Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3387

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Рели иозная

 

обрядность

 

«ч жих»

 

в

 

народной

 

интерпретации

135

135

Бо а»,

 

изображение

 

оторо о

 

следовало

 

носить

 

на

 

шее

 

для

 

излечения

от

 

лихорад и-«жидов и»:

 

«Это

 

 

и она,

 

нарисованная

 

на

 

телячьей

ш

ре.

 

Добыть

 

ее

 

может

 

толь о

 

„мос аль“

 

(солдат).

 

Если

 

не

 

поможет

ношение

 

этой

 

и оны,

 

то

 

н жно

 

прижечь

 

ее

 

на

 

о не

 

и

 

дымом

 

ее

 

под

-

рить

 

больно о»

 

(Шар о

 

1891:

 

171–172).

III

.2.3.

 

Отношение

   

льтовым

 

предметам.

 

В

 

сл чае

описания

 

еврейс их

 

алендарных

 

обрядов,

 

а

 

они

 

видятся

 

сосе-

дям-славянам,

 

мы

 

имеем

 

дело

 

ис лючительно

 

с

 

представлениями,

«за онсервированными»

 

на

 

ровне

 

те ста,

 

на

 

оторые

 

же

 

не

 

может

влиять

 

этно рафичес ая

 

действительность.

 

Сит ация

 

с

 

материальны-

ми

 

предметами,

 

относящимися

   

сфере

 

«ч жой»

 

рели иозной

 

рит али-

сти и,

 

нес оль о

 

иная.

III

.2.3.1.

 

Священные

 

ни и.

 

Отношение

   

рели иоз-

ным

 

ни ам

 

«ч жих»

 

является

 

частью

 

народно о

 

восприятия

 

ни и

вообще,

 

оторое

 

определяется

 

связью

 

ни и

 

с

 

письменной

 

традицией

 

и

нижной

 

(т.

 

е.

 

«ч жой»

 

по

 

отношению

   

стной

 

народной)

 

льт рой.

Для

 

носителей

 

фоль лорно-мифоло ичес о о

 

сознания

 

ни а

 

и

 

особен-

но

 

ни а

 

са ральная

 

 

это

 

предмет,

 

с рывающий

 

в

 

себе

 

одновременно

и

 

божественн ю

 

м дрость,

 

и

 

опасное

 

знание,

 

связанное

 

с

 

пот сторон-

ним

 

миром

 

(СД

 

2:

 

514–515).

Выше

 

мы

 

же

 

рассматривали

 

фоль лорн ю

 

интерпретацию

 

свит-

ов

 

Торы

 

носителями

 

славянс ой

 

традиции.

 

Именно

 

в

 

этих

 

расс азах

а

м лир ются

 

знания

 

информантов-славян

 

о

 

том,

 

а ,

 

по

 

их

 

мне-

нию,

 

вы лядит

 

«еврейс ий

 

Бо ».

Еще

 

одна

 

широ о

 

известная

 

носителям

 

славянс ой

 

традиции

 

ев-

рейс ая

 

ни а

 

 

это

 

Талм д:

 

«У

 

них

 

был

 

свой

 

Талм д

 

 

это

 

а ая-то

их

 

святая

 

ни а,

 

а

   

нас

 

Писание»

 

(ю.-вост.

 

Польша;

 

Ca³a

 

1992:

 

36).

Встречаются

 

та же

 

мнения,

 

что

 

Талм д

 

 

это

 

«еврейс ий

 

божо »

 

(Там

же:

 

34).

 

Чаще

 

все о

 

Талм д

 

воспринимается

 

а

 

свод

 

всевозможных

пророчеств

 

о

 

ряд щих

 

бедствиях

 

или

 

а

 

не ая

 

«тайная

 

ни а

 

евре-

ев»

 

о

 

том,

 

а

 

они

 

распинали

 

Христа

 

(Там

 

же:

 

89,

 

91–92).

