ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 810

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6 Всего непроцентных доходов.

7 Всего непроцентных расходов.

8 Чистый непроцентный доход, или непроцентная маржа (стр. 6 - стр. 7).

9 Доход (убыток) до уплаты налогов (стр. 5 - стр. 8).

10 Резерв для уплаты подоходных налогов.

11 Чистый доход после уплаты налогов (стр. 9 - стр. 10). Последовательность формирования финансовых результатов, при которой к чистому процентному доходу прибавляется чистый непроцентный доход и получается доход до уплаты налогов, является для американских банков наиболее распространенной.

Более обоснованным является вычитание непроцентных расходов из суммы чистого процентного и операционных доходов, поскольку непроцентные расходы являются общими расходами банка в целом.

Непроцентный доход рассчитывается как совокупность:

  1. полученных сборов и комиссионных за минусом сборов и комиссионных уплаченных;

  2. чистого результата от финансовых операций (доходы минус расходы);

  3. прочих доходов за минусом прочих расходов

Следует отметить, что состав и последовательность статей отчета российских коммерческих банков, регламентированных Инструкцией № 17, вписывается в рамки указанного подхода и отличается от входящей в данную модель номенклатуры статей незначительно. Схематически эту модель формирования чистой прибыли можно представить в следующем виде:

1. Процентный доход

2. Процентный расход

3. Процентная маржа (1 - 2)

4. Операционный доход

5. Валовый операционный доход (3 + 4)

6. Операционные расходы

7. Чистый операционный доход (5 - 6)

Неоперационные доходы и расходы:

8. Резервы на покрытие возможных убытков по ссудам

9. Списание инвестиций

10. Прибыли (убытки) от нестандартных событий

11. Чистый доход до выплаты налогов (7 8 9 10)

12. Налоги

13. Чистый доход (убыток) после уплаты налога

14. Доходы (убытки) от чрезвычайных событий

15. Чистый доход (13 14)

Такая группировка статей позволяет определять, в какой доходы и расходы банка зависят от проводимых им основных операций (процентных и непроцентных), а в какой степени - от других факторов (расходов по созданию резервов, списанию инвестиций, уплате налогов, прибылей и убытков, полученных от чрезвычайных обстоятельств).

Таким образом, главным отличием между финансовым результатом, получаемым в традиционной отчетности отечественных банков ив отчетности, составляемой ими в соответствии с Инструкцией № 17, является разница между балансовой и чистой прибылью, суть которой, в свою очередь, заключается в разной полноте отражения ими уровня доходов и расходов банка.














12/30. Понятие и показатели оценки достаточности капитала банка

Инструкция ЦБ РФ №110-И «Об обязательных нормативах банков»

Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (норматив H1) регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств (капитала) банка, необходимых для покрытия кредитного, операционного и рыночного рисков. Норматив H1 определяется как отношение размера собственных средств (капитала) банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска.


В расчет норматива H1 включаются:1)величина кредитного риска по активам, отраженным на балансовых счетах бухгалтерского учета (активы за вычетом сформированных резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, взвешенные по уровню риска); 2)величина кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера; 3)величина кредитного риска по срочным сделкам; 4)величина операционного риска; 5)величина рыночного риска.

Норматив H1 рассчитывается по следующей формуле:

где:

К - собственные средства (капитал) банка, определенные в соответствии с Положением Банка России от 10 февраля 2003 года N 215-П "О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций", В соответствии с вышеуказанным Положением величина собственных средств кредитных организаций - это сумма основного и дополнительного капитала за вычетом некоторых видов имущества организации; - коэффициент риска i-го актива в соответствии с классификацией рисков, приведенных в Инструкции №110-И;- i-й актив банка;- величина сформированных резервов на возможные потери или резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности i-го актива; КРВ - величина кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера; КРС - величина кредитного риска по срочным сделкам; ОР - величина операционного риска, рассчитанная в соответствии с требованиями нормативного акта Банка России о порядке расчета кредитными организациями размера операционного риска; РР - величина рыночного риска, рассчитанная в соответствии с Положением Банка России от 14 ноября 2007 года N 313-П «О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска»; ПК - операции с повышенными коэффициентами риска. Показатель ПК используется при расчете норматива достаточности собственных средств (капитала) банка.

В расчет показателя ПК не включаются:

  1. активы, относящиеся к I - III и V группам активов в соответствии с классификацией рисков, приведенных в Инструкции №110-И, а также некоторые кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов;

  2. активы, уменьшающие сумму источников основного и (или) дополнительного капитала на основании подпункта 2.2.6 пункта 2.2 и пункта 5.2 Положения Банка России N 215-П;

  3. кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов к центральным банкам и правительствам стран - участников Содружества Независимых Государств независимо от страновой оценки.

Минимально допустимое числовое значение норматива H1 устанавливается в зависимости от размера собственных средств (капитала) банка: для банков с размером собственных средств (капитала) не менее 180 млн. рублей - 10 процентов; для банков с размером собственных средств (капитала) менее 180 млн. рублей - 11 процентов.


