ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 350

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Порядок проведения факторинговой операции.


Факторинг – это операция, связанная с уступкой поставщиком (кредитором) другому лицу (фактору) подлежащих оплате плательщиком (должником) долговых требований (платежных документов за поставленные товары, работы, услуги) и передачей фактору права получения платежа по ним.

Факторинговые операции банков в Респуб¬лике Беларусь регулируются Гражданским кодексом Республи¬ки Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, а также Правилами проведения банками и небанковскими кре¬дитно-финансовыми организациями финансирования под ус¬тупку денежного требования (факторинга).

В соответствии со ст. 772 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК) и ст. 153 Банковского кодекса РБ (далее – БК) по договору финансирования под уступку денежного требования (далее – договор факторинга) одна сторона (фактор) – банк или небанковская кредитно-финансовая организация обязуется другой стороне (кредитору) вступить в денежное обязательство между кредитором и должником на стороне кредитора путем выплаты кредитору суммы денежного обязательства должника с дисконтом.

Под дисконтом понимается разница между суммой денежного обязательства должника и суммой, выплачиваемой фактором кредитору.

Субъектами факторинговой операции выс¬тупают:

- фактор - банк или небанковская кредитно-финансовая организация, предоставляющая финансирование в адрес кре¬дитора (поставщика);

- кредитор (поставщик, получатель финансирования по дого¬вору факторинга) - субъект хозяйствования, предоставивший товарный кредит или отсрочку платежа покупателю (должни¬ку) по поставленным товарам, оказанным услугам, выполнен¬ным работам;

- должник (покупатель) - субъект хозяйствования, полу¬чивший товарный кредит или отсрочку платежа по поставлен¬ным товарам, оказанным услугам, выполненным работам.

В качестве объекта сделки выступает дебиторская задол¬женность, которая может быть оформлена следующими доку¬ментами:

- платежными требованиями (при внутреннем факторинге);

- счетами-фактурами, если факторинг носит международ¬ный характер.

Статья 155. Предмет уступки по договору факторинга

Предметом уступки по договору факторинга может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее денежное требование), так и денежное требование, срок платежа по которому наступит в будущем (будущее денежное требование).

Основное преимущество факторинга заключается в ускоре¬нии оборачиваемости оборотных средств поставщика. Главная задача факторинговой операции - обеспечить ра¬боту клиента таким образом, чтобы в случае предоставления ему товарного кредита, он не ощущал нехватки оборотных средств и мог нормально функционировать.


В Республике Беларусь выделяют следующие виды факто¬ринга.


1. В зависимости от формы:

- открытый - должник уведомлен кредитором о заключе¬нии договора факторинга, по которому права кредитора пере¬ходят к банку. В этом случае должник при оплате денежных требований перечисляет деньги на счет фактора;

- скрытый - должник не уведомлен кредитором о заключе¬нии договора факторинга, по которому права кредитора пере¬ходят к банку. Должники перечисляют денежные средства на счет кредитора.

2. В зависимости от места проведения факторинга:

- внутренний - сторонами договора факторинга являются резиденты Республики Беларусь;

- международный - одна из сторон договора факторинга является нерезидентом Республики Беларусь.

3. В зависимости от условий платежа:

- с правом регресса - фактор имеет право обратить взыска¬ние на поставщика и потребовать возврата выплаченной ему | ранее суммы в случае неоплаты денежных требований долж¬ником. Риск по сделке несет фактор и поставщик;

- без права регресса - банк финансирует кредитора без пра¬ва последующего возврата неоплаченных денежных требова¬ний кредитору. При этом поставщик несет риск неоплаты должником денежных требований.


1 Этап – поставка продукции (оказание услуг, выполнение работ) с предоставлением отсрочки платежа.

2 Этап – обращение к фактору с просьбой совершить факторинговую операцию. Предварительно до заключения факторингового соглашения банк изучает финансовое положение клиен¬та (поставщика) и его должника, оценивает качество предос¬тавленных денежных требований, анализирует договора пос-тавки, а также объем и качество выпускаемой продукции и т. д. Особое внимание уделяется случаям отказа покупателей от платежа по причине некачественной продукции. Если эти от¬казы носят систематический характер, то договор факторинга с таким клиентом может быть не заключен. В некоторых слу¬чаях банк может потребовать от клиента обеспечения исполне¬ния своих обязательств по договору в виде залога, гарантии или в другой форме. После проведения предварительнойраб¬ты с клиентом банк определяет условия финансирования поставщика, согласовывает их с клиентом. Далее стороны заключают между собой договор факторинга.

