Файл: Левиафан выпуск 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2213

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но за это время были сформулированы основные принци­пы евразийства во внешней политике, для многополярности, больших пространств и пан-идей — все это присутствует в ранних материалах неоевразийства начала 90-х гг., т.к. это была революционная евразийская идеология, направленная про­тив существовавшего режима статус-кво. Тогда мы наблюдали интересный диалог с представителями единственного полюса однополярного мира. На другой стороне шахматной доске были Бжезинский и прочие сторонники атлантистской гегемонии., которые ставили крест на идее многополярности и говорили, что этот проект не возможен. Они говорили, что однополяр-ность — это демократия, прогресс и модернизация, а много­полярность — регресс, консерватизм, коррупция и реваншизм с ностальгией русского национализма. Таким был этот непри­ятный диалог в 90-е годы. И даже к терминам «евразийство», «интеграция»«, «многополярность»« со стороны апологетов од-нополярности было крайне брезгливое отношение. В их пони­мании была лишь одна, американская и западная цивилизация, а все остальные являлись недоцивилизациями. Однополярный момент при этом пытался зафиксировать себя как теоретиче­ский, не подлежащий сомнению концепт.

А дальше, после 90-х гг. мы стали свидетелями провала это­го однополярного проекта. И это признали даже на Западе те же люди, которые впервые о нем заговорили. Чарльз Краутхаммер, который двадцать лет назад написал статью «Однополярный момент»«, заявил, что он уже прошел, Америка уже достигла своего пика и прошла его. И вот здесь наша позиция уже обрела свое подтверждение в историческом масштабе.

При этом к концу 90-х гг. начали прорабатываться, а в 2000-х гг. стали доминантой внешнеполитического дискурса в США уже другие модели. Вначале заговорили о бесполярном мире. О том, что США не могут править миром, поэтому в управле­ние им нужно включить другие страны и цивилизации. Полю­са вообще не будет, но ценности будут западными: идеология


прав человека, рынок, свободное гражданское общество и т.д. В общем, бесполярный мир — это тотальное торжество Запа­да, но без главенствующей роли США. Это мир, которым будут править глобальные западные элиты, глобальные олигархи. Об этом говорит Ричард Хаас из Совета по международным отно­шениям, которые разрабатывали базу трехполярности в эпоху своего становления. А Барак Обама провозглашает многосто­ронний проект — нечто среднее между бесполярным и однопо-лярным миром. Это идея того, что США, оставаясь гегемоном западного мира, оставаясь супердержавой, передает частично свои полномочия тем странам, которые готовы следовать ее указаниям, — Европе, китайской олигархии и другим акторам, которые признают американскую повестку дня. То есть это и глобализация, и однополярный мир и предложение посовето­ваться с кем-то еще на условиях США. Данный проект не имеет ничего общего с многополярностью, но сам язык, дискурс уже изменился. И здесь возникает интересный момент.

Многополярность продолжает оставаться ярлыком, непри­емлемым для глобального западного дискурса. Уже есть одно-полярность, которая видится сзади, есть бесполярность и мно­госторонность. А многополярность остается табуированной, так как она предполагает четвертый полюс. И в последние годы мы сталкиваемся с интересным аспектом, когда западные экс­перты начинают использовать наш термин — многополярность. Как, например, Энтони Гидденс стал использовать выражение «Третий путь»«, так и представители западной цивилизации на­чали использовать термин, который раньше всячески дискреди­тировали.

Когда мы начинаем знакомиться с новейшими изданиями западных авторов, где все больше и больше говорится о многополярности мы видим, что начиная с Параг Ханны до Катценштайна и даже Бжезинского под многополярностью имеется нечто удивительно напоминающее трехполярность. Мы имеем дело именно с трехполярностью, которая выдается


за многополярность. Ведь уже не говорится о едином центре принятия решений, есть три полюса, которые вписываются в теорию многополярности. И в качеств этих трех базовых цивилизаций, например у Катценштайна, автора книги «Цивилизации в мировой политике»« мы видим американскую, европейскую и китайскую. И дальше на основании этого строится модель многополярного мира, но, как и раньше, речь идет о двух версиях мироустройства. Хаусхофер и Куденхове-Калерги оперировали с четырьмя пространствами и неявно предполагали интеграцию вокруг Евразии, в то время как Трехсторонняя комиссия апеллировала к трем пространствам, а четвертое являлось объектом борьбы.

