Файл: A_E_Ter-Sarkisyants_DONSKIE_ARMYaNE_I_ETNOKUL_TURNAYa_SITUATsIYa_V_ROSTOVSKOJ_OBLASTI_pdf.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 241
Скачиваний: 1
1
1
Документ № 6
А.Е. Тер-Саркисянц
ДОНСКИЕ АРМЯНЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ
В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Материалы серии отражают точку зрения авторов и могут не являться официальной позицией
Института. При использовании ссылка на материалы обязательна.
Редакционная группа: Ю.Д.Анчабадзе
Н.А.Лопуленко
С.В.Чешко
Настоящая статья написана преимущественно по полевым материалам, собранным в июне
1990 у. Армянской группой
1
экспедиции отдела Народов Кавказа Института этнографии АН
СССР среди армян, проживающих в Ростовской области РСФСР.
На территории нынешней Ростовской области компактное армянское население появилось
в 1779 г., когда по указу, подписанному Екатериной II в 1778 г., было предпринято массовое пере-
селение сюда христианского населения Крыма, главным образом греков (18407 человек)
2
и ар-
мян
3
(12 598 человек)
4
с целями ослабления Крыма и дальнейшего его завоевания, а также засе-
2
ления южнороссийских степей людьми, имеющими большой опыт в земледелии, торговле и ре-
меслах. После полуторагодичного мучительного переселения, унесшего немало человеческих
жизней, к концу 1779 г. армянские переселенцы под командованием А.В.Суворова дошли до ни-
зовий Дона (числом уже только 9050 человек), где им по царской грамоте отводилось 86 тыс. де-
сятин земли рядом с крепостью Св.Димитрия Ростовского и разрешено было основать один город
и 5 селений. По этой же грамоте переселенцам предоставлялись определенные льготы и привиле-
гии, в частности – освобождение от государственных податей и служб на десять лет, от воинской
повинности на 100 лет; разрешалось строительство церквей с проведением в них церковных об-
рядов по своим законам и обычаям; разрешалась свободная торговля внутри и вне государства;
армяне получали право строить своими силами фабрики, заводы, купеческие мореходные суда
5
.
В числе 12 598 переселенцев подавляющее большинство (11418 человек)
6
были прежде
жителями крымских городов - Кафы (Феодосии), Гезлева (Евпатории), Бахчисарая, Карасубазара
(Белогорска), Акмечети (Симферополя) и др. Основанный ими на Дону город получил название
Нор Нахичеван, т.е. Новый Нахичеван, в отличие от городов с таким же названием в Закавказье и
в Крыму
7
, а позднее – Нахичевань-на-Дону. 1180 сельских переселенцев основали в окрестностях
города пять селений Чалтырь, Крым, Большие Сады, Султан Сады и Несветай.
В своих внутренних делах колония получила полную самостоятельность. Всеми делами
управлял магистрат во главе с городским головой. В селах власть принадлежала духовенству и
выборным старостам, которые подчинялись магистрату. Колония имела свой герб, утвержденный
в 1811 г., печать
8
. Имелся свой суд, который, руководствуясь в качестве книги законов действо-
вавшим в г.Ани Судебником Мхитара Гоша (кон. XII-нач. XIII в.), решал споры граждан, культур-
но-просветительные и другие вопросы. Языком делопроизводства на территории общины был
армянский.
В городе быстро развивались промышленность и торговля, росло число школ, было от-
крыто уездное училище» При выстроенном Переселенцами монастыре Сурб Хач о 1790 г. была
открыта первая на юге России типография, а также основана школа-пансионат для детей неиму-
щих армян. Позднее в городе появились женская и мужская гимназия, еще несколько школ, учи-
лище благородных девиц, приют для кавказских армян, театр, церкви, духовное училище, преоб-
разованное потом в семинарию, общество попечительства над бедными армянами, основан му-
зей, разбиты городские парки, проведен водопровод
9
.
Таким образом, уже вскоре после своего основания Нахичевань-на-Дону стал одним из
важных культурных и экономических очагов на юге России. Позднее, с экономическим усилени-
ем Ростова наиболее влиятельные армянские промышленники и купцы стали переселяться туда.
Постепенно Ростов и Нахичевань, образовав крупный промышленный и культурный центр, сли-
3
лись, а в декабре 1928 г. постановлением Административной комиссии при Президиуме ВНИК
СССР Нахичевань-на-Дону была присоединена к Ростову-на-Дону, а затем переименована в его
Пролетарский район
10
. Таким образом, историческое название города с тех пор исчезло. Вместе с
начавшимися в конце 1930-х годов массовыми репрессиями, в результате которых так пострадала
местная интеллигенция, стали уничтожаться и историко-архитектурные памятники, в частности
культовые сооружения. Так, наряду с православными церквями, татарской мечетью, синагогой в
городе были разрушены 6 из 7 армянских храмов. Постепенно стало сокращаться число армян-
ских учебных заведений (а их еще до войны было 15, в том числе Армянский педагогический
техникум), перестал функционировать армянский театр, и город начал утрачивать свою роль, ко-
торую он прежде играл как важный очаг армянской культуры в этом регионе
11
.
