ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3500
Скачиваний: 2
Рели иозная
обрядность
«ч жих»
в
народной
интерпретации
135
135
Бо а»,
изображение
оторо о
следовало
носить
на
шее
для
излечения
от
лихорад и-«жидов и»:
«Это
—
и она,
нарисованная
на
телячьей
ш
ре.
Добыть
ее
может
толь о
„мос аль“
(солдат).
Если
не
поможет
ношение
этой
и оны,
то
н жно
прижечь
ее
на
о не
и
дымом
ее
под
-
рить
больно о»
(Шар о
1891:
171–172).
III
.2.3.
Отношение
льтовым
предметам.
В
сл чае
описания
еврейс их
алендарных
обрядов,
а
они
видятся
сосе-
дям-славянам,
мы
имеем
дело
ис лючительно
с
представлениями,
«за онсервированными»
на
ровне
те ста,
на
оторые
же
не
может
влиять
этно рафичес ая
действительность.
Сит ация
с
материальны-
ми
предметами,
относящимися
сфере
«ч жой»
рели иозной
рит али-
сти и,
нес оль о
иная.
III
.2.3.1.
Священные
ни и.
Отношение
рели иоз-
ным
ни ам
«ч жих»
является
частью
народно о
восприятия
ни и
вообще,
оторое
определяется
связью
ни и
с
письменной
традицией
и
нижной
(т.
е.
«ч жой»
по
отношению
стной
народной)
льт рой.
Для
носителей
фоль лорно-мифоло ичес о о
сознания
ни а
и
особен-
но
ни а
са ральная
—
это
предмет,
с рывающий
в
себе
одновременно
и
божественн ю
м дрость,
и
опасное
знание,
связанное
с
пот сторон-
ним
миром
(СД
2:
514–515).
Выше
мы
же
рассматривали
фоль лорн ю
интерпретацию
свит-
ов
Торы
носителями
славянс ой
традиции.
Именно
в
этих
расс азах
а
м лир ются
знания
информантов-славян
о
том,
а ,
по
их
мне-
нию,
вы лядит
«еврейс ий
Бо ».
Еще
одна
широ о
известная
носителям
славянс ой
традиции
ев-
рейс ая
ни а
—
это
Талм д:
«У
них
был
свой
Талм д
—
это
а ая-то
их
святая
ни а,
а
нас
Писание»
(ю.-вост.
Польша;
Ca³a
1992:
36).
Встречаются
та же
мнения,
что
Талм д
—
это
«еврейс ий
божо »
(Там
же:
34).
Чаще
все о
Талм д
воспринимается
а
свод
всевозможных
пророчеств
о
ряд щих
бедствиях
или
а
не ая
«тайная
ни а
евре-
ев»
о
том,
а
они
распинали
Христа
(Там
же:
89,
91–92).
Именно
из
Талм да,
со ласно
свидетельствам
из
ю о-восточной
Польши,
евреи
почерпн ли
сведения
о
своей
ибели
во
время
Второй
мировой
войны:
«У
евреев
в
Талм де
было
предс азание
об
их
ибели:
о да
по ибн т
ропат и,
б дет
истребление
евреев,
а
если
начн т
по ибать
зайцы,
придет
по ибель
поля ам»
(о р.
Пшемышля,
Cała
1992:
92).
Это
про-
рочество
содержалось
я обы
и
в
др
их
еврейс их
ни ах:
«У
них
бы-
ли
их
ни и,
и
там
было
написано,
что
о да
по ибн т
ропат и,
то
и
им
онец
придет.
В
1942
од
была
та ая
с ровая
зима,
что
по ибли
все
ропат и,
и
евреи
сами
мне
оворили,
что
им
приходит
онец»
(о р.
Хелма,
Ca³a
1992:
92).
От олос ом
это о
сюжета
можно
счи-
Глава
III
136
136
тать
записанное
в
волынс ом
Полесье
предс азание:
«Колысь
жид
а-
зав:
е
нэ
б дэ
арапатвов,
то
й
жыдыв
нэ
б дэ»
(Речица
Ратновс о о
р-на
Волынс ой
обл.,
ПА
1979,
зап.
А.
В.
