Файл: Левиафан выпуск 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2206

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

позже предлагает Карл Хаусхофер с точки зрения обратной ин­теграции континента. Здесь присутствует европейская пан-идея с Германией, а не Англией в качестве центра, пан-евразийская с Хартлендом-Россией и пан-тихоокеанская с Японией, но ори­ентированной на континентальны силы. Здесь три полюса объ­единяются на основе континентализма вокруг Евразии, куда до­бавляется меридианальное районирование мира.

В общем, видение четырех полюсов как основы мироустрой­ства мы видим и у представителей континенталистской геопо­литической школы, и у атлантистов, и у сторонников идеи ев­ропейской интеграции. Оперирование с четырьмя полюсами, четырьмя пан-идеями, четырьмя меридианально интегрирован­ными зонами является константой глобальной политики, а так­же внутренней, тщательно скрываемой схемой в планировании глобальных политических процессов. Квадриполяризм, таким образом — это не нечто надуманное сегодня, это некая схема, которую учитывают все игроки и архитекторы глобальных про­цессов. Это принципиальный вопрос. И такова предыстория квадриполяризма.

Дальше следует Вторая мировая война, двуполярный мир и последующий распад этой системы. И здесь крайне важным представляется текст Сэмюэля Хантингтона, который пишет о столкновении цивилизаций, где он опять выделяет цивилиза­ции как субъекты большой политики. То есть, опять полюса, и опять конфликты между интегрированными наднациональны­ми территориями. Хантингтон выделяет восемь таких полюсов-цивилизаций. Шесть он рассматривал как сложившиеся и два как новые. Евроатлантическая цивилизация включает Европу и Америку; исламская охватывает Ближний Восток и часть Сред­ней Азии; евразийскую он называет славяно-православной; четвертой является индийская цивилизация, куда кроме Индии относится Непал и Шри-Ланка; далее следует китайская, так­же более обширная, чем само государство КНР; и японская, за что японцы были очень благодарны Хантингтону, так как он


выделил их в отдельный полюс. И две потенциальные циви­лизации — это латиноамериканская, которая может отличаться от североамериканской, а интеграция стран Латинской Амери­ки подтверждает такое развитие сценария, и транссахарская африканская, которая подразумевает интеграцию черной Аф­рики. Как мы знаем, Муамар Каддафи был сторонником объ­единения африканских стран, этому вопросу также посвящены различные теории самих африканских интеллектуалов, так как границы нынешних государств имеют колониальный характер, не имеющий ничего общего с историческими, религиозными и этническими началами.

Хантингтонианская модель восьми цивилизации, по сути дела, развивает тематику многополярности. Но для нас здесь принципиально важно одно — что мы имеем дело с признани­ем четвертого полюса, который обозначен как пан-евразийский у Хаусхофера. Он, в лице православно-слаянской цивилизации на территории Хартленда, Хантингтоном признается и фикси­руется.

Модель Хантингтона, конечно же, не бесспорна. Например, некоторые европейцы начали критиковать его модель за то, что он включил США и Европу в одну цивилизацию, этот аргумент также подлежит определенной дискуссии.

Но Хантингтон вводит понятие цивилизации в центр политического международного анализа, при этом признавая за славяно-православной цивилизацией статус исторического субъекта.

Так как Хантингтон был представителем школы реалистов в международных отношениях, ему был ближе именно кон­фликт, поэтому он писал о столкновении цивилизаций. Прези­дент Исламской Республики Иран Мохаммад Хатами ответил ему, что необязательно между цивилизациями должно быть столкновение, может быть и диалог. Это вопрос открытый. Во­йна или мир составляют два условия внешней политики, тесно связанные друг с другом. Однако нужно учитывать, что сами


реалисты вообще мыслят в категориях войны и эта традиция начинается с классиков реализма — Ганса Моргентау, Эдвар­да Карра и др. Соответственно, мы сейчас не ставим акцент на столкновении, но выделяем второй аспект — цивилизации в качестве акторов международной политики. И этими игроками становятся полюса, интегрированные большие пространства. Здесь мы можем вспомнить Карла Шмитта, который согласно теории прав народов и больших пространств говорил о том, как формируются юридические концепции, аналогичные доктрине Монро, английскому морскому праву и т.д., когда те или иные цивилизационные, экономические и стратегические модели по­степенно поднимаются на уровень концептов международной политики. Для этого Карл Шмитт и вводит понятие Большого пространства, которое помогает очертить феноменологический объем процессов в международной сфере, который постепенно, по мере своего дальнейшего оформления приобретает юриди­ческий и политический характер .

