ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 352

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Инкассо осуществляется банком (банком-ремитентом) по поручению клиента (принципала) или от своего имени. В осуществлении операций по инкассо помимо банка-ремитента может участвовать любой иной банк (инкассирующий). Банк, представляющий документы плательщику, является представляющим банком.


Инкассо



по порядку списания средств

акцептная форма


безакцептнаяформа




чистое

по виду инкассируемых документов


документарное



по составу участников


внутреннее


международное







20 января 2013 г. на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь официально опубликовано постановление Правления Нацбанка РБ от 19.11.2012 № 583, которое изложило в новой редакции Инструкцию о банковском переводе, утвержденную постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66.

Инструкция определяет порядок осуществления безналичных расчетов в белорусских рублях и иностранной валюте в виде банковского перевода на основании платежных инструкций, выданных посредством представления расчетных и иных документов, предусмотренных данной Инструкцией.

Расчетные документы могут быть оформлены на бумажном носителе либо в виде электронных расчетных документов.

В постановлении № 583 отмечено, что для осуществления банковского перевода в 2013 г. допускается использование мемориального ордера и ранее установленных форм платежного требования и платежного поручения согласно приложениям 1-3 к Инструкции.


Формы безналичных расчетов осущетсвляются с помощью платежных инструкций:


1 платежное требование;

2 платежное поручение;

3 банковская платежная карточка;

4 чеки;

5 Платежный ордер



11. Порядок переоформления и закрытия счетов.



А закрываются банковские счета в следующих случаях

1)по решению (заявлению) владельца счета в сроки, согласованные с обслуживающим банком;

2)в случае непредставления в месячный срок копии новых учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации), а также новой карточки с образцами подписей и оттиска печати при изменении лиц, имеющих право распоряжаться счетом;

3)по решению собственника или органа, создавшего организацию;

4)при переходе владельца счета на обслуживание в другой банк в сроки, согласованные между банками. Этот срок не может превышать 10 рабочих дней. При этом документы, находящиеся в деле по открытию счета (за исключением таких документов, как заявление на открытие счета; карточка с образцами подписей должностных лиц; договор банка с клиентом на расчетно-кассовое обслуживание; дубликат извещения о присвоении УНП и справки Фонда социальной защиты населения), передаются во вновь избранный клиентом банк на основании акта приема-передачи. Остаток средств клиента перечисляется во вновь избранный клиентом банк не позднее следующего после передачи документов рабочего дня;


5)при ликвидации организации (прекращении деятельности предпринимателя) после завершения работы ликвидационной комиссии;

6)при отсутствии средств на счете в течение трех месяцев, по карт-счетам и специальным счетам для хранения купленной на внутреннем валютном рынке иностранной валюты - до одного года (не включая срока наложения ареста на счет);

7)при отсутствии записей по счету в течение трех месяцев, по карт-счетам и специальным счетам для хранения купленной на внутреннем валютном рынке иностранной валюты - до одного года (не включая срока наложения ареста на счет). Остаток средств по счету клиента перечисляется вышестоящей организации или зачисляется банком на счет "Расчеты с прочими кредиторами";

8)в случае отмены уполномоченными органами решения о государственной регистрации организации, предпринимателя;

9)при переходе владельца счета на обслуживание в другой банк в сроки, согласованные между банками и владельцем счета



12. Порядок проведения международных расчетов в форме банковского инкассо.


Основными и надежными формами международных расчетов являютяаккредетив и инкассо, т. к. Банки тщательно работают с документами. Недостаток-длительность и сложность процесса

Документарное инкассо – взимание определенной задолженности через банк.