Г ра;
см.:
Г ра
1997:
718).
Еврейс ие
ни и,
оторые
читают
еврейс ие
м дрецы,
содержат
та же
страшные
предс азания,
связанные
с
ч десным
явлением
са-
ральных
персонажей.
Отличительной
чертой
та их
нарративов
явля-
ется
то,
что
са ральный
символ
одной
льт рной
традиции
становит-
ся
смертным
зна ом
для
др
ой.
Именно
об
этом
расс азывает
поль-
с ая
ле енда
из
о рестностей
Хелма.
Дело
было
во
время
о
пации.
Еврей-паст х
поздно
возвращался
домой
и
о оло
моста
видел,
что
со
стороны
ладбища
вышла
фи
ра
вся
в
золоте,
в
золотой
ороне
и
с
по-
л месяцем
на
р ди.
Еврей
под мал,
что
это
« а ая-то
нем а,
та
бо а-
то
одетая,
вышла
на
про
л
».
Он
поздоровался
—
«Dzie
ń
dobry
»
—
и
прошел
мимо.
Поднявшийся
вихрь
ч ть
не
свалил
е о
с
но .
Исп
ан-
ный
еврей
прибежал
домой
и
расс азал
об
виденном.
И
один
старый
м дрый
еврей,
оторый
мно о
знал
и
мно о
ни
прочитал,
с азал:
«Знаешь
ли
ты,
что
ты
видел?
Это
наша
смерть.
Библия
оворит
та :
о да
эта
пани
—
Божья
Матерь
—
по ажется,
то
евреям
б дет
истреб-
ление».
И
вс оре
после
это о
немцы
стали
онять
евреев
(AMT,
gm.
Wola
Uhruska,
Uhrusk,
1976
,
зап.
B.
Kunicka
;
ср.:
Cała
1992:
91–92).
Одновременно
рели иозные
ни и,
принадлежащие
«ч жим»,
мо
т
выст пать
в
роли
обере а.
В
за арпатс ом
селе
Мо рое
выяснились
лю-
бопытные
подробности
относительно
предметов,
оторые
лад т
в
роб
по ойни
.
Та ,
набожном
челове
,
при
жизни
любившем
читать,
лали
в
роб
«святые
ниж и»:
«К
ó
тра
ся
мол
™
ла,
любыла
ныж
™
,
то
ныж
ý
сят
ý
лали»
(Мо рое
Перечинс о о
р-на
За арпатс ой
обл.,
КА
1991,
зап.
С.
П.
Б ш евич).
В
то
же
время
азеты
и
письма
лали
в
роб
потенциально
опасном
по ойни
(на
это
азывает
поминание,
что
роме
печатной
прод
ции
в
роб
ем
сыпали
ма ):
«[По ойни
в
роб
сыплют
ма .]
Газеты
м
наложат,
письма
ўс
¸
и
там
тр н
ý
,
же
бы
то-т
ó
там
маў
оло
с
é
бе,
бы
чит
á
ў»
(Мо рое
Перечинс о о
р-на
За арпатс ой
обл.,
КА
1991,
зап.
Е.
Э.
Б довс ая).
И
на онец,
в
роб
олд н
вместе
с
пшеном
и
ма ом
лали
листо
из
«еврейс ой
ниж и»,
чтобы
на
«том
свете»
не о
была
работа:
«Бос р
á
н
з
йиўр
¨
йс
й
н
¢
ж и
листо
лали,
сыпали
пш
ó
н
аш
лэм
ма ,
об
¢
мал
там
робот »
(Мо рое
Пере-
чинс о о
р-на
За арпатс ой
обл.,
КА
1991,
зап.
С.
П.
Б ш евич).
Анало-
ичная
пра ти а
бытовала
и
в
с.
Т рья
Поляна:
в
роб
олд н
«сыпали
ма ,
чтобы
собирал
(работал).
Клали
письмо
на
еврейс ом
или
немец ом
язы е,
чтобы
дол о
разбирал
написанное»
(Перечинс ий
р-н
За арпат-
с ой
обл.,
КА
1989,
зап.
Е.
В.
Лесина).
