Файл: ODB_ODKB_-_ZO_BGEU_Vasilenko-2011 (1).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1649

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными функциями кредитных департаментов Головных банков (центральных офисов) являются: разработка внутренних процедур кредитования (совместно с юридическими и другими службами), расчет приемлемых сумм подведомственным подразделениям, которые могут взять риск на себя (лимит кредитования), контроль за соблюдением полномочий (эпизодический и регулярный), периодическая оценка кредитного портфеля с позиций кредитного риска и качества кредитов, составление и предоставление соответствующей отчетности Национальному банку.


В системе мер управления кредитным портфелем немаловажную роль играет разработка и проведение кредитной политики. Стратегия и тактика кредитной политики разрабатываются в центральном офисе (головном банке) Кредитным департаментом (управлением), Кредитным комитетом, утверждается соответствующим органом управления банком.

В кредитной политике формулируется общая цель и определяются пути ее достижения:

приоритетные направления кредитных вложений по отраслевой принадлежности, юридическому статусу;

приемлемые для банка виды активных кредитных операций и от которых банк предпочитает воздерживаться;

предпочтительный круг кредитополучателей;

нежелательные для банка категории кредитополучателей;

политика в области предоставления кредитов физическим лицам;

комплекс мер по контролю за качеством кредитного портфеля.

Основные положения кредитной политики доводятся до низовых звеньев, которые, как правило, являются основными исполнителями по ее реализации и от которых в конечном итоге зависит качество кредитного портфеля. Успех кредитной политики определяется практическими действиями банковского персонала, интерпретирующего и воплощающего в жизнь установки кредитной политики на всех этапах процесса кредитования.

Решающую роль в управлении кредитным портфелем играют внутренние документы, регламентирующие организацию кредитных отношений банка с клиентами. Именно внутрибанковские положения должны содержать подробные процедуры рассмотрения кредитной заявки, изучения кредитоспособности кредитополучателя, достаточности, ликвидности и приемлемости залога, определения цены кредита, его сопровождения и мониторинга.

Комплекс локальных нормативных документов и их название определяются каждым банком самостоятельно и, как правило, включает в себя: Порядок (Положение) предоставления (размещения) денежных средств и их возврата юридическим, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, предприятиям малого и среднего бизнеса, корпоративным клиентам, взаимосвязанным, инсайдерам в оборотные, внеоборотные активы, по различным способам предоставления (контокорренту, овердрафтное кредитование, возобновляемой кредитной линии и др.); процедура принятия решения о предостапвлении (размещении) денежных средств; порядок определения правоспособности и платежеспособности, рейтинговой оценки кредитополучателей; по применению способов обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору; по оформлению залога, оценки и контроля за его состоянием; по формированию резерва по активам банка, подверженным кредитному риску; по работе с проблемными активами; по формированию кредитного досье, его хранения и закрытия.


Перечень внутренних положений может быть расширен или сужен, но в них должны найти отражение подробные процедуры по порядку оформления, выдачи, погашения всех видов кредитов, включая работу с проблемными кредитами, не противоречащие действующему законодательству и нормативным указаниям Национального банка Республики Беларусь. Только при наличии внутрибанковских положений можно в последующем оценить правильность принятых решений и ответственность лиц, нарушивших установленные процедуры. Качество локальных нормативных документов требует оперативного внесения в них дополнений в связи с изменением законодательной базы, нормативных указаний Национального банка, регламентирующих активные кредитные операции банка с клиентами.

Для эффективного управления кредитным портфелем необходим его анализ по различным количественным и качественным характеристикам как в целом по банку, так и в разрезе его структурных подразделений. Количественный анализ заключается в изучении в динамике (за ряд лет, на квартальные даты отчетного года) состава и структуры валового клиентского кредитного портфеля по всем вышеперечисленным экономическим признакам. Такой анализ позволяет выявить предпочтительные сферы кредитных вложений, тенденции развития. Важное значение имеет сопоставление фактических остатков задолженности по структурным подразделениям с прогнозируемыми, с установленными лимитами кредитования, «кредитными потолками» и др.

