ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 596
Скачиваний: 1
Отмывание капиталов, полученных преступным путем, приобретает международный характер и требует принятия мер противодействия в международном масштабе. Россия присоединилась в 2003г. к группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATE). Для финансовых институтов и надзорных органов разработаны рекомендации, в основе которых лежат программы «Знай своего клиента» и «Должная проверка». Задачами коммерческого банка в области противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем являются:
- идентификация и проверка личности клиента на основании достоверных данных, полученных из независимого источника;
- идентификация и проверка личности конечного выгодоприобретателя;
- выявление, документальное фиксирование и хранение сведений о подозрительных операциях, направление их в Банк России;
- изучение проводимых клиентом сделок для подтверждения того, что они соответствуют представлениям банка о клиенте, природе его бизнеса и оценке уровня риска.
Обязательному контролю подлежат следующие операции:
-
с денежными средствами или иным имуществом на сумму ≥ 600 тыс.руб.:
- операции с наличными деньгами, не обусловленные характером деятельности, покупка и продажа наличной иностранной валюты физическим лицам, приобретение им ценных бумаг за наличный расчет, получение средств по чеку на предъявителя, выданного нерезидентом, обмен банкнот, внесение средств в уставный капитал физическим лицом наличными;
- зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами (если хотя бы одной стороной является лицо, имеющее регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве, которое не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации;
- оформление вкладов и депозитов на предъявителя, открытие счетов вклада в пользу третьих лиц, зачисление и перевод средств из-за границы и за границу со счета на анонимного владельца.
-
иные сделки с движимым имуществом, если сумма сделки ≥ 3 млн.руб.;
-
операции с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одна из сторон (физическое или юридическое лицо), в отношении которых имеются сведения об их участии в экстрелентской деятельности.
Организационное устройство коммерческого банка характеризуется составом и функциями подразделений и системой управления высшей иерархии: собрание акционеров (участников), Совета директоров банка и Правление банка. Существуют три крупные группы организационных структур:
- по принципу бюрократии: функциональные, дивизионные и структуры, действующие на международных рынках;
- адаптивные структуры;
- структуры, отличающиеся степенью централизации.
Все денежные потоки, проходящие через коммерческий банк, можно условно разделить на следующие части:
Рис. 3 Макроструктура основных денежных потоков банка
1) прямой входной поток (Ппр) — платежи банку при привлечении пассивов (уставные взносы, прием депозитов, поступления на расчетные и текущие счета, продажа собственных акций, векселей, облигации и т.п.);
2) прямой выходной поток (Апр) — платежи банка при размещении активов (вложения в основные фонды, перечисления в обязательные резервы, выдача ссуд, покупка ценных бумаг, вложения в лизинг и т.п.);
3) обратный входной поток (Аоб) — платежи банку по размещенным активам (продажа основных фондов, погашение ссуд, процентов по ссудам, продажа ценных бумаг, платежи по лизингу и т.п.);
4) обратный выходной поток (Поб) — платежи банка по привлеченным пассивам (возврат депозитов, выплата процентов, дивидендов, погашение облигаций, снятие средств с текущих и расчетных счетов и т.п.);
5) неинвестиционный входной поток (Нд) — доходы за работу по обеспечению финансовой деятельности клиентов (за консультации, операционное и трастовое обслуживание, брокерские услуги и т.п.), не связанные непосредственно с какими-либо активами;
6) неинвестиционный выходной поток (Нр) — расходы, связанные с обеспечением деятельности банка (аренда, ремонт, оплата труда, юридических услуг, услуг связи и т.п.);
В настоящее время в России функционирует около 1300 банков с общими активами около 30 трлн.руб., из которых более половины сконцентрировано в Московском регионе. Наилучшую обеспеченность банковскими услугами (без учета Москвы и Московской области) имеет Северо-Западный округ, где совокупный индекс обеспеченности банковскими услугами в 1,3 раза выше, чем в среднем по России.