Большое пространство как зона цивилизации постоянно под­нимается от подразумевания естественной культурной и эконо­мической близости до уровня политического правового субъ­екта. Так, собственно говоря, и показывает Карл Шмитт, Это было в истории и точно так же объединялась Европа. В Европе сначала говорили об экономической близости европейских го­сударств и постепенно это большое пространство развивалось до уровня политического концепта, то есть Евросоюза как юри­дической инстанции. Так же, по такой же шкале в терминах больших пространств и мыслится создание многополярного мира. Есть цивилизационное единство, есть экономико-страте­гическая близость или взаимозависимость, есть, с точки зрения Фридриха фон Листа, естественное тяготение стран, находя­щихся на общем уровне развития, к сближению для того, чтобы создать общую экономическую систему, таможенный союз для защиты от более развитых стран и для консолидации позиции перед лицом менее развитых стран. Это знаменитая концепция


Фридриха фон Листа, которая позволила осуществиться немец­кому экономическому чуду и объединению Германии Бисмар­ком. Ведь Германия как единое государство возникла довольно поздно, в XIX веке на основании искусственного объединения ряда немецких государств, объединенных общей цивилизаци­ей, общей культурой, но с разными религиями на основании именно таможенного союза.

То есть так от цивилизации происходит переход в нечто боль­шее, формирование из общего культурного и экономического контекста, общих стратегических интересов политического ор­ганизма или политейи. Термин политейя очень удобен в этом смысле, поскольку он описывает политическое образование с не определенным в точных юридических категориях статусом. Политейей может быть государство, может быть конфедерация, может быть союз разных государств, и может быть даже какая-то субгосударственная инстанция в рамках широкого федера­лизма. То есть политейя — это нечто политическое, по крайней мере, так понимался этот термин в эпоху Платона. Нечто поли­тическое, без уточнения, о чем идет речь, о большом, малом, за­конченном, незаконченном, суверенном или не суверенном. То есть, переход от большого пространства и принципа цивилиза­ции и общего культурно-экономическо-стратегического контек­ста к политическому выражению и юридическому оформлению этого нового актора международных отношений, это процесс движения к политейи, политизация цивилизации. У нас циви­лизация дана в рамках большого пространства, большое про­странство описывает приблизительно его границы, и дальше начинается оформление этого большого пространства от эко­номической близости в политейю. Этот процесс может занять совершенно разные сроки и в различных условиях протекать по-разному. В одном, как это проходило, например, в рамках доктрины Монро, в другом в случае доктрины Вильсона, в тре­тьем случае с Евросоюзом. И сейчас мы видим, что процессы


в разных зонах проходят с разной скоростью и совершенно по-разному сценарию, но они происходят везде.

Наш проект Евразийского союза, озвученный Президентом Путиным, является классическим выражением такого интегра­ционного проекта. И соответственно, если мы говорим о Ев­разийском союзе, обозначенном Путиным, речь идёт об инте­грации одного из четырех больших пространств, больших зон, которую мы видели ещё у Хаусхофера, эту же зону мы встреча­ли у Куденхове-Калерги и у Хантингтона, который признавал существование особой православно-славянской цивилизации.

Если вернуться в 90-е годы, когда стало формироваться наше Международное Евразийское движение, мы, на основании этих принципов, стали выступать в поддержку многополярного мира, причем, мира с требованием отказа от гегемонии США и созданием разных центров для разрешения текущих и возмож­ных конфликтов. И этот, направленный против однополярности тренд, стал основой евразийской модели во внешней политике. Соответственно, интересно, как наши позиции и наши идеи из­менились к 2012 г. Тогда Чарльз Краутхаймер объявил об одно-полярном мире, он сказал, что Америка правит миром сегодня безраздельно. Однополярный мир торжествовал, поэтому сто­ронники однополярности, особенно среди неоконсов, откровен­но провозглашали ориентацию на американскую империю как свою цель.

Однополярный мир был доминирующей моделью в 90-е годы. Мы, евразийцы противопоставили этому многополярную модель, но поскольку в тот период в самой России доминиро­вали представители однополярности, то и евразийство имело несколько маргинальный статус и даже обоснование многопо­лярности вызывало у многих недоумение. А о евразийской ин­теграции вообще никто не хотел слышать, так как на повестке дня стояло дальнейшее расчленение самой Российской Федера­ции по этнонацональному признаку, что, например, проявилось в двух чеченских войнах.