ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 349

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценка кредитоспособности и положительное заключение по кредитному ходатайству кредитополучателя являются основанием для принятия решения о выдаче кредита.

Методику расчета кредитоспособности каждый банк определяет самостоятельно. Источниками информации для проведения анализа кредитоспособности являются формы финансовой отчетности, расшифровки отдельных статей баланса и документы, подтверждающие выполнение условий по ранее полученным кредитам. Банк вправе использовать и другие доступные источники сведений о кредитополучателе, в том числе получаемые от третьих лиц.

Традиционно схема расчета кредитоспособности включает два этапа:

1-й этап – оценка экономического положения предприятия на базе принятых банком финансовых показателей, имеющих нормативное значение;

2-й этап – дополнительная оценка кредитоспособности на основе качественных показателей финансовой отчетности и иной информации. Анализ деятельности предприятия по качественным параметрам позволяет рассчитать итоговый класс его кредитоспособности.

Основой определения кредитоспособности кредитополучателя на обоих этапах является анализ его финансово-экономического состояния по данным внешней финансовой отчетности как минимум за год. Структуру такого анализа обычно составляют пять основных блоков:

1. состав и структура баланса;

2. финансовая устойчивость предприятия;

3. ликвидность его активов и платежеспособность;

4. деловая активность;

5. рентабельность.



6. Риски пассивных операций.


Риски пассивных операций

Именно с помощью пассивных операций банк регулирует свои ресурсы для осуществления активных банковских операций. К пассивным операциям коммерческих банков относят отчисления от прибыли на формирование (увеличение) уставного капитала; величину кредитов, полученных от прочих юридических лиц; депозитные операции. Только первая группа пассивных операций формирует собственные средства банков. Получение банковских ссуд от других юридических лиц необходимо чаще всего для оперативного регулирования ликвидности балансов банков или выдачи непредвиденных кредитов.

Депозитные операции — это операции по привлечению средств юридических и/или физических лиц во вклады либо до востребования, либо на определенный срок. Депозиты могут быть срочными, до востребования, в виде сберегательных вкладов физических лиц, ценных бумаг. Риски пассивных операций связаны с возможными затруднениями в обеспечении активных операций ресурсами. Чаще всего это риск, связанный с эффективностью деятельности определяющего вкладчика (один производитель, или группа "породненных" компаний). Для предупреждения риска 'по формированию депозитов банкам следует соблюдать оптимальное соотношение между пассивными и активными депозитными операциями, т.е. вкладами предприятий в банк и вкладами, размещенными одними банками в других банках;


определять размер и ликвидность привлекаемых на хранение ценных бумаг для повышения уровняй качества мобильных средств: найти целесообразное минимальное соотношение собственных средств и рисковых активов;



7. Роль расчетных операций в деятельности банка и принципы их проведения.


Под расчетными операциями понимаются расчеты между юридическими лицами, а также с участием индивидуальных предпринимателей, физических лиц, проводимые через банк в безналичном порядке. Основополагающим элементом в системе безналичных расчетов являются принципы их организации, которые состоят из:

правовой регламентации расчетов;

контроля всех сторон и участников за правильностью проведения расчетов и их материальной ответственностью;

согласия плательщика на платеж.

Основными условиями организации безналичных расчетов являются:

1. Наличие банковского счета у участников безналичных расчетов;

2. Договорная основа порядка ведения счетов и осуществления расчетов;

3. Самостоятельность клиента в выборе банка для открытия счета;

4. Свободный выбор участниками форм безналичных расчетов.

Организация безналичных расчетов предполагает определенный порядок их проведения, который не зависит от конкретной формы и является единым для всех участников, представляет собой наиболее общие правила проведения безналичных расчетов.

Правление Национального банка постановлением от 23.12.2013 № 763 изложило в новой редакции Инструкцию об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством Республики Беларусь, утвержденную постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 63.

В названии и п.1 постановления № 63, в названии утвержденной этим постановлением Инструкции слова «об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов» заменены словами «о порядке проведения расчетов с текущих (расчетных) банковских счетов».

Инструкция регулирует порядок проведения расчетов с текущих (расчетных) банковских счетов в белорусских рублях юридическими лицами, в т.ч. банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями, а также нотариусами и адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально:

за закупаемые у физических лиц молоко и скот;

по платежам в счет неотложных нужд в размере до 20 % средств, поступивших на текущие (расчетные) банковские счета за предыдущий месяц;

по платежам на выдачу (перечисление) денежных средств на оплату труда

по платежам в счет погашения банковских кредитов, выданных на выплату задолженности по заработной плате, в пределах 1,5 размера утвержденного БПМ на одного работающего, сумм обязательных страховых взносов в фонд, страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и подоходного налога, исчисляемых из размера данной заработной платы;


по исполнению платежных требований без акцепта плательщика по внеочередным платежам, предъявленных на основании исполнительных документов судов, решений (распоряжений, постановлений) налоговых органов, органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

по платежам по исполнению обеспеченных залогом обязательств по банковским кредитам за счет денежных средств, полученных от реализации заложенного имущества;

по платежам за счет средств банковского кредита, полученных на цели в соответствии с кредитным договором;

по платежам, осуществляемым в соответствии с законодательством в первую и во вторую очередь;

по платежам, осуществляемым при приостановлении операций по счетам и (или) наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах.

Постановление № 763 вступило в силу с 8 февраля 2014 г.



8. Порядок открытия текущих счетов.


Документы необходимые для открытия текущего расчетного счета.