В
то
же
время
нам
приходилось
стал иваться
и
с
примерами
тре-
петно о
хранения
еврейс их
ни
раинцами
—
жителями
бывших
Рели иозная
обрядность
«ч жих»
в
народной
интерпретации
137
137
местече .
Для
та их
людей
еврейс ая
ни а
или
даже
листо
из
нее
—
не
таящий
в
себе
с рыт ю
опасность
элемент
«ч жой»
ль-
т ры,
а
память
о
соседях,
с
оторыми
были
прожиты
бо
о
бо
дол-
ие
оды.
Бережно
хранила
том
Виленс о о
Талм да
Ю.
С.
Резни
из
с.
М рафа.
По азать
нам
«еврейс
ю
ниж
»
она
решила
после
то-
о,
а
речь
зашла
о
знании
еврейс о о
язы а
местными
раинца-
ми.
«То
я
з
дыт
¢
нства
мэжи
йим
™
!
[Баб а
и
мать
Ю.
С.,
а
впослед-
ствии
и
она
сама,
работали
евреев.]
Всё
понимаю!
[Достает
наво-
лоч
,
разворачивает
и
по азывает
том
талм да
виленс о о
издания
онца
XIX
в.]
Ви
интерес емо,
мож
вам
подар ват!
[При
расстава-
нии
Ю.
С.
отдала
частни ам
э спедиции
ни
,
отор ю
мы
пере-
дали
в
М зей
еврейс о о
быта
в
.
Шар ороде.]
Шп
ó
рим
[имя
соседа]
мэн
™
подар в
á
в
одын
листо
—
по-др
¨
внэм ,
по-р сс и,
а
др
ý
ий
по-еврэйс и.
Я
подар в
á
ла
<…>
Васылёви
подар в
á
ла.
Вин
всё
вр
¨
-
мья:
„Пож
¨
чь
[одолжи]
мэн
™
Библии,
пож
¨
чь,
дай
мэн
™
Библии“,
—
а
я
боюся,
шоб
нэ
пропало.
Та
я
тоб
™
дам!
А
мэн
™
подар в
á
в
Шп
ó
рим.
Одын
листо
р сс ий,
а
др
ý
ий
еврэйс ий»
(Ю.
С.
Резни ,
1929
.
р.,
М рафа
Шар ородс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Бело-
ва,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин).
III.2.3.2.
Мез за.
Этот
непременный
атриб т
вся о о
еврейс о о
дома
или
льтово о
здания
—
ф тляр
с
са ральным
те -
стом,
репленный
на
ося е
двери,
—
хорошо
известен
славянс им
жителям
бывших
местече .
До
сих
пор
в
не оторых
старых
еврейс их
домах,
де
теперь
жив т
раинцы,
да
и
в
пол разр шенных
построй-
ах
можно
видеть
мез зы
на
ося ах
дверей.
Более
то о,
этот
предмет
не
стал
полностью
де оративным;
мез за
ор анично
вписалась
в
арсе-
нал
ма ичес их
средств
—
обере ов
и
ам летов.
Во
мно их
расс азах
наших
информантов
«наблюдения
из
этно-
рафичес ой
реальности»
(входя
в
дом
или
в
сина о
,
евреи
целовали
мез з )
сочетаются
с
попыт ами
«про омментировать»
этот
обычай.
Сравним
нес оль о
свидетельств:
«Евреи
то
робили.
У
их
специально
вхид
ў
двэри
быў
и
на
арц
á
бове
на
двэрн
ó
м
там
была
та а...
та ий
б ў
ó
твир.
Це
вин
пэрэйшоў
[по азывает:
дотра ивается
пальцем
а
бы
до
ося а
дверей
и
до
б]
—
дотрон ўся,
поцэловаў
и
ўсё.
У
нас
та
нэма
<...>
Я
знаю,
шо
вон
ó
б л
ó
та
¨
е.
От
та эе
зад
ó
ў е
б ло
[продол оватой
формы],
и
посэ-
рэдине
была
р
ла
дыр а
—
не
с возна
дыр а.
Цэ
их
моление
было.
До
нэ о
молылыса...
[Та ие
предметы
были
и
на
о нах?]
Толь о
при
входе.
