ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2674
Скачиваний: 34
идеи
В
противоположность животному, полагающемуся на
природу, у человека есть идеи. Благодаря символиче-
ской функции он наделен воображением, ему нужно представ-
лять себе мир.
К тому же, если не учитывать исключительную ситуацию
робинзонады, человек вынужден жить вместе с себе подобны-
ми, что предполагает некий социальный порядок...
ВнаЧале — ТРансЦенденТнОсТЬ
Д
ля понимания мира, социального устройства, человек
сначала обращается к Богу, начиная с обожествленной
природы, а позже — к Богу, управляющему природой, или к
космическому порядку, который передан ему шаманом. Косми-
ческий порядок включает социальный, продиктованный словом
Божьим, через трансовое состояние посредника, сообщающего
миру порядок и Закон.
Так, у истоков человечества, Бог, откровение и Закон — еди-
ны...
ХОРОШиЙ ВласТиТелЬ
и сПРаВедлиВЫЙ ПОРЯдОК
Г
олосом шамана божественный закон сообщает порядок
и благо.
Порядок и благо всегда связаны с раем для праведных, под-
чиненных закону, и адом для остальных, проклятых, падших,
еретиков.
Порядок — это всегда справедливый порядок, потому что
никто и ничто не властвует во имя зла, по крайней мере, офи-
циально...
68
Ален Сораль
CВЯЩенниК, налОГ и ХРаМ
Н
о поскольку человек несовершенен, он делает зло. Про-
ступки в отношении Бога, который он должен искупить
жертвами и приношениями. Сначала это наверняка прямые на-
казания, потом — перенесенные на животных, позже — иску-
пление грехов дарами...
По мере того как технический прогресс делает возможным
перепроизводство, то есть человек может производить больше,
чем прямой эквивалент его рабочей силы, рождается экономика
дара, которая в символическом порядке прилагается к практи-
ческой экономике. Экономика дара порождает касту священни-
ков, живущую за счет этих даров, и они становятся в истории
первыми сборщиками налогов.
Дары Богу — это также налоги, получаемые кастой священ-
ников, хранимые в первом общественном здании, для этого
построенном — храме: одновременно месте молитвы и госу-
дарственной казне. Храм, являющий собой религиозное здание
и здание практического назначения, становится центром соци-
альной организации первой городской революции на выходе из
неолита, как нас учит археолог Вере Гордон Чайлд...
сВЯЩенниКи, ВОинЫ, ТРУЖениКи
Э
то сокровище, отобранное священниками во имя Бога и
блага трудящихся и содержащееся в храме, разумеется,
создает проблему безопасности. Безопасность поначалу обе-
спечивается вооруженными священнослужителями, хранителя-
ми сокровища, а позже, в результате неизбежного распределе-
ния обязанностей — просто-напросто кастой воинов.
Так, в результате смешивания символического и функци-
онального устанавливается система, где работник произво-
дит, священник — собирает и управляет, а воин — защищает
и хранит. Такая система, одновременно священная и практич-
ная, слагается из иерархии и взаимности, где воин защищает
священника и работника; работник питает обоих, а священник,
69
Понять Империю
постепенно все более вынуждаемый делиться сокровищем с
кастой воинов (постоянное соперничество Церкви и Короны),
специфически хранит духовное сокровище. Это предполагает,
помимо ритуалов и богословия, кодифицирующего откровение,
хранение знания, заботу о больных, о бедных и слабых — и
именно так происходит возвращение дара: через образование,
медицину и дела милосердия.
Эта трехчастная организация, описанная Жоржем Дюмези-
лем, с самого начала исторического времени представляет все
наши индоевропейские общества, вплоть до того, как револю-
ция 1789 года разрушит Старый режим, состоявший как раз из
Духовенства, Аристократии и Третьего сословия...
ПОРЯдОК ФУнКЦиОнален или еГО неТ
Т
аким образом, вся система подавления находит транс-
цендентное оправдание в символическом порядке, —
откровение сообщает порядок и благо, и приводит к вымога-
тельству и наказаниям, — но также функционально оправдан
порядок производства, в чем и заключается практическая мо-
раль, состоящая из согласованности и взаимности (сплочен-
ности). В результате, каким бы ни было то необъяснимое, ко-
торое изначально является основанием (откровение), никакой
длительный порядок не может быть абсурдным в практическом
отношении, и, следовательно, никакое абсурдное устроение не
будет длительным. В отношении социального порядка под «аб-
сурдным» подразумевается паразитический порядок, без взаим-
ности отношений.
Так, когда бывшее дворянство шпаги стало аристократией
двора и уже не выполняло ни одной из своих функций: произ-
водство, знание, безопасность — его конец начал стремительно
приближаться, потому что оно стало в чистом виде паразитиру-
ющим классом, и вскоре его ликвидировало дворянство мантии,
чуть позже превратившееся в буржуазных предпринимателей,
наживающихся на управлении, взятках и пошлинах.
70
Ален Сораль
Необратимая функциональность любого изменения в дли-
тельном социальном порядке может также объяснить, скажем,
обращение Римской империи в христианскую религию, при
Константине. Примиряющий христианский универсализм стал
функциональным ответом на упадок легионов, ставших черес-
чур смешанными, и теперь обеспечивать мир Империи и спло-
ченность стало возможно не с помощью армии, а с помощью
Церкви.
Любая символическая или социальная абсурдная организа-
ция, будь то мрачная ересь Катаров, сталинская бюрократия или
паразитирующий капитализм Уолл-Стрит, обречены на исчезно-
вение благодаря смысловой каре. Это только вопрос времени...
ОТ ТРансЦенденТнОсТи К иММаненТнОсТи:
ЦаРсТВО БОЖие и неОБХОдиМОсТЬ лОГОса
У
людей есть идеи, и этим идеям необходимо друг с дру-
гом уживаться. Благодаря символической функции люди
наделены воображением, а также способностью выражать себя
в языке, и по своей природе им свойственно рассуждать о Зако-
не. Религии — великие идеи, управляющие миром, объясняю-
щие Небо и Землю, откровения шамана, свет пророка — быстро
начинают нуждаться в преодолении конфликтов, в порождении
все поясняющего богословия. То есть в рассуждении о том, что,
по идее, выше самих слов.
Какой бы ни была сила откровения, всякая религия, одновре-
менно трансцендентная и политическая, вынуждена в борьбе
мнений оправдывать Закон силой слова, но противоположного
сущности, опираясь на логику.
Таким образом, как червь в плод, в веру проникает разум...