Файл: A_E_Ter-Sarkisyants_DONSKIE_ARMYaNE_I_ETNOKUL_TURNAYa_SITUATsIYa_V_ROSTOVSKOJ_OBLASTI_pdf.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 244
Скачиваний: 1
15
дальнейшее его развитие и пропаганда. Основной состав ансамбля - молодежь, представи-
тели разных профессий, объединенные любовью к народной музыке. Выступления ансамб-
ля стали традиционными в большом зале Ростовской филармонии, Музее русско-армянской
дружбы "Сурб Хач", в армянских селах Мясниковского района и домах культуры крупных
предприятий города. Коллектив ансамбля не раз выезжал в Армению, принял участие в со-
вместной передаче Армянского и Ростовского телевидения, во всесоюзной передаче ЦТ
"Товарищ песня". В 1987 г. ему было присуждено звание лауреата Всесоюзного фестиваля
народного творчества, а в 1988 г, по приглашению Музея этнографии народов СССР он
представлял творчество донских армян в Ленинграде.
В конце 1988 г. в Ростове было образовано армянское культурно-
просветительное общество "Нор-Нахичевань". Официально общество было зарегистри-
ровано при Всероссийском фонде культуры в 1989 г. Оно объединило около 150 человек
разного возраста и социальных групп. Были организованы различные секции - по изу-
чению армянской истории, этнографии, литературы, народной архитектуры. Большое
внимание уделяется изучению армянского языка, которое организовано уже в ряде школ
и во Дворце пионеров г. Ростова. К сожалению, ощущается острая нехватка квалифици-
рованных преподавателей армянского языка и истории. Думается, что помощь в подго-
товке соответствующих кадров должна оказать Армения. За время своего существова-
ния обществом было проведено несколько вечеров, посвященных армянской истории,
поэзии, музыке, архитектуре, организованы выставки, праздник национальной борьбы
"гураш". Особо следует отметить организованное по инициативе общества в сентябре
1989 г. празднование 210-летия со времени образования местной колонии. Действенную
помощь оказало общество пострадавшим во время землетрясения армянам, а также по
приему и обустройству беженцев из Азербайджана.
Осенью 1989 г. была учреждена "Ассоциация содействия еврейской культуре".
Не преследуя никаких политических целей, она ставит перед собой задачу националь-
но-культурного возрождения традиций, культуры, языка народа, т.е. создание таких ус-
ловий, которые не способствовали бы выезду евреев за рубеж. Но несмотря на это,
эмиграция евреев растет. Так, за 5 месяцев 1990 г. число эмигрировавших из области
составило уже 600 человек, т.е. столько же, сколько за весь 1989 г. Уезжаю также греки
и немцы. Для живущих в области немцев создано Ростовское отделение Всесоюзного
общества советских немцев "Возрождение".
16
В последнее время наблюдается активность также среди казачества. В конце
19В9 г. ими был организован "Донской военно-исторический клуб имени атамана Мат-
вея Ивановича Платова". Клуб объединяет пока около 40 человек, поставивших перед
собой цель - возрождение культурных традиций донского казачества., Те же цели про-
возглашаются при создании в разных местах казачьих кругов. Какие-либо политические
цели не преследуются. Весной этого года на большом казачьем кругу, избравшим своего
атамана, прозвучала мысль о необходимости проведения переписи казаков. Второй год
в станице Старочеркасской в последнее воскресенье каждого месяца проходят фольк-
лорные праздники донских казаков. На одном из таких веселых праздников, в котором
принимали участие различные коллективы донских казаков, а также приглашенные ка-
заческие коллективы Украины, Северной Осетии, нам удалось присутствовать. Было
много зрителей, которые с большой заинтересованностью принимали их выступления.
