Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3386

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Рели иозная

 

обрядность

 

«ч жих»

 

в

 

народной

 

интерпретации

139

139

ать»

 

(Комаровичи

 

Петри овс о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1983,

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

Ин ю

 

версию

 

происхождения

 

мез зы

 

предла ает

 

алицийс ая

ле енда

 

«Почем

 

жиды

 

цел ют

 

ося

 

двери».

 

Желая

 

см тить

 

хри-

стианс

ю

 

дев ш

-сл жан

,

 

евреи

 

выс азали

 

пожелание,

 

чтобы

 

в

до азательство

 

божественности

 

Христа

 

из

 

жареных

 

яиц

 

выл пились

цыплята,

 

а

 

вареный

 

пет х

 

запел.

 

Ко да

 

же

 

дев ш а

 

ответила,

 

что

все

 

это

 

во

 

власти

 

Божьей,

 

один

 

из

 

евреев

 

бросил

 

в

 

нее

 

ножом,

 

ото-

рый

 

застрял

 

в

 

ося е

 

двери.

 

В

 

т

 

же

 

мин т

 

из

 

жареных

 

яиц

 

выл -

пились

 

цыплята,

 

а

 

вареный

 

пет х

 

запел.

 

В

 

память

 

это о

 

ч да

 

евреи

 

и

поныне

 

цел ют

 

дверной

 

ося

 

(Яворс ий

 

1915:

 

8–9,

 

273).

 

Данный

сюжет

 

непосредственно

 

связан

 

с

 

омпле сом

 

ле енд

 

о

 

ч десах,

 

спо-

собных

 

бедить

 

иноверцев

 

принять

 

«правильн ю»

 

вер

 

(см.

 

подроб-

нее

 

л.

 

II.4

).

Что

 

асается

 

повседневности,

 

то

 

в

 

лазах

 

славян

 

мез за

 

приобрета-

ет

 

стат с

 

ам лета,

 

обере а,

 

способно о

 

защитить

 

в

 

дальней

 

доро е:

 

ев-

рей а

 

дает

 

мез з

 

 

«молитв »

 

 

своей

 

сосед е-

раин е

 

в

 

поезд и

(Черневцы

 

Мо илевс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

М.

 

Герш о-

вич,

 

М.

 

Трес

нов).

 

Мез за

 

может

 

обеспечить

 

бла опол чие

 

в

 

доме:

 

за-

вещая

 

дом

 

раинс ой

 

женщине,

 

старая

 

еврей а

 

не

 

велит

 

ей

 

снимать

мез зы

 

и

 

отдавать

 

их

 

из

 

дома

 

(Е.

 

Е.,

 

1950

 

.

 

р.,

 

Черневцы

 

Мо илевс о о

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о).

 

В

 

то

 

же

время

 

жители

 

Западной

 

Белор ссии

 

считали

 

опасным

 

дотра иваться

до

 

еврейс их

 

«десяти

 

заповедей»

 

 

ожа

 

на

 

р

ах

 

потрес ается

 

(Fede-

rowski

 

1897:

 

292);

 

мез за,

 

несмотря

 

на

 

свою

 

са ральность,

 

таила

 

в

 

себе

опасность,

 

прис щ ю

 

всем

 

атриб там

 

«ч жих».

Если

 

обратиться

   

фоль лорно-этно рафичес им

 

свидетельствам

XIX

 

в.,

 

то

 

станет

 

очевидно,

 

что

 

мез за

 

все да

 

выполняла

 

роль

 

меж он-

фессионально о

 

апотропейно о

 

средства.

 

Например,

 

на

 

Смоленщине

рестьяне

 

трижды

 

сливали

 

вод

 

через

 

«бляш

 

от

 

еврейс о о

 

бо омо-

лья,

 

что

 

бывает

 

на

 

ося ах

 

дверей»,

 

и

 

три

 

зари

 

подряд

 

давали

 

пить

 

эт

вод

 

больном

 

лихорад ой

 

(Добровольс ий

 

1914:

 

30).

