Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3435

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Фоль лорная

этноло ия

15

15

I.1.

 

Происхождение

 

и

 

с дьба

 

народов

в

 

свете

 

фоль лорной

 

этноло ии

В

 

народной

 

артине

 

мира

 

ниверсальная

 

оппозиция

призна ов

 

«свой–ч жой»

 

пронизывает

 

все

 

ровни

 

 

от

 

осмоло и-

чес их

 

представлений

 

(«свое»

 

и

 

«ч жое»

 

пространство,

 

человечес ие

с щества

 

и

 

демоничес ие

 

персонажи)

 

до

 

бытовой

 

пра мати и

 

(раз-

личия

 

в

 

язы е,

 

традиционной

 

обрядности

 

и

 

ладе

 

жизни).

 

Представ-

ления

 

о

 

«своем»

 

и

 

«ч жом»

 

народе,

 

запечатлевшиеся

 

в

 

народных

этиоло ичес их

 

ле ендах,

 

на лядно

 

демонстрир ют

 

наиболее

 

нивер-

сальные

 

(безотносительно

   

он ретным

 

нациям)

 

мотивы,

 

прис щие

фоль лорном

 

образ

 

«ч жо о»

 

этноса.

 

Это

 

верования

 

о

 

«первично-

сти»

 

свое о

 

этноса,

 

е о

 

изначальной

 

«правильности»,

 

о

 

«нечеловече-

с ой»

 

природе

 

ч жих,

 

об

 

их

 

«звериной»

 

с щности

 

или

 

об

 

их

 

связи

 

с

пот сторонним

 

миром.

 

При

 

этом

 

базовой

 

в

 

системе

 

«фоль лорной

 

эт-

ноло ии»

 

была

 

и

 

остается

 

идея

 

этноцентризма,

 

о да

 

положительная

оцен а

 

«своих»

 

и

 

не ативная

 

оцен а

 

«ч жих»

 

часто

 

дается

 

в

 

ате о-

риях

 

мифоло ичес о о

 

мышления.

 

Яр ой

 

особенностью

 

народных

нарративов

 

на

 

темы

 

этничес ой

 

идентифи ации

 

является

 

не

 

толь о

их

 

стойчивость

 

(мы

 

намеренно

 

приводим

 

в

 

ачестве

 

примеров

 

те сты

разных

 

временных

 

пластов

 

 

от

 

XIX

 

в.

 

до

 

наших

 

дней),

 

но

 

и

 

встроен-

ность

 

в

 

онте ст

 

«всемирной

 

истории»,

 

объединяющей

 

и

 

сотворение

мира,

 

и

 

события

 

Ветхо о

 

и

 

Ново о

 

Заветов,

 

и

 

мифоло изированные

историчес ие

 

фа ты.

Этничес ая

 

история

 

и

 

хроноло ия.

 

Появление

 

«свое о»

 

этноса,

 

от-

деляюще ося

 

от

 

всех

 

др

их

 

народов,

 

и

 

«ч жих»

 

народов

 

может

 

от-

носиться

   

временам

 

Адама

 

и

 

Евы

 

(ле енды

 

о

 

том,

 

что

 

бол ары

 

 

это

прямые

 

и

 

непосредственные

 

потом и

 

первых

 

людей,

 

наряд

 

с

 

«май-

м нс им

 

по олением»

 

(обезьянами);

 

Белова

 

1998а:

 

168),

 

Всемирно о

потопа

 

(бол ары

 

 

потом и

 

бла очестиво о

 

сына

 

Ноя,

 

при рывше о

на от

 

отца,

 

и

 

цы ане

 

 

потом и

 

др

о о

 

сына,

 

оторый

 

насмехался

над

 

отцом;

 

Белова

 

1998а:

 

166–167);

 

анало ично

 

в

 

ле енде

 

из

 

У орс ой

Р си:

 

цы ане

 

 

это

 

потом и

 

«про лято о»

 

Хама;

 

Гнатю

 

1897:

 

6),

 

Исхо-

да

 

(по

 

ле енде

 

из

 

Галиции,

 

цы ане

 

 

потом и

 

черта

 

и

 

дев ш и

 

из

 

чис-

ла

 

«фараоновых

 

людей»,

 

преследовавших

 

евреев;

 

Гнатю

 

1902:

 

33–34).

