ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2672

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

71

Понять Империю

 

ГРеЧесКаЯ деМОКРаТиЯ, или сОМнение 

БОлЬШе ЧеМ ВеРа

П

ереломный момент в соотношениях сил и средств меж-

ду двумя движущими силами слова выражается истори-

чески через рождение в Афинах в V веке до Рождества Христо-

ва афинской демократии. Эту демократию на самом деле трудно 

было признать истинным народовластием — афинский город-

государство в реальности был олигархией из 40 000 солдат-соб-

ственников, которым служило 200 000 бесправных рабов: со-

временным эквивалентом могли бы служить конфедеративные 

штаты Америки или режим африканеров, то есть сегодня Афи-

ны сочли бы фашистским государством! Демократия — это го-

сподство Логоса над законом. 

Исторически доказанный переход от Бога с Логосом (бого-

словие, схоластика) к Логосу без Бога (царство Разума, рито-

рики)...

еВРОПеЙсКие ФилОсОФЫ или ЭлиннО-

ХРисТиансКаЯ МЫслЬ

Т

аким  же  точно  образом  схоластика  проиграла  филосо-

фии  —  слабость  веры,  подкрепленной  разумом,  на  фоне 

разума, который считает, что опирается сам на себя — в Европе 

на выходе из Средневековья повторится та же история, несмотря 

на попытку Фомы Аквинского укрепить христианскую веру пере-

читыванием Аристотеля. Медленное поражение веры, источенной 

разумом, которое, уже начиная с Ла Боэси (1546), будет посте-

пенно подтачивать основания монархии. 

Власть короля, основанная на божественном, вновь была по-

ставлена под вопрос: но это не стало возвращением к грекам, 

потому что вопрос был поставлен католическим священством, 

и в результате родился новый синтез, эллино-христианский, на-

званный  «гуманизмом»  и  состоящий  из  милосердия  и  сомне-

ния.


background image

72

Ален Сораль

Это мысль, специфически европейская, глубоко озабоченная 

вопросами равенства, идущая от Монтеня к Паскалю и от Па-

скаля к Руссо, чтобы в итоге породить идею нового социально-

го порядка, который вполне логически приведет к французской 

Революции; французский дух и разум совершили большую ее 

часть... 

сОВРеМеннОсТЬ, или ПОБеда иММаненТнОГО: 

ЦаРсТВО идеЙ

И

мманентный  разум,  опирающийся  на  Французскую 

революцию,  положил  конец  эре  трансцендентного, 

чтобы  основать  эпоху  политической  идеи:  так,  после 

религиозных войн открылась эра соперничающих идеологий.

Эта победа Разума, благодаря осуществившему ее Третьему 

сословию, является также победой над прежним божественным 

порядком деления социума на три части — класс без привиле-

гий  ликвидирует  божественные  привилегии  духовного  сосло-

вия  и  дворянства  в  пользу  равенства,  а  точнее,  в  пользу  себя 

самого... 

К нОВОМУ РаЮ РаВенсТВа

Н

апоминаем: никто и никогда не царствует во имя зла, и 

справедливый миропорядок всегда заявляет, что, несмо-

тря на земные тяготы, ведет к высшему благу. Однако теперь 

высшее благо — это больше не мир имманентного, не небеса 

католической религии, новым земным раем, которого следует 

достичь,  стало  равенство.  Равенство,  которое  занимает  место 

Спасения как главной цели и эмблемы всякой гуманистической 

политики:  светской  (имманентной)  и  современной.  Начатки 

равенства были, в принципе, достигнуты отменой привилегий 

Дворянства и Духовенства и захватом власти Третьим сослови-

ем. И это сословие теперь, перед лицом истории, отвечало за 

порождение политической системы, ведущей от проекта фор-


background image

73

Понять Империю

мального равенства к реальному равенству; как, позже, марк-

систский пролетариат, во имя все той же искаженной идеи...

ОТ сВОБОднОЙ КОнКУРенЦии идеЙ  

К ПРаКТиЧесКОМУ РаВенсТВУ  

ПОд неЙТРалЬнЫМ ТРеТеЙсКиМ сУдОМ 

лОГОса: лОЖЬ и ТОнКаЯ ВласТЬ БУРЖУаЗнОГО 

лиБеРалиЗМа

З

ахватив  место  богословских  споров,  политическая  игра 

теперь переместится на территорию свободной полити-

ческой дискуссии, ведущейся Третьим сословием, клерками, по 

единственному критерию логики и связности (риторики): в ней 

участвуют  философы,  интеллектуалы,  духовные  наставники, 

трибуны, происходящие из Третьего сословия. На смену преж-

ней социальной иерархии, основанной на праве наследства (на-

следственные привилегии, право первородства), пришла свобо-

да предпринимательства, ведущая к власти денег.