 

По

 

свидетельств

из

 

Малопольши,

 

страдающий

 

от

 

лихорад и

 

больной

 

должен

 

был

 

тай-

ом

 

войти

 

в

 

еврейс ий

 

дом,

 

«оторвать

 

от

 

двери

 

б маж

,

 

на

 

оторой

напечатана

 

еврейс ая

 

молитва»,

 

разорвать

 

ее

 

на

 

лоч и,

 

смешать

 

с

вод ой

 

и

 

выпить

 

(Siarkowski

 

1879:

 

48).

 

В

 

По

тье

 

больно о

 

лихорад ой

под

ривали

 

«

żydowskiem

 

przykazaniem

»,

 

видимо,

 

сжи ая

 

лист

 

с

 

те -

стом

 

еврейс ой

 

молитвы

 

(Kolberg

 

DW

 

31:

 

171).

Но

 

даже

 

в

 

бытовом

 

онте сте

 

мез за

 

не

 

трачивала

 

значения

 

ма-

ичес о о

 

предмета,

 

связанно о

 

с

 

областью

 

с еверных

 

представле-

ний

 

о

 

«ч жих».

 

Та ,

 

в

 

Подлясье

 

считали,

 

что

 

евреи

 

на

 

ося

 

двери

вешали

 

малень ий

 

сос ди

 

со

 

свежей

 

христианс ой

 

ровью,

 

ото-


background image

Глава

 

III

140

140

рая

 

н жна

 

была

 

для

 

то о,

 

чтобы

 

промывать

 

лаза

 

новорожденным

 

а

 

известно,

 

евреи

 

рождаются

 

слепыми

 

(

Ca³a

 

1992:

 

102).

И

 

др

ие

 

рит альные

 

предметы,

 

принадлежащие

 

«ч жим»,

 

часто

использовались

 

в

 

народной

 

медицине

 

и

 

выполняли

 

ф н цию

 

обере а

 

или

ма ичес о о

 

средства.

 

Например,

 

от

 

прост ды

 

следовало

 

намазать

 

нос

сальной

 

свеч ой,

 

отор ю

 

евреи

 

зажи али

 

в

 

с ббот

 

 

«на

 

шабаш».

 

Что-

бы

 

избавиться

 

от

 

оросты,

 

белор сы

 

в

 

Сл ц ом

 

повете

 

подвешивали

 

над

орытом

 

еврейс ий

 

талес

 

(рит альн ю

 

одежд ),

 

трижды

 

обливали

 

е о

взятой

 

из

 

трех

 

источни ов

 

водой,

 

после

 

че о

 

обмывались

 

этой

 

водой

 

сами

(Сержп тоўс i

 

1930:

 

194).

 

Во

 

время

 

прист пов

 

лихорад и

 

«от

 

хинди

 

жи-

доўс им

 

бо омольем

 

[Талм дом]

 

мэнэ

 

на

овали

 

[на рывали?]»

 

(Копачи

Чернобыльс о о

 

р-на

 

Киевс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1985,

 

зап.

 

М.

 

Г.

 

Боровс ая).

Можно

 

предположить,

 

что

 

в

 

данном

 

сообщении

 

из

 

Восточно о

 

Полесья,

несмотря

 

на

 

помет ,

 

сделанн ю

 

собирателем,

 

речь

 

идет

 

все-та и

 

не

 

о

ни е,

 

а

 

о

 

др

ом

 

са ральном

 

предмете.

 

Н.

 

Я.

 

Ни ифоровс ий

 

в

 

своем

описании

 

витебс ой

 

Белор ссии

 

отмечал,

 

что

 

жидовс им

 

бо омоленнем

«обы новенно

 

называется

 

известный

 

мешоче

   

евреев,

 

да

 

они

 

ла-

дывают

 

риз

 

(талес),

 

два

 

вадрати а

 

с

 

ремнями

 

при

 

них

 

и

 

ни

,

 

т.

 

е.

предметы

 

при

 

молитве»

 

(Ни ифоровс ий

 

1897:

 

примеч.

 

265).

 

По-види-

мом ,

 

этот

 

прием

 

был

 

заимствован

 

полеш

ами

   

евреев

 

 

например,

 

на

Волыни

 

при

 

пад чей

 

болезни

 

евреи

 

на рывали

 

больно о

 

талесом

 

или

свадебным

 

поло ом

 

(Lilientalowa

 

1905:

 

172,

 

176).