  1. Заключается договор между продавцом и покупателем о поставке товара и о форме проведения расчетов (инкассо)

  2. Продавец отправляет товар, например, морским фрахтом и получает от фрахтовщика документы, удостоверяющие факт отгрузки товаров;

  3. Продавец предъявляет документы своему банку;

  4. Банк продавца пересылает их банку покупателя;

  5. Банк покупателя оповещает покупателя о получении инкассо;

  6. Покупатель оплачивает инкассируемую сумму и получает документы;

  7. Покупатель предоставляет фрахтовщику документы и вступает во владение товаром

  8. Банк покупателя выплачивает сумму по инкассо банку продавца;

  9. Банк продавца зачисляет сумму на счет продавца.


13. Порядок проведения международных расчетов в форме документарного аккредитива.


Основными и надежными формами международных расчетов являютяаккредетив и инкассо, т. к. Банки тщательно работают с документами. Недостаток-длительность и сложность процесса

Документарный аккредетив – обязательство, которое берет на себя по распоряжению заказчика банк по выплате определенной суммы по предоставлению набора документов .

  1. заключается договор;

  2. покупатель дает своему банку поручение открыть аккредетив;

  3. банк покупателя открывает аккредитив и пересылает его своему банку корреспонденту в стране продавца;

  4. банк продавца авизует аккредетив продавцу;

  5. продавец отправлет товар и получает транспортные док-ты;

  6. продавец отдает эти док-ты своему банку;

  7. банк продавца проверяет документы и перечисляет сумму на счет продавца;

  8. банк прдавцаотправлетдок-ты банку покупателя, который ему перечисляет деньги со счета покупателя;


покупатель предъявляет док-ты и вступает во владение товаром



14. Преимущества и недостатки форм международных расчетов- банковского инкассо, документарного аккредитива, банковского перевода и открытого счета.



Основными и надежными формами международных расчетов являют яаккредетив и инкассо, т. к. Банки тщательно работают с документами. Недостаток-длительность и сложность процесса

Документарный аккредетив – обязательство, которое берет на себя по распоряжению заказчика банк по выплате определенной суммы по предоставлению набора документов .

Документарное инкассо – взимание определенной задолженности через банк.

Банковский перевод – это форма расчетов при которой покупатель дает поручение обслуживающему его банку перевести определенную сумму в другую страну и выплатить получателю перевод.

Это наиболее простая, недорогая и оперативная форма расчетов, но и самая рискованная.




  1. Межбанковские расчетные операции.


Межбанковские расчеты производятся на базе открытых корреспондентских счетов

Межбанковские расчеты внутри страны, включая рас­четы по сделкам купли-продажи иностранной валюты и ценных бумаг, купли-продажи кредитных ресурсов, с ис­пользованием пластиковых карточек, производятся в ос­новном централизованно, посредством корреспондентских счетов, открытых каждым банком в Национальном банке Республики Беларусь. Децентрализованные расчеты внут­ри страны осуществляются между банками-резидентами по открытым друг у друга корреспондентским счетам в иностранной валюте, как правило, для последующих ме­ждународных расчетов.

При международных расчетах децентрализованные рас­четы производятся на базе счетов «Ностро» и «Лоро», от­крываемых у банков-корреспондентов в иностранной ва­люте и валюте Республики Беларусь. Все расчетные опера­ции по ним осуществляются в соответствии с установлен­ным режимом счета.

Централизованный порядок межбанковских платежей обеспечивается Автоматизированной системой межбанков­ских расчетов (AG МБРЦ). Роль Национального банка стра­ны как организатора платежной системы заключается в ведении и регулировании корреспондентских счетов ком­мерческих банков и собственного межфилиального счета. 4 Платежи по этим счетам производятся через Белорусский межбанковский расчетный центр (БМРЦ), который вы­ступает техническим оператором АС МБРЦ.

В соответствии с принципами функционирования на­циональной платежной системы межбанковский платеж­ный оборот делится на два потока.

