Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3383

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Рели иозная

 

обрядность

 

«ч жих»

 

в

 

народной

 

интерпретации

129

129

торых

 

можно

 

было

 

ловить

 

«зна омые»

 

зв

осочетания

 

и

 

обы рать

 

их

соответств ющим

 

образом.

 

Наибольшее

 

оличество

 

вариантов

 

породила

еврейс ая

 

молитва,

 

начинающаяся

 

словами:

 

«Бар х

 

ата

 

Адонай

 

элохей-

н

 

мелех

 

ха-олам»

 

(«Бла ословен

 

Господь

 

Бо ,

 

царь

 

Вселенной

»):

 

«Bure

chate

 

dojne

 

udojne

 

melech

»

 

(Подлясье;

 

Cała

 

1992:

 

145);

 

«Adynui,

 

adynuj,

wzi ła

 

koszka

 

łój»

 

(

Подлясье;

 

Cała

 

1992:

 

145);

 

«

Борохате

 

адин й,

 

с..

 

и

 

в

хатi

 

б де

 

н й»

 

(Черни овщина;

 

За лада

 

1929:

 

165).

 

Помимо

 

рат их

ш тливых

 

присловий

 

известны

 

и

 

более

 

пространные

 

те сты,

 

а ,

 

на-

пример,

 

травестийная

 

«еврейс ая

 

молитва»

 

из

 

Западной

 

Белор ссии

«Baruchaty

 

adynój,

 

/

 

Slużyu

 

u

 

minie

 

goj...».

 

В

 

этой

 

«молитве»

 

еврей

 

жа-

л ется,

 

что

 

ой

 

(работни

 

нееврей),

 

отором

 

он

 

не

 

заплатил,

 

рал

   

не-

о

 

обыл .

 

За

 

возвращение

 

траты

 

еврей

 

теперь

 

отов

 

заплатить

 

ою

 

и

«цвай»,

 

и

 

«драй»

 

(

Federowski

 

1903:

 

250).

 

Анало ией

   

травестированию

«ч жих»

 

молитвенных

 

те стов

 

мо

т

 

сл жить

 

пародии

 

на

 

«ч жое»

 

бо о-

сл жение,

 

разы рываемые

 

в

 

рам ах

 

«своих»

 

обрядов

 

(см.

 

выше).

В

 

то

 

же

 

время

 

«непонятные»

 

еврейс ие

 

те сты

 

пол чали

 

стат с

 

апо-

тропейно о

 

средства.

 

Полевые

 

материалы

 

из

 

Полесья

 

свидетельств ют

 

о

пра ти е

 

использования

 

еврейс их

 

молитв

 

для

 

т шения

 

пожара,

 

обез-

вреживания

 

«заломов»,

 

снятия

 

порчи

 

со

 

с ота

 

и

 

т.

 

п.

 

(подробнее

 

см.

 

V.4

).

Вариант

 

использования

 

«ч жих»

 

са ральных

 

те стов

 

представляет

собой

 

обмен

 

«письменными»

 

ам летами

 

межд

 

славянами

 

и

 

евреями.

Ка

 

оворили

 

в

 

полесс ом

 

селе

 

Стодоличи

 

(Лельчиц ий

 

р-н

 

Гомель-

с ой

 

обл.),

 

обере ом

 

для

 

роженицы

 

и

 

ребен а

 

сл жило

 

не ое

 

«святое

письмо»,

 

оторое

 

надо

 

держать

 

при

 

себе:

 

«О оло

 

Днепра

 

появилась

и она

 

на

 

вершине

 

березы.

 

Ни ом

 

письмо

 

не

 

давалось,

 

толь о

 

одном

молодом

 

еврейчи

.

 

Он

 

всё

 

переписал.

 

Кто

 

письм

 

верил,

 

том

 

отп с-

ались

 

все

 

рехи.

 

Женщина

 

рожать

 

б дет

 

ле

о.

 

Написано,

 

а

 

замов-

лять

 

п ли.

 

Младенец

 

счастливый

 

б дет

 

вечно»

 

(1974,

 

зап.