 

На

 

Витебщине

 

верили,

что

 

в

 

сеть

 

«д жа

 

б диць

 

ициць

 

рыба»,

 

если

 

рыба ,

 

начиная

 

вязать

 

сеть,

вплетет

 

в

 

первые

 

ячей и

 

нит

 

из

 

«жидовс о о

 

бо омолення»

 

(талеса).

При

 

этом

 

ч додейственная

 

сила

 

нит и

 

силивалась,

 

если

 

она

 

была

 

взята

из

 

талеса

 

раденно о

 

(Ни ифоровс ий

 

1897:

 

198).

 

Момент

 

рит альной

ражи

 

прис тств ет

 

и

 

в

 

обычае

 

разжи ать

 

и

 

поддерживать

 

пасхальный

о онь

 

на

 

по осте

 

с

 

помощью

 

предметов,

 

раденных

   

евреев

 

(

р.,

 

Ч -

бинс ий

 

1872/3:

 

22;

 

бел.,

 

Зеленин

 

1914:

 

456),

 

а

 

та же

 

в

 

ма ичес ом

 

спо-

собе

 

вызывания

 

дождя

 

п тем

 

бросания

 

в

 

олодец

 

орш а,

 

раденно о

 

соседей-евреев

 

(повсеместно

 

в

 

Полесье).

III.2.2.3.

 

Крест.

 

Отношение

 

евреев

   

христианс им

символам,

 

в

 

перв ю

 

очередь

   

рест ,

 

варьировало

 

от

 

индифферент-

но о

 

до

 

напряженно-настороженно о.

 

По азательно

 

в

 

этом

 

онте -

сте

 

свидетельство

 

из

 

Галиции:

 

местные

 

жители

 

объясняли

 

наличие

поломанных

 

аменных

 

придорожных

 

рестов

 

тем,

 

что

 

евреи

 

броса-

ют

 

в

 

них

 

амнями

 

в

 

отмест

 

своим

 

бывшим

 

единоверцам,

 

оторые

рестились

 

и

 

« бежали

 

от

 

них

 

в

 

свет»

 

(Гнатю

 

1899:

 

203).

 

Са раль-

ные

 

зна и

 

«ч жой»

 

льт ры

 

неред о

 

становились

 

для

 

евреев

 

зна-

мениями

 

ряд щих

 

бедствий

 

(см.

 

III.2.3.1

).

 

Неприемлемость

 

зна а

реста

 

для

 

евреев

 

была

 

подмечена

 

христианами

 

и

 

своеобразно

 

э с-

пл атировалась

 

в

 

быт .

 

В

 

По

тье

 

верили,

 

что,

 

начиная

 

разделы-


background image

Рели иозная

 

обрядность

 

«ч жих»

 

в

 

народной

 

интерпретации

141

141

вать

 

забито о

 

абана,

 

н жно

 

ножом

 

сделать

 

ем

 

на

 

лб

 

зна

 

реста,

чтобы

 

т ш

 

не

 

рали

 

евреи

 

(?!)

 

(Kolberg

 

DW

 

31:

 

151).

В

 

то

 

же

 

время

 

в

 

э стремальных

 

сит ациях,

 

например

 

при

 

эпидемии

холеры,

 

«ч жой»

 

са ральный

 

символ

 

мо

 

сл жить

 

в

 

ачестве

 

обере а

(см.

 

V.4

).

 

В

 

Полесье

 

была

 

записана

 

былич а

 

о

 

том,

 

а

 

еврей

 

избежал

смерти

 

при

 

встрече

 

с

 

волчьей

 

стаей,

 

пав

 

под

 

придорожный

 

рест

(Копачи

 

Чернобыльс о о

 

р-на

 

Киевс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1985).

 

В

 

Карпатах

 

рас-

с азывали,

 

что

 

еврея,

 

заночевавше о

 

в

 

лес ,

 

не

 

смо ла

 

прихватить

 

с

 

со-

бой

 

за адочная

 

«свадьба»,

 

пос оль

 

он

 

пере рестился

 

перед

 

сном.

 

Не-

смотря

 

на

 

то

 

что

 

поезжане

 

признали

 

в

 

нем

 

«свое о»

 

(«Хрэст

 

божый,

 

а

 

т -

л п

 

[ср.