В договоре факторинга указываются следующие существенные условия:

- наименование фактора, кредитора, их юридические адреса;

- сумма уступаемого денежного требования, валюта факто¬ринга и сроки финансирования под уступку денежного требования, предоставляемого фактором кредитору;

- предмет договора факторинга;

- наименование должника;

- номер и дата договора, заключенного между кредитором и должником;

- форма факторинга (открытый или скрытый);

- условия платежа (с правом или без права регресса);

- размер дисконта, порядок его определения;

- ответственность фактора, кредитора;

3 Этап – предоставление финансирования в размере, установ¬ленном в договоре.


4 Этап включает:

- 4о – оплата денежных требований должником непосред¬ственно фактору при открытом факторинге;

- 4с – оплата денежных требований должником производит¬ся в пользу поставщика при скрытом факторинге.

5 Этап включает:

- 5о – возврат оставшейся суммы денежных требований пос¬тавщику за минусом вознаграждения фактора;

- 5с – погашение задолженности перед фактором, уплата вознаграждения за совершение операции.


  1. План счетов коммерческих банков.


класс 1 «Денежные средства, драгоценные металлы и межбанковские

операции»;

класс 2 «Кредиты и иные активные операции с клиентами»;

класс 3 «Счета по операциям клиентов»;

класс 4 «Ценные бумаги»;

класс 5 «Долгосрочные финансовые вложения, основные средства и

прочее имущество»;

класс 6 «Прочие активы и прочие пассивы»;

класс 7 «Собственный капитал банка»;

класс 8 «Доходы банка»;

класс 9 «Расходы банка»;

класс 99 «Внебалансовые счета».

Основной особенностью Инструкции является определение

принципов, которыми банкам необходимо руководствоваться при ведении

бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности. Это

следующие принципы:

- непрерывность деятельности;

- осмотрительность (осторожность);

- постоянство правил бухгалтерского учета;

- начисление;

- приоритет экономического содержания над юридической формой;

- достоверность;

- раздельное отражение активов и пассивов;

- единица измерения;

- преемственность входящего баланса;

- существенность информации;

- сопоставимость информации.


  1. Ликвидность и платежеспособность банков.


В целях надзора за состоянием ликвидности банка, небанковской кредитно-финансовой организации устанавливаются следующие нормативы ликвидности:

а) мгновенная ликвидность;

б) текущая ликвидность;

в) краткосрочная ликвидность;

г) минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов.

Мгновенная ликвидность характеризует соотношение суммы активов до востребования и пассивов до востребования и с просроченными сроками.

Минимально допустимое значение норматива мгновенной ликвидности
устанавливается в размере 20 процентов

В расчет текущей ликвидности активы и пассивы включаются без учета
степени ликвидности и риска одновременного снятия.

Текущая ликвидность характеризует соотношение суммы активов с оставшимся сроком погашения до 30 дней, в том числе до востребования (текущие активы), и пассивов с оставшимся сроком возврата до 30 дней, в том числе до востребования и с просроченными сроками (текущие пассивы). Минимально допустимое значение норматива текущей ликвидности устанавливается в размере 70 процентов.

Краткосрочная ликвидность характеризует соотношение активов со
сроками погашения до 1 года (фактическая ликвидность) и обязательств со
сроками исполнения до 1 года (требуемая ликвидность). Принцип расчета краткосрочной ликвидности состоит в сопоставлении фактической и требуемой ликвидности.


Минимально допустимое значение норматива краткосрочной ликвидности устанавливается в размере 1.

В целях поддержания банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями достаточного уровня ликвидных активов устанавливается минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов.

Суммарные активы принимаются в расчет минимального соотношения ликвидных и суммарных активов в сумме по балансу за вычетом средств, фактически зарезервированных в Национальном банке в соответствии с законодательством Республики Беларусь.


28 ​ Эмиссионные операции коммерческого банка.

Понятие эмитента, эмиссионных бумаг. Виды ценных бумаг эмитируемых банками. Виды акций.


Эмитент — юридическое лицо (группа лиц), государство или местные органы власти, осуществившие эмиссию — выпуск ценных бумаг — и несущие ответственность (согласно проспекту эмиссии) за эти ценные бумаги перед инвесторами.