 

Р.

 

А.

 

А еева).

По

 

материалам

 

из

 

Подлясья,

   

местно о

 

христианс о о

 

населения

(

раинцев

 

и

 

поля ов)

 

пользовались

 

поп лярностью

 

«еврейс ие»

 

ам -

леты

 

 

те сты,

 

воспроизводившие

 

зна и

 

еврейс о о

 

письма

 

(

Cała

1992:

 

110–111;

 

ср.

 

сохранение

 

мез зы

 

на

 

ося е

 

двери

 

при

 

по

п е

раинцами

 

еврейс их

 

домов

 

в

 

Подолии);

 

в

 

сл чае

 

болезни

 

помо али

та же

 

соч и

 

б ма и

 

с

 

еврейс ими

 

надписями

 

(

Stomma

 

1986:

 

33).

Жив честь

 

традиции

 

станет

 

еще

 

более

 

очевидной

 

при

 

обращении

 

более

 

ранним

 

источни ам.

 

А.

 

Филипов,

 

автор

 

р

описи

 

«Х доже-

ственное

 

творчество

 

белор сс их

 

евреев»

 

(1891),

 

отмечал,

 

что

 

в

 

Мо-

илевс ой

 

и

 

Минс ой

 

берниях

 

«

 

ородс о о

 

и

 

местеч ово о

 

хри-

стианс о о

 

населения

 

в

 

большом

 

почете

 

адальщи и

 

евреи

 

(еврее

ни о да

 

не

 

бывает),

 

п тешеств ющие

 

из

 

орода

 

в

 

ород

 

с

 

замаслен-

ной

 

ни ой,

 

написанной

 

на

 

халдейс ом

 

язы е.

 

Им

 

верят

 

почти

 

без-

словно,

   

ним

 

прибе ают

 

в

 

сл чае

 

а о о-либо

 

несчастья,

 

болезни


background image

Глава

 

III

130

130

и

 

т.

 

п.

 

Они

 

имеют

 

все да

 

с

 

собой

 

не оторое

 

оличество

 

ам летов,

шн р ов

 

с

 

перевязями,

 

таинственных

 

[?]

 

ореньев

 

и

 

апте арс их

средств»

 

(АИЭА,

 

ол.

 

ОЛЕАЭ,

 

д.

 

381,

 

л.

 

27–27

 

об.).

III

.1.

3

.

 

С ббота.

 

Этот

 

день

 

недели

 

единод шно

 

оце-

нивается

 

а

 

особо

 

значимый

 

для

 

евреев

 

и

 

в

 

связи

 

с

 

предписаниями

и

 

запретами,

 

связанными

 

с

 

ним,

 

часто

 

соотносится

 

в

 

народных

 

рас-

с азах

 

с

 

почитанием

 

вос ресенья

 

в

 

христианс ой

 

традиции:

«С бота

 

 

цэ

 

ў

 

ных

 

вэлы ый

 

праздни ,

 

с бота.

 

В

 

нэд

¢

лю

 

вон

¢

м

á

ют

 

пострыраты,

 

в

 

ныд

¢

лю,

 

чи

 

в

 

пьятныц ,

 

постыр

á

ты

 

всё,

 

а

 

та ,

я

   

нас

 

ныдыля,

 

а

 

ў

 

ных

 

с бота»

 

(Е.

 

Е.,

 

1950

 

.

 

р.,

 

Черневцы

 

Мо и-

левс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о);

«У

 

нас

 

нэдиля,

 

а

   

ных

 

с бота.

 

О

 

цэ

 

воны

 

в

 

с бот

 

ид т

 

на

 

ý

ч и

и

 

моляца

 

до

 

обид ,

 

молюца

 

Бо

,

 

вот.

 

А

 

та

   

их...

   

нас,

 

напри лад,

нэдиля,

 

а

   

их

 

с бота»

 

(Б.

 

И.

 

Ридвянс ий,

 

1919

 

.

