ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2598

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

76

Ален Сораль

ники Бога и якобы избраны Им; это ограничивало как призва-

ния, так и конкуренцию...

ОТ недОсТаЧи К БЫсТРОМУ РОсТУ:  

УсКОРение исТОРии

С 

рождением царства имманентности происходит роковая 

демократизация великого человека (самый яркий исто-

рический  пример  —  Наполеон  I),  который  теперь  подвластен 

только  режиму  свободной  конкуренции.  Первое  последствие 

демократизации  погони  за  властью  —  умножение  призваний; 

второе  —  текучесть  рабочей  силы,  значительное  ускорение 

хода Истории...

нОВЫе неОБХОдиМЫе КаЧесТВа

У

множение претендентов порождает также новые типич-

ные биографии.

Со стороны символической власти (oratores): преображение 

Божьего  посланника  в  того  нового  священнослужителя,  кото-

рым становится человек — носитель идеи, опирающийся не на 

схоластику,  а  на  риторику;  философ,  интеллектуал,  духовный 

наставник... вдвойне происходящий из буржуазии, как в соци-

альном плане, так и в эпистемологическом. 

Со стороны действующей власти (bellatores): с окончанием 

наследуемой и передаваемой власти (династии и дворянство), 

появились  профессиональные  политики;  трибуны  с  сильной 

харизмой,  военные...  также  происходящие  из  буржуазии,  су-

ществование которых не может не вызывать вопросов о сред-

ствах...

нОВЫЙ ТандеМ — КлеРК и ПОлиТиК

В 

новом политическом мире или в двойнике Старого ре-

жима  Священство/Дворянство,  то  есть  постоянство, 

поддерживаемое  незыблемостью  Церкви,  заменяется  шумом 

пустословия и бессмысленной сварой.


background image

77

Понять Империю

Новая власть в демократических режимах переходит от тан-

дема интеллектуала и политика (Золя/Клемансо, Кинс/Рузвельт, 

Мальро/Де Голль... и чтобы закончить описание упадка... Макс 

Галло/Николя Саркози) к четко разграниченной битве правых 

и левых. Эта битва,  навязанная изнутри гуманистических ра-

мок (имманентность и подавление во имя равенства), учитывая 

экономическую реальность (власть денег, социальное неравен-

ство) порождает:

•  слева:  мастеров  обещаний,  обещающих  скорейшее  ра-

венство;

•  справа: мастеров лжи. 

Справедливость (равенство в правах) цинично использует-

ся в качестве маскировки реального неравенства. Процитируем 

Анатоля Франса: « Закон, во имя равенства, запрещает богатым, 

как и бедным, спать под мостом, попрошайничать на улице и 

воровать хлеб!»

идеЯ и денЬГи

С

колько любители дебатов, профессионалы от политики, 

ломают копья в чистой и свободной битве идей при под-

держке каждый своего политического лагеря:

•  Капитал — для либерального консерватора, то есть бур-

жуазии денег;

•  Труд — для прогрессиста, не забывающего о Партии и о 

профсоюзах.

Непропорциональность между этими лагерями относитель-

но мощи денег, в частности, в том, что касается вопроса иску-

шения коррупцией, не может не иметь последствий...

ВелиКиЙ ЧелОВеК :  

ОТ БОЙЦа дО БанКОВсКОГО слУЖаЩеГО

В 

нашем современном демократическом мире, политиче-

ский  лидер  это  либо  борец  за  идею  (Робеспьер),  либо 

воин (Наполеон I), либо эманация мира денег (Тьер).


background image

78

Ален Сораль

И если ясно, что исторический престиж всегда будет на сто-

роне двух первых, считаются ли они хорошими (Жорес, Кле-

мансо)  или  плохими  (Сталин,  Гитлер),  тенденциозный  закон 

в нашем торговом обществе подчинен как в мире профессио-

нальных политиков, так и в мире воинов-наследников oratores и 

bellatores, миру денег и новой власти посредников. 

Если сформулировать по-другому, это медленное исчезнове-

ние великого человека, великого мыслителя, великого воина, в 

пользу банковского служащего. Самый близкий к нам пример: в 

1969 году, переход президента Французской Республики от ге-

нерала де Голля, героя сопротивления, к Жоржу Помпиду, быв-

шему директору банка Ротшильда...

ВелиКиЙ ЧелОВеК: ПРеделЫ  

и лОЖЬ индиВидУУМа

Д

аже  признавая,  что  великий  воин  смог  положить  конец 

денежной мощи, чтобы навязать ей свое политическое ви-

дение, нельзя не задать себе вопроса: а надолго ли ? Ведь мир им-

манентного, по крайней мере, на первый взгляд, основан на равен-

стве и индивидуализме, запрещающем наследовать власть — то, 

что давало Старому режиму устойчивость и постоянство.