Этносы

 

мо

т

 

та же

 

переживать

 

«повторное»

 

сотворение.

 

В

 

этом

сл чае

 

ле енды

 

оворят

 

о

 

«нынешних»

 

цы анах

 

 

Чермном

 

море

 

то-

н ло

 

мно о

 

цы ан,

 

их

 

цари

 

и

 

начальни и,

 

их

 

ни и;

 

теперешние

 

цы а-

не

 

 

это

 

потом и

 

черта

 

и

 

хромой

 

цы ан и

 

(У орс ая

 

Р сь;

 

Гнатю

1897:

 

17);

 

по

 

др

ой

 

версии

 

из

 

Западной

 

Белор ссии,

 

о да

 

евреи

 

вы-

ходили

 

«с

 

фараонс ой

 

земли»,

   

ним

 

пристали

 

не оторые

 

«фараоны»;


background image

Глава

 

I

16

16

перейдя

 

через

 

море,

 

они

 

та

 

и

 

не

 

нашли

 

себе

 

постоянно о

 

места

 

 

бро-

дят

 

по

 

свет ,

 

рад т,

 

просят,

 

вера

 

их

 

неведомо

 

а ая;

 

их

 

непри аян-

ность

 

до

 

онца

 

света

 

объясняется

 

Божьим

 

на азанием

 

за

 

то,

 

что

 

они

м чили

 

евреев;

 

Federowski

 

1897:

 

231)

 

или

 

«нынешних»

 

евреях

 

(ле ен-

да

 

из

 

ровенс о о

 

Полесья

 

о

 

евреях

 

 

потом ах

 

единственной

 

женщи-

ны,

 

посоч вствовавшей

 

рестным

 

м

ам

 

Христа;

 

Белова

 

2004:

 

75).

Фоль лорные

 

ле енды,

 

основанные

 

на

 

библейс ом

 

эпизоде

 

со

строительством

 

Вавилонс ой

 

башни,

 

призваны

 

объяснить

 

появление

различных

 

язы ов

 

и

 

наречий

 

(см.:

 

Белова

 

2004:

 

285–289,

 

а

 

та же

 

I.5

).

В

 

онте сте

 

«библейс ой»

 

истории.

 

Появление

 

различных

 

этносов

 

и

сословий

 

напрям ю

 

связано

 

со

 

священной

 

историей

 

в

 

ее

 

фоль лор-

ной

 

интерпретации.

 

В

 

данном

 

онте сте

 

прародителем

 

«свое о»

 

эт-

носа

 

все да

 

о азывается

 

«положительный»

 

персонаж,

 

чьи

 

пост п и

или

 

с дьба

 

мо

т

 

сл жить

 

моральной

 

нормой.

 

Та ,

 

в

 

ле енде,

 

запи-

санной

 

от

 

поля ов

 

в

 

1990

 

.

 

на

 

территории

 

бывшей

 

Виленс ой

 

б.,

история

 

Каина

 

и

 

Авеля

 

завершается

 

появлением

 

«литвинов»

 

и

 

поля-

ов.

 

Первые

 

 

потом и

 

злодея

 

Каина,

 

бивше о

 

свое о

 

брата;

 

вто-

рые

 

 

потом и

 

«бла ородно о

 

Авеля»

 

To

 

Kain

 

został

 

Litwinem,

 

a

Abel,

 

jego

 

serce

 

szlachetne,

 

został

 

Polakiem

 

<...>

 

Kainska

 

krew

 

to

chamska

 

krew,

 

litewska,

 

a

 

polska

 

łagodna

 

krew

»]

 

(Zowczak

 

2000:

 

140).

