Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3382

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Рели иозная

 

обрядность

 

«ч жих»

 

в

 

народной

 

интерпретации

145

145

же

 

часть

 

пости ла

 

и

 

след ющие

 

пары,

 

причем

 

поплатились

 

жизнью

 

и

их

 

по онщи и»

 

(Аверб х

 

1911:

 

565;

 

за

 

азание

 

на

 

эт

 

п бли ацию

 

бла-

одарю

 

М.

 

М.

 

Каспин ).

 

Дальнейшие

 

смерти

 

далось

 

предотвратить,

 

о-

да

 

все

 

тот

 

же

 

отст пни

 

Кадышевич

 

посоветовал,

 

чтобы

 

« ня иня

 

вы-

слала

 

на

 

работ

 

холопа-первенца,

 

сына

 

первенца

 

до

 

седьмо о

 

по оления,

и

 

то да

 

толь о

 

далось

 

провести

 

перв ю

 

борозд »

 

(Там

 

же;

 

о

 

символи е

«перво о»

 

в

 

народных

 

верованиях

 

см.

 

СД

 

3:

 

674–679).

 

Еврейс ая

 

община

предала

 

изменни а

 

Кадышевича

 

про лятию

 

и

 

ос дила

 

е о

 

на

 

по ребение

за

 

о радой

 

ладбища.

 

Ко да

 

он

 

мер,

 

«земля

 

выбросила

 

е о

 

из

 

своих

недр,

 

и

 

тело

 

е о

 

дол ое

 

время

 

оставалось

 

в

 

яме,

 

не

 

засыпанное

 

землей»

(Там

 

же).

 

Вс оре

 

от

 

неизвестной

 

болезни

 

мер

 

старший

 

сын

 

ня ини,

 

и

она,

 

чтобы

 

ис

пить

 

совершенное

 

святотатство,

 

построила

 

в

 

местеч е

больш ю

 

аменн ю

 

сина о

.

 

С

 

течением

 

времени

 

еврейс ая

 

община

примирилась

 

с

 

ня иней,

 

и

 

по

 

с бботам

 

в

 

сина о е

 

даже

 

читали

 

особ ю

молитв

 

за

 

здоровье

 

ня ини

 

и

 

ее

 

семейства

 

(Там

 

же:

 

566).

Современные

 

материалы

 

восточнославянс их

 

ре ионов

 

демонстри-

р ют

 

не

 

столь

 

однозначн ю

 

позицию

 

по

 

отношению

   

«опасности»,

возможно

 

исходящей

 

от

 

«ч жих»

 

льтовых

 

мест:

«[Можно

 

ли

 

пасти

 

с от

 

на

 

еврейс ом

 

ладбище?]

 

Вообще,

 

я

 

х

ó

ч

 

вам

с азаты,

 

нэ

 

трэба

 

<...>

 

вообще

 

на

 

ладбишчэ

 

нэ

 

надо

 

н

á

ты.

 

А

 

цэ

 

люди

вже

 

сами

 

поч

á

ли

 

при

 

немцах

 

п

á

сты

 

и

 

та

 

пас ть.

 

А

 

вообще

 

нэ

 

трэба.

 

Цэ

е

 

мо илы,

 

цэ

 

е

 

памьятны и.

 

Цэ

 

не

 

трэ,

 

шоб

 

хтось

 

с азаў,

 

сам

ó

м

 

трэба

 

зна-

ты

 

<...>

 

Н

 

я а

 

ризныця,

 

чи

 

ты

 

еврэй,

 

чи

 

ты

 

хто,

 

чи

 

там

 

 

хто

 

б

 

цэ

 

нэ

б ў

 

 

я а

 

ризныця?

 

Н

 

цэ

 

сами

 

люди.

 

Н

 

нэ

 

трэба

 

цьо

ó

 

робыты.

 

Нэ

 

трэба

и

 

всё!

 

Там

 

пас ть,

 

я

 

знаю...»

 

(Л.

 

Т.

 

К зевич,

 

1929

 

.

 

р.,

 

Сатанов

 

Городо с о-

о

 

р-на

 

Хмельниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин);

«[Еврейс ое

 

ладбище

 

 

опасное

 

место?]

 

Не-е-т!