Это очевидное одиночество и краткость политической карье-

ры, каким бы гениальным ни был великий человек, и какой бы 

ни была его жизненная сила, заставляют его, чтобы сохранить 

и увековечить свой труд и достичь власти, опираться на коллек-

тивные силы, большие, чем он сам; а поскольку в современном 

мире Церковь уже не является такой силой — остается только 

«сеть» (система социальных отношений).

И если популярная история запоминает, благодаря романти-

ческому очарованию, имена великих людей, наделенных при-

родной мощью или просто монстров карьеризма, очевидно, что 

в одиночку они ничего не могут. Каким бы не был их личный 

талант, их победа всегда происходит благодаря опоре на создан-

ные ими сети.


background image

79

Понять Империю

Сети  поддержки,  но  также  сети  лояльности,  обязательств, 

взаимности, которые в демократическом мире индивидуализма 

и равенства возможностей являются тайным лицом политики, 

темой,  забытой,  замалчиваемой  интеллектуалами  и  идеолога-

ми, при том, что это — непременное условие любого захвата 

власти... 

сеТи

В 

противовес демократии, где эгалитарный индивидуа-

лизм возведен в официальное правило, а сети всегда 

отрицаются или скрыты, в Старом режиме и,в общем и целом 

— в старом мире, сети были нормой...

В наЧале — сеМЬЯ

П

ервая сеть, конечно же, семья, солидарность и взаимо-

помощь, основанные на кровных связях. Власть, кото-

рую черпают в том числе из связи и солидарности между отцом 

и  сыном  (сейчас  это  видно  на  некоторых  вывесках  предпри-

ятий — «предприятие такое-то и сын» — то, на чем выросла 

мощь предприятия Мишлен). Власть и сила также черпаются в 

братских отношениях (как у братьев Дальтон, Земмур, Хорнек) 

которые, при столкновении с отдельным человеком, дают пре-

восходство коллективного существа...

сеМЬЯ, Клан, ПлеМЯ

П

ервая  сеть  солидарности  и  взаимопомощи,  расширив-

шись, дала то, что мы называем кланом, племенем. Се-

мья  семей,  основанная  на  происхождении  от  общего  предка. 

Этот общий предок может даже, начиная с определенной гра-

дации, стать фиктивным, чистой воды символом (мифом) и об-

рести форму тотема (то, из чего произошли дворянские гербы), 

общего  для  всего  клана,  племени.  Принадлежность  к  клану, 

племени, помимо солидарности и взаимопомощи, предполага-

ет также коллективную  и  передаваемую по  наследству ответ-


background image

80

Ален Сораль

ственность. Например — долг кровной мести — характерный 

для клановых обществ...

ОдинОЧесТВО индиВидУалЬнОГО ГРаЖданина

С

емья, клан, племя, то есть подчинение индивидуума ор-

ганическому  целому,  это  община  по  плоти,  защищаю-

щая и обязывающая, а вне подобной системы, социальная лест-

ница: народ, нация, отдельная личность, связанная с другими 

только холодным абстрактным контрактом. Освобожденная от 

требовательных семейных связей, но одинокая, предоставлен-

ная самой себе...

УПадОК Клана, ГРаЖдансКаЯ лОЖЬ  

и БЫсТРОе РасПРОсТРанение  

нОВЫХ ТаЙнЫХ сеТеЙ (МасОнЫ)

Ч

тобы компенсировать одиночество, ведущее к бессилию, 

в новом мире народов и наций абстрактных индивидуа-

лов рождаются новые сети взаимопомощи и обязательств — ма-

сонские ложи. Это сети власти, находящиеся в промежуточном 

положении  между  гражданином  и  государством,  тайные  —  во 

времена  демократической  прозрачности,  индивидуализма  и 
гражданского равенства...

сеТи сТаРОГО РеЖиМа:  

аРисТОКРаТиЯ, ЦеРКОВЬ, КОРПОРаЦии

Э

то такие же новые сети взаимопомощи и покровитель-

ства,  которые,  чтобы  занять  должное  место  и  обрести 

власть  после  Французской  революции,  вынуждены  были  раз-

рушить сети, существовавшие при Старом режиме, например:

•  круг аристократии, происходящий от клановой системы 

и основанный на кровных связях, как правило, изначаль-

но черпавший власть из владения оружием  (bellatores);