ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2670

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36

Ален Сораль

в пищу все, что было произведено, к обществу с производством 

излишков. Произведенные излишки обменивались на рынке на 

сельскохозяйственные орудия, посуду и т. д. на основании вы-

годы или для начала торговли. 

Расширяющийся и распространяющийся товарообмен при-

водит  со  временем  к  идее  введения  всеобщего  практического 

эквивалента этого обмена — монет. Таким образом, была созда-

на система аккумуляции богатств для самих богачей. Аккуму-

ляция, которая смогла с тех пор на социальном поле модифици-

роваться и деспиритуализироваться самими этими процессами, 

составляющими конкуренцию престижу дарения и, в конечном 

итоге, окончательно его уничтожая. 

Захват власти деньгами у престижа и авторитета прекрасно  

был показан, например, в очень хорошем фильме о конце ин-

дийской  аристократии  индийского  режиссера  Сатьяджита  Рая 

«Музыкальная комната»... 

ОТ денеГ К идее ссУдЫ

Н

акопленные деньги, рожденные в процессе рыночного 

обмена,  с  необходимостью  привели,  в  свою  очередь, 

к идее ссуды. А в рыночном обществе появляются все новые 

возможности беспроцентной ссуды для престижа и удобности 

обмена, когда изящество и великодушие заимодавца обеспечи-

вают его символическое господство (механизм, до сих пор ра-

ботающий в более интимной и частной сфере, когда двое муж-

чин из чувства престижа спорят о том, кто из них оплатит счет 

в ресторане), но победу одерживает материальная власть денег; 

или же подлая власть, стоящая над престижем… 

ЗаПРеЩеннаЯ ссУда, сУЩесТВУЮЩаЯ, 

ОднаКО, на ПеРиФеРии ОБЩесТВа

Е

ще раз традиционные общества знати и дара, общества 

в  то  же  время  торговые,  но  по-прежнему  религиозные 

(например, наши христианские средневековые монархии) осоз-


background image

37

Понять Империю

нали, что социальный престиж должен зависеть единственно от 

душевного благородства.  

Поэтому они запрещали по религиозным, то есть духовным 

и  моральным,  причинам  ссуды  под  проценты.  Но  как  только 

развитие торговли и обмена в этот период — примерно на ис-

ходе XII века — оборачивается расплатой за необходимые для 

развития ссуды, которые неизбежно со временем исчерпывают-

ся, в обществе денег, торговли и безвозмездного займа Церковь 

тут же разрешает такой заем, но с наценкой. 

Таким  образом,  она  поручает  эту  одновременно  отврати-

тельную и необходимую практику — социальную в материаль-

ном отношении и антисоциальную в духовном — проклятому 

сословию, сохранявшемуся до этого за пределами ориентиро-

ванного на Бога общества, в котором, конечно, циркулировали 

деньги, но не имели столь сильного влияния.  

Так, в течение нескольких столетий существовало двойное 

общество, одно их которых было привилегированным, чарую-

щим и пышущим излишествами, опиралось в своей власти на 

дворянство и земельные владения, но тайком знать этого обще-

ства все же полагалась на скрытое сословие, столь же неофи-

циальное, сколь и проклятое; эта часть общества стремительно 

накапливала огромные богатства благодаря ростовщичеству, не 

брезгуя в накоплении первоначального капитала своим финан-

совым влиянием. 

И именно эта часть стала той коррозивной кислотой, которая 

все больше и больше разъедала духовное общество, что при-

вело, в конечном счете, к убийству короля с помощью отмены 

наследственных  привилегий  знати  и  гражданского  равенства. 

Гражданское равенство утвердило на самом деле абсолютную 

власть денег, с помощью чего Банк шаг за шагом овладел всей 

полнотой  власти.  Ключевым  моментом  этого  противостояния 

стало убийство Робеспьером короля, а затем Банк убил самого 

Робеспьера. То есть это была революция, за формально эгали-

тарным оформлением которой таились вполне антисоциальные 

и антинародные мотивы… 


background image

38

Ален Сораль

дОЗВОленЫЙ длЯ ХРисТиан ЗаЙМ

Н

о события, конечно, не развивались столь прямолинейно. 

Параллельно  с  этой  системой  снятых  запретов  на 

получение доходов в христианских обществах развивались со-

всем другие метастазы и другая логика Банка. 

Таким  было,  например,  итальянское  Возрождение  с  папа-

ми-банкирами и еретическими, с теологической точки зрения, 

девиациями, особенно при Борджиа, когда католичество стре-

мительно  теряло  авторитет,  что  отчасти  и  привело  позднее  к 

Реформации. 

То есть это был протестантизм в своей спиритуалистической 

и народной форме возвращения к чистоте изначального христи-

анства. Христос стал par excellence западным воплощением со-

циального порядка, основанного на безвозмездном обмене. 