 

Мы

 

там

 

дитьми

п

á

сли

 

х д

ó

б

 

всё

 

врэмья

 

и

 

нэ-нэ…

 

нэ

 

б л

ó

 

там

 

ни

¸

их

 

та

х

 

в

¢

падов»

(В.

 

Ф.

 

Бабийч

,

 

1946

 

.

 

р.,

 

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

обл.,

 

2003,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

 

Одна о

 

тот

 

же

 

информант

 

расс азывал,

что

 

на

 

еврейс ом

 

ладбище

 

особенно

 

страшно

 

ночью:

 

«ветер

 

завивае,

там

 

хтось

 

сидить»

 

(2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

 

А

 

еще

 

в

 

од-

ном

 

из

 

своих

 

расс азов

 

он

 

напрям ю

 

связал

 

та ие

 

«нечистые»

 

и

 

о

-

танные

 

с еверными

 

представлениями

 

места,

 

а

 

старая

 

с отобойня

 

и

еврейс ое

 

ладбище,

 

соединенные

 

я обы

 

подземным

 

ходом,

 

со

 

стран-

ным

 

«сверхъестественным»

 

происшествием

 

в

 

своей

 

жизни:

«В

 

том

 

же

 

од ,

 

в

 

том

 

же

 

месяце

 

[речь

 

идет

 

об

 

ав

сте

 

2001

 

.],

 

зна-

чить,

 

я

 

пийшоў

 

т да

 

 

ви

 

шо,

 

я

 

б дэтэ

 

пэрэв

ó

дыть?

 

н

 

ладно,

 

цэ

 

ваша

спр

á

ва),

 

пийшоў

 

я

 

за

 

дом,

 

там

 

ў

 

м

¨

нэ

 

е

 

та

á

 

дров

тня,

 

значить,

 

дэ

 

я

с лад

á

ю

 

др

ó

ва

 

пор

ý

бани.

 

Значит,

 

та

 

стен а

 

ид

¨

,

 

там

 

рост

¨

 

ди ий

 

вино-

рад.

 

Стаў

 

я

 

б

ля

 

цэй

 

стен и

 

на

 

расстоянии,

 

может,

 

сант

метроў

 

три-

дцать.

 

И

 

та

 

д

¢

вился

 

т да

 

в

 

сторон

 

на

 

ци

 

осо

ó

ры,

 

это

 

„тополь

 

чор-


background image

Глава

 

III

146

146

ный“.

 

Значит,

 

и

 

ч ю,

 

шо

 

зныз ,

 

вид

 

п

¸

то

 

ид

¨

 

о онь.

 

Просто

 

орю!

 

И

 

цэй

о онь

 

пидним

á

еця,

 

пидним

á

еця

 

до

 

ор

,

 

до

 

ор

 

аж

 

до

 

олов

.

 

Краем

 

о а

я

 

б

á

ч ,

 

шо,

 

значить,

 

о онь

 

в

 

прямом

 

и

 

переносном

 

роз м

нни

 

 

п

ó

л -

мья.

 

П

ó

л мья.

 

Я

 

д маю:

 

всё,

 

ор !

 

Но

 

р хн

ý

тыся

 

я

 

нэ

 

м

ó

ж !

 

Цэ,

 

може,

тя н

ý

лося

 

та

 

 

т т

 

б

ý

ло

 

д же

 

жар о,

 

стэна,

 

но и,

 

шея,

 

олова

 

 

д же

б ло

 

жар о,

 

значыть,

 

и

 

всё

 

 

р хн

ý

тыся

 

я

 

нэ

 

м

ó

ж .

 

Н

 

ниби

 

я

 

прир

с

 

до

земли,

 

понимаете.

 

Та ,

 

може,

 

тя н лося

 

се

нд

 

тридцать,

 

може

 

соро .

Та ,

 

и

 

всэ!

 

П

ó

тим

 

зв

¨

рх

 

вниз

 

вин

 

помал

¨

нь

-помал

¨

нь

 

и

 

пошоў

 

ў

зэмлю.

 

Я

 

обэрн

ý

ўся

 

 

на

 

мне

 

не

 

всё

 

е!

 

[смеется]

 

Вот

 

та

é

 

б ло

 

видч тт

¸

!

Я

 

не

 

знаю,

 

с

 

чем

 

цэ

 

повь

¸

занэ.