Указание ЦБР от 30 апреля 2008 г. N 2005-У "Об оценке экономического положения банков"

Показатель общей достаточности капитала (ПК2) определяется как процентное отношение собственных средств (капитала) к активам банка, в объем которых не включаются активы, имеющие нулевой коэффициент риска, по следующей формуле:

где:

К - собственные средства (капитал) банка, определенные в соответствии с Положением Банка России от 10 февраля 2003 года N 215-П; А – активы; Ариск0 - совокупная величина активов, имеющих нулевой коэффициент риска. Рассчитывается в соответствии с Инструкцией Банка России N 110-И.















13/30. Элементы системы кредитования

Система кредитования-совокупность форм и методов использования кредита в соответствующих экономических условиях. включает блоки:

    1. ФундБлок–определяет принципы организации кредитных отношений, содержание объекта и субъекта кредитования.

      • принципы кредит-я:целевой хар-р кр-та, полнота и срочность возврата ссуды, ее обеспеченность, дифференцированность

      • субъекты кред сделок–участники кредитн сделок: кредитор-заемщик. Если кредитор банк – банк кредит, п/п – коммерч кредит.

      • виды объектов: 1) укрупленный объект– потребность заемщика в платежных ден средствах; 2) совокупный объект – потребн клиента в заемн ср-ах выражена в недостатке обор А, связ-х с формир-м проекта, обяз-но д.б. технико-экономич-е обоснование; 3) единичный объект – потребн клиента связана с единичн конкретн сделкой (оплата определен партии сырья).

    2. экономико-технологический блок–определяет порядок выдачи и погашения ссуд, т.е. характеризует метод кредитования (как выдается ссуда). Включает:

    • виды кредитов: а) по целевому напр-ю; б) по сроку предост-я; в) по своевремен-ти возврата; г) по обеспеч-ти; д) по степени риска; е) по банк инстр-ам (напр, овердрафт).

    • методы кред-я – пор-к выдачи и погаш-я ссуд: 1. кредит-е по обороту; 2. кредит-е по остатку; 3. оборотно-сальд метод

    • лимиты кредит-я.

    • кредитн докум-ю – треб-я к содерж-ю и форме, опр-ет КБ: заявление, технико-экономич обосновани; кредитн договор; дог-р залога и гарантийн письма – поруч-ва.

      1. организационный блок–включает процедуры (организацию) разрешения ссуды, процедуры при движении кредита, процедуры работы с погашенными ссудами, проблемными ссудами: этапы кредит-я, организ управ-я кредитн процессом, а также процедуры рассмотрения кредитн заявки и сопровожд-е кредита вплоть до погашения. Регулир-ся внутр док-ми: регламент, полож-я.

      2. управленческий блок–определяет содержание кредитной политики банка, управление качеством индивидуальной ссуды и совокупного кредитного портфеля в целом.

      3. кредитная инфраструктура–правовое обеспечение кредитного процесса, т.е. законодательные нормы, нормы ЦБ, правило и инструкции коммерческого банка.






      14/30. Доходы КБ. Их классификация. Понятие принципа признания.

      Доходы – денежные поступления от производственной (банковской) и непроизводственной (небанковской) деятельности

      Банковские доходы можно классифицировать следующим образом: I. Доходы от банковских операций (Операционные доходы) - проценты, полученные банком по выданным ссудам клиентам, по счетам, открытых в ЦБ и других КБ, комиссионные доходы банка, полученные за оказанные услуги, доходы от операций с ценными бумагами и иностранной валютой и прочие операционные доходы (лизинг, форфейтинг, факторинг, операции с драгоценными металлами).

      II. Доходы от прочей, "небанковской"деятельности (Неоперационные доходы) - Плата за информационные, консультационные услуги, Доходы, полученные от участия в деятельности предприятий, организаций, банков, Доходы от сдачи имущества в аренду, Суммы, полученные от клиентов в счет возмещения почтово-телеграфных услуг.

      III. Доходы, не связанные с деятельностью банка и вложением его средств. Доходы от побочной деятельности (продажа имущества), штрафы, пени, неустойки, доходы прошлых лет, излишек кассы и т.п. Безвозмездно полученные основные и денежные средства, другие активы. Излишки материальных ценностей и денежных средств, выявленные при инвентаризации.

      Следующий класс-й признак – форма дохода: процентный доход (проценты за предоставленные кредиты), комиссионный доход (по ведению счетов, по трастовым операциям), прочие банковские доходы (дивиденды и доход от операций с ценными бумагами, доходы от операций на валютном рынке, доходы по консалтингу), прочие операционные доходы (пеня, штрафы полученные), уменьшение резервов (по сомнительным долгам, по ценным бумагам, долгосрочным финансовым вложениям и т.д) и др.

      Структурно все вышеперечисленные доходы банка можно разбить на два крупных блока:

      1. Процентные доходы.

