ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3479
Скачиваний: 2
Рели иозная
обрядность
«ч жих»
в
народной
интерпретации
129
129
торых
можно
было
ловить
«зна омые»
зв
осочетания
и
обы рать
их
соответств ющим
образом.
Наибольшее
оличество
вариантов
породила
еврейс ая
молитва,
начинающаяся
словами:
«Бар х
ата
Адонай
элохей-
н
мелех
ха-олам»
(«Бла ословен
Господь
Бо ,
царь
Вселенной
»):
«Bure
chate
dojne
udojne
melech
»
(Подлясье;
Cała
1992:
145);
«Adynui,
adynuj,
wzi ła
koszka
łój»
(
Подлясье;
Cała
1992:
145);
«
Борохате
адин й,
с..
и
в
хатi
б де
н й»
(Черни овщина;
За лада
1929:
165).
Помимо
рат их
ш тливых
присловий
известны
и
более
пространные
те сты,
а ,
на-
пример,
травестийная
«еврейс ая
молитва»
из
Западной
Белор ссии
«Baruchaty
adynój,
/
Slużyu
u
minie
goj...».
В
этой
«молитве»
еврей
жа-
л ется,
что
ой
(работни
нееврей),
отором
он
не
заплатил,
рал
не-
о
обыл .
За
возвращение
траты
еврей
теперь
отов
заплатить
ою
и
«цвай»,
и
«драй»
(
Federowski
1903:
250).
Анало ией
травестированию
«ч жих»
молитвенных
те стов
мо
т
сл жить
пародии
на
«ч жое»
бо о-
сл жение,
разы рываемые
в
рам ах
«своих»
обрядов
(см.
выше).
В
то
же
время
«непонятные»
еврейс ие
те сты
пол чали
стат с
апо-
тропейно о
средства.
Полевые
материалы
из
Полесья
свидетельств ют
о
пра ти е
использования
еврейс их
молитв
для
т шения
пожара,
обез-
вреживания
«заломов»,
снятия
порчи
со
с ота
и
т.
п.
(подробнее
см.
V.4
).
Вариант
использования
«ч жих»
са ральных
те стов
представляет
собой
обмен
«письменными»
ам летами
межд
славянами
и
евреями.
Ка
оворили
в
полесс ом
селе
Стодоличи
(Лельчиц ий
р-н
Гомель-
с ой
обл.),
обере ом
для
роженицы
и
ребен а
сл жило
не ое
«святое
письмо»,
оторое
надо
держать
при
себе:
«О оло
Днепра
появилась
и она
на
вершине
березы.
Ни ом
письмо
не
давалось,
толь о
одном
молодом
еврейчи
.
Он
всё
переписал.
Кто
письм
верил,
том
отп с-
ались
все
рехи.
Женщина
рожать
б дет
ле
о.
Написано,
а
замов-
лять
п ли.
Младенец
счастливый
б дет
вечно»
(1974,
зап.
Р.
А.
А еева).
По
материалам
из
Подлясья,
местно о
христианс о о
населения
(
раинцев
и
поля ов)
пользовались
поп лярностью
«еврейс ие»
ам -
леты
—
те сты,
воспроизводившие
зна и
еврейс о о
письма
(
Cała
1992:
110–111;
ср.
сохранение
мез зы
на
ося е
двери
при
по
п е
раинцами
еврейс их
домов
в
Подолии);
в
сл чае
болезни
помо али
та же
соч и
б ма и
с
еврейс ими
надписями
(
Stomma
1986:
33).
Жив честь
традиции
станет
еще
более
очевидной
при
обращении
более
ранним
источни ам.
А.
Филипов,
автор
р
описи
«Х доже-
ственное
творчество
белор сс их
евреев»
(1891),
отмечал,
что
в
Мо-
илевс ой
и
Минс ой
берниях
«
ородс о о
и
местеч ово о
хри-
стианс о о
населения
в
большом
почете
адальщи и
евреи
(еврее
ни о да
не
бывает),
п тешеств ющие
из
орода
в
ород
с
замаслен-
ной
ни ой,
написанной
на
халдейс ом
язы е.
