Файл: A_E_Ter-Sarkisyants_DONSKIE_ARMYaNE_I_ETNOKUL_TURNAYa_SITUATsIYa_V_ROSTOVSKOJ_OBLASTI_pdf.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 224

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

10

 

гой - специфичные, присущие культурному наследию только данной группы и проявляющиеся, в частности, 

в диалекте их языка, местном фольклоре, ряде обычаев и обрядов. Сохранению этой культурной специфики в 

немалой степени способствовало проживание их в условиях длительного отрыва от основного этноса среди 

инонационального  окружения  и  возможность,  таким  образом,  этнической  идентификации.  В  то  же  время 

новая среда, традиции живущего рядом русского народа не могли не оказывать своего влияния на этнокуль-

турное развитие данной  этнографической  группы. Это влияние проявлялось, главным образом, в широком 

распространении  среди  местных  армян  русского  языка,  в  материальной  культуре,  в  частности  в  жилище, 

одежде и даже в пище, в более быстрой утрате патриархальных черт в семейно-бытовой сфере. Проиллюст-

рируем вышесказанное на конкретных примерах. 

Знание русского языка для донских армян с самого начала переселения их из Крыма стало насущной 

необходимостью для общения с окружающим населением. Поэтому армяно-русское двуязычие при устойчи-

вом сохранении в качестве родного армянского языка (в форме диалекта западноармянского языка) уже давно 

широко распространилось среди них, причем не только среди городских жителей, но и среди сельских. Впо-

следствии в связи с закрытием в городе армянских учебных заведений началась постепенная утрата армян-

скими горожанами своего родного языка и более активный переход на русский язык. Как показывают данные 

последних двух переписей (см. табл.6), лишь немногим более половины из живущих сейчас в Ростове армян 

считают язык своей национальности родным, причем за период 1979-1989 гг. доля таких лиц несколько со-

кратилась  (на 2,2%) и соответственно увеличилась доля армян с родным русским языком. Примечательно, 

что среди армян, живущих в Пролетарском районе города, т.е. по существу в старом городе Нахичеване, за 

этот же период произошел обратный процесс, причем доля лиц с родным армянским языком возросла здесь 

на 7,0% и стала равняться 60,4%. Что касается сельских армян, то у них по-прежнему сохраняется высокая 

степень устойчивости родного армянского языка свыше 97%). Одновременно следует отметить широкое рас-

пространение среди всех групп местных армян русского языка - либо в качестве родного (в основном у горо-

жан), либо второго языка, которым свободно владеют. Если же учесть и тех, кто не совсем свободно владеет 

русским языком, а лишь в определенной степени, то доля таких лиц будет еще значительнее. Практически со 

всеми  информаторами,  а  некоторые  из  них  были  весьма  преклонного  возраста,  мы  могли  беседовать  и  на 

русском языке. 

 

 


background image

11

 

 

Таблица 6 *  

Распределение армянского населения г. Ростова и Мясниковского района по родному языку  

и второму языку, которым свободно владеет население (по данным переписей 1979 и 1989 гг.) 

 

 

Всего человек 

С родным языком, в % 

 

 

 

 

 

 

 

 

своей нацио-

нальности 

русским 

другим 

своей нацио-

нальности 

русским 

другим 

 

 

 

 

 

 

г.Ростов 

 

 

 

 

 

 

 

 

1979 

1989 

1979  1989 

1979 

1989 

1979 

1989 

1979 

1989 

1979 

1989 

1979 

1989 

Оба 
пола 

31877  31183 

55,5 

53,3 

44,5 

46,5 

0,2 

13,4 

11,7 

51,9 

48,9 

0,2 

0,7 

мужчи-
ны 

15642  15796 

54,8 

53,5 

45,1 

46,2 

0,1 

0,3 

14,1 

11,8 

51,7 

49,4 

0,2 

0,8 

женщи-
ны 

16235  15387 

56,1 

53,0 

43,9 

46,8 

0,2 

12,6 

11,5 

52,1 

48,3 

0,2 

0,6 

 

 

 

 

в том числе Пролетарский район г.Ростова 

 

 

 

 

Оба 
пола 

7615 

9477 

53,4 

60,4 

46,6 

39,2 

0,3 

14,3 

9,7 

49,8 

54,4 

0,1 

0,4 

мужчи-
ны 

3640 

4607 

52,9 

59,1 

47,0 

40,5 

0,1 

0,4 

14,8 

10,1 

49,5 

53,5 

0,5 

женщи-
ны 

3975 

4870 

53,9 

61,7 

46,1 

38,0 

0,3 

13,8 

9,4 

50,1 

55,3 

0,2 

0,2 

 

 

 

 

 

Мясниковский район (сельский) 

 

 

 

 

 

Оба 
пола 

16817  17803 

97,2 

97,4 

2,8 

2,6 

1,8 

1,6 

81,6 

84,3 

0,1 

0,4 

мужчи-
ны 

7632 

8371 

97,3 

97,5 

2,7 

2,5 

1,8 

1,6 

85,0 

86,0 

0,3 

женщи-
ны 

9185 

9432 

97,2 

97,4 

2,8 

2,5 

0,1 

1,9 

1,5 

78,8 

82,8 

0,1 

0,4 

 

Составлено по данным Гомкостата г.Ростова. Процент вычислен автором. 