 

Именно

 

из

Талм да,

 

со ласно

 

свидетельствам

 

из

 

ю о-восточной

 

Польши,

 

евреи

почерпн ли

 

сведения

 

о

 

своей

 

ибели

 

во

 

время

 

Второй

 

мировой

 

войны:

«У

 

евреев

 

в

 

Талм де

 

было

 

предс азание

 

об

 

их

 

ибели:

 

о да

 

по ибн т

ропат и,

 

б дет

 

истребление

 

евреев,

 

а

 

если

 

начн т

 

по ибать

 

зайцы,

придет

 

по ибель

 

поля ам»

 

(о р.

 

Пшемышля,

 

Cała

 

1992:

 

92).

 

Это

 

про-

рочество

 

содержалось

 

я обы

 

и

 

в

 

др

их

 

еврейс их

 

ни ах:

 

«У

 

них

 

бы-

ли

 

их

 

ни и,

 

и

 

там

 

было

 

написано,

 

что

 

о да

 

по ибн т

 

ропат и,

 

то

 

и

им

 

онец

 

придет.

 

В

 

1942

 

од

 

была

 

та ая

 

с ровая

 

зима,

 

что

 

по ибли

все

 

ропат и,

 

и

 

евреи

 

сами

 

мне

 

оворили,

 

что

 

им

 

приходит

 

онец»

(о р.

 

Хелма,

 

Ca³a

 

1992:

 

92).

 

От олос ом

 

это о

 

сюжета

 

можно

 

счи-


background image

Глава

 

III

136

136

тать

 

записанное

 

в

 

волынс ом

 

Полесье

 

предс азание:

 

«Колысь

 

жид

 

а-

зав:

 

е

 

нэ

 

б дэ

 

арапатвов,

 

то

 

й

 

жыдыв

 

нэ

 

б дэ»

 

(Речица

 

Ратновс о о

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1979,

 

зап.

 

А.

 

В.

 

Г ра;

 

см.:

 

Г ра

 

1997:

 

718).

Еврейс ие

 

ни и,

 

оторые

 

читают

 

еврейс ие

 

м дрецы,

 

содержат

та же

 

страшные

 

предс азания,

 

связанные

 

с

 

ч десным

 

явлением

 

са-

ральных

 

персонажей.

 

Отличительной

 

чертой

 

та их

 

нарративов

 

явля-

ется

 

то,

 

что

 

са ральный

 

символ

 

одной

 

льт рной

 

традиции

 

становит-

ся

 

смертным

 

зна ом

 

для

 

др

ой.

 

Именно

 

об

 

этом

 

расс азывает

 

поль-

с ая

 

ле енда

 

из

 

о рестностей

 

Хелма.

 

Дело

 

было

 

во

 

время

 

о

пации.

Еврей-паст х

 

поздно

 

возвращался

 

домой

 

и

 

о оло

 

моста

 

видел,

 

что

 

со

стороны

 

ладбища

 

вышла

 

фи

ра

 

вся

 

в

 

золоте,

 

в

 

золотой

 

ороне

 

и

 

с

 

по-

л месяцем

 

на

 

р ди.

 

Еврей

 

под мал,

 

что

 

это

 

« а ая-то

 

нем а,

 

та

 

бо а-

то

 

одетая,

 

вышла

 

на

 

про

л

».

 

Он

 

поздоровался

 

 

«Dzie

ń

 

dobry

»

 

 

и

прошел

 

мимо.

 

Поднявшийся

 

вихрь

 

ч ть

 

не

 

свалил

 

е о

 

с

 

но .

 

Исп

ан-

ный

 

еврей

 

прибежал

 

домой

 

и

 

расс азал

 

об

 

виденном.

 

И

 

один

 

старый

м дрый

 

еврей,

 

оторый

 

мно о

 

знал

 

и

 

мно о

 

ни

 

прочитал,

 

с азал:

«Знаешь

 

ли

 

ты,

 

что

 

ты

 

видел?

 

Это

 

наша

 

смерть.

 

Библия

 

оворит

 

та :

о да

 

эта

 

пани

 

 

Божья

 

Матерь

 

 

по ажется,

 

то

 

евреям

 

б дет

 

истреб-

ление».

 

И

 

вс оре

 

после

 

это о

 

немцы

 

стали

 

онять

 

евреев

 

(AMT,

 

gm.

Wola

 

Uhruska,

 

Uhrusk,

 

1976

,

 

зап.

 

B.

 

Kunicka

;

 

ср.:

 

Cała

 

1992:

 

91–92).