От
же
та
б ло,
ж
з
á
раз
там
спортзал
зробленый
[в
здании
си-
на о и],
а
там
еже
е,
шче
ти
зна и
та ие
стоят»
(Б.
И.
Ридвянс ий,
1919
.
р.,
Вербовец
М ровано-К риловец о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин);
Глава
III
138
138
«Тиль и
я
знаю,
шо
там
[в
сина о е]
на
двэрах
(и
з
á
раз
е),
вот
та ой
осячо
та ий.
Казали,
шо
це
дэсять
Божьих
заповедей.
Колы
зах
ó
дыли
воны
т ды
в
сина о ,
то
воны
м
á
цали
[дотра ивались]
цих
дэсять
Божьих
заповедей.
Цэ
я
тиль и
знаю,
бо
мэни
мама
рос азывала»
(С.
Д.
Остапо-
вич,
1923
.
р.,
Вербовец
М ровано-К риловец о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин);
«[В
домах]
б л
™
-б л
™
,
шо
дэсять
Божьих
з
á
повидив
нас
б л
™
тоже!»
(Ю.
С.
Резни ,
1929
.
р.,
М рафа
Шар ородс о о
р-на
Вин-
ниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин);
«Таблыч и
та и.
И
в
М р
риловцах
там
та
само
было.
А
шо
вон
ó
означало,
я
та
не
интересовался
<...>
Нихто
их
не
зачеп
á
л.
Вон
¢
вро-
де
—
я
знаю
—
для
чо
ó
воны
там?
Та
и
лиш
á
лося
[даже
если
в
доме
же
ни то
не
жил].
Н ,
я
считаю,
навэрно,
н
я
на
Зэл
¨
ни
св
¸
та
роп-
лять
дома
—
батюш а
ид
¨
—
и
на
двэр
á
х
рис
ý
е
р
¨
йдою
хрэст
и
с
той
стороны
б
вы
пише
по-латыни
и
с
той
стороны
б
вы
по-латыни,
и
вниз
я э
число,
олы
цэ
б л
ó
.
И
нихто
водой
не
змыв
á
е,
до и
сам
¨
[не
сойдет].
Або
я
шо
р
á
сэш,
та
и
за рашиваеш
и
м
ý
си
залиш
á
ться
же
нави и.
Вот,
пид
рас ой
<...>
Навэрно,
та
и
таблич и
цэ
—
символ
б ў
божэственный.
Н
в
принципе
та ,
но
ни то
не
зачап
á
л»
(Н.
А.
Коваль-
с ий,
1951
.
р.,
Вербовец
М ровано-К риловец о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин).
Ита ,
в
расс азах
наших
информантов
прис тств ют
представле-
ния
о
мез зе
а
объе те
льтово о
почитания,
а
«десяти
Божьих
заповедях»,
а
«са ральном
символе»,
оторый
сравнивается
со
зна-
ами,
рис емыми
христианс ими
священни ами
на
Троиц .
Ино да
мез за
напрям ю
сравнивается
с
христианс им
са раль-
ным
зна ом
—
рестом.
Именно
та
объясняли
в
.
Черновцы
свое
по-
ведение
(целование
мез зы
при
входе
в
сина о
)
раинс ие
женщи-
ны,
пришедшие
раввин
с
просьбами
помочь
молитвой
в
тр дных
жизненных
сит ациях:
болезнь
близ их,
пьянство
м жа,
небла опо-
л чие
в
семье
и
т.
п.
«Цэ
ж
йих
хрэст!»
—
оворили
наши
собеседни-
цы
(2004,
зап.
О.
В.
Белова,
М.
М.
Каспина).
Для
сравнения
ажем,
что
в
Полесье
в
1980-е
.
был
записан
рас-
с аз,
в
отором
обязательная
деталь
рит ально о
бранства
еврейс о о
дома
предстает
в
совсем
ж
«мифоло изированном»
виде
(евреи
«выливают»
золото
в
форме
полена,
чтобы
сделать
себе
Бо а
после
рас-
пятия
Христа;
ср.
библейс ий
мотив
по лонения
золотом
тельц ):
«[Ко да
евреи
схватили
Христа,
то
привели
е о
на
с д
еврей-
с ом
„бис
п “.