 

т

ý

л б

 

‘тело’.

 

 

О.

 

Б

.]

 

порожний»),

 

рест

 

спас

 

«безд шно о»

(«п сто о»!)

 

еврея

 

(Мо рое

 

Перечинс о о

 

р-на

 

За арпатс ой

 

обл.,

 

КА

1991,

 

зап.

 

С.

 

П.

 

Б ш евич);

 

об

 

охранительной

 

силе

 

рестно о

 

знамения

для

 

«ч жо о»

 

см.

 

V.1

.

III.2.4.

 

К льтовые

 

места.

 

Значительный

 

пласт

 

мес-

теч овой

 

« стной

 

истории»

 

составляют

 

расс азы

 

о

 

возведении

 

и

 

раз-

р шении

 

льтовых

 

зданий.

 

При

 

этом

 

роль

 

«

льт рных

 

ероев»

отводится

 

иноэтничном

 

элемент ,

 

в

 

настоящее

 

время

 

не

 

представлен-

ном

 

в

 

льт рном

 

пространстве

 

Подолии,

 

 

т р ам.

 

Именно

 

им

приписывается

 

возведение

 

репостей,

 

цер вей,

 

сина о

 

и

 

подземных

ходов,

 

соединяющих

 

все

 

эти

 

построй и

 

в

 

единое

 

целое.

 

При

 

этом

процесс

 

стихийно о

 

формирований

 

ландшафта

 

пол мифичес ими

«т р ами»

 

отчасти

 

противопоставлен

 

сознательном

 

преобразованию

вн три

 

«своей»

 

традиции

 

(нарративы

 

о

 

соперничестве

 

атоли ов

 

и

православных,

 

выражавшемся

 

в

 

стремлении

 

возвести

 

храм

 

или

 

мо-

настырь

 

на

 

более

 

добном

 

или

 

возвышенном

 

месте).

III.2.4.1.

 

Сина о и,

 

остелы,

 

цер ви.

 

Переделанные,

пол разр шенные,

 

по ин тые

 

 

еврейс ие

 

сина о и

 

по-прежнем

 

ор-

аниз ют

 

во р

 

себя

 

пространство

 

местече ,

 

своим

 

расположением

 

а-

зывая

 

направление

 

старых

 

лиц

 

и

 

доро .

 

Ни

 

в

 

одном

 

из

 

обследованных

 

во

время

 

э спедиции

 

населенных

 

п н тов

 

здание

 

сина о и

 

(если

 

оно

 

сохра-

нилось),

 

естественно,

 

не

 

использ ется

 

по

 

прямом

 

назначению.

 

В

 

Шар-

ороде

 

в

 

сина о е

 

был

 

расположен

 

цех

 

со о-морсово о

 

завода,

 

в

 

Вербовце

в

 

сина о е

 

разместился

 

ш ольный

 

спортивный

 

зал,

 

в

 

Копай ороде

 

в

сина о е

 

дол ое

 

время

 

находилась

 

пе арня

 

(сейчас

 

здание

 

п ст ет),

 

в

Сатанове

 

стоит

 

заброшенной

 

о ромная

 

сина о а

 

XVII–XVIII

 

вв.

 

бывший

 

с лад

 

(правда,

 

на

 

недося аемой

 

высоте

 

на

 

внешней

 

стене

реплена

 

таблич а,

 

свидетельств ющая

 

о

 

том,

 

что

 

перед

 

нами

 

памятни

 

архите т ры).

 

Мно ие

 

из

 

этих

 

зданий

 

сами

 

по

 

себе

 

стано-

вятся

 

объе том

 

местно о

 

фоль лора.

 

Та ,

 

еще

 

в

 

1913

 

.

 

этно раф

С.

 

Ан-с ий

 

записал

 

в

 

Сатанове

 

предание

 

о

 

том,

 

что

 

Большая

 

сина о-


background image

Глава

 

III

142

142

а

 

в

 

местеч е

 

была

 

«вы опана»

 

из-под

 

земли.

 

В

 

начале

 

1990-х

 

.