 

р.,

 

Вербовец

 

М ро-

вано-К риловец о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

 

Отметим

 

в

 

этом

 

расс азе

 

след ю-

щ ю

 

деталь:

 

оворя

 

о

 

с бботней

 

молитве,

 

информант

 

называет

 

это

действо

 

«идти

 

на

 

ч и».

 

К

 

этом

 

мотив

 

мы

 

вернемся,

 

о да

 

речь

пойдет

 

о

 

праздни ах.

Именно

 

с

 

с бботой

 

связаны

   

мно их

 

расс азчи ов

 

воспомина-

ния

 

детства

 

о

 

первом

 

опыте

 

общения

 

с

 

соседями-евреями:

«Я

 

сама

 

малень ая

 

б ла,

 

они

 

платили

 

мэни

 

по

 

пьять

 

опийо ,

 

по

дэсять

 

опийо .

 

Свечи

 

там

 

ў

 

с бот

 

 

им

 

нэльзя

 

нич

ó

о

 

делать,

 

то

 

мы

 

в

пьятныц

 

вэчором

 

жэ

 

зналы,

 

и

 

йд т

 

еврэи,

 

просят,

 

шоб

 

идти

 

свечи

 

за-

св

é

човать.

 

У ощают

 

нам

 

 

и

 

оржи и

 

ўдають,

 

в

 

общем,

 

п

¨

чиво

 

свое.

Оны

 

выпе алы,

 

б лы

 

та и

 

мастера,

 

шо

 

я

 

не

 

знаю...»

 

(А.

 

А.

 

С ибин-

с ая,

 

1915

 

.

 

р.,

 

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

 

обл.,

 

2001,

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин);

«Евреи

 

в

 

с ббот

 

вообще

 

ниче о

 

не

 

делают.

 

Дед

 

расс азывал,

 

ещё

а

 

пацаном

 

был,

 

то

 

там

 

платили

 

денеж и,

 

они

 

т т

 

печ

 

раст

á

пят,

там

 

ед

 

подо реет,

 

хлеб

 

нарежет

 

 

они

 

даже

 

нож

 

не

 

брали,

 

даже

 

на

с ббот

 

двери

 

не

 

за рывали

 

 

те

 

прих

ó

дили,

   

них

 

даже,

 

н ,

 

с ббо-

та

 

а

 

святой

 

день.

 

Он

 

даже

 

люч

 

в

 

дверях

 

не

 

повернёт…»

 

(М.

 

К -

рба,

 

1969

 

.

 

р.,

 

К ты

 

Косовс о о

 

р-на

 

Ивано-Фран овс ой

 

обл.,

2005,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

М.

 

М.

 

Каспина).

«Я

 

ходыла,

 

свич

 

асила

 

и

 

светила

 

в

 

пьятниц .

 

В

 

пьятниц

 

вэчэ-

ром

 

трэ

 

посвят

ти

 

и

 

потом

 

по асыты»

 

(С.

 

Д.

 

Остапович,

 

1923

 

.

 

р.,

 

Вер-

бовец

 

М ровано-К риловец о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

Любопытное

 

переосмысление

 

терминов

 

с бота,

 

шабас

 

встреча-

ется

 

в

 

Полесье

 

(с.

 

Ласиц

 

Пинс о о

 

р-на

 

Брестс ой

 

обл.):

 

именно

 

та


background image

Рели иозная

 

обрядность

 

«ч жих»

 

в

 

народной

 

интерпретации

131

131

имен ют

 

здесь

 

женс ие

 

« ритичес ие

 

дни».

 

Пос оль

,

 

со ласно

народным

 

представлениям,

 

во

 

время

 

месячных

 

женщинам

 

запреща-

ется

 

заниматься

 

при отовлением

 

пищи,

 

засол ой

 

овощей

 

и

 

мяса,

 

ра-

ботой

 

в

 

поле

 

и

 

на

 

о ороде

 

(«нечистота»

 

может

 

па

бно

 

отразиться

 

на

рез льтатах

 

работы),

 

вын жденный

 

«отдых»,

 

«сидение»

 

напрям ю

соотносятся

 

с

 

еврейс ой

 

бытовой

 

и

 

обрядовой

 

пра ти ой:

«С бота

 

тепэр

   

мэн

¨

,

 

а

 

з

á

ра

 

м

é

сячныя

 

ов

ó

рать,

 

або

 

на

 

сор

ó

ццы»

(ПА

 

1985,

 

зап.

