ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1197
Скачиваний: 1
16
Полевые учреждения Банка России являются воинскими подразделе-
ниями. Они руководствуются воинскими уставами при организации своей
деятельности. Полевые учреждения осуществляют банковское обслужива-
ние воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны
РФ. Они могут также обслуживать иные государственные организации и
учреждения, юридические и физические лица, находящиеся на территории
военных объектов и воинских частей, когда создание и функционирование
коммерческих банков невозможно.
В соответствии с законом «О Центральном банке Российской Федера-
ции (Банке России)» от 10.07 2002г. перед ЦБ РФ стоят следующие цели:
1.
Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его поку-
пательной способности и курса по отношению к иностранной валюте.
Для
достижения этой цели Банк России выполняет такие функции, как: во
взаимодействии с правительством разрабатывает и проводит единую госу-
дарственную денежно
-
кредитную политику; осуществляет валютное регу-
лирование; организует и осуществляет валютный контроль,
как непосред-
ственно, так и через уполномоченные банки; определяет порядок расчетов
с иностранными государствами; принимает участие в разработке прогноза
платежного баланса и организует составление платежного баланса РФ;
проводите анализ состояния и прогнозирования развития экономики РФ в
целом и по регионам; прежде всего в сфере денежно
-
кредитных, валютно
-
финансовых и ценовых отношений;
2.
Развитие и укрепление банковской системы РФ
. В рамках этой це-
ли Банк России выполняет следующие функции: осуществление государ-
ственной регистрации кредитных организаций; выдачу и отзыв лицензий
кредитным организациям и организациям, занимающимся их аудитом;
надзор за деятельностью кредитных организаций; регистрация эмиссии
ценных бумаг кредитными организациями; установление правил проведе-
ния банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банков-
ской системы; выполнения функции кредитора последней инстанции для
кредитных организаций; организация системы рефинансирования;
3.
Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования
системы расчетов.
Для достижения этой цели Банку России характерны
следующие функции: установление правил расчетов в РФ; монопольное
осуществление эмиссии наличных денег и организация их обращения.
Исходя из поставленных целей, Банк России решает следующие за-
дачи:
•
разработка и реализация денежно
-
кредитной и финансово
-
бюджетной
политики Правительства РФ;
•
всемерное сдерживание инфляционных процессов в стране;
•
сокращение бюджетного дефицита;
17
•
поддержание стабильного денежного обращения;
•
обеспечение государственного фонда валютных резервов;
•
рефинансирование коммерческих банков, в основном за счет ресурсов
эмиссионного фонда;
•
расширение возможностей неэмиссионного кредитования и покрытия
бюджетного дефицита на разных уровнях бюджетной системы;
•
максимальное использование экономических методов денежно
-
кредитного управления банковской системой.
Разработка и реализация денежно
-
кредитной политики организуется в
следующей последовательности.
На первом этапе
разработанный Банком
России проект Основных направлений единой государственной денежно
-
кредитной политики на предстоящий год передается на рассмотрение На-
циональному банковскому совету, который дает по нему заключение.
Сле-
дующий этап
–
согласование Основных направлений с Правительством
РФ и Президентом РФ. На
заключительном этапе
Основные направления
рассматриваются и утверждаются Государственной Думой, после предва-
рительного обсуждения. На обсуждение документ представляется не позд-
нее 1 октября, а на утверждение
–
не позднее 1 декабря. Основные направ-
ления единой государственной денежно
-
кредитной политики содержат
анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; основные ориентиры,
параметры и инструменты денежно
-
кредитной политики. В составе основ-
ного документа страны разрабатывается валютная политика, которая
включает прогноз состояния платежного баланса, выбор режима валютно-
го курса, определение уровня обменного курса, а также меры по реализа-
ции валютной политики, включая меры валютного регулирования.
При реализации денежно
-
кредитной политики
и совокупности ис-
пользуемых методов деятельность банка России может делиться на 2 на-
правления
:
1.