 

ме-

стная

 

жительница-

раин а

 

расс азала

 

исследователям

 

вариацию

этой

 

ле енды:

 

«На

 

этом

 

месте

 

издавна

 

был

 

высо ий

 

холм.

 

Ка -то

люди

 

начали

 

опать

 

е о

 

и

 

обнар жили

 

что-то

 

твердое,

 

продолжили

рас оп и

 

и

 

та

 

от опали

 

всю

 

сина о

»

 

(100

 

еврейс их

 

местече

 

1:

200–201).

 

Заинтересовавшись

 

этим

 

сюжетом,

 

мы

 

продолжили

 

рас-

спросы

 

во

 

время

 

нашей

 

э спедиции

 

2001

 

.

 

Расс азов

 

о

 

ч десном

вы апывании

 

сина о и

 

зафи сировать

 

не

 

далось,

 

но,

 

а

 

нам

 

а-

жется,

 

далось

 

нащ пать,

 

с

 

одной

 

стороны,

 

«реальн ю»

 

составляю-

щ ю

 

этой

 

мифоло емы,

 

а

 

с

 

др

ой

 

 

проследить

 

ее

 

продолжение.

Вот

 

что

 

расс азал

 

о

 

строительстве

 

сина о и

 

в

 

Сатанове

 

Владимир

 

Фе-

дорович

 

Бабийч

 

(1946

 

.

 

р.):

 

«Б довалы

 

стины.

 

И

 

насыпалы

 

зэмлю.

 

В

 

сэ-

рэдине.

 

В

 

сэрэдине

 

насыпалы

 

зэмлю.

 

Потим

 

робыли

 

с лэп

ння,

 

я

 

на

по рэб.

 

Звэрх ,

 

над

 

цэю

 

зэмлэю.

 

[То

 

есть

 

своды

 

делали?]

 

Своды,

 

та .

 

Зро-

былы,

 

воно

 

там

 

засти ло.

 

До

 

цэей,

 

значыть,

 

до

 

извэсти

 

добавлялы

 

яйця

рици

 

и,

 

значыть,

 

в

 

яме,

 

дэ

 

робили

 

известь,

 

идалы

 

дохлы

 

они,

 

оро-

вы,

 

озы,

 

свиньи,

 

и

 

та

 

дали,

 

и

 

та

 

дали.

 

Воно

 

всё

 

ст

пливалосе.

 

И

 

п

ó

-

тим

 

робили

 

извест овый

 

раствор.

 

И

 

через

 

то

 

о

 

цэй

 

извест овый

 

раствор,

с иль и

 

ем

 

же

 

ви

ў,

 

и

 

вин

 

шчэ

 

до

 

цьо о

 

[все

 

еще

 

реп о

 

держится].

[К да

 

девали

 

насыпанн ю

 

землю?]

 

А

 

потим

 

они

 

йий

 

вын

ó

сили.

[Сниз ?]

 

Зв

дци

 

вын

ó

сили

 

[по азывает

 

 

сверх ,

 

а

 

бы

 

„рас апыва-

ли“

 

здание].

 

О

 

ця

 

с леп

ó

ння

 

через

 

то

 

та

 

и

 

залиш

лосе,

 

с иль и

 

ви

ў

оно

 

стоить,

 

там

 

жэ

 

дэрэва

 

виросли.

 

Ми

 

там

 

би али

 

шчэ

 

пацанами.

 

Та

воно

 

стоить

 

и

 

всэ

 

та

 

 

ирпичи

 

до

 

ирпичи а.

 

И

 

всэ

 

вр чн

 

зроблэ-

но,

 

и

 

всё.

 

[Были

 

ли

 

решет и

 

на

 

нижних

 

о нах?]

 

Было

 

типа

 

я

 

мозаи а,

ризно ольор

ó

вы

 

стё лыш а

 

стоялы.

 

подземном

 

ходе

 

под

 

сина о ой.]

 

Зв

дци

 

ид

¨

 

подзэмний

 

хид

 

вниз,

том

 

шо,

 

я

 

шо

 

в ин ти

 

аменэц,

 

то

 

вин

 

д же

 

дол о

 

и

 

н дно

 

лэтить.

А

 

потим

 

б ль !

 

и

 

попадае

 

ў

 

вод .