Одновременно

 

рели иозные

 

ни и,

 

принадлежащие

 

«ч жим»,

 

мо

т

выст пать

 

в

 

роли

 

обере а.

 

В

 

за арпатс ом

 

селе

 

Мо рое

 

выяснились

 

лю-

бопытные

 

подробности

 

относительно

 

предметов,

 

оторые

 

лад т

 

в

 

роб

по ойни

.

 

Та ,

 

набожном

 

челове

,

 

при

 

жизни

 

любившем

 

читать,

лали

 

в

 

роб

 

«святые

 

ниж и»:

 

«К

ó

тра

 

ся

 

мол

ла,

 

любыла

 

ныж

,

 

то

ныж

ý

 

сят

ý

 

лали»

 

(Мо рое

 

Перечинс о о

 

р-на

 

За арпатс ой

 

обл.,

 

КА

1991,

 

зап.

 

С.

 

П.

 

Б ш евич).

 

В

 

то

 

же

 

время

 

азеты

 

и

 

письма

 

лали

 

в

 

роб

потенциально

 

опасном

 

по ойни

 

(на

 

это

 

азывает

 

поминание,

 

что

роме

 

печатной

 

прод

ции

 

в

 

роб

 

ем

 

сыпали

 

ма ):

 

«[По ойни

 

в

 

роб

сыплют

 

ма .]

 

Газеты

 

м

 

наложат,

 

письма

 

ўс

¸

и

 

там

   

тр н

ý

,

 

же

 

бы

 

то-т

ó

там

 

маў

 

оло

 

с

é

бе,

 

бы

 

чит

á

ў»

 

(Мо рое

 

Перечинс о о

 

р-на

 

За арпатс ой

обл.,

 

КА

 

1991,

 

зап.

 

Е.

 

Э.

 

Б довс ая).

 

И

 

на онец,

 

в

 

роб

 

олд н

 

вместе

 

с

пшеном

 

и

 

ма ом

 

лали

 

листо

 

из

 

«еврейс ой

 

ниж и»,

 

чтобы

 

на

 

«том

свете»

   

не о

 

была

 

работа:

 

«Бос р

á

н

 

з

 

йиўр

¨

йс

й

 

н

¢

ж и

 

листо

лали,

 

сыпали

 

пш

ó

н

 

аш

 

лэм

 

ма ,

 

об

¢

 

мал

 

там

 

робот »

 

(Мо рое

 

Пере-

чинс о о

 

р-на

 

За арпатс ой

 

обл.,

 

КА

 

1991,

 

зап.

 

С.

 

П.

 

Б ш евич).

 

Анало-

ичная

 

пра ти а

 

бытовала

 

и

 

в

 

с.

 

Т рья

 

Поляна:

 

в

 

роб

 

олд н

 

«сыпали

ма ,

 

чтобы

 

собирал

 

(работал).

 

Клали

 

письмо

 

на

 

еврейс ом

 

или

 

немец ом

язы е,

 

чтобы

 

дол о

 

разбирал

 

написанное»

 

(Перечинс ий

 

р-н

 

За арпат-

с ой

 

обл.,

 

КА

 

1989,

 

зап.

 

Е.

 

В.

 

Лесина).

В

 

то

 

же

 

время

 

нам

 

приходилось

 

стал иваться

 

и

 

с

 

примерами

 

тре-

петно о

 

хранения

 

еврейс их

 

ни

 

раинцами

 

 

жителями

 

бывших


background image

Рели иозная

 

обрядность

 

«ч жих»

 

в

 

народной

 

интерпретации

137

137

местече .

 

Для

 

та их

 

людей

 

еврейс ая

 

ни а

 

или

 

даже

 

листо

 

из

нее

 

 

не

 

таящий

 

в

 

себе

 

с рыт ю

 

опасность

 

элемент

 

«ч жой»

 

ль-

т ры,

 

а

 

память

 

о

 

соседях,

 

с

 

оторыми

 

были

 

прожиты

 

бо

 

о

 

бо

 

дол-

ие

 

оды.

 

Бережно

 

хранила

 

том

 

Виленс о о

 

Талм да

 

Ю.

 

С.