Им
верят
почти
без-
словно,
ним
прибе ают
в
сл чае
а о о-либо
несчастья,
болезни
Глава
III
130
130
и
т.
п.
Они
имеют
все да
с
собой
не оторое
оличество
ам летов,
шн р ов
с
перевязями,
таинственных
[?]
ореньев
и
апте арс их
средств»
(АИЭА,
ол.
ОЛЕАЭ,
д.
381,
л.
27–27
об.).
III
.1.
3
.
С ббота.
Этот
день
недели
единод шно
оце-
нивается
а
особо
значимый
для
евреев
и
в
связи
с
предписаниями
и
запретами,
связанными
с
ним,
часто
соотносится
в
народных
рас-
с азах
с
почитанием
вос ресенья
в
христианс ой
традиции:
«С бота
—
цэ
ў
ных
вэлы ый
праздни ,
с бота.
В
нэд
¢
лю
вон
¢
м
á
ют
пострыраты,
в
ныд
¢
лю,
чи
в
пьятныц ,
постыр
á
ты
всё,
а
та ,
я
нас
ныдыля,
а
ў
ных
с бота»
(Е.
Е.,
1950
.
р.,
Черневцы
Мо и-
левс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о);
«У
нас
нэдиля,
а
ных
с бота.
О
цэ
воны
в
с бот
ид т
на
ý
ч и
и
моляца
до
обид ,
молюца
Бо
,
вот.
А
та
их...
нас,
напри лад,
нэдиля,
а
их
с бота»
(Б.
И.
Ридвянс ий,
1919
.
р.,
Вербовец
М ро-
вано-К риловец о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин).
Отметим
в
этом
расс азе
след ю-
щ ю
деталь:
оворя
о
с бботней
молитве,
информант
называет
это
действо
«идти
на
ч и».
К
этом
мотив
мы
вернемся,
о да
речь
пойдет
о
праздни ах.
Именно
с
с бботой
связаны
мно их
расс азчи ов
воспомина-
ния
детства
о
первом
опыте
общения
с
соседями-евреями:
«Я
сама
малень ая
б ла,
они
платили
мэни
по
пьять
опийо ,
по
дэсять
опийо .
Свечи
там
ў
с бот
—
им
нэльзя
нич
ó
о
делать,
то
мы
в
пьятныц
вэчором
жэ
зналы,
и
йд т
еврэи,
просят,
шоб
идти
свечи
за-
св
é
човать.
У ощают
нам
—
и
оржи и
ўдають,
в
общем,
п
¨
чиво
свое.
Оны
выпе алы,
б лы
та и
мастера,
шо
я
не
знаю...»
(А.
А.
С ибин-
с ая,
1915
.
р.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин);
«Евреи
в
с ббот
вообще
ниче о
не
делают.
Дед
расс азывал,
ещё
а
пацаном
был,
то
там
платили
денеж и,
они
т т
печ
раст
á
пят,
там
ед
подо реет,
хлеб
нарежет
—
они
даже
нож
не
брали,
даже
на
с ббот
двери
не
за рывали
—
те
прих
ó
дили,
них
даже,
н ,
с ббо-
та
а
святой
день.
Он
даже
люч
в
дверях
не
повернёт…»
(М.
К -
рба,
1969
.
р.,
К ты
Косовс о о
р-на
Ивано-Фран овс ой
обл.,
2005,
зап.
О.
В.
Белова,
М.
М.
Каспина).
«Я
ходыла,
свич
™
асила
и
светила
в
пьятниц .
В
пьятниц
вэчэ-
ром
трэ
посвят
™
ти
и
потом
по асыты»
(С.
Д.
Остапович,
1923
.
р.,
Вер-
бовец
М ровано-К риловец о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин).
Любопытное
переосмысление
терминов
с бота,
шабас
встреча-
ется
в
Полесье
(с.
Ласиц
Пинс о о
р-на
Брестс ой
обл.):
именно
та
Рели иозная
обрядность
«ч жих»
в
народной
интерпретации
131
131
имен ют
здесь
женс ие
« ритичес ие
дни».