Первый поток охватывает расчеты по крупным и сроч­ным платежам, которые совершаются в режиме реального времени на валовой основе. Минимальная сумма крупного платежа устанавливается Национальным банком. Характер срочности,в отношении платежей определяется как самим банком, так и по просьбе обслуживаемого им клиента: Ва­ловая основа предполагает проведение расчета только в полной сумме, без всякого зачета. Система.таких расче­тов, являясь центральным звеном платежной системы, получила название BISS (BelarusInterbankSettlementSys­tem). Она подразумевает ведение расчетов исключительно в электронном виде, обработку информации по мере поступления средств и только в полном объеме. При недос­татке средств расчеты не выполняются, образуется очередь электронных расчетных, документов, управление которой осуществляется банками по принципу установления при­оритетов. Переводы Национального банка Республики Бе­ларусь обладают наивысшим' приоритетом, другим участ­никам системы присваивается повышенный или обыч­ный приоритет. Отправленные участниками платежи не могут быть отозваны с момента приема.


Второй поток включает прочие платежи в клиринго­вой системе расчетов. Они осуществляются на чистой ос­нове проведением клирингового зачета с различными ин­тервалами в течение дня. Под '«чистой основой» понима­ют накопление в ходе клирингового сеанса взаимных тре­бований и обязательств по каждому участнику с после­дующим вычислением чистых дебетовых или кредитовых позиций. Чистая кредитовая позиция есть положитель­ная разница между поступлениями и платежами участ­ника расчетов; чистая дебетовая позиция — это превы­шение платежей над поступлениями, имеющее отрица­тельное значение. По результатам сеанса чистая кредито­вая позиция зачисляется на корреспондентский счет уча­стника, а чистая дебетовая позиция списывается. Это нахо­дит отражение в системе BISS.

Система BISS также отражает клиринг: а) по сделкам купли-продажи ценных бумаг и инструментов срочного рынка, проводимый в течение дня по ценным бумагам в расчетно-клиринговой системе на чистой основе; б) по операциям с использованием банковских пластиковых карточек, проводимый процессинговыми центрами со­ответствующих систем расчетов с использованием бан­ковских пластиковых карточек на чистой основе.

Общим для обоих потоков.в проведении расчетов АС МБРЦ является аннулирование документов, не исполнен­ных к завершению рабочего дня, и признание платежа окончательным только после отражения операции по кор­респондентским счетам банков — участников расчетов.