 

Резни

 

из

с.

 

М рафа.

 

По азать

 

нам

 

«еврейс

ю

 

ниж

»

 

она

 

решила

 

после

 

то-

о,

 

а

 

речь

 

зашла

 

о

 

знании

 

еврейс о о

 

язы а

 

местными

 

раинца-

ми.

 

«То

 

я

 

з

 

дыт

¢

нства

 

мэжи

 

йим

!

 

[Баб а

 

и

 

мать

 

Ю.

 

С.,

 

а

 

впослед-

ствии

 

и

 

она

 

сама,

 

работали

   

евреев.]

 

Всё

 

понимаю!

 

[Достает

 

наво-

лоч

,

 

разворачивает

 

и

 

по азывает

 

том

 

талм да

 

виленс о о

 

издания

онца

 

XIX

 

в.]

 

Ви

 

интерес емо,

 

мож

 

вам

 

подар ват!

 

[При

 

расстава-

нии

 

Ю.

 

С.

 

отдала

 

частни ам

 

э спедиции

 

ни

,

 

отор ю

 

мы

 

пере-

дали

 

в

 

М зей

 

еврейс о о

 

быта

 

в

 

.

 

Шар ороде.]

 

Шп

ó

рим

 

[имя

 

соседа]

мэн

 

подар в

á

в

 

одын

 

листо

 

 

по-др

¨

внэм ,

 

по-р сс и,

 

а

 

др

ý

ий

по-еврэйс и.

 

Я

 

подар в

á

ла

 

<…>

 

Васылёви

 

подар в

á

ла.

 

Вин

 

всё

 

вр

¨

-

мья:

 

„Пож

¨

чь

 

[одолжи]

 

мэн

 

Библии,

 

пож

¨

чь,

 

дай

 

мэн

 

Библии“,

 

а

 

я

 

боюся,

 

шоб

 

нэ

 

пропало.

 

Та

 

я

 

тоб

 

дам!

 

А

 

мэн

 

подар в

á

в

 

Шп

ó

рим.

Одын

 

листо

 

р сс ий,

 

а

 

др

ý

ий

 

еврэйс ий»

 

(Ю.

 

С.

 

Резни ,

 

1929

 

.

 

р.,

М рафа

 

Шар ородс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Бело-

ва,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

III.2.3.2.

 

Мез за.

 

Этот

 

непременный

 

атриб т

 

вся о о

еврейс о о

 

дома

 

или

 

льтово о

 

здания

 

 

ф тляр

 

с

 

са ральным

 

те -

стом,

 

репленный

 

на

 

ося е

 

двери,

 

 

хорошо

 

известен

 

славянс им

жителям

 

бывших

 

местече .

 

До

 

сих

 

пор

 

в

 

не оторых

 

старых

 

еврейс их

домах,

 

де

 

теперь

 

жив т

 

раинцы,

 

да

 

и

 

в

 

пол разр шенных

 

построй-

ах

 

можно

 

видеть

 

мез зы

 

на

 

ося ах

 

дверей.

 

Более

 

то о,

 

этот

 

предмет

не

 

стал

 

полностью

 

де оративным;

 

мез за

 

ор анично

 

вписалась

 

в

 

арсе-

нал

 

ма ичес их

 

средств

 

 

обере ов

 

и

 

ам летов.

Во

 

мно их

 

расс азах

 

наших

 

информантов

 

«наблюдения

 

из

 

этно-

рафичес ой

 

реальности»

 

(входя

 

в

 

дом

 

или

 

в

 

сина о

,

 

евреи

 

целовали

мез з )

 

сочетаются

 

с

 

попыт ами

 

«про омментировать»

 

этот

 

обычай.

Сравним

 

нес оль о

 

свидетельств:

«Евреи

 

то

 

робили.

 

У

 

их

 

специально

 

вхид

 

ў

 

двэри

 

быў

 

и

 

на

 

арц

á

бове

на

 

двэрн

ó

м

 

там

 

была

 

та а...

 

та ий

 

б ў

 

ó

твир.

 

Це

 

вин

 

пэрэйшоў

[по азывает:

 

дотра ивается

 

пальцем

 

а

 

бы

 

до

 

ося а

 

дверей

 

и

 

до

б]

 

 

дотрон ўся,

 

поцэловаў

 

и

 

ўсё.