После количественного анализа кредитного портфеля усилия следует сосредоточить на его качестве. С этой целью анализируются в динамике такие показатели, как чистый кредитный портфель, чистый кредитный портфель, взвешенный как в целом по банку, так и в разрезе подведомственных учреждений. Для качественного анализа кредитного портфеля можно использовать различные относительные показатели, рассчитываемые по обороту за определенный период или по остатку на определенную дату, а именно: удельный вес проблемных кредитов во всем валовом клиентском кредитном портфеле; отношение просроченной задолженности к акционерному капиталу; соотношение резерва на покрытие

возможных убытков по активам банка с кредитным портфелем клиентам, с проблемными кредитами и др. Эти показатели рассчитываются в целом по банку, в разрезе структурных подразделений и в динамике, как в оперативном порядке, так и на отчетные даты.

Анализ клиентского кредитного портфеля в динамике позволяет дать ему общую оценку, выявить тенденции в развитии, « слабые (узкие) места» и принять соответствующие оперативные меры. Многофакторный анализ кредитного портфеля предполагает наличие соответствующих программ и технических средств для обработки обширной информации. Оперативная оценка клиентского кредитного портфеля на постоянной основе позволяет быстро выявлять проблемы с погашением кредита и принимать меры по их решению.



  1. Механизм кредитования и его основные элементы


Процесс кредитования представляет собой набор процедур, регламентирующих предоставление (размещение) банком (кредитодателем) привлеченных и собственных денежных средств клиентам во временное пользование и за определенную плату от своего имени и за свой счет.

На процесс кредитования оказывает влияние проводимая Национальным банком монетарная политика в области формирования фонда обязательных резервов, требования как надзорного органа за соблюдением нормативов нормативного капитала банка, нормативов максимального размера кредитного риска на одного должника, инсайдера группу взаимосвязанных должников), суммарной величины крупных кредитных рисков, суммарной величины кредитных рисков по инсайдерам и взаимосвязанных с ними лиц.

В целях снижения кредитного риска и поддержания ликвидности своих активов банк при осуществлении кредитных операций обеспечивает соблюдение нормативов безопасного функционирования и расчетных показателей, доведенных Департаментом стратегии и координации деятельности банка, а также создает резервы в качестве компенсационных мер на случай возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе.

Основной целью процесса кредитования является обеспечение возвратности предоставленных кредитополучателю средств и получения доходности при сохранении стабильности и надежности банка. В этой связи усилия коммерческих банков направлены на то, чтобы избежать или хотя бы минимизировать возможные потери от неисполнения обязательств клиентами. Этой цели подчинены действия сотрудников банка на всех стадиях (этапах) процесса кредитования, включающих:

предварительное изучение документов, представленных заявителем на получение кредита;

оценка правоспособности, деловой репутации и дееспособности кредитополучателя;

оценка кредитоспособности кредитополучателя;

изучение предоставленного заявителем способа обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;

составление заключения о целесообразности предоставления кредита и представление его Кредитному Комитету;

структурирование кредита и заключение кредитного договора;

предоставление кредита;

погашение кредита и процентов за него;

сопровождение (обслуживание) кредита, кредитный мониторинг.

Основанием для начала работы по рассмотрению вопроса о выдаче кредита является представление заявителем в банк письменного ходатайства (заявки) на его получение, содержащего исходные данные о целях кредита, его запрашиваемой сумме, сроках погашения, предлагаемом обеспечении исполнения обязательств. К ходатайству может прилагаться анкета кредитополучателя. После рассмотрения полученных документов уполномоченным на то лицом, они направляются в кредитную службу для рассмотрения и подготовки заключения о целесообразности предоставления кредита.


Кредитный работник проводит предварительную беседу (интервью) с руководителем предприятия или его представителем. Эта беседа имеет большое значение для решения вопроса о предоставлении кредита: она позволяет уточнить важные аспекты кредитной заявки, составить психологический портрет кредитополучателя, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава, реалистичность оценок положения и перспектив развития предприятия. В ходе беседы внимание концентрируется на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для банка. Перечень вопросов определяется банками самостоятельно и касается, как правило, следующих аспектов; сведения о предприятии и его руководящем составе; о сумме кредита и ее обосновании; о сроке кредита и источниках его погашения; о способах обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору. Сделав вывод о перспективности кредитной сделки, кредитный работник знакомит заявителя с порядком, условиями предоставления кредита, требованиями по предоставлению пакета необходимых документов.