Для открытия расчетного (текущего) счета клиент должен представить в банк следующие документы:

заявление об открытии расчетного счета по установленной форме;

документ о государственной регистрации организации (предварительно заверенный соответствующим органом исполнительной власти);

копию учредительного договора о создании организации (заверенную но-тариально);

копию устава (нотариально удостоверенную);

документ о подтверждении полномочий директора предприятия (протокол собрания учредителей или контракт);

документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия (приказ о приеме на работу или контракт);

карточку с образцами подписей первых должностных лиц предприятия с оттиском его печати (нотариально заверенную);

справку от налоговой инспекции о постановке предприятия на учет в качестве налогоплательщика и о присвоении ИНН;

справку ФСЗН

регистрационную карточку статистических органов.

Все перечисленные документы сдаются либо главному юрисконсульту, либо главному бухгалтеру банка. После соответствующей экспертизы документов банк открывает организации расчетный счет (на соответствующем балансовом счете банка) с присвоением номера.




9. Принципы организации безналичных расчетов


Первый принципправовой режим осуществления расчетов и платежей, обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Рыночный оборот по существу представляет собой совокупность различных обязательственных отношений, связанных с исполнением определенных обязанностей конкретным должником в пользу кредитора. Выполнение обязательств предприятиями, частными лицами, государством обеспечивается благодаря платежной системе.

Второй принцип– осуществление расчетов по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и плательщика – необходимая предпосылка расчетов.


Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета. Платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. Главное требование, предъявляемое в данном случае банком к субъекту рынка – участнику расчетов, – это осуществление последним платежей в пределах имеющегося остатка средств на счете (10, С. 106).

Третий принцип – поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – необходимое условие своевременного выполнения долговых обязательств. Обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств.

Перспективная обеспеченность платежей предполагает оценку платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных связей (предоставление информации по платежеспособности, кредитоспособности плательщиков) (12, С. 250).

Четвертый принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж.




10 Формы безналичных расчетов


Формы безналичных расчетов:

Расчеты в безналичной форме проводятся в виде банковского перевода, аккредитива, инкассо (ст. 231 БК РБ).

Расчеты в безналичной форме в виде банковского перевода проводятся на основании платежных инструкций.

Банковский перевод – последовательность операций, начи­нающаяся с выдачи инициатором платежа платежных инструкций, в соответствии с которыми один банк (банк-отп­равитель) осуществляет перевод денежных средств за счет плательщика в другой банк (банк-получатель) в пользу лица, ука­занного в платежных инструкциях (бенефициара). Банков­ский перевод завершается акцептом банком-получателем пла­тежного поручения банка-отправителя (п. 1 Инструкции о банковском переводе).

Кредитовый перевод – банковский перевод, инициатором которого является плательщик.

Дебетовый перевод - банковский перевод, инициатором которого является бенефициар.

Аккредитивобязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента (приказодателя) об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), должен провести платежи получателю денежных средств (бенефициару) либо оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) провести платежи получателю денежных средств либо оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель. Исполнение аккредитива может осуществляться путем платежа по предъявлении, либо платежа с рассрочкой, либо акцепта, либо учета переводного векселя (ст. 254 БК)


Аккредитив может быть отзывным, безотзывным, подтвержденным, переводным, резервным (ст. 255 БК).

Под отзывным аккредитивом понимается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления бенефициара. Отзыв аккредитива не создает для банка-эмитента каких-либо обязательств перед получателем средств.

Под безотзывным аккредитивом понимается аккредитив, который не может быть отменен или изменен без согласия бенефициара (ст. 257 БК).

Аккредитив является безотзывным, если иное прямо не оговорено в его тексте.

Под переводным аккредитивом понимается аккредитив, по которому по заявлению бенефициара банк-эмитент (исполняющий банк) может дать согласие иному лицу (иному бенефициару) на полное либо частичное исполнение аккредитива, если это допускается обязательством, с условием представления этим бенефициаром документов, указанных в аккредитиве.

Если аккредитив определен банком-эмитентом как переводный, он может быть переведен. Переводный аккредитив может быть переведен только один раз, если иное не оговорено в его тексте. Запрет на перевод аккредитива не означает запрета на уступку права требования причитающейся по нему суммы денежных средств (ст. 258 БК)..

Под резервным аккредитивом понимается аккредитив, по которому банк выдает независимое обязательство выплатить определенную сумму денежных средств бенефициару по его требованию (заявлению) или по требованию с представлением соответствующих условиям аккредитива документов, указывающих, что платеж причитается вследствие неисполнения приказодателем какого-либо обязательства или наступления какого-либо обстоятельства (события).

К резервному аккредитиву применяются положения настоящего Кодекса, относящиеся к банковской гарантии, если иное не предусмотрено условиями аккредитива (ст. 259).

Аккредитив считается внутренним, если в качестве банка-эмитента и бенефициара выступают резиденты. Особенности исполнения внутренних аккредитивов определяются Национальным банком.

Аккредитив считается международным, если одна из сторон, участвующих в расчетах по аккредитиву, является нерезидентом. При осуществлении операций по международным аккредитивам стороны руководствуются нормами международных договоров, международными правилами и обычаями в сфере аккредитивов, а также нормами применимого к международным аккредитивам права (ст. 266 БК).

Под инкассо понимается осуществление банками операций с документами на основании полученных инструкций клиента, в результате которых плательщику передаются финансовые документы, не сопровождаемые коммерческими документами (чистое инкассо), либо финансовые документы, сопровождаемые коммерческими документами, либо только коммерческие документы (документарное инкассо) в целях получения платежа и (или) акцепта платежа или на других условиях (ст. 267 БК).