Кредитная экспансия ЦБ РФ
–
увеличение кредитных ресурсов
коммерческих банков, путем увеличения объемов выдаваемых кредитов
Центральным банком России. Используется в случае недостаточности ре-
сурсной базы у КБ для осуществления их деятельности.
2.
Кредитная рестрикция ЦБ РФ
–
ограничение возможностей КБ по
выдаче кредитов субъектам хозяйствования. Используется при высоких
темпах инфляции и перенасыщении экономики страны денежной массой.
Для повышения эффективности вышеназванных направлений Банк
России применяет следующие меры денежно
-
кредитного регулирования
(методы воздействия на банковскую систему и экономику)
:
а)
политика открытого рынка
–
купля
-
продажа ценных бумаг ЦБ
РФ с целью оказания влияния на денежный рынок. Основная задача поли-
тики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложе-
18
ние, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков: при вы-
сокой конъюнктуре (избытке кредитных ресурсов у коммерческих банков)
–
Банк России предлагает выгодно купить ценные бумаги, а при низкой
конъюнктуре
–
продать их Банку России. В РФ политика открытого рынка
предусматривает операции только с государственными ценными бумага-
ми, но в условиях мирового финансового кризиса и стагнации фондового
рынка планируется расширить список ценных бумаг, с которыми Банк
России будет совершать операции на рынке
;
б)
политика рефинансирования
–
это кредитование Банком России
коммерческих банков, в том числе посредством учета и переучета вексе-
лей (учетная политика). Под
учетной политикой
понимают условия, на
которых Банк России
покупает векселя у коммерческих банков. В РФ на
сегодняшний день возможности учетной политики Банка России
резко ог-
раничены, что вызвано несовершенством вексельного законодательства,
поэтому наиболее широко применяемым
инструментом политики рефи-
нансирования является процентная политика.
Процентная политика
–
деятельность Банка России
по манипулированию процентными ставками
за пользование централизованными кредитными ресурсами, включая уста-
новление официальной ставки рефинансирования
;
в)
политика валютного регулирования
–
это деятельность Банка Рос-
сии, направленная на поддержание покупательной способности рубля. Ва-
лютное регулирование включает:
•
определение официального курса рубля, публикация официальных
котировок иностранных валют по отношению к рублю;
•
осуществление валютных интервенций
–
купли
-
продажи Банком Рос-
сии иностранной валюты на внутреннем валютном рынке для воздей-
ствия на курс рубля и на суммарный спрос и предложения;
•
выполнения функций органа валютного регулирования и валютного
контроля, как непосредственно ЦБ РФ, так и через уполномоченные
банки;
Следует отметить, что индикатором применения тех или иных мер по
регулированию курса рубля с 1 января 2007 года является курс рубля по
отношению к бивалютной корзине, состоящей из
0,55 USD
и
0.45 EUR.
г)
политика минимальных резервов
(резервная политика)
–
утвержде-
ния и изменения ЦБ РФ нормативов отчислений в фонд обязательного ре-
зервирования. Минимальные резервы
–
это обязательные вклады коммер-
ческих банков на счетах в ЦБ РФ, размер которых устанавливается в опре-
деленном отношении к банковским обязательствам (привлеченным сред-
ствам). Их размер не может превышать 20% обязательств банка. На мини-
мальные размеры
ЦБ Росси не начисляет проценты. Банковские учрежде-
ния самостоятельно рассчитывает и перечисляет сумму обязательных ре-
19
зервов на специальные счета в ЦБ РФ. Минимальные резервы возвраща-
ются только при ликвидации банка по заявлению ликвидационной комис-
сии для
удовлетворения требований кредитов
;
д)
политика прямых количественных ограничений
–
установление ли-
митов финансирования банков и проведения кредитными организациями
банковских операций. Прямые количественные ограничения могут приме-
няться ЦБ РФ только в исключительных случаях и только после консуль-
таций с Правительством РФ.
