ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3502
Скачиваний: 2
Рели иозная
обрядность
«ч жих»
в
народной
интерпретации
145
145
же
часть
пости ла
и
след ющие
пары,
причем
поплатились
жизнью
и
их
по онщи и»
(Аверб х
1911:
565;
за
азание
на
эт
п бли ацию
бла-
одарю
М.
М.
Каспин ).
Дальнейшие
смерти
далось
предотвратить,
о-
да
все
тот
же
отст пни
Кадышевич
посоветовал,
чтобы
« ня иня
вы-
слала
на
работ
холопа-первенца,
сына
первенца
до
седьмо о
по оления,
и
то да
толь о
далось
провести
перв ю
борозд »
(Там
же;
о
символи е
«перво о»
в
народных
верованиях
см.
СД
3:
674–679).
Еврейс ая
община
предала
изменни а
Кадышевича
про лятию
и
ос дила
е о
на
по ребение
за
о радой
ладбища.
Ко да
он
мер,
«земля
выбросила
е о
из
своих
недр,
и
тело
е о
дол ое
время
оставалось
в
яме,
не
засыпанное
землей»
(Там
же).
Вс оре
от
неизвестной
болезни
мер
старший
сын
ня ини,
и
она,
чтобы
ис
пить
совершенное
святотатство,
построила
в
местеч е
больш ю
аменн ю
сина о
.
С
течением
времени
еврейс ая
община
примирилась
с
ня иней,
и
по
с бботам
в
сина о е
даже
читали
особ ю
молитв
за
здоровье
ня ини
и
ее
семейства
(Там
же:
566).
Современные
материалы
восточнославянс их
ре ионов
демонстри-
р ют
не
столь
однозначн ю
позицию
по
отношению
«опасности»,
возможно
исходящей
от
«ч жих»
льтовых
мест:
«[Можно
ли
пасти
с от
на
еврейс ом
ладбище?]
Вообще,
я
х
ó
ч
вам
с азаты,
нэ
трэба
<...>
вообще
на
ладбишчэ
нэ
надо
н
á
ты.
А
цэ
люди
вже
сами
поч
á
ли
при
немцах
п
á
сты
и
та
пас ть.
А
вообще
нэ
трэба.
Цэ
е
мо илы,
цэ
е
памьятны и.
Цэ
не
трэ,
шоб
хтось
с азаў,
сам
ó
м
трэба
зна-
ты
<...>
Н
я а
ризныця,
чи
ты
еврэй,
чи
ты
хто,
чи
там
—
хто
б
цэ
нэ
б ў
—
я а
ризныця?
Н
цэ
сами
люди.
Н
нэ
трэба
цьо
ó
робыты.
Нэ
трэба
и
всё!
Там
пас ть,
я
знаю...»
(Л.
Т.
К зевич,
1929
.
р.,
Сатанов
Городо с о-
о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
В.
Я.
Петр хин);
«[Еврейс ое
ладбище
—
опасное
место?]
Не-е-т!
Мы
там
дитьми
п
á
сли
х д
ó
б
всё
врэмья
и
нэ-нэ…
нэ
б л
ó
там
ни
¸
их
та
™
х
в
¢
падов»
(В.
Ф.
Бабийч
,
1946
.
р.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2003,
зап.
О.
В.
Белова).
Одна о
тот
же
информант
расс азывал,
что
на
еврейс ом
ладбище
особенно
страшно
ночью:
«ветер
завивае,
там
хтось
сидить»
(2001,
зап.
О.
В.
Белова,
В.
Я.
Петр хин).
А
еще
в
од-
ном
из
своих
расс азов
он
напрям ю
связал
та ие
«нечистые»
и
о
-
танные
с еверными
представлениями
места,
а
старая
с отобойня
и
еврейс ое
ладбище,
соединенные
я обы
подземным
ходом,
со
стран-
ным
«сверхъестественным»
происшествием
в
своей
жизни:
«В
том
же
од ,
в
том
же
месяце
[речь
идет
об
ав
сте
2001
.],
зна-
чить,
я
пийшоў
т да
(а
ви
шо,
я
б дэтэ
пэрэв
ó
дыть?
н
ладно,
цэ
ваша
спр
á
ва),
пийшоў
я
за
дом,
там
ў
м
¨
нэ
е
та
á
дров
™
тня,
значить,
дэ
я
с лад
á
ю
др
ó
ва
пор
ý
бани.