По состоянию на 1 января 2008 года на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа зарегистрировано:
- 3 действующие кредитные организации, в том числе 2 банка (ЗАО АЖКБ, Банк «Северный кредит» (ЗАО)), и 1 небанковская кредитная организация (ЗАО «Северная клиринговая палата»);
- 34 филиала кредитных организаций (включая 8 филиалов Сбербанка России), головные офисы которых расположены за пределами Архангельской области;
- 6 представительств кредитных организаций в г. Архангельске, головные офисы которых расположены за пределами Архангельской области. Осуществляют свою деятельность 99 операционных касс вне кассовых узлов филиалов кредитных организаций, зарегистрированных на территории региона и 132 дополнительных офиса кредитных организаций и филиалов, а также 7 кредитно – кассовых и 3 операционных офисов, 11 обменных пунктов.
Вопросы для самостоятельной работы
-
В чем специфика банковской деятельности?
-
Чем банк отличается от НКО?
-
Каким образом связана организационная структура банка со стратегией его развития.
-
Назовите типы банков в зависимости от собственников банка и от круга операций и услуг, ими оказываемых.
-
В чем отличие функций коммерческого банка и Банка России?
-
Перечислите требования, предъявляемые к учредителям коммерческого банка.
-
Назовите требования антимонопольного органа при формировании уставного капитала банка.
Тема 2. Регулирование и надзор за деятельностью коммерческого банка
Цель лекции. Ознакомить студентов с основными целями, нормами и методами регулирования деятельности коммерческого банка в РФ, организацией банковского надзора.
План лекции.
2.1. Банковское регулирование деятельности коммерческого банка: понятие, направления, органы регулирования и их задачи.
2.2. Экономические и административные меры регулирования.
2.3. Порядок регистрации коммерческого банка и прекращение деятельности коммерческого банка.
2.4. Банковский надзор как метод регулирования: определение, принципы, применяемые меры при установлении нарушений, меры надзорного воздействия (предупредительные и принудительные).
Правовая система США установила следующие основания для вмешательства органов регулирования в деятельность банка:
- недостаточная капитализация;
- величина ожидаемых убытков, грозящая истощением капитала;
- недостаточность активов;
- неспособность выполнять обязательства;
- крупные растраты активов;
- ненадлежащее и неустойчивое состояние;
- сокрытие бухгалтерской документации и отчетности;
- злоупотребление должностным положением и нарушение законов.
В РФ существует следующее определение:
Банковское регулирование – это комплекс законов и система мер, посредством которых государство через уполномоченный орган (Банк России) осуществляет воздействие на второй уровень банковской системы (кредитные организации) с целью обеспечения его стабильного и устойчивого функционирования, а также защиты интересов кредиторов и вкладчиков. Объектом банковского регулирования является коммерческий банк, филиалы и представительства иностранных банков.
Субъект – Банк России (орган банковского регулирования).
Нормы банковского регулирования:
- упреждающий контроль;
- организационные, т.е. способствующие созданию, регистрации, лицензированию кредитных организаций, реформирование кредитных организаций, рефинансирование кредитных организаций;
- операционные, т.е. связанные с регулированием банковских операций, организация и взаимодействие платежно-расчетных систем;
- стандартизирующие, т.е. направленные на создание единых стандартов, обеспечивающих эффективность и стабильность банковской системы и кредитных организаций, уменьшающих риски.
Регулирование деятельности и надзор осуществляет Банк России по следующим направлениям:
-
регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций; определение лимитов открытой валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков, определение минимального размера уставного капитала и собственных средств банка;
-
открытие корреспондентских счетов, депонирование на спецсчетах обязательных резервов кредитных организаций, принятие их свободных средств в депозит по фиксированной ставке;
-
кредитование кредитных организаций;
-
управление ликвидностью банковской системы путем покупки и продажи банкам государственных ценных бумаг
-
рефинансирование банков путем представления им краткосрочных кредитов:
-
регистрация эмиссии ценных бумаг кредитных организаций;
-
установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и статистической отчетности кредитных организаций;
-
регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций (контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций (подобный контроль осуществляется в процессе рассмотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче и отзыве лицензий на право совершения банковских операций в рублях и в иностранной валюте);
-
надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, проверка деятельности кредитных организаций.