Осуществление денежно
-
кредитной политики ЦБ РФ неразрывно свя-
зано с регулированием банковской системы, при этом кроме вышеназван-
ных экономических мер воздействия Центральный банк РФ в праве при-
менять и
административные меры воздействия
. Административные меры
воздействия применяются к банкам индивидуально и только в случаях вы-
явления нарушений банковского законодательства.
Административные меры воздействия включают:
•
проведение проверок;
•
направление предписаний;
•
применение санкций.
Банк России
имеет право проводить проверки кредитных организаций
и их филиалов. Они должны осуществляться либо лицами, уполномочен-
ными Советом директоров Банка России, либо соответствующими ауди-
торскими фирмами (получившими лицензию в Банке России). Проверки
кредитных организаций проводятся комплексно или по отдельным на-
правлениям их деятельности. Комплексные проверки должны предусмат-
ривать проверку достоверности отчетов, представленных в Банк России,
соответствия выполняемых операций банковскому законодательству и
нормативным актам ЦБ РФ, соблюдения кредитной организацией эконо-
мических нормативов. Комплексные проверки кредитных организаций,
имеющих филиальную сеть, осуществляются на консолидированной осно-
ве, то есть проводятся одновременно в кредитной организации и в ее фи-
лиалах (во всех, если их число не превышает пять, или некоторых из них,
имеющих наихудшие показатели). Комплексные проверки проводятся не
реже одного раза в 2 года.
По результатам проверки каждой кредитной организации (филиала)
составляется акт проверки. В случае выявленных нарушений, ЦБ РФ впра-
ве направлять кредитной организации предписания об устранении нару-
шений. Предъявления таких требований не может рассматриваться как
санкция. Банк России может применять следующие санкции к кредитным
организациям:
1. Взыскать штраф в размере до 0,1% оплаченного уставного капитала
банка;
20
2. Ограничить проведение отдельных операций на срок до шести ме-
сяцев (временное приостановление действия банковской лицензии). Огра-
ничение (или запрет) может вводиться на следующие виды банковских
операций:
а) привлечение новых вкладов физических лиц и депозитов юридиче-
ских лиц;
б) реализация населению и юридическим лицам собственных ценных
бумаг всех видов;
в) открытие корреспондентских счетов «НОСТРО»;
г) выдача гарантий на третьих лиц и прием на себя любых новых фи-
нансовых обязательств;
д) привлечение новых межбанковских кредитов;
е) открытие корреспондентских счетов «ЛОРО»;
ж) проведение операций с физическими лицами по купле
-
продаже
иностранной валюты;
з) ограничение выдачи кредитов размером задолженности, сложив-
шейся на дату направления предписания.
При этом запрет или ограничения на все виды операций может вво-
диться в случае, если в Банк России направляется ходатайство об отзыве
лицензии. В противном случае, ограничение или запрет может наклады-
ваться на операции под пунктами «а
» - «
г».
Для возобновления банковских операций после истечения срока не
требуется никакого нового акта Банка России, если отсутствуют факты по-
вторного
нарушения.
В случае невыполнения предписаний Банк России вправе:
•
взыскать штраф с кредитной организации штраф до 1% от размера
оплаченного уставного капитала;
•
предъявить к кредитной организации соответствующие требования об
осуществлении мероприятия по финансовому оздоровлению;
•
изменить для кредитной организации обязательные нормативы на
срок до шести месяцев;
•
ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных
банковских операций на срок до 1 года, а также на открытие филиа-
лов на срок до 1 года;
•
назначить временную администрацию по управлению кредитной ор-
ганизацией на срок до 18 месяцев;
•
отозвать лицензию на осуществление банковских операций.
Кредитная организация вправе либо обжаловать отзыв лицензии в ад-
министративном порядке или через суд, либо произвести ликвидацию или
реорганизацию.