 
 


background image

12

 

В заключение остановимся на некоторых особенностях современной этнической си-

туации в Ростовской области. Как явствует из табл.7, в области проживают представители 

многих народов, но основное ее население (более 89%)- русские, хотя доля их в 1909 г. по 

сравнению с 1970 г, снизилась на 7%. Произошло также некоторое снижение доли белору-

сов, татар и особенно евреев. Доля остальных народов за этот период увеличилась или ос-

талась почти на прежнем уровне. Особенно резкое увеличение численности и соответствен-

но  доли  в  общем  национальном  составе  области  наблюдается  среди  чеченцев,  азербай-

джанцев и даргинцев.  

Такой  многонациональный  состав  области  налагает  большую  ответственность  на 

местные  власти  по  созданию  благоприятной  межнациональной  обстановки,  особенно  в 

современных условиях ее обострения во многих регионах страны. Надо сказать, что мест-

ные власти с достаточным вниманием и пониманием относятся к данной проблеме. В целом 

по области обстановка в настоящее время более или менее стабильная. Каких-либо серьез-

ных очагов межнациональной напряженности практически не выявлено. Правда, в начале 

года был момент, когда чуть было не разгорелся конфликт в связи с необдуманным решени-

ем центра о призыве резервистов для отправки в Закавказье. Резервистов брали ночью, при-

чем только русских (хотя известны случаи, когда армяне сами приходили и просили отпра-

вить их тоже), из регионов, где совместно русскими проживают армяне из Ростовской об-

ласти,  Краснодарского  и  Ставропольского  краев.  Хорошо  еще,  что  возмущение  русского 

населения в области было направлено в основном к центру, т.е. к тем, кто принял подобное 

решение.  Но  отдельные  недовольные  высказывания  против  армян  и  азербайджанцев  все-

таки  были.  Хотя  резервисты  вскоре  были  отпущены  и  возвратились  домой,  неприятный 

осадок  от  этого  у  всех  остался.  Но  в  феврале  в  городе  неожиданно  появились  листовки, 

подписанные Российским Народным фронтом, содержание которых возбуждало межнацио-

нальную рознь. В них говорилось, что во многие регионы страны, в том числе на Дон, при-

езжают сейчас представители других национальностей, которые строят здесь дома и что им, 

русским,  пора  “очиститься”  и  изгнать  с  земли  Дона  представителей  всех  национальных 

меньшинств, в первую очередь армян и евреев. В листовках звучал лозунг “Россия для рус-

ских”. Естественно, что листовки вызвали тревогу и беспокойство людей. В подъездах не-

которых  домов  были  сняты  таблички  со  списками  фамилий  их  жильцов.  Однако  следует 

сказать, что хотя листовки действительно были, трудно поверить в то, что они были напи-

саны представителями именно русского народа, всегда столь терпимо и лояльно относяще-

гося к другим народам, особенно к соседним. Тем более, что в то же самое время подобные 


background image

13

 

факты, когда среди местного населения распространялись ложные слухи о якобы тысячах 

семей армянских беженцев из Баку, которым будут вне очереди предоставлены квартиры, и 

тем  самым  спровоцированы  многотысячные  митинги  и  беспорядки,  имели  место  в  ряде 

городов страны, в частности во Фрунзе и Душанбе

12

 

 

Таблица 7 * 

Национальный состав Ростовской области по данным Всесоюзных  

переписей 1970, 1979 и 1989 гг. (в тыс. чел.) 

 

Нацио-

нальность 

 

1970 г. 

 

1979 г. 

 

1989 г. 

1989 г. 

в % к 

1979 г. 

1989 г. в 

% к 

1970 г. 

 

число 

чел. 

число 

чел. 

число 

чел. 