 

[Может,

 

на

 

а ое

 

место

 

особое

 

встали?]

Может!

 

Справа

 

в

 

т

ó

м ,

 

шо

 

за

 

сим

 

местом

 

пид

 

домом

 

ид

¨

 

пидз

é

мний

 

ход.

Вот

 

та .

 

Н

 

там

 

я

 

не

 

знаю,

 

с иль и

 

т т,

 

мэтроў

 

сэмьдесят

 

е?

 

До

 

еврейс о-

о

 

ладбища?

 

<…>

 

А

 

т т

 

рядом,

 

через

 

мэтриў

 

триста,

 

есть,

 

вот

 

стоит

 

с о-

тобойня.

 

Там

 

де-то

 

шестьдесят

 

лет

 

подряд

 

били

 

с от.

 

Може,

 

вон

ó

 

с

 

цэми

шось

 

и

 

зв

¸

зано,

 

хто

 

е о

 

знает?»

 

(2003,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

Ка

 

«страшное»

 

место

 

выст пает

 

еврейс ое

 

ладбище

 

в

 

детс их

 

рас-

с азах:

 

«Наша

 

читель а

 

нам

 

рос азывала,

 

шо

 

т т

 

ходил

 

д х

 

я

¢

й,

 

шо

мы

 

вти али

 

со

 

ладбища

 

н

á

впол

 

[быстро].

  

 

чей

 

д х?]

 

Не

 

знаю,

   

б

-

лом

 

вэсь!

 

Нечистый

 

д х,

 

á

ж ть»

 

(дети

 

10–12

 

лет,

 

К ты

 

Косовс о о

 

р-на

Ивано-Фран овс ой

 

обл.,

 

2005,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

М.

 

М.

 

Каспина).

 

В

 

этом

же

 

селе

 

дети

 

помладше

 

(5–7

 

лет)

 

расс азывали,

 

что

 

там,

 

«де

 

жыды

 

пох

ó

-

ваны»,

 

ходит

 

«бандит

 

с

 

осой»

 

(зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

В

 

сознании

 

не оторых

 

информантов

 

«ч жое»

 

ладбище

 

является

местом

 

с

щения

 

сверхъестественных

 

сил.

 

Среди

 

бела

 

дня

 

с

 

атоличе-

с о о

 

ладбища

 

раздается

 

дар

 

рома:

 

«Бать а

 

м й

 

лав

ў

 

рыб .

 

Т

ó

ль и

за

н ли

 

н

é

вад,

 

и

 

та

   

час

 

первам

 

я

 

б хн ла

 

ў

 

вод

 

с

 

та о...

 

ара

 

та-

ая,

 

абрыў.

 

Сё

 

адно

 

я

 

ром

 

дариў.

 

[От

да

 

дарило,

 

с

 

а ой

 

оры?]

 

А

асьтёла ,

 

там

 

харан

ли,

 

там

 

лежали

 

м

é

ртвые.

 

Из

 

é

та а

 

л

á

дбишча

 

б

ý

х-

н ла»

 

(Г.

 

И.

 

Карабинович,

 

1917

 

.

 

р.,

 

Барбаров

 

Мозырс о о

 

р-на

 

Гомель-

с ой

 

обл.,

 

ПА

 

1983,

 

зап.

 

А.

 

В.

 

Г ра);

 

в

 

этом

 

же

 

селе

 

расс азывали,

 

что

 

по

ночам

 

из

 

остела

 

вы атывались

 

светящиеся

 

жи

 

(зап.

 

Ф.

 

Б.

 

Успенс ий).

А

 

вот

 

что

 

происходит

 

на

 

еврейс ом

 

ладбище

 

(из

 

расс аза

 

ладбищен-

с о о

 

сторожа,

 

м жчины

 

лет

 

60,

 

в

 

.

 

Хотине

 

Черновиц ой

 

обл.):

«Место

 

здесь

 

паранормальное!

 

Д ша

 

находится

 

вблизи

 

мо илы

 

или

 

в

 

мо-

иле,

 

по а

 

не

 

истлеет

 

последняя

 

ость.

 

То да

 

все

 

стихии

 

 

вода,

 

о онь,

возд х

 

и

 

земля

 

 

объединяются

 

и

 

выбрасывают

 

д ш !»