 

У

 

нас

 

та

 

нэма

 

<...>

 

Я

 

знаю,

 

шо

вон

ó

 

б л

ó

 

та

¨

е.

 

От

 

та эе

 

зад

ó

ў е

 

б ло

 

[продол оватой

 

формы],

 

и

 

посэ-

рэдине

 

была

 

р

ла

 

дыр а

 

 

не

 

с возна

 

дыр а.

 

Цэ

 

их

 

моление

 

было.

До

 

нэ о

 

молылыса...

 

[Та ие

 

предметы

 

были

 

и

 

на

 

о нах?]

 

Толь о

 

при

входе.

 

От

 

же

 

та

 

б ло,

 

ж

 

з

á

раз

 

там

 

спортзал

 

зробленый

 

 

здании

 

си-

на о и],

 

а

 

там

 

еже

 

е,

 

шче

 

ти

 

зна и

 

та ие

 

стоят»

 

(Б.

 

И.

 

Ридвянс ий,

1919

 

.

 

р.,

 

Вербовец

 

М ровано-К риловец о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин);


background image

Глава

 

III

138

138

«Тиль и

 

я

 

знаю,

 

шо

 

там

 

 

сина о е]

 

на

 

двэрах

 

 

з

á

раз

 

е),

 

вот

 

та ой

осячо

 

та ий.

 

Казали,

 

шо

 

це

 

дэсять

 

Божьих

 

заповедей.

 

Колы

 

зах

ó

дыли

воны

 

т ды

 

в

 

сина о ,

 

то

 

воны

 

м

á

цали

 

[дотра ивались]

 

цих

 

дэсять

 

Божьих

заповедей.

 

Цэ

 

я

 

тиль и

 

знаю,

 

бо

 

мэни

 

мама

 

рос азывала»

 

(С.

 

Д.

 

Остапо-

вич,

 

1923

 

.

 

р.,

 

Вербовец

 

М ровано-К риловец о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин);

«[В

 

домах]

 

б л

-б л

,

 

шо

 

дэсять

 

Божьих

 

з

á

повидив

   

нас

 

б л

тоже!»

 

(Ю.

 

С.

 

Резни ,

 

1929

 

.

 

р.,

 

М рафа

 

Шар ородс о о

 

р-на

 

Вин-

ниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин);

«Таблыч и

 

та и.

 

И

 

в

 

М р

риловцах

 

там

 

та

 

само

 

было.

 

А

 

шо

 

вон

ó

означало,

 

я

 

та

 

не

 

интересовался

 

<...>

 

Нихто

 

их

 

не

 

зачеп

á

л.

 

Вон

¢

 

вро-

де

 

 

я

 

знаю

 

 

для

 

чо

ó

 

воны

 

там?

 

Та

 

и

 

лиш

á

лося

 

[даже

 

если

 

в

 

доме

же

 

ни то

 

не

 

жил].

 

Н ,

 

я

 

считаю,

 

навэрно,

 

н

 

я

 

на

 

Зэл

¨

ни

 

св

¸

та

 

роп-

лять

 

дома

 

 

батюш а

 

ид

¨

 

 

и

 

на

 

двэр

á

х

 

рис

ý

е

 

р

¨

йдою

 

хрэст

 

и

 

с

 

той

стороны

 

б

вы

 

пише

 

по-латыни

 

и

 

с

 

той

 

стороны

 

б

вы

 

по-латыни,

 

и

вниз

 

я э

 

число,

 

олы

 

цэ

 

б л

ó

.

 

И

 

нихто

 

водой

 

не

 

змыв

á

е,

 

до и

 

сам

¨

 

[не

сойдет].

 

Або

 

я

 

шо

 

р

á

сэш,

 

та

 

и

 

за рашиваеш

 

и

 

м

ý

си

 

залиш

á

ться

 

же

нави и.

 

Вот,

 

пид

 

рас ой

 

<...>

 

Навэрно,

 

та

 

и

 

таблич и

 

цэ

 

 

символ

 

б ў

божэственный.

 

Н

 

в

 

принципе

 

та ,

 

но

 

ни то

 

не

 

зачап

á

л»

 

(Н.