  1. Эмиссия ценных бумаг

Эмиссионные операции банка — это деятельность по выпуску банком собственных ценных бумаг. Действующее законодательство разрешает коммерческим банкам выпускать следующие виды ценных бумаг; акции, облигации, чеки, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты, производные ценные бумаги. Выпуская облигации, коммерческие банки привлекают дополнительные заемные средства.

Эмитируя векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, коммерческие банки выполняют одно из своих основных предназначений — аккумуляцию денежных и создание платежных средств. Целью выпуска акций является формирование уставного капитала. Уставный капитал акционерных коммерческих банков — это сумма номинальной стоимости его акций, приобретенных акционерами. Каждый коммерческий банк самостоятельно определяет величину собственных средств и их структуру исходя из принятой им стратегии развития. Если банк, подчиняясь законам конкурентной борьбы, стремится расширить круг своих клиентов, в том числе за счет крупных кредитоемких предприятий, то, естественно, собственный капитал должен увеличиваться.

Привлечение дополнительного капитала акционерными банками может осуществляться путем размещения дополнительных акций. Банк может выпускать акции именные (в документарной и в бездокументарной форме) и на предъявителя. Акции на предъявителя выпускаются только в документарной форме. Могут также выпускаться обыкновенные и привилегированные акции. Порядок эмиссии привилегированных акций, условия их выпуска специально оговариваются в уставе банка.


29. Эмиссия пластиковых карт – это деятельность банка по выпуску карточек в обращение. Эмиссия карточек является важным уровнем организации бизнеса пластиковых карт в коммерческом банке и требует профессионального подхода и высококвалифицированной работы специалистов. Деятельность банка по выпуску карточек в обращение можно подразделить на несколько этапов :


1. Оформление договорных отношений с клиентами, открытие карт-счетов;

2. Изготовление пластиковых карточек, выдача клиенту, ведение пластиковых карточек;

3. Ведение операций по карт-счету;

4. Закрытие карт-счета, изъятие и уничтожение пластиковой карточки.

Первым этапом является проверка подаваемых заявлений на выпуск карточек и оформление договорных отношений с клиентами.

Основанием, регламентирующим взаимоотношения учреждений банка и клиента, является договор карт-счета. В договоре карт-счета должны найти отражение следующие условия: наименование учреждения банка и клиента, наименование платежной системы, вид карточки, порядок использования карточки, в том числе порядок предоставления овердрафта (если предусматривается), срок действия карточки (если устанавливается), условия проведения валютно-обменной операции, срок действия договора, порядок замены и изъятия карточки, права и обязанности сторон, ответственность сторон, порядок рассмотрения споров, условия размещения и порядок списаниясумм страхового депозита (если устанавливается), вознаграждения за операции с карточками, размер и порядок внесения денежных средств физическими лицами, условия расторжения договора, основания расторжения договора ранее установленного срока, порядок возврата физическим лицам денежных средств в случае неисполнения обязательства или расторжения договора ранее установленного срока, другие условия в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Договор карт-счета не является публичным. Учреждение банка имеет право отказать в заключении договора и выдаче карточки.




30 ​ Понятие и виды банковских платежных карт.


Дать определение банковской платежной карточки, раскрыть классификацию пластиковых карточек. Раскрыть правовые основы обращения карт в Республике Беларусь.


Банковская платежная карточка - это современный и универсальный платежный инструмент, позволяющий производить оплату товаров и услуг в различных организациях торговли и сервиса, в сети Интернет, получить наличные денежные средства в банкоматах и пунктах выдачи наличных денежных средств, в том числе и за пределами Республики Беларусь, а также оплачивать коммунальные и другие услуги посредством систем дистанционного банковского обслуживания Интернет-банкинг, SMS-банкинг, Мобильный банкинг, ТВ-банкинг.

Преимущества использоваия карточки:

- удобство: полный контроль и круглосуточный доступ к средствам на счете, возможность оплаты широкого перечня услуг посредством систем дистанционного банковского обслуживания не выходя из дома

- надежность: карточка защищена персональным идентификационным номером (ПИНом), обеспечивающим безопасность Ваших средств. При утере карточки, по Вашему заявлению, банк приостановит операции по счету, сохраняя при этом Ваши деньги