На основе абстрактной схемы гуманистического проекта — 

прийти к всемирному братству через свободу и равенство, ве-

домые разумом — в реальности выросло удвоенной силы вла-

дычество буржуазии: либерализм политических идей (Вольтер) 

вместе с экономическим либерализмом (закон Ле Шапелье)...

КРУШение сТаРОГО МиРа или нОВаЯ ВласТЬ 

ТОРГОВЦеВ

Р

азрушение  старого  мира,  основанного  на  системе  трех 

сословий, состоящей, как нас научил Жорж Дюмезиль, 

из тех, кто молится (oratores), тех, кто воюет (bellatores) и тех, 

кто работает (laboratores) — то есть Духовенства, Дворянства 

и Третьего сословия привело в результате не к равенству всего 

Третьего сословия (власти мира труда), а к новой власти четвер-

той  функциональной  составляющей  общества,  порожденной 

Третьим сословием — посредников. Власть торговцев, родив-


background image

74

Ален Сораль

шихся ни из религии, ни из войны и ни из труда, но которые тем 

не менее теперь правят всем, пользуясь властью денег...

ВласТЬ КаПиТала, ниЩеТа РаБОЧиХ  

и МаРКсиЗМ

Н

а самом деле, внутри Третьего сословия, между миром 

труда  и  миром  денег,  существует  явное  неравенство: 

после первых эйфорических моментов формального равенства 

станет очевидно, что старорежимный трехсословный мир сме-

нился  новым,  бинарным.  Мир  буржуазии  Капитала,  хозяина 

Рынка, заставляющего пролетариат — рабов труда по найму —  

работать на основании его норм и правил.

Это новая классовая борьба, изнутри прогрессистского поля 

порожденного Третьим сословием, чьи последствия в области 

Логоса (риторики) воплотятся в марксистской критике, расцве-

тающей на противоречиях и лжи буржуазного гуманизма...

аКТУалЬнЫе идеи: лиБеРалиЗМ, сОЦиалиЗМ, 

РесТаВРаЦиЯ, ФаШиЗМ

В 

результате в современном мире остались актуальными 

следующие идеи: 

Правый либерализм.

 Он состоит из формального равенства 

и  права  предпринимательства.  Он  был  левой  идеологией  во 

времена Старого режима (Вольтер, вдохновленный английской 

школой: Локк, Юм...), но стал новой доминирующей идеологи-

ей уже после 1830 года.

Слева  —  социализм.

  Он  располагается  все  на  том  же  про-

грессистском поле имманентного, но предполагает переход от 

формального равенства (которое теперь называется « праведли-

востью») к реальному равенству (тому, о котором говорил Жан-

Жак Руссо, в противовес тому, о котором шла речь у Вольтера), 

продолжая революционный процесс, начатый французской Ре-

волюцией, с помощью захвата власти новым Третьим сослови-

ем изнутри самого Третьего сословия : пролетариатом!


background image

75

Понять Империю

На полях этих внутренних боев, основанных на современ-

ных идеях, и насильственно помещенные еще правее, чем са-

мые  правые,  то  есть  отнесенные  к  крайне  правым  (чтобы  их 

глубже  дискредитировать)  вне  республиканского  круга  допу-

стимой политики находятся:

Реакция, 

то есть реставрация старого режима, как ответ на 

буржуазную ложь формального равенства, приводящую к еще 

большему социальному насилию. Мысль, которую уже во вре-

мена Французской революции высказывали Луи де Бональд и 

Жозеф  де  Местр,  и  которую  позднее  модернизировал  Шарль 

Моррас.

А внутри либеральной буржуазии: 

фашизм.

 Позднее (на заре 

XX  века)  национальные  буржуа-предприниматели,  оставаясь 

одной ногой в труде, а другой — в эксплуатации, попытаются 

оказать сопротивление владычеству международной финансо-

вой буржуазии с помощью новых союзов...

БиТВа ПРаВЫХ и леВЫХ исКлЮЧаеТ ВсеХ 

ОсТалЬнЫХ

П

оскольку  любой  возврат  к  прошлому  воспринимается 

как  утопия,  а  фашистская  мысль  была  опорочена  не-

мецким национал-социализмом (а точнее — расизмом, оправ-

данным  вопросом  жизненного  пространства),  битва  идей,  до-

пускаемая  нынешней  эпохой,  в  особенности  после  1945  года 

сводится к конкуренции между двумя идеологиями прогресса: 

либерализмом и социализмом, то есть битвой правых и левых 

партий...

ВелиКие лЮди

В 

древнем мире и вплоть до Французской революции ве-

ликие люди — это пророки и короли (например, Лютер 

и Людовик XIV, если выбрать только две ярких фигуры после 

Ренессанса). Один — богослов, другой — воин, но оба послан-