 

А.

 

Коваль-

с ий,

 

1951

 

.

 

р.,

 

Вербовец

 

М ровано-К риловец о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

Ита ,

 

в

 

расс азах

 

наших

 

информантов

 

прис тств ют

 

представле-

ния

 

о

 

мез зе

 

а

 

объе те

 

льтово о

 

почитания,

 

а

 

«десяти

 

Божьих

заповедях»,

 

а

 

«са ральном

 

символе»,

 

оторый

 

сравнивается

 

со

 

зна-

ами,

 

рис емыми

 

христианс ими

 

священни ами

 

на

 

Троиц .

Ино да

 

мез за

 

напрям ю

 

сравнивается

 

с

 

христианс им

 

са раль-

ным

 

зна ом

 

 

рестом.

 

Именно

 

та

 

объясняли

 

в

 

.

 

Черновцы

 

свое

 

по-

ведение

 

(целование

 

мез зы

 

при

 

входе

 

в

 

сина о

)

 

раинс ие

 

женщи-

ны,

 

пришедшие

   

раввин

 

с

 

просьбами

 

помочь

 

молитвой

 

в

 

тр дных

жизненных

 

сит ациях:

 

болезнь

 

близ их,

 

пьянство

 

м жа,

 

небла опо-

л чие

 

в

 

семье

 

и

 

т.

 

п.

 

«Цэ

 

ж

 

йих

 

хрэст!»

 

 

оворили

 

наши

 

собеседни-

цы

 

(2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

М.

 

М.

 

Каспина).

Для

 

сравнения

 

ажем,

 

что

 

в

 

Полесье

 

в

 

1980-е

 

.

 

был

 

записан

 

рас-

с аз,

 

в

 

отором

 

обязательная

 

деталь

 

рит ально о

 

бранства

 

еврейс о о

дома

 

предстает

 

в

 

совсем

 

ж

 

«мифоло изированном»

 

виде

 

(евреи

«выливают»

 

золото

 

в

 

форме

 

полена,

 

чтобы

 

сделать

 

себе

 

Бо а

 

после

 

рас-

пятия

 

Христа;

 

ср.

 

библейс ий

 

мотив

 

по лонения

 

золотом

 

тельц ):

«[Ко да

 

евреи

 

схватили

 

Христа,

 

то

 

привели

 

е о

 

на

 

с д

 

еврей-

с ом

 

„бис

п “.

 

После

 

с да

 

Христос

 

был

 

распят,

 

а

 

евреи

 

решили

а -то

 

отметить

 

это

 

событие:]

 

А

 

я

 

зам чили

 

и

 

пахаранили,

 

заха-

тели

 

зделать

 

бо а

 

с

 

че о-то.

 

Вылили

 

золото,

 

и

 

вылилася

 

я

 

палено.

 

с

 

тех

 

пор

 

в

 

домах]

   

йих

 

были

 

та и

 

тр бач и

 

прибиты

 

на

 

памъ-


background image

Рели иозная

 

обрядность

 

«ч жих»

 

в

 

народной

 

интерпретации

139

139

ать»

 

(Комаровичи

 

Петри овс о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1983,

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

Ин ю

 

версию

 

происхождения

 

мез зы

 

предла ает

 

алицийс ая

ле енда

 

«Почем

 

жиды

 

цел ют

 

ося

 

двери».

 

Желая

 

см тить

 

хри-

стианс

ю

 

дев ш

-сл жан

,

 

евреи

 

выс азали

 

пожелание,

 

чтобы

 

в

до азательство

 

божественности

 

Христа

 

из

 

жареных

 

яиц

 

выл пились

цыплята,

 

а

 

вареный

 

пет х

 

запел.

 

Ко да

 

же

 

дев ш а

 

ответила,

 

что

все

 

это

 

во

 

власти

 

Божьей,

 

один

 

из

 

евреев

 

бросил

 

в

 

нее

 

ножом,

 

ото-

рый

 

застрял

 

в

 

ося е

 

двери.

 

В

 

т

 

же

 

мин т

 

из

 

жареных

 

яиц

 

выл -

пились

 

цыплята,

 

а

 

вареный

 

пет х

 

запел.