Поскольку объектом нашего исследования было главным образом сельское население, ос-
тановимся подробнее на его этнокультурной характеристике. Со времени основания армянскими
переселенцами пяти селений в 1779 г. и на протяжении всего XIX в. численность их многократно
(более чем в 8 раз) возросла (см.табл.1)
Таблица 1
Рост численности армянских сел (число человек)
Село
Годы
1793
1835
1850
1900
Чалтырь
405
1375
1744
5904
Крым
372
1289
1715
4766
Большие Салы
262
695
949
3155
Сульанн Салы
248
397
472
1163
Несветай
254
341
413
1118
Итого
1541
4097
5399
13106
*Составлено по: данные 1793-1850 г. (более ранними данными не располагаем) по документам краеведче-
ского народного музея истории села Крым; данные 1900 г. - Шахазиз Е. Указ. раб. С. 119.
В 1920-х годах выходцами из сел Крым и Чалтырь были образованы три новые, созданные
как трудовые коммуны, селения - Ленинакан, Красный Крым и Ленинаван. В начале 1926 г. в со-
ответствии с желанием населения все армянские села были выделены из состава Аксайского рай-
она Ростовской области в отдельный Армянский национальный район, получивший в 1928 г. на-
звание Мясниковский (по имени видного государственного деятеля, уроженца этих мест Алексан-
дра Мясникяна) с центром в сел. Крым, а позднее - в сел. Чалтырь.
В то время все селения района имели школы в армянским языком обучения, в старых селе-
ниях сохранялись церкви, при которых до революции были приходские шкоды, впоследствии, в
1930-х годах Церкви были разрушены или превращены в колхозные склады. С конца 1920-х годов
в районе на армянском языке начала выходить, правда первое время не всегда регулярно, районная
4
газета "Коммунар". Регулярный выпуск ее был налажен с 1931 г., когда она стала печататься дваж-
ды в неделю, но уже не целиком на армянском языке, а частично (примерно до 30%) также и на
русском языке. С начала 1950-х годов в школах были введены параллельные классы – в одних с
преподаванием на армянском языке, в других – на русском языке. Родители отдавали своих детей в
эти классы по своему желанию. Однако то Такт, что получившие армянское образование дети из-
за слабого знания ими русского языка почти не имели шансов поступить в высшие учебные заве-
дения Ростова (к тому времени Армянский педагогический техникум уже был закрыт), послужил
причиной того, что местные армяне стали высказывать пожелания об усилении преподавания рус-
ского языка и, соответственно, о сокращении часов преподавания армянского языка. Постепенно,
начиная с 1956-1957 гг., все школы перешли на обучение только на русском языке, а армянский
язык был совсем исключен из школьной программы даже как предмет изучения. Это обстоятель-
ство, в свою очередь, вновь вызвало недовольство со стороны армян и они стали требовать введе-
ния в школьный курс изучение родного языка. В связи с этим с 1965 г. в школах района было вве-
дено изучение армянского языка как предмета, начиная со 2-го и по 9-ый классы три раза в неде-
лю, а в 10-11-х классах – дважды в неделю. Всего таких, школ с изучением армянского языка в
Ростовской области сейчас 12. Следует сказать, что местное население этим вполне довольно и не
выказывает потребности в возврате школ на армянском языке обучения. Даже напротив, есть не-
которые родители, особенно слабых учеников или детей из смешанных семей, которые считают,
что армянский язык их детям не будет нужен "дальше порога их дома" и что это создает только
дополнительную нагрузку для них, поскольку преподавание ведется на литературном армянском
языке, а в быту говорят на весьма сильно отличающемся от него местном диалекте.
Чувство удовлетворения среди армян вызвало решение о введении с 1989 г. в школьную
программу 8-9-ых классов истории армянского народа (хотя это только факультатив и всего раз в
неделю). К чести местных властей следует также отнести открытие в последнее время в Ростове
воскресных армянских школ.
К сожалению, не всегда преподавание родного языка и истории армянского народа ведется
достаточно квалифицированно. Не хватает подготовленных кадров учителей, учебников. Долгие
годы выпускники школ района практически лишены были возможности поступать в вузы Арме-
нии, и только в последние три года Ереванский педагогический институт им. Х.Абовяна начал
предоставлять району два внеконкурсных места.
Длительное исчезновение из школьной программы армянского языка было связано также с
административно-территориальными изменениями в области, когда в 1962 г., в результате прове-
денного объединения ряда сельских районов, Мясниковский район был включен в состав Некли-
новского района с преимущественно русским населением и, таким образом, утратил свой прежний