Помимо обществ, объединяющих людей по национальностям, в области создан
"Народный урон Дона" на базе бывшей организации "Защита", основная цель которого -
взять под защиту всех социально обездоленных, в частности безработных, граждан,
которых отвергли официальные структуры, и объединить их. Сейчас в центре внимания
общественности - экологические проблемы, главным образом вокруг строящейся атом-
ной электростанции
13
.
Особую заботу местных властей вызвал поток беженцев. Всего в область прибыло
около 8 тысяч беженцев, в том числе 5 тысяч турок-месхетинцев из Средней Азии. Турок-
месхетинцев разместили в населенном русскими Мартыновском районе. В целом конфлик-
тов с местным населением у них нет, но есть проблемы, в частности, возникающие в связи с
их просьбой представить им землю, жилье, что не всегда воспринимается положительно со
стороны местного населения. Кроме того, они хотят хлеб для себя выпекать сами, для чего
просят выделить им муку, а в ней ощущается определенный дефицит.
Остальные беженцы - из Азербайджана. Это армяне, русские, а также азербайджан-
цы из смешанных семей. Возникла серьезная проблема в организации их жилья, трудоуст-
ройства. Время от времени происходили определенные всплески недовольства со стороны
местного населения, подогреваемые различными слухами, но их удавалось гасить.
Все эти обстоятельства требуют пристального внимания со стороны общественно-
сти по сохранению стабильной этнической ситуации в области. В связи с этим в последнее
время в Ростове стали организовываться "круглые столы” по проблемам межнациональных
отношений и развитии национальных культур, проводятся встречи членов бюро обкома
17
КПСС с ответственными работниками ЦК КПСС и с представителями творческой интелли-
генции. В июне этого года было решено создать при обкоме КПСС информационно-
аналитический центр, работать в который будут приглашены 9 научных сотрудников, в том
числе социологи. Недавно Северо-Кавказским Научным Центром было проведено исследо-
вание на тему "Экономические и социокультурные механизмы сохранения национальной
самобытности в условиях инонационального окружения". Стоит вопрос о необходимости
введении в школьную программу изучение этнокультурных особенностей народов, живу-
щих на Дону, что очень важно для последующего благоприятного развития межнациональ-
ных отношении в регионе.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1
В составе группы работали сотрудники Института: Тер-Саркисянц А.Е. – руководитель, Амирьянц И.А. и
Аверичев Д.Л.
2
210 лет в единой семье (1779-1980). Чалтырь. 1969. С.4.
3
В Крым армяне переселились в ХIV в., главным образом из западноармянского н.Ани.
4
210 лет в единой семье. С.4.
5
Данная грамота, написанная на русском и армянском языках, хра нится в Государственном музее истории
Армении г. Еревана // Там же. С. 7.
6
Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы. Исторический обзор // Азгагракан hандес. 1903, Тиaлис
(на армянок, яз.). Перевод на русский язык Ш.М.Шагиняна. С. 118. Рукопись перевода хранится у его вдовы
0.М.Шагинян в с.Чалтырь Мясниковского р-на Ростовской области. Эта и последующие сноски сделаны по
рукописи.
7
Крымский Нахичеван задолго до переселения армян на Дон потерял не только свое армянское население,
которое было вывезено турецким правительством в города Турции для развития в них экономики, но и перво-
начальное свое значение как главного города армянской колонии Крыма. (Халпахчьян 0.Х. Архитектура Нахи-
чевани-на-Дону. Ереван. 1988. С. 9.)
8
210 лет в единой семье. С. 8.
9
Сармакешян Г. У самого Тихого Дона. Жизнь диаспоры // Коммунист. 1990. 23 мая.
10
Халпахчьян 0.Х. Указ. раб. С. 10
11
Сармакешян Г. Указ. раб.
12
См., например: Эхо Баку // Комсомольская правда, 1990. 13 февраля; Разум или безумие? // Советская
культура, 1990. 17 февраля.
13
См., например: Новая опасность для атомных станций // Известия. 1990. 10 августа.