Со ласно

 

за арпатс ой

 

ле енде,

 

цы ане

 

 

потом и

 

Каина:

 

за

 

бий-

ство

 

Авеля

 

«всё

 

Каиново

 

пл

¨

мня

 

всё

 

про лян

¨

но»;

 

поэтом

 

цы ане

оворят,

 

что

 

хоть

 

и

 

имеют

 

дома

 

и

 

хозяйство,

 

но

 

« оли

 

прыйдэ

 

на

 

нас

тот

 

час,

 

мы

 

м

ý

симэ

 

йты,

 

бо

 

мы

 

Каиново

 

пл

¨

мня.

 

Нас

 

Бо

 

про л

¸

в…»

(Б ш евич

 

2002:

 

12).

 

По

 

бол арс ой

 

ле енде,

 

потом ами

 

Каина

 

яв-

ляются

 

евреи:

 

Бо

 

обре

 

их

 

на

 

вечные

 

с итания

 

после

 

то о,

 

а

 

Ка-

ин

 

бил

 

свое о

 

брата

 

(Банат,

 

СбНУ

 

1963/51:

 

187).

Данный

 

сюжет,

 

с

 

одной

 

стороны,

 

соотносится

 

с

 

народными

 

расс а-

зами

 

о

 

происхождении

 

социально о

 

расслоения

 

общества:

 

та ,

 

со лас-

но

 

представлениям

 

поля ов,

 

потом и

 

Авеля

 

 

это

 

« оспода»,

 

« оро-

ли»,

 

а

 

потом и

 

Каина

 

 

их

 

вечные

 

сл

и,

 

рестьяне

 

(Federowski

 

1897:

149;

 

Kolberg

 

DW

 

7:

 

8).

 

С

 

др

ой

 

стороны,

 

в

 

общеславянс ом

 

онте сте

сюжет

 

о

 

Каине

 

и

 

Авеле

 

о азывается

 

«синонимичным»

 

сюжет

 

о

 

сыно-

вьях

 

Ноя,

 

оторые

 

тоже

 

становятся

 

«прародителями»

 

разных

 

народов:

Иафет

 

 

р сс их

 

и

 

др

их

 

славян,

 

Сим

 

 

немцев,

 

франц зов,

 

ан ли-

чан,

 

Хам

 

 

т ро

 

и

 

«разных

 

эфиопов»

 

(см.:

 

Белова

 

2004:

 

71–72).

Подобные

 

представления

 

сохраняют

 

свою

 

а т альность

 

и

 

в

 

пре-

делах

 

ми роло альных

 

традиций.

 

Та ,

 

со ласно

 

свидетельств ,

 

за-

писанном

 

в

 

1976

 

.

 

в

 

о рестностях

 

Хелма

 

(ю о-восточная

 

Польша),

жители

 

с.

 

Михаловце,

 

противопоставляя

 

себя

 

жителям

 

соседней

 

де-

ревни

 

и

 

ородс им

 

обитателям,

 

считали,

 

что

 

«

my,

 

tuteisi,

 

pochodzi


background image

Фоль лорная этноло ия

17

17

my

 

od

 

Jafeta,

 

tamci

 

od

 

Chama,

 

a

 

miejskie

 

od

 

Sema

 

[мы,

 

здешние,

 

про-

исходим

 

от

 

Яфета,

 

тамошние

 

(жители

 

соседне о

 

села)

 

 

от

 

Хама,

 

а

ородс ие

 

 

от

 

Сима]»

 

(Stomma

 

1986:

 

47).

По

 

бол арс им

 

ле ендам,

 

бол ары

 

 

этот

 

потом и

 

праотца

 

Авраа-

ма

 

и

 

е о

 

сына

 

Исаа а,

 

а

 

т р и

 

 

потом и

 

«неза оннорожденно о»

сына

 

Авраама

 

Измаила,

   

том

 

же

 

совершивше о

 

ровосмешение

 

со

своей

 

матерью

 

(СбНУ

 

1894/11:

 

74).

Инцест

 

и

 

«фоль лорная

 

этноло ия».

 

Инцест

 

в

 

народных

 

представ-

лениях

 

 

один

 

из

 

наиболее

 

страшных

 

рехов.

