ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2670
Скачиваний: 34
36
Ален Сораль
в пищу все, что было произведено, к обществу с производством
излишков. Произведенные излишки обменивались на рынке на
сельскохозяйственные орудия, посуду и т. д. на основании вы-
годы или для начала торговли.
Расширяющийся и распространяющийся товарообмен при-
водит со временем к идее введения всеобщего практического
эквивалента этого обмена — монет. Таким образом, была созда-
на система аккумуляции богатств для самих богачей. Аккуму-
ляция, которая смогла с тех пор на социальном поле модифици-
роваться и деспиритуализироваться самими этими процессами,
составляющими конкуренцию престижу дарения и, в конечном
итоге, окончательно его уничтожая.
Захват власти деньгами у престижа и авторитета прекрасно
был показан, например, в очень хорошем фильме о конце ин-
дийской аристократии индийского режиссера Сатьяджита Рая
«Музыкальная комната»...
ОТ денеГ К идее ссУдЫ
Н
акопленные деньги, рожденные в процессе рыночного
обмена, с необходимостью привели, в свою очередь,
к идее ссуды. А в рыночном обществе появляются все новые
возможности беспроцентной ссуды для престижа и удобности
обмена, когда изящество и великодушие заимодавца обеспечи-
вают его символическое господство (механизм, до сих пор ра-
ботающий в более интимной и частной сфере, когда двое муж-
чин из чувства престижа спорят о том, кто из них оплатит счет
в ресторане), но победу одерживает материальная власть денег;
или же подлая власть, стоящая над престижем…
ЗаПРеЩеннаЯ ссУда, сУЩесТВУЮЩаЯ,
ОднаКО, на ПеРиФеРии ОБЩесТВа
Е
ще раз традиционные общества знати и дара, общества
в то же время торговые, но по-прежнему религиозные
(например, наши христианские средневековые монархии) осоз-
37
Понять Империю
нали, что социальный престиж должен зависеть единственно от
душевного благородства.
Поэтому они запрещали по религиозным, то есть духовным
и моральным, причинам ссуды под проценты. Но как только
развитие торговли и обмена в этот период — примерно на ис-
ходе XII века — оборачивается расплатой за необходимые для
развития ссуды, которые неизбежно со временем исчерпывают-
ся, в обществе денег, торговли и безвозмездного займа Церковь
тут же разрешает такой заем, но с наценкой.
Таким образом, она поручает эту одновременно отврати-
тельную и необходимую практику — социальную в материаль-
ном отношении и антисоциальную в духовном — проклятому
сословию, сохранявшемуся до этого за пределами ориентиро-
ванного на Бога общества, в котором, конечно, циркулировали
деньги, но не имели столь сильного влияния.
Так, в течение нескольких столетий существовало двойное
общество, одно их которых было привилегированным, чарую-
щим и пышущим излишествами, опиралось в своей власти на
дворянство и земельные владения, но тайком знать этого обще-
ства все же полагалась на скрытое сословие, столь же неофи-
циальное, сколь и проклятое; эта часть общества стремительно
накапливала огромные богатства благодаря ростовщичеству, не
брезгуя в накоплении первоначального капитала своим финан-
совым влиянием.
И именно эта часть стала той коррозивной кислотой, которая
все больше и больше разъедала духовное общество, что при-
вело, в конечном счете, к убийству короля с помощью отмены
наследственных привилегий знати и гражданского равенства.
Гражданское равенство утвердило на самом деле абсолютную
власть денег, с помощью чего Банк шаг за шагом овладел всей
полнотой власти. Ключевым моментом этого противостояния
стало убийство Робеспьером короля, а затем Банк убил самого
Робеспьера. То есть это была революция, за формально эгали-
тарным оформлением которой таились вполне антисоциальные
и антинародные мотивы…
38
Ален Сораль
дОЗВОленЫЙ длЯ ХРисТиан ЗаЙМ
Н
о события, конечно, не развивались столь прямолинейно.
Параллельно с этой системой снятых запретов на
получение доходов в христианских обществах развивались со-
всем другие метастазы и другая логика Банка.
Таким было, например, итальянское Возрождение с папа-
ми-банкирами и еретическими, с теологической точки зрения,
девиациями, особенно при Борджиа, когда католичество стре-
мительно теряло авторитет, что отчасти и привело позднее к
Реформации.
То есть это был протестантизм в своей спиритуалистической
и народной форме возвращения к чистоте изначального христи-
анства. Христос стал par excellence западным воплощением со-
циального порядка, основанного на безвозмездном обмене.