Позднее это станет обратным ответом на теологические из-

менения  Реформации,  понятые  на  этот  раз  в  духе  адаптации 

христианских  ценностей  к  обществу  торговли  и  частного  ин-

тереса. Это уже протестантизм не в форме отрицания приходя-

щего в упадок и вычурного папизма, но такой протестантизм, 

каким  определял  его  Макс  Вебер,  как  этика  зарождающегося 

капитализма, в котором буржуазия — все еще религиозная — 

аккумулирует богатства и не обогащается больше ради самого 

обогащения, но «к вящей славе Божией»…  

лОГиЧесКаЯ ПОБеда ПРОТесТанТсКОЙ 

РеФОРМаЦии над КаТОлиЧесКОЙ 

ТРансГРессиеЙ, или ОТ ВенеЦии К сиТи

С

о временем все же восторжествовала другая протестант-

ская логика поведения, то есть была поставлена задача 

адаптировать теологию к практике, а не просто оскорбительно 

высмеивать католических пап-банкиров. 

Таким образом, христианский банк, все еще католический и 

итальянский, самостоятельно погряз в семейных преступлени-


background image

39

Понять Империю

ях, вначале в среде немецкой Реформации, потом во всем запад-

ном мире, пронизанном англосаксонским пуританством. 

И  мы  до  сих  пор  находимся  в  той  же  ситуации,  когда  оба 

банковских принципа  сосуществуют на Западе, один из  кото-

рых — протестантский и по форме скорее аскетический и пред-

принимательский; другой — более скрытый и спекулятивный. 

Оба принципа то сближаются, то конкурируют… 

сМЫКание БанКа и анГлиЙсКОЙ КОРОнЫ: 

РОЖдение иМПеРии

Д

ва  противоположных  принципа,  которые,  объединив-

шись, производят впечатляющий качественный скачок. 

Это альянс знати и Банка, исторически осуществленный на этот 

раз английской короной. Их объединение и этот качественный 

скачок мы можем считать актом рождения Империи. 

Этот могущественный альянс короны и Банка произвел до-

минирующую в мировом масштабе силу, не имеющую ничего 

общего  с  предыдущим  итальянским  или  германским  опытом. 

Сила этих преобразований, которые маршем позднее прошлись 

по всему миру, началась с Ост-Индской компании и вышла да-

леко  за  пределы  теологической  реформации  и  эпопеи  семьи 

Борджиа. 

Эта имперская мощь до сих пор лишь увеличивается на на-

ших глазах, распространяясь от короны и лондонского Сити до 

Уолл-стрит и Соединенных Штатов Америки, о чем нам не дает 

забыть американский писатель-популист Линдон Ларуш… 

 

БанК и ПОлиТиЧесКаЯ ВласТЬ, ПОсТеПеннОе 

ПеРеВОРаЧиВание сООТнОШениЯ сил

В 

католической монархической системе банк максималь-

но приближен к власти, но воздерживается при этом от 

прямого  вмешательства  в  дела  управления.  Он  жестко  ставит 

на место знать, как, например, в период царствования Святого 


background image

40

Ален Сораль

Людовика, но также часто ее дестабилизирует, как в конце прав-

ления Людовика XVI. 

Но  в  пуританской  английской  монархической  системе,  на-

против, банк обретает стабильность и несравненную власть. 

Их власть увеличивается в десять раз ради Государя, но со-

храняется опасность завладеть этим могуществом. Такое соот-

ношение  сил,  установленное  королевской  властью,  а  в  самом 

начале лично Государем, было учреждено для более надежно-

го печатанья денег. Контроль за этим процессом стал в хозяй-

ственной деятельности, все менее и менее привязанной к земле 

и  все  более  капитализирующейся,  ключом  к  экономическому 

и  политическому  доминированию,  осуществляемому  посред-

ством центральных банков. 

С тех пор работа Банка, реализуемая с помощью внедрения 

во власть и невидимая для большинства смертных, значительно 

изменила соотношение сил, и особенно была сконцентрирована 

на контролировании финансов. Впервые захват власти истори-

чески был зафиксирован при приватизации центральных бан-

ков. Соучаствующими в этом банками захват власти был назван 

«независимостью»,  чтобы  объявить,  что  они  соучаствовали  в 

избавлении от власти, установленной Государем; то есть от лю-

бой власти и любого политического контроля… 

аБсТРаКЦиЯ и асОЦиалЬнаЯ лОГиКа БанКа

Б

анк  стремительно  освобождается  от  любой  политиче-

ской  власти,  чтобы  осуществлять  в  итоге  скрытую  по-

литическую власть посредством политики центральных банков 

(денежной массы, процентной ставки…), и в то же время Банк 

освобождается логически от всех социальных помех. 

Ответственность за осуществление социальной политики и 

даже  политики  самих  банков  (спекуляциях,  деиндустриализа-

ции, безработице …) возлагается, как правило, официально и в 

СМИ, на Государя (премьера или президента) и представителей 

политики.