ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2675
Скачиваний: 34
76
Ален Сораль
ники Бога и якобы избраны Им; это ограничивало как призва-
ния, так и конкуренцию...
ОТ недОсТаЧи К БЫсТРОМУ РОсТУ:
УсКОРение исТОРии
С
рождением царства имманентности происходит роковая
демократизация великого человека (самый яркий исто-
рический пример — Наполеон I), который теперь подвластен
только режиму свободной конкуренции. Первое последствие
демократизации погони за властью — умножение призваний;
второе — текучесть рабочей силы, значительное ускорение
хода Истории...
нОВЫе неОБХОдиМЫе КаЧесТВа
У
множение претендентов порождает также новые типич-
ные биографии.
Со стороны символической власти (oratores): преображение
Божьего посланника в того нового священнослужителя, кото-
рым становится человек — носитель идеи, опирающийся не на
схоластику, а на риторику; философ, интеллектуал, духовный
наставник... вдвойне происходящий из буржуазии, как в соци-
альном плане, так и в эпистемологическом.
Со стороны действующей власти (bellatores): с окончанием
наследуемой и передаваемой власти (династии и дворянство),
появились профессиональные политики; трибуны с сильной
харизмой, военные... также происходящие из буржуазии, су-
ществование которых не может не вызывать вопросов о сред-
ствах...
нОВЫЙ ТандеМ — КлеРК и ПОлиТиК
В
новом политическом мире или в двойнике Старого ре-
жима Священство/Дворянство, то есть постоянство,
поддерживаемое незыблемостью Церкви, заменяется шумом
пустословия и бессмысленной сварой.
77
Понять Империю
Новая власть в демократических режимах переходит от тан-
дема интеллектуала и политика (Золя/Клемансо, Кинс/Рузвельт,
Мальро/Де Голль... и чтобы закончить описание упадка... Макс
Галло/Николя Саркози) к четко разграниченной битве правых
и левых. Эта битва, навязанная изнутри гуманистических ра-
мок (имманентность и подавление во имя равенства), учитывая
экономическую реальность (власть денег, социальное неравен-
ство) порождает:
• слева: мастеров обещаний, обещающих скорейшее ра-
венство;
• справа: мастеров лжи.
Справедливость (равенство в правах) цинично использует-
ся в качестве маскировки реального неравенства. Процитируем
Анатоля Франса: « Закон, во имя равенства, запрещает богатым,
как и бедным, спать под мостом, попрошайничать на улице и
воровать хлеб!»
идеЯ и денЬГи
С
колько любители дебатов, профессионалы от политики,
ломают копья в чистой и свободной битве идей при под-
держке каждый своего политического лагеря:
• Капитал — для либерального консерватора, то есть бур-
жуазии денег;
• Труд — для прогрессиста, не забывающего о Партии и о
профсоюзах.
Непропорциональность между этими лагерями относитель-
но мощи денег, в частности, в том, что касается вопроса иску-
шения коррупцией, не может не иметь последствий...
ВелиКиЙ ЧелОВеК :
ОТ БОЙЦа дО БанКОВсКОГО слУЖаЩеГО
В
нашем современном демократическом мире, политиче-
ский лидер это либо борец за идею (Робеспьер), либо
воин (Наполеон I), либо эманация мира денег (Тьер).
78
Ален Сораль
И если ясно, что исторический престиж всегда будет на сто-
роне двух первых, считаются ли они хорошими (Жорес, Кле-
мансо) или плохими (Сталин, Гитлер), тенденциозный закон
в нашем торговом обществе подчинен как в мире профессио-
нальных политиков, так и в мире воинов-наследников oratores и
bellatores, миру денег и новой власти посредников.
Если сформулировать по-другому, это медленное исчезнове-
ние великого человека, великого мыслителя, великого воина, в
пользу банковского служащего. Самый близкий к нам пример: в
1969 году, переход президента Французской Республики от ге-
нерала де Голля, героя сопротивления, к Жоржу Помпиду, быв-
шему директору банка Ротшильда...
ВелиКиЙ ЧелОВеК: ПРеделЫ
и лОЖЬ индиВидУУМа
Д
аже признавая, что великий воин смог положить конец
денежной мощи, чтобы навязать ей свое политическое ви-
дение, нельзя не задать себе вопроса: а надолго ли ? Ведь мир им-
манентного, по крайней мере, на первый взгляд, основан на равен-
стве и индивидуализме, запрещающем наследовать власть — то,
что давало Старому режиму устойчивость и постоянство.