 

В

 

то

 

же

 

время

 

мотив

инцеста

 

в

 

фоль лоре

 

 

один

 

из

 

самых

 

поп лярных,

 

пос оль

 

фоль -

лорное

 

сознание

 

стремится

 

поддерживать

 

традиционные

 

нормы

 

и

правила

 

поведения,

 

бла одаря

 

оторым

 

в

 

ор анизованный

 

соци м

 

не

доп с ается

 

хаос,

 

стремится

 

выработать

 

способы

 

защиты

 

традици-

онных

 

представлений

 

о

 

мире

 

и

 

спро нозировать

 

последствия

 

их

 

на-

р шения

 

(см.:

 

СД

 

2:

 

418–420).

В

 

славянс их

 

народных

 

представлениях,

 

связанных

 

и

 

инцестом,

просматривается

 

архаичес ий

 

пласт

 

верований,

 

тра т ющих

 

это

 

яв-

ление

 

а

 

изначально

 

доп стимое

 

(ср.

 

представление

 

о

 

первой

 

паре

людей

 

 

близнецах

 

 

а

 

прародителях

 

человечес о о

 

рода

 

в

 

различ-

ных

 

мифоло иях).

 

Та ,

 

в

 

бол арс ой

 

ле енде

 

о

 

рехопадении

 

Адама

 

и

Евы

 

оворится,

 

что

 

в

 

течение

 

20

 

лет

 

Ева

 

рожала

 

по

 

двое

 

детей

 

в

 

од,

и

 

население

 

земли

 

величивалось

 

за

 

счет

 

бра ов

 

межд

 

братьями

 

и

сестрами,

 

по а

 

не

 

дости ло

 

40

 

000

 

(по

 

др

им

 

версиям

 

200

 

000)

 

чело-

ве .

 

То да

 

Бо

 

запретил

 

родственные

 

бра и

 

до

 

третье о

 

олена,

 

а

 

со-

единение

 

более

 

близ их

 

родственни ов

 

стало

 

считаться

 

рехом

 

(Ро-

допи

 

1994:

 

21).

В

 

то

 

же

 

время,

 

с

 

точ и

 

зрения

 

«народной

 

этноло ии»,

 

в

 

рез ль-

тате

 

инцеста

 

появляются

 

целые

 

этносы.

 

Яр им

 

примером

 

подобных

представлений

 

являются

 

бол арс ие

 

ле енды

 

о

 

происхождении

 

т -

ро ,

 

в

 

оторых

 

объединяются

 

мотивы

 

ровосмешения

 

и

 

с отолож-

ства

 

(оба

 

явления

 

 

из

 

разряда

 

самых

 

тяж их

 

рехов).

 

Со ласно

 

од-

ной

 

версии,

 

т р и

 

 

это

 

потом и

 

женщины

 

(царс ой

 

дочери)

 

и

 

со-

ба и;

 

от

 

их

 

связи

 

родилось

 

восемь

 

(«осем»)

 

детей,

 

оторые,

 

в

 

свою

очередь

 

сожительств я

 

со

 

своей

 

матерью,

 

и

 

стали

 

прародителями

всех

 

остальных

 

т ро

 

 

«османцев».

 

Со ласно

 

др

им

 

вариантам,

царь

 

берет

 

в

 

невенчанные

 

жены

 

расавиц ,

 

оторая

 

является

 

доче-

рью

 

овчара

 

и

 

соба и;

 

о да

 

приходит

 

время

 

родов,

 

царь

 

отправляет

ее

 

в

 

дале

ю

 

пещер .

 

Она

 

рожает

 

сына

 

и,

 

о да

 

он

 

входит

 

в

 

возраст,

вст пает

 

с

 

ним

 

в

 

связь

 

для

 

продолжения

 

рода

 

(СбНУ

 

1900/16–17:

307–308,

 

310–311).

 

Та им

 

образом,

 

«ч жие»

 

этносы

 

 

это

 

рез ль-

тат

 

нар шения

 

моральных

 

норм

 

среди

 

«своих»;

 

соответственно,

 

они


background image

Глава

 

I

18

18

изначально

 

решные,

 

а

 

все

 

их

 

обычаи

 

 

том

 

числе

 

и

 

рели иозные)

воспринимаются

 

а

 

неправедные

 

и

 

реховные

 

(подробнее

 

см.:

 

Геор-

иева

 

1996;

 

Белова

 

2002).