 

Значыть,

 

та ,

 

по-видимом ,

 

я

 

пише

шчэ

 

стародавняя

 

история,

 

цэй

 

зъедн

¨

ный

 

с

 

тим,

 

з

 

монастырём.

 

Б ў

 

ў

монастырь

 

пидзэмный

 

хид,

 

то

 

я

 

знаю

 

наверня а.

 

И

 

п

ó

тим

 

ешчэ

 

зъед-

н

¨

нный

 

с

 

з

á

лиш амы

 

зам

,

 

я ий

 

сэло

 

Сэдэриў

 

Г сятинс о о

 

район »

(Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

Ита ,

 

в

 

этом

 

расс азе

 

тоже

 

имплицитно

 

прис тств ет

 

мотив

 

«вы а-

пывания»

 

здания

 

из-под

 

земли,

 

отражающий,

 

вероятно,

 

и

 

не оторые

моменты

 

средневе овой

 

строительной

 

техни и

 

(насыпание

 

земли

 

во-

р

 

строяще ося

 

здания

 

вместо

 

возведения

 

строительных

 

лесов).

 

Вто-

рой

 

момент,

 

на

 

оторый

 

стоит

 

обратить

 

внимание,

 

 

это

 

слова

 

о

 

не-

обы новенной

 

прочности

 

сина о и.

 

Ка

 

отмечали

 

мно ие

 

наши

 

ин-

форманты,

 

др

ие

 

льтовые

 

здания

 

Сатанова

 

 

старые

 

цер овь

 

и

 

ос-

тел

 

 

были

 

разр шены,

 

а

 

сина о а

 

стоит:

 

«Они

 

строили

 

<...>

 

р

амы,

з

á

ра

 

машины

 

есть,

 

и

 

та ая

 

высо ая

 

[сина о а]

 

б ла.

 

Воны

 

все

 

р

амы


background image

Рели иозная

 

обрядность

 

«ч жих»

 

в

 

народной

 

интерпретации

143

143

делали

 

построй

.

 

Д же

 

б ла,

 

шэ

 

л чше,

 

я

 

наша

 

цер ва.

 

Большая,

 

но

правда,

 

там

 

и оныў

 

нэ

 

б

ý

ло,

 

всё

 

надписи...»

 

(А.

 

А.

 

С ибинс ая,

 

1915

 

.

 

р.,

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

 

Может

 

быть,

 

то,

 

что

 

построено

 

необыч-

ным

 

способом

 

или

 

ч десно

 

обретено,

 

не

 

подвержено

 

разр шению?

Расс азы

 

о

 

том,

 

что

 

происходит,

 

если

 

еврейс ие

 

льтовые

 

здания

использ ются

 

не

 

по

 

назначению,

 

ор анично

 

входят

 

в

 

р

 

ле енд

 

об

ос верненных

 

святынях,

 

быт ющих

 

и

 

на

 

Р сс ом

 

Севере,

 

и

 

в

 

Централь-

ной

 

России,

 

и

 

на

 

У раине,

 

и

 

в

 

Белор ссии.

 

Считается,

 

что

 

в

 

та их

 

здани-

ях

 

 

б дь

 

то

 

сина о а

 

или

 

цер овь

 

 

«п т

¸

 

не

 

б дет»

 

 

дело

 

не

 

идет,

 

все

ломается.

 

Ко да

 

в

 

вербовец ой

 

сина о е

 

был

 

л б,

 

там

 

все

 

время

что-ниб дь

 

не

 

ладилось.

 

Потом

 

л б

 

переделали

 

в

 

ш ольный

 

спортзал

 

и

 

«ничо,

 

с

 

тих

 

пор

 

всё

 

нормально,

 

нихто

 

но и

 

не

 

подверн ў.

 

А

 

я

 

б ў

л б,

 

то

 

ино

 

п с али,

 

вроде

 

оворят,

 

льт рное

 

заведение,

 

но

 

зостало-

ся

 

взрослые,

 

р

аюця,

 

плююця,

 

ý

рат

 

и

 

та

 

дальше.

 

А

 

цэ

 

ж

 

назы-

ваеца

 

 

то

 

Божье

 

здание.

 

Нельзя.

