ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2672
Скачиваний: 34
71
Понять Империю
ГРеЧесКаЯ деМОКРаТиЯ, или сОМнение
БОлЬШе ЧеМ ВеРа
П
ереломный момент в соотношениях сил и средств меж-
ду двумя движущими силами слова выражается истори-
чески через рождение в Афинах в V веке до Рождества Христо-
ва афинской демократии. Эту демократию на самом деле трудно
было признать истинным народовластием — афинский город-
государство в реальности был олигархией из 40 000 солдат-соб-
ственников, которым служило 200 000 бесправных рабов: со-
временным эквивалентом могли бы служить конфедеративные
штаты Америки или режим африканеров, то есть сегодня Афи-
ны сочли бы фашистским государством! Демократия — это го-
сподство Логоса над законом.
Исторически доказанный переход от Бога с Логосом (бого-
словие, схоластика) к Логосу без Бога (царство Разума, рито-
рики)...
еВРОПеЙсКие ФилОсОФЫ или ЭлиннО-
ХРисТиансКаЯ МЫслЬ
Т
аким же точно образом схоластика проиграла филосо-
фии — слабость веры, подкрепленной разумом, на фоне
разума, который считает, что опирается сам на себя — в Европе
на выходе из Средневековья повторится та же история, несмотря
на попытку Фомы Аквинского укрепить христианскую веру пере-
читыванием Аристотеля. Медленное поражение веры, источенной
разумом, которое, уже начиная с Ла Боэси (1546), будет посте-
пенно подтачивать основания монархии.
Власть короля, основанная на божественном, вновь была по-
ставлена под вопрос: но это не стало возвращением к грекам,
потому что вопрос был поставлен католическим священством,
и в результате родился новый синтез, эллино-христианский, на-
званный «гуманизмом» и состоящий из милосердия и сомне-
ния.
72
Ален Сораль
Это мысль, специфически европейская, глубоко озабоченная
вопросами равенства, идущая от Монтеня к Паскалю и от Па-
скаля к Руссо, чтобы в итоге породить идею нового социально-
го порядка, который вполне логически приведет к французской
Революции; французский дух и разум совершили большую ее
часть...
сОВРеМеннОсТЬ, или ПОБеда иММаненТнОГО:
ЦаРсТВО идеЙ
И
мманентный разум, опирающийся на Французскую
революцию, положил конец эре трансцендентного,
чтобы основать эпоху политической идеи: так, после
религиозных войн открылась эра соперничающих идеологий.
Эта победа Разума, благодаря осуществившему ее Третьему
сословию, является также победой над прежним божественным
порядком деления социума на три части — класс без привиле-
гий ликвидирует божественные привилегии духовного сосло-
вия и дворянства в пользу равенства, а точнее, в пользу себя
самого...
К нОВОМУ РаЮ РаВенсТВа
Н
апоминаем: никто и никогда не царствует во имя зла, и
справедливый миропорядок всегда заявляет, что, несмо-
тря на земные тяготы, ведет к высшему благу. Однако теперь
высшее благо — это больше не мир имманентного, не небеса
католической религии, новым земным раем, которого следует
достичь, стало равенство. Равенство, которое занимает место
Спасения как главной цели и эмблемы всякой гуманистической
политики: светской (имманентной) и современной. Начатки
равенства были, в принципе, достигнуты отменой привилегий
Дворянства и Духовенства и захватом власти Третьим сослови-
ем. И это сословие теперь, перед лицом истории, отвечало за
порождение политической системы, ведущей от проекта фор-
73
Понять Империю
мального равенства к реальному равенству; как, позже, марк-
систский пролетариат, во имя все той же искаженной идеи...
ОТ сВОБОднОЙ КОнКУРенЦии идеЙ
К ПРаКТиЧесКОМУ РаВенсТВУ
ПОд неЙТРалЬнЫМ ТРеТеЙсКиМ сУдОМ
лОГОса: лОЖЬ и ТОнКаЯ ВласТЬ БУРЖУаЗнОГО
лиБеРалиЗМа
З
ахватив место богословских споров, политическая игра
теперь переместится на территорию свободной полити-
ческой дискуссии, ведущейся Третьим сословием, клерками, по
единственному критерию логики и связности (риторики): в ней
участвуют философы, интеллектуалы, духовные наставники,
трибуны, происходящие из Третьего сословия. На смену преж-
ней социальной иерархии, основанной на праве наследства (на-
следственные привилегии, право первородства), пришла свобо-
да предпринимательства, ведущая к власти денег.