Правовая основа Платежная система Беларуси регулируется трехуровневой законодательной структурой. 
Первый уровень включает законодательные акты (Конституцию, кодексы, законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь). 
Место и роль банков в организации безналичных расчетов первоначально были определены Законом Республики Беларусь «О банках и банковской деятельности Республики Беларусь» (ст. 19, 21), который устанавливал, что расчеты между банками осуществляются через корреспондентские счета, а отношения банков с клиентами строятся на договорной основе. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания. 
После введения в действие Банковского кодекса Республики Беларусь (далее – Банковский кодекс) от 25 октября 2000 г., все аспекты банковской деятельности в стране стали регулироваться этим документом. Кодекс указывает на центральную роль и участие Национального банка в формировании и развитии платежной системы Республики Беларусь. 
Законом Республики Беларусь от 10 января 2000г. № 357-З «Об электронном документе» были установлены правовые основы применения электронных документов, определены основные требования, предъявляемые к таким документам и способам их защиты, а также права, обязанности и ответственность участников правоотношений, возникающих в сфере обращения электронных документов. 
Второй уровень структуры, регулирующей платежи, охватывает нормативные документы, принятые Национальным банком Республики Беларусь в соответствии с предоставленным ему Банковским кодексом правом. 
Общий порядок и основные правила проведения межбанковских расчетов в автоматизированной системе межбанковских расчетов (далее – АС МБР), а также функции, полномочия и ответственность Национального банка, БМРЦ, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций закреплены в Инструкции по осуществлению межбанковских расчетов через автоматизированную систему межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь № 37 от 10 марта 2005г. Этот документ также определяет форматы сообщений, порядок обмена сообщениями и технологию проведения платежей через АС МБР. 
Инструкция о порядке ведения справочника банковских идентификационных кодов участников межбанковских расчетов на территории Республики Беларусь утверждена постановлением Правления Национального банка от 30.06.2005г. № 90. 
Порядок и требования к процессу комплектования и ведения архивов электронных документов по межбанковским расчетам регламентируется руководящим документом Республики Беларусь «Автоматизированная система межбанковских расчетов. Архивы электронных документов. Общие требования» № 3 от 9 января 2001г. 
Третий уровень – это документы, регулирующие правоотношения, возникающие между Национальным банком и банками, между банками при проведении межбанковских расчетов, а также между банками и клиентами. 
Взаимоотношения, возникающие между банками и Национальным банком при проведении межбанковских расчетов, а также права и обязанности сторон регулируются договорами корреспондентского счета. Отношения между банками и клиентами по вопросам расчетного обслуживания регулируются заключенными договорами на ведение банковского счета или на банковское обслуживание. Так, например, в данном договоре можно предусмотреть материальную ответственность банка за задержку оплаты платежных документов, за задержку в зачислении средств на счета субъектов хозяйствования свыше одного рабочего дня с момента их поступления на корреспондентский счет банка. Кроме того, предусматривается и ответственность клиента за несвоевременное информирование банка об ошибочно зачисленных на его счет суммах и др. 
Задачи и функции, права и обязанности сторон по организации и обеспечению проведения межбанковских расчетов отражаются в соглашении между Национальным банком Республики Беларусь и БМРЦ об организации проведения межбанковских расчетов через АС МБР и Договоре между БМРЦ и банком-участником на оказание услуг по обеспечению проведения межбанковских расчетов через АС МБР. 






  1. Критерии оценки банковского менеджмента


Банковский менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной

деятельности, направленный в условиях рынка на достижение определенных

конкретных целей посредством рационального (прагматичного) использования

банковских и трудовых ресурсов с применением своих особых принципов,

функций и методов.

Банковский менеджмент — научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере. Он базируется на научных методах управления, конкретизированных практикой ведения банковского дела.

Это управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, т.е. взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере.

Задачи: максимизация прибыли, управление рисками, поиск новых возможностей.

Цели банковского менеджмента обусловлены целями функционирования банка. Последние необходимо подразделить на экономические и социальные.


Основные финансовые характеристики , по которым акционеры Банка могут

определить результативность и эффективность работы его менеджмента,

являются в первую очередь показатели прибыльности, т.е. финансовые

показатели, расчитываемые в отношении к прибыли Банка.

Многие банки предпочитают использовать при расчете при расчете чистой

процентной и непроцентной маржи в качестве знаменателя доходные активы.

Доходные активы - это активы, приносящие доход в форме процентов или

комиссии.

Основной смысл показателей прибыльности заключается в количественной

характеристике определенного аспекта прибыльности банка

В зависимости от выбранной стратегии организации менеджментом банка могут

устанавливаться другие дополнительные цели и параметры, такие как например

увеличение валюты баланса ( как в национальной валюте , так и в долларовом

эквиваленте ), или ориентированные на число клиентов определенной

группы ( например, физических лиц).

Особое внимание уделяется выявлению факторов неправильного

менеджмента. К ним относят: технические ошибки в процессе управления из-за

слабой компетентности руководителей банка и его сотрудников; попытка

завуалировать создавшееся тяжелое финансовое положение путем привлечения

временных источников (межбанковских кредитов), попытки исказить отчетность

путем сокрытия нереальных активов и убытков, прямой обман и мошенничество.

Своевременное выявление фактов неправильного менеджмента является задачей

органов государственного надзора, которые обладают правами воздействия на

подобные банки, вплоть до снятия руководства, ликвидации или реорганизации

банка.



17. Корреспондентские отношения банков , их содержание и значение.