Это очевидное одиночество и краткость политической карье-
ры, каким бы гениальным ни был великий человек, и какой бы
ни была его жизненная сила, заставляют его, чтобы сохранить
и увековечить свой труд и достичь власти, опираться на коллек-
тивные силы, большие, чем он сам; а поскольку в современном
мире Церковь уже не является такой силой — остается только
«сеть» (система социальных отношений).
И если популярная история запоминает, благодаря романти-
ческому очарованию, имена великих людей, наделенных при-
родной мощью или просто монстров карьеризма, очевидно, что
в одиночку они ничего не могут. Каким бы не был их личный
талант, их победа всегда происходит благодаря опоре на создан-
ные ими сети.
79
Понять Империю
Сети поддержки, но также сети лояльности, обязательств,
взаимности, которые в демократическом мире индивидуализма
и равенства возможностей являются тайным лицом политики,
темой, забытой, замалчиваемой интеллектуалами и идеолога-
ми, при том, что это — непременное условие любого захвата
власти...
сеТи
В
противовес демократии, где эгалитарный индивидуа-
лизм возведен в официальное правило, а сети всегда
отрицаются или скрыты, в Старом режиме и,в общем и целом
— в старом мире, сети были нормой...
В наЧале — сеМЬЯ
П
ервая сеть, конечно же, семья, солидарность и взаимо-
помощь, основанные на кровных связях. Власть, кото-
рую черпают в том числе из связи и солидарности между отцом
и сыном (сейчас это видно на некоторых вывесках предпри-
ятий — «предприятие такое-то и сын» — то, на чем выросла
мощь предприятия Мишлен). Власть и сила также черпаются в
братских отношениях (как у братьев Дальтон, Земмур, Хорнек)
которые, при столкновении с отдельным человеком, дают пре-
восходство коллективного существа...
сеМЬЯ, Клан, ПлеМЯ
П
ервая сеть солидарности и взаимопомощи, расширив-
шись, дала то, что мы называем кланом, племенем. Се-
мья семей, основанная на происхождении от общего предка.
Этот общий предок может даже, начиная с определенной гра-
дации, стать фиктивным, чистой воды символом (мифом) и об-
рести форму тотема (то, из чего произошли дворянские гербы),
общего для всего клана, племени. Принадлежность к клану,
племени, помимо солидарности и взаимопомощи, предполага-
ет также коллективную и передаваемую по наследству ответ-
80
Ален Сораль
ственность. Например — долг кровной мести — характерный
для клановых обществ...
ОдинОЧесТВО индиВидУалЬнОГО ГРаЖданина
С
емья, клан, племя, то есть подчинение индивидуума ор-
ганическому целому, это община по плоти, защищаю-
щая и обязывающая, а вне подобной системы, социальная лест-
ница: народ, нация, отдельная личность, связанная с другими
только холодным абстрактным контрактом. Освобожденная от
требовательных семейных связей, но одинокая, предоставлен-
ная самой себе...
УПадОК Клана, ГРаЖдансКаЯ лОЖЬ
и БЫсТРОе РасПРОсТРанение
нОВЫХ ТаЙнЫХ сеТеЙ (МасОнЫ)
Ч
тобы компенсировать одиночество, ведущее к бессилию,
в новом мире народов и наций абстрактных индивидуа-
лов рождаются новые сети взаимопомощи и обязательств — ма-
сонские ложи. Это сети власти, находящиеся в промежуточном
положении между гражданином и государством, тайные — во
времена демократической прозрачности, индивидуализма и
гражданского равенства...
сеТи сТаРОГО РеЖиМа:
аРисТОКРаТиЯ, ЦеРКОВЬ, КОРПОРаЦии
Э
то такие же новые сети взаимопомощи и покровитель-
ства, которые, чтобы занять должное место и обрести
власть после Французской революции, вынуждены были раз-
рушить сети, существовавшие при Старом режиме, например:
• круг аристократии, происходящий от клановой системы
и основанный на кровных связях, как правило, изначаль-
но черпавший власть из владения оружием (bellatores);