 

(2004,

 

зап.

О.

 

В.

 

Белова).

 

О

 

ладбище

 

а

 

месте

 

обитания

 

д ш

 

нам

 

довелось

 

слы-

шать

 

и

 

в

 

одном

 

из

 

сел

 

Гродненс ой

 

обл.

 

Жительница

 

с.

 

Новый

 

Двор

 

Щ -

чинс о о

 

р-на

 

Мария

 

Ивановна

 

(1933

 

.

 

р.)

 

расс азала

 

о

 

разорении

 

мест-

но о

 

еврейс о о

 

ладбища,

 

от

да

 

брали

 

песо

 

для

 

строительства.

 

При

этом

 

из

 

разр шенных

 

мо ил

 

выбрасывали

 

ости,

 

золотые

 

з бы

 

и

 

т.

 

п.

 

По

словам

 

расс азчицы,

 

ее

 

отец

 

собрал

 

ости

 

в

 

мешо

 

и

 

захоронил

 

на

 

сель-


background image

Рели иозная

 

обрядность

 

«ч жих»

 

в

 

народной

 

интерпретации

147

147

с ом

 

христианс ом

 

( атоличес ом)

 

ладбище,

 

потом

 

что

 

« а

 

можно

выбросить

 

д ш ,

 

оторая

 

там

 

похоронена»!

 

(2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

В

 

то

 

же

 

время

 

еврейс ое

 

ладбище

 

для

 

местных

 

жителей-неевреев

мо ло

 

быть

 

источни ом

 

помощи

 

в

 

тр дных

 

сит ациях.

 

Почитанием

среди

 

местно о

 

населения

 

(независимо

 

от

 

онфессиональной

 

принад-

лежности)

 

становились

 

мо илы

 

еврейс их

 

«святых»

 

 

цади ов.

В

 

о рестностях

 

Пшемышля

 

славяне- атоли и

 

ходили

 

на

 

по лоне-

ние

   

мо иле

 

еврейс о о

 

цади а,

 

оворя,

 

что

 

«святой»

 

хранил

 

их

 

«от

вся ой

 

войны»,

 

«во

 

время

 

войны

 

спас»

 

и

 

до

 

сих

 

пор

 

«хранит

 

от

 

рада»

(

Ca³a

 

1992:

 

112–113).

По

 

нашим

 

э спедиционным

 

наблюдениям

 

2001

 

.,

 

место

 

захороне-

ния

 

Баал-Шем-Това

 

в

 

Меджибоже

 

постепенно

 

превращается

 

в

 

«

льто-

вый

 

объе т»

 

для

 

представителей

 

различных

 

онфессий,

 

посещаемый

 

не

толь о

 

паломни ами-хасидами

 

и

 

э с

рсантами

 

 

те

 

и

 

др

ие

 

оставля-

ют

   

робницы

 

записоч и

 

с

 

просьбами

   

«святом »),

 

но

 

и

 

сл жителями

льта

 

(незадол о

 

до

 

наше о

 

посещения

 

Меджибожа

 

ладбище

 

посетила

р ппа

 

атоличес их

 

священни ов,

 

совершивших

 

там

 

бо осл жение).

В

 

.

 

Черновцы

 

и

 

се одня

 

объе том

 

льтово о

 

почитания

 

является

мо ила

 

цади а

 

Исраэля

 

Фридмана

 

из

 

Р жина

 

на

 

ладбище

 

в

 

Сад оре.

Жители

 

Черновцов

 

и

 

о рестных

 

сел

 

просят

 

местно о

 

раввина

 

отнести

 

на

мо ил

 

запис и

 

с

 

просьбами

 

о

 

помощи,

 

исцелении

 

и

 

т.

 

п.

 

Следы

 

почита-

ния

 

захоронений

 

праведни ов

 

в

 

виде

 

приношений

 

хлеба

 

и

 

свечей

 

отме-

чены

 

в

 

при арпатс ом

 

селе

 

К ты

 

(материалы

 

полево о

 

сезона

 

2004

 

.).

К льтовое

 

почитание

 

захоронений

 

«ч жих»

 

не

 

ис лючало

 

исполь-

зование

 

их

 

в

 

ма ичес их

 

целях.