Позднее это станет обратным ответом на теологические из-
менения Реформации, понятые на этот раз в духе адаптации
христианских ценностей к обществу торговли и частного ин-
тереса. Это уже протестантизм не в форме отрицания приходя-
щего в упадок и вычурного папизма, но такой протестантизм,
каким определял его Макс Вебер, как этика зарождающегося
капитализма, в котором буржуазия — все еще религиозная —
аккумулирует богатства и не обогащается больше ради самого
обогащения, но «к вящей славе Божией»…
лОГиЧесКаЯ ПОБеда ПРОТесТанТсКОЙ
РеФОРМаЦии над КаТОлиЧесКОЙ
ТРансГРессиеЙ, или ОТ ВенеЦии К сиТи
С
о временем все же восторжествовала другая протестант-
ская логика поведения, то есть была поставлена задача
адаптировать теологию к практике, а не просто оскорбительно
высмеивать католических пап-банкиров.
Таким образом, христианский банк, все еще католический и
итальянский, самостоятельно погряз в семейных преступлени-
39
Понять Империю
ях, вначале в среде немецкой Реформации, потом во всем запад-
ном мире, пронизанном англосаксонским пуританством.
И мы до сих пор находимся в той же ситуации, когда оба
банковских принципа сосуществуют на Западе, один из кото-
рых — протестантский и по форме скорее аскетический и пред-
принимательский; другой — более скрытый и спекулятивный.
Оба принципа то сближаются, то конкурируют…
сМЫКание БанКа и анГлиЙсКОЙ КОРОнЫ:
РОЖдение иМПеРии
Д
ва противоположных принципа, которые, объединив-
шись, производят впечатляющий качественный скачок.
Это альянс знати и Банка, исторически осуществленный на этот
раз английской короной. Их объединение и этот качественный
скачок мы можем считать актом рождения Империи.
Этот могущественный альянс короны и Банка произвел до-
минирующую в мировом масштабе силу, не имеющую ничего
общего с предыдущим итальянским или германским опытом.
Сила этих преобразований, которые маршем позднее прошлись
по всему миру, началась с Ост-Индской компании и вышла да-
леко за пределы теологической реформации и эпопеи семьи
Борджиа.
Эта имперская мощь до сих пор лишь увеличивается на на-
ших глазах, распространяясь от короны и лондонского Сити до
Уолл-стрит и Соединенных Штатов Америки, о чем нам не дает
забыть американский писатель-популист Линдон Ларуш…
БанК и ПОлиТиЧесКаЯ ВласТЬ, ПОсТеПеннОе
ПеРеВОРаЧиВание сООТнОШениЯ сил
В
католической монархической системе банк максималь-
но приближен к власти, но воздерживается при этом от
прямого вмешательства в дела управления. Он жестко ставит
на место знать, как, например, в период царствования Святого
40
Ален Сораль
Людовика, но также часто ее дестабилизирует, как в конце прав-
ления Людовика XVI.
Но в пуританской английской монархической системе, на-
против, банк обретает стабильность и несравненную власть.
Их власть увеличивается в десять раз ради Государя, но со-
храняется опасность завладеть этим могуществом. Такое соот-
ношение сил, установленное королевской властью, а в самом
начале лично Государем, было учреждено для более надежно-
го печатанья денег. Контроль за этим процессом стал в хозяй-
ственной деятельности, все менее и менее привязанной к земле
и все более капитализирующейся, ключом к экономическому
и политическому доминированию, осуществляемому посред-
ством центральных банков.
С тех пор работа Банка, реализуемая с помощью внедрения
во власть и невидимая для большинства смертных, значительно
изменила соотношение сил, и особенно была сконцентрирована
на контролировании финансов. Впервые захват власти истори-
чески был зафиксирован при приватизации центральных бан-
ков. Соучаствующими в этом банками захват власти был назван
«независимостью», чтобы объявить, что они соучаствовали в
избавлении от власти, установленной Государем; то есть от лю-
бой власти и любого политического контроля…
аБсТРаКЦиЯ и асОЦиалЬнаЯ лОГиКа БанКа
Б
анк стремительно освобождается от любой политиче-
ской власти, чтобы осуществлять в итоге скрытую по-
литическую власть посредством политики центральных банков
(денежной массы, процентной ставки…), и в то же время Банк
освобождается логически от всех социальных помех.
Ответственность за осуществление социальной политики и
даже политики самих банков (спекуляциях, деиндустриализа-
ции, безработице …) возлагается, как правило, официально и в
СМИ, на Государя (премьера или президента) и представителей
политики.