ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 354

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Понятие корреспондентские отношения. Централизованный и децентрализованные способы организаций расчетов между банками. Содержание корреспондентских соглашений.

Корреспондентский счет - счет, на котором отражаются .расчеты, произведенные одним кредитным учреждением по поручению и за счет другого кредитного учреждения на основе заключенного корреспон-дентского договора. корреспондентские счета подразделяются на два вида: счет "Ностро" – счета коммерческого банка у банка-корреспондента, отражаемые в активе баланса первого и счет "Лоро" – счета банка-корреспондента в обслуживающем банке и отражаемые в пассиве его баланса. Причем указанные счета могут открываться как на взаимной основе, так и в одностороннем порядке. Счет "Ностро" в одном банке является счетом "Лоро" у банка - его корреспондента.исходными и решающими являются записи по счетам “Лоро”, операции же по счетам “Ностро” отражаются в зеркальном порядке.

Инициаторами открытия в коммерческом банке счетов Лоро является его банки-корреспонденты. Открытие этих счетов производится в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

Открытие банками счетов Ностро требует особое взвешенного подхода. Существуют специальные рекомендации Национального банка, которые следует учитывать, принимая решение об установлении корреспондентских отношений с иностранными банками и открытии у них своих корреспондентских счетов.

При открытии счетов Ностро банк должен руководствоваться следующими принципами:

сохранности средств, размещенных на корреспондентских счетах;

свободного распоряжения средствами на корреспондентских счетах;

экономической целесообразности открытия корреспондентского счета, которая вытекает из предполагаемых объемов клиентских платежей и других операций.

Особое значение при этом имеют сроки валютирования, которые определяются и утверждаются банками-корреспондентами.Корреспондентские отношения между банками представляют собой различные формы экономического сотрудничества, основанные на договоре. Благодаря им банки осуществляют платежи и расчеты по поручению друг друга, в том числе инициированные клиентами.

Различают корреспондентские отношения с банками-резидентами и нерезидентами.

Внутри страны действует централизованная система расчетов, которая обусловлена корреспондентскими отношениями между банками-резидентами, имеющими корреспондентские счета в Национальном банке Республики Беларусь. Кроме того, производятся децентрализованные расчеты в валюте на базе корреспондентских счетов, открытых банками друг у друга. В обоих случаях имеет место договорная основа. Корреспондентские отношения с банками-нерезидентами необходимы для международных расчетов. Они устанавливаются на основе межбанковских корреспондентских соглашений в форме двухстороннего договора или обмена письмами (телетрансмиссионными сообщениями). При этом происходит обмен документами. В пакет документов должны входить, в частности: образцы подписей лиц, уполномоченных представлять банк юридически, списки корреспондентских счетов для осуществления переводов в третьи страны и др.


Установление корреспондентских отношений с банками-нерезидентами возможно не только с открытием корреспондентских счетов (в двух- либо одностороннем порядке), но и без открытия счетов. В банке ведется досье на каждый банк, с которым установлены корреспондентские отношения. Заключение корреспондентского соглашения является основанием для банка-резидента, чтобы составить распоряжение о порядке расчетов с банком-корреспондентом.

Корреспондентские отношения с банками-нерезидентами, не предусматривающие открытие корреспондентского счета непосредственно друг у друга, реализуются посредством отражения расчетных операций по счетам, открытым банками в других банках-корреспондентах или на имя других банков-корреспондентов.

Банки-резиденты в соответствии с законодательством Республики Беларусь открывают у себя счета «Лоро», а в банках-нерезидентах – счета «Ностро». При открытии счетов «Ностро» банк-резидент руководствуется критериями а) риска (риска страны, риска надежности банка), б)доходности (стоимости операций, условий ведения счета, скорости проведения операций). Данные критерии рассматриваются с позиций приоритетности, и более значимыми считаются критерии риска.

Открытие счета происходит с представлением документов, предусмотренных законодательством страны банка, который открывает счет, и заключением корреспондентского соглашения. В последнем оговариваются: порядок открытия и ведения счетов, их вид и валюта, порядок начисления процентов, возможность перевода средств в другие страны, право конверсии средств на счетах в другую валюту, возможность овердрафта, формы и порядок расчетов, другие положения.