В

 

Але синац ом

 

Поморавье

 

(Сербия)

 

был

 

зафи сирован

 

обряд,

 

ис-

полняемый

 

возле

 

аменной

 

плиты

 

без

 

надписи,

 

называемой

 

«чив тс и

роб»

 

в.

 

«еврейс ая

 

мо ила»).

 

По

 

преданию,

 

во

 

время

 

«т рец ой

войны»

 

здесь

 

по иб

 

не ий

 

еврей

 

и

 

е о

 

мо ила

 

стала

 

целительным

 

местом.

По

 

вторни ам,

 

пятницам

 

и

 

с бботам,

 

и

 

особенно

 

в

 

день

 

«Младой

 

Пет и»,

на

 

заходе

 

солнца

 

возле

 

амня

 

совершается

 

ма ичес ий

 

рит ал.

 

Больной

завязывает

 

на

 

прав ю

 

р

 

расн ю

 

нить

 

и

 

трижды

 

пролезает

 

под

 

ам-

нем

 

через

 

строенный

 

под оп

 

в

 

направлении

 

с

 

запада

 

на

 

восто .

 

Прис т-

ств ющие

 

должны

 

хранить

 

молчание.

 

После

 

пролезания

 

больно о

 

о

ри-

вают

 

лями,

 

чесно ом,

 

салом,

 

обмазывают

 

салом

 

больные

 

места;

 

нит

оставляют

 

на

 

сте

 

о оло

 

амня.

 

Сос абливают

 

с

 

амня

 

прах,

 

смешивают

с

 

водой

 

и

 

дают

 

пить

 

больном ,

 

остато

 

питья

 

забирают

 

домой.

 

Помимо

больных

 

рит ал

 

исполняют

 

молодые

 

люди

 

обое о

 

пола,

 

не

 

мо

щие

 

вст -

пить

 

в

 

бра ,

 

и

 

бесплодные

 

женщины

 

(Антониjевић

 

1971:

 

206).

Со ласно

 

этно рафичес им

 

источни ам,

 

остан и

 

из

 

захоронений

 

ино-

верцев

 

и

 

аменная

 

рош а,

 

сос обленная

 

с

 

надписей

 

на

 

их

 

над робиях,

мо ли

 

сл жить

 

средством

 

вредоносной

 

ма ии

 

(пол.,

 

Fischer

 

1921:

 

218

 


background image

Глава

 

III

148

148

подробнее

 

см.

 

I.4

).

 

По

 

сербс ом

 

поверью,

 

земля

 

с

 

мо илы

 

м с льман-

с о о

 

«свято о»

 

обладает

 

целебными

 

свойствами

 

(Ђаповић

 

1995:

 

227).

Любопытное

 

выс азывание

 

нам

 

довелось

 

слышать

 

в

 

с.

 

Вербовец

 

в

Подолии.

 

Информант,

 

м жчина

 

лет

 

50,

 

баптист,

 

расс азывал,

 

что

 

ро-

дился

 

в

 

доме,

 

стоявшем

 

недале о

 

от

 

еврейс о о

 

ладбища.

 

Бла одаря

этом

 

обстоятельств

 

ем

 

не

 

раз

 

приходилось

 

слышать

 

в

 

свой

 

адрес

 

ш т-

:

 

«Ты

 

родился

 

на

 

еврэйс ом

 

ладбишчэ,

 

олов а

 

трэба

 

б

ý

ти

 

еврэйс а,

шобы

 

нэ

 

роб

¢

ты,

 

а

 

всё

 

м

á

ты

 

<…>

 

Трэ

 

еврэйс

 

олов

 

м

á

ты»

 

(Вербовец

М ровано-К риловец о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

 

Та

 

прич дливо

 

отразился

 

в

 

местной

традиции

 

стереотип

 

« мно о»

 

еврея,

 

под репленный,

 

вероятно,

 

и

 

зна-

омством

 

с

 

фразеоло ией

 

этничес их

 

соседей,

 

ср.

 

выражение

 

yidishe

 

kopf

вально

 

«еврейс ая

 

олова»)

 

‘ мный,

 

сообразительный,

 

тол овый’.

III.2.4.3.

 

Источни и.

 

На

 

Волыни

 

целебными

 

счита-

лись

 

«источни и

 

Бешта»,

 

в

 

оторых

 

по

 

преданию

 

пался

 

Баал-Шем-

Тов

 

(основатель

 

хасидизма);

 

вода

 

этих

 

источни ов

 

излечивала,

 

в

 

част-

ности,

 

от

 

бесплодия

 

(

Ca³a

 

1992:

 

111–112).

 

При

 

этом

 

не оторые

 

из

 

этих

источни ов,

 

о да-то

 

засыпанные,

 

были

 

ч десным

 

образом

 

обретены

вновь

 

местными

 

рестьянами

 

после

 

то о,

 

а

 

Бешт

 

являлся

 

ом -то

 

из

них

 

во

 

сне

 

(

Ca³a

 

1992:

 

112).

В

 

предместье

 

Меджибожа,

 

в

 

с.

 

Треб ховцы,

 

находится

 

еще

 

одно

место,

 

ставшее

 

в

 

последнее

 

время

 

объе том

 

паломничества.

 

Это

 

ис-

точни ,

 

та

 

называемая

 

«жидовс ая

 

(рабинова)

 

риница».

 

По

 

пре-

данию,

 

в

 

этом

 

месте

 

Баал-Шем-Тов

 

дарил

 

посохом

 

о

 

землю,

 

и

 

из

земли

 

забил

 

источни ,

 

вода

 

оторо о

 

считается

 

целебной

 

(100

 

месте-

че

 

1:

 

162).

 

В

 

2004

 

.

 

мы

 

стали

 

свидетелями

 

своеобразно о

 

«бизне-

са»,

 

оторый

 

разверн ли

 

во р

 

источни а

 

местные

 

подрост и.

 

Они

«охраняют»

 

источни ,

 

поджидая

 

прибытия

 

иностранных

 

автоб сов,

и

 

взимают

 

(если

 

повезет)

 

с

 

остей

 

«плат »

 

за

 

приобщение

   

святыне.

Нес оль о

 

разочаровавшись

 

в

 

нашей

 

исследовательс ой

 

р ппе

(«мы

 

д мали,

 

шо

 

опять

 

жиды

 

понай

халы!»),

 

ребята

 

тем

 

не

 

менее

охотно

 

сообщили

 

«для

 

на

и»,

 

что

 

блюд т

 

это

 

место

 

ис лючительно

ради

 

сохранения

 

е о

 

чистоты:

 

приезжие

 

иностранцы

 

норовят

 

не

толь о

 

напиться

 

и

 

мыться

 

из

 

источни а,

 

«йим

 

трэба

 

залезти

 

до

риницы,

 

а

 

мы

 

нэ

 

да

é

мо!»

 

 

видимо,

 

ости

 

пытаются

 

возобновить

традицию

 

омовения

 

в

 

источни е,

 

связанном

 

с

 

именем

 

Бешта.

III.3.

 

Модели

 

поведения

в

 

рам ах

 

этно онфессионально о

 

диало а

Сит ация

 

длительных

 

льт рных

 

и

 

социальных

 

он-

та тов

 

и

 

связанные

 

с

 

опытом

 

этничес о о

 

соседства

 

« онфли тные»

 

сю-


background image

Рели иозная

 

обрядность

 

«ч жих»

 

в

 

народной

 

интерпретации

149

149

жеты

 

находят

 

своеобразное

 

отражение

 

в

 

традиционных

 

народных

 

пред-

ставлениях.

 

«Пра ти а»

 

и

 

«мифоло ия»

 

соседства

 

порождают

 

не

 

толь о

та ие

 

малые

 

фоль лорные

 

жанры,

 

а

 

присловья

 

(разрабатывающие

 

ха-

ра теристи

 

соседей)

 

или

 

«прозвищные»

 

модели

 

разной

 

степени

 

раз-

верн тости

 

и

 

мотивированности.

 

Широ ое

 

бытование

 

в

 

ре ионах

 

тесных

этно

льт рных

 

онта тов

 

имеют

 

та же

 

нарративы,

 

в

 

оторых

 

реализ -

ется

 

один

 

из

 

основных

 

ментальных

 

стереотипов

 

в

 

отношении

 

«ч жих»

(инородцев

 

и

 

иноверцев)

 

 

представление

 

о

 

том,

 

что

 

«свои»

 

обряды

 

и

 

ри-

т алы

 

 

том

 

числе

 

связанные

 

с

 

льтовой

 

пра ти ой)

 

все да

 

значимее,

л чше

 

и

 

правильнее

 

«ч жих»,

 

что

 

и

 

до азывается

 

повседневностью.

В

 

этом

 

очер е

 

на

 

основе

 

полевых

 

и

 

архивных

 

материалов

 

из

 

Подо-

лии,

 

Б

овины,

 

Полесья,

 

Понеманья

 

(Гродненс ая

 

обл.),

 

Литвы

 

и

 

вос-

точной

 

Польши

 

анализир ются

 

фоль лорные

 

расс азы,

 

в

 

оторых

лавной

 

сюжетной

 

линией

 

является

 

до азательство

 

превосходства

«своей»

 

традиции

 

над

 

традицией

 

этничес их

 

соседей.

Данные

 

те сты,

 

с

 

одной

 

стороны,

 

с блимир ют

 

не

ю

 

онфли тн ю

и

 

отчасти

 

«а рессивн ю»

 

идею

 

приоритетности

 

«свое о»

 

перед

 

«ч жим»,

на

 

оторой

 

базир ется

 

большинство

 

этноцентристс их

 

станово

 

в

 

на-

родной

 

льт ре;

 

с

 

др

ой

 

стороны,

 

расс азы

 

о

 

«посрамлении»

 

ч ждых

рит алов,

 

сочетая

 

в

 

себе

 

целый

 

ряд

 

архаичес их

 

традиционных

 

пред-

ставлений

 

относительно

 

иноверцев

 

с

 

юмористичес им

 

аспе том,

 

разви-

ваются

 

в

 

сторон

 

фоль лорно о

 

ане дота

 

и

 

сл жат

 

своеобразным

 

меха-

низмом

 

снятия

 

напряжения

 

в

 

сфере

 

этно

льт рных

 

отношений.

 

Поль-

с ая

 

исследовательница

 

А.

 

Цала

 

отметила

 

еще

 

одн

 

особенность

 

расс азов

о

 

«ш т ах»,

 

направленных

 

против

 

евреев:

 

лавными

 

частни ами

 

действа

выст пала

 

молодежь

 

(дети,

 

подрост и),

 

для

 

оторой

 

и

 

сами

 

«ч жие»

 

и

 

их

жизненный

 

лад

 

становились

 

объе том

 

своеобразно о

 

«вып с ания

 

па-

ра»

 

 

«

młodość

 

musi

 

si

 

wyszumieć»

 

(Cała

 

1995:

 

53–56).

 

Сходная

 

артина

представлена

 

и

 

в

 

нарративах

 

с

 

восточнославянс их

 

территорий.

Данные

 

те сты,

 

в

 

большинстве

 

своем

 

оформленные

 

а

 

мемораты,

ориентированные

 

на

 

он ретн ю

 

ло альн ю

 

традицию,

 

в

 

то

 

же

 

время

отражают

 

ряд

 

ниверсальных

 

фоль лорно-мифоло ичес их

 

мотивов.

Нар шение

 

хода

 

«ч жо о»

 

обряда.

 

В

 

2001

 

.

 

в

 

бывшем

 

местеч е

 

Сата-

нов

 

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

 

обл.

 

мы

 

записали

 

расс аз

 

о

 

том,

а

 

дети

 

и

 

подрост и

 

забирались

 

на

 

цер овн ю

 

оло ольню

 

и

 

«в

 

ш т-

»

 

звонили

 

в

 

оло ола

 

во

 

время

 

еврейс их

 

похорон.

 

При

 

оло оль-

ном

 

звоне

 

процессия

 

останавливалась,

 

и

 

евреи,

 

по

 

словам

 

расс азчицы,

бросали

 

свое о

 

по ойни а

 

на

 

землю.

 

Целью

 

этой

 

шалости

 

было

 

пол -

чить

 

от

 

евреев

 

своеобразный

 

«вы

п»

 

 

онфеты

 

и

 

оржи и:

«[Евреев

 

хоронили

 

на

 

носил ах

 

(на

 

жерди

 

стелили

 

простыни).

 

Ко да

несли

 

мимо

 

цер ви,

 

то-ниб дь

 

из

 

детей-подрост ов,

 

заранее

 

забравший-