Появление

 

различных

 

язы ов

 

и

 

народов

 

 

ачестве

 

альтернативы

знаменитом

 

«смешению

 

язы ов»

 

при

 

строительстве

 

Вавилонс ой

 

баш-

ни)

 

та же

 

связывается

 

в

 

фоль лоре

 

с

 

се с ально-родственными

 

от-

ношениями.

 

Та ,

 

со ласно

 

бол арс ой

 

(Западные

 

Родопы)

 

ле енде,

 

одно о

 

челове а

 

было

 

9

 

сыновей

 

и

 

9

 

дочерей.

 

Он

 

женил

 

старших

 

на

младших

 

и

 

та им

 

образом

 

множал

 

свой

 

род.

 

Сам ю

 

же

 

младш ю

дочь

 

он

 

оставил

 

для

 

себя.

 

Возм щенные

 

сыновья

 

захотели

 

бить

 

е о

за

 

это,

 

но

 

Господь

 

«смешал»

 

их

 

язы и

 

и

 

они

 

не

 

смо ли

 

составить

 

за-

овор.

 

А

 

в

 

рез льтате

 

появились

 

разные

 

«веры»

 

 

т р и,

 

бол ары,

татары

 

(СбНУ

 

1963/50:

 

340).

«Фоль лорная

 

этноло ия»

 

и

 

новозаветные

 

события.

 

Подобно

 

том ,

а

 

Бо

 

создал

 

первых

 

людей

 

в

 

начале

 

времен,

 

Христос

 

та же

 

ос -

ществлял

 

творчес

ю

 

деятельность,

 

в

 

рез льтате

 

че о

 

на

 

свет

 

появи-

лись

 

«хохлы»

 

и

 

«мос али».

 

На

 

Харь овщине

 

(К пянс ий

 

.)

 

расс а-

зывали,

 

что

 

однажды

 

Христос

 

и

 

св.

 

Петр

 

встретили

 

свадебный

 

по-

езд;

 

пьяные

 

поезжане

 

стали

 

насмехаться

 

над

 

бедно

 

одетыми

 

п тни-

ами.

 

То о,

 

то

 

советовал

 

«бродя ам»

 

(Христ

 

и

 

Петр )

 

заняться

хлебопашеством,

 

Христос

 

определил

 

быть

 

«хохлом»-хлеборобом;

 

то-

м ,

 

то

 

смеялся

 

над

 

босыми

 

п тни ами,

 

 

быть

 

«мос алем»,

 

плести

лапти

 

и

 

всю

 

жизнь

 

в

 

них

 

ходить;

 

а

 

том ,

 

то

 

дразнил

 

п тни ов,

 

рича

«Ве-е-е!»,

 

выпала

 

часть

 

быть

 

медведем

 

(Б лашев

 

1992:

 

154).

В

 

Подолии

 

расс азывали,

 

что

 

Бо

 

сотворил

 

сраз

 

все

 

народы

 

т ро ,

 

татар,

 

немцев,

 

р сс их,

 

не

 

было

 

толь о

 

среди

 

них

 

«мос аля»,

сотворить

 

оторо о

 

попросил

 

св.

 

Петр:

 

«Коли

 

вже

 

є

 

всi

 

народи,

 

со-

твори

 

ще

 

i

 

мос аля».

 

Бо

 

велел

 

Петр

 

поднять

 

амеше ,

 

из-под

 

ото-

ро о

 

тотчас

 

же

 

выс очил

 

«мос аль»,

 

схватил

 

Петра

 

за

 

бород

 

и

 

стал

требовать

   

не о

 

«пашпорт»,

 

рожая

 

при

 

этом

 

полицией.

 

Петр

 

при-

шлось

 

дать

 

«мос алю»

 

на

 

орил

,

 

чтобы

 

тот

 

отцепился.