 

От

 

даже

 

в

 

М р

риловцах

 

та

 

цэр-

ва

 

 

то

 

тож

 

можно

 

с азати,

 

я

 

йии,

 

значыть,

 

розвалыли,

 

ции

 

пола

познималы

 

<...>

 

было

 

всё

 

то

 

же

 

 

пэ лысь-то

 

там

 

хлиб.

 

О,

 

пэ ли-то

хлиб,

 

значыть,

 

вроде

 

бы,

 

азалося,

 

шо

 

ниче о,

 

а

 

всэ

 

ж

 

нэ

 

р

амы

 

йо о

 

мэ-

сили,

 

той

 

хлиб,

 

а

 

стян ли

 

в

 

сэрэдин

 

тэхни

 

там,

 

вся

 

маз т

 

и

 

в

 

роте

рязь

 

прин

ó

сили

 

т да,

 

знаете,

 

д

ý

рни

 

слова

 

и

 

та

 

дальше.

 

И

 

там

 

постоян-

но

 

всё

 

ломилося,

 

всё

 

валилося

 

и

 

ни а о о

 

там

 

п т

¸

 

не

 

б ло

 

<...>

 

И

 

йо о,

значыть,

 

ан лировали,

 

люди

 

добылися

 

сво о

 

и

 

зробыли

 

всё-та и

 

цэр в »

(Н.

 

А.

 

Ковальс ий,

 

1951

 

.

 

р.,

 

Вербовец

 

М ровано-К риловец о о

 

р-на

Винниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

Ита ,

 

несчастлив ю

 

с дьб

 

по ин той

 

святыни

 

определяют

 

в

 

перв ю

очередь

 

решные

 

люди

 

 

те,

 

оторые

 

р

аются,

 

рят

 

и

 

плюются,

«приносят

 

во

 

рт

 

рязь»,

 

 

за

 

что

 

и

 

бывают

 

на азаны

 

несчастьями.

Драматичес ие

 

события

 

связаны

 

и

 

с

 

льтовыми

 

зданиями,

 

восста-

новленными

 

не

 

на

 

своих

 

местах.

 

Об

 

этом

 

 

история

 

строительства

 

ново о

остела

 

в

 

Сатанове:

 

старый

 

остел

 

стоял

 

в

 

центре

 

местеч а,

 

после

 

разр -

шения

 

е о

 

отстроили

 

на

 

о раине,

 

в

 

непосредственной

 

близости

 

от

 

ато-

личес о о

 

ладбища;

 

во

 

время

 

строительства

 

ром

 

разбил

 

одн

 

из

 

башен

остела,

 

возводимо о

 

«на

 

остях».

 

«Старый

 

остёл

 

я

 

вам

 

по аж

 

<…>

есть

   

нас

 

авто олонна

 

з

á

раз,

 

а

 

раньше

 

там

 

был

 

ó

стёл.

 

Тэпэр

 

ни.

 

Н ,

значыть,

 

цэй

 

остёл

 

[новый]

 

я

 

построили,

 

йо

ó

 

построили

 

на

 

ладбище.

Не

 

знаю,

 

я ,

 

но

 

знаю,

 

шо

 

по

 

дэ

¸

их

 

анонах

 

нэ

 

можно

 

на

 

остях

 

соп-

ших

 

ставити

 

ци

 

спор

ý

ды.

 

Том

 

шо

 

ол

¢

 

поб дов

á

лы,

 

вже

 

вон

 

дотя н

ý

-

лы

 

[до

 

завершения

 

башен],

 

д же

   

нас

 

б ў

 

дошч,

 

рэмило,

 

бл

¢

с ало,

 

и

всё-та и

 

ром

 

вд

á

риў,

 

значыть,

 

в

 

одын

 

ол

 

ци

é

й

 

спор

ý

ды.

 

По-видимом ,

та

 

я

 

ов

ó

рять

 

вси

 

люды,

 

шо

 

вон

ó

 

с

 

тем

 

и

 

зв

¸

зано,

 

шо

 

всё-та и

 

нэ

 

можно

строити

 

на

 

ць

ó

м

 

[на

 

ладбище].

 

Но,

 

по-видимом ,

 

цэ

 

разрешение

 

даваў