Пос оль
,
со ласно
народным
представлениям,
во
время
месячных
женщинам
запреща-
ется
заниматься
при отовлением
пищи,
засол ой
овощей
и
мяса,
ра-
ботой
в
поле
и
на
о ороде
(«нечистота»
может
па
бно
отразиться
на
рез льтатах
работы),
вын жденный
«отдых»,
«сидение»
напрям ю
соотносятся
с
еврейс ой
бытовой
и
обрядовой
пра ти ой:
«С бота
тепэр
мэн
¨
,
а
з
á
ра
м
é
сячныя
ов
ó
рать,
або
на
сор
ó
ццы»
(ПА
1985,
зап.
К.
Е.
Р т овс а);
«Тэпэр
мэне
прыш
ó
ў
ш
á
бас,
вроде
ев-
рэйс а
сл
ó
ва,
шчо
трэба
посид
™
ты.
А
та
то
á
жа
„на
од
¨
жы“,
чы
„с бота“»
(ПА
1985,
зап.
К.
Е.
Р т овс а);
«Я
та
е,
то
аж ть:
„У
мэнэ
тэпэр
с бота“.
С
™
яты
нэ
с
™
ямэ,
нэ
шат
ý
ема.
Р
ó
быть,
хто
нэ
„н
ó
сить
р б
á
шцы“»
(ПА
1985,
зап.
К.
Е.
Р т овс а).
III
.1.4.
Инте рация
в
«ч жой»
рит ал.
Нес оль о
слов
стоит
с азать
и
о
та ом
распространенном
в
ре ионах
этно
льт рных
онта тов
явлении,
а
обращение
в
э стремальных
сит ациях
сл -
жителям
иной
онфессии
или
«ч жим
знающим»,
а
та же
частие
в
«ч жих»
рели иозных
рит алах.
Источни и
XIX
в.
свидетельств ют
о
том,
что
пра ти а
обращения
«знающим»,
представляющим
«ч ж ю»
традицию,
была
взаимной.
Та ,
раинцы
Подолии
при
пад чей
болезни
(апопле сии,
мопомешательстве,
оворении
во
сне)
обращаются
тата-
рин
или
еврейс ом
цади
(Ч бинс ий
1872/7:
56–57).
Евреи
Бело-
р ссии
«за
отс тствием
„баалшема“
обращаются
р сс им
знахарям
и
знахар ам»
(АИЭА,
ол.
ОЛЕАЭ,
д.
381,
л.
26
об.).
Обращение
за
помощью
раввин
быт ет
и
се одня,
и
мы
мо ли
наблюдать
та
ю
пра ти
в
черновиц ой
сина о е.
Ка
расс азывали
нам
женщины
из
очереди,
проблема
изла ается
стно,
раввин
все
запи-
сывает
«по-ихнем »,
затем
читает
запис и
во
время
бо осл жения;
об-
ращаться
с
просьбами
л чше
в
пятниц ,
то да
твое
прошение
б дет
прочитано
на
с бботней
сл жбе;
не
ре оменд ется
обращаться
с
про-
шением
чаще
чем
раз
в
две
недели.
Входя
в
сина о
,
просители
цел -
ют
мез з
(«цэ
йих
хрэст»).
Внешне
они
соблюдают
«ч жой»
рит ал,
в ладывая
в
не о
при
этом
«свой»
смысл
(целование
мез зы
для
них
равнозначно
рестном
знамению,
совершаемом
при
входе
в
цер овь).
Посещали
местные
жители
раввина
и
в
«Малых
Черновцах»
—
селе
Черневцы
Мо илевс о о
р-на
Винниц ой
обл.:
«Ход
¢
ли.
Просто
в
™
р
нэ
приним
á
лы,
а
ход
¢
ты
—
ход
¢
ли.
[О
чем
просили?]
Та
т т
в
основ-
ном
нас
™
лэнне
б
™
днэе,
вот
и
ход
¢
ли
там…»
(В.