 

К.

 

Е.

 

Р т овс а);

 

«Тэпэр

   

мэне

 

прыш

ó

ў

 

ш

á

бас,

 

вроде

 

ев-

рэйс а

 

сл

ó

ва,

 

шчо

 

трэба

 

посид

ты.

 

А

 

та

 

то

 

á

жа

 

„на

 

од

¨

жы“,

 

чы

„с бота“»

 

(ПА

 

1985,

 

зап.

 

К.

 

Е.

 

Р т овс а);

 

«Я

 

та

 

е,

 

то

 

аж ть:

 

„У

 

мэнэ

тэпэр

 

с бота“.

 

С

яты

 

нэ

 

с

ямэ,

 

нэ

 

шат

ý

ема.

 

Р

ó

быть,

 

хто

 

нэ

 

„н

ó

сить

р б

á

шцы“»

 

(ПА

 

1985,

 

зап.

 

К.

 

Е.

 

Р т овс а).

III

.1.4.

 

Инте рация

 

в

 

«ч жой»

 

рит ал.

 

Нес оль о

 

слов

стоит

 

с азать

 

и

 

о

 

та ом

 

распространенном

 

в

 

ре ионах

 

этно

льт рных

онта тов

 

явлении,

 

а

 

обращение

 

в

 

э стремальных

 

сит ациях

   

сл -

жителям

 

иной

 

онфессии

 

или

   

«ч жим

 

знающим»,

 

а

 

та же

 

частие

 

в

«ч жих»

 

рели иозных

 

рит алах.

 

Источни и

 

XIX

 

в.

 

свидетельств ют

 

о

том,

 

что

 

пра ти а

 

обращения

   

«знающим»,

 

представляющим

 

«ч ж ю»

традицию,

 

была

 

взаимной.

 

Та ,

 

раинцы

 

Подолии

 

при

 

пад чей

 

болезни

(апопле сии,

 

мопомешательстве,

 

оворении

 

во

 

сне)

 

обращаются

   

тата-

рин

 

или

   

еврейс ом

 

цади

 

(Ч бинс ий

 

1872/7:

 

56–57).

 

Евреи

 

Бело-

р ссии

 

«за

 

отс тствием

 

„баалшема“

 

обращаются

   

р сс им

 

знахарям

 

и

знахар ам»

 

(АИЭА,

 

ол.

 

ОЛЕАЭ,

 

д.

 

381,

 

л.

 

26

 

об.).

Обращение

 

за

 

помощью

   

раввин

 

быт ет

 

и

 

се одня,

 

и

 

мы

 

мо ли

наблюдать

 

та

ю

 

пра ти

 

в

 

черновиц ой

 

сина о е.

 

Ка

 

расс азывали

нам

 

женщины

 

из

 

очереди,

 

проблема

 

изла ается

 

стно,

 

раввин

 

все

 

запи-

сывает

 

«по-ихнем »,

 

затем

 

читает

 

запис и

 

во

 

время

 

бо осл жения;

 

об-

ращаться

 

с

 

просьбами

 

л чше

 

в

 

пятниц ,

 

то да

 

твое

 

прошение

 

б дет

прочитано

 

на

 

с бботней

 

сл жбе;

 

не

 

ре оменд ется

 

обращаться

 

с

 

про-

шением

 

чаще

 

чем

 

раз

 

в

 

две

 

недели.

 

Входя

 

в

 

сина о

,

 

просители

 

цел -

ют

 

мез з

 

(«цэ

 

йих

 

хрэст»).

 

Внешне

 

они

 

соблюдают

 

«ч жой»

 

рит ал,

в ладывая

 

в

 

не о

 

при

 

этом

 

«свой»

 

смысл

 

(целование

 

мез зы

 

для

 

них

равнозначно

 

рестном

 

знамению,

 

совершаемом

 

при

 

входе

 

в

 

цер овь).

