ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2674

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

background image

идеи

В 

противоположность  животному,  полагающемуся  на 

природу,  у  человека  есть  идеи.  Благодаря  символиче-

ской функции он наделен воображением, ему нужно представ-

лять себе мир.

К  тому  же,  если  не  учитывать  исключительную  ситуацию 

робинзонады, человек вынужден жить вместе с себе подобны-

ми, что предполагает некий социальный порядок...

ВнаЧале — ТРансЦенденТнОсТЬ

Д

ля  понимания  мира,  социального  устройства,  человек 

сначала обращается к Богу, начиная с обожествленной 

природы,  а  позже  —  к  Богу,  управляющему  природой,  или  к 

космическому порядку, который передан ему шаманом. Косми-

ческий порядок включает социальный, продиктованный словом 

Божьим, через трансовое состояние посредника, сообщающего 

миру порядок и Закон.

Так, у истоков человечества, Бог, откровение и Закон — еди-

ны... 

ХОРОШиЙ ВласТиТелЬ  

и сПРаВедлиВЫЙ ПОРЯдОК

Г

олосом шамана божественный закон сообщает порядок 

и благо.

Порядок и благо всегда связаны с раем для праведных, под-

чиненных закону, и адом для остальных, проклятых, падших, 

еретиков.

Порядок  —  это  всегда  справедливый  порядок,  потому  что 

никто и ничто не властвует во имя зла, по крайней мере, офи-

циально... 


background image

68

Ален Сораль

CВЯЩенниК, налОГ и ХРаМ

Н

о поскольку человек несовершенен, он делает зло. Про-

ступки в отношении Бога, который он должен искупить 

жертвами и приношениями. Сначала это наверняка прямые на-

казания, потом — перенесенные на животных, позже — иску-

пление грехов дарами... 

По мере того как технический прогресс делает возможным 

перепроизводство, то есть человек может производить больше, 

чем прямой эквивалент его рабочей силы, рождается экономика 

дара, которая в символическом порядке прилагается к практи-

ческой экономике. Экономика дара порождает касту священни-

ков, живущую за счет этих даров, и они становятся в истории 

первыми сборщиками налогов.

Дары Богу — это также налоги, получаемые кастой священ-

ников,  хранимые  в  первом  общественном  здании,  для  этого 

построенном  —  храме:  одновременно  месте  молитвы  и  госу-

дарственной казне. Храм, являющий собой религиозное здание 

и здание практического назначения, становится центром соци-

альной организации первой городской революции на выходе из 

неолита, как нас учит археолог Вере Гордон Чайлд... 

сВЯЩенниКи, ВОинЫ, ТРУЖениКи

Э

то сокровище, отобранное священниками во имя Бога и 

блага трудящихся и содержащееся в храме, разумеется, 

создает  проблему  безопасности.  Безопасность  поначалу  обе-

спечивается вооруженными священнослужителями, хранителя-

ми сокровища, а позже, в результате неизбежного распределе-

ния обязанностей — просто-напросто кастой воинов.

Так,  в  результате  смешивания  символического  и  функци-

онального  устанавливается  система,  где  работник  произво-

дит, священник — собирает и управляет, а воин — защищает 

и хранит. Такая система, одновременно священная и практич-

ная,  слагается  из  иерархии  и  взаимности,  где  воин  защищает 

священника и работника; работник питает обоих, а священник, 


background image

69

Понять Империю

постепенно  все  более  вынуждаемый  делиться  сокровищем  с 

кастой воинов (постоянное соперничество Церкви и Короны), 

специфически хранит духовное сокровище. Это предполагает, 

помимо ритуалов и богословия, кодифицирующего откровение, 

хранение  знания,  заботу  о  больных,  о  бедных  и  слабых  —  и 

именно так происходит возвращение дара: через образование, 

медицину и дела милосердия.

Эта трехчастная организация, описанная Жоржем Дюмези-

лем, с самого начала исторического времени представляет все 

наши индоевропейские общества, вплоть до того, как револю-

ция 1789 года разрушит Старый режим, состоявший как раз из 

Духовенства, Аристократии и Третьего сословия... 

ПОРЯдОК ФУнКЦиОнален или еГО неТ

Т

аким  образом,  вся  система  подавления  находит  транс-

цендентное  оправдание  в  символическом  порядке,  — 

откровение  сообщает  порядок  и  благо,  и  приводит  к  вымога-

тельству и наказаниям, — но также функционально оправдан 

порядок производства, в чем и заключается практическая мо-

раль,  состоящая  из  согласованности  и  взаимности  (сплочен-

ности). В результате, каким бы ни было то необъяснимое, ко-

торое  изначально  является  основанием  (откровение),  никакой 

длительный порядок не может быть абсурдным в практическом 

отношении, и, следовательно, никакое абсурдное устроение не 

будет длительным. В отношении социального порядка под «аб-

сурдным» подразумевается паразитический порядок, без взаим-

ности отношений.

Так,  когда  бывшее  дворянство  шпаги  стало  аристократией 

двора и уже не выполняло ни одной из своих функций: произ-

водство, знание, безопасность — его конец начал стремительно 

приближаться, потому что оно стало в чистом виде паразитиру-

ющим классом, и вскоре его ликвидировало дворянство мантии, 

чуть позже превратившееся в буржуазных предпринимателей, 

наживающихся на управлении, взятках и  пошлинах.


background image

70

Ален Сораль

Необратимая  функциональность  любого  изменения  в  дли-

тельном социальном порядке может также объяснить, скажем, 
обращение  Римской  империи  в  христианскую  религию,  при 
Константине. Примиряющий христианский универсализм стал 
функциональным ответом на упадок легионов, ставших черес-
чур смешанными, и теперь обеспечивать мир Империи и спло-
ченность стало возможно не с помощью армии, а с помощью 
Церкви. 

Любая  символическая  или  социальная  абсурдная  организа-

ция, будь то мрачная ересь Катаров, сталинская бюрократия или 
паразитирующий капитализм Уолл-Стрит, обречены на исчезно-
вение благодаря смысловой каре. Это только вопрос времени... 

ОТ ТРансЦенденТнОсТи К иММаненТнОсТи: 

ЦаРсТВО БОЖие и неОБХОдиМОсТЬ лОГОса

У 

людей есть идеи, и этим идеям необходимо друг с дру-

гом уживаться. Благодаря символической функции люди 

наделены воображением, а также способностью выражать себя 
в языке, и по своей природе им свойственно рассуждать о Зако-
не. Религии — великие идеи, управляющие миром, объясняю-
щие Небо и Землю, откровения шамана, свет пророка — быстро 
начинают нуждаться в преодолении конфликтов, в порождении 
все поясняющего богословия. То есть в рассуждении о том, что, 
по идее, выше самих слов. 

Какой бы ни была сила откровения, всякая религия, одновре-

менно  трансцендентная  и  политическая,  вынуждена  в  борьбе 
мнений оправдывать Закон силой слова, но противоположного 
сущности, опираясь на логику.

Таким образом, как червь в плод, в веру проникает разум...