И.
Дмитришен о,
1960
.
р.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о).
Особо
след ет
помян ть
о
менее
распространенном
явлении
—
посе-
щении
евреями
христианс их
храмов.
О
том,
а
и
почем
это
происходит,
нам
расс азывали
и
раинцы,
и
евреи.
В.
И.
Дмитришен о
из
с.
Чернев-
Глава
III
132
132
цы
с азал,
что
евреи
ходили
молиться
в
остел,
о да
была
за рыта
сина-
о а:
«Т т
же
не
б ло
в
ост
á
нни
ч
á
сы
сина о и.
Мол
¢
лысь
ход
¢
лы
т да
—
но
в
остёл,
а
нэ
в
ц
¨
р оў.
Там
бильш
ясн
™
йше,
бо
нас,
на
мою
д
ý
м
,
там
вес
™
лля…»
(2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о).
Верифицировать
эт
ин-
формацию
в
се одняшних
Черневцах,
де
осталось
все о
нес оль о
евреев,
не
представилось
возможным.
По
словам
то о
же
информанта,
остел,
де
«веселее»,
де
«всё
на
раинсь ой
м
ó
ви,
всё
понятно,
шось
та
неприн -
ждённо»,
охотно
посещают
и
местные
православные.
По
словам
Доры
Иосифовны
Яц овой-Креймер
(1924
.
р.)
из
Ко-
пай орода,
онфессиональн ю
толерантность
проявляют
местные
бап-
тисты
—
они
молятся
за
евреев
и
привечают
их
на
своих
собраниях.
«Н ,
нас
здесь
есть
шт нд
™
сты,
слышали
та их?
Да,
шт
ý
нды.
Вот
нас
рядом
живет
семья:
та
все
молодые
пошли
в
эти
шт нды.
Но
для
меня
это
ди о:
все-та и
родились
они
православными,
а
щас
они
от а-
зались.
Я
знаю,
шо
здесь
был
еврей
один,
он
мер
же,
но
они,
я
раз о-
варивала
с
ихним
—
ой,
а
это
оно
называется…
—
н ,
в
общем,
са-
мый
лавный
приезжал,
но
он
опай ородс ий,
я
е о
помню
малень-
им.
Он
баб ш е,
живет
он
в
Киеве.
Потом
а -то
приехал
этот
Пав-
ли .
Я
оворю:
„Павли ,
шо
ты
здесь
делаешь?“
А
он
оворит:
„Н ,
значит,
я
приезжаю
здесь…“
(правда,
в
Копай ороде
еще
не
молились,
но
недале о
есть
село
Петров а,
та
там
все
время
шт нды
есть
из
по о-
ления
в
по оление).
Он
оворит:
„Я
приехал
помолиться“.
Н ,
в
общем,
он
здесь
проводит
это
все
—
собрание.
У
них
„собрание“
называется.
Н
та
я
е о
спрашиваю:
„Вы
мне
с ажите,
вы
любите
евреев
или
нет,
пото-
м
шо
меня
зна омый,
та
он
оворил,
шо
мы
вообще
очень
евреев
мы
любим,
мы
очень
важаем
еврейс
ю
вер “.
Он
оворит:
„Да“.
Та
здесь
был
один
старый
еврей,
и
он
ходил
т да,
здесь
было
собрание
в
одном
до-
ме,
та
он
пошел,
та
он
прочитал,
вот
этот
Павли ,
а
ю-то
молитв
специально,
в
общем,
для
это о
еврея,
шо-то
та ое…
И
он
мне
расс азал,
этот
еврей.
Вот
та ое
я
слышала»
(Барс ий
р-н
Винниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин).
Мнение,
что
вера
баптистов
(«шт ндов»)
близ а
и
даже
родственна
«еврейс ой
вере»
представляет
собой
один
из
широ о
распространен-
ных
стереотипов
(подробнее
об
этом
см.:
Белова
2003а:
163–167).