Значит,
та
стен а
ид
¨
,
там
рост
¨
ди ий
вино-
рад.
Стаў
я
б
™
ля
цэй
стен и
на
расстоянии,
может,
сант
™
метроў
три-
дцать.
И
та
д
¢
вился
т да
в
сторон
на
ци
осо
ó
ры,
это
„тополь
чор-
Глава
III
146
146
ный“.
Значит,
и
ч ю,
шо
зныз ,
вид
п
¸
то
ид
¨
о онь.
Просто
орю!
И
цэй
о онь
пидним
á
еця,
пидним
á
еця
до
ор
™
,
до
ор
™
аж
до
олов
™
.
Краем
о а
я
б
á
ч ,
шо,
значить,
о онь
в
прямом
и
переносном
роз м
™
нни
—
п
ó
л -
мья.
П
ó
л мья.
Я
д маю:
всё,
ор !
Но
р хн
ý
тыся
я
нэ
м
ó
ж !
Цэ,
може,
тя н
ý
лося
та
—
т т
б
ý
ло
д же
жар о,
стэна,
но и,
шея,
олова
—
д же
б ло
жар о,
значыть,
и
всё
—
р хн
ý
тыся
я
нэ
м
ó
ж .
Н
ниби
я
прир
™
с
до
земли,
понимаете.
Та ,
може,
тя н лося
се
нд
тридцать,
може
соро .
Та ,
и
всэ!
П
ó
тим
зв
¨
рх
вниз
вин
помал
¨
нь
-помал
¨
нь
и
пошоў
ў
зэмлю.
Я
обэрн
ý
ўся
—
на
мне
не
всё
е!
[смеется]
Вот
та
é
б ло
видч тт
¸
!
Я
не
знаю,
с
чем
цэ
повь
¸
занэ.
[Может,
на
а ое
место
особое
встали?]
Может!
Справа
в
т
ó
м ,
шо
за
сим
местом
пид
домом
ид
¨
пидз
é
мний
ход.
Вот
та .
Н
там
я
не
знаю,
с иль и
т т,
мэтроў
сэмьдесят
е?
До
еврейс о-
о
ладбища?
<…>
А
т т
рядом,
через
мэтриў
триста,
есть,
вот
стоит
с о-
тобойня.
Там
де-то
шестьдесят
лет
подряд
били
с от.
Може,
вон
ó
с
цэми
шось
и
зв
¸
зано,
хто
е о
знает?»
(2003,
зап.
О.
В.
Белова).
Ка
«страшное»
место
выст пает
еврейс ое
ладбище
в
детс их
рас-
с азах:
«Наша
читель а
нам
рос азывала,
шо
т т
ходил
д х
я
¢
й,
шо
мы
вти али
со
ладбища
н
á
впол
[быстро].
[А
чей
д х?]
Не
знаю,
б
™
-
лом
вэсь!
Нечистый
д х,
á
ж ть»
(дети
10–12
лет,
К ты
Косовс о о
р-на
Ивано-Фран овс ой
обл.,
2005,
зап.
О.
В.
Белова,
М.
М.
Каспина).
В
этом
же
селе
дети
помладше
(5–7
лет)
расс азывали,
что
там,
«де
жыды
пох
ó
-
ваны»,
ходит
«бандит
с
осой»
(зап.
О.
В.
Белова).
В
сознании
не оторых
информантов
«ч жое»
ладбище
является
местом
с
щения
сверхъестественных
сил.
Среди
бела
дня
с
атоличе-
с о о
ладбища
раздается
дар
рома:
«Бать а
м й
лав
™
ў
рыб .
Т
ó
ль и
за
™
н ли
н
é
вад,
и
та
час
первам
я
б хн ла
ў
вод
с
та о...
ара
та-
ая,
абрыў.
Сё
адно
я
ром
дариў.
[От
да
дарило,
с
а ой
оры?]
А
асьтёла ,
там
харан
™
ли,
там
лежали
м
é
ртвые.
Из
é
та а
л
á
дбишча
б
ý
х-
н ла»
(Г.
И.
Карабинович,
1917
.
р.,
Барбаров
Мозырс о о
р-на
Гомель-
с ой
обл.,
ПА
1983,
зап.