Операции по счетам «Ностро» и «Лоро» производятся в пределах остатка средств на счетах или разрешенного лимита овердрафта.

По счетам «Ностро» банки-корреспонденты высылают банкам-резидентам выписки с информацией о поступлениях, платежах и сальдо по счету. Кроме того, в определенные корреспондентским соглашением сроки они отправляют выписки со счета «Лоро». Ежегодно по состоянию на 1 января банки-резиденты подтверждают банкам-корреспондентам правильность сальдо по своим счетам и обеспечивают получение подтверждений от банков-корреспондентов о правильности сальдо по их счетам.




18. Понятие и содержание банковского менеджмента


Банковский менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной

деятельности, направленный в условиях рынка на достижение определенных

конкретных целей посредством рационального (прагматичного) использования

банковских и трудовых ресурсов с применением своих особых принципов,

функций и методов.


Банковский менеджмент — научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере. Он базируется на научных методах управления, конкретизированных практикой ведения банковского дела.


Это управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, т.е. взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере.

Задачи: максимизация прибыли, управление рисками, поиск новых возможностей.

Цели банковского менеджмента обусловлены целями функционирования банка. Последние необходимо подразделить на экономические и социальные.

Принято считать, что важнейшей экономической целью банка является обеспечение максимальной прибыли, что вытекает из природы банка как коммерческого предприятия. В получении прибыли заинтересованы также клиенты банка, поскольку финансовый успех свидетельствует о надежности и устойчивости предприятия, с которыми они имеют дело. Однако постановка цели - максимизация прибыли банка – зачастую понимается однозначно: зарабатывай больше и снижай издержки. В таком понимании указанная цель не ориентирует на долгосрочное функционирование банка. Для получения максимальной текущей прибыли не требуется осуществлять расходы на улучшение технического обслуживания, увеличение резервов, развитие связей с ныне малорентабельными, но перспективными предприятиями и т.д.

Поэтому экономическая цель банковского менеджмента должна состоять не в ориентации на максимизацию текущей прибыли банка, полученной любой ценой, а на максимизацию стоимости банка, что включает получение долгосрочной прибыли, потенциальный рост объемов операций банка, приемлемый риск для кредиторов, повышение рыночной стоимости акций банка и стабильные дивиденды.

Кроме того, банк является особым коммерческим предприятием, в котором аккумулируются свободные денежные средства различных участников воспроизводственного процесса. В этой связи банковский менеджмент должен быть ориентирован на обеспечение сохранности привлеченных средств, на своевременный и полный возврат их кредиторам и вкладчикам. Реализация данной цели предполагает создание в банке системы управления текущей ликвидностью, сбалансированностью активов и обязательств банка по срокам и суммам, наличием соответствующих резервов, обеспечением высокого качества кредитного портфеля и депозитов.

Социальный аспект целевых установок банковского менеджмента прежде всего связан с необходимостью наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов банка в наборе и качестве необходимых им услуг, быстроте выполнения заявок, культуре обслуживания. Для этого система управления должна располагать маркетинговыми исследованиями продуктового и ценового банковского рынка, соответствующими информационными разработками, учебными программами, позволяющими развивать навыки специалиста в общении с клиентурой.

Методы: планирование организация, контроль мотивация




19Инвестиционные операции коммерческого банка.


Виды инвестиционных операций банка. Инвестиционная стратегия банков. Прямые и портфельные инвестиции.


Инвестиции – это любой финансовый инструмент, в который можно вложить деньги, рассчитывая сохранить или приумножить их стоимость или обеспечить положительную величину дохода. В широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования, роста и развития экономики страны. Чаще всего инвестиции означают покупку акций или облигаций с расчётом на некоторые финансовые результаты, совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.

Для инвестора существуют следующие виды инвестиций:

1) Инвестиции в золото, серебро и другие виды металлов;

2) Инвестиции в монеты, драгоценности, коллекционные товары;

3) Инвестиции в недвижимость;

4) Инвестиции в инвалюты;

5) Инвестиции в сбережения на денежных вкладах в банках;

6) Инвестиции в акции иностранных компаний и др.

Прямые - это вложения с целью непосредственного управления объектом инвестиций, в качестве которого могут выступать предприятия, различные фонды и корпорации, недвижимость и другое имущество.

