ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2681

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

81

Понять Империю

•  церковные круги, основанные на вере, подчинении пра-

вилам и ритуалам (oratores), лучшим украшением кото-
рого стал Орден Иезуитов ;

•  сети были также в Третьем сословии — это цеха и корпо-

рации, основанные на общности искусств, (laboratores) 
во главе которых была солидарность ремесел, настоящая 
трудовая «аристократия».

Подобные сети создавали тонкую игру равновесия и соот-

ношения сил между этими представителями старого порядка, 
вполне  соответствующими  «разделению  властей»,  о  котором 
писали модернисты (Локк, Монтескье...); жемчужина демокра-
тии. Разнообразие «теневой власти» не допускало «королевско-
го  абсолютизма»,  о  котором  столько  писали  республиканские 
историки, чтобы дискредитировать Старый режим...

ПОсТеПеннОе ПОдЧинение сеТеЙ сТаРОГО 

РеЖиМа нОВЫМи сеТЯМи,  

на слУЖБе У ТОРГОВЦеВ

О

днако победа этих новых сетей, происходящих из бур-

жуазной демократии, над старыми, не будет мгновенной 

и полной. После первого решительного действия ночи 4 августа 
1789 года (отмена феодальной системы и власти старого поряд-
ка) постепенное, удар за ударом, круг против круга, уничтоже-
ние противника, представленное официальной историей в духе 
Жюля Мишеле как чистая битва идей, принадлежащих великим  
людям (Дантон, Золя, Ферри...), чтобы скрыть цели и истинное 
значение борьбы от отдельных граждан.

Два  определяющих  момента  в  постепенной  ликвидации 

новыми сетями доминирования старых сетей власти, ставших 
сетями сопротивления — это, после ночи 4 августа, дело Дрей-
фуса и закон 1905 года...


background image

82

Ален Сораль

 

делО дРеЙФУса (1894 —1906), или ПОБеда 

сМи и денеГ над аРМиеЙ, ПРиБеЖиЩеМ 

аРисТОКРаТии

Е

сли бы речь шла не о еврее (как это с раздражением от-

мечал  в  то  время  Жан  Жорес,  несмотря  на  свой  дрей-

фусизм), эта банальная шпионская история никогда не вышла 

бы за пределы личного и частного — подобное дело, первое в 

своем роде. Многократно усиленное с помощью рекламы, наде-

ленное символической мощью («Я обвиняю!» Золя, «Аврора» 

Клемансо),  дело  отмечает  захват  власти  мощной  сетью  СМИ 

под  контролем  денег,  опирающихся  на  новых  oratores  —  над 

корпусом офицеров и армии.

Французская  армия:  последнее  прибежище  и  последнее 

место,  где  еще  царил  аристократический  дух  (bellatores),  по-

следнее место, где власть принадлежала дворянству, оказалась 

окончательно дискредитирована этим делом в глазах « большой 

публики» — новой фигурой, неотделимой от СМИ, интеллекту-

ала и профессионального политика. Присутствие аристократии 

в обузданной армии, сегодня осталось только во флоте, который 

ностальгически называется «королевским»...

ЗаКОн ОБ ОТделении ЦеРКВи ОТ ГОсУдаРсТВа 

(1905) и лиШение КаТОлиЧесКиХ 

сВЯЩенниКОВ иХ ФУнКЦии ВОсПиТаТелеЙ, В 

ПОлЬЗУ сВеТсКиХ УЧиТелеЙ

П

осле приказа Людовика XIV 13 декабря 1688 года (эта-

пы  длительного  процесса  борьбы  с  неграмотностью), 

все родители Франции был обязаны посылать детей в  малую 

приходскую школу. Задачу образования и воспитания Церковь 

взяла на себя бесплатно (классическая функция класса oratores), 

и священники учили детей практическим знаниям и христиан-

ской морали. Эта роль Церкви — власть над умами, подверга-

лась нападкам уже начиная с революции 1789 года, но на самом 


background image

83

Понять Империю

деле сильно не пошатнулась ни при  наполеоновском компро-
миссе Конкордата в 1801 года, ни законами Гизо (1833) и Фаллу 
(1850), поскольку французское государство, по причинам стои-
мости, отсутствия средств (помещений и образовательных уч-
реждений для учителей), по-прежнему оставляло французской 
Церкви, верной нации (галликанской традиции) большую роль 
в области организации и распространения образования.

Только начиная с 1879 года, с законами Жюля Ферри, анти-

клерикализм  начал  распространяться  по-настоящему.  Запо-
здалое  ожесточение  против  католической  церкви,  старейшего 
партнера  французского  государства,  объясняется,  в  первую 
очередь,  событиями  1848  и  1871  годов.  После  окончательно-
го  предательства  третьего  пролетарского  сословия  третьим 
буржуазным сословием,  антиклерикализм стал новой битвой 
левой  буржуазии,  которая,  предав  французский  народ,  теперь 
нуждалась в заместительных прогрессистских боях, которые не 
трогали бы власти денег. 