А.
В.
Г ра);
в
этом
же
селе
расс азывали,
что
по
ночам
из
остела
вы атывались
светящиеся
жи
(зап.
Ф.
Б.
Успенс ий).
А
вот
что
происходит
на
еврейс ом
ладбище
(из
расс аза
ладбищен-
с о о
сторожа,
м жчины
лет
60,
в
.
Хотине
Черновиц ой
обл.):
«Место
здесь
паранормальное!
Д ша
находится
вблизи
мо илы
или
в
мо-
иле,
по а
не
истлеет
последняя
ость.
То да
все
стихии
—
вода,
о онь,
возд х
и
земля
—
объединяются
и
выбрасывают
д ш !»
(2004,
зап.
О.
В.
Белова).
О
ладбище
а
месте
обитания
д ш
нам
довелось
слы-
шать
и
в
одном
из
сел
Гродненс ой
обл.
Жительница
с.
Новый
Двор
Щ -
чинс о о
р-на
Мария
Ивановна
(1933
.
р.)
расс азала
о
разорении
мест-
но о
еврейс о о
ладбища,
от
да
брали
песо
для
строительства.
При
этом
из
разр шенных
мо ил
выбрасывали
ости,
золотые
з бы
и
т.
п.
По
словам
расс азчицы,
ее
отец
собрал
ости
в
мешо
и
захоронил
на
сель-
Рели иозная
обрядность
«ч жих»
в
народной
интерпретации
147
147
с ом
христианс ом
( атоличес ом)
ладбище,
потом
что
« а
можно
выбросить
д ш ,
оторая
там
похоронена»!
(2004,
зап.
О.
В.
Белова).
В
то
же
время
еврейс ое
ладбище
для
местных
жителей-неевреев
мо ло
быть
источни ом
помощи
в
тр дных
сит ациях.
Почитанием
среди
местно о
населения
(независимо
от
онфессиональной
принад-
лежности)
становились
мо илы
еврейс их
«святых»
—
цади ов.
В
о рестностях
Пшемышля
славяне- атоли и
ходили
на
по лоне-
ние
мо иле
еврейс о о
цади а,
оворя,
что
«святой»
хранил
их
«от
вся ой
войны»,
«во
время
войны
спас»
и
до
сих
пор
«хранит
от
рада»
(
Ca³a
1992:
112–113).
По
нашим
э спедиционным
наблюдениям
2001
.,
место
захороне-
ния
Баал-Шем-Това
в
Меджибоже
постепенно
превращается
в
«
льто-
вый
объе т»
для
представителей
различных
онфессий,
посещаемый
не
толь о
паломни ами-хасидами
и
э с
рсантами
(и
те
и
др
ие
оставля-
ют
робницы
записоч и
с
просьбами
«святом »),
но
и
сл жителями
льта
(незадол о
до
наше о
посещения
Меджибожа
ладбище
посетила
р ппа
атоличес их
священни ов,
совершивших
там
бо осл жение).
В
.
Черновцы
и
се одня
объе том
льтово о
почитания
является
мо ила
цади а
Исраэля
Фридмана
из
Р жина
на
ладбище
в
Сад оре.
Жители
Черновцов
и
о рестных
сел
просят
местно о
раввина
отнести
на
мо ил
запис и
с
просьбами
о
помощи,
исцелении
и
т.
п.
Следы
почита-
ния
захоронений
праведни ов
в
виде
приношений
хлеба
и
свечей
отме-
чены
в
при арпатс ом
селе
К ты
(материалы
полево о
сезона
2004
.).
К льтовое
почитание
захоронений
«ч жих»
не
ис лючало
исполь-
зование
их
в
ма ичес их
целях.
В
Але синац ом
Поморавье
(Сербия)
был
зафи сирован
обряд,
ис-
полняемый
возле
аменной
плиты
без
надписи,
называемой
«чив тс и
роб»
(б
в.
«еврейс ая
мо ила»).
По
преданию,
во
время
«т рец ой
войны»
здесь
по иб
не ий
еврей
и
е о
мо ила
стала
целительным
местом.
По
вторни ам,
пятницам
и
с бботам,
и
особенно
в
день
«Младой
Пет и»,
на
заходе
солнца
возле
амня
совершается
ма ичес ий
рит ал.