 

«От

 

з

 

тої

 

по-

ри

 

i

 

мос алi

 

чiпляются

 

до

 

та их

 

людий,

 

що

 

вони

 

пашпортiв

 

не

 

мают.

 

А

до

 

то о

 

час

 

нiхто

 

i

 

не

 

знав,

 

що

 

то

 

пашпорт!

 

де

 

хто

 

хтiв,

 

там

 

iшов,

 

i

нi о о

 

не

 

питався,

 

чи

 

можна

 

де

 

iти»

 

(Левчен о

 

1928:

 

243–244).

Не оторые

 

особенности

 

внешности,

 

жизни

 

и

 

обычаев

 

различных

народов

 

та же

 

объясняются

 

через

 

соотнесение

 

с

 

библейс ими

 

(еван-

ельс ими)

 

событиями:

 

евреи

 

не

 

имеют

 

пристанища,

 

та

 

а

 

на

 

них

лежит

 

вина

 

за

 

распятие

 

Христа;

 

цы ане

 

просят

 

милостыню,

 

потом

что

 

помо али

 

евреям

 

распинать

 

Христа.

В

 

славянс ой

 

народной

 

льт ре

 

эти

 

два

 

народа

 

отмечены

 

печа-

тью

 

непри аянности,

 

чья

 

онимость

 

и

 

«вы люченность»

 

из

 

обычно о


background image

Фоль лорная этноло ия

19

19

с

 

точ и

 

зрения

 

славян

 

образа

 

жизни

 

объясняются

 

не им

 

небла овид-

ным

 

пост п ом,

 

совершенным

 

в

 

прошлом.

 

Этиоло ичес ие

 

ле енды

относительно

 

евреев

 

и

 

цы ан

 

имеют

 

ряд

 

схожих

 

мотивов:

 

оба

 

народа

обречены

 

на

 

с итания,

 

потом

 

что

 

«в

 

начале

 

света»

 

еврей

 

или

 

цы ан,

пытаясь

 

подражать

 

Христ ,

 

пытался

 

оживлять

 

людей,

 

но

 

потерпел

 

не-

дач

 

(Белор ссия,

 

Галиция,

 

У орс ая

 

Р сь,

 

Подолия;

 

см.:

 

Federow-

ski

 

1897:

 

11;

 

Гнатю

 

1897:

 

59–62;

 

Гнатю

 

1902:

 

103–105;

 

Левчен о

1928:

 

79–80);

 

потом

 

что

 

сп тни

 

Христа

 

(еврей

 

или

 

цы ан)

 

обма-

нывает

 

е о,

 

за

 

что

 

Христос

 

и

 

про оняет

 

е о

 

от

 

себя

 

и

 

от азывает

 

ев-

реям

 

и

 

цы анам

 

в

 

твердой

 

вере

 

(Галиция;

 

см.:

 

Гнатю

 

1902:

 

105–

106,

 

107–109);

 

потом

 

что

 

евреи

 

распяли

 

Христа

 

(о.-слав.

 

сюжет),

 

а

цы ан

 

сделал

 

лишний

 

воздь

 

для

 

распятия

 

 

вдр

 

с одится?

 

(Гали-

ция;

 

см.:

 

Гнатю

 

1902:

 

115).

 

В

 

волынс ом

 

Полесье

 

расс азывали,

 

что

цы ане

 

обречены

 

на

 

вечное

 

прошение

 

милостыни,

 

потом

 

что

 

сдела-

ли

 

возди

 

для

 

распятия

 

Христа:

 

«Про

 

цы ан,

 

шо

 

вони

 

ходять

 

просыть

милостыню.

 

Тоже,

 

олы

 

Ис са

 

Хрыста

 

роспъял

¢

,

 

трэба

 

б ло

 

визд

¢

зроб

¢

ты,

 

шоб

 

е о

 

прыб

¢

ты.

 

Ния

¢

й

 

народ

 

нэ

 

зроб

¢

ў,

 

нихто

 

нэ

 

хотиў

роб

¢

ты,

 

а

 

цы ане

 

зроб

¢

ли.