      2. Непроцентные доходы - это доходы от инвестиционной деятельности (дивиденды по ценным бумагам; доходы, полученные от участия в совместной хозяйственной деятельности предприятий, организаций, банков; доходы хозрасчетных предприятий банка); валютных операций; полученных комиссий и штрафов (комиссия по услугам и корреспондентским счетам, возмещение клиентами телеграфных и других расходов, плата за оказанные услуги, штрафы полученные, проценты и комиссия прошлых лет) и прочие доходы.

      По степени стабильности различают стабильные и нестабильные доходы КБ. К источникам стабильного дохода относят процентный доход; комиссионные вознаграждения. Нестабильные источники – доходы от продажи ценных бумаг на вторичном рынке; доходы от непредвиденных (неординарных) операций; доходы от валютных операций, доходы от операций с опционами, форвардами, фьючерсами. Цель структурирования по стабильности дохода заключается в определении, оценке источников получения прибыли.


      В современных условиях банки расширяют комплекс платных услуг и прочих нетрадиционных операций. К числу «околобанковских операций» относятся: трастовые операции, лизинг, факторинг, клиринг и др.

      КБ осуществляют трастовые (доверительные) операции, преследуя сразу несколько целей: получение дополнительного дохода; установление контроля над корпорациями и их денежными средствами; налаживание связей с надежной клиентурой.

      Доверительные операции коммерческих банков можно разделить на две группы: 1. трастовые услуги физ. лиц. — распор-ие наследством, управление собственностью, опекунство, обеспечение сохранности имущества, оказание посреднических услуг и др.; 2. трастовые услуги орган. — распор-ие активами, агентские услуги, операции, связанные с ликвидацией предприятия, и др.

      Принцип признания. Этот принцип означает, что финансовые результаты операций (доходы и расходы) отражаются в бухгалтерском учете по факту их совершения, а не по факту получения или уплаты денежных средств (их эквивалентов).Доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете в том периоде, к которому они относятся.






      15/30 Собственный капитал, понятие, функции, структура элементов

      Собственный капитал представляет собой особую форму банковских ресурсов. Собственный капитал банка представляет собой  совокупность различных по назначению полностью оплаченных элементов, обеспечивающих экономическую самостоятельность, стабильность и устойчивую работу банка. Обязательным условием для включения в состав собственного капитала тех или иных средств является их способность выполнять роль страхового фонда для покрытия непредвиденных убытков, возникающих в процессе деятельности банка, позволяя тем самым банку продолжать проведение текущих операций в случае их появления. Структура СК банка (два уровня): основной (базовый) капитала, представляющий капитал первого уровня, и дополнительный капитал, или капитал второго уровня.Источники основного капитала: 1. УК в форме АО или ООО 2. Эмиссионный доход 3. Часть фондов кредитной организации (та часть которая подтверждена аудиторами) 4.Часть прибыли текущего года (подтвержденная аудиторами) 5. Часть фондов кредитной организации, сформированная из прибыли, подтвержденная аудиторами 6. Прибыль предшествующих лет, подтвержденная аудиторами 7. Прочие. Основной капитал уменьшается на: 1. НМА, 2. Собственные акции выкупленные 3.Непокрытые убытки предшествующих лет 4. Убыток текущего года 5. Вложения кредитной организации в акции 6. Прочие. Источники дополнительного капитала: 1. Прирост стоимости за счет переоценки 2. Часть резервов на возможные потери по ссудам (резервы общего характера) 3. Фонды сформированные с текущем году (они не подтверждены аудиторами), имеют изменчивый характер 4. Прибыль текущего года (та часть которая не подтверждена аудиторами) 5. Субординированный кредит 6. Прибыль предшествующего года 7. Прочие. Дополнительный капитал уменьшается на: 1. Величина недосозданного резерва по возможным потерям по ссудам 2. Просроченная ДЗ с длительностью больше 30 дней 3. Субординированные кредиты предоставленные другим организациям 4. Превышение суммы вложений в сооружение, приобретение ОС над источниками основного и дополнительного капитала. Функции СК банка:
      1. Защитная функция — возможность компенсации вкладчикам в случае ликвидации банка; сохранение платежеспособности банка путем создания резервов, входящих в СК. Банк считается платежеспособным, пока остается не тронутым его СК.
      2. Оперативная функция состоит в выделении средств за счет СК (созданных резервов) на приобретение банковских зданий, специальной техники, специального транспорта, оборудования хранилищ, расширение сети филиалов, создание финансовых резервов на случай потенциальных потерь.
      3. Регулирующая функция связана с особой заинтересованностью общества в успешном функционировании банковской системы, а также осуществлении контроля над банковскими операциями.
      Функции реализуются через:
      • порядок создания кредитной организации и ее лицензирование;
      • регламентирование минимальных размеров уставного капитала, а также СК;
      • установление обязательных экономических нормативов деятельности кредитных организаций;
      • утверждение правил ведения конкретных банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности;
      • регламентирование лимитов открытой валютной позиции и т.д.