Больной
завязывает
на
прав ю
р
расн ю
нить
и
трижды
пролезает
под
ам-
нем
через
строенный
под оп
в
направлении
с
запада
на
восто .
Прис т-
ств ющие
должны
хранить
молчание.
После
пролезания
больно о
о
ри-
вают
лями,
чесно ом,
салом,
обмазывают
салом
больные
места;
нит
оставляют
на
сте
о оло
амня.
Сос абливают
с
амня
прах,
смешивают
с
водой
и
дают
пить
больном ,
остато
питья
забирают
домой.
Помимо
больных
рит ал
исполняют
молодые
люди
обое о
пола,
не
мо
щие
вст -
пить
в
бра ,
и
бесплодные
женщины
(Антониjевић
1971:
206).
Со ласно
этно рафичес им
источни ам,
остан и
из
захоронений
ино-
верцев
и
аменная
рош а,
сос обленная
с
надписей
на
их
над робиях,
мо ли
сл жить
средством
вредоносной
ма ии
(пол.,
Fischer
1921:
218
—
Глава
III
148
148
подробнее
см.
I.4
).
По
сербс ом
поверью,
земля
с
мо илы
м с льман-
с о о
«свято о»
обладает
целебными
свойствами
(Ђаповић
1995:
227).
Любопытное
выс азывание
нам
довелось
слышать
в
с.
Вербовец
в
Подолии.
Информант,
м жчина
лет
50,
баптист,
расс азывал,
что
ро-
дился
в
доме,
стоявшем
недале о
от
еврейс о о
ладбища.
Бла одаря
этом
обстоятельств
ем
не
раз
приходилось
слышать
в
свой
адрес
ш т-
:
«Ты
родился
на
еврэйс ом
ладбишчэ,
олов а
трэба
б
ý
ти
еврэйс а,
шобы
нэ
роб
¢
ты,
а
всё
м
á
ты
<…>
Трэ
еврэйс
олов
м
á
ты»
(Вербовец
М ровано-К риловец о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин).
Та
прич дливо
отразился
в
местной
традиции
стереотип
« мно о»
еврея,
под репленный,
вероятно,
и
зна-
омством
с
фразеоло ией
этничес их
соседей,
ср.
выражение
yidishe
kopf
(б
вально
«еврейс ая
олова»)
‘ мный,
сообразительный,
тол овый’.
III.2.4.3.
Источни и.
На
Волыни
целебными
счита-
лись
«источни и
Бешта»,
в
оторых
по
преданию
пался
Баал-Шем-
Тов
(основатель
хасидизма);
вода
этих
источни ов
излечивала,
в
част-
ности,
от
бесплодия
(
Ca³a
1992:
111–112).
При
этом
не оторые
из
этих
источни ов,
о да-то
засыпанные,
были
ч десным
образом
обретены
вновь
местными
рестьянами
после
то о,
а
Бешт
являлся
ом -то
из
них
во
сне
(
Ca³a
1992:
112).
В
предместье
Меджибожа,
в
с.
Треб ховцы,
находится
еще
одно
место,
ставшее
в
последнее
время
объе том
паломничества.
Это
ис-
точни ,
та
называемая
«жидовс ая
(рабинова)
риница».
По
пре-
данию,
в
этом
месте
Баал-Шем-Тов
дарил
посохом
о
землю,
и
из
земли
забил
источни ,
вода
оторо о
считается
целебной
(100
месте-
че
1:
162).
В
2004
.
мы
стали
свидетелями
своеобразно о
«бизне-
са»,
оторый
разверн ли
во р
источни а
местные
подрост и.
Они
«охраняют»
источни ,
поджидая
прибытия
иностранных
автоб сов,
и
взимают
(если
повезет)
с
остей
«плат »
за
приобщение
святыне.
Нес оль о
разочаровавшись
в
нашей
исследовательс ой
р ппе
(«мы
д мали,
шо
опять
жиды
понай
™
халы!»),
ребята
тем
не
менее
охотно
сообщили
«для
на
и»,
что
блюд т
это
место
ис лючительно
ради
сохранения
е о
чистоты:
приезжие
иностранцы
норовят
не
толь о
напиться
и
мыться
из
источни а,
«йим
трэба
залезти
до
риницы,
а
мы
нэ
да
é
мо!»