После
с да
Христос
был
распят,
а
евреи
решили
а -то
отметить
это
событие:]
А
я
зам чили
и
пахаранили,
заха-
тели
зделать
бо а
с
че о-то.
Вылили
золото,
и
вылилася
я
палено.
[И
с
тех
пор
в
домах]
йих
были
та и
тр бач и
прибиты
на
памъ-
Рели иозная
обрядность
«ч жих»
в
народной
интерпретации
139
139
ать»
(Комаровичи
Петри овс о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1983,
зап.
О.
В.
Белова).
Ин ю
версию
происхождения
мез зы
предла ает
алицийс ая
ле енда
«Почем
жиды
цел ют
ося
двери».
Желая
см тить
хри-
стианс
ю
дев ш
-сл жан
,
евреи
выс азали
пожелание,
чтобы
в
до азательство
божественности
Христа
из
жареных
яиц
выл пились
цыплята,
а
вареный
пет х
запел.
Ко да
же
дев ш а
ответила,
что
все
это
во
власти
Божьей,
один
из
евреев
бросил
в
нее
ножом,
ото-
рый
застрял
в
ося е
двери.
В
т
же
мин т
из
жареных
яиц
выл -
пились
цыплята,
а
вареный
пет х
запел.
В
память
это о
ч да
евреи
и
поныне
цел ют
дверной
ося
(Яворс ий
1915:
8–9,
273).
Данный
сюжет
непосредственно
связан
с
омпле сом
ле енд
о
ч десах,
спо-
собных
бедить
иноверцев
принять
«правильн ю»
вер
(см.
подроб-
нее
л.
II.4
).
Что
асается
повседневности,
то
в
лазах
славян
мез за
приобрета-
ет
стат с
ам лета,
обере а,
способно о
защитить
в
дальней
доро е:
ев-
рей а
дает
мез з
—
«молитв »
—
своей
сосед е-
раин е
в
поезд и
(Черневцы
Мо илевс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
М.
Герш о-
вич,
М.
Трес
нов).
Мез за
может
обеспечить
бла опол чие
в
доме:
за-
вещая
дом
раинс ой
женщине,
старая
еврей а
не
велит
ей
снимать
мез зы
и
отдавать
их
из
дома
(Е.
Е.,
1950
.
р.,
Черневцы
Мо илевс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о).
В
то
же
время
жители
Западной
Белор ссии
считали
опасным
дотра иваться
до
еврейс их
«десяти
заповедей»
—
ожа
на
р
ах
потрес ается
(Fede-
rowski
1897:
292);
мез за,
несмотря
на
свою
са ральность,
таила
в
себе
опасность,
прис щ ю
всем
атриб там
«ч жих».
Если
обратиться
фоль лорно-этно рафичес им
свидетельствам
XIX
в.,
то
станет
очевидно,
что
мез за
все да
выполняла
роль
меж он-
фессионально о
апотропейно о
средства.
Например,
на
Смоленщине
рестьяне
трижды
сливали
вод
через
«бляш
от
еврейс о о
бо омо-
лья,
что
бывает
на
ося ах
дверей»,
и
три
зари
подряд
давали
пить
эт
вод
больном
лихорад ой
(Добровольс ий
1914:
30).
По
свидетельств
из
Малопольши,
страдающий
от
лихорад и
больной
должен
был
тай-
ом
войти
в
еврейс ий
дом,
«оторвать
от
двери
б маж
,
на
оторой
напечатана
еврейс ая
молитва»,
разорвать
ее
на
лоч и,
смешать
с
вод ой
и
выпить
(Siarkowski
1879:
48).
В
По
тье
больно о
лихорад ой
под
ривали
«
żydowskiem
przykazaniem
»,
видимо,
сжи ая
лист
с
те -
стом
еврейс ой
молитвы
(Kolberg
DW
31:
171).
Но
даже
в
бытовом
онте сте
мез за
не
трачивала
значения
ма-
ичес о о
предмета,
связанно о
с
областью
с еверных
представле-
ний
о
«ч жих».
Та ,
в
Подлясье
считали,
что
евреи
на
ося
двери
вешали
малень ий
сос ди
со
свежей
христианс ой
ровью,
ото-