Состав пакета определяется банком индивидуально и может быть различным для корпоративных клиентов, предприятий малого и среднего бизнеса, взаимосвязанных клиентов, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, органов государственного управления. Набор документов зависит также от объекта кредитования: оборотные, долгосрочные активы, потребительские цели или финансирование недвижимости населения. На перечень документов влияет и множество других факторов: текущий счет открыт в банке кредитодателя либо в другом банке; предприятие работает прибыльно или с убытком; способ обеспечения обязательств по кредитному договору и др.

При предоставлении кредитов в оборотные активы в состав пакета сопроводительных документов, как правило, входят следующие:

годовой бухгалтерский баланс со всеми приложениями к нему и бухгалтерский баланс на последнюю квартальную (месячную) дату;

отчет о прибылях и убытках на последнюю квартальную дату;

экономическое обоснование возвратности кредита в установленные сроки с учетом движения денежных потоков заявителя;

копии договоров (контрактов) или других документов в подтверждение реальности кредитуемой сделки;

- документы по обеспечению кредитных обязательств в зависимости от способа обеспечения (при залоге – документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения) заявителя на имущество, и правоустанавливающие документы на предметы залога; при поручительстве (гарантии) – баланс и отчет о прибылях и убытках поручителя (гаранта) на последнюю отчетную дату и за предыдущий год; выписки о движении денежных средств по текущему и другим счетам, открытым в других банках; документы, подтверждающие право собственности на предмет залога поручителя).


При рассмотрении вопроса о предоставлении кредита кредитополучателю, текущий счет которого открыт в банке, используются учредительные документы, находящиеся в юридическом деле предприятия по оформлению счетов.

Клиенты, текущие счета которых открыты в других банках, к указанному выше перечню документов дополнительно представляют следующие:

копии учредительных документов (устав, учредительный договор), удостоверенные нотариально или вышестоящей организацией, либо органом, производившим регистрацию юридического лица;

копию документа о регистрации (перерегистрации) юридического лица, удостоверенную нотариально или регистрирующим органом;

карточку с образцами подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиском печати владельца счета, удостоверенную нотариально или вышестоящим органом и оттиском его печати.

По усмотрению банка могут быть затребованы и другие документы, подтверждающие способность клиента своевременно возвратить кредит, а также кредитоспособность гаранта или поручителя.

На предварительном этапе процесса кредитования осуществляется также анализ кредитуемого мероприятия, при котором в первую очередь проверяется соответствие цели запрашиваемого кредита характеру уставной деятельности юридического лица, выявляются основные проблемы и риски, которые могут повлиять на реализацию кредитуемого мероприятия, его экономическая эффективность и договорно-правовое обеспечение. Изучаются контракты, договоры, товарно-транспортные накладные, таможенные декларации и другие документы, подтверждающие реальность кредитуемой сделки. Акцентируется внимание на том, что в контрактах (договорах) должно найти отражение: количество, стоимость поставляемых товарно-материальных ценностей (выполняемых работ), сроки и условия поставки (выполнения работ), порядок и форма расчетов, сроки и условия приема и передачи товарно-материальных ценностей (выполнения работ), ответственность сторон, срок действия. Во внешнеторговых контрактах обращается внимание на следующие моменты: наличие даты и места заключения договора, количество, качество и цена товара, условия расчета и поставки, валюта платежа, сроки поставки товаров, порядок приема товаров, момент перехода права собственности, ответственность сторон, порядок разрешения споров, каким законодательством стороны пользуются при разрешении споров, название, юридический адрес, банковские реквизиты договаривающихся сторон, а также другие существенные условия в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Представленные к кредитованию товарно-транспортные накладные на получение материальных ценностей должны соответствовать установленным в Республике Беларусь образцам согласно действующим инструкциям по их заполнению.