На основе абстрактной схемы гуманистического проекта —
прийти к всемирному братству через свободу и равенство, ве-
домые разумом — в реальности выросло удвоенной силы вла-
дычество буржуазии: либерализм политических идей (Вольтер)
вместе с экономическим либерализмом (закон Ле Шапелье)...
КРУШение сТаРОГО МиРа или нОВаЯ ВласТЬ
ТОРГОВЦеВ
Р
азрушение старого мира, основанного на системе трех
сословий, состоящей, как нас научил Жорж Дюмезиль,
из тех, кто молится (oratores), тех, кто воюет (bellatores) и тех,
кто работает (laboratores) — то есть Духовенства, Дворянства
и Третьего сословия привело в результате не к равенству всего
Третьего сословия (власти мира труда), а к новой власти четвер-
той функциональной составляющей общества, порожденной
Третьим сословием — посредников. Власть торговцев, родив-
74
Ален Сораль
шихся ни из религии, ни из войны и ни из труда, но которые тем
не менее теперь правят всем, пользуясь властью денег...
ВласТЬ КаПиТала, ниЩеТа РаБОЧиХ
и МаРКсиЗМ
Н
а самом деле, внутри Третьего сословия, между миром
труда и миром денег, существует явное неравенство:
после первых эйфорических моментов формального равенства
станет очевидно, что старорежимный трехсословный мир сме-
нился новым, бинарным. Мир буржуазии Капитала, хозяина
Рынка, заставляющего пролетариат — рабов труда по найму —
работать на основании его норм и правил.
Это новая классовая борьба, изнутри прогрессистского поля
порожденного Третьим сословием, чьи последствия в области
Логоса (риторики) воплотятся в марксистской критике, расцве-
тающей на противоречиях и лжи буржуазного гуманизма...
аКТУалЬнЫе идеи: лиБеРалиЗМ, сОЦиалиЗМ,
РесТаВРаЦиЯ, ФаШиЗМ
В
результате в современном мире остались актуальными
следующие идеи:
Правый либерализм.
Он состоит из формального равенства
и права предпринимательства. Он был левой идеологией во
времена Старого режима (Вольтер, вдохновленный английской
школой: Локк, Юм...), но стал новой доминирующей идеологи-
ей уже после 1830 года.
Слева — социализм.
Он располагается все на том же про-
грессистском поле имманентного, но предполагает переход от
формального равенства (которое теперь называется « праведли-
востью») к реальному равенству (тому, о котором говорил Жан-
Жак Руссо, в противовес тому, о котором шла речь у Вольтера),
продолжая революционный процесс, начатый французской Ре-
волюцией, с помощью захвата власти новым Третьим сослови-
ем изнутри самого Третьего сословия : пролетариатом!
75
Понять Империю
На полях этих внутренних боев, основанных на современ-
ных идеях, и насильственно помещенные еще правее, чем са-
мые правые, то есть отнесенные к крайне правым (чтобы их
глубже дискредитировать) вне республиканского круга допу-
стимой политики находятся:
Реакция,
то есть реставрация старого режима, как ответ на
буржуазную ложь формального равенства, приводящую к еще
большему социальному насилию. Мысль, которую уже во вре-
мена Французской революции высказывали Луи де Бональд и
Жозеф де Местр, и которую позднее модернизировал Шарль
Моррас.
А внутри либеральной буржуазии:
фашизм.
Позднее (на заре
XX века) национальные буржуа-предприниматели, оставаясь
одной ногой в труде, а другой — в эксплуатации, попытаются
оказать сопротивление владычеству международной финансо-
вой буржуазии с помощью новых союзов...
БиТВа ПРаВЫХ и леВЫХ исКлЮЧаеТ ВсеХ
ОсТалЬнЫХ
П
оскольку любой возврат к прошлому воспринимается
как утопия, а фашистская мысль была опорочена не-
мецким национал-социализмом (а точнее — расизмом, оправ-
данным вопросом жизненного пространства), битва идей, до-
пускаемая нынешней эпохой, в особенности после 1945 года
сводится к конкуренции между двумя идеологиями прогресса:
либерализмом и социализмом, то есть битвой правых и левых
партий...
ВелиКие лЮди
В
древнем мире и вплоть до Французской революции ве-
ликие люди — это пророки и короли (например, Лютер
и Людовик XIV, если выбрать только две ярких фигуры после
Ренессанса). Один — богослов, другой — воин, но оба послан-