 

 

Все насе-
ление в 
том числе: 

3831,26 

100,0  4079,02 

10,0  4292,29 

100,0 

105,2 

112,0 

русские 

3493,34 

91,18  3706,64 

90,87  3828,21 

89,19 

103,3 

109,6 

украинцы 

149,03 

3,89 

156,76 

3,84 

184,3 

4,29 

117,6 

123,7 

армяне 

53,62 

1,40 

56,90 

1,39 

65,45 

1,52 

115,0 

122,1 

белорусы 

35,23 

0,92 

36,04 

0,88 

38,94 

0,91 

108,0 

110,5 

чеченцы 

2,53 

0,07 

9,18 

0,23 

18,25 

0,43 

198,8  в 7,2 раза 

татары 

16,11 

0,42 

16,95 

0,42 

17,65 

0,41 

104,1 

109,6 

цыгане 

7,70 

0,20 

9,21 

0,23 

11,46 

0,27 

124,4 

148,8 

азербай-
джанцы 

1,46 

0,04 

3,12 

0,08 

10,93 

0,25 

350,3  в 7,5 раза 

евреи 

18,19 

0,47 

15,28 

0,37 

10,73 

0,25 

70,2 

59,0 

молдаване 

5,33 

0,14 

7,57 

0,19 

10,7 

0,25 

141,3 

в 2 раза 

немцы 

4,57 

0,12 

6,45 

0,16 

7,66 

0,!8 

118,7 

167,6 

корейцы 

4,97 

0,13 

5,78 

0,14 

7,32 

0,17 

126,6 

147,3 

грузины 

2,20 

0,06 

3,38 

0,08 

7,29 

0,17 

215,7  в 3,3 раза 

даргинцы 

0,46 

0,01 

5,76 

0,14 

6,53 

0,15 

113,4 

в 14 раз 

удмурты 

4,62 

0,12 

4,93 

0,12 

5,2 

0,12 

105,5 

112,6 

прочие 

31,90 

0,83 

35,07 

0,86 

61,67 

1,44 

175,8 

193,3 

 

* Составлено по данным Госкомитета г.Ростова 

 


background image

14

 

Важно также еще раз отметить, что взаимоотношения русских и армян в этом регио-

не, вложившиеся за более чем двухвековую историю, добрососедские, с устойчивыми дру-

жественными, а нередко и с родственными связями. Какой-либо национальной ущемленно-

сти  армянами  практически  не  ощущается.  Этому  способствует  и  благоприятная  в  целом 

кадровая ситуация в назначении на руководящие посты в Мясниковском районе представи-

телей обоих народов. Например, председатель райисполкома и все его заместители - армя-

не: из трех секретарей РК КПСС - двое русских, один армянин; главным редактором район-

ной газеты после смерти армянина стала русская женщина, а все редакторы - армяне; на-

чальники райпо, статуправления - армяне; главный врач - русский; директора всех школ - 

армяне. До 1960-х годов прокурор и начальник милиции района были армяне, а позднее - 

русские. 

Вместе с тем высказывались пожелания о возвращении Мясниковскому району ста-

туса национального. Несмотря на изменившуюся м 1960-х годов демографическую ситуа-

цию, армяне тем не менее составляют 54,9% его жителей, т.е. больше половины. Думается, 

что в условиях заключения нового союзного договора, когда будут полнее учитываться ин-

тересы национальных меньшинств, это станет более реальным. Чувство глубокого удовле-

творения армянской общественности вызвало бы также возвращение к жизни историческо-

го названия Нор Нахичеван, что стало бы возможным при переименовании Пролетарского 

района г.Ростова в Нор Нахичеванский, хотя нынешний Пролетарский район по охвату тер-

ритории  больше,  чем  старый  город  Нор  Нахичеван.  Но  здесь,  на  наш  взгляд,  на  первый 

план должны выступать не количественные показатели, а национальные интересы народа, 

который более двух веков тому назад построил этот город, дал ему именно это название и 

продолжает в нем жить (всего в Ростове, по переписи 1989 г., более 31 тыс. армия, из них 

около трети проживает в Пролетарском районе). Ведь в свое время, как уже было вышеупо-

мянуто, в городе были ликвидированы армянские учебные заведения, театр, разрушены 6 из 

7  армянских  церквей.  Поэтому  возвращение  исконно  армянского  названия  станет  фактом 

большого нравственного значения. Известно, что сейчас но всей стране идет процесс воз-

вращения  исторических  названий  улицам,  районам,  городам.  Хотелось  бы  верить,  что  он 

коснется также и г.Ростова. Думается, что это могло бы произойти в русле того большого 

внимания,  которое  уделяется  со  стороны  местных  властей  возросшим  в  последнее  время 

потребностям со стороны ряда проживающих в области народов в возрождении и сохране-

нии их культурных традиций. Так, в 1985 г. в Мясниковском районе был создан ансамбль 

донских армян "Дни", основная цель которого - собирание, изучение армянского фольклора,