 

И

 

от

 

там

 

хто

 

 

Ис с

 

Хрыстос,

 

чы

 

Бо

 

пр

ó

лял

 

и

 

с азал,

 

шо

 

вы

 

б дэтэ

 

до

 

инц

¸

 

в

,

 

по

 

свит

 

б дэтэ

ход

¢

ты

 

прос

¢

ты

 

милостыню.

 

За

 

тэ,

 

шо

 

зроб

¢

ли

 

визд

¢

.

 

То

 

и

 

по-

заўч

á

с

 

цы аны

 

ходять,

 

просять»

 

(С.

 

М.

 

Кошелю ,

 

1965

 

.

 

р.,

 

Пес и

 

Ре-

чиц ие

 

Ратновс о о

 

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

2000,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

Евреев

 

и

 

цы ан

 

 

преслед емых

 

и

 

преследователей

 

 

объединя-

ет

 

и

 

сюжет

 

фоль лорных

 

расс азов

 

о

 

библейс ом

 

Исходе.

 

И

 

Моисей

со

 

своим

 

народом,

 

и

 

преследователи

 

(«фараоны»,

 

«орабы»,

 

«цы а-

не»)

 

обретают

 

в

 

новых

 

землях

 

общ ю

 

с дьб

 

 

им

 

не

 

находится

 

мес-

та

 

в

 

мире,

 

да

 

они

 

пришли

 

«из

 

Е ипта»:

 

«Н !

 

оны

 

потоп

¢

лыса

 

т

¨

и.

Вон

¢

 

т

¨

и

 

потоп

¢

лыса,

 

а

 

т

¨

и

 

пэрэшл

¢

 

 

и

 

т

¨

и

 

пэрэшл

¢

,

 

ор

á

бы.

То-то

 

ор

á

бы,

 

то

 

воны…

 

мы

 

зв

á

лы

 

цы ан

¢

,

 

ор

á

бы.

 

Бо,

 

б

á

чтэ,

 

ў

 

йих,

шо

 

я

 

вон

¢

 

пэрэйшл

¢

,

 

ор

á

бы

 

и

 

цы ан

¢

,

 

то

 

ў

 

йих

 

ўжэ

 

т т

 

нэ

 

б ло

зэмл

.

 

Вон

¢

 

бэззэм

¨

льны

 

<…>

 

У

 

йих

 

поля

 

не

 

б ло,

 

воны

 

выйшли,

е

 

Мойсей

 

вывеў

 

[из

 

Е ипта],

 

и

 

ў

 

йих

 

поля

 

нэ

 

б ло

 

 

и

 

ў

 

жыдиў,

 

и

 

ў

цы аниў.

 

А

 

цы ане

 

по

 

милостыню

 

ходыли.

 

До

 

людэй

 

прыдэ

 

и

 

про-

сыть

 

 

подари,

 

подари...

 

И

 

м ситэш

 

подариты!

 

<...>

 

То

 

наш

 

бать а

ажэ:

 

„Давай,

 

 

на

 

матэря.

 

 

Давай.

 

Бо,

 

 

а,

 

 

воны

 

от

 

Бо а,

 

йих

 

нэма

 

зэмни,

 

то

 

шо

 

ж

 

воны

 

б д ть

 

тое...

 

йим...

 

йих

 

про ормы-

ты“»

 

(В.

 

Г.

 

С пр ню ,

 

1931

 

.

 

р.,

 

Мельни и

 

Ратновс о о

 

р-на

 

Волын-

с ой

 

обл.,

 

2000,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

Та

 

в

 

народном

 

сознании

 

евреи

 

и

 

цы ане

 

становятся

 

«ч жими».

Одна о

 

далее

 

фоль лорные

 

с дьбы

 

этих

 

этносов

 

расходятся.

 

Почем

это

 

происходит,

 

объясняют

 

ле енды

 

о

 

распятии

 

Христа.

 

Во

 

всех

 

сла-

вянс их

 

ле ендах

 

на

 

этот

 

сюжет

 

евреи

 

 

жесто ие

 

м чители,

 

изо