Посещали

 

местные

 

жители

 

раввина

 

и

 

в

 

«Малых

 

Черновцах»

 

 

селе

Черневцы

 

Мо илевс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.:

 

«Ход

¢

ли.

 

Просто

 

в

р

нэ

 

приним

á

лы,

 

а

 

ход

¢

ты

 

 

ход

¢

ли.

 

 

чем

 

просили?]

 

Та

 

т т

 

в

 

основ-

ном

 

нас

лэнне

 

б

днэе,

 

вот

 

и

 

ход

¢

ли

 

там…»

 

(В.

 

И.

 

Дмитришен о,

1960

 

.

 

р.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о).

Особо

 

след ет

 

помян ть

 

о

 

менее

 

распространенном

 

явлении

 

 

посе-

щении

 

евреями

 

христианс их

 

храмов.

 

О

 

том,

 

а

 

и

 

почем

 

это

 

происходит,

нам

 

расс азывали

 

и

 

раинцы,

 

и

 

евреи.

 

В.

 

И.

 

Дмитришен о

 

из

 

с.

 

Чернев-


background image

Глава

 

III

132

132

цы

 

с азал,

 

что

 

евреи

 

ходили

 

молиться

 

в

 

остел,

 

о да

 

была

 

за рыта

 

сина-

о а:

 

«Т т

 

же

 

не

 

б ло

 

в

 

ост

á

нни

 

ч

á

сы

 

сина о и.

 

Мол

¢

лысь

 

ход

¢

лы

 

т да

 

но

 

в

 

остёл,

 

а

 

нэ

 

в

 

ц

¨

р оў.

 

Там

 

бильш

 

ясн

йше,

 

бо

   

нас,

 

на

 

мою

 

д

ý

м

,

 

там

вес

лля…»

 

(2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о).

 

Верифицировать

 

эт

 

ин-

формацию

 

в

 

се одняшних

 

Черневцах,

 

де

 

осталось

 

все о

 

нес оль о

 

евреев,

не

 

представилось

 

возможным.

 

По

 

словам

 

то о

 

же

 

информанта,

 

остел,

 

де

«веселее»,

 

де

 

«всё

 

на

 

раинсь ой

 

м

ó

ви,

 

всё

 

понятно,

 

шось

 

та

 

неприн -

ждённо»,

 

охотно

 

посещают

 

и

 

местные

 

православные.

По

 

словам

 

Доры

 

Иосифовны

 

Яц овой-Креймер

 

(1924

 

.

 

р.)

 

из

 

Ко-

пай орода,

 

онфессиональн ю

 

толерантность

 

проявляют

 

местные

 

бап-

тисты

 

 

они

 

молятся

 

за

 

евреев

 

и

 

привечают

 

их

 

на

 

своих

 

собраниях.

«Н ,

   

нас

 

здесь

 

есть

 

шт нд

сты,

 

слышали

 

та их?

 

Да,

 

шт

ý

нды.

 

Вот

 

нас

 

рядом

 

живет

 

семья:

 

та

 

все

 

молодые

 

пошли

 

в

 

эти

 

шт нды.

 

Но

 

для

меня

 

это

 

ди о:

 

все-та и

 

родились

 

они

 

православными,

 

а

 

щас

 

они

 

от а-

зались.

 

Я

 

знаю,

 

шо

 

здесь

 

был

 

еврей

 

один,

 

он

 

мер

 

же,

 

но

 

они,

 

я

 

раз о-

варивала

 

с

 

ихним

 

 

ой,

 

а

 

это

 

оно

 

называется…

 

 

н ,

 

в

 

общем,

 

са-

мый

 

лавный

 

приезжал,

 

но

 

он

 

опай ородс ий,

 

я

 

е о

 

помню

 

малень-

им.

 

Он

   

баб ш е,

 

живет

 

он

 

в

 

Киеве.

 

Потом

 

а -то

 

приехал

 

этот

 

Пав-

ли .