И в данном случае мы имеем дело с очень интересной экс-клюзией, которая выражается в конкретном действии — в от­казе России быть самостоятельной цивилизацией. В теории это очень четко прослеживается во всех публикациях о многопо­лярности. Говорится, что Россия — это европейская страна с азиатским населением или что это православно-христианский народ с большим количеством мусульман. И объектом этой пря­мой экспансионистской атаки становится Россия как цивили­зация. Евразийцы, которые утверждали, что Россия — это са­мостоятельная туранская и православная цивилизация — такая постановка вопроса отрицается. Не случайно в подробнейшей работе Катценштайна, вышедшей в 2012 г. тщательным образом описываются европейская, китайская, исламская, индуистская цивилизации, а о России вообще нет упоминания. Они следуют словом в слово за Хантингтоном, только выбрасывают славян-ско-православную цивилизацию из своих работ. И такая трак­товка стала базовой идеей наших отечественных западников, которые говорят, что с Россией не нужно считаться. По их мне­нию, нужно смотреть на США, Китай и на Европу, а Россия — это второстепенная периферия. И из этого возникает определе­ние России — что это периферия одновременно европейской и азиатской цивилизаций. И, соответственно, любая претензия


русских на цивилизацию на корню отвергается. Стоит русскому заявить о принадлежности к особому типу цивилизации, что мы являемся носителями уникального цивилизационного кода — это не воспринимается. И если мы не являемся цивилизацией, то о какой евразийской интеграции может быть речь? Это всего лишь ностальгия по империи, Советскому Союзу и «тюрьме на­родов». Соответственно, если мы не являемся цивилизацией, то у нас нет оснований для создания Евразийского союза. Значит наша политика — это не что иное, как неоколониализм, — го­ворят либералы.

Итак, произошел отказ от однополярности, принята модель многополярного мира, а четвертое пространство снова явля­ется исключенным из новой модели. Есть три полюса и наша страна, подлежащая разделу на сферы влияния между ними, на Запад и Восток, на христиан и мусульман. Данные попытки де­ления на славян и кавказцев, на русских и нерусских являются инструментом логической борьбы против четвертого полюса, и все, кто стоят на этой позиции являются врагами российской государственности. Это либералы, которые откровенно говорят о необходимости развала России, и еще две колонны внутри нашего общества — русские националисты, предлагающие ут­вердить российскую идентичность как западную, а также ис­ламские сепаратисты и фундаменталисты, которые хотят ото­рвать исламскую составляющую от России и интегрировать ее в другое большое пространство. Эти три силы присутствовали и на Болотной площади, включая их идеологов, финансистов и активистов. Все эти носители трехполюсного мира, противо­положного квадриполярному, в нашем обществе присутствуют. И большая геополитика имплазивно обращается внутрь нашего общества — Навальный и «Пусси Райот» становятся элемен­тами сетевой борьбы против большого четвертого полюса, а их действия тут же подхватывают провокаторы неонацисты и ваххабиты. Эта системная модель направлена против тех, кто


утверждает самобытную идентичность русской и евразийской цивилизации, т.е. против нас.

А наша цивилизация обосновывается довольно простой формулой. У русской евразийской цивилизации есть два лица. Это Европа как православная Византия в качестве части Ев­ропы. Это своего рода граница нашего западничества, которая встречается и у Ф. Тютчева с идеей завоевания Россией Европы и восстановления Византийской Империи с русским православ­ным царем, и у В. Соловьева, который предполагал, что Европа может объединиться с Россией, а во главе нового образования будет русский царь. Иными словами, наше допустимое запад­ничество — это Византия.

Наша западная граница лежит по православному миру. Да, у нас могут быть и западники — это византисты, сторонники пра­вославной идентичности. А второе лицо — это Чингисхан. Так как Московское царство, а позже Российская Империя — это не что иное, как воссоздание Золотой Орды с дополнительными приращениями. И это настолько тесно определяет нашу исто­рическую судьбу, что мы как носители туранской цивилизации во многих организационных, культурных, мировоззренческих вопросах не отличимы от Орды. Это авторитаризм туранской государственности, — когда мы полностью отдаем себя в руки вождя, но он должен вести нас к победам. Это требование к ли­деру не быть частной личностью, а стать коллективной лично­стью, которая зачастую обожествлялась. Кстати, сам Чингисхан заимствовал идею создания земного царства у несториан-хри-стиан, которые были в составе его войска. В общем, у нас есть два наследия — византийское как русское западничество и на­следие Чингисхана с тюрско-монгольской государственностью. Оба, безусловно, присутствуют и формируют русскую цивили­зацию с особой идентичностью, которая отлична от западной, т.к. у нас восточное христианство как минимум, и от Азии, так как эта составляющая у нас туранская и кочевая.