Прямые инвестиции принимают форму вложений в ценные бумаги в том случае, когда банк приобретает (либо оставляет за собой) контрольный пакет акций той или иной компании, в управлении которой он непосредственно участвует, реализуя право голоса по принадлежащим ему акциям.

Так как коммерческий банк может владеть контрольным пакетом акций промышленных и торговых предприятий, которые являются его основными клиентами, обладая контрольным пакетом, он может контролировать производственную и финансовую деятельность предприятия и таким образом снижать риски своих кредитных операций с этими предприятиями.

Цель портфельных инвестиций - получение дохода от роста курсовой стоимости ценных бумаг, находящихся в портфеле, и прибыли в форме дивидендов и процентов на основе диверсификации вложений. Портфельные инвестиции осуществляются в форме создания портфелей ценных бумаг различных эмитентов, управляемых как единое целое.


20. Стратегии инвестиционной деятельности банков



Важнейшим этапом инвестирования является выбор стратегии. Выделяют следующие инвестиционные стратегии:

стратегия постоянной стоимости. В этом случае при управлении портфелем его обшая стоимость должна поддерживаться на одном уровне, что достигается либо изъятием полученной прибыли, либо внесением дополнительных средств в случае убытков;

стратегия постоянных пропорций. При этой стратегии владелец портфеля поддерживает в течение определенного периода времени одинаковые соотношения между отдельными составляющими портфеля. Структура портфеля, по которой устанавливаются пропорции, может быть определена по большому числу признаков, например: уровень рискованности ценных бумаг, виды ценных бумаг, отраслевая или региональная (в том числе страновая) принадлежность эмитентов ценных бумаг и т.д


стратегия плавающих пропорции. Более сложная стратегия ценных бумаг, заключающаяся в установлении разнообразных (но не постоянных) желаемых пропорций портфеля. Например, если при выборе такой стратегии инвестор, склонный к риску, исходит из предположения, что рынок инертен и аналогичные изменения пропорций портфеля будут происходить и дальше. Иными словами, если доля акций в портфеле возросла за счет их более быстрого роста по сравнению с облигациями, то инвестор приобретает акции, рассчитывая на продолжение их ускоренного роста.

Исходя из степени приемлемого риска можно выделить следующие инвестиционные стратегии коммерческих банков:

агрессивная стратегия. В этом случае допускается высокая доходность вложений и высокий риск, объектом вложений обычно выступают акции, высокодоходные облигации ненадежных эмитентов и другие рискованные активы;

сбалансированная (опытная) стратегия. В этом случае поддерживается равномерное распределение высокорискованных и низкорискованных активов, т.е. в случае возникновения непредвиденных сложностей их реализация на вторичном рынке осуществляется с минимальными потерями;

консервативная стратегия предполагает минимальную степень риска с уделением особого внимания надежности ценных бумаг.



21. Методы управления банковским кредитным риском.

Понятие управления банковским кредитным риском. Методы управления .


Управление – воздействие на риск с целью его снижения

Также на практике имеется несколько методов управления банковским кредитным риском, на которые могут полагаться банки для сохранения своих финансовых позиций. (Рисунок 1)




Рисунок 1 – Методы управления кредитным риском


Предупреждение потерь как метод управления кредитным риском позволяет уберечься от возможных случайных событий с помощью конкретного набора превентивных действий. Мероприятия по предупреждению или профилактике кредитного риска ориентированы в первую очередь на работу с персоналом банка, а также на развитие взаимоотношений между кредитными специалистами и клиентами банка.

Методы оценки измерения и прогнозирования являются самыми сложными по своему содержанию в системе методов управления кредитным риском.

Показатели кредитного риска, полученные в результате анализа рисковой ситуации, являются основой для применения тех или иных методов регулирования риска. Оценку кредитного риска подразделяют на 2 взаимодополняющих: качественную и количественную. Первая представляет собой идентификацию всех возможных факторов кредитного риска, а также стадий кредитного процесса, при выполнении которых риск возникает, вторая – выражение предполагаемых потерь в баллах, цифрах, денежных единицах.

наиболее часто применяются методы снижения (минимизации) кредитного риска, содержание которых составляют следующие мероприятия: