 

фоль лористам

 

и

 

этно рафам

 

из

 

Инстит та

 

фоль лора

БАН

 

и

 

Этно рафичес о о

 

инстит та

 

и

 

м зея

 

в

 

Софии

 

и

 

польс им

 

эт-

нолин вистам

 

из

 

Люблинс о о

 

ниверситета

 

им.

 

М.

 

Кюри-С лодов-

с ой,

 

предоставившим

 

автор

 

возможность

 

работать

 

с

 

архивными

 

и

полевыми

 

материалами

 

из

 

Бол арии

 

и

 

восточной

 

Польши.

 

Особые

слова

 

бла одарности

 

 

Владимир

 

Я овлевич

 

Петр хин ,

 

о азав-

шем

 

мне

 

честь

 

своим

 

соавторством

 

в

 

ряде

 

работ,

 

составивших

 

осно-

в

 

данно о

 

исследования.


background image