Для радикал-социалиста, хозяина Третьей республики, «ле-

вый» означало больше не «за рабочих», но «против католиков», 
даже если они социалисты. Эта ложная битва левых, предков 
левых  общественников  или  левых  «богемных  буржуа»,  по-
служит предлогом для масона Жюля Ферри, весьма заметного 
члена ложи Великого Востока Франции, чтобы лишить Церковь 
своей роли воспитательницы в пользу «светскости».

Закон 1905 года, так называемый «закон отделения Церкви 

от государства», на самом деле обозначает лишение католиче-
ской  Церкви  ее  традиционной  и  народной  функции  воспита-
тельницы, в пользу Церкви прав человека. Школа «бесплатная, 
светская  и  обязательная»,  воспеваемая  Ферри,  на  самом  деле 
стала «светской в обязательном порядке», то есть франкмасон-
ской — потому что маленькая приходская школа была бесплат-
ной уже при Людовике XIV...


background image

84

Ален Сораль

 

сВеТсКОсТЬ и аТеиЗМ

Т

ак, прекрасная идея «свободы совести и вероисповеда-

ния» скрывает за писаным законом борьбу за политиче-

скую власть одной Церкви против другой Церкви. И то, что нам 

представляют как чисто философские дебаты: победа права на 

атеизм над религией вообще и ее подавляющей властью, на са-

мом деле, только борьба, обращенная против старинной като-

лической мощи, но при этом никогда не против протестантской 

Церкви и, еще в меньшей степени, против иудейской религии.

По этой причине, исходя из слов и кодов республиканского 

богослужения, речь всегда идет о битве за «светскость» и никог-

да — об атеизме; потому что атеизм никак не связан с франк-

масонством.  Достаточно  послушать  как  Жан-Люк  Меланшон, 

сенатор социалист, или, еще хуже — Каролина Фуре, истерич-

ная левачка, рассказывают нам о Старом режиме или об исламе, 

чтобы почувствовать до какой степени «светскость» — на са-

мом деле тоже религия, особенно в нашу эпоху духовного поис-

ка и смуты, время фанатизма!

ПРОлеТаРиаТ ПРОТиВ РаБОЧеЙ аРисТОКРаТии

Ч

то до корпораций, запрещенных Республикой как «про-

межуточные органы управления», — поскольку, теоре-

тически между гражданином и нацией не должно быть никаких 

посредников,  —  этот  старинный  вид  солидарности  по  верти-

кали был официально заменен в новом буржуазном мире XIX  

века классовой солидарностью.

Политическую борьбу захватили в свои руки профессиона-

лы-социалисты,  часто  космополиты,  очень  редко  пролетарии 

по происхождению: и начали биться с любыми попытками, ис-

ходящими от самих рабочих, обратиться к другим видам соли-

дарности, старинным или новым; борьба луддитов, восстание 

ткачей, Кронштадское восстание... которые мгновенно записы-

ваются в «мелкобуржуазный уклонизм» или «популизм».


background image

85

Понять Империю

Это борьба одного класса против другого, отчасти вынуж-

денная, и предполагаемый практический результат — удержать 

рабочий мир в буржуазных рамках работы по найму и превра-

тить рабочих, с помощью социальных условий, а также прак-

сиса (ментальности, порожденной практикой) в то, что Маркс 

называет пролетариями. Это не только трудящиеся, эксплуати-

руемые вымогательством прироста стоимости вырабатываемых 

активов,  но  также  люди,  порабощенные  трудом  как  таковым: 

работой на конвейере, тейлоризмом, фордизмом...

сОВРеМеннОсТЬ, или сОЦиалЬнЫе КлассЫ 

КаК единсТВеннаЯ  

ОФиЦиалЬнО ПРиЗнаВаеМаЯ сеТЬ,  

ПОМиМО индиВидУУМОВ

В 

результате буржуазной лжи, а также догматизма лиде-

ров рабочего движения, единственная признанная в де-

мократическом режиме борьба, за пределами личных конфлик-

тов — это борьба одного класса с другим, то есть битва левых 

и правых.

Единственные признаваемые виды солидарности — это:

•  с одной стороны: классовая солидарность либеральной 

буржуазии, запрещающая свободу предпринимательства 

через посредничество интеллектуалов, все больше ухо-

дящих из философии в сторону экономики, ставшей на-

укой;

•  с другой: рабочий пролетариат, бьющийся за равенство 

посредством  своих  социалистических  лидеров  —  ин-

теллектуалов  и  представителей  профсоюзов,  постепен-

но, в течение второй половины XIX века, перешел под 

знамена  марксистских  интернационалистских  револю-

ционных  левых  движений  (предки  Коммунистической 

партии)  и  левых  реформистских  масонских  движений 

(предки Социалистической партии).