При-
чем
мнение
это
ино да
парадо сально
«подтверждается»
действитель-
ностью:
в
Мо илеве-Подольс ом
в
здании
сина о и
а
бы
«по
наслед-
ств »
разместился
молитвенный
дом
адвентистов,
а
в
селе
Вербовец
не-
дале о
от
М рованых
К риловцев
баптисты
возводят
«Дом
молитвы»
на
ф ндаменте
старо о
еврейс о о
дома…
Расс азы
о
рели иозных
пра ти ах
(обрядах
и
рит алах)
этниче-
с их
соседей,
а
по азывает
материал,
отражают
вполне
жив ю
тра-
Рели иозная
обрядность
«ч жих»
в
народной
интерпретации
133
133
дицию
фоль лорно о
самоосознания
себя
в
о р жающем
мире
и
во
взаимоотношениях
с
представителями
др
о о
этноса
( онфессии)
и
способств ют
поддержанию
традиционных
этничес их
стереотипов
и
формированию
новых.
Фоль лорные
представления
об
обрядах
и
рит алах
соседей
в
ре-
ионах
тесных
этно
льт рных
онта тов
демонстрир ют
поразитель-
н ю
стойчивость:
представления
эти
жив т
вне
зависимости
от
то о,
прис тств ет
или
отс тств ет
иноэтничный
элемент
в
реальной
дейст-
вительности.
III.2.
К льтовые
реалии
III.2.1.
Объе т
рели иозно о
по лонения.
В
отно-
шении
и даизм
—
«жидовс ой
вере»
—
носителей
славянс ой
традиции
яр о
проявился
вз ляд
«извне»,
о да
элементы
ч жой
рели ии
интерпретир ются
преим щественно
на
основании
внеш-
них
представлений
о
них.
Преобладает
точ а
зрения,
что
«
жыдоў
др
ий
Бо »
(Белова
1994:
47),
и
«Бо »
этот
представляется
в
самых
прич дливых
формах.
Та ,
в
Подлясье
расс азывают,
что
в
божнице
евреев
стоит
«баран
позолоченный»
или
«телец
рас рашенный»,
изображающий
их
Бо а
( оворят,
что
евреи
свое о
«бож а»
в
виде
«золото о
баранчи а
дер-
жали
запертым
в
ш аф »,
а
по
праздни ам
он
«стоял
на
столе
в
божнице»);
ино да
это
изображение
вы лядит
« а
пес»,
« а
оро-
ва
без
ро ов
с
орот им
хвостом»,
а
не ий
«болван»
или
«божо
в
виде
змеи»,
потом
что
я обы
«со
времен
Моисея
символом
евреев
была
змея,
обвившаяся
во р
жезла»
(см.:
Ca³a
1992:
33–36,
59–
60,
84).
Именно
та
интерпретир ется
один
из
основных
и дейс их
льтовых
предметов
—
рашенный
свито
Торы,
а
в
омментари-
ях
по
повод
не о
в
расс азах
славян-христиан
прослеживается
не
толь о
тенденция
представить
«ч жо о»
Бо а
в
ачестве
зооморфно-
о
с щества,
но
и
не оторые
аллюзии,
связанные
с
ветхозаветными
образами
из
Кни и
Исход
(ср.:
по лонение
золотом
тельц
—
л.
32;
превращение
жезлов
Моисея
и
Аарона
в
змей
—
л.
7,
ст.
8–12).
Представления
о
зооморфном
обли е
«ч жо о»
бо а
или
«ч -
жих»
святых
широ о
распространены
в
ре ионах
этно
льт рных
онта тов,
составляя
один
из
наиболее
стойчивых
стереотипов
от-
носительно
«ч жой»
льт ры.
В
Подолии,
например,
бытовали
расс азы
о
явлении
«еврейс о о
бо а»
в
виде
не ое о
звероподобно о
с щества
(см.
II.2
,
IV.1
).
Польс ие
песни
поминают
«
żydowskiego
boga
bez
jednego
roga
»
( ра ов.,
Lud
1896/2:
347;
ср.
р с.
бо
с
ро а-
ми,
ан ел
с
рож ами
‘черт’).