Кроме того, существует дополнительное (обособленное) регулирование – это регулирование посредством наложения дополнительных ограничений на право осуществления банковской деятельности с целью защиты прав и законных интересов кредиторов и вкладчиков.
Задачами органов регулирования являются: поддержание общественного доверия к банковскому сектору, созданию справедливого рынка для всех банковских учреждений. Обеспечение вхождения в банковский сектор с помощью строгого лицензирования, установления обязательных требований к капиталу банка и нормативу достаточности капитала, соблюдения значений экономических нормативов кредитного риска и ликвидности.
Особые требования предъявляются к формированию уставного капитала банка: устанавливается норматив минимального размера, предельные размеры неденежных вкладов в уставной капитал, недопустимость использования привлеченных денежных средств и необходимость согласия Банка России на сделку купли – продажи более 20% акций (долей) банка одним юридическим или физическим лицом либо группой лиц, связанных между собой соглашением или являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу.
Основными мерами банковского регулирования являются экономические и административные. Экономические мероприятия, использование которых оказывает, в основном, косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или ограничений.
Это экономические нормативы и резервные требования, устанавливаемые Банком России. Экономические нормативы:
-
минимальный размер уставного капитала и минимальный размер собственных средств (капитала);
-
предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал;
-
максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
-
максимальный размер крупных кредитных рисков;
-
нормативы ликвидности;
-
нормативы достаточности капитала;
-
размеры валютного и процентного рисков;
-
минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;
-
нормативы использования собственных средств банка для приобретения долей (акций) других юридических лиц;
-
максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставляемых банком своим участникам (акционерам).
Административные мероприятия – прямые запреты, устанавливаемые государственными органами и Банком России, ограничения на расширение деятельности и открытие филиалов, отдельных видов операций.
Банковский надзор как основная часть банковского регулирования – это наблюдение Банка России (дистанционное – на основе отчетности и контактное – путем проверок с выходом на места) за исполнением кредитными организациями банковского законодательства, финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности. Кроме Банка России к органам банковского надзора можно отнести:
- акционеров банка, которые назначая Наблюдательный Совет, Службу внутреннего контроля и внешних аудиторов, определяют направления в деятельности банка;
- Наблюдательный Совет, отвечающий перед кредиторами банка и его акционерами за соблюдение их интересов;
- высший менеджмент банка, обеспечивающий Наблюдательный Совет информацией, ее прозрачность, своевременность, полноту;
- Служба внутреннего контроля, проводящая независимую оценку эффективности банковских операций, соблюдение банковского законодательства, политики банка, оценку достоверности и надежности банковского учета и компьютерных систем.
Основные принципы эффективного банковского надзора – независимость, объективность и прозрачность.
Рис. 4 Организация банковского надзора в Российской Федерации
Порядок лицензирования и регистрации изменений в учредительных документах определен инструкцией Банка России от 14.01.04г. № 109-И «О порядке принятия решения и государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий».
Порядок рассмотрения документов схематично представлен на рис. 5.
Рис. 5 Порядок рассмотрения документов, представленных для регистрации кредитной организации и лицензировании ее деятельности,
в структуре территориального учреждения Банка России
Виды лицензий:
-
Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
-
Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;
-
Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
-
Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;
-
Лицензия на привлечение денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Лицензии на работу со средствами физических лиц.
Лицензии могут быть выданы банку с даты государственной регистрации, которого прошло не менее двух лет и банк является участником системы страхования вкладов физических лиц в коммерческих банках РФ. Требования к сроку может не предъявляться, если уставный капитал коммерческого банка не ниже 100 млн. евро и банк раскрывает тайну об аффилированных лицах.
-
Генеральная лицензия, дающая право банку в установленном порядке создавать филиалы на территориях иностранных государств и/или приобретать акции (доли) в уставном капитале иностранных банков.
Пруденциальный контроль БР – это правовая процедура, направленная на выявление возможных составов правонарушений, состоящая из:
- стадии получения ЦБ РФ необходимой информации;
- стадии правовой квалификации этой информации;
- стадии принятия решения о применении мер принуждения к банку.