 

Я

 

оворю:

 

„Павли ,

 

шо

 

ты

 

здесь

 

делаешь?“

 

А

 

он

 

оворит:

 

„Н ,

значит,

 

я

 

приезжаю

 

здесь…“

 

(правда,

 

в

 

Копай ороде

 

еще

 

не

 

молились,

но

 

недале о

 

есть

 

село

 

Петров а,

 

та

 

там

 

все

 

время

 

шт нды

 

есть

 

из

 

по о-

ления

 

в

 

по оление).

 

Он

 

оворит:

 

„Я

 

приехал

 

помолиться“.

 

Н ,

 

в

 

общем,

он

 

здесь

 

проводит

 

это

 

все

 

 

собрание.

 

У

 

них

 

„собрание“

 

называется.

 

Н

та

 

я

 

е о

 

спрашиваю:

 

„Вы

 

мне

 

с ажите,

 

вы

 

любите

 

евреев

 

или

 

нет,

 

пото-

м

 

шо

   

меня

 

зна омый,

 

та

 

он

 

оворил,

 

шо

 

мы

 

вообще

 

очень

 

евреев

 

мы

любим,

 

мы

 

очень

 

важаем

 

еврейс

ю

 

вер “.

 

Он

 

оворит:

 

„Да“.

 

Та

 

здесь

был

 

один

 

старый

 

еврей,

 

и

 

он

 

ходил

 

т да,

 

здесь

 

было

 

собрание

 

в

 

одном

 

до-

ме,

 

та

 

он

 

пошел,

 

та

 

он

 

прочитал,

 

вот

 

этот

 

Павли ,

 

а

ю-то

 

молитв

специально,

 

в

 

общем,

 

для

 

это о

 

еврея,

 

шо-то

 

та ое…

 

И

 

он

 

мне

 

расс азал,

этот

 

еврей.

 

Вот

 

та ое

 

я

 

слышала»

 

(Барс ий

 

р-н

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2001,

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

Мнение,

 

что

 

вера

 

баптистов

 

(«шт ндов»)

 

близ а

 

и

 

даже

 

родственна

«еврейс ой

 

вере»

 

представляет

 

собой

 

один

 

из

 

широ о

 

распространен-

ных

 

стереотипов

 

(подробнее

 

об

 

этом

 

см.:

 

Белова

 

2003а:

 

163–167).

 

При-

чем

 

мнение

 

это

 

ино да

 

парадо сально

 

«подтверждается»

 

действитель-

ностью:

 

в

 

Мо илеве-Подольс ом

 

в

 

здании

 

сина о и

 

а

 

бы

 

«по

 

наслед-

ств »

 

разместился

 

молитвенный

 

дом

 

адвентистов,

 

а

 

в

 

селе

 

Вербовец

 

не-

дале о

 

от

 

М рованых

 

К риловцев

 

баптисты

 

возводят

 

«Дом

 

молитвы»

на

 

ф ндаменте

 

старо о

 

еврейс о о

 

дома…

Расс азы

 

о

 

рели иозных

 

пра ти ах

 

(обрядах

 

и

 

рит алах)

 

этниче-

с их

 

соседей,

 

а

 

по азывает

 

материал,

 

отражают

 

вполне

 

жив ю

 

тра-


background image

Рели иозная

 

обрядность

 

«ч жих»

 

в

 

народной

 

интерпретации

133

133

дицию

 

фоль лорно о

 

самоосознания

 

себя

 

в

 

о р жающем

 

мире

 

и

 

во

взаимоотношениях

 

с

 

представителями

 

др

о о

 

этноса

 

( онфессии)

 

и

способств ют

 

поддержанию

 

традиционных

 

этничес их

 

стереотипов

 

и

формированию

 

новых.

Фоль лорные

 

представления

 

об

 

обрядах

 

и

 

рит алах

 

соседей

 

в

 

ре-

ионах

 

тесных

 

этно

льт рных

 

онта тов

 

демонстрир ют

 

поразитель-

н ю

 

стойчивость:

 

представления

 

эти

 

жив т

 

вне

 

зависимости

 

от

 

то о,

прис тств ет

 

или

 

отс тств ет

 

иноэтничный

 

элемент

 

в

 

реальной

 

дейст-

вительности.