 

В

 

память

 

это о

 

ч да

 

евреи

 

и

поныне

 

цел ют

 

дверной

 

ося

 

(Яворс ий

 

1915:

 

8–9,

 

273).

 

Данный

сюжет

 

непосредственно

 

связан

 

с

 

омпле сом

 

ле енд

 

о

 

ч десах,

 

спо-

собных

 

бедить

 

иноверцев

 

принять

 

«правильн ю»

 

вер

 

(см.

 

подроб-

нее

 

л.

 

II.4

).

Что

 

асается

 

повседневности,

 

то

 

в

 

лазах

 

славян

 

мез за

 

приобрета-

ет

 

стат с

 

ам лета,

 

обере а,

 

способно о

 

защитить

 

в

 

дальней

 

доро е:

 

ев-

рей а

 

дает

 

мез з

 

 

«молитв »

 

 

своей

 

сосед е-

раин е

 

в

 

поезд и

(Черневцы

 

Мо илевс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

М.

 

Герш о-

вич,

 

М.

 

Трес

нов).

 

Мез за

 

может

 

обеспечить

 

бла опол чие

 

в

 

доме:

 

за-

вещая

 

дом

 

раинс ой

 

женщине,

 

старая

 

еврей а

 

не

 

велит

 

ей

 

снимать

мез зы

 

и

 

отдавать

 

их

 

из

 

дома

 

(Е.

 

Е.,

 

1950

 

.

 

р.,

 

Черневцы

 

Мо илевс о о

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о).

 

В

 

то

 

же

время

 

жители

 

Западной

 

Белор ссии

 

считали

 

опасным

 

дотра иваться

до

 

еврейс их

 

«десяти

 

заповедей»

 

 

ожа

 

на

 

р

ах

 

потрес ается

 

(Fede-

rowski

 

1897:

 

292);

 

мез за,

 

несмотря

 

на

 

свою

 

са ральность,

 

таила

 

в

 

себе

опасность,

 

прис щ ю

 

всем

 

атриб там

 

«ч жих».

Если

 

обратиться

   

фоль лорно-этно рафичес им

 

свидетельствам

XIX

 

в.,

 

то

 

станет

 

очевидно,

 

что

 

мез за

 

все да

 

выполняла

 

роль

 

меж он-

фессионально о

 

апотропейно о

 

средства.

 

Например,

 

на

 

Смоленщине

рестьяне

 

трижды

 

сливали

 

вод

 

через

 

«бляш

 

от

 

еврейс о о

 

бо омо-

лья,

 

что

 

бывает

 

на

 

ося ах

 

дверей»,

 

и

 

три

 

зари

 

подряд

 

давали

 

пить

 

эт

вод

 

больном

 

лихорад ой

 

(Добровольс ий

 

1914:

 

30).

 

По

 

свидетельств

из

 

Малопольши,

 

страдающий

 

от

 

лихорад и

 

больной

 

должен

 

был

 

тай-

ом

 

войти

 

в

 

еврейс ий

 

дом,

 

«оторвать

 

от

 

двери

 

б маж

,

 

на

 

оторой

напечатана

 

еврейс ая

 

молитва»,

 

разорвать

 

ее

 

на

 

лоч и,

 

смешать

 

с

вод ой

 

и

 

выпить

 

(Siarkowski

 

1879:

 

48).

 

В

 

По

тье

 

больно о

 

лихорад ой

под

ривали

 

«

żydowskiem

 

przykazaniem

»,

 

видимо,

 

сжи ая

 

лист

 

с

 

те -

стом

 

еврейс ой

 

молитвы

 

(Kolberg

 

DW

 

31:

 

171).

Но

 

даже

 

в

 

бытовом

 

онте сте

 

мез за

 

не

 

трачивала

 

значения

 

ма-

ичес о о

 

предмета,

 

связанно о

 

с

 

областью

 

с еверных

 

представле-

ний

 

о

 

«ч жих».

 

Та ,

 

в

 

Подлясье

 

считали,

 

что

 

евреи

 

на

 

ося

 

двери

вешали

 

малень ий

 

сос ди

 

со

 

свежей

 

христианс ой

 

ровью,

 

ото-