—
видимо,
ости
пытаются
возобновить
традицию
омовения
в
источни е,
связанном
с
именем
Бешта.
III.3.
Модели
поведения
в
рам ах
этно онфессионально о
диало а
Сит ация
длительных
льт рных
и
социальных
он-
та тов
и
связанные
с
опытом
этничес о о
соседства
« онфли тные»
сю-
Рели иозная
обрядность
«ч жих»
в
народной
интерпретации
149
149
жеты
находят
своеобразное
отражение
в
традиционных
народных
пред-
ставлениях.
«Пра ти а»
и
«мифоло ия»
соседства
порождают
не
толь о
та ие
малые
фоль лорные
жанры,
а
присловья
(разрабатывающие
ха-
ра теристи
соседей)
или
«прозвищные»
модели
разной
степени
раз-
верн тости
и
мотивированности.
Широ ое
бытование
в
ре ионах
тесных
этно
льт рных
онта тов
имеют
та же
нарративы,
в
оторых
реализ -
ется
один
из
основных
ментальных
стереотипов
в
отношении
«ч жих»
(инородцев
и
иноверцев)
—
представление
о
том,
что
«свои»
обряды
и
ри-
т алы
(в
том
числе
связанные
с
льтовой
пра ти ой)
все да
значимее,
л чше
и
правильнее
«ч жих»,
что
и
до азывается
повседневностью.
В
этом
очер е
на
основе
полевых
и
архивных
материалов
из
Подо-
лии,
Б
овины,
Полесья,
Понеманья
(Гродненс ая
обл.),
Литвы
и
вос-
точной
Польши
анализир ются
фоль лорные
расс азы,
в
оторых
лавной
сюжетной
линией
является
до азательство
превосходства
«своей»
традиции
над
традицией
этничес их
соседей.
Данные
те сты,
с
одной
стороны,
с блимир ют
не
ю
онфли тн ю
и
отчасти
«а рессивн ю»
идею
приоритетности
«свое о»
перед
«ч жим»,
на
оторой
базир ется
большинство
этноцентристс их
станово
в
на-
родной
льт ре;
с
др
ой
стороны,
расс азы
о
«посрамлении»
ч ждых
рит алов,
сочетая
в
себе
целый
ряд
архаичес их
традиционных
пред-
ставлений
относительно
иноверцев
с
юмористичес им
аспе том,
разви-
ваются
в
сторон
фоль лорно о
ане дота
и
сл жат
своеобразным
меха-
низмом
снятия
напряжения
в
сфере
этно
льт рных
отношений.
Поль-
с ая
исследовательница
А.
Цала
отметила
еще
одн
особенность
расс азов
о
«ш т ах»,
направленных
против
евреев:
лавными
частни ами
действа
выст пала
молодежь
(дети,
подрост и),
для
оторой
и
сами
«ч жие»
и
их
жизненный
лад
становились
объе том
своеобразно о
«вып с ания
па-
ра»
—
«
młodość
musi
si
wyszumieć»
(Cała
1995:
53–56).
Сходная
артина
представлена
и
в
нарративах
с
восточнославянс их
территорий.
Данные
те сты,
в
большинстве
своем
оформленные
а
мемораты,
ориентированные
на
он ретн ю
ло альн ю
традицию,
в
то
же
время
отражают
ряд
ниверсальных
фоль лорно-мифоло ичес их
мотивов.
Нар шение
хода
«ч жо о»
обряда.
В
2001
.
в
бывшем
местеч е
Сата-
нов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.
мы
записали
расс аз
о
том,
а
дети
и
подрост и
забирались
на
цер овн ю
оло ольню
и
«в
ш т-
»
звонили
в
оло ола
во
время
еврейс их
похорон.
При
оло оль-
ном
звоне
процессия
останавливалась,
и
евреи,
по
словам
расс азчицы,
бросали
свое о
по ойни а
на
землю.
Целью
этой
шалости
было
пол -
чить
от
евреев
своеобразный
«вы
п»
—
онфеты
и
оржи и:
«[Евреев
хоронили
на
носил ах
(на
жерди
стелили
простыни).
Ко да
несли
мимо
цер ви,
то-ниб дь
из
детей-подрост ов,
заранее
забравший-