III.2.

 

К льтовые

 

реалии

III.2.1.

 

Объе т

 

рели иозно о

 

по лонения.

 

В

 

отно-

шении

   

и даизм

 

 

«жидовс ой

 

вере»

 

   

носителей

 

славянс ой

традиции

 

яр о

 

проявился

 

вз ляд

 

«извне»,

 

о да

 

элементы

 

ч жой

рели ии

 

интерпретир ются

 

преим щественно

 

на

 

основании

 

внеш-

них

 

представлений

 

о

 

них.

Преобладает

 

точ а

 

зрения,

 

что

 

«

 

жыдоў

 

др

ий

 

Бо »

 

(Белова

 

1994:

47),

 

и

 

«Бо »

 

этот

 

представляется

 

в

 

самых

 

прич дливых

 

формах.

Та ,

 

в

 

Подлясье

 

расс азывают,

 

что

 

в

 

божнице

   

евреев

 

стоит

 

«баран

позолоченный»

 

или

 

«телец

 

рас рашенный»,

 

изображающий

 

их

 

Бо а

( оворят,

 

что

 

евреи

 

свое о

 

«бож а»

 

в

 

виде

 

«золото о

 

баранчи а

 

дер-

жали

 

запертым

 

в

 

ш аф »,

 

а

 

по

 

праздни ам

 

он

 

«стоял

 

на

 

столе

 

в

божнице»);

 

ино да

 

это

 

изображение

 

вы лядит

 

« а

 

пес»,

 

« а

 

оро-

ва

 

без

 

ро ов

 

с

 

орот им

 

хвостом»,

 

а

 

не ий

 

«болван»

 

или

 

«божо

 

в

виде

 

змеи»,

 

потом

 

что

 

я обы

 

«со

 

времен

 

Моисея

 

символом

 

евреев

была

 

змея,

 

обвившаяся

 

во р

 

жезла»

 

(см.:

 

Ca³a

 

1992:

 

33–36,

 

59–

60,

 

84).

 

Именно

 

та

 

интерпретир ется

 

один

 

из

 

основных

 

и дейс их

льтовых

 

предметов

 

 

рашенный

 

свито

 

Торы,

 

а

 

в

 

омментари-

ях

 

по

 

повод

 

не о

 

в

 

расс азах

 

славян-христиан

 

прослеживается

 

не

толь о

 

тенденция

 

представить

 

«ч жо о»

 

Бо а

 

в

 

ачестве

 

зооморфно-

о

 

с щества,

 

но

 

и

 

не оторые

 

аллюзии,

 

связанные

 

с

 

ветхозаветными

образами

 

из

 

Кни и

 

Исход

 

(ср.:

 

по лонение

 

золотом

 

тельц

 

 

л.

 

32;

превращение

 

жезлов

 

Моисея

 

и

 

Аарона

 

в

 

змей

 

 

л.

 

7,

 

ст.

 

8–12).

Представления

 

о

 

зооморфном

 

обли е

 

«ч жо о»

 

бо а

 

или

 

«ч -

жих»

 

святых

 

широ о

 

распространены

 

в

 

ре ионах

 

этно

льт рных

онта тов,

 

составляя

 

один

 

из

 

наиболее

 

стойчивых

 

стереотипов

 

от-

носительно

 

«ч жой»

 

льт ры.

 

В

 

Подолии,

 

например,

 

бытовали

расс азы

 

о

 

явлении

 

«еврейс о о

 

бо а»

 

в

 

виде

 

не ое о

 

звероподобно о

с щества

 

(см.

 

II.2

,

 

IV.1

).

 

Польс ие

 

песни

 

поминают

 

«

żydowskiego

boga

 

bez

 

jednego

 

roga

»

 

( ра ов.,

 

Lud

 

1896/2:

 

347;

 

ср.

 

р с.

 

бо

 

с

 

ро а-

ми,

 

